Что такое обмен веществ в биологии 5 класс определение плешаков

Биология

Что такое обмен веществ и как он проявляется у различных живых организмов.

Обмен веществ – это совокупность процессов, в ходе которых происходит поглощение и выделение веществ из организма. Эти процессы позволяют расти и размножаться, сохранять свои структуры и отвечать на воздействия окружающей среды.

Растениям для роста и развития необходимы свет, вода и углекислый газ, минеральные вещества. Животным такие условия недостаточны. Им необходимы питательные органические вещества.

Рассмотрим организм коровы. Для своего существования она должна поглощать определённые вещества, то есть питаться. Эти вещества организм использует для получения энергии и «стройматериалов», необходимых для роста тела. Для такого превращения веществ в клетках тела корове необходим кислород, поглощаемый в процессе дыхания.

В результате жизнедеятельности образуются ненужные отходы. Они удаляются из организма с помощью органов выделения и дыхания (углекислый газ).

Обмен веществ растений отличается от обмена веществ животных. У растений есть два типа питания. Один из них получил название воздушного, или листового. Он заключается в поглощении углекислого газа и воды и выделении кислорода и осуществляется в процессе фотосинтеза. При этом растения создают органические вещества из минеральных, выполняя тем самым свою роль производителей. Другой тип питания называется минеральным, или корневым. Он заключается в поглощении из почвы необходимых для жизни минеральных веществ, растворённых в воде.

Источник

1. Что общего в строении всех живых организмов? Перечислите основные признаки живого.
Общее в строении всех живых организмов – это клетки из которых состоят все живые организмы.
Признаки:
1. Движение.
2. Дыхание.
3. Питание.
4. Рост.
Основные признаки живого:
1. Способность к движению. Признаки наглядно появляющиеся у животных, многие из которых способны активно передвигаться.
2. Способность расти. Все живое способно увеличиваться в размерах и массе за счет растяжения, деления клеток и т.д.
3. Питание, дыхание, выделение – процессы посредством которых обеспечивается обмен веществ.
4. Раздражимость – способность реагировать и давать ответные реакции на внешнее воздействие.
5. Размножение и связанное вместе с ним явление изменчивости и наследственности – самый характерный признак живого.

2. О чем свидетельствует сходство в строении растительных и животных организмов?

Свидетельствует о том, что все живые организмы на планете Земля имеют общее происхождение. Единое происхождение жизни на земле можно увидеть в том, что все живые организмы, вне зависимости от сложности своего строения или особенностей состоят из клеток и только из них. Все клетки имеют общий план строения, вне зависимости от того, что источник жизни на планете был единый, из которого, с течением времени и под воздействием изменений окружающей среды, развились разные живые организмы. Клетка, является единой и неделимой для всего живого на Земле, общее строение – общее происхождение.

3. Достаточно ли одного признака, чтобы отличить живое от неживого? Приведите примеры.

Нет, одного признака не достаточно. Например, вирусы обладают целым рядом признаков, характерных живым организмам. (Они размножаются, двигаются и эволюционируют) однако их не считают живыми организмами.

4. Что такое обмен веществ?

Обмен веществ – это совокупность процессов, происходящих в организме при усвоении пищи, вдыхании кислорода (дыхания) и выделения органических веществ.

5. В чем сущность питания?

Сущность питания заключается в получении организмом достаточного количества различных веществ, необходимых для его существования, роста, развития и продолжения рода, а также обеспечения безопасности жизнедеятельности.

6. Что такое раздражимость?

Раздражимость – способность живого организма реагировать на внешнее воздействие изменением своих физико-химических и физиологических свойств.

7. Какова роль выделения в жизни организмов?

В процессе метаболизма образуется множество растворимых в воде веществ, которые либо просто не нужны организму, либо вовсе токсичны. Таким образом, организм выделяет эти продукты обмена в составе биологических жидкостей (моча, пот и т.д.). Благодаря выделительной системе животные способны избавляться от токсичных веществ, а не накапливать их в организме.

8. Способны ли растения к движению? Приведите примеры.

Растения способны к движению. Рост растений не ограничен, т.к. они могут расти в течение всей жизни. Но вот движения их ограничены: лианы обвиваются вокруг опоры, многие цветки закрываются на ночь. Однако эти перемещения несравнимы с движением животных.

9. Чем рост растения отличается от роста животных?

Рост у животных осуществляется за счет деления клеток, а рост у растений осуществляется за счет удлинения клеток в длину и увеличения органоидов.

10. Сформулируйте интересующие вас вопросы, на которые вы ожидаете получить ответ при изучении данного курса.

Источник

Биология. 5 класс

Конспект урока

Урок 7. Жизнедеятельность клетки

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Клетка, деление клетки, раздражимость, транспорт веществ

Обмен веществ – это процесс поглощения клеткой нужных ей веществ, их сложных превращений внутри и выведения ненужных веществ в окружающую среду.

Раздражимость – способность клеток живых организмов реагировать на внешнее и внутреннее воздействия изменением своих физико-химических и физиологических свойств.

Деление клетки – процесс образования из родительской клетки двух и более дочерних клеток.

Рост клетки – это увеличение объёма, массы и размера клетки.

Обязательная и дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Живые клетки дышат, питаются, растут и размножаются. Вещества, необходимые для жизнедеятельности клеток, поступают в них сквозь клеточную мембрану в виде растворов из внешней среды и других клеток. Причём мембрана хорошо пропускает в клетку одни вещества (например, воду) и задерживает другие. В клетках живых организмов постоянно происходят разнообразные реакции. Если их ход нарушается, то это может привести к серьёзным изменениям жизнедеятельности клетки. Так, получаемые извне органические и минеральные вещества используются клетками для образования необходимых им веществ и построения клеточных структур. При распаде органических веществ выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности клетки. Движению питательных веществ внутри клетки способствует цитоплазма. Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем больше скорость движения цитоплазмы.

Для клеток, как и всего живого на Земле, характеры обмен веществ и энергии, рост и размножения. Клетки живых организмов дышат, питаются, растут, обладают способностью к размножению.

Движение цитоплазмы внутри клетки способствует перемещению питательных веществ и воздуха. Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем больше скорость движения цитоплазмы. Нередко живые растущие клетки всех органов растения меняют форму. Их оболочки округляются и местами отходят друг от друга. В этих участках межклеточное вещество разрушается. Возникают межклетники, заполненные воздухом.

Для клеток характерно такое свойство всех живых организмов, как раздражимость, то есть они реагируют на внешние и внутренние воздействия. Одноклеточные организмы, реагируя на условия среды, могут изменять свою форму, двигаться в сторону пищи или, наоборот, покидать места, где условия неблагоприятны.

В результате деления и роста клеток происходит рост организма у целом. Деление клетки – необходимый процесс постоянного обновления клеток. Поскольку происходит увеличение количества клеток, этот процесс считается размножением клеток.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Установите соответствие

Источник

Урок биологии «Обмен веществ» 5 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Office Word.docx

Что такое обмен веществ в биологии 5 класс определение плешаков. Смотреть фото Что такое обмен веществ в биологии 5 класс определение плешаков. Смотреть картинку Что такое обмен веществ в биологии 5 класс определение плешаков. Картинка про Что такое обмен веществ в биологии 5 класс определение плешаков. Фото Что такое обмен веществ в биологии 5 класс определение плешаков

Что такое обмен веществ в биологии 5 класс определение плешаков. Смотреть фото Что такое обмен веществ в биологии 5 класс определение плешаков. Смотреть картинку Что такое обмен веществ в биологии 5 класс определение плешаков. Картинка про Что такое обмен веществ в биологии 5 класс определение плешаков. Фото Что такое обмен веществ в биологии 5 класс определение плешаков

Выбранный для просмотра документ карточки.docx

Задача: Изучить химическую природу обмена веществ.

Прочитайте текст, рассмотрите картинки.

составьте план ответа по вопросам:

Как по-другому называется обмен веществ?

На какие стадии делится обмен веществ?

Что происходит на стадии катаболизма?

Что происходит на стадии анаболизма?

Что такое ферменты? Зачем они нужны в химических реакциях?

Заполните схему в своем рабочем листе:

Задача: Выявить особенности обмена веществ у растений.

Прочитайте текст, рассмотрите картинки

составьте план ответа по вопросам:

О каком процессе рассказывается в вашем тексте?

Как выглядит уравнение фотосинтеза?

Какие вещества поступают в растение?

Какие вещества образуются на свету?

Как используются эти вещества?

Что дальше происходит с этими веществами?

Как называется этот процесс?

Благодаря чему происходит этот процесс?

Как используется полученная энергия?

Заполните таблицу на рабочем листе

Задача: Выявить особенности обмена веществ у животных.

Прочитайте текст, рассмотрите картинки

составьте план ответа по вопросам:

Какие вещества поступают в организм животных?

Как называются процессы, при которых поступают вещества?

Что с ними происходит с веществами внутри организма?

Какие вещества выделяются в результате?

Заполните таблицу на рабочем листе

Прочитайте текст, рассмотрите картинки

составьте план ответа по вопросам:

Перечислите факторы, влияющие на скорость обмена веществ?

Какая зависимость обмена веществ от температуры?

Какие бывают группы животных относительно температуры тела? Чем отличается их обмен веществ?

Составьте схему в рабочем листе:

Выбранный для просмотра документ конспект.docx

Тема: «Обмен веществ и превращение энергии»

сформулировать определения понятиям «обмен веществ»;

изучить сущность обмена веществ и энергии;

раскрыть особенности обмена веществ и энергии у растений и животных;

продолжить развитие коммуникативных умений при ведении диалога, устной монологической речи учащихся;

способствовать развитию логического мышления через формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;

воспитывать толерантность учащихся;

воспитывать наблюдательность, внимательность при работе с биологическими объектами;

воспитывать эстетическое мировосприятие, бережное отношение к окружающей природе.

Методы обучения: проблемный, эвристический.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация «Обмен веществ и энергии», «Рабочая тетрадь. Биология: 6 класс».

I. Организационный момент

1. Проверка готовности класса к уроку.

II. Этап всесторонней проверки знаний.

Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте, попробуем ответить на вопрос «В чем отличие живых организмов от неживой среды?»

Признаки живого организма

III. Актуализация знаний

Чтобы узнать какое свойство мы будем изучать следующим, давайте посмотрим на слайд. Как вы понимаете фразу «Организм – открытая, саморегулирующаяся система»?

Для каких веществ организм открыт? Как вещества поступают в организм? Как называются эти процессы?

Что происходит с избытком веществ? Каким образом вещества выводятся из организма?

Этот процесс называется обменом веществ. Сообщение темы урока

Давайте сформулируем определение? Что такое обмен веществ?

I V . Изучение нового материала

Давайте сформулируем определение? Что такое обмен веществ?

Для того, чтобы узнать как можно больше о процессе обмена веществ мы разделимся на группы:

Задача: Изучить химическую природу обмена веществ.

Прочитайте текст, рассмотрите картинки и составьте план ответа по вопросам:

Как по-другому называется обмен веществ?

На какие стадии делится обмен веществ?

Что происходит на стадии катаболизма?

Что происходит на стадии анаболизма?

Что такое ферменты? Зачем они нужны в химических реакциях?

Задача: Выявить особенности обмена веществ у растений.

Прочитайте текст, рассмотрите картинки и составьте план ответа по вопросам:

О каком процессе рассказывается в вашем тексте?

Как выглядит уравнение фотосинтеза?

Какие вещества поступают в растение?

Какие вещества образуются на свету?

Как используются эти вещества?

Что дальше происходит с этими веществами?

Как называется этот процесс?

Благодаря чему происходит этот процесс?

Как используется полученная энергия?

Задача: Выявить особенности обмена веществ у животных.

Прочитайте текст, рассмотрите картинки и составьте план ответа по вопросам:

Какие вещества поступают в организм животных?

Как называются процессы, при которых поступают вещества?

Что с ними происходит с веществами внутри организма?

Какие вещества выделяются в результате?

Прочитайте текст, рассмотрите картинки и составьте план ответа по вопросам:

Перечислите факторы, влияющие на скорость обмена веществ? Составьте схему.

Какая зависимость обмена веществ от температуры?

Какие бывают группы животных относительно температуры тела? Чем отличается их обмен веществ?

Выступление 1 представителя от каждой группы, заполнение таблицы, схем.

Значение обмена веществ:

Обеспечение организма энергией и питательными веществами

Круговорот веществ в природе

V . Закрепление нового материала:

1. Обмен веществ происходит у всех живых организмов.

2.Обмен веществ складывается из двух противоположных процессов.

3.В обмене веществ у растений принимают участие только листья.

4.В растения из окружающей среды поступают кислород, углекислый газ и вода.

5.В обмене веществ у животных принимают участие только органы дыхания и кровеносной системы.

6.В результате фотосинтеза образуются органические вещества и кислород.

7.Теплокровные животные имеют постоянную температуру тела.

8.Змеи и лягушки – это теплокровные животные.

9.Медведь – холоднокровное животное, так как впадает в зимнюю спячку.

10. Зимой у птиц обмен веществ протекает медленно, потому что температура окружающей среды низкая.

11. Активный обмен веществ у птиц и млекопитающих способствовал их широкому распространению на Земле.

12. Обмен веществ и энергии является основным признаком живого организма.

V. Подведение итогов урока

– Узнали ли вы, что-то новое на уроке?
– Какие знания вы применили на уроке для понимания новой темы?
– Что произвело на вас наибольшее впечатление?
– Хочется ли узнать что-нибудь еще по этой теме?

VI. Домашнее задание

П. 44 – прочитать, выучить определения

Кроссворд «Обмен веществ», 10 вопросов.

Сообщение «Питание и обмен веществ».

Выбранный для просмотра документ обмен веществ.pptx

Что такое обмен веществ в биологии 5 класс определение плешаков. Смотреть фото Что такое обмен веществ в биологии 5 класс определение плешаков. Смотреть картинку Что такое обмен веществ в биологии 5 класс определение плешаков. Картинка про Что такое обмен веществ в биологии 5 класс определение плешаков. Фото Что такое обмен веществ в биологии 5 класс определение плешаков

Описание презентации по отдельным слайдам:

В чем отличие живой и неживой природы?

« Организм – открытая саморегулирующаяся система»

Обмен веществ и энергии

Правила работы в группах 1 группа – Химики. 2 группа – Ботаники. 3 группа – Зоологи. На столе: Текст Задание Изображения

Химики Обмен веществ = …………….. Вещества: Энергия: Вещества: Энергия:

Химики Обмен веществ = Метаболизм Катаболизм Анаболизм Вещества: Распадаются Энергия: Выделяется Вещества: Образуются Энергия: Поглощается

Организмы Дыхание Питание Дыхание Питание Поглощают Выделяют Поглощают Выделяют Растения Животные

Факторы, влияющие на скорость обмена веществ обмен веществ

Факторы, влияющие на скорость обмена веществ обмен веществ Физическая нагрузка Возраст Температура

Какое значение имеет обмен веществ?

Какое значение имеет обмен веществ? 1) Обеспечение организма энергией и питательными веществами 2) Рост и развитие 3)Круговорот веществ в природе

Ответы Верные: 1, 2, 4, 6, 7, 11, 12 Неверные: 3,5,8,9,10 Критерии оценки: 12-11баллов – «5» 10-9 баллов – «4» 8-7 баллов – «3» 6 и меньше – «2»

Рефлексия – Узнали ли вы, что-то новое на уроке? – Какие знания вы применили на уроке для понимания новой темы? – Что произвело на вас наибольшее впечатление? – Хочется ли узнать что-нибудь еще по этой теме?

Домашнее задание 1) П. 44 – прочитать, выучить термины 2) Задание по выбору: Кроссворд «Обмен веществ», 10 вопросов. Сообщение «Питание и обмен веществ».

Выбранный для просмотра документ рабочий лист.docx

Фамилия Имя ________________________ Тема: ___________________________

Этапы обмена веществ

Обмен веществ у растений и животных

Факторы, влияющие на скорость обмена веществ

Значение обмена веществ

Фамилия Имя __________________________ Тема: ___________________________

Этапы обмена веществ

Обмен веществ у растений и животных

Факторы, влияющие на скорость обмена веществ

Значение обмена веществ

Выбранный для просмотра документ тексты.docx

Метаболи́зм (от греч. μεταβολή — «превращение, изменение»), или обмен веществ — набор химических реакций, которые возникают в живом организме для поддержания жизни. Эти процессы позволяют организмам расти и размножаться, сохранять свои структуры и отвечать на воздействия окружающей среды.

Метаболизм обычно делят на две стадии: катаболизм и анаболизм. В ходе катаболизма сложные органические вещества распадаются до более простых, обычно выделяя энергию. А в процессах анаболизма — из более простых образуются более сложные вещества и это сопровождается затратами энергии.

Ферменты играют важную роль в метаболических процессах потому, что:

действуют как ускорители химических реакций и снижают затраты энергии для активации химической реакции;

позволяют регулировать реакции обмена веществ.

Обмен веществ у растений

Фотосинтез – не простой процесс. В процессе фотосинтеза в растение поступают углекислый газ и вода. На свету из них образуются органические вещества: углеводы, белки и жиры. Эти органические вещества идут на построение новых клеток растения. При построении клеток органические вещества разрушаются. Для этого в растение поступает кислород. При их разрушении выделяется энергия. Благодаря этим процессам осуществляется рост, цветение, образование плодов и семян, запасание питательных веществ.

Обмен веществ у животных

В организме животных осуществляется благодаря пищеварительной, дыхательной и выделительной системе. Также в этом процессе участвуют кожа и различные железы. Готовые органические вещества (жиры, белки, углеводы), а также вода и минеральные соли, поступают в организм животного через пищеварительную и дыхательную систему, в клетках внутренних органов органические вещества распадаются на более простые, которые используются в процессах роста и развития, а отходы, такие как мочевина и не переваренные остатки выделяются в окружающую среду.

Факторы, влияющие на обмен веществ

На скорость обмена веществ влияет ряд факторов. Первый из них – физическая нагрузка. Чем больше движения – тем больше скорость обмена веществ. Это объясняется большими затратами энергии.

Второй фактор это возраст. У более молодых особей обмен веществ протекает быстрее, потому что в организме протекают процессы роста и развития. С возрастом эти процессы замедляются и начинается старение организма, что приводит к снижению скорости обмена веществ.

И последний фактор – это температура. Из начальной школы нам известно, что существуют животные с разной температурой тела. Это хладнокровные животные, чья температура тела зависит от температуры окружающей среды и теплокровные, имеющие постоянную температуру тела. У хладнокровных обмен веществ протекает медленнее, чем у теплокровных. Это объясняется строением их кровеносной системы. С повышением температуры окружающей среды обмен веществ хладнокровных ускоряется.

Факторы, влияющие на обмен веществ

На скорость обмена веществ влияет ряд факторов. Первый из них – физическая нагрузка. Чем больше движения – тем больше скорость обмена веществ. Это объясняется большими затратами энергии.

Второй фактор это возраст. У более молодых особей обмен веществ протекает быстрее, потому что в организме протекают процессы роста и развития. С возрастом эти процессы замедляются и начинается старение организма, что приводит к снижению скорости обмена веществ.

И последний фактор – это температура. Из начальной школы нам известно, что существуют животные с разной температурой тела. Это хладнокровные животные, чья температура тела зависит от температуры окружающей среды и теплокровные, имеющие постоянную температуру тела. У хладнокровных обмен веществ протекает медленнее, чем у теплокровных. Это объясняется строением их кровеносной системы. С повышением температуры окружающей среды обмен веществ хладнокровных ускоряется.

Источник

Подведем итоги (гл. 1).

Проверьте себя

1.Что такое живая природа?
Живой природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека, обладающее признаками живого.

2. Чем живая природа отличается от неживой?
Объекты неживой природы не обладают признаками живого, такими как рост, размножение, обмен веществ и др.

3.Перечислите основные признаки живого.
Рост, размножение, обмен веществ, раздражимость.

4.Какие вещества относятся к органическим?
Белки, жиры, углеводы.

5.Что общего в строении тел всех живых организмов?
Все живые организмы состоят из клеток.

6.Как размножается клетка?
Путем деления.

7.Сравните роль ядра и цитоплазмы в жизнедеятельности клетки.
В ядре хранится наследственная информация о строении и функциях данной клетки и всего организма в целом. Цитоплазма содержит в себе все клеточные тельца и связывает внутреннее содержимое клетки, в ней происходят процессы жизнедеятельности.

8.Какие методы изучения живой природы вы знаете?
Наблюдение, описание, эксперимент, сравнение, моделирование.

9.Что является основной частью микроскопа?
Тубус, в котором заключены линзы.

10.Назовите главные части клетки.
Ядро, цитоплазма, клеточная мембрана, тельца.

11.Почему клетку считают живой системой?
Потому что все живые части клетки активно взаимодействуют друг с другом, участвуют во всех процессах, каждый выполняет свою функцию. От работы одной части клетки зависит работа остальных ее частей.

12.По каким признакам различают ткани у организмов?
Ткани выполняют сходные функции, имеют сходное строение и происхождение.

Выполните задания

А. Задания на сравнение и объяснение.

1. Сравните строение растительных и животных тканей.
У растений тканей больше, есть образовательная, покровная, проводящая, основная, механическая. У животных:эпителиальная, мышечная, нервная и соединительная. Основное отличите в том, что ткани растений и животных выполняют разные функции, поэтому строение различается. Ткани животных состоят из животных клеток, а растительные – из растительных. Растения и животные отличаются образом жизни, растения неподвижные и им нужна опора, например, поэтому и растений есть механическая ткань – «скелет». У животных такой ткани нет, но есть костная ткань – вид соединительной.

2. Объясните, почему клетку считают основной единицей строения живых организмов.
Потому что все живые организмы состоят из клеток, а клетка – наименьшая единица организма, имеющая признаки живого: обмен веществ, рост, размножение и раздражимость.

3. Объясните, почему знания о живых организмах важны каждому человеку.
Биология объясняет процессы, которые происходят в живых организмах, и помогает понять, как устроена жизнь на планете. Также биология необходима, для того чтобы изучать другие науки, которая с ней связаны.

Б. Выберите правильный ответ.

1. Клетку окружает и отделяет от внешней среды.
А. клеточная мембрана

2. Гемоглобин- это
В. белок крови

3. Наука о живой природе носит название
В. биология

В. Составьте слово, которое содержит предложенные гласные буквы в указанном порядке.
1.
Деление
2.
Цитоплазма
3.
Ядро

Г. Найдите лишнее слово среди предложенных.
1. лупа
2. ткань

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *