Что такое обоснование безопасности
Разработка и оформление Обоснование безопасности
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011 от 18 октября 2011 г. № 823, вступил в силу с 15 февраля 2013 года), а в частности его статья 2 обязывает изготовителей, поставщиков и предприятия, эксплуатирующие оборудование, таких стран, как Россия, Республика Беларусь и Республика Казахстан, разрабатывать документ — «Обоснование безопасности машин и оборудования».
Разработка документа осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 54122-2010 «Безопасность машин и оборудования. Требования к обоснованию безопасности».
Что такое обоснование безопасности и для чего оно необходимо
Под обоснованием безопасности (ОБ) согласно статье 2 ТР ТС 010/2011 понимается документ, в котором представлены данные их конструкторских, эксплуатационных и технологических бумаг о том, какие меры по обеспечению безопасности должны минимально приниматься при эксплуатации машин и оборудования. Также в нем представлен анализ риска использования машин на всех стадиях их жизненного цикла и после проведения их капитального ремонта.
Основными целями разработки и введения обоснования безопасности машин и оборудования является:
Согласно пункту 7 статьи 4 ТР ТС 010/2011 при проектировании машин в обязательном порядке разрабатывается обоснование безопасности. Разработчик (проектировщик) оборудования хранит оригинал документа у себя, тогда как копии обоснования должны также находиться у изготовителя оборудования и организации, которая его эксплуатирует. На несколько моделей машин допустимо разрабатывать одно обоснование.
Важно: Если машины и оборудование проходят сертификацию соответствия, то согласно технического регламента ТС наличие обоснования безопасности обязательно.
Для получения консультаций – свяжитесь с нами 7 (495) 722-94-74 или оставьте заявку
Содержание обоснования безопасности
Согласно ГОСТ Р 54122-2010 различаются два типа обоснования:
В обоснование безопасности входит введение и несколько разделов, идущих строго в определенной последовательности:
При необходимости в качестве приложения в обоснованию безопасности могут прилагаться результаты производимых расчетов.
Что такое обоснование безопасности
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТЬ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ
Требования к обоснованию безопасности
Safety of machinery. Requirements for justification of safety
* (Поправка. ИУС N 3-2014).
Дата введения 2012-06-01
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ФГУП ВНИИНМАШ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 039 «Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. N 816-ст
4 Стандарт разработан с учетом «Законодательных актов Европейского сообщества по машиностроению»* и Директивы Европарламента и Совета ЕС 2006/42/ЕС* (Объединенная директива по машиностроению) для гармонизации отечественных стандартов со стандартами Европейского сообщества
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 3, 2014 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Обоснование безопасности разрабатывается в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента «О безопасности машин и оборудования», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2009 года N 753, для обеспечения соответствующего уровня:
— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
— обеспечения энергетической эффективности.
Настоящий стандарт устанавливает требования к составу и содержанию обоснования безопасности на машины и оборудование, полноте приводимой в нем информации, а также к порядку его подготовки и оформлению.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает правила построения, изложения, оформления обоснования безопасности.
Настоящий стандарт распространяется на требования безопасности, которые устанавливаются в соответствии с техническим регламентом «О безопасности машин и оборудования», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2009 года N 753.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология
ГОСТ Р ИСО 12100-2-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические принципы
ГОСТ Р ИСО 13849-1-2003 Безопасность оборудования. Элементы систем управления, связанные с безопасностью. Часть 1. Общие принципы конструирования
ГОСТ Р 51344-99 Безопасность машин. Принципы оценки и определения риска
ГОСТ Р 27.002-2009 Надежность в технике. Термины и определения
ГОСТ 2.501-88 Единая система конструкторской документации. Правила учета и хранения
ГОСТ 2.503-90 Единая система конструкторской документации. Правила внесения изменений
ГОСТ ЕН 1070-2003 Безопасность оборудования. Термины и определения
ГОСТ 2.201-80 Единая система конструкторской документации. Обозначение изделий и конструкторских документов
3 Термины, определения и сокращения
В настоящем стандарте используются термины, определения и сокращения в соответствии с техническим регламентом «О безопасности машин и оборудования», а также следующие термины и их определения.
безотказность: Свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки.
безопасность машины: Способность машины выполнять функции и иметь возможность быть транспортируемой, устанавливаемой, регулируемой, обслуживаемой, демонтируемой и утилизируемой в условиях предназначенного использования согласно инструкции изготовителя.
ЕСКД: Комплекс стандартов, устанавливающих взаимосвязанные правила, требования и нормы по разработке, оформлению и обращению конструкторской документации, разрабатываемой и применяемой на всех стадиях жизненного цикла изделия (при проектировании, разработке, изготовлении, контроле, приемке, эксплуатации, ремонте, утилизации).
[ГОСТ Р 2.001-93*, статья 3.1]
долговечность: Свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
3.5 составные части, комплекты запасных частей, инструментов, принадлежностей оборудования для технического обслуживания и ремонтов; ЗИП.
3.6 краткое обоснование безопасности; КОБ: Документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, в т.ч. эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающих машины и (или) оборудование на всех стадиях жизненного цикла, носящий декларативный характер, без документального подтверждения обоснования их выполнения.
3.7 критерий отказа: Признак или совокупность признаков нарушения работоспособного состояния объекта, установленные в нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
3.8 машина и (или) оборудование; МиО: Машины и оборудование, требования к которым установлены в техническом регламенте «О безопасности машин и оборудования».
надежность: Свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.
3.10 обоснование безопасности; ОБ: Документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, в т.ч. эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающий машины и (или) оборудование на всех стадиях жизненного цикла и дополняемый сведениями о результатах оценки рисков на стадии эксплуатации после проведения ремонта (Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2009 г. N 753 «Технический регламент «О безопасности машин и оборудования»).
опасность: Источник возможных травм или нанесения другого вреда здоровью.
остаточный риск: Риск, остающийся после принятия мер, направленных на обеспечение безопасности.
отказ: Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта.
3.14 полное обоснование безопасности; ПОБ: Документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, в т.ч. эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающий машины и (или) оборудование на всех стадиях жизненного цикла, включающий документально подтвержденное обоснование их выполнения.
показатель надежности: Количественная характеристика одного или нескольких свойств, составляющих надежность объекта.
предельное состояние: Состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна по причинам опасности экономическим или экологическим.
ремонтопригодность: Свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта.
Что такое обоснование безопасности
РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ОБОСНОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА»
В разработке Руководства принимали участие С.Г.Радионова, С.А.Жулина, В.В.Козельский, А.А.Прокофьев (Ростехнадзор). О.В.Николаенко (ПАО «Газпром нефть»), А.С.Печеркин. М.В.Лисанов, Д.В.Дегтярев, А.И.Гражданкин (ЗАО «Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности»), И.А.Кручинина, Е.В.Ханин, Ю.В.Буракова, А.Н.Сорокин, Л.В.Бланк (АНО «Агентство исследований промышленных рисков»).
Руководство содержит методические рекомендации по разработке обоснований безопасности опасных производственных объектов химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, магистральных трубопроводов, нефтяной и газовой промышленности, еетей газораспределения и газопотребления, объектов, использующих сжиженные углеводородные газы, подземных хранилищ газа, морских объектов нефтегазового комплекса, автогазозаправочных станций газомоторного топлива для обеспечения требований промышленной безопасности в случае, если при эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3. При разработке обоснования безопасности ОПО нефтегазового комплекса лица, осуществляющие подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию ОПО, а также документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ОПО, могут руководствоваться иными методиками для разработки обоснования безопасности ОПО.
4. В настоящем Руководстве применяются сокращения, а также термины и определения, приведенные в приложениях N 1 и 2 к настоящему Руководству.
II. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ОБОСНОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
6. Технические решения рекомендуется определять применительно к ОПО нефтегазового комплекса в целом либо его составляющим частям, отдельным зданиям и сооружениям и (или) техническим устройствам, применяемым на ОПО.
7. При определении необходимости отступления от норм, установленных ФНП, и выработке положений, компенсирующих эти отступления, в качестве обоснования указанных отступлений рекомендуется использовать результаты исследований, расчетов, испытаний, моделирования аварийных ситуаций, оценки риска или анализа опыта эксплуатации подобных ОПО нефтегазового комплекса в Российской Федерации либо аналогичных объектов, реализованных на территории иностранных государств с использованием международных, национальных и корпоративных стандартов.
8. При подготовке обоснования безопасности допускается использование документов международной организации по стандартизации, стандартов иностранных государств, инженерных обществ при соответствии области применения указанных документов условиям эксплуатации ОПО нефтегазового комплекса.
9. Каждое требование обоснования безопасности, касающееся отступления от требований промышленной безопасности, рекомендуется относить к конкретному пункту ФНП.
10. В обосновании безопасности рекомендуется разделять технические и организационные требования, дополнительные к установленным или отсутствующие в ФНП и отражающие особенности эксплуатации, капитального ремонта, консервации или ликвидации ОПО нефтегазового комплекса.
11. В обоснование безопасности не рекомендуется включать положения, содержащиеся в нормативных технических документах.
12. Вновь установленные требования промышленной безопасности, которые отсутствуют в ФНП и нормативных технических документах или которых недостаточно в этих документах, рекомендуется обосновывать конкретными ссылками на передовые практики.
13. Мероприятия, компенсирующие отступления или недостающие требования промышленной безопасности ОПО нефтегазового комплекса, должны соответствовать лучшим практикам Российской Федерации и иностранных государств.
14. Для обоснования достаточности принятых мер, компенсирующих отступления или недостающие требования промышленной безопасности ОПО нефтегазового комплекса, используются:
требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (в том числе в специальных технических условиях);
положения документов международных организаций по стандартизации (ИСО, МЭК), стандартов иностранных государств, инженерных обществ при соответствии области применения указанных документов условиям эксплуатации ОПО нефтегазового комплекса;
требования промышленной безопасности, установленные ФНП для других отраслей промышленности и иными нормативными техническими документами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
требования, установленные нормативными правовыми актами в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства;
результаты оценки риска аварии на ОПО нефтегазового комплекса;
положения руководств по безопасности.
15. При разработке изменений в обоснование безопасностиследует руководствоваться положениями настоящего Руководства.
16. В случае если обоснование безопасности разработано для ОПО нефтегазового комплекса, зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов, то после получения уведомления о внесении заключения экспертизы обоснования безопасности в реестр заключений экспертиз промышленной безопасности эксплуатирующая организация в течение 10 рабочих дней направляет обоснование безопасности или изменения к нему в территориальный орган Ростехнадзора по месту нахождения ОПО нефтегазового комплекса.
17. В случае если обоснование безопасности разработано для ОПО нефтегазового комплекса, не зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов, то обоснование безопасности передается в Ростехнадзор в составе комплекта документов, представляемых для регистрации ОПО в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. N 606 (зарегистрирован Минюстом России 1 октября 2007 г., регистрационный N 10224).
18. При разработке обоснования безопасности для ОПО нефтегазового комплекса I и II классов опасности, для которых согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязательна разработка декларации промышленной безопасности, результаты анализа риска, выполненного в обосновании безопасности, учитываются в декларации промышленной безопасности ОПО.
III. РЕКОМЕНДАЦИИ К СОДЕРЖАНИЮ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА РАЗРАБОТКУ ОБОСНОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕКТА
19. Разработка обоснования безопасности проводится в соответствии с техническим заданием, в котором указываются:
наименование ОПО нефтегазового комплекса, для которого разрабатывается обоснование безопасности, его местонахождение, регистрационный номер и класс опасности в случае, если он зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов;
сведения об эксплуатирующей организации при ее наличии;
сведения о заказчике (застройщике);
сведения о разработчике обоснования безопасности, включая полное и сокращенное наименование (в случае, если имеется), в том числе фирменное наименование, организационно-правовую форму, адрес его местонахождения, номера телефона и адреса электронной почты (в случае, если имеются), сведения о допуске к проектным работам;
перечень исходных данных, передаваемых заказчиком разработчику обоснования безопасности;
описание ОПО нефтегазового комплекса и условий его строительства и эксплуатации, в том числе общая характеристика технологических процессов и описание решений, направленных на обеспечение его безопасности;
сведения о необходимости разработки обоснования безопасности;
перечень отступлений от требований ФНП, недостающих или отсутствующих требований;
перечень возможных мероприятий, компенсирующих отступления, недостающих или отсутствующих требований промышленной безопасности ОПО нефтегазового комплекса;
требования, предъявляемые к разработке обоснования безопасности;
структура обоснования безопасности;
дополнительные требования к составу обоснования безопасности в случае включения иных структурных элементов, не предусмотренных ФНП «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта».
IV. РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБОСНОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕКТА
20. При разработке обоснования безопасности следует придерживаться структуры, определенной ФНП «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта» и предусмотренной техническим заданием на разработку обоснования безопасности.
21. Структура обоснования безопасности ОПО нефтегазового комплекса приведена в приложении N 3 к настоящему Руководству.
22. Титульный лист является первой страницей обоснования безопасности и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.
На титульном листе обоснования безопасности указываются:
гриф утверждения с подписью руководителя или иного уполномоченного должностного лица эксплуатирующей организации, утвердившего обоснование безопасности ОПО нефтегазового комплекса;
наименование вида документа: «ОБОСНОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕКТА»;
сведения, позволяющие идентифицировать опасный производственный объект: наименование ОПО нефтегазового комплекса, номер в государственном реестре опасных производственных объектов (при наличии), класс опасности ОПО нефтегазового комплекса (при наличии), местонахождение;
наименование разработчика обоснования безопасности;
наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего ОПО;
сведения о наличии изменений к обоснованию безопасности ОПО нефтегазового комплекса, на каждое из которых имеется положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, внесенное в реестр заключений экспертиз промышленной безопасности.
В случае, если обоснование безопасности разрабатывается для ОПО нефтегазового комплекса, не зарегистрированного в государственном реестре ОПО, на титульном листе следует предусмотреть место для последующего внесения сведений о регистрационном номере и классе опасности ОПО нефтегазового комплекса.
Образец титульного листа обоснования безопасности приведен в приложении N 4 к настоящему Руководству.
23. Оглавление разделов и подразделов обоснования безопасности приводится в общепринятом порядке. Рекомендуется включать в оглавление наименование всех разделов, подразделов обоснования безопасности с указанием страниц, с которых они начинаются.
24. В раздел 1 «Общие сведения» обоснования безопасности рекомендуется включать следующие подразделы:
1.1. Наименование и местонахождение ОПО нефтегазового комплекса.
1.2. Сведения о заказчике (застройщике), генеральной проектной организации, разработчике обоснования безопасности.
Опасные производственные объекты: обоснование безопасности и новеллы регулирования
Опасные производственные объекты: обоснование безопасности и новеллы регулирования
Федеральный закон от 7 марта 2017 года № 31-ФЗ внес изменения в часть 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Изменения позволяют лицам, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, осуществлять разработку обоснования безопасности в том числе при проектировании, строительстве и реконструкции таких объектов капитального строительства.
В результате изменений в Законе № 116-ФЗ часть 4 теперь изложена так
«В случае, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности опасного производственного объекта».
Следовательно, на стадии разработки проектной документации на строительство и реконструкцию опасного производственного объекта может быть установлена необходимость отступлений от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (ФНиП ПБ) для стадий эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасного производственного объекта.
Обоснование безопасности опасного производственного объекта, разработанное в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» 116- ФЗ, и положительное заключение экспертизы промышленной безопасности такого обоснования, внесенное в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности в соответствии с подпунктом м) пункта 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документаций и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145 предоставляется при подаче документов на экспертизу в соответствии с пунктом 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87, должно быть включено в состав раздела 1 «Пояснительная записка» (подпункт «б» «исходные данные и условия для подготовки проектной документации на объект капитального строительства»).
При проектировании опасного производственного объекта не всегда устанавливается необходимость отступать от требований промышленной безопасности установленных ФНиП ПБ, поэтому проектная документация на строительство и реконструкцию опасного производственного объекта может не содержать ОБ опасного производственного объекта, и в случае направления на государственную экспертизу такая проектная документация является комплектной. Предусмотренные в обосновании безопасности опасного производственного объекта вновь установленные требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации объекта, а также мероприятия, компенсирующие отступления от требований ФНиП ПБ должны быть реализованы в проектной документации, в том числе и в декларации промышленной безопасности. Данные требования и мероприятия учитываются в процессе проведения государственной экспертизы проектной документации в части принятых проектных решений на строительство и реконструкцию объекта капитального строительства.
На основании части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 4 и 5.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», части 5 статьи 3 и части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», предметом проводимой государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям пожарной, промышленной безопасности, требованиям технических регламентов, в том числе требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, требованиям стандартов и сводов правил (их частей), включенных в перечни, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 и приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. №365.
23 мая 2017 года на заседании Комитета по промышленной безопасности Российского союза промышленников и предпринимателей было отмечено, что обоснование безопасности опасного производственного объекта – не индульгенция, дающая право нарушать требования промышленной безопасности, а инструмент повышения безопасности и эффективности. Закон о техническом регулировании не предусматривает разработку технических регламентов для проектирования опасных производственных объектов, а также порядка отступлений от требований таких технических регламентов при новом строительстве и реконструкции. Изложенные выше данные позволяют сделать закономерный вывод о том, что обоснование безопасности опасного производственного объекта не является предметом государственной экспертизы. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации ответственность за вновь установленные требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта, а также мероприятия, компенсирующие отступления от требований ФНиП ПБ, возложены на экспертов в области промышленной безопасности.
И именно такой подход должен быть положен в основу работы по проектированию и строительству таких объектов.