Что такое обобщение опыта
Консультация «Как обобщить педагогический опыт»
Татьяна Кашина
Консультация «Как обобщить педагогический опыт»
практические рекомендации по обобщению своего педагогического опыта
Необходимо, в первую очередь, выявить компоненты, подлежащие обобщению.Это может быть:
• целостная система педагогической деятельности (требует наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года);
• система работы педагога по какой-либо одной проблеме, теме (может быть изучена в течение года);
• использование одного или нескольких эффективных приемов (время изучения определяет сам педагог);
• опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод).
Таким образом, изучению могут подлежать любые компоненты, используемые педагогом в определенной системе, приносящие положительный результат и отвечающие требованию «Не навреди»: метод, технология, отдельный прием, способ, средство и др.
Жанр документа по обобщению опыта и форма распространения опыта зависят от уровня обобщения, который бывает практическим, методическим и научным.
Определите основания, которые позволяют вам обобщить свой педагогический опыт. Например, вы работаете по определенной авторской программе. Коротко опишите, что это за программа, почему вы взяли именно ее. Расскажите, в чем заключаются ее основные дидактические принципы, и как вы их используете в своей работе. Это и есть предмет обобщения.
2. Определите цели и задачи своей работы. Они могут полностью повторять цели и задачи той или иной программы или соответствовать какой-то их части. Если речь идет о вашей авторской программе, укажите полностью задачи, которые вы намерены решить с ее помощью. Задачи ставятся образовательные, воспитательные и развивающие.
3. Опишите формы работы по данной методике. Это могут быть различные мероприятия, экскурсии, проекты и многое другое. Формы работы должны максимально содействовать решению поставленных задач. Обратите внимание на тематику и методы. Они должны быть актуальными. Обобщение опыта должно представлять собой завершенную методическую разработку, вне зависимости от объема.
4. Расскажите о результатах своей работы. Используйте для этого обобщённые результаты диагностики. Диагностику необходимо провести как в начале работы по данной программе, так и на промежуточных этапах и на итоговом.
5. Проанализируйте, за счет чего вам удалось достичь положительного результата. Сравните ваши методы с методами ваших предшественников, работавших по данной теме. Необходимо также рассказать и об условиях, в которых может осуществляться работа по данной программе, и о дидактическом материале, который вы используете.
Даже если педагог работает по уже существующей программе, он должен представить свои творческие находки, будь то тематика мероприятий или формы и методы их проведения. Необходимо, чтобы все положения были изложены в логической последовательности, понятным языком и с точным соблюдением терминологии.
8. Если вы считаете, что ваши наработки будут интересны многим вашим коллегам, создайте свой сайт. Разместите на нем свою методику, расскажите о ее особенностях. Поделитесь, какие пособия вы использовали и с какой целью. Можно дополнить изложение фотографиями и видеоматериалами. Можно организовать форум и обсуждать на нем вашу программу. Очень много возможностей для обмена опытом дают социальные сети. Организуйте группу. Проведите вебинар. Использовать для него, помимо социальных сетей и специализированных форумов, можно ISQ и Skype.
План работы по обобщению опыта.
1. Возьмите тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, постарайтесь сформулировать ее как можно конкретнее.
2. Определите форму обобщения. Это может быть реферат, доклад, статья. Возможны и другие варианты, например, привести в систему методические материалы (планы, памятки, схемы, алгоритмические таблицы, перфокарты, и др., сопровождая их краткими разъяснениями.
3. Набросайте краткий план (3—4 основных вопроса, затем составьте тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основные для ваших выводов.Уточните план: в нем должна прослеживаться основная идея и логика изложения темы.
4. Работая над текстом доклада, до предела сокращайте введение, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений, общих фраз, наукообразия.
5. Оценивайте критически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — результаты.
6. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, таблицы, работы воспитанников, списки литературы и т. д.).
Схема описания ППО по модульной технологии
Обобщённый педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения (полное название учреждения) ___
Тема опыта. Идея опыта (главная цель)
1.Сведения об авторе:
Ф. И. О. Образование, название (полное) учебного заведения, год его окончания; специальность и квалификация по диплому; место работы; должность; педагогический стаж; стаж работы в занимаемой должности; награды.
2. Условия формирования опыта.
Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опытаработы оказали влияние следующие факторы:
изучение методической литературы;
изучение опыта коллег;
курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации;
активное участие в работе районных методических объединений и т. д.
3. Теоретическая база опыта.
Указать какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом.
4. Актуальность и перспективность опыта, новизна опыта.
5. Адресность опыта.
Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т. д.). определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах коррекции, на отдельных занятиях и т. д.).
6. Трудоёмкость опыта.
Проанализировать трудоёмкость опыта. Педагог должен указать, в чём состоят трудности при использовании данного опыта.
7. Технология опыта.
Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения детей. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат.
8. Результативность опыта.
9. Выводы, планы на будущее.
Приложения к опыту работы
• конспекты мероприятий;
• планы образовательной работы с детьми;
• продукты детской деятельности;
• выступления на методических мероприятиях;
• педагогическая диагностика;
• рабочая программа; план работы с детьми и т. д.
Мой практический педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ Педагог глазами ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Думаю, что никто не станет возражать против того факта, что речь имеет.
Педагогический опыт и портфолио воспитателя Педагогический опыт и портфолио воспитателя МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» Шароновой Лидии Борисовны «Дидактическая.
Педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию с использованием сказкотерапии ЧОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «СВЯТО НИКОЛЬСКИЙ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ.
Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр» Педагогический опыт воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Котковой Светланы Геннадьевны по теме: «Развитие детей.
Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы
Ирина Щепетинникова
Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы
Аннотация: в статье рассматривается проблема обобщения педагогического опыта, представлен алгоритм, как обобщить педагогический опыт, начиная с выбора темы (примерное методическое сопровождение по обобщению опыта, разъяснение по структуре, объему содержания, трансляции); статья адресована педагогам дошкольных образовательных организаций.
Ключевые слова: педагогический опыт, обобщение опыта, передовой опыт, актуальная тема, структура опыта, содержание опыта, результат работы.
Современное дошкольное образование предусматривает развитие и вариативность. Задача дошкольной образовательной организации – трансляция лучшего педагогического опыта.
Каждому педагогу важно уметь грамотно представить результат своей работы. Этому мы учимся на протяжении всей профессиональной деятельности.
Добиться в работе положительного высокого результата можно разными прогрессивными способами. Мастерство заключается в том, чтобы найти новые, интересные формы и методы педагогической деятельности.
Какой же опыт является передовым? Только тот опыт, который имеет идею, является примером для совершенствования своей педагогической деятельности.
Алгоритм обобщения педагогического опыта работы:
1. Процесс обобщения опыта работы начинается с самообразован ия.
Самообразование педагога – неотъемлемая часть его саморазвития и совершенствования педагогических компетенций.
Если тема самообразования плавно перерастает в опыт работы, то впоследствии такой опыт можно успешно обобщить.
Для выбора темы и ее правильной формулировки следует обратиться к содержанию ФГОС, где требования к результатам освоения детьми образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
2. Выбор темы для обобщения опы та.
Тема опыта должна отражать краткое содержание работы.
При выборе темы необходимо учитывать:
В теме нужно указать возраст (категорию) детей, с которыми будет достигнута цель. Например: «…у детей старшего дошкольного возраста».
В теме необходимо указать средства, при помощи которых цель будет достигнута. Например: «…посредством применения ИКТ…» или
«… проектной деятельности…» и др. В данных случаях применение ИКТ или проектная деятельность – это и есть средства достижения результата.
Таким образом, оформление темы может быть представлено следующим образом:
Цель/результат–› Категория детей –› Средство достижения цели/результата.
(Или: Средство достижения цели/результата –› Цель/результат –› Категория детей)
3. Составление структуры написания опы та.
Когда накоплен достаточный материал по выбранной теме, он анализируется педагогом, а затем подлежит описанию. Из собранной информации выбирается главное и второстепенное, готовится теоретическое обоснование опыта.
Структура опыта работы:
• Условия возникновения опыта.
К условиям возникновения опыта можно отнести: изучение методической литературы, КПК (курсы повышения квалификации, опыт других педагогов, инновационную деятельность, результаты педагогической диагностики.
• Актуальность и перспективность опыта.
В соответствии с основными принципами ФГОС ДО, педагог создает необходимые условия для развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, особенностей, способностей, интересов, творческого потенциала. На этапе завершения дошкольного детства важными являются целевые ориентиры. Профессиональная деятельность педагога основана на реализации ФГОС ДО.
Для того, чтобы представить актуальность темы, ее следует проанализировать.
• Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта уже заложена в формулировке темы, она следует теме, а опыт раскрывает ведущую педагогическую идею.
• Теоретическая база опыта.
Указываются теории, законы, закономерности, положения, реализуемые в педагогической деятельности.
Отразить, что нового сделано по данной теме, указать отличительные особенности разработки, показать соотношение теории и личного практического опыта.
соответствие содержания опыта целям и задачам,
формы и методы образовательной работы, их усовершенствование для оптимальной результативности,
организацию образовательного процесса,
способы включения воспитанников в разные виды деятельности,
связь полученных результатов с поставленными целями и задачами, способами деятельности участников образовательного процесса.
Результаты работы по выбранной теме, критерии достижения цели, количественные и качественные изменения педагогического процесса, диагностика, с помощью которой проводилось исследование проблемы.
Область применения опыта, рекомендации адресного применения.
Материалы, раскрывающие технологию применения опыта; копилка практических идей: конспекты, технологические карты, перспективные планы, сценарии, фотоальбомы, картотеки/подборки и др.
4. Определение объема опыта рабо ты.
Рекомендуемый объем по теме опыта – 10-15 листов (20-30 стр., без приложений. Более подробно представляются практические педагогические находки, апробированные педагогом, а не теоретические основы.
5. Трансляция/демонстрация опыта рабо ты.
• Презентация опыта на разных уровнях (педагогических советах в ДОО, городских, региональных педагогических и методических мероприятиях, конференциях, семинарах, публикации в журналах.
• Участие в конкурсах разного уровня: муниципальных, региональных, Всероссийских.
• Распространение ППО, доступность для разных заинтересованных категорий, в т. ч. родителей,
через блоги образовательных порталов в Интернет-сети.
• Вопросы для педагогов
1. С чего начинается обобщение опыта работы?
2. Как выбрать тему для обобщения опыта работы?
3. Какова структура написания опыта работы?
4. Каким должен быть объем вашего опыта работы?
5. Что делать с опытом вашей работы после обобщения?
• Практические задания
• Отметьте правильно сформулированную тему опыта:
1. Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования.
2. Развитие любознательности у детей дошкольного возраста.
3. Интеллектуальная карта как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста.
• Определите структуру опыта в правильном порядке:
Актуальность и перспективность
Ведущая педагогическая идея
Условия возникновения и становления опыта
Статья составлена на основе материалов журнала «Старший воспитатель»
«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами очень важным событием. Я держу в руках сборник сценариев «Духовно нравственное воспитание дошкольников.
Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы) Совсем недавно во всех образовательных организациях нашей страны прошли различные мероприятия, посвященные «Дню защитников Отечества».
Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе на тему «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Коммуникативная.
Мастер-класс «Музицирование на ложках». Методические рекомендации для педагогов Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ Центр развития ребенка д. /с. №12 Г. Шебекино Белгородской области Вдовиченко Ирина Владимировна.
Методические рекомендации для педагогов «Организация выставки «Моя мама — мастерица» ко Дню матери» В последнее воскресенье ноября с 1998 года в России отмечается День Матери. Целью празднования Дня матери является стремление подчеркнуть.
Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 1 Одним из основных направлений руководства речевым развитием детей является – работа над артикуляцией. Упражнения преподносятся детям в виде.
Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 2 Дорогие коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию 2- ую часть артикуляционных упражнений, знакомство и выполнение которых сопровождается.
Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ» Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.
Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, посетившие мою страничку! Рада всем вам! Сегодня предлагаю Вашему вниманию материал,.
«Обобщение и систематизация педагогического опыта»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
по обобщению и систематизации педагогического опыта.
Изучение и обобщение педагогического опыта позволяют сделать его достоянием многих.
Опора на передовой педагогический опыт позволяет руководителям ОУ – руководить с перспективой.
Изучение и обобщение педагогического опыта позволяют сопоставить положительные результаты, полученные учителем, и пути их достижения с широкой практикой. А на этой основе, возможно, выявить закономерные связи между конечными результатами и факторами, которые способствовали их получению, определить условия, в которых формировался этот опыт. В управленческой деятельности заместителя директора школы передовой опыт также играет важную роль, ибо при подготовке любого управленческого решения заместитель директора должен не только изучить массовую практику, но и передовой опыт, найти в нем то, что может стать основой для грамотной, научно обоснованной подготовки управленческого решения. Особенно важно изучать педагогический опыт, когда идет реконструкция школы. Потому что:
— во-первых, очень важно знать находки учителей по решению важнейших задач школы, как они помогут ускорить процесс создания системы средств, путей перевода в новое качественное состояние;
— во-вторых, потому, что формирование, изучение и использование передового опыта – это конкретный и действенный путь повышения педагогического мастерства учителя.
Если говорить о педагогическом опыте в широком понимании, то это целенаправленно организованный педагогический процесс, и его результаты – качества личности и знания школьников.
Передовой педагогический опыт должен соответствовать определенным показателям. Это может быть учитель – мастер или учитель – новатор. В любом случае передовой педагогический опыт должен соответствовать следующим показателям:
— соответствие прогрессивным тенденциям социального развития общества;
— направленность на решение актуальных задач (например, получение каждым учеником образования в соответствии с потребностями и возможностями);
— устойчивые высокие результаты обучения, воспитания и развития учащихся;
— рациональность путей достижения конечных результатов (наименьшая затрата сил учителя, учащихся, времени и средств);
— возможность внедрения опыта, т.е. он должен основываться не на индивидуальных личностных качествах учителя, а на определенных педагогических закономерностях, на научной идее. Таким образом, передовой педагогический опыт – это опыт, который направлен на решение актуальных задач школы, обеспечение высоких и стойких результатов обучения, воспитания и развития школьников; достигается рациональными путями и доступен для других педагогов.
Для зарождения и развития передового педагогического опыта необходимы определенные условия:
— наличие в школе творческой обстановки;
— положительное отношение к росткам передового (замечать, поддерживать, развивать) со стороны руководителей школы;
— наличие в школе системы работы по управлению процессом формирования опыта.
В школе опыт часто рождается стихийно. Иногда он действительно направлен на решение актуальных задач, а иногда идет вразрез с основными целями. Главное для школы – создание организованного опыта. По способу конструирования он может создаваться учителями в процессе использования ими в своей практике достижений педагогики, психологии и частных методик. Основой организованного опыта может быть участие учителей в исследовательской деятельности по выбору оптимальных средств обучения, воспитания и развития учащихся. А может быть и такая ситуация, когда отдельные учителя или целые коллективы осуществляют процесс интеграции уже имеющихся в практике отдельных элементов опыта в новую совокупность, позволяющую решать сложные вопросы более успешно.
По уровню творческой новизны принято выделять:
— репродуктивный опыт (мастерство);
— имеющий элементы нового;
— исследовательский, при котором новое вводится на основе
педагогического эксперимента.
Часто, к сожалению, процесс изучения и оценки педагогического опыта идет с опозданием, ибо его создатели, чаще всего не обладая достаточной теоретической подготовкой, не могут правильно оценить место этого опыта в целостном педагогическом процессе. Создание нового опыта в школе должно осуществляться в целостном управленческом цикле: цель и задачи, планирование, организация, изучение, анализ и коррекция. Естественно, что начинать нужно с определения проблемы, решение которой позволит улучшить педагогический процесс в целом. На основе диагностики выявляются ростки уже имеющиеся опыта по избранной проблеме, а также затруднения, которые испытывают учителя при ее решении. Создание нового опыта – это отдельный вопрос. Он осуществляется в три этапа.
— разработка творческой группой программы изучения опыта (с указанием методики изучения опыта: что изучается, какими методами, как фиксируются результаты);
— формулирование основных теоретических положений для оценки опыта;
— преодоление психологического барьера учителей к разработке нового опыта.
— осуществление творческой группой системы активных действий по изучению опыта.
Третий этап: (анализ и оценка сложившегося опыта) должен проводиться при контакте с учителем, руководитель должен помочь учителю осмыслить свой опыт, организовать его работу по обобщению, научить самоанализу:
Программа изучения опыта нацелена не только на изучение передового опыта, но и практики других учителей. Изучаются и оцениваются условия, в которых формировался опыт.
Первая группа условий(учитель):
— уровень педагогического мастерства;
— стиль общения с детьми;
— высокая степень сформированности убежденности в действенности той системы мер активизации учения, которую учитель применяет.
Вторая группа условий (учащиеся):
— уровень сформированности познавательных интересов учащихся, знаний и способов деятельности.
Третья группа условий(учебно-материальная база):
— наличие функционально пригодных учебных кабинетов, позволяющих включить каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность;
Методика обобщение опыта.
Выделение основной идеи опыта.
Это получение выводов, в которых должны быть отражены связи между изучаемыми явлениями, раскрыты факторы, обусловившие получение положительных результатов, и уже на этой основе выявлены способы, приемы, с помощью которых достигаются высокие конечные результаты.
— показывается актуальность темы и раскрываются противоречия, на разрешение которых направлен данный опыт;
— показывается какие конкретно цели поставил перед собой учитель;
— как эти цели соответствуют деятельности учителя, специфике содержания уроков;
— описывается деятельность учащихся (методы работы);
— описывается и оценивается оснащение урока (в том числе изготовленных учащимися);
— дается характеристика условий, в которых формировался опыт;
— описывается ход разработки замысла;
— идет описание самого опыта: суть идеи, факторы, обеспечивающие успех, приемы, методы и формы работы;
— дается описание результатов;
— показываются трудности, ошибки, негативные моменты (если были);
— очерчиваются границы использования опыта;
— раскрывается ценность опыта для других;
— формулируются вопросы, не получившие решения в данном опыте.
В ходе работы по обобщения передового педагогического опыта выявляется частная методическая система учителя. Которая включает в себя:
— планирование учителем программного материала;
— подготовку к урокам;
— набор средств и приемов, повышающих эффективность каждого урока;
— целенаправленные дополнительные занятия с учащимися, имеющими проблемы в обучении;
— внеклассные занятия тесно связанные с учебной работой и содействующие упрочнению и углублению знаний учащихся;
— средства и приемы, обеспечивающие решение методической задачи.
Анализ и обобщение передового опыта должны быть направлены на выявление в нем типичного и индивидуального. Учитываются реальные потребности школы сочетать уже сложившийся опыт с новым. Он должен служить развитию творчества и инициативы самих учителей.
Для совместной деятельности учителя и администратора по обобщению опыта работы следует составить план.