Что такое оборотный налог
В России хотят ввести оборотный налог
Минэкономразвития предложило ввести единый оборотный налог в размере 6,2% взамен четырех основных налогов.
Такая инициатива содержится в разработанном ведомством проекте плана проведения оценки фактического воздействия (ОФВ) на 2021 год, пишет «Парламентская газета». Документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
По Налоговому кодексу основополагающим принципом является положение о равенстве налогообложения. Однако в соответствии с главами НК РФ, при прочих равных условиях, налогоплательщики на общеустановленной системе налогообложения начисляют и уплачивают НДС (ставка 20% к выручке), налог на прибыль (ставка 20% к прибыли), НДФЛ (ставка 13% к фонду оплаты труда), страховые взносы в фонды (ставка 30% к фонду оплаты труда), налог на имущество (не более 2,2% от среднегодовой стоимости имущества). Как результат сумма взносов варьируется от 5 до 30 процентов к выручке в зависимости от отрасли, отмечается в документе.
В ведомстве считают, что реализация принципа равенства налогообложения возможна только при введении взамен четырёх основных налогов — НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ — единого оборотного налога. Его ставку предлагают установить в размере 6,2%. Единый оборотный налог будет удерживаться безакцептно на базе современных банковских технологий — при каждом поступлении денег на расчётный счёт организации или ИП от покупателей (заказчиков) или при инкассации наличных денег в ретейле.
Изменение позволит устранить присущую нынешней системе налогообложения налоговую дискриминацию, избавиться от теневых зарплат и обеспечить предельную простоту налогового администрирования, считают в Минэкономразвития.
От редакции «Клерка» заметим, что тем, кто такие проекты предлагает, хорошо бы сначала ознакомиться с азами налогообложения. НДФЛ платят физические лица, а работодатели его только удерживают.
ВНИМАНИЕ!
Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу
Партия «Новые люди» предлагает заменить три налога на бизнес единым оборотным налогом
Лента новостей
Все новости »
По мнению «Новых людей», это позволит государству увеличить собираемость налогов, а бизнесу в итоге даже поднять зарплаты сотрудникам. Насколько экономически оправданно такое предложение?
Отменить НДС, налог на прибыль и страховые взносы и ввести вместо этого единый оборотный налог — с такой инициативой выступила партия «Новые люди». По мнению авторов идеи, это позволит российскому бизнесу поднять зарплату своим сотрудникам минимум на 20%. А бюджет при этом не потеряет. Экономическое обоснование такого маневра подготовили эксперты Санкт-Петербургского государственного экономического университета. У экономистов это, скорее всего, вызовет споры, но, по словам ряда наблюдателей, эта идея — это скорее политический жест.
Сначала цифры. По подсчетам экспертов СПбГЭУ, совокупная налоговая ставка на российские компании составляет сейчас 46,2%, и при этом только 10% предприятий платят все налоги, а 80% участников анонимного опроса, проведенного университетом, признались, что используют схемы по снижению НДС и «размыванию» налога на прибыль. Что предлагается? Убрать НДС, налог на прибыль и страховые взносы — это уберет и коррупционные риски, и возможности для махинаций и снизит силовое давление на бизнес, потому как претензии у компетентных органов, далеко не всегда оправданные, часто возникают именно по схемам с НДС. Взамен «Новые люди» предлагают ввести оборотный налог в 7% с постепенным снижением ставки до 5% за пять лет. Что должно увеличить собираемость налогов — так как платить нужно будет меньше, а делать это будет проще. Лидер «Новых людей» Алексей Нечаев уверен, что при этом и бюджет не потеряет, и бизнес может пустить сэкономленное на развитие и на повышение зарплат сотрудникам.
Алексей Нечаев лидер партии «Новые люди» «У нас сейчас с 2013 года доходы людей не растут и экономика не растет. Уже восемь лет. Я понимаю, если мы бы росли, как в 2000-е годы. Что мы потеряем? Мы только выиграем».
Экономисты, погруженные в детали российской налоговой системы, говорят, что так просто проблема не решается, и есть масса нюансов, имеющих огромный вес. Но сейчас идет предвыборная кампания — не самое подходящее время обсуждать детали, пусть и очень важные, говорят политологи. А посыл прозвучал, в принципе ожидаемый гражданами, говорит президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
Михаил Виноградов президент фонда «Петербургская политика» «С одной стороны, это отражает запрос избирателей на упрощение, на простые инициативы — вместо трех сделать одно. Это, конечно, упрощение. Это вроде логично. С другой стороны, рядовой избиратель с трудом оперирует цифрами, существенно превышающими размер его ежемесячной зарплаты. Не подозревает, как правило, о существовании единого социального налога, который за него платит работодатель. Но «Новые люди» ищут свою нишу. С одной стороны, они пытаются найти какие-то незанятые темы. С другой — избегают создания какого-то внятного политического лица, политического образа. Считая, что от политики люди устали, трудно угадать запрос. Поэтому наличие инициатив лучше, чем их отсутствие».
И это редкая для сегодняшней политики инициатива в том плане, что связана она не с призывом отнять и поделить или раздать деньги, а с тем, чтобы найти способ эти деньги заработать. Тема вброшена. Хотя бы на уровне идеи.
Налог с оборота
Налог с оборота представляет собой один из видов косвенных налогов, который рассчитывается на основе размера оборота субъекта предпринимательской деятельности. Он вводится с целью стимулирования производства продукции и оказания услуг. Ввиду особенностей начисления налоговая нагрузка на предприятия, которые производят материальные ценности, уменьшается. А размер налогов для компаний, специализирующихся на купле-продаже продукции, увеличивается.
Этот вид налога является устаревшим и в Российской Федерации заменен на НДС в 1992 году. В настоящее время он действует в некоторых странах мира и имеет размер процентной ставки до 18%.
При начислении налога на оборот значение имеют операции, относящиеся к обороту. В них включается:
Объекты налогообложения включают в себя:
Плательщик налога на оборот обязан предоставлять в фискальные органы страны документы о своей регистрации в качестве предпринимателя (физического или юридического лица), а также отчетность по обороту и начисленным налогам.
Расчет этого вида налога максимально прост. Необходимо перечислить в государственный бюджет установленный законодательством процент от суммы оборота компании. При этом из получившейся суммы вычитается размер ранее начисленного и уплаченного налога на оборот.
В России налог появился в 1930 году. Позднее была введена система акцизных сборов, однако она была неэффективной и советское правительство вернулось к налогу на оборот. Тогда он рассчитывался на основе разницы между оптовой и розничной ценой товаров. А субъектами налогообложения выступали производственные компании. Механизмы плановой экономии и жесткого контроля позволяли эффективно наполнять бюджеты.
Минус этого способа налогообложения — взыскание налогового платежа в любом случае, независимо от фактической реализации товара. Поэтому он снижает эффективность хозяйственной деятельности, если компании не успевают реагировать на изменение спроса.
В России предложили ввести единый оборотный налог
Ai825 / Depositphotos.com |
Минэкономразвития России ежегодно формирует проект плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов (п. 5-6 Правил проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2015 г. № 83). Соответствующий проект на 2021 год 1 ведомство представило на обсуждение вчера.
При формировании проекта указанного плана были рассмотрены все предложения заинтересованных лиц независимо от формы их представления. Одним из предложений, включенных в план, предусмотрено внесение поправок в Налоговый кодекс – в главы 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ. Рассмотрим его подробнее.
Предпосылки внесения поправок
Разработку инициативы ее авторы связывают с проблемами реализации в правоприменительной практике принципа равенства налогообложения, закрепленного в п. 1 ст. 3 НК РФ. Он означает, что хозяйствующие субъекты, юридически признаваемые плательщиками одного налога и осуществляющие одинаковые облагаемые налогом операции, не должны подвергаться различному налогообложению.
Как отметил Конституционный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 22 июня 2009 г. № 10-П, в налогообложении равенство понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. «Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование», – подчеркивается в документе.
Разработчики инициативы указывают, что в соответствии с главами 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ налогоплательщики на общеустановленной системе налогообложения при прочих равных условиях начисляют и уплачивают следующие дифференцированные налоги и взносы: НДС (по ставке 20% к выручке), налог на прибыль (20% к прибыли), НДФЛ (13% к фонду оплаты труда), страховые взносы в фонды (30% к фонду оплаты труда), налог на имущество (не более 2,2% от среднегодовой стоимости имущества). Причем в зависимости от функционала, определяемого с учетом долей фонда оплаты труда, материальных затрат и налога на имущество в выручке, налоговая нагрузка организаций из сфер строительства, транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства и машиностроения составляет примерно 24-27% к выручке, а аналогичный показатель для организаций из ТЭК и ритейла в 2-4 раза меньше (6-14% к выручке).
Это подтверждается не только анализом функционала, но и тем, что в соответствии с приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ налоговые нагрузки отраслей (без учета НДПИ и акцизов), находящихся на общеустановленной системе налогообложения, варьируют в пределах от 5% до 30%. Такое соотношение нагрузок приводит к неравенству, возникающему из-за различного соотношения материальных и трудовых затрат в себестоимости продукции различных отраслей. Кроме того, материало- и фондоемкие отрасли получают экономию по НДС, страховым взносам и НДФЛ, а трудо- и наукоемкие отрасли имеют сверхвысокую нагрузку по тем же налогам, отмечается в обосновании инициативы.
«В результате сегодняшняя дифференцированная система налогообложения (пять налогов и сборов), установленная в главах 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ, превращается в преференциально-дискриминационную. Она дает в скрытой, ползучей форме односторонние налоговые преимущества (преференции) одним отраслям (нефть, газ, энергетика, металлургия, химия, ритейл) за счет остальных отраслей, подвергающихся, также в завуалированной форме, налоговой дискриминации, то есть фактически попадающих в налоговое рабство (машиностроение, строительство, ЖКХ, сельское хозяйство, транспорт)», – считают авторы предложения. В связи с этим они предлагают кардинально перестроить систему налогообложения в России.
Суть инициированных поправок сводится к введению единого оборотного налога, исчисляемого в процентах к выручке, вместо четырех основных налогов и сборов – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ. По замыслу разработчиков, признаки и элементы нового налога будут выглядеть следующим образом:
Предусмотрены и особенности уплаты налога, а именно – безакцептное изъятие суммы налога при каждом поступлении на расчетный счет денежных средств от покупателей. То есть безналичное списание суммы налога при каждом поступлении денег на расчетный счет организации или ИП от покупателей, заказчиков или при инкассации наличных денег в ритейле. По мнению авторов идеи, упрощенному сбору данного налога будут способствовать современные банковские технологии.
В числе предполагаемых результатов введения единого оборотного налога указаны следующие:
Реализация предлагаемой инициативы, по мнению ее авторов, будет способствовать экономическому росту во всех отраслях.
Позиция заинтересованных органов
Стоит отметить, что идея введения единого оборотного налога выдвигалась уже давно. Так, позиция Минфина России по этому вопросу была озвучена еще в 2006 году в ответах на вопросы интернет-конференции Президента России Владимира Путина. Тогда в целях упрощения налоговой системы России предлагалось оптимизировать налоговую систему, исключив из нее лишние налоги. Речь шла о сохранении только двух налогов (НДФЛ и налога на прибыль) и введении третьего – единого оборотного налога при условии корректировки порядка распределения между бюджетами разных уровней доходов от их уплаты. Минфин России отметил, что налоговая система РФ включает в себя совокупность налогов, применяемых во многих странах мира с развитой экономикой, и предлагаемый переход на три налога может создать неоправданные трудности с наполнением доходными источниками бюджетов различных уровней. А значительные различия в налогооблагаемой базе по субъектам и муниципалитетам потребуют применения более сложного механизма перераспределения между ними собираемых налоговых доходов, подчеркнули в ведомстве. «Кроме того, произойдет неоправданное выпадение из налоговой системы имущественных и других видов налогов», – отмечалось в ответе.
Что касается ФНС России, то она не высказала свою позицию по рассматриваемому вопросу, подчеркнув в своем письме от 17 мая 2019 г. № СД-3-3/4898@ «О рассмотрении обращения», что служба не наделена правом законодательной инициативы, которым обладает Минфин России.
НК РФ находится в числе лидеров среди федеральных законодательных актов по числу ежегодно вносимых в него поправок. Помимо корректировки норм, касающихся конкретных налогов и сборов, совершенствуется и сама налоговая система страны. Так, если в момент принятия НК РФ в 1998 году было установлено 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов, то в настоящее время их насчитывается 9, 3 и 3 соответственно (ст. 13-15 НК РФ). Однако заданный курс на оптимизацию системы налогообложения не означает, что государство готово к таким радикальным мерам, как исключение традиционных и устоявшихся в российской системе НДС, налога на прибыль, страховых взносов, НДФЛ и замена их единым оборотным налогом. Даже если законодатель посчитает такую корректировку целесообразной и возможной к осуществлению, потребуется немало времени для подготовки необходимых законодательных решений и анализа всех возможных последствий их принятия.
Согласно проекту плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов на 2021 год рассматривать возможность внесения предлагаемых поправок в НК РФ будет Минфин России. Обсуждение проекта плана продлится до 26 августа.
1 С текстом Проекта Плана проведения ОФВ НПА на 2021 год и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 05/16/07-20/00106559).
Что бухгалтеры думают про новый оборотный налог
Сегодня на «Клерке» писали о новом налоге, идея о введении которого витает в правительственных умах. Единый оборотный налог со ставкой 6,2% должен, по идее, заменить НДС, НДФЛ, налог на прибыль и взносы.
Правда, как указали в той публикации, странно, что в Минэкономразвития считают, что НДФЛ платит компания. Вообще-то, его платит сам «физик», компания лишь в роли налогового агента его удерживает.
А в «Красном уголке бухгалтера» идет оживленная дискуссия на тему нового налога.
«Правительство предлагает ввести единый оборотный налог, исчисляемый 6,2 процентами от выручки. Новый налог должен заменить НДС (ставка 20% к выручке), налог на прибыль (ставка 20% к прибыли), НДФЛ (ставка 13% к фонду оплаты труда), страховые взносы в фонды (ставка 30% к фонду оплаты труда), налог на имущество (не более 2,2% от среднегодовой стоимости имущества). Обоснование простое — налоговый кодекс требует равенства в налогообложении, а действующая фискальная схема такого равенства не обеспечивает. Многим бухгалтерам точно придётся искать работу. Как считаете?».
Вот что пишут в комментариях:
«Я бы сказала — у бухгалтеров, наконец-то, станет поменьше работы».
Кто-то не настроен оптимистично:
«Любой закон вводится не на благо людей, не для облегчения жизни людей, не с заботой о людях! И уж точно не для того, что бы сделать жизнь бухгалтеров проще! Любой закон вводится либо для укрепления власти, либо для более эффективного сбора денежных средств в казну. Бабло! Бабло! Бабло!»
И это мнение не одно:
«Ко всем нововведениям-упрощениям прицепят сто-пицот отчетов. Как говорится, лучшая новость — это отсутствие новостей».
А кому-то не понравилось про поиск работы:
«„Многим бухгалтерам придётся искать работу“ — а по-вашему бухгалтер только налоги считает? По-моему бухгалтер у нас совмещает в себе юриста, кадровика, офис-менеджера, продажника и курьера-письмоводителя».
Иногда еще и уборщицы.
«Не думаю, что налог с оборота введут для ОСНО в РФ в ближайшее время. Наша налоговая система и бюджет под это не адаптируется. А что касается потери работы, то главным бухгалтерам было бы больше времени заняться управленкой и фин. анализом. Только в ближайшее время ожидать этого нет смысла. Поэтому, будем совмещать. Всё как всегда».
И еще мнение, что это вообще новый налог:
«Иногда полезно умение читать и хорошая память. Налог с оборота это так называемый налог с продаж. Ничего он не заменит, а будет новый. Скорее всего торговый сбор не дал никаких результатов, введут старый налог но с новым процентным содержанием».
А кто-то просто поинтересовался, шутка ли это.
В общем, хорошая такая пятничная дискуссия. И хорошо, что люди у нас не наивные.
ВНИМАНИЕ!
Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу