Что такое оборонно промышленный комплекс

Оборонно-промышленный комплекс

Что такое оборонно промышленный комплекс. Смотреть фото Что такое оборонно промышленный комплекс. Смотреть картинку Что такое оборонно промышленный комплекс. Картинка про Что такое оборонно промышленный комплекс. Фото Что такое оборонно промышленный комплекс

Научно-исследовательские предприятия оборонно-промышленного комплекса страны разрабатывают, испытывают и производят военную и специальную воздушную, наземную и морскую технику, боеприпасы, приборы связи и слежения, амуницию для силовых структур России, космической отрасли. Часть продукции идет на экспорт. Также в задачи ОПК входит утилизация вооружения.

В экономике страны военная отрасль занимает одну из ведущих позиций, в ОПК занято более 2 млн человек. По производству многих видов военных средств Россия входит в число мировых лидеров. Непрекращающаяся гонка вооружений в мире заставляет разрабатывать новые модели техники и систем обороны.

История

До начала перестройки доля военной промышленности преобладала в экономике страны. В 90-х гг. госзаказ резко сократился. Большинство предприятий ОПК были перепрофилированы на выпуск мирной продукции. В этот период были утрачены многие передовые наработки и технологии.

В 2000 г. вышел указ об образовании компании «Рособоронэкспорт». Для закупок военного оборудования выделено 46 млрд руб. В сфере ОПК стали создаваться концерны, объединившие ведущих производителей военной продукции. В 2002 г. создана первая крупнейшая корпорация «Алмаз-Антей». Холдинг получил предприятия группы «Оборонные системы». В 2006 г. правительство утвердило программу развития вооружений на период 2007-2015 гг. Тогда же была создана Военно-промышленная комиссия.

2011 г. стал годом завершения основного этапа реформирования оборонно-промышленного комплекса. Базу ОПК составили 50 интегрированных структур, на долю которых приходится 60% выпускаемой военной продукции. Россия вновь начинает входить в список мировых лидеров производителей вооружения. На реализацию военной программы 2011-2020 г. заложено 19 трлн руб.

Торговые партнеры

Отрасли и центры ОПК

Производство вооружения относится к высокотехнологичным процессам и сосредоточено в развитых центрах страны. Оно подразделяется на такие отрасли:

Что такое оборонно промышленный комплекс. Смотреть фото Что такое оборонно промышленный комплекс. Смотреть картинку Что такое оборонно промышленный комплекс. Картинка про Что такое оборонно промышленный комплекс. Фото Что такое оборонно промышленный комплекс

Крупнейшие предприятия

Далее представлены крупные корпорации оборонно-промышленного комплекса:

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Предприятия машиностроения и металлообработки.

Проблемы ОПК

Трудности оборонно-промышленного комплекса в первую очередь связывают с предстоящим сокращением госзаказа, что повлечет за собой уменьшение рабочих мест. Вторая главная проблема – это начавшаяся в 2017 г. диверсификация ОПК. До 2025 г. предприятия оборонной промышленности должны увеличить долю мирной продукции до 30% от общего объема. А для этого необходимо разрабатывать новые технологии для производства конкурентного товара.

К сложностям ОПК относится и потеря научно-технологической базы, начавшаяся в 90-х гг. Особенно это ощущается в радиоэлектронной промышленности, которая базируется на устаревших отечественных технологиях. В стране не хватает высококвалифицированных молодых специалистов. Необходимо внедрять программу стимулирования для закрепления перспективной молодежи в высокотехнологичных отраслях ОПК.

Недостаточно инновационных систем, мало используются специальные технологии для отраслей гражданской промышленности. Большинство российских производителей ОПК не участвуют в мировой кооперационной системе, что порождает низкий уровень эффективности процессов и способствует слабому развитию конкуренции на российском рынке.

Источник

Оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации

Воронова Е.А., ведущий советник Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России, преподаватель Института экономики и антикризисного управления.

В настоящее время в нормативно-правовых документах Российской Федерации отсутствует четкое определение оборонно-промышленного комплекса. Понятие определяет границы употребления и распространения норм права и административных актов на субъекты правоотношений. Анализ действующих правовых норм показал, что есть разрозненные (в целях понимания отдельных правовых актов) попытки дать определение оборонно-промышленного комплекса и унифицировать часть системы, которая является составляющей одного из национальных интересов страны.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента РФ от 10.01.2000 N 24 провозгласили, что безопасность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности обеспечивается институтами государственной власти, осуществляющими свои функции.

Государственная функция управления оборонным комплексом сформулирована в Федеральном законе от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» как управление системой политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Но единого понятия оборонно-промышленного комплекса как системы нет ни в правовой литературе, ни в законах, ни в распорядительных административных актах. Фрагментарность и незаконченность понятия ведет к размытым границам определения критерия и неверному пониманию субъектов, участников правоотношений.

Но, как справедливо отмечает О.М. Свириденко в своей статье «Система национальной безопасности», системе национальной безопасности может угрожать не только военная агрессия, но и изменение правового положения юридического лица, входящего в систему оборонно-промышленного комплекса или опосредованно относящегося к ней, в частности ликвидация в соответствии с Законом N 127-ФЗ, так как только государственные федеральные казенные предприятия, в соответствии со ст. ст. 61 и 65 Гражданского кодекса не подлежат банкротству в установленном Законом N 127-ФЗ порядке; все остальные юридические лица ликвидируются на основании Закона N 127-ФЗ, который регулирует особенности банкротства стратегических предприятий.

Юридическим лицом, согласно ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также иметь самостоятельный баланс или смету. Преобразование юридического лица изменяет его правовой статус; так, если федеральное государственное унитарное предприятие по распоряжению государственного органа будет преобразовано в другую правовую форму, оно сразу теряет иммунитет от банкротства, в соответствии с указанными выше статьями Гражданского кодекса.

В настоящее время в отдельных распорядительных актах Правительства Российской Федерации для понимания и правильного применения в каждом конкретном случае определяется, что понимать под оборонно-промышленным комплексом.

Для того чтобы попытаться дать общее определение всей системы, которая включает в себя сложные, многообразные правовые формы и многообразные правоотношения, необходим сущностный анализ для выявления характерных признаков участника оборонно-промышленного комплекса.

Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2004 г. N 96 (в редакции Постановления Правительства РФ от 8 ноября 2005 г. N 665) утверждено Положение о ведении сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса, которое установило, что указанный реестр является федеральной информационной системой, содержащей сведения об организациях, их имущественном и финансовом положении и об экономической эффективности их деятельности, но правовые критерии внесения в сводный реестр обозначены нечетко. На основании этого Постановления в реестр включаются организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, включая оборудование и производственные площади, а также имеющие квалифицированные кадры для разработки, производства, ремонта и утилизации вооружения, военной и специальной техники. Решение о включении предприятий в реестр и об их исключении из реестра принимается по представлению федеральных органов, согласованному с Федеральной службой по оборонному заказу. Порядок, объем, формы и сроки представления информации для ведения сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса, а также для принятия решений о включении организаций в реестр и об их исключении из реестра определяется Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации.

Следовательно, чтобы попасть в список предприятий оборонно-промышленного комплекса, не важно, какая форма у юридического лица, важны функции, которое оно выполняет (разработка, производство, ремонт и утилизация вооружения военной и специальной техники), а также наличие двух важных составляющих:

Из сравнения формулировок Постановления и Указа видно, что эти перечни не только утверждаются на различных уровнях, но имеют различный состав и применяются для решения совершенно разных задач.

Рассматривая организационно-правовые условия формирования ведомственной системы военных организаций как юридических лиц, В.В. Бараненков отмечает, что на законодательном уровне до настоящего времени остается неурегулированным вопрос о правовом положении и государственной регистрации органов военного управления, за исключением некоторых из них, которые в установленном порядке созданы и зарегистрированы как юридические лица (например, военно-учебные, медицинские и научно-исследовательские организации). Он предлагает с учетом специфики финансового, материально-технического обеспечения систему юридических лиц подразделять на подсистемы (военных округов и т.д.).

Бараненков В.В. Организационно-правовые условия формирования ведомственной системы военных организаций как юридических лиц // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

Таким образом, «отраслевые» подсистемы юридических лиц (по видам органов) с соответствующей «вертикалью» управления, контроля, финансового и материально-технического обеспечения в целом будут составлять единую систему юридических лиц.

Р.Н. Ярмак в своей статье «Правовое регулирование положения военного управления, объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в XXI веке» отметил, что полноправными юридическими лицами в Вооруженных Силах, участвующими и в гражданско-правовых, и в военно-административных отношениях, являются подпадающие под понятие «организация Вооруженных Сил» федеральные государственные унитарные и казенные предприятия Министерства обороны Российской Федерации, а также федеральные государственные учреждения, которым отведено место в структуре Вооруженных Сил, и в целом правоотношения по вопросам создания, реорганизации и ликвидации этих юридических лиц на законодательном уровне урегулированы, т.е. узкий круг участников хозяйственных правоотношений.

Ярмак Р.Н. Правовое регулирование положения военного управления, объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в XXI веке» // СПС «КонсультантПлюс».

С правовой точки зрения возникает вопрос: следует ли рассматривать комплекс в целом со всеми перечисленными организациями, входящими в него, либо каждую организацию в отдельности по признаку вхождения в указанный комплекс.

Представляется, что предметом регулирования общественных отношений, складывающихся в системе государственной организации оборонно-промышленного комплекса, является управление промышленной, научной, научно-технической, военной и связанными с ними административными, гражданско-правовыми, трудовыми и иными правоотношениями, которые в своей совокупности позволяют государству осуществлять индивидуальную или коллективную самооборону от внутренней и внешней агрессии и военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами.

Действующий Перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 9 января 2004 г. N 22-р, а также Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009, включает в себя федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, чьи акции находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющих стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан.

В определении оборонно-промышленного комплекса хотелось бы отразить всю систему взаимоотношений различных юридических лиц и властных структур, направленных на создание единого комплекса отражения агрессии и сотрудничества в области обороны.

В целях установления баланса публичных и частных интересов, опосредованных правом и призванных регламентировать конституционные и иные законные интересы участников, вовлеченных в оборонные правоотношения, и исходя из сущностного анализа многообразных отношений, возникающих из построения единой системы защиты государства, предлагается единое определение оборонно-промышленного комплекса как системы, в которую входят производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работу по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа, направленную на обеспечение обороноспособности и безопасности Российской Федерации, а также органы военного управления, объединения, соединения воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, тыл и войска, не входящие в рода войск Вооруженных Сил, направленные на обеспечение обороноспособности и безопасности Российской Федерации, а также военно-технического сотрудничества с другими государствами.

Анализируя данное определение, можно определить сущностные, характерные признаки предприятия, организации, входящих в систему оборонно-промышленного комплекса, обеспечивающего безопасность государства.

Бараненков В.В. Проблемы неопределенности и перспективы совершенствования гражданско-правового статуса военных организаций // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

Во-вторых, участниками указанных правоотношений могут быть военные организации (рода войск), в соответствии с ФЗ от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне».

В-третьих, регулирующая функция государства, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 N 179 «Вопросы Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации».

В-четвертых, всех участников указанных правоотношений объединяет режим конфиденциальности, регулируемый Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне».

В-пятых, состав участников может меняться в зависимости от отношения к государственному оборонному заказу, в соответствии с ФЗ от 27.12.1995 N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

В-шестых, правоотношения не являются закрытыми для заключения международных договоров поставки вооружения и технологий в рамках государственных программ, в соответствии с ФЗ от 19.07.1998 N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».

Источник

Пирамида Путина. Как ОПК, будучи банкротом, собирается в 2021 году производить новые виды оружия

Алeксандр Гольц

военный обозреватель

В 2021 году оборонные расходы казны будут официально уменьшены на 195 млрд рублей. При этом руководители предприятий ОПК демонстрируют поразительный оптимизм, обещая ввод в эксплуатацию новейшего танкового и авиационного вооружения. Военный эксперт Александр Гольц рассказывает, как российский оборонно-промышленный комплекс превратился в гигантскую финансовую пирамиду, которая не может выбраться из долгов и функционирует только при постоянных денежных вливаниях сверх тех огромных сумм, что выделяются из бюджета.

Действительно, финансирование военного производства должно сократиться на 5%. Но военачальники и капитаны ОПК демонстрируют поразительный оптимизм. Только что руководитель «Ростеха», объединяющего большую часть отечественных военно-промышленных предприятий Сергей Чемезов сообщил, что в следующем году начнутся поставки в войска танка «Армата» и серийное производство новейшего истребителя Су-57. Производство и танка, и истребителя пятого поколения несколько лет откладывалось из-за их несоразмерной стоимости. Замминистра обороны Алексей Криворучко рапортует о возобновлении производства «с нуля» в Казани производства стратегического бомбардировщика Ту-160 М. Главком Ракетных войск стратегического назначения Сергей Каракаев заявляет о намерении развертывать по двадцать комплексов в год. А впереди – постановка на боевое дежурство новейшей тяжелой ракеты «Сармат».

Спрашивается, откуда возьмутся деньги на весь этот оружейный пир во время ковидной чумы? Тайна была приоткрыта газетой «Ведомости», которая сообщила, что, не желая останавливать производство («никому не нужно возвращение 90-х», пояснил журналистам топ-менеджер оборонного холдинга), власти решили финансировать выполнение гособоронзаказа за счет банковских кредитов. За три года планируется привлечь 360 млрд рублей займов. Это подтвердил в интервью РБК вице-премьер «по оборонке» Юрий Борисов, сообщивший, что финансирование производства вооружений будет осуществляться «по кредитной схеме». То есть налицо продолжение порочной практики прошедшего десятилетия.

За три года для выполнения гособоронзаказа планируется привлечь 360 млрд рублей займов

Напомню, что в прошлом году тот же Юрий Борисов поверг в шок экспертное сообщество сообщив, что на предприятия ОПК задолжали около 2 трлн рублей. При этом, полагал вице-премьер, «основное тело кредита никогда уже не будет погашено». Фактически речь шла о неспособности даже выплачивать проценты по кредиту. На выплату процентов оборонные предприятия расходовали, по словам Борисова, около 200 млрд рублей: «Эта цифра «бьется» с плановой прибылью предприятий ОПК, получается такой парадокс. Я все время такой живой пример привожу: мы варим воду, пьем и доливаем. То есть, возможности опереться на внутренние источники, на самые действенные источники, на собственные средства практически нет». Ранее Борисов сравнивал работу военной промышленности с занятиями на велотренажере: сколько на педали ни дави, все равно никуда не приедешь.

Вице-премьер благоразумно уклонялся от объяснения того, почему стабильно работающий ОПК оказался в ситуации, когда у него не оставалось средств ни на новое оборудование, ни на переход к выпуску гражданской продукции, чего недавно требовал президент. Борисов ограничивался лишь констатацией того, что, в 2010-2011 годах непонятно почему «ставка привлечения кредитных средств была 10, 11, 12%». При этом известно: именно в эти годы была принята беспрецедентная по своим размерам госпрограмма вооружений, стоимостью в 23 трлн рублей. Кремль не мог позволить сорвать эту программу, как предыдущие. Война с Грузией показала, насколько устарел арсенал российской армии.

В течение десяти лет вся прибыль предприятий ОПК уходит на уплату грабительских процентов госбанкам

Единственный выход, который могло предложить беспросветным должникам государство, – это досрочное погашение кредитов за счет бюджета. В 2016 году министерство финансов выделило на эти цели 800 млрд рублей, в 2017-м – еще 200 млрд. Но, удивительное дело, долговое тягло не уменьшалось, а усиливалось. В 2020 году Юрий Борисов предложил списать долги оборонных предприятий уже на 600–700 млрд. И ему удалось убедить в необходимости этого президента. По его словам, в 2020-м «списано через докапитализацию предприятий 350 млрд рублей токсичных кредитов. Реструктурировано уже примерно на 260 млрд рублей, и есть резерв еще на 150 млрд рублей».

Что такое оборонно промышленный комплекс. Смотреть фото Что такое оборонно промышленный комплекс. Смотреть картинку Что такое оборонно промышленный комплекс. Картинка про Что такое оборонно промышленный комплекс. Фото Что такое оборонно промышленный комплекс

Мало этого, лоббистам ОПК удалось сделать реальностью гипотезу Борисова о том, что «основное тело» долга не будет погашено никогда. По предложению Минфина, оборонным предприятиям будет разрешено отложить до 2036 года срок погашения кредитов, обеспеченных госгарантиями. Таким образом, решив производить вооружения в кредит, российское государство в очередной раз решило наступить на те же грабли, что и в 2011 году. На сей раз решение выглядит еще более экзотическим. Стремясь в условиях западных санкций к максимальной секретности, правительство решило, что финансирование оборонзаказа будет осуществляться через «Промсвязьбанк», все транзакции которого строго конфиденциальны.

Теперь останется загадкой, откуда ПСБ возьмет внебюджетные средства, чтобы финансировать реализацию оборонного заказа. Остается полагаться лишь на слова Борисова о том, что «опорный для оборонки банк, который за счет сконцентрированных там больших ресурсов, в первую очередь гособоронзаказа, может кредитовать предприятия по ставке, близкой к ставке Центробанка». Можно только догадываться, то ли «Промсвязьбанк» будет более эффективно, чем правительство маневрировать средствами гособоронзаказа, то ли будет по приказу свыше кредитовать ОПК себе в убыток, то ли по секретному приказу госкорпорации и госбанки будут втайне переводить средства в «Промсвязьбанк». К разумной экономике это отношения не имеет.

Главная же проблема – в низкой эффективности производства и, как следствие, в возрастающей стоимости конкретных вооружений. Неслучайно Артемьев завел речь о необходимости системных реформ. Судя по всему, правительству так и не удалось создать производственную кооперацию. В СССР практически все промышленные предприятия располагали мощностями для производства оборонной продукции, поставляли компоненты для военных заводов. Это не имело никакого отношения к экономике. Главная функция Госплана состояла в том, чтобы искусственным образом сбалансировать цены на гражданскую и военную продукцию. С развалом СССР прекратила существование и советская система военного производства, но взамен ничего другого создано не было. Представляется, что оборонные предприятия теперь вынуждены сами, на собственных мощностях, производить все необходимые (и весьма разнообразные) комплектующие, что делает конечную продукцию чрезвычайно дорогой. Скорее всего из-за этого стоимость проекта существенно увеличивается по сравнению с первоначально заявленной. В результате предприятия вынуждены брать все новые и новые кредиты.

Так или иначе, российский оборонно-промышленный комплекс превратился в гигантскую финансовую пирамиду. Он может функционировать только в условиях, когда его приходится постоянно финансировать сверх тех немалых средств, которые выделяются в рамках бюджета.

Источник

Оборонно-промышленный комплекс

Вое́нно-промы́шленный ко́мплекс (ВПК), в просторечии оборо́нка — совокупность научно-исследовательских, испытательных организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку и производство военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов и т. п. преимущественно для государственных силовых структур, а также на экспорт.

Примечания

См. также

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Оборонно-промышленный комплекс» в других словарях:

ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС — совокупность предприятий, учреждений, научных и конструкторских организаций, осуществляющих разработку и производство вооружения и военной техники. тж. ВОЕННО ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС … Юридическая энциклопедия

Оборонно-промышленный комплекс России — Истребитель Су 27 перед заводом Уфимского моторостроительного производственного объединения Оборонно промышленный комплекс России (Военно промышленный комплекс, ВПК, ОПК … Википедия

ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ (ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ) КОМПЛЕКС (ОПК, ВПК) — – совокупность научных, исследовательских, испытательных организаций и предприятий (заводов) промышленности, выполняющих государственный оборонный заказ, т. е. производящих продукцию и услуги в интересах обороны для российских силовых структур и… … Война и мир в терминах и определениях

Военно-промышленный комплекс — Запрос «ВПК» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Военно промышленный комплекс (ВПК) совокупность научно исследовательских, испытательных организаций[1] и производственных предприятий, выполняющих разработку, производство,… … Википедия

Военно-промышленный комплекс СССР — Военно промышленный комплекс СССР (ВПК СССР) постоянно действовавшая система взаимосвязей субъектов экономической и социально политической структуры советского общества, связанных с обеспечением военной безопасности СССР. Сформировался в… … Википедия

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (ВПК) — см. Оборонно промышленный комплекс (ОПК) ОБОРОННО ПРОМЫШЛЕННЫЙ (ВОЕННО ПРОМЫШЛЕННЫЙ) КОМПЛЕКС (ОПК, ВПК) … Война и мир в терминах и определениях

Ростех — Тип Государственная корпорация … Википедия

Машиностроение России — Динамика индекса производства машин и оборудования в России в 1991 2009 годах, в процентах от уровня 1991 года … Википедия

Промышленность России — Динамика индекса промышленного производства в России в 1991 2009 годах, в процентах от уровня 1991 года … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *