Что такое обороноспособность российской федерации

ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Обороноспособность государства от­но­сит­ся к ос­но­во­по­ла­гаю­щим ус­ло­ви­ям на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти, её обес­пе­че­ние яв­ля­ет­ся од­ной из важ­ней­ших функ­ций ор­га­нов государственной вла­сти и управ­ле­ния. Во мно­гих стра­нах по­ощ­ря­ет­ся соз­да­ние гра­ж­да­на­ми ор­га­ни­за­ций и об­щественных объ­е­ди­не­ний, со­дей­ст­вую­щих ук­ре­п­ле­нию обо­ро­ны. Обороспособность государства под­дер­жи­ва­ет­ся сис­те­мой по­ли­тических, эко­но­мических, во­енных, со­ци­аль­ных, пра­во­вых и иных мер по во­ен­но­му строи­тель­ст­ву, соз­да­нию и ук­ре­п­ле­нию во­енной мо­щи го­су­дар­ст­ва, под­го­тов­ке на­се­ле­ния, воо­руженных сил, тер­ри­то­рии и ком­му­ни­ка­ций стра­ны к дей­ст­ви­ям по от­ра­же­нию аг­рес­сии.

Со­от­вет­ст­вую­щая дея­тель­ность го­су­дарств рег­ла­мен­ти­ру­ет­ся национальным за­ко­но­датель­ст­вом, а так­же ме­ж­ду­народными до­го­во­ра­ми и со­гла­ше­ния­ми. Она вклю­ча­ет в се­бя: про­гно­зи­ро­ва­ние и оцен­ку во­енной опас­но­сти; раз­ра­бот­ку во­ен­ной док­три­ны и основных на­прав­ле­ний во­ен­ной по­ли­ти­ки го­су­дар­ст­ва, пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние в об­лас­ти обо­ро­ны, строи­тель­ст­во, под­го­тов­ку и под­дер­жа­ние в не­об­хо­ди­мой го­тов­но­сти воо­руженных сил, а так­же пла­ни­ро­ва­ние их при­ме­не­ния; раз­ви­тие нау­ки в ин­те­ре­сах обо­ро­ны; раз­ра­бот­ку и про­изводство сис­тем управ­ле­ния вой­ска­ми, во­ору­же­ния и во­енной тех­ни­ки; мо­би­ли­за­ци­он­ную под­го­тов­ку ор­га­нов государственной вла­сти, эко­но­ми­ки и на­се­ле­ния; соз­да­ние за­па­сов ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов в государственных и мо­би­ли­зационных ре­зер­вах; пла­ни­ро­ва­ние и осу­ще­ст­в­ле­ние ме­ро­прия­тий по гражданской и тер­ри­то­ри­аль­ной обо­ро­не; фи­нан­си­ро­ва­ние рас­хо­дов на обо­ро­ну и др.

Обороноспособность государства за­ви­сит от ха­рак­те­ра и мас­шта­бов ре­аль­ных и по­тен­ци­аль­ных во­енных уг­роз; вклю­чён­но­сти стра­ны в ме­ж­ду­народное со­труд­ни­че­ст­во в це­лях кол­лек­тив­ной безо­пас­но­сти и со­вме­ст­ной обо­ро­ны; во­енного по­тен­циа­ла, ма­те­ри­аль­ных и ду­хов­ных воз­мож­но­стей стра­ны, её эко­но­мического, на­учно-тех­нического раз­ви­тия и на­ли­чия люд­ских ре­сур­сов; со­ци­аль­но­го и меж­на­цио­наль­но­го един­ст­ва об­ще­ст­ва и мо­раль­но-пси­хо­ло­гической го­тов­но­сти на­се­ле­ния к за­щи­те Оте­че­ст­ва; спо­соб­но­сти по­ли­тического и во­енного ру­ко­во­дства эф­фек­тив­но ис­поль­зо­вать имею­щие­ся воз­мож­но­сти.

Источник

31 Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение обороноспособности страны»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ»

Подпрограмма «Строительство и развитие Вооруженных Сил Российской Федерации»

Основное мероприятие «Совершенствование системы подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации»

Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд)

Основное мероприятие «Научные исследования в области обороны»

Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям)

Основное мероприятие «Совершенствование работы с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации»

Субсидия акционерному обществу «Первый канал» для организации трансляции Главного военно-морского парада (Иные бюджетные ассигнования)

Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям)

Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям)

Основное мероприятие «Совершенствование системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации»

Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд)

Основное мероприятие «Развитие и поддержание инфраструктуры Министерства обороны Российской Федерации»

Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности)

Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям)

Подпрограмма «Совершенствование международной деятельности»

Основное мероприятие «Обеспечение военного сотрудничества с иностранными государствами»

Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами)

Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами)

Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд)

Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение обороноспособности страны»

Основное мероприятие «Обеспечение денежным довольствием военнослужащих, заработной платой гражданского персонала, а также выплата пособий и компенсаций»

Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами)

Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами)

Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами)

Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами)

Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами)

Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами)

Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами)

Основное мероприятие «Обеспечение страхования в Вооруженных Силах Российской Федерации»

Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд)

Основное мероприятие «Реализация иных социальных гарантий военнослужащих, лиц гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей»

Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям)

Субсидии на обустройство и восстановление воинских захоронений, находящихся в государственной собственности (Межбюджетные трансферты)

Источник

ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Полезное

Смотреть что такое «ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА» в других словарях:

Обороноспособность государства — уровень подготовленности экономики, населения военной организации государства к отражению внешней агрессии, защите территориальной целостности и независимости государства. О.г. зависит от: характера и масштабов реальных и потенциальных военных… … Словарь черезвычайных ситуаций

ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА — совокупность материальных и духовных сил и ресурсов, военных и невоенных средств государства, которые оно способно мобилизовать для обеспечения надежной обороны … Юридическая энциклопедия

Обороноспособность государства — степень подготовленности государства к защите от агрессии. Складывается из материальных и духовных сил, которые оно может мобилизовать для достижения целей войны; в решающей степени зависит от способа производства. На О. г. оказывают влияние… … Словарь военных терминов

обороноспособность — см. обороноспособный; и; ж. Готовность к обороне. Обороноспосо/бность государства … Словарь многих выражений

Образование Русского централизованного государства и его внутренняя политика — Значение образования Русского централизованного государства К 80 м годам XV в. основное ядро русских земель было объединено в составе единого государства, центром которого явилась Москва. Формально сохранял свою независимость Псков, нуждавшийся,… … Всемирная история. Энциклопедия

Аттика в VIII—VI вв. до н. э. Образование Афинского государства — Аттика древнейшего времени По сравнению с Лаконикой каменистая Аттика была значительно менее плодородна. Заниматься успешно земледелием можно было лишь в небольших и немногочисленных долинах. В дальнейшем, когда в Аттику, начиная с VI в. до н. э … Всемирная история. Энциклопедия

Коммунистическая партия Советского Союза — (КПСС) основанная В. И. Лениным на рубеже 19 20 вв. революционная партия российского пролетариата; оставаясь партией рабочего класса, КПСС в результате победы социализма в СССР и укрепления социального и идейно политического единства… … Большая советская энциклопедия

Стратегия — наука о войне, в частности наука полководца. Она изучает войну с двух главнейших точек зрения: 1) как явление в жизни человеческих обществ и 2) с точки зрения специально военной, т. е. употребления силы для одержания победы над врагом. Изучение… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Лагерь Национального Объединения — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Лагерь национального объединения (польск. Obóz Zjednoczenia Narodowego) … Википедия

Источник

Обороноспособность государства

Если сравнивать понятие «военная безопасность» с понятием «обороноспособность государства», то первое значительно шире. Военный энциклопедический словарь характеризует обороноспособность как степень подготовленности государства к защите от агрессии, характеризующейся совокупностью военного, экономического, научного, социального и морально-политического потенциалов.

По мнению автора, под обороноспособностью можно понимать способность государства отразить внешнюю военную агрессию всей совокупностью находящихся в его распоряжении сил, средств и ресурсов.

Военная безопасность включает в себя, помимо указанной функции, дополнительные важные функции — предотвращение внешней агрессии, а также военную защиту конституционного строя.

Современное определение обороны дается в ст. 1 Федерального закона «Об обороне», согласно которой под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. У обороны есть два значения: оборона как совокупность мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории, а также оборона как вид боевых действий. Таким образом, военная безопасность и оборона не являются тождественными понятиями.

При объявлении войны реализуется право государства на индивидуальную самооборону, предусмотренную в ст. 51 Устава ООН. Согласно данной норме государство имеет право на индивидуальную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена Организации, до тех пор, пока Совет Безопасности ООН не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности ООН.

Под индивидуальной самообороной следует понимать ответные вооруженные действия государства, предпринимаемые им для защиты или восстановления своей политической независимости и территориальной неприкосновенности, нарушенных другим государством путем вооруженного нападения.

Несмотря на то, что обеспечение обороны и самооборона государства входят в компетенцию всех структур военной организации государства и занимают весьма существенное место в системе национальной безопасности, следует признать, что понятие военной безопасности шире по объему и включает и обороноспособность, и оборону, и индивидуальную самооборону. Такой подход содержится в Военной доктрине Российской Федерации, в которой военная безопасность, по существу, является основным понятием и рассматривается по отношению к обороноспособности и обороне (самообороне) как общее к частному.

Таким образом, обороноспособность и оборону (самооборону) можно рассматривать как важнейшие внутренние составляющие военной безопасности государства.

В связи с вышесказанным возникает вопрос о соотношении военной безопасности и коллективной самообороны.

Коллективную самооборону нельзя рассматривать как совместные действия государств, одновременно подвергшихся нападению, так как в таком случае каждое из обороняющихся государств использует свое право на индивидуальную самооборону. Коллективная самооборона отличается от индивидуальной тем, что при коллективной самообороне право на нее возникает для государства не из факта нападения на него, а из факта нападения на другое государство.

Коллективная оборона, являясь правом государства на оказание помощи другому государству, подвергшемуся вооруженному нападению, в отличие от индивидуальной самообороны требует соответствующего организационного оформления.

В науке международного права различают договорную и внедоговорную формы реализации права на коллективную оборону, которые оказывают существенное влияние на характер взаимоотношений обороняющихся государств как между собой, так и с государством-агрессором.

Как установлено в ст. 18 Федерального закона «Об обороне», состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации. Согласно ст. 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Следовательно, можно прийти к выводу, что законодательством Российской Федерации не предусматривается имеющая место в международных отношениях «внедоговорная» форма реализации права на коллективную оборону.

Для Российской Федерации типичной формой реализации права на коллективную оборону являются действия на основе двусторонних международных договоров о взаимной помощи, предварительно заключаемых государствами на случай вооруженного нападения.

Таким образом, коллективную оборону можно рассматривать как элемент военной безопасности Российской Федерации и ее внешнюю составляющую.

В научной литературе достаточно часто военную безопасность отождествляют с оборонной безопасностью. В этой связи возникает вопрос: являются ли тождественными понятия военной и оборонной безопасности?

На дифференциацию вышеназванных понятий указывают ряд авторов, в том числе А.В. Возжеников, который под военной безопасностью понимает ее внешний аспект, а внутренний аспект военной безопасности (сфера деятельности государства и общества по подготовке к отражению возможных военных угроз) отождествляет с оборонной безопасностью.

Как отмечалось ранее, оборона рассматривается как совокупность мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории, т. е. оборона рассматривается как внутренняя составляющая военной безопасности.

. предусматривающим поставки продукции для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности.

Обороноспособность — состояние экономического, военного, социально-нравственного потенциала.

Естественно, в этих условиях КПСС и Советское правительство принимают все меры к повышению обороноспособности нашей страны.

Объектом диверсии вследствие ее повышенной общественной опасности явлется экономическая безопасность и обороноспособность России, а также жизнь и здоровье граждан.

Источник

Обороноспособность государства

Смотреть что такое «Обороноспособность государства» в других словарях:

ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА — совокупность материальных и духовных сил и ресурсов, военных и невоенных средств государства, которые оно способно мобилизовать для обеспечения надежной обороны … Юридическая энциклопедия

ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА — степень подготовленности государства к защите от агрессии. Складывается из материальных и духовных элементов, выражающих военные, экономические, научные, социальные и морально психологические возможности государства и народа. На… … Война и мир в терминах и определениях

Обороноспособность государства — степень подготовленности государства к защите от агрессии. Складывается из материальных и духовных сил, которые оно может мобилизовать для достижения целей войны; в решающей степени зависит от способа производства. На О. г. оказывают влияние… … Словарь военных терминов

обороноспособность — см. обороноспособный; и; ж. Готовность к обороне. Обороноспосо/бность государства … Словарь многих выражений

Образование Русского централизованного государства и его внутренняя политика — Значение образования Русского централизованного государства К 80 м годам XV в. основное ядро русских земель было объединено в составе единого государства, центром которого явилась Москва. Формально сохранял свою независимость Псков, нуждавшийся,… … Всемирная история. Энциклопедия

Аттика в VIII—VI вв. до н. э. Образование Афинского государства — Аттика древнейшего времени По сравнению с Лаконикой каменистая Аттика была значительно менее плодородна. Заниматься успешно земледелием можно было лишь в небольших и немногочисленных долинах. В дальнейшем, когда в Аттику, начиная с VI в. до н. э … Всемирная история. Энциклопедия

Коммунистическая партия Советского Союза — (КПСС) основанная В. И. Лениным на рубеже 19 20 вв. революционная партия российского пролетариата; оставаясь партией рабочего класса, КПСС в результате победы социализма в СССР и укрепления социального и идейно политического единства… … Большая советская энциклопедия

Стратегия — наука о войне, в частности наука полководца. Она изучает войну с двух главнейших точек зрения: 1) как явление в жизни человеческих обществ и 2) с точки зрения специально военной, т. е. употребления силы для одержания победы над врагом. Изучение… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Лагерь Национального Объединения — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Лагерь национального объединения (польск. Obóz Zjednoczenia Narodowego) … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *