Что такое обобщающее предложение в русском языке

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Однородные члены предложения

Однородными называются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним и тем же членом предложения.

Сравните два предложения:

В первом предложении два дополнения отвечают на вопрос ЧТО? и относятся к одному и тому же сказуемому, а во втором предложении два сказуемых поясняются одним общим дополнением.

Однородные члены в предложениях могут быть распространены, то есть могут иметь зависимые слова. Рассмотрите внимательно следующее предложение.

Здесь два однородных сказуемых (СНИМАЛИ и КЛАНЯЛИСЬ): первое распространено обстоятельством (С ГОЛОВЫ) и дополнением (ШАПКИ), а второе не распространено (у него нет зависимых слов).

В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Например:

Первый ряд однородных членов в этом предложении создают сказуемые, второй – дополнения.


Однородные и неоднородные определения

К одному и тому же слову в предложении может относиться несколько определений, которые могут быть однородными и неоднородными. Научиться различать эти два вида определений необходимо, так как однородные определения на письме разделяются запятыми, а между неоднородными определениями запятая не ставится.

1. Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией и характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, форме, размеру и так далее.

В этом предложении четыре определения к слову ЛИСТВА, они однородные, так как все называют цвет и произносятся с интонацией перечисления.

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон и произносятся без перечислительной интонации, например:

Был невыносимо жаркий июльский день (Тургенев).

Определение ЖАРКИЙ сообщает нам о погоде, а определение ИЮЛЬСКИЙ о том, в каком месяце был этот день.

Обратите внимание, что однородные определения могут соединяться сочинительными союзами, а если союзов нет, то их легко можно вставить. Сравните три предложения, расположенные ниже.

Он владел немецким, французским, английским языком.
Он владел немецким, французским и английским языком.
Он владел и немецким, и французским, и английским языком.

2. Однородные определения не могут быть выражены прилагательными, относящимися к разным лексическим разрядам.

На крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке (Пушкин).

У слова ДУШЕГРЕЙКА два определения: ДОРОГОЙ (качественное прилагательное) и СОБОЛЬЕЙ (относительное прилагательное).

3. Определения считаются неоднородными, если одно определение выражено местоимением или числительным, а другое – прилагательным.

Рассмотрите примеры на иллюстрации.

Почему ты не надеваешь свое новое платье?
Наконец мы дождались первых теплых дней.

4. Иногда в художественных произведениях могут встретиться предложения, в которых между определениями, характеризующими предмет с разных сторон, стоят запятые.

Прочитайте предложения из произведений И. А. Бунина и А. П. Чехова. В них авторы стремятся создать единое, целостное представление о предмете или явлении, и такие определения можно считать однородными.

Наступила дождливая, грязная, темная осень (Чехов).
Ясные дни сменились холодными, синевато-серенькими, беззвучными (Бунин).


Пунктуация в предложениях с однородными членами, соединенными сочинительными союзами

Значение соединительных союзов можно условно обозначить фразой: «И ЭТО, И ТО». Они соединяют два однородных члена между собой. Значение разделительных союзов можно определить так: «ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО». Такие союзы указывают на возможность только одного однородного члена из нескольких или на их чередование. Значение противительных союзов выражается иначе: «НЕ ТО, А ЭТО». Противительные союзы противопоставляют один однородный член другому. Рассмотрите примеры союзов каждого разряда на иллюстрации.

ИЛИ,
ИЛИ… ИЛИ,
ЛИБО,
ЛИБО … ЛИБО,
ТО… ТО,
НЕ ТО… НЕ ТО,
ТО ЛИ … ТО ЛИ

Соединительные союзыПротивительные союзыРазделительные союзы
И ЭТО И ТОНЕ ТО, А ЭТОИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО
Без нитки да иголки шубы не пошить.

Без нитки и иголки шубы не пошить.

Мал золотник, да дорог.

Мал золотник, но дорог.

Некоторые сочинительные союзы состоят из нескольких слов, например, КАК… ТАК И; НЕ ТОЛЬКО… НО И. Такие союзы называются составными.

Постановка запятых в предложениях, где однородные члены связаны сочинительными союзами, зависит от того, к какому разряду они принадлежат.

Перед сочинительными союзами, соединяющими однородные члены, запятая ставится в трех случаях:

1) если в предложении однородные члены связаны противительным союзом:
Ягодка красна, да на вкус горька. Задача трудная, зато интересная;

2) если однородные члены связаны повторяющимися союзами:
В лесу одному шумно, и жутко, и весело (Фет);

Теперь обратимся к случаям, когда запятую перед союзами, соединяющими однородные члены, ставить не нужно.

1. Если однородные члены соединены одиночным соединительным или разделительным союзом, например:

2. Если союзы объединяют однородные члены в пары, например:

3. Если два однородных члена соединяются повторяющимися союзами, но образуют устойчивое сочетание: И ДЕНЬ И НОЧЬ, И СМЕХ И ГРЕХ, НИ ДА НИ НЕТ, НИ ДВА НИ ПОЛТОРА, НИ ВЗАД НИ ВПЕРЕД и другие.


Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами

Внимательно прочитайте предложение.

В этом примере четыре подлежащих, но назвать их всех однородными нельзя, потому что первое из них – слово ДЕРЕВЬЯ – объединяет в своем значении последующие, или, наоборот, три последних подлежащих конкретизируют, уточняют значение первого. Между первым подлежащим и последующими можно вставить вопрос: «А какие именно?».

Обобщающие слова в предложениях могут быть выражены разными частями речи, но особенно часто в этом качестве используются местоимения, например:

Ни знатный род, ни красота, ни сила, ни богатство – ничто беды не может миновать (Пушкин) или Так было всегда: и сто, и триста лет назад.

Обобщающие слова могут быть выражены также цельными словосочетаниями, например:

Всякий день стал приносить старый Мосеич разную крупную рыбу : щук, язей, голавлей, линей, окуней (Аксаков).

В этом предложении обобщающим будет сочетание РАЗНУЮ КРУПНУЮ РЫБУ.

В предложениях с обобщающими словами знаки препинания ставятся в соответствии с правилом из трех основных пунктов.

1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

2. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.

На дорожках, на скамейках, на крышах машин – всюду лежали желтые кленовые листья.

3. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных членов – тире.

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения, соединяются друг с другом сочинительной связью.

Обобщающее слово – общее название предметов или признаков, которые перечисляются при помощи однородных членов.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.:Просвещение, 2016. – с. 96-97

1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1/ Львова С. И., Львов В. В. – М.:МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 132

2. Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с.167.

3. Панов М. В. Русский язык. 5 класс. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с. 332.

4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – с. 281.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Некоторые слова обозначают обобщённые, широкие, родовые понятия. Например, слово мебель – родовое понятие для слов шкаф, стол, стул, диван, буфет, тумба. Вокруг слов, обозначающих родовое (обобщённое) понятие, образуются тематические группы. Например, тематическая группа с родовым понятием «ягода»: клубника, малина, смородина, черника, брусника.

Слова, которые обозначают родовое понятие, могут встречаться в предложениях с однородными членами. Тогда говорят об обобщающем слове при однородных членах предложения.

Обобщающее слово – это общее название предметов или признаков, которые перечисляются с помощью однородных членов. Обобщающее слово в схеме обозначается кружочком с точкой посередине. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены предложения.

Рассмотрим предложение. В нашем лесу обитают разные звери: белки, зайцы, лисицы. Однородные члены (подлежащие) белки, зайцы, лисицы – это конкретные названия. Слово звери – их общее (родовое) название. Это обобщающее слово. На письме это будет выглядеть следующим образом.

Что такое обобщающее предложение в русском языке. Смотреть фото Что такое обобщающее предложение в русском языке. Смотреть картинку Что такое обобщающее предложение в русском языке. Картинка про Что такое обобщающее предложение в русском языке. Фото Что такое обобщающее предложение в русском языке

С употреблением обобщающего слова при однородных членах предложения связано несколько правил постановки знаков препинания.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Что такое обобщающее предложение в русском языке. Смотреть фото Что такое обобщающее предложение в русском языке. Смотреть картинку Что такое обобщающее предложение в русском языке. Картинка про Что такое обобщающее предложение в русском языке. Фото Что такое обобщающее предложение в русском языке

Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире.

Что такое обобщающее предложение в русском языке. Смотреть фото Что такое обобщающее предложение в русском языке. Смотреть картинку Что такое обобщающее предложение в русском языке. Картинка про Что такое обобщающее предложение в русском языке. Фото Что такое обобщающее предложение в русском языке

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставим двоеточие, а после однородных членов – тире.

Что такое обобщающее предложение в русском языке. Смотреть фото Что такое обобщающее предложение в русском языке. Смотреть картинку Что такое обобщающее предложение в русском языке. Картинка про Что такое обобщающее предложение в русском языке. Фото Что такое обобщающее предложение в русском языке

Рассмотрим это на примерах.

Что такое обобщающее предложение в русском языке. Смотреть фото Что такое обобщающее предложение в русском языке. Смотреть картинку Что такое обобщающее предложение в русском языке. Картинка про Что такое обобщающее предложение в русском языке. Фото Что такое обобщающее предложение в русском языке

Теоретический материал для углубленного изучения.

Вводное слово и обобщающее слово при однородных членах.

Очень часто в предложениях с обобщающим словом есть ещё слова, которые передают дополнительное значение, это вводные слова.

Если вводное слово стоит после однородных членов и перед обобщающим словом, то перед вводным словом ставится тире, а после него — запятая:

Например. На домах, на деревьях, на скамейках – словом, везде лежал снег.

Что такое обобщающее предложение в русском языке. Смотреть фото Что такое обобщающее предложение в русском языке. Смотреть картинку Что такое обобщающее предложение в русском языке. Картинка про Что такое обобщающее предложение в русском языке. Фото Что такое обобщающее предложение в русском языке

Если вводное слово стоит после обобщающего слова и далее идёт ряд однородных членов, то перед вводным словом ставится запятая, а после него двоеточие:

Например: Снег лежал везде, а именно: на домах, на деревьях, на скамейках.

Что такое обобщающее предложение в русском языке. Смотреть фото Что такое обобщающее предложение в русском языке. Смотреть картинку Что такое обобщающее предложение в русском языке. Картинка про Что такое обобщающее предложение в русском языке. Фото Что такое обобщающее предложение в русском языке

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Найдите предложение, соответствующее схеме: [О:О,О,О …]. (Знаки препинания не расставлены!)

1) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.

2) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.

3) Утро рассеивает всё страх усталость волнения.

Разбор задания: Анализируем схему: обобщающее слово стоит перед однородными членами, после них предложение продолжается.Анализируем предложения. В 1 предложении обобщающее слово фрукты стоит перед однородными членами, следовательно, надо ставить двоеточие. После однородных членов предложение заканчивается. Это предложение не соответствует схеме. Во 2 предложении обобщающее словосочетание морская рыба стоит перед однородными членами, ставим двоеточие. После однородных членов предложение продолжается, следовательно, это предложение соответствует схеме. Проверим 3 предложение. Обобщающее слово всё стоит перед однородными членами. Ставим двоеточие. После однородных членов предложение заканчивается. Это предложение не подходит. Ответ: 2.

Выделите цветом предложение, в котором есть обобщающее слово. (Знаки препинания не расставлены!)

1) В наших степях водятся как зайцы так и лисицы.

2) Нигде ничего не было видно ни воды ни деревьев.

3) То справа то слева то позади слышался гул падающих деревьев.

4) И роща и фасад дома отражались в озере.

Разбор задания: В 1 предложении однородные члены есть, но слова, которое их обобщает, нет. Следовательно, это предложение не подходит. Во 2 предложении однородные члены ни воды, ни деревьев обобщает слово ничего. Это предложение соответствует условиям. Проверим оставшиеся предложения. В 3 и 4 предложении нет обобщающих слов.

Ответ:2) Нигде ничего не было видно: ни воды, ни деревьев.

Источник

Обобщающие слова в предложении, их использование с однородными членами

Что такое обобщающее слово

Обобщающие слова — слова, объединяющие однородные члены предложения в одну смысловую группу и выражающие их общее значение.

Чаще всего обобщающие слова представлены существительным, наречием или местоимением. Обобщающее слово, сопровождающее перечень однородных членов, выполняет такую же синтаксическую роль и является таким же членом предложения.

В саду росли цветы: гортензии, розы, нарциссы.

«Цветы» — это обобщающее слово. Подлежащими являются и обобщающее слово «цветы», и однородные члены «гортензии, розы, нарциссы».

Обобщающее слово может обозначать понятие целого, а однородные члены — части целого, они обозначают понятия разных объемов. Обобщающие слова в таких случаях дают им общее обозначение и общее название. Значение обобщающего слова шире значения каждого из однородных членов. Обобщающее слово, как правило, представляет собой родовое понятие, а однородные члены — видовое.

Обобщающие слова призваны:

Однородные члены при обобщающих словах в речи выделяются интонацией перечисления. В зависимости от расположения обобщающего слова по отношению к однородным членам — в речи перед ним или после него должна быть интонационная пауза.

То слово, которое конкретизируется и уточняется однородными членами, является обобщающим и выполняет с ними одну синтаксическую роль.

Рядом с театром росли хвойные деревья: сосны, ели, пихты.

В этом предложении четыре подлежащих, но не все они являются однородными, так как первое из подлежащих «деревья» объединяет значения последующих, то есть три последних подлежащих «сосны, ели, пихты» уточняют и конкретизируют значение первого. От первого подлежащего «деревья» к последующим «сосны, ели, пихты» можно задать вопрос: «А какие именно?».

Обобщающие слова могут быть выражены цельными словосочетаниями.

Всякий день стал приносить старый Мосеич разную крупную рыбу: щук, язей, голавлей, линей, окуней (Аксаков).

Примеры однородных членов предложения

Однородными являются два или более одинаковых члена предложения, которые:

Они связаны между собой интонацией (перечислительной) и сочинительной связью. В роли однородных членов предложения выступают слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и то же вопрос. Реже встречаются случаи, когда однородные члены представлены разными частями речи.

Он говорил медленно, с длинными паузами.

Однородные члены в предложениях могут иметь зависимые слова.

Мужики снимали шапки с головы и кланялись.

Однородные сказуемые — «кланялись» и «снимали». Первое сказуемое распространено дополнением «шапки» и обстоятельством «с головы», а у второго нет зависимых слов и оно не распространено.

Предложение может быть осложнено несколькими рядами однородных членов.

Солнце поднималось и освещало дорогу, дома деревни и поле.

Первый ряд однородных членов в этом предложении создается сказуемыми, дополнениями — второй.

Какие знаки требуются при обобщающих словах

Однородные члены в предложениях с обобщающим словом могут быть соединены бессоюзной или союзной сочинительной связью. В зависимости от расположения обобщающего слова по отношению к перечислительному ряду, оно выделятся двоеточием или тире. Знаки препинания ставятся в зависимости от того, после однородных членов или до них стоит обобщающее слово. Есть частные ситуации, когда в выделении обобщающего слова используется запятая.

Пунктуация при однородных членах предложения с обобщающими словами

Правило расстановки знаков препинания в предложениях, осложненных обобщающими словами, состоит из четырех основных пунктов.

Обобщающее слово находится перед однородными членами

Если обобщающее слово расположено перед однородными членами и предшествуют перечислению, то после него ставится двоеточие.

Желтые листья клена лежали всюду: на крышах машин, скамейках, на дорожках.

Знак двоеточия показывает, что далее раскрывается содержание значения, когда после обобщающего слова можно вставить слова «а именно».

Желтые листья клена лежали всюду, а именно: на крышах машин, на скамейках, на дорожках.

Обобщающее слово находится после однородных членов

Если обобщающее слово расположено после ряда однородных членов, то перед ним ставится тире.

На скамейках, на дорожках, на крышах машин — всюду лежали желтые листья клена.

В этом случает тире как знак итога, показывает, что перечисление исчерпывается обобщающим словом и завершает его.

Бумага, карандаши, краски — все было аккуратно сложено.

Обобщающее слово перед однородными членами, но предложение после них продолжается

Если перед однородными членами стоит обобщающее слово, а после них предложение продолжается, то двоеточие ставится после обобщающего слова, а, перед остальной частью предложения, после однородных членов, — тире.

Всюду: на крышах машин, на скамейках, на дорожках — лежали желтые листья клена.

В таких предложениях однородные члены выполняют роль уточняющих элементов.

Фрукты: груши, яблоки, сливы — начинали уже созревать.

Перед обобщающими словами или после них находятся вводные слова

Перед обобщающими словами в предложении могут находиться вводные слова, которые указывают, что дальше пойдет перечисление:

В таких случаях перед вводным словом ставят тире, а после него — запятую.

В комнате, в коридоре, на кухне — короче говоря, всюду был ужасный беспорядок.

Если уточняющие слова, которые находятся под логическим ударением, расположены после обобщающих слов и перед однородными членами, то запятая ставится перед уточняющим словом, а после него двоеточие:

Я хорошо подготовился к походу, а именно: купил палатку, вставил батарейки в фонарик, взял спички.

Источник

Обобщающее слово – примеры, правило (8 класс, русский язык)

Предложения в русском языке нередко бывают осложнены однородными членами. А при однородных могут оказаться обобщающие слова, которые требуют особого пунктуационного оформления. В статье мы поговорим именно о таких словах.

Что такое обобщающее предложение в русском языке. Смотреть фото Что такое обобщающее предложение в русском языке. Смотреть картинку Что такое обобщающее предложение в русском языке. Картинка про Что такое обобщающее предложение в русском языке. Фото Что такое обобщающее предложение в русском языке

Что такое обобщающие слова

Обобщающие слова называют более общее, родовое, понятие при более узких, видовых. Например, смородина, малина, черника – это ягоды. «Ягоды» – более широкое понятие по отношению к «смородине, малине, чернике» и может стать поэтому обобщающим словом. Но при перечислении обобщающие слова есть далеко не всегда. Это, скорее, нечастое явление.

Ни в коем случае обобщающее слово не может отвечать на другой вопрос, нежели однородные члены; поэтому глагол не может быть обобщающим для существительных, а существительное – для прилагательных.

Какие знаки требуются при обобщающих словах

Изучая в 8 классе русский язык, школьники знакомятся и с правилом постановки знаков при обобщающих словах.

Если обобщающее слово предшествует перечислению, после него ставится двоеточие («Мы посадили на клумбе цветы: астры, герберы, хризантемы»). Обобщающее слово – «цветы», так как оно является более широким понятием по отношению к «астрам, герберам и хризантемам».

Если в предложении мы видим сначала группу однородных членов, а затем обобщающее слово, то перед ним ставится тире: «Красные, желтые, белые – разноцветные лепестки усыпали дорожку».

Наконец, иногда бывает так, что обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после перечисления предложение продолжается. Тогда надо после обобщающего слова поставить двоеточие, а после перечисления – тире.
Приведем пример.

«Повсюду: на скамейке, на дорожке, на ветвях деревьев – лежал сне».

Обобщающими словами нередко становятся местоимения и наречия «все», «всё», «всюду», «везде», «никто», «никогда» и т.п.

При однородных членах в предложениях с обобщающими словами запятые ставятся по общему правилу.

Каким членом предложения является обобщающее слово

Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные.

Приведем примеры предложений с обобщающими словами.

Что мы узнали?

При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые называют более широкое понятие при перечислении. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные. После обобщающего слова ставится двоеточие. Перед обобщающим словом после перечисления – тире. Если после перечисления предложение продолжается, там тоже необходимо тире.

Источник

Конспект урока по русскому языку «Обобщающие слова при однородных членах предложения» (5класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: «Предложения с обобщающим словом при однородных членах»

УМК: Программа общеобразовательных учреждений М., «Дрофа», 2010г сост. Е.И. Харитонова и учебник «Русский язык» 5 класс под редакцией М.М. Разумовской М., «Дрофа», 2010 г

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

На основе опорных знаний об однородных членах предложения ознакомить учащихся с обобщающими словами и употреблением разделительных знаков в предложениях такой конструкции; с помощью опорных схем помочь ученикам усвоить правила пунктуации

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило постановки двоеточия и тире при обобщающем слове в предложении с однородными членами; уметь графически обозначать обобщающее слово, составлять алгоритм действия,

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Образовательные:
— формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки находить обобщающее слово при однородных членах в предложении; отделять на письме обобщающее слово двоеточием, однородные члены запятыми, в устной речи–интонационно;
— формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование однородных членов в речи; обобщающего слова при однородных членах
Развивающие :
— развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
— развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;
-развивать способность классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации;
-развивать коммуникативную культуру учащихся.
Воспитательные:
— формировать отношение к языку как к основному средству общения;
-формировать интерес к русскому языку;
-формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;
-формировать умение работать в команде с целью создания коллективного творческого продукта;

Определить качество знаний по пройденным темам, выявить пробелы и откорректировать их

Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ожидает непростой урок, поскольку к нам пришли гости. Так что, пожелаем друг другу удачи и начнём.

Урок начнем с повторения: (Слайд 1)

Необходимо ответить, верное или неверное утверждение. Желающие по очереди отвечают на вопрос.

1) Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое.

2) Подлежащее – это второстепенный член предложения.

3) Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

5) Определение отвечает на вопросы какой? Чей? Который?

6) Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения

Подготовка класса к работе

Самооценка готовности к уроку.

Отвечают на вопросы, строят понятные для всех высказывания.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей

подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Организует повторение знаний, закрепление умений.

Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе: (Слайд 2)

1.Сосна, ель, дерево, берёза

2.Стол, стул, мебель, шкаф

3.Зима, весна, лето, время года

Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя остальные слова с целью использования их для составления предложения с однородными членами.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков, осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Создает проблемную ситуацию

По какому признаку вы нашли лишнее слово? Выслушать рассуждения детей и подытожить их. (оно обобщает все остальные слова, группирует их).

Как же называются эти слова?

Эти слова называются обобщающими. Что же обозначает термин «обобщающие слова»? Предлагаю работу в группах для решения этой проблемы. (Слайд 3)

1 гр. Работа с толковым словарем. Найти значение слова «обобщить».

2 гр. Подобрать синонимы к слову обобщить.

Подытожить, исследовать, изучить, вспомнить, научиться подвести итог, дать общее название группе предметов, обобщить названия.

Обобщающее слово — это слова, которые обозначают более общее по отношению к однородным членам понятие. Зависят от того же слова или поясняют то же слово, что и однородные члены предложения. Отвечают на тот же вопрос, что и однородные члены. Являются тем же членом предложения, что и однородные.

Обобщающие слова могут стоять перед однородными членами или после них. В роли обобщающих слов обычно выступают либо существительные, либо местоимения и наречия.

— Сделаем вывод, что же такое обобщающие слова?

Обобщающие слова – это одно более общее наименование всем однородным членам.*

(Обобщающие слова – это слова, которые объединяют в себе по смыслу все однородные члены). (Слайд 4)

Сравним свой вывод с выводами ученых-лингвистов, работавших на этой темой. (Слайд 5)

При однородных членах могут быть слова, которые являются общими по значению для стоящих при них однородных членов. Эти слова называются обобщающими.

Работаем с учебником стр. 145

Определение обобщающих слов

— Над какой проблемой мы с вами работали.

Отсюда вытекает тема нашего урока. Какая?

(Предложения с обобщающим словом при однородных членах) (Слайд 6)

— что нам известно по теме нашего урока. (однородные члены предложения)

— Назовите признаки однородных членов предложения

— Дано два предложения: (Слайд 8)

Все стало белым от выпавшего снега: леса, поля, улицы.

Леса, поля, улицы – все стало белым от выпавшего снега.

— Какие знаки препинания вы поставили в этих предложениях? В чем затруднение? Какой знак препинания ставить после и перед обобщающими словами?

На какой вопрос мы должны ответить сегодня на уроке? (Как правильно оформлять предложения с обобщающим словом и однородными членами?)

Сравнить наблюдения с информацией на слайдах (постановка знаков препинания при обобщающем слове) Слайд 9)

— Сформулируйте правило постановки знаков препинания при обобщающих словах

Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *