Что такое обобщение опыта педагога

Консультация «Как обобщить педагогический опыт»

Что такое обобщение опыта педагога. Смотреть фото Что такое обобщение опыта педагога. Смотреть картинку Что такое обобщение опыта педагога. Картинка про Что такое обобщение опыта педагога. Фото Что такое обобщение опыта педагога Татьяна Кашина
Консультация «Как обобщить педагогический опыт»

практические рекомендации по обобщению своего педагогического опыта

Необходимо, в первую очередь, выявить компоненты, подлежащие обобщению.Это может быть:

• целостная система педагогической деятельности (требует наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года);

• система работы педагога по какой-либо одной проблеме, теме (может быть изучена в течение года);

• использование одного или нескольких эффективных приемов (время изучения определяет сам педагог);

опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод).

Таким образом, изучению могут подлежать любые компоненты, используемые педагогом в определенной системе, приносящие положительный результат и отвечающие требованию «Не навреди»: метод, технология, отдельный прием, способ, средство и др.

Жанр документа по обобщению опыта и форма распространения опыта зависят от уровня обобщения, который бывает практическим, методическим и научным.

Определите основания, которые позволяют вам обобщить свой педагогический опыт. Например, вы работаете по определенной авторской программе. Коротко опишите, что это за программа, почему вы взяли именно ее. Расскажите, в чем заключаются ее основные дидактические принципы, и как вы их используете в своей работе. Это и есть предмет обобщения.

2. Определите цели и задачи своей работы. Они могут полностью повторять цели и задачи той или иной программы или соответствовать какой-то их части. Если речь идет о вашей авторской программе, укажите полностью задачи, которые вы намерены решить с ее помощью. Задачи ставятся образовательные, воспитательные и развивающие.

3. Опишите формы работы по данной методике. Это могут быть различные мероприятия, экскурсии, проекты и многое другое. Формы работы должны максимально содействовать решению поставленных задач. Обратите внимание на тематику и методы. Они должны быть актуальными. Обобщение опыта должно представлять собой завершенную методическую разработку, вне зависимости от объема.

4. Расскажите о результатах своей работы. Используйте для этого обобщённые результаты диагностики. Диагностику необходимо провести как в начале работы по данной программе, так и на промежуточных этапах и на итоговом.

5. Проанализируйте, за счет чего вам удалось достичь положительного результата. Сравните ваши методы с методами ваших предшественников, работавших по данной теме. Необходимо также рассказать и об условиях, в которых может осуществляться работа по данной программе, и о дидактическом материале, который вы используете.

Даже если педагог работает по уже существующей программе, он должен представить свои творческие находки, будь то тематика мероприятий или формы и методы их проведения. Необходимо, чтобы все положения были изложены в логической последовательности, понятным языком и с точным соблюдением терминологии.

8. Если вы считаете, что ваши наработки будут интересны многим вашим коллегам, создайте свой сайт. Разместите на нем свою методику, расскажите о ее особенностях. Поделитесь, какие пособия вы использовали и с какой целью. Можно дополнить изложение фотографиями и видеоматериалами. Можно организовать форум и обсуждать на нем вашу программу. Очень много возможностей для обмена опытом дают социальные сети. Организуйте группу. Проведите вебинар. Использовать для него, помимо социальных сетей и специализированных форумов, можно ISQ и Skype.

План работы по обобщению опыта.

1. Возьмите тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, постарайтесь сформулировать ее как можно конкретнее.

2. Определите форму обобщения. Это может быть реферат, доклад, статья. Возможны и другие варианты, например, привести в систему методические материалы (планы, памятки, схемы, алгоритмические таблицы, перфокарты, и др., сопровождая их краткими разъяснениями.

3. Набросайте краткий план (3—4 основных вопроса, затем составьте тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основные для ваших выводов.Уточните план: в нем должна прослеживаться основная идея и логика изложения темы.

4. Работая над текстом доклада, до предела сокращайте введение, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений, общих фраз, наукообразия.

5. Оценивайте критически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — результаты.

6. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, таблицы, работы воспитанников, списки литературы и т. д.).

Схема описания ППО по модульной технологии

Обобщённый педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения (полное название учреждения) ___

Тема опыта. Идея опыта (главная цель)

1.Сведения об авторе:

Ф. И. О. Образование, название (полное) учебного заведения, год его окончания; специальность и квалификация по диплому; место работы; должность; педагогический стаж; стаж работы в занимаемой должности; награды.

2. Условия формирования опыта.

Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опытаработы оказали влияние следующие факторы:

изучение методической литературы;

изучение опыта коллег;

курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации;

активное участие в работе районных методических объединений и т. д.

3. Теоретическая база опыта.

Указать какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом.

4. Актуальность и перспективность опыта, новизна опыта.

5. Адресность опыта.

Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т. д.). определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах коррекции, на отдельных занятиях и т. д.).

6. Трудоёмкость опыта.

Проанализировать трудоёмкость опыта. Педагог должен указать, в чём состоят трудности при использовании данного опыта.

7. Технология опыта.

Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения детей. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат.

8. Результативность опыта.

9. Выводы, планы на будущее.

Приложения к опыту работы

конспекты мероприятий;

• планы образовательной работы с детьми;

• продукты детской деятельности;

• выступления на методических мероприятиях;

педагогическая диагностика;

• рабочая программа; план работы с детьми и т. д.

Мой практический педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ Педагог глазами ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Думаю, что никто не станет возражать против того факта, что речь имеет.

Что такое обобщение опыта педагога. Смотреть фото Что такое обобщение опыта педагога. Смотреть картинку Что такое обобщение опыта педагога. Картинка про Что такое обобщение опыта педагога. Фото Что такое обобщение опыта педагогаПедагогический опыт и портфолио воспитателя Педагогический опыт и портфолио воспитателя МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» Шароновой Лидии Борисовны «Дидактическая.

Педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию с использованием сказкотерапии ЧОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «СВЯТО НИКОЛЬСКИЙ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ.

Что такое обобщение опыта педагога. Смотреть фото Что такое обобщение опыта педагога. Смотреть картинку Что такое обобщение опыта педагога. Картинка про Что такое обобщение опыта педагога. Фото Что такое обобщение опыта педагогаПедагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр» Педагогический опыт воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Котковой Светланы Геннадьевны по теме: «Развитие детей.

Источник

Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы

Что такое обобщение опыта педагога. Смотреть фото Что такое обобщение опыта педагога. Смотреть картинку Что такое обобщение опыта педагога. Картинка про Что такое обобщение опыта педагога. Фото Что такое обобщение опыта педагога Ирина Щепетинникова
Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы

Аннотация: в статье рассматривается проблема обобщения педагогического опыта, представлен алгоритм, как обобщить педагогический опыт, начиная с выбора темы (примерное методическое сопровождение по обобщению опыта, разъяснение по структуре, объему содержания, трансляции); статья адресована педагогам дошкольных образовательных организаций.

Ключевые слова: педагогический опыт, обобщение опыта, передовой опыт, актуальная тема, структура опыта, содержание опыта, результат работы.

Современное дошкольное образование предусматривает развитие и вариативность. Задача дошкольной образовательной организации – трансляция лучшего педагогического опыта.

Каждому педагогу важно уметь грамотно представить результат своей работы. Этому мы учимся на протяжении всей профессиональной деятельности.

Добиться в работе положительного высокого результата можно разными прогрессивными способами. Мастерство заключается в том, чтобы найти новые, интересные формы и методы педагогической деятельности.

Какой же опыт является передовым? Только тот опыт, который имеет идею, является примером для совершенствования своей педагогической деятельности.

Алгоритм обобщения педагогического опыта работы:

1. Процесс обобщения опыта работы начинается с самообразован ия.

Самообразование педагога – неотъемлемая часть его саморазвития и совершенствования педагогических компетенций.

Если тема самообразования плавно перерастает в опыт работы, то впоследствии такой опыт можно успешно обобщить.

Для выбора темы и ее правильной формулировки следует обратиться к содержанию ФГОС, где требования к результатам освоения детьми образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

2. Выбор темы для обобщения опы та.

Тема опыта должна отражать краткое содержание работы.

При выборе темы необходимо учитывать:

В теме нужно указать возраст (категорию) детей, с которыми будет достигнута цель. Например: «…у детей старшего дошкольного возраста».

В теме необходимо указать средства, при помощи которых цель будет достигнута. Например: «…посредством применения ИКТ…» или

«… проектной деятельности…» и др. В данных случаях применение ИКТ или проектная деятельность – это и есть средства достижения результата.

Таким образом, оформление темы может быть представлено следующим образом:

Цель/результат–› Категория детей –› Средство достижения цели/результата.

(Или: Средство достижения цели/результата –› Цель/результат –› Категория детей)

3. Составление структуры написания опы та.

Когда накоплен достаточный материал по выбранной теме, он анализируется педагогом, а затем подлежит описанию. Из собранной информации выбирается главное и второстепенное, готовится теоретическое обоснование опыта.

Структура опыта работы:

Условия возникновения опыта.

К условиям возникновения опыта можно отнести: изучение методической литературы, КПК (курсы повышения квалификации, опыт других педагогов, инновационную деятельность, результаты педагогической диагностики.

Актуальность и перспективность опыта.

В соответствии с основными принципами ФГОС ДО, педагог создает необходимые условия для развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, особенностей, способностей, интересов, творческого потенциала. На этапе завершения дошкольного детства важными являются целевые ориентиры. Профессиональная деятельность педагога основана на реализации ФГОС ДО.

Для того, чтобы представить актуальность темы, ее следует проанализировать.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта уже заложена в формулировке темы, она следует теме, а опыт раскрывает ведущую педагогическую идею.

Теоретическая база опыта.

Указываются теории, законы, закономерности, положения, реализуемые в педагогической деятельности.

Отразить, что нового сделано по данной теме, указать отличительные особенности разработки, показать соотношение теории и личного практического опыта.

соответствие содержания опыта целям и задачам,

формы и методы образовательной работы, их усовершенствование для оптимальной результативности,

организацию образовательного процесса,

способы включения воспитанников в разные виды деятельности,

связь полученных результатов с поставленными целями и задачами, способами деятельности участников образовательного процесса.

Результаты работы по выбранной теме, критерии достижения цели, количественные и качественные изменения педагогического процесса, диагностика, с помощью которой проводилось исследование проблемы.

Область применения опыта, рекомендации адресного применения.

Материалы, раскрывающие технологию применения опыта; копилка практических идей: конспекты, технологические карты, перспективные планы, сценарии, фотоальбомы, картотеки/подборки и др.

4. Определение объема опыта рабо ты.

Рекомендуемый объем по теме опыта – 10-15 листов (20-30 стр., без приложений. Более подробно представляются практические педагогические находки, апробированные педагогом, а не теоретические основы.

5. Трансляция/демонстрация опыта рабо ты.

• Презентация опыта на разных уровнях (педагогических советах в ДОО, городских, региональных педагогических и методических мероприятиях, конференциях, семинарах, публикации в журналах.

• Участие в конкурсах разного уровня: муниципальных, региональных, Всероссийских.

• Распространение ППО, доступность для разных заинтересованных категорий, в т. ч. родителей,

через блоги образовательных порталов в Интернет-сети.

• Вопросы для педагогов

1. С чего начинается обобщение опыта работы?

2. Как выбрать тему для обобщения опыта работы?

3. Какова структура написания опыта работы?

4. Каким должен быть объем вашего опыта работы?

5. Что делать с опытом вашей работы после обобщения?

• Практические задания

• Отметьте правильно сформулированную тему опыта:

1. Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования.

2. Развитие любознательности у детей дошкольного возраста.

3. Интеллектуальная карта как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

4. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста.

Определите структуру опыта в правильном порядке:

Актуальность и перспективность

Ведущая педагогическая идея

Условия возникновения и становления опыта

Статья составлена на основе материалов журнала «Старший воспитатель»

Что такое обобщение опыта педагога. Смотреть фото Что такое обобщение опыта педагога. Смотреть картинку Что такое обобщение опыта педагога. Картинка про Что такое обобщение опыта педагога. Фото Что такое обобщение опыта педагога«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами очень важным событием. Я держу в руках сборник сценариев «Духовно нравственное воспитание дошкольников.

Что такое обобщение опыта педагога. Смотреть фото Что такое обобщение опыта педагога. Смотреть картинку Что такое обобщение опыта педагога. Картинка про Что такое обобщение опыта педагога. Фото Что такое обобщение опыта педагогаРеализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы) Совсем недавно во всех образовательных организациях нашей страны прошли различные мероприятия, посвященные «Дню защитников Отечества».

Что такое обобщение опыта педагога. Смотреть фото Что такое обобщение опыта педагога. Смотреть картинку Что такое обобщение опыта педагога. Картинка про Что такое обобщение опыта педагога. Фото Что такое обобщение опыта педагогаИз опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе на тему «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Коммуникативная.

Мастер-класс «Музицирование на ложках». Методические рекомендации для педагогов Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ Центр развития ребенка д. /с. №12 Г. Шебекино Белгородской области Вдовиченко Ирина Владимировна.

Что такое обобщение опыта педагога. Смотреть фото Что такое обобщение опыта педагога. Смотреть картинку Что такое обобщение опыта педагога. Картинка про Что такое обобщение опыта педагога. Фото Что такое обобщение опыта педагогаМетодические рекомендации для педагогов «Организация выставки «Моя мама — мастерица» ко Дню матери» В последнее воскресенье ноября с 1998 года в России отмечается День Матери. Целью празднования Дня матери является стремление подчеркнуть.

Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 1 Одним из основных направлений руководства речевым развитием детей является – работа над артикуляцией. Упражнения преподносятся детям в виде.

Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 2 Дорогие коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию 2- ую часть артикуляционных упражнений, знакомство и выполнение которых сопровождается.

Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ» Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.

Что такое обобщение опыта педагога. Смотреть фото Что такое обобщение опыта педагога. Смотреть картинку Что такое обобщение опыта педагога. Картинка про Что такое обобщение опыта педагога. Фото Что такое обобщение опыта педагогаМетодические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, посетившие мою страничку! Рада всем вам! Сегодня предлагаю Вашему вниманию материал,.

Источник

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Критерии обобщения ППО. (Какой опыт подлежит обобщению?)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Обобщение педагогического опыта

Критерии обобщения ППО. (Какой опыт подлежит обобщению?)

– Высокая результативность в формировании знаний, умений, навыков, уровня воспитанности; развитии учащихся; формировании компетентностей учащихся.

– Творческая новизна опыта, новаторские начинания педагога.

– Длительность функционирования опыта в течение определенного времени (развивая и совершенствуя систему работы, педагог добивается стабильных высоких результатов).

– Актуальность темы опыта, перспективность.

– Научная обоснованность; научные закономерности, принципы, лежащие в основе опыта.

– Рациональный расход времени на достижение высоких результатов с помощью оригинальных методик.

Как работать по обобщению передового опыта?

1. Сначала нужно найти опыт и запланировать его обобщение:

 результаты мониторинга качества образования школьников можно найти в ходе фронтальной, тематической проверки, при проведении курсовых мероприятий, областных и зональных семинаров, конференций, областных конкурсов;

 увидеть опыт можно в ходе аттестации учителя на первую, высшую квалификационные категории; по представлению РМК на обобщение опыта в областном масштабе (информация руководителей образовательных учреждений об учителях, работающих в инновационном режиме);

 заявление педагога – автора опыта – о педагогических достижениях, новациях, отдельных приемах инновационной деятельности, дающих более эффективные в сравнении с традиционными результаты учебной деятельности школьников.

Работа методиста, изучающего и обобщающего передовой опыт, должна соответствовать формуле:

цель (для чего?) – содержание (что?) – методы, средства (кем?) – результат (какой?).

2. Изучение опыта работы проводится с использованием следующих методов:

 анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование;

 посещение уроков, внеклассных мероприятий, панорамных уроков и их анализ;

 изучение УМК (учебно-методического комплекса) учителя;

 изучение его рабочей документации (планов);

 проведение контрольных работ, творческих работ, подтверждающих эффективность опыта;

 изучение докладов, итоговых материалов с анализом работы учителя над поставленной проблемой и т. д.

а) первоначальная систематизация материалов, выполненных самим учителем;

б) систематизация материалов, освещающих опыт работы, выполненная методистом;

в) письменное изложение опыта, которое включает теоретическое обоснование, описание системы работы учителя, содержание работы, результативность (в виде брошюры, статьи, сборника статей и т. д., видеофильмов, видеоальбомов, фонозаписи, электронных учебников, пособий и т. д.);

г) приложения: статьи об опыте работы учителя, разработки уроков, внеклассных мероприятий, образцы УМК (каталоги, диктант, материалы, сборники и др., разработанные учителем);

д) отзывы коллег, учащихся, родителей, выводы аттестационной комиссии.

а) выпуск брошюры с освещением опыта работы;

б) видеофильм, ролик, слайдовая презентация;

в) статья (публикации в газетах, журналах);

г) занесение в каталог ППО учителей области;

д) ознакомление с опытом работы учителя слушателей курсов, участников семинаров, конференций через демонстрацию материалов;

е) проведение творческого отчета в рамках конкурса, семинара конференции;

ж) авторские курсы повышения квалификации, семинары, школы творчества.

В том случае когда речь идет о новаторстве, учителе, имеющем свои педагогические находки, разработавшем свою систему обучения или средства обучения, следует помнить, что это наиболее ценный опыт, являющийся достоянием не только учителей области, но и всей республики. Он должен быть включен в Республиканский Каталог ППО. Схема описания опыта в принципе та же, но нужно тщательно отобрать Приложения – образцы авторских программ, учебников, пособий, средств обучения и т. д., что представляет особую ценность и более полно раскрывает систему работы учителя. Распространить такой опыт можно в форме проведения авторских курсов, мастер-классов, выпуска учебника, пособия, сборника дидактических материалов, электронных учебников и других изданий. Целесообразно снять видеофильм, который можно также демонстрировать перед широкой учительской аудиторией.

Итогом работы является составление информационной карты об опыте работы, которая будет доведена до предлагаемых пользователей имеющимися информационными средствами.

Структура анализа (описания)
собственного педагогического опыта
(памятка)

1. Направление работы, отражающее сущность данной инновационной деятельности педагога. Примерный перечень возможных направлений педагогического поиска:

 Изменение содержания образования (разработка экспериментальных учебных планов и программ, углубленное изучение предмета и т. д.).

 Совершенствование организации педагогического процесса (диагностика, прогнозирование, конструирование педагогического процесса).

 Развитие педагогической технологии (совершенствование отдельных элементов урока, способов и средств обучения, различных форм учебной деятельности и т. д.).

 Создание новых педагогических систем (гимназии, лицеи, авторские школы, социально-педагогические комплексы и т. д.).

 Разработка модели управления различными педагогическими системами: совершенствование внутришкольного управления.

 Организация работы с родителями.

 Совершенствование внеучебной деятельности.

2. Условия формирования и реализации инновационного опыта педагога в конкретном образовательном учреждении.

3. Достигнутые (или предполагаемые, если работа не завершена) педагогические результаты.

В качестве таковых могут рассматриваться:

 усвоение учащимися системы знаний или отдельных компонентов этой системы;

 овладение учащимися общеучебными и специальными умениями и навыками;

 развитие мотивов учебной деятельности, познавательных потребностей учащихся;

 формирование жизненной позиции учащихся, их ценностных ориентаций, личностных качеств и другие изменения в личностных структурах;

 повышение адаптивных возможностей учащихся, содействие их успешной социализации, формирование готовности к самоопределению.

4. Содержание инновационного педагогического опыта. В его описании могут рассматриваться:

 характеристики педагогических систем (методической, дидактической, воспитательной, организационно-педагогической, социально-психологической);

 принципы отбора учебного материала, организации учебной деятельности, выбора педагогических средств, решения управленческих задач;

 определенные методы и приемы педагогической деятельности, средства обучения, формы учебной и внеурочной работы, учебные планы и программы и т. д.

Компетенции, присущие специалисту-профессионалу

Способность взять на себя ответственность, вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность, проявление сопряженности личных интересов с потребностями производства и общества

Владение технологиями устного и письменного общения
на разных языках, в том числе компьютерного программирования, умение пользоваться системой Интернет

Обладание информационным ресурсом, владение информационными технологиями, критическое отношение к полученной информации

Подготовленность к самостоятельному творческому выполнению профессиональных функций, объективной оценке себя
и результатов своего труда

Готовность к постоянному повышению своего образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, стремление к саморазвитию, постоянному обогащению своей профессиональной компетентности

Генераторы мотивации профессионального роста учителя.

2. Служебное положение. Заработная плата.

3. Комфорт служебной атмосферы.

4. Самообразование, поддержка.

5. Социальные контакты.

Подходы к профессиональному развитию педагогов, сформировавшиеся в современной системе образования.

1. Акмеологический – предусматривает ориентацию педагога на собственное профессиональное развитие и высшие достижения в профессионально-педагогической деятельности.

2. Аксиологический – заключается в понимании и утверждении в образовательном процессе ценностей свободы прав, достоинства, чести человека, предполагающий, прежде всего, самоутверждение себя в выбранной профессии.

3. Андрогогический – основан на методической деятельности в послевузовский период, помогает педагогу-профессионалу «прирастить» новые знания, освоить новые технологии, сформировать жизненные принципы.

4. Синергетический – рассматривает закономерности системной интеграции и самоорганизации в различных системах, в том числе и в системе непрерывного образования педагогических кадров.

Ступени (уровни)
профессиональной карьеры учителя

В профессиональной карьере учителя выделяются четыре ступени.

1. Ориентировочная деятельность предполагает процесс ознакомления и апробации учителем различных педагогических средств, методов, технологий, который, как правило, детерминирован не содержательным замыслом педагога, а стремлением «оснаститься» (примерить на себя) должным образом, чтобы получить технологически обеспеченный формальный результат. Такая деятельность характерна для этапа профессионального становления молодых специалистов, лиц, пришедших в коллектив «со стороны», а также и для опытных педагогов, пытающихся преодолеть имеющиеся затруднения или сложившиеся стереотипы преподавателя.

2. Нормативная деятельность осуществляется педагогом, который уже имеет некоторый образ результата своей деятельности, достаточно оснащен и использует имеющийся арсенал средств для реализации собственного замысла. Нормативная составляющая – своеобразная гарантия стабильно функционирующего образовательного учреждения, однако ее развивающие возможности явно недостаточны. Жесткая связка «средство – результат» не позволяет включить в зону педагогического внимания внутренние процессы ученика. Доминирование нормативной составляющей не способствует развитию педагогического творчества.

3. Рефлексивная деятельность предполагает осознание педагогом своих возможностей, он видит пути собственного развития и самосовершенствования. В этот период педагог полон творческих идей и замыслов, может выдвигать далеко идущие цели своего творческого саморазвития.

4. Исследовательская деятельность – это качественно иной этап развития педагога. Исследование можно трактовать и как результат, и как усвоение глубокого рефлексивного анализа собственной деятельности, как пространство целесообразного методического поиска и методического творчества и пространство повышения квалификации. Накопленный опыт, инновационная и проектная деятельность школы дают прекрасный материал для реализации исследовательской позиции, инициации индивидуальных исследований. У многих учителей он завершается защитой диссертации.

Процесс диагностики можно представить следующим образом:

Определение начального, первичного состояния исследуемого
объекта

Выявление промежуточных результатов, причин отклонения
от цели и принятие необходимых мер для их ликвидации

Оценка «выходных» данных, определение итоговых результатов

Ранжирование педагогов
на основе диагностики профессионального мастерства

1-я группа – мастера
педагогического труда

Генерируют идеи, творчески их развивая, пропагандируют опыт лучших педагогов страны, области, города, активно используют продуктивные методы и формы
педагогической деятельности

2-я группа – учителя,
совершенствующие педагогическое мастерство

На основе диагностики вычленяют сущностные проблемы педагогической деятельности и разрабатывают пути решения их в данной группе

3-я группа – учителя
на пути становления
их педагогического
мастерства

Группа молодых специалистов и учителей, которые изучают технологию современного урока, обращая внимание на собственную дидактическую, психолого-педагогическую, технологическую и общекультурную подготовку

Система компетенций учителя
личностно ориентированного образовательного процесса

Знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных
исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета

Теоретические знания в области индивидуальных особенностей, психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика

Компетентность в области валеологии образовательного процесса.

Теоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет). Владение навыками использования здоровьесберегающих технологий. Теоретические знания
и практические умения по организации учебного и воспитательного процесса для детей с ОВЗ

Практическое владение приёмами эффективного общения, позволяющими
осуществлять направленное результативное неразрушающее взаимодействие в системе «учитель – ученик»

Компетентность в сфере медиатехнологий и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса.

Владение методиками, приёмами, технологиями, развивающими и социализирующими каждого ученика средствами учебных предметов. Владение методиками и технологиями медиаобразования

Компетентность в области управления системой «учитель – ученик».

Владение управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать
и анализировать результаты своей работы

Компетентность в сфере трансляции собственного опыта.

Способность транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах)

Умение планировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций

Способность к постоянному профессиональному совершенствованию.
Умение выбрать необходимое направление и формы деятельности для профессионального роста

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *