Что такое обочина автомобильной дороги
обочина
3.21 обочина : Элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части и предназначенный для обеспечения устойчивости земляного полотна, повышения безопасности дорожного движения, организации движения пешеходов и велосипедистов, а также использования при чрезвычайных ситуациях.
Обочина : боковая полоса земляного полотна с каждой его стороны между его бровкой и кромкой проезжей части, предназначенная для предохранения краев дорожной одежды от разрушения, вынужденной остановки автомобиля в случае неисправности, размещения остановочных полос, барьерных ограждений, средств сигнализации и других средств, обеспечивающих безопасность движения. Обочины могут быть необработанные (грунтовые) и укрепленные асфальта- и цементобетоном, местными материалами (щебнем, гравием, шлаком) или засевом трав. Ширина обочин нормируется в зависимости от категории дороги.
3.67 обочина : Элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части и предназначенный для обеспечения устойчивости земляного полотна, повышения безопасности дорожного движения, организации движения пешеходов и велосипедистов, а также использования при чрезвычайных ситуациях.
Смотри также родственные термины:
обочина земляного полотна : Часть основной площадки, располагающаяся между подошвой откоса балластной призмы и бровкой земляного полотна.
Полезное
Смотреть что такое «обочина» в других словарях:
ОБОЧИНА — ОБОЧИНА, обочины, жен. Боковая часть дороги. «По обочинам дорог скакали ординарцы.» Шолохов. || Окраина, край чего нибудь. «Пошел со станции обочиной соснового леса.» Максим Горький. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ОБОЧИНА — ОБОЧИНА, ы, жен. Боковая часть, край (дороги, пути). Ехать обочиной. Съехать на обочину. По обочине шоссе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ОБОЧИНА — «ОБОЧИНА», СССР, БЕЛАРУСЬФИЛЬМ, 1978, ч/б, 96 мин. Киноповесть. Отслужив в армии, Ленька Парасочка вернулся в родной город,устроился в автопарк и, тем самым, решил продолжить отцовскуютрадицию. В ролях: Анатолий Жигарь, Майя Булгакова (см.… … Энциклопедия кино
ОБОЧИНА — полоса на жел. дор. полотне между откосом балластного слоя и бровкой земляного полотна. О. служит для временного складывания на полотне ремонтного материала; средняя ширина ее 0,40 м (см. Выемка, Насыпь). Технический железнодорожный словарь. М.:… … Технический железнодорожный словарь
обочина — сущ., кол во синонимов: 9 • боковая сторона (3) • боковая часть дороги (1) • вымостки … Словарь синонимов
Обочина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами. … … Официальная терминология
обочина — Боковая часть земляного полотна между кромкой проезжей части автодороги и бровкой, а на железной дороге между подошвой балластной призмы и бровкой земляного полотна [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)]… … Справочник технического переводчика
Обочина — Дорога в Калифорнии с обочиной, покрытой гравием … Википедия
обочина — ▲ край ↑ дорога обочина край дороги. кювет придорожная сточная канава. тротуар элемент дороги, примыкающий к проезжей части, предназначенный для движения пешеходов. панель … Идеографический словарь русского языка
Обочина — I ж. 1. Боковая часть дороги. отт. Тропа вдоль дороги. 2. Окраина, край чего либо (леса, поля и т.п.). 3. Скат длинной насыпи, возвышенности. II ж. Отвод у простых саней или край тележного кузова. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Езда по обочине: что за это грозит и почему штраф – еще не самое страшное
Езда по обочине – одно из самых популярных и одновременно ненавидимых нарушений, которое порождает пробки, дорожные конфликты и народную борьбу с обочечниками. При этом далеко не все помнят, какое наказание предусмотрено за такое нарушение. Но штраф – это далеко не самое неприятное, с чем может столкнуться нарушитель. Давайте разберемся, чем чревата езда по обочине, помимо ненависти окружающих.
Для начала кратко напомним, почему нельзя ездить по обочине. Ведь дорога, согласно ПДД, включает в себя обочины, а из определения обочины в Правилах можно вырвать часть, гласящую, что это «элемент дороги, используемый для движения». Но внимание стоит обратить на концовку того же определения: она уточняет, что это элемент дороги, используемый для движения в соответствии с Правилами. Нас в них интересует глава 9, регламентирующая расположение транспортных средств на проезжей части. Пункт 9.9 этой главы указывает, что «запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам».
Некоторые обочечники необоснованно оправдываются тем, что на дороге нет сплошной линии разметки, официально отделяющей обочину от полосы. Однако отсутствие полосы не отменяет запрета, ведь обочина, согласно ПДД, это «элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2». То есть, грунтовая или любая другая неасфальтированная обочина, не отделенная разметкой, все равно остается обочиной, и ехать по ней нельзя. Ну а сплошная линия разметки 1.2, обозначающая край проезжей части, используется как раз в тех случаях, когда обочина имеет асфальтовое покрытие.
Правила гласят, что линию разметки 1.2 пересекать запрещается, но тут же дают оговорку: линию 1.2 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка. Ведь пункт 12.1 прямо разрешает остановку и стоянку транспортных средств на правой стороне дороги на обочине.
Еще одно исключение для выезда на обочину содержится в пункте 8.8 ПДД. Он указывает, что «если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины)», уступив дорогу попутным и встречным транспортным средствам.
Кроме того, упомянутый ранее пункт 9.9 ПДД, запрещающий движение по обочине, тоже содержит исключения. Он уточняет, что допускается «подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин при отсутствии других возможностей подъезда», при условии обеспечения безопасности движения. Здесь стоит обратить внимание на слова «по кратчайшему пути» и «при отсутствии других возможностей подъезда»: проехать сотню метров по обочине мимо пробки до нужной точки все равно нельзя.
Как видно, обычным автомобилистам двигаться по обочинам запрещено практически всегда, но есть категории исключения. Давайте их обозначим.
Прежде всего, по обочинам могут двигаться пешеходы. Пункт 4.1 разрешает это делать при отсутствии тротуаров, а также переходных и велопешеходных дорожек, при этом вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами. Более того, по обочинам разрешено водить даже группы детей – в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
Пункт 9.9 содержит еще одно исключение: в нем указано, что по обочине допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб.
Следующая «льготная» категория – велосипедисты: пункт 24.2 разрешает движение по обочине велосипедистов в возрасте старше 14 лет в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части.
Пункт 25.2. ПДД допускает, что двигаться по обочине могут гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные, если это не создает помех пешеходам.
Ну и последнее исключение содержится в пункте 24.7: он разрешает движение мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Езда по обочине наказывается по части 1 статьи 12.15. Она указывает, что « движение по обочинам влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей. При этом на такой штраф распространяется возможность оплаты со скидкой 50%.
Штраф в полторы тысячи, да еще и со скидкой, многие обочечники воспринимают как «плату за проезд без очереди», чтобы не стоять в пробке. Но штраф – пустяк по сравнению с тем, что при аварии обочечник в любом случае будет признан виновным и будет чинить машину за свой счет. Мы подробно рассказывали о том, что часть 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 20 от 25 июня 2019 года полностью лишила приоритета водителей, двигающихся по обочине в нарушение ПДД. Вот как это звучит.
Водитель транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД РФ по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.
Таким образом, если водитель, например, поворачивает или просто выезжает на обочину для остановки, а в него врезается автомобиль, движущийся по обочине, вина будет возложена на того, кто нарушил правила. Никаких поправок на то, что поворачивающий водитель «не уступил дорогу» или «не обеспечил безопасность маневра», сделано не будет. Поэтому тем, кто едет по обочине, стоит помнить о возможных финансовых последствиях, выходящих за рамки штрафа.
Что такое обочина автомобильной дороги
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Geometric elements of automobile roads
Дата введения 2006-05-01
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта, ООО «Инжинирингинвест»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»
1 Область применения
Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
ГОСТ 23457-86* Технические средства организации дорожного движения. Правила применения
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 краевая полоса: Полоса обочины, предназначенная для защиты от разрушения кромки проезжей части и допускающая регулярные заезды на нее транспортных средств.
3.2 полоса безопасности: Специально подготовленный участок дорожного полотна, примыкающий к границе проезжей части, который допускает регулярные заезды транспортных средств для избегания аварийных ситуаций.
3.3 укрепленная часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, имеющая дорожную одежду.
3.4 грунтовая часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, не имеющая дорожной одежды.
3.5 стояночная полоса: Укрепленная часть поверхности земляного полотна, предназначенная для остановки и стоянки на ней транспортных средств, обозначенная специальными дорожными знаками.
3.6 проезжая часть: Основной элемент дороги, предназначенный для непосредственного движения транспортных средств.
4 Геометрические элементы плана и продольного профиля автомобильной дороги
4.1 Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости в зависимости от расчетной скорости движения приведены в таблице 1.
Расчетная скорость, км/ч
Наибольший продольный уклон, ‰
Наименьшее расстояние видимости, м
1 Наименьшее расстояние видимости для остановки должно обеспечивать видимость любых предметов, имеющих высоту не менее 0,2 м, находящихся на середине полосы движения, с высоты глаз водителя автомобиля 1,2 м от поверхности проезжей части.
2 В горной местности (за исключением мест с абсолютными отметками более 3000 м над уровнем моря) для участков протяженностью до 500 м допускается увеличение наибольших продольных уклонов против норм, приведенных в таблице, но не более чем на 20‰.
3 При проектировании в горной местности участков подходов дорог к тоннелям наибольшее допустимое значение продольного уклона не должно превышать 45‰ на протяжении 250 м от портала тоннеля.
4.3 На дорогах в горной местности допускаются затяжные уклоны. Длина участка с затяжным уклоном в горной местности определяется в зависимости от величины уклона, но не более значений, приведенных в таблице 2. При более длинных затяжных уклонах необходимо включение в продольный профиль участков с уменьшенными продольными уклонами (не более 20‰), а также площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не более длин участков, указанных в таблице 2.
Обочина
Обо́чина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки (ПДД 1.2).
Обочина может быть неукреплённой (грунтовой) и укреплённой.
Обочина не предназначена для нормального движения механических транспортных средств (ПДД 9.9).
Обочина предназначена для:
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Обочина» в других словарях:
ОБОЧИНА — ОБОЧИНА, обочины, жен. Боковая часть дороги. «По обочинам дорог скакали ординарцы.» Шолохов. || Окраина, край чего нибудь. «Пошел со станции обочиной соснового леса.» Максим Горький. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ОБОЧИНА — ОБОЧИНА, ы, жен. Боковая часть, край (дороги, пути). Ехать обочиной. Съехать на обочину. По обочине шоссе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ОБОЧИНА — «ОБОЧИНА», СССР, БЕЛАРУСЬФИЛЬМ, 1978, ч/б, 96 мин. Киноповесть. Отслужив в армии, Ленька Парасочка вернулся в родной город,устроился в автопарк и, тем самым, решил продолжить отцовскуютрадицию. В ролях: Анатолий Жигарь, Майя Булгакова (см.… … Энциклопедия кино
ОБОЧИНА — полоса на жел. дор. полотне между откосом балластного слоя и бровкой земляного полотна. О. служит для временного складывания на полотне ремонтного материала; средняя ширина ее 0,40 м (см. Выемка, Насыпь). Технический железнодорожный словарь. М.:… … Технический железнодорожный словарь
обочина — сущ., кол во синонимов: 9 • боковая сторона (3) • боковая часть дороги (1) • вымостки … Словарь синонимов
Обочина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами. … … Официальная терминология
обочина — Боковая часть земляного полотна между кромкой проезжей части автодороги и бровкой, а на железной дороге между подошвой балластной призмы и бровкой земляного полотна [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)]… … Справочник технического переводчика
обочина — 3.21 обочина : Элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части и предназначенный для обеспечения устойчивости земляного полотна, повышения безопасности дорожного движения, организации движения пешеходов и велосипедистов, а также… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
обочина — ▲ край ↑ дорога обочина край дороги. кювет придорожная сточная канава. тротуар элемент дороги, примыкающий к проезжей части, предназначенный для движения пешеходов. панель … Идеографический словарь русского языка
Обочина — I ж. 1. Боковая часть дороги. отт. Тропа вдоль дороги. 2. Окраина, край чего либо (леса, поля и т.п.). 3. Скат длинной насыпи, возвышенности. II ж. Отвод у простых саней или край тележного кузова. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Что такое обочина автомобильной дороги
ПДД РФ, 1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
Здесь и далее приводится нумерация дорожных знаков согласно Приложению 1.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 24.10.2014 N 1097)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767; в ред. Постановления Правительства РФ от 28.06.2017 N 761)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2017 N 1621)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.07.2013 N 621)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 24.11.2018 N 1414)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 14.12.2005 N 767, от 14.11.2014 N 1197)
(см. текст в предыдущей редакции)
Здесь и далее приводится нумерация дорожной разметки согласно приложению 2.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.12.2005 N 767, от 28.06.2017 N 761, от 12.07.2017 N 832)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 06.10.2011 N 824, от 04.12.2018 N 1478)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.11.2015 N 1184)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)
1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.
1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 824)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.