Что такое оборот этилового спирта
Оборот спирта
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»
Смотреть что такое «Оборот спирта» в других словарях:
СБОРЫ ЗА ВЫДАЧУ ЛИЦЕНЗИЙ И ПРАВО НА ПРОИЗВОДСТВО И ОБОРОТ ЭТИЛОВОГО СПИРТА, СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ — федеральные сборы по Закону об основах налоговой системы (пп. «х» п. 1 ст. 19), введенные Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 5 ФЗ «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и… … Энциклопедия российского и международного налогообложения
Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам — ПРОИЗВОДСТВО ЛИБО ОБОРОТ ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ ИЛИ СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, САНИТАРНЫМ ПРАВИЛАМ И ГИГИЕНИЧЕСКИМ НОРМАТИВАМ, влечет наложение административного штрафа на… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
СБОР ЗА ВЫДАЧУ ЛИЦЕНЗИЙ И ПРАВО НА ПРОИЗВОДСТВО И ОБОРОТ ЭТИЛОВОГО СПИРТА, СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ — обязательный платеж, взимаемый с 1997 и регламентируемый одноименным Федеральным законом от 8 января 1998. Плательщики сбора – орг ции, имеющие статус юридич. лиц, получившие в установл. порядке лицензию на право произ ва и оборот этилового… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Дела об административных правонарушениях, рассматриваемые судьями — судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, в частности, предусмотренных статьями 5.7 (отказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
Импорт — (Import) Понятие импорта, импорт товаров, лицензирование импорта Информация о понятии импорта, импорт товаров, лицензирование импорта Содержание Содержание Косвенный импорт Параллельный импорт Лицензирование импорта товаров Основы… … Энциклопедия инвестора
Контрольный спиртоизмеряющий снаряд — братьев Сименс и К0. В статье Винокурение упомянуто, что ныне весь акцизный учет выхода спирта производится в России при помощи К. спиртоизмеряющего снаряда. Спирт, получаемый на перегонных аппаратах, должен пройти через так назыв. фильтр, а… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Пиротехния* — (Feuerwerkerei, pyrotechnie, pyrotechnics) искусство приготовления различных горючих и взрывчатых составов и сожигания их с целью достижения того или другого определенного эффекта. П. делится на: 1) военную П., приготовляющую изделия, которые… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Пиротехния — (Feuerwerkerei, pyrotechnie, pyrotechnics) искусство приготовления различных горючих и взрывчатых составов и сожигания их с целью достижения того или другого определенного эффекта. П. делится на: 1) военную П., приготовляющую изделия, которые… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Санкт-Петербург, город — I (Петербург, Петроград, Питер [В настоящей статье вместо слов С. Петербург допущены сокращения: СПб. и Пб.] столица России и резиденция Российского Императорского Дома. Судьбы местности нынешнего СПб. до 1703 г. В 1300 г. шведы поставили город… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 N 171-ФЗ (последняя редакция)
22 ноября 1995 года N 171-ФЗ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА
И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ
ПРОДУКЦИИ И ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ (РАСПИТИЯ)
15 ноября 1995 года
Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 07.01.1999 N 18-ФЗ,
от 29.12.2001 N 186-ФЗ, от 24.07.2002 N 109-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ,
от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.07.2005 N 102-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ,
от 29.12.2006 N 248-ФЗ, от 19.07.2007 N 219-ФЗ, от 01.12.2007 N 302-ФЗ,
от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ,
от 05.04.2010 N 41-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 28.12.2010 N 430-ФЗ,
от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 18.07.2011 N 218-ФЗ (ред. 30.06.2012),
от 21.07.2011 N 253-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ,
от 25.12.2012 N 259-ФЗ, от 30.12.2012 N 286-ФЗ, от 23.07.2013 N 232-ФЗ,
от 02.11.2013 N 296-ФЗ, от 31.12.2014 N 490-ФЗ, от 31.12.2014 N 491-ФЗ,
от 31.12.2014 N 494-ФЗ, от 06.04.2015 N 82-ФЗ, от 29.06.2015 N 182-ФЗ,
от 29.12.2015 N 400-ФЗ, от 23.06.2016 N 202-ФЗ, от 03.07.2016 N 260-ФЗ,
от 03.07.2016 N 261-ФЗ, от 29.07.2017 N 278-ФЗ (ред. 28.12.2017),
от 28.12.2017 N 433-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 03.08.2018 N 289-ФЗ,
от 28.11.2018 N 448-ФЗ, от 27.12.2018 N 560-ФЗ, от 01.05.2019 N 100-ФЗ,
от 26.07.2019 N 230-ФЗ, от 27.12.2019 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 481-ФЗ,
от 24.04.2020 N 145-ФЗ, от 08.06.2020 N 166-ФЗ, от 22.12.2020 N 436-ФЗ,
от 30.04.2021 N 125-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 02.07.2021 N 345-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
Федеральными законами от 26.07.2006 N 134-ФЗ, от 20.04.2007 N 55-ФЗ,
Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.03.2016 N 9-П,
Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (с изменениями и дополнениями)
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ в наименование настоящего Федерального закона внесены изменения
Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ
«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»
С изменениями и дополнениями от:
10 января 1997 г., 7 января 1999 г., 29 декабря 2001 г., 24, 25 июля 2002 г., 2 ноября 2004 г., 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 октября 2006 г., 20 апреля, 19 июля, 1 декабря 2007 г., 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 27 декабря 2009 г., 5 апреля, 27 июля, 28 декабря 2010 г., 1, 18, 21 июля 2011 г., 25, 30 июня, 28 июля, 25, 30 декабря 2012 г., 23 июля, 2 ноября 2013 г., 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 29 июня, 29 декабря 2015 г., 23 июня, 3 июля 2016 г., 29 июля, 28 декабря 2017 г., 29 июля, 3 августа, 28 ноября, 27 декабря 2018 г., 1 мая, 26 июля, 27 декабря 2019 г., 1, 24 апреля, 8 июня, 22 декабря 2020 г., 30 апреля, 11 июня, 2 июля 2021 г.
Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года
Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года
ГАРАНТ:
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Президент Российской Федерации
Под государственным регулированием производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции понимается устанавливаемый законодательством и принимаемыми на его основе нормативными правовыми актами режим производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. К алкогольной продукции относятся спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодово-ягодное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5% от объема единицы алкогольной продукции. Под оборотом этилового спирта и алкогольной продукции понимаются их экспорт, импорт, поставки, закупка, оптовая и розничная реализация.
Действие Закона не распространяется на: алкогольную продукцию, произведенную физическим лицом не в целях сбыта; этиловый спирт, произведенный из сырья всех видов юридическим лицом или юридическими лицами на договорной основе и используемый только ими в технологическом процессе при изготовлении неалкогольной продукции.
Определены полномочия федеральных органов исполнительной власти и предметы ведения субъектов РФ в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
Рассмотрены следующие меры государственного регулирования производства и оборота этилового спирта: лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта; установление квот на объем экспорта, импорта и закупки этилового спирта; запрет на реализацию этилового спирта в розницу; регулирование отпускных цен на этиловый спирт, произведенный из пищевого и непищевого сырья; установление государственных стандартов, технических условий, норм и правил в области производства и оборота этилового спирта; осуществление государственного контроля за качеством этилового спирта. Порядок государственного регулирования в этой области устанавливается Правительством РФ в соответствии с Законом.
Отдельно рассмотрены правила производства и оборота алкогольной продукции. Здесь государство, помимо лицензирования и установления стандартов (аналогично мерам по регулированию оборота и производства этилового спирта), производит сертификацию алкогольной продукции и оборудования для ее производства, устанавливает акцизы на алкогольную продукцию всех видов и осуществляет контроль за соблюдением прав потребителей алкогольной продукции. Непосредственный порядок регулирования устанавливается Правительством РФ. Реклама любой алкогольной продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, с соблюдением требований законодательства о рекламе.
Государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы МСУ. Систему органов контроля и их функции устанавливает Правительство РФ. Общественный контроль за соблюдением Закона осуществляется гражданами и их общественными организациями (объединениями).
Установлен ряд запретов в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 29 ноября 1995 г. N 231, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48 ст. 4553
Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 марта 2016 г. N 9-П пункт 5 статьи 20 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем положение в системе действующего правового регулирования допускает по истечении двух месяцев с момента прекращения действия выданной юридическому лицу лицензии на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции принудительное безвозмездное изъятие с целью уничтожения по решению суда остатков принадлежащей ему винодельческой продукции, выдержка которой на момент истечения двух месяцев, предусмотренных для ее реализации, не достигает необходимого в соответствии с требованиями технологического процесса срока, притом что само производство было начато в период действия лицензии, осуществлялось (с учетом стадии производственного процесса) в соответствии с действующим законодательством и с соблюдением обязательных требований и что, начиная его, лицензиат не мог предполагать, что лицензия на новый срок не будет им получена
Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2003 г. N 17-П положения, содержащиеся в абзаце седьмом пункта 1, пунктах 2, 6 и 11 статьи 19 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения служат основанием для отказа федерального лицензирующего органа от разрешения вопроса о выдаче организации федеральной лицензии на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во всех случаях, когда соответствующим субъектом Российской Федерации не дано согласие на ее получение.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 345-ФЗ
Изменения вступают в силу с 2 июля 2021 г.
Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 176-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 марта 2022 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.
Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 125-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 апреля 2021 г. и с 1 июля 2021 г.
Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 436-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 345-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г., 1 июля 2021 г., 1 ноября 2021 г. и с 1 января 2022 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 июня 2020 г.
Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ)
Действие абзаца третьего пункта 2.1 статьи 12 приостановлен до 1 января 2021 г.
Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 145-ФЗ
Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 481-ФЗ
Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 458-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 230-ФЗ
Изменения вступают в силу 27 июля 2020 г.
Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 100-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 560-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.
Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 448-ФЗ
Изменения вступают в силу с 28 ноября 2018 г. и с 29 ноября 2019 г.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 433-ФЗ
Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г., 1 января 2018 г., 1 июля 2018 г. и 1 января 2019 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 433-ФЗ)
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 260-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 202-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 400-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 182-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ и от 28 декабря 2017 г. N 433-ФЗ)
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 5 статьи 1 изменений, вступающего в силу с 1 июля 2018 г.
Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 494-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 491-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июня 2015 г.
Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 296-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 232-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 286-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 марта 2013 г.
Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 259-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 марта 2013 г.
Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 253-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2012 г. N 98-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу
Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 430-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. N 41-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 302-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.
Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 219-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 55-ФЗ
Действие абзаца девятнадцатого пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона было приостановлено до 1 июля 2007 г. в части оборота денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 248-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу
Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу
Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования указанного Федерального закона
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 109-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 186-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 января 1999 г. N 18-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 10 января 1997 г. N 15-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Оборот спирта и алкоголя
«Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение», 2007, N 8
Со стороны государства установлены ограничения в отношении оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (оборот включает в себя закупку (в том числе импорт), поставку (включая экспорт), хранение и розничную продажу). Это вызвано необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов РФ, а также обеспечения качества указанной продукции. Данные ограничения нужно учитывать, поскольку их несоблюдение грозит не только административной ответственностью, но и изъятием продукции. Итак, какие требования действующего законодательства должны соблюдать торговые организации при осуществлении продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции?
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Правила продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.
Сопроводительные документы
Товарно-транспортная накладная и копии перечисленных справок должны быть в наличии у продавца, реализующего алкогольную продукцию (п. 139 Правил). На основании п. 2 Правил продавцом признается организация любой организационно-правовой формы, осуществляющая продажу товаров по договору розничной купли-продажи. Московские налоговики в Письме от 23.08.2006 N 09-14/74562 уточнили, что при реализации в розницу импортной алкогольной продукции собственник товара обязан предъявить по требованию покупателя или контролирующего органа копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара. При реализации товара собственником товара через принадлежащую ему розничную торговую сеть каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналом оттиска печати собственника товара.
Обратите внимание: этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (п. 2 ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ).
Лицензирование
Порядок выдачи лицензий установлен ст. 19 Закона N 171-ФЗ. В соответствии с ним выдаются лицензии на осуществление видов деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ, за исключением:
Оборот алкогольной продукции
Начнем с алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции. Во-первых, оборотом (за исключением розничной продажи) данной продукции могут заниматься казенные предприятия и иные организации, если их оплаченный уставный капитал (уставный фонд) составляет 10 млн руб. и более. Указанное ограничение размера оплаченного уставного капитала не распространяется на организации, расположенные в районах Крайнего Севера (п. 2.1 ст. 11 Закона N 171-ФЗ). В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона N 171-ФЗ, п. 136 Правил запрещена розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции:
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Также субъекты РФ вправе установить для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 млн руб.
Добавим, что на основании п. 5 ст. 16 Закона N 171-ФЗ, п. 137 Правил организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции, должны иметь:
Перечислим места, где запрещена розничная продажа алкогольной продукции:
Естественно, запрещено продавать алкоголь несовершеннолетним (п. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ, п. 136 Правил).
Информация об алкоголе
Продавцы обязаны довести до потребителей алкогольной продукции информацию, содержащую:
Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции должна быть промаркирована. Если торговая организация закупает алкогольную продукцию, произведенную на территории РФ, для последующей перепродажи (но только не на экспорт), она должна проследить, чтобы та была промаркирована федеральными специальными марками. Наклеиванием данных марок занимаются производители этой алкогольной продукции.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 N 866 «О маркировке алкогольной продукции акцизными марками».
Покупка акцизных марок
Для получения акцизных марок торговая организация должна выполнить еще одно требование. Не позднее шестидесяти дней до начала месяца, в котором планируется получение марок, в уполномоченный таможенный орган необходимо представить пакет следующих документов:
Итак, заявление и соответствующие документы представлены в таможенный орган. На их рассмотрение отводятся пять рабочих дней. Если замечаний по полученным документам нет, то заявление регистрируется и включается в заявку на изготовление акцизных марок, которую уполномоченный таможенный орган направляет в ФТС России. В противном случае организацию в письменном виде извещают о причинах отказа в регистрации заявления и возвращают документы. В этой ситуации денежные средства, уплаченные за акцизные марки, возвращаются, но только по заявлению плательщика.
Изготовленные акцизные марки поступают в уполномоченный таможенный орган. Последний в течение двух дней извещает об этом организацию путем размещения в месте, обеспечивающем доступность информации, перечня регистрационных номеров заявлений, в соответствии с которыми изготовлены заказанные акцизные марки. Кроме того, организации могут направить (вручить представителю) письменное уведомление, если она обратится в уполномоченный таможенный орган.
После этого, казалось бы, организация может забрать акцизные марки, изготовленные для нее. Однако не все так просто. Для получения акцизных марок организация в течение трех месяцев обязана представить в уполномоченный таможенный орган два документа. Во-первых, это письменное обязательство организации об использовании приобретаемых акцизных марок в соответствии с их назначением (в двух экземплярах). Этим документом организация берет на себя обязательство по выполнению в срок, не превышающий девяти месяцев, и до истечения срока действия внешнеторгового договора, а также лицензии следующих действий:
а) сведения об алкогольной продукции, нанесенные на акцизные марки, не соответствуют данным, содержащимся в единой государственной автоматизированной информационной системе;
б) акцизные марки нанесены на алкогольную продукцию способом, не позволяющим считывать сведения о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием средств единой государственной автоматизированной информационной системы;
в) в иных случаях, когда маркировка алкогольной продукции акцизными марками произведена с нарушением Постановления Правительства РФ N 866.
В качестве документального подтверждения возврата акцизных марок выступает приходная накладная, выдаваемая организации или ее уполномоченному представителю;
Во-вторых, справка таможенного органа об отсутствии у организации задолженности по уплате таможенных платежей.
Причем необходимо не просто пообещать исполнить обязательство, оно должно быть обеспечено способами, предусмотренными гражданским и таможенным законодательством РФ. Размер обеспечения исполнения обязательства организации определяется по формуле:
Со = SUM (Соб x Q x Км),
Размер обеспечения исполнения обязательства общества составляет 1 096 500 руб. (340 руб/л x 0,75 x 2500 мар. + 408 руб/л x 0,75 x 1500 мар.).
Представленные обязательства организации рассматриваются должностным лицом уполномоченного таможенного органа в течение пяти рабочих дней. После регистрации обязательства и принятия уполномоченным таможенным органом обеспечения исполнения обязательства организации акцизные марки выдаются в соответствии с количеством и иными сведениями, указанными в заявлении, представителю организации на основании соответствующих полномочий. Оговоримся, что организация вправе получить акцизные марки в количестве меньшем, чем указано в заявлении, если она напишет соответствующее заявление (следует иметь в виду, что еще раз получить акцизные марки по данному заявлению нельзя). Организация, получившая акцизные марки, обязана обеспечивать их сохранность при транспортировке, хранении и использовании (в том числе третьими лицами).
К сведению: нельзя передавать акцизные марки, полученные одной организацией, другой, а также использовать акцизные марки, полученные во исполнение одного внешнеторгового договора организации, для исполнения другого (п. 31 Правил приобретения марок).
Для получения обратно суммы обеспечения исполнения обязательства организации необходимо представить в уполномоченный таможенный орган отчет об использовании акцизных марок, который также является основанием для подтверждения исполнения обязательства. Если торговая организация до истечения срока, указанного в обязательстве, не отчитается по использованию выданных ей акцизных марок, сумма обеспечения исполнения обязательства не возвращается. В этом случае в соответствии с п. 44 Правил приобретения марок уполномоченный таможенный орган принимает меры по взысканию (перечислению) в федеральный бюджет денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязательства организации, или по взысканию денежных средств по представленному организацией обеспечению исполнения своего обязательства. При этом взыскание и перечисление в федеральный бюджет причитающихся денежных средств осуществляются в части, кратной количеству акцизных марок, по которому обязательство организации не исполнено. Денежные средства будут взысканы также в том случае, если после принятия от организации отчета в документах, представленных вместе с ним, будет выявлена недостоверная информации об использовании акцизных марок.
Организация имеет право в добровольном порядке уплатить денежные средства в части, кратной количеству акцизных марок, по которому обязательство организации не исполнено, тогда уполномоченный таможенный орган не будет производить взыскание денежных средств. Но в любом случае отчет об использовании акцизных марок примут только после того, как денежные средства за не представленные к отчету акцизные марки поступят в федеральный бюджет.
Обратите внимание: если уполномоченный таможенный орган не примет отчет об использовании выданных акцизных марок, организация не сможет в дальнейшем приобрести акцизные марки.
Неутешительные последствия
Чем грозит несоблюдение требований действующего законодательства при осуществлении оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции? Во-первых, изъятием продукции из незаконного оборота, во-вторых, привлечением к административной ответственности. При этом изъятие производится независимо от того, привлекается ли лицо к административной ответственности. Даже если судьи признают неправомерным привлечение к административной ответственности (такое возможно, например, в случае нарушения процедуры привлечения к ответственности), вопрос об изъятии вещей решается независимо от этого (Постановление ФАС ВВО от 14.05.2007 N А43-23858/2006-42-807).
В каких случаях этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат изъятию, указано в п. 1 ст. 25 Закона N 171-ФЗ. Во-первых, если при реализации товаров отсутствуют:
Кроме того, запрещена продажа продукции, не зафиксированной в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Практика показывает, что наиболее часто привлекают к административной ответственности по ст. 14.16 КоАП РФ. Частью 1 данной статьи предусмотрена ответственность за розничную продажу этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта. Продажа этилового спирта разрешена только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 4 ст. 16 Закона N 171-ФЗ, п. 135 Правил). Список данных районов и местностей приведен в Постановлении Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 (Постановление Правительства РФ от 25.06.2007 N 400).
Наказание за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товарно-транспортных документов, сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, справки к грузовой таможенной декларации или ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) предусмотрено ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Изъятые либо конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающие государственным стандартам и техническим условиям, а также изъятая алкогольная продукция, содержащая в своем составе этиловый спирт, произведенный из непищевого сырья, или имеющая денатурирующие добавки, подлежат направлению на переработку в этиловый спирт для технических нужд или спиртосодержащую непищевую продукцию либо уничтожению (п. 4 ст. 25 Закона N 171-ФЗ, ч. 12 ст. 27.10 КоАП РФ, п. 3 ч. 2 ст. 82 УПК РФ). При этом решение о технологической переработке или уничтожении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции должно быть принято судом. Ведь согласно п. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. На это указал Конституционный Суд РФ в Определении от 10.03.2005 N 97-О, и учитывают судьи на местах (см., например, Постановление ФАС ДВО от 07.03.2007 N Ф03-А51/06-2/5425).
Положение о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 N 883.
К сведению: расходы на уничтожение продукции, признанной не соответствующей установленным стандартам и условиям, не соответствуют критериям признания расходов, установленным ст. 252 НК РФ, поэтому их нельзя учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо УФНС по г. Москве от 17.10.2006 N 19-11/90873).