Что такое обойма подшипника
Особенности конструкции подшипников
Выделяют две основных разновидности подшипников:
Устройство подшипников качения
Деталь имеет три ключевых элемента: обойму, тела качения и сепаратор.
Обойма
По виду это кольцо высокоточной обработки, которое используется для крепления между элементами для уменьшения их взаимного трения. Деталь может быть внутренней и внешней. Для корректного перемещения тел качения по обойме на ней создаются направляющие канавки. У внутреннего кольца они располагаются с наружной стороны, а внешнего кольца – с внутренней.
Для подшипников конусной формы деталь устанавливается под углом, что обеспечивает ее эффективную работу при высоких радиальных и осевых нагрузках.
Для упорных подшипников предусмотрена другая конструкция обоймы: с левой и правой стороной (причем канавки имеются только на одной из них). Такие изделия применяются в узлах с большими осевыми нагрузками.
Тела качения
Это специальные ролики, которые, перемещаясь по обоймам, снижают трение между ними. Изделие может иметь различную форму:
Различают подшипники с одним или двумя рядами тел качения. У отдельных разновидностей ролики устанавливаются под углом друг к другу.
Сепаратор
По виду это кольцо, имеющее отверстия под ролики. Его основная функция – распределение тел качения на поверхности обойм, что необходимо для защиты от смещения роликов и их соприкосновения.
Существует много конфигураций изделия, которые разрабатываются с учетом особенностей применения запчасти. У некоторых подшипников могут отсутствовать определенные элементы (например, не у всех игольчатых моделей есть внутренняя обойма). А у других конструкций, наоборот, есть вспомогательные части – резиновые уплотнительные элементы, которые защищают внутренние части подшипника от загрязнения.
Устройство подшипников скольжения
Деталь характеризуется более простой конструкцией: она состоит из пластины в виде кольца или втулки определенной толщины. Элемент выполняется из мягких сортов металла или металлокерамического сырья.
Изделие в основном применяется в агрегатах, где для смазки используется масло, поэтому на пластине могут иметься канавки.
В местах, где подшипник надежно фиксируется, по бокам создаются отливы, необходимые для крепления в пазах. Такое расположение необходимо для защиты от проворачивания при эксплуатации детали.
Конструкция подшипников
Подписка на рассылку
В современной промышленности применяются подшипники, имеющие в основе различные устройства конструкций:
— подшипники качения;
— подшипники скольжения;
— гидростатические подшипники;
— гидродинамические подшипники;
— газостатические подшипники;
— газодинамические подшипники;
— магнитные подшипники.
Внутренняя обойма игольчатого подшипника состоит из сепаратора, фиксирующего игольчатые ролики, она крепится в наружном кольце. Внутреннего кольца при этом может вообще не быть.
Габариты наружного кольца определяют посадочную нишу, например, наружная обойма подшипника генератора запрессовывается прямо в переднюю крышку корпуса.
Дальнейшую типологию подшипников качения определяет форма тел качения, которая напрямую связана с назначением подшипника и теми нагрузками, которые он должен воспринимать. Тела качения в подшипниках:
• шариковые (стальные или керамические);
• роликовые сферические (стальные);
• роликовые цилиндрические (стальные или керамические);
• роликовые конические, сфероконические (стальные);
• роликовые игольчатые (стальные).
Важный конструктивный элемент подшипника качения — сепаратор, удерживает и направляет тела качения. В бессепараторных моделях тела качения удерживаются кольцами. Основные варианты исполнения сепараторов — это облегченные штампованные или массивные механически обработанные.
К прочим конструктивным признакам подшипников можно отнести:
• угол контакта между кольцами и телами качения, который определяет тип преобладающих воспринимаемых нагрузок;
• число рядов тел качения (один, два, четыре) позволяют вращаться в одном или обоих направлениях и увеличивать нагрузку;
• наличие сферической дорожки качения на наружном кольце, которая позволяет самоустанавливаться (компенсировать незначительный перекос);
• форма внутреннего посадочного отверстия, соответствующего валу: цилиндрическая или коническая и даже квадратная;
• сдвоенная/гибридная конструкция, предусматривающая промежуточное кольцо, или совмещенные ряды качения разных типов;
• элементы фиксации на корпусе: канавка, паз, крышка, фланец.
Дополнить конструкцию может торцевое уплотнение подшипника, выполняющее защитную роль. К уплотнениям относятся стальные шайбы, бесконтактные и контактные армированные пыльники из синтетического каучука и фторкаучука.
Основные части подшипника
Такое техническое изделие как подшипник применяется во многих сферах человеческой деятельности. Благодаря ему любое вращательное или колебательное движение отдельных элементов механизма происходит со сниженным сопротивлением, вызываемым трением. Несмотря на разнообразие подшипников, все они имеют стандартный набор основных элементов, которые мы и рассмотрим более подробно.
Тела качения
В подшипниках используются:
Тела качения выполняют основную опорную и двигательную функции. Для их изготовления применяются подшипниковые марки стали, которые отличаются повышенной устойчивостью к истиранию, а также нержавеющую сталь и реже специально обработанную керамику.
Сепаратор
Одним из главных элементов любой разновидности подшипников является сепаратор. Эта часть удерживает тела качения, не допуская их трения друг о друга. То есть, это своего рода клетка для шариков и роликов.
Несмотря на то, что сепараторы не подвергаются большим нагрузкам, тем не менее они подвержены давлению, истиранию, деформациям и т.д. Поэтому в качестве материалов изготовления для них служит нержавеющая сталь, латунь, различные полимерные материалы – в зависимости от предназначения самого подшипника.
По своей структуре сепаратор может быть выполнен как отдельный элемент, так и составлять единое целое с внутренней обоймой.
Обойма
По своей сути обойма представляет собой стальное кольцо с обработанными поверхностями. Именно с ними контактируют тела качения. Различают внутреннюю и внешнюю обойму, которые выполняются из высокопрочных сплавов. Отметим, что некоторые разновидности подшипников не имеют наружной обоймы. В таких случаях ее заменяет та деталь, в которую вставляется подшипник.
На обойме располагаются дорожки качения, которые обеспечивают прохождение шариками (роликами, цилиндрами) определенной траектории. Таким образом, достигается точность передвижения и отсутствие перекосов.
Сальник (уплотнитель)
Представляет собой элемент, который предназначен для удержания внутри подшипника смазочного материала, а также предупреждения попадания на трущиеся поверхности различных загрязнений. Тем самым продлевается срок службы изделия.
Материалом для изготовления сальников служит закаленная резина, каучук, либо просто сталь различных марок. Для полной герметизации внутреннего пространства подшипника используются каучуковые или резиновые уплотнители. В тоже время для частичного ограждения изделий от воздействия загрязняющих элементов может использоваться металлическая шайба, которая не создает герметичности, но предупреждает попадание на трущиеся поверхности крупных частиц.
Смазывающий материал
Для эффективности работы трущиеся поверхности подшипников подлежат смазке. Для этих целей применяется синтетические или нефтяные составы, вязкость которых не уменьшается при различных температурных режимах.
Как снять наружную обойму подшипника в стиральной машине
Иногда случаются неприятные ситуации, когда подшипник рассыпается, и его наружная обойма остается в корпусе. Причем эту обойму на первый взгляд вытащить из корпуса просто не реально. Обычные съемники подшипников в этом случае не помогут, так как их просто не за что зацепить. Выбить тоже не получиться, так как просто некуда ударить.
Но не все так безнадежно, как кажется на первый взгляд. Способ есть. Он заключается в том, что необходимо собрать на этой обойме целый подшипник. То есть взять недостающие детали с другого подшипника и установить их на эту обойму. После этого подшипник можно будет выбить из корпуса.
В первую очередь нам понадобиться аналогичный старый подшипник. Для этого нужно знать номер подшипника, который стоял в корпусе. Если старого подшипника нет в наличии, то придется покупать новый подшипник. Можно купить самый дешевый китайский подшипник. Он понадобиться один раз как донор.
После того как подшипник – донор нашелся, его необходимо разобрать.
Как разобрать подшипник
Если подшипник закрытый, то сначала снимаем защитную боковую накладку каким-либо острым предметом.
Вторым этапом вынимаем сепаратор из подшипника. Как правило, сепараторы подшипников бывают двух типов — пластиковые и металлические. Если у вас в подшипнике установлен пластиковый сепаратор, то его просто выдавливаем отверткой в боковую сторону подшипника.
Металлические сепараторы состоят из двух частей которые склепаны между собой. Поэтому если вам попался металлический сепаратор подшипника, то нужно в первую очередь разбить пару заклепок, чтобы можно было отверткой подцепить сепаратор. Для этого нужно отверткой или любым тонким и прочным предметом бить между шариками подшипника пока части сепаратора не разойдутся. После отверткой подцепить одну из частей и с силой выдернуть из подшипника.
Следующим этапом нужно все шарики подшипника собрать рядом. Это можно сделать опять с помощью отвертки.
Теперь необходимо внутреннюю обойму подшипника вывернуть из внешней обоймы. Выворачивать нужно в сторону от шариков. Как это сделать смотрите на фото ниже.
Удаляем обойму подшипника из корпуса
После того как разобрали подшипник займемся удалением обоймы подшипника из корпуса.
Сначала наносим на обойму подшипника смазку. Она нужна, чтобы удержать шарики подшипника, которые мы будем туда устанавливать.
Теперь приклеиваем на эту смазку шарики подшипника. Устанавливать их необходимо вплотную друг к другу. Необязательно устанавливать все шарики подшипника. Два, три шарика можно оставить.
Устанавливаем внутреннюю обойму подшипника.
Теперь нужно развести шарики равномерно по окружности обоймы.
После того как установили шарики подшипника в нужном положении, появилась возможность выбить подшипник по его внутренней обойме. Можно приступить к выбиванию подшипника.
Смотрите видео: Как удалить обойму подшипника из корпуса.
Смотрите также
Комментарии 30
две вот такие фигни выпилил, встречно зажал в тисках и спрессовывал
Красава. Ты просто, без напряга, выпрессовал тисками. Респект и уважуха. Вот он самый дельный совет, обязательно нарисую жырный крест над верстаком, что бы не забыть такой совет. Одна проблема, как сделать такой клин? Болгаркой не отпилиш, нужно шлифовать, иначе будет закусывать. У меня три наждака в гараже, но сомневаюсь, что смогу удержать такую деталь на плоскости камня. Нужен знакомый торкать-фрезировщик. Раньше у меня бы такой, сделал мне тиски с магнитом под сверлильный станок. Но вообще идея классная. Удачи, в изобретениях.
Клин делал из полосы 5мм сначала плющил на рельсе потом допилил болгаркой с наждачным кругом все просто и много не надо.
Вероятно из всех советов, самый правильный будет, это зубило сначала между обоймой и гайкой, чуть сдвинешь, а потом зубилом расколеш обойму, но это только моё мнение. Выбирать тебе и смотри не попорти хвостовик.
100% поддерживаю. Или подогреть обойму.
На крайняк — обратный молоток в помощь. Если есть сварка, то кусок трубки по диаметру подшипника приварить, и обратным молотком поработать.
На точиле надпили с двух сторон, не перегревая, не до конца, подходящим рожковым ключом провернешь. Само развалится
забить клин между обоймой и второй гайкой. Клин — зубило.
якорь помощнику в руки он ложит обойму на наковальню сверху ставите молоток или что типа того и бьете по нему
Болгаркой обойму попилить, и потом сбить зубилом
Просто предположу: ротор зажать в тиски проложив деревяшками, крутануть гайку(против часовой, сколько даст, дать напрягу на обойму для подшипника), снять, бронзовым молотком по обойме по кругу(с боков) обстучать, может и сорвёт с места. Может я бы приварил чего-нибудь и выпрессовал, не знаю, резать не стал бы, может фрезой канавку аккуратно бы проточил и ударом трещины добился бы. Ну это так — мысли от увиденного.
крыльчатка пластиковая разлетится от такого.
а причём тут крыльчатка? Тебе надо обоёму снять? Она сидит на стальном валу и упирается в стальную шайбу. Вот между ними и вставлять этот съёмник.
извини, утро, мозг работает туповато. Соглашусь, что как вариант — пойдёт.
сделать пропилы под двухлапый съемник в обойме, или наварить кусок трубы с ушками на обойму и тем же съемником стянуть ее
вот такой съемник нуна
О таком съемнике уже давно думаю, но останавливает цена
Устройство и виды подшипников
Принцип конструкции колесных подшипников не менее стар, чем принцип самого колеса. Со времен первого колеса стоял вопрос – как обеспечить его свободное вращение и защитить от разрушительного воздействия износа в процессе движения под нагрузкой. В этой статье мы рассмотрим основные виды подшипников, отдельные их компоненты и различия между подшипниками «колесным» и «ступичным». Но независимо от формы и типа подшипника все они выполняют единую цель, а их главным компонентом являются ролики, цилиндры и шарики.
Основные виды подшипников и их назначение
Шариковые подшипники
Одни из наиболее распространенных типы подшипников в которых используются сферические тела качения – шарики. Широко применяются в автомобилестроении, электродвигателях, бытовой технике и т. д. Впервые массовую обработку шаров и, соответственно, возможность массового производства данного вида подшипников предложила компания FAG.
Благодаря сферической форме тел качения возможно их вращение в любом направлении. Многие из видов шариковых подшипников способны воспринимать и радиальные нагрузки, с приложение веса сверху, и осевые, в сторону силы. Тем не менее, все виды шариковых подшипников характеризуются малой площадью контакта, которая напрямую зависит от размера шариков. Поэтому они применяются преимущественно в тех узлах машин и оборудования, на которые не приходятся большие нагрузки, отсутствует сильное давление и ударные воздействия. Использование шариковых подшипников для узлов, рассчитанных на большие нагрузки требует увеличение диаметра сферического тела, соответственно увеличивается и конструктивный размер изделия.
Цилиндрические роликовые подшипники
В данном типе подшипников тела качения имеют цилиндрическую форму, что позволяет равномерно распределять радиальную нагрузку по широкому пятну контакта. Благодаря этому они оптимально подходят для некоторых тяжелых условий эксплуатации. Изобретателем одним из наиболее широко используемых типов – игольчатых роликовых подшипников, является компания INA.
Увеличенное пятно контакта обеспечивает стойкость к радиальным, но уменьшает стойкость к осевым силам. Поэтому у данного вида подшипников и их назначения нет возможности использования в узлах подвергаемых большим осевым нагрузкам. Широко применяется в подшипниковых узлах с малым диаметром вала, труднодоступных местах, например, коробках передач.
Роликовые конические подшипники
Тела качения данного типа подшипников представляют собой ролики конической формы. Благодаря этому значительно повышается стойкость к радиальной или осевой нагрузкам, а также к высоким ударным воздействиям. Наиболее часто назначением подшипников данного типа является монтаж внутри ступицы колеса. Распространенным конструктивным решением является совместное расположение двух конических подшипников в одном узле с зеркальным расположением конических роликов.
Конструкция и элементы подшипников
Основой классификации подшипников является форма тела качения, но существенная разнится и конструкция других элементов.
Обойма
Металлическое кольцо с высокоточной, прецизионной обработкой наружной и внутренней поверхностей. Конструктивные внутренние элементы подшипника окружены обоймой, которая и обеспечивает вращение. Часто роль наружной обоймы играет корпус или ступица, где имеются соответствующие проточки под тела качения. В этом случае подшипник, чаще всего, меняется вместе со всем узлом.
Нередко применяются составные подшипники, которые состоят из внутренней обоймы и сепаратора со сферическими телами качения, сальника и наружной обоймы. В этом возможна замена подшипника без наружной обоймы запрессованной в ступицу. При этом следует принять во внимание, что использование старой обоймы не всегда целесообразно и может повлечь уменьшение ресурса работы нового подшипника. Далеко не все дефекты заметны при осмотре, а преждевременный выход из строя обоймы влечет за собой выход из строя всего узла.
Сепаратор
Данный элемент подшипника представляет собой обойму перфорированную по форме и размеру тел качения, которые устанавливает классификация подшипников – сферических, цилиндрических или конических. Это своего рода ячейки представляющие собой внутреннюю поверхность, в которой вращается подшипник. Сепараторы являются основной частью подшипника и, как правило, отдельно не поставляются.
Сальник
Представляет собой кольцо из закаленной резины. Второе название – пыльник, хотя его основное назначение не только защита от пыли, а и препятствие вытеканию смазки и попаданию воды. Уплотнения всегда изнашиваются в процессе эксплуатации подшипника и должны быть заменены при ремонте и замене подшипника. Рекомендуется при отсутствии уплотнений в узлах машин и оборудования установить их отдельно или заменить.
Ступица колеса
Литой или кованный элемент, к которому крепится автомобильное колесо. Как правило, подшипники колес находятся внутри ступицы и обеспечивают свободное их вращение вокруг оси. В зависимости от вида подшипников и их назначения могут называться ступичными или ступицей в сборе (ступица-подшипник). Поставляются они, чаще всего, в сборе со ступицей, что позволяет производить замену без помощи пресса, исключая неправильный монтаж.
Смазка
Высококачественная синтетическая или минеральная смазка, предназначенная для уменьшения трения и износа поверхностей изделия у любого вида подшипника. В отличие от трансмиссионных и моторных масел, смазка используемая в подшипникам характеризуется высокой стойкостью к температуре, сохраняет кинетическую вязкость при перегреве. Однако сильные значения вязкости не позволяют использовать данные типы смазок в изделиях с малыми зазорами.
Обязательным требованием при выполнении ремонтных работ, независимо от видов подшипников и их классификации, является использование чистых смазывающих материалов. Запрещается хранить открытую смазку на открытом воздухе в течение длительного времени по причине накопления содержащейся в воздухе пыли. Помните – пыль в составе смазки увеличивает износ подшипника.
Колесные и ступичные подшипники – в чем разница
Если взять конструкцию легковых авто, то виды подшипников и их классификация определяются типом привода – передним, задним или полным, а также тем, является ли колесо ведущим. Вот некоторые основные правила автомобильной классификации:
В целом же, термины «колесный» и «ступичный» идентичны и подразумевают одно и тоже изделие, что необходимо учитывать рассматривая виды подшипников и их классификацию.