Что такое обработка персональных данных

5 базовых принципов закона о персональных данных, о которых нужно знать

Что такое обработка персональных данных. Смотреть фото Что такое обработка персональных данных. Смотреть картинку Что такое обработка персональных данных. Картинка про Что такое обработка персональных данных. Фото Что такое обработка персональных данных

Деятельность по обработке персональных данных регулирует №152-ФЗ «О персональных данных». Он касается всех без исключения организаций, поэтому важно иметь представление об основных требованиях, которые он устанавливает.

1. Закон распространяется на все организации — и коммерческие, и бюджетные

Под персональными данными, как следует из ст. 3 №152- ФЗ, подразумевается любая информация, имеющая отношение к физлицу: информация, указанная в паспорте (ФИО, дата рождения, адрес регистрации, семейное положение и др.), а также сведения об образовании, занимаемой должности, зарплате и даже росте, весе, цвете глаз и др.

Закон распространяется абсолютно на все организации. Поскольку в каждой организации есть работники, то их данные так или иначе используются при заключении трудового договора, начислении зарплаты и в других случаях. Персональные данные вносятся в личные дела сотрудников, которые хранятся у кадровиков.

Под обработкой персональных данных подразумеваются действия по сбору, систематизации, накоплению, хранению, уточнению, использованию, передаче, обезличиванию, блокированию и уничтожению персональных данных. Распространение персональных данных — это действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц. Предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

2. Компании могут использовать данные различных категорий субъектов

С каждой из категорий субъектов персональных данных компанию связывает определенный тип правоотношений. Некоторые компании обрабатывают персональные данные не только работников, но и клиентов, например, производственные компании. Так, компании из сферы услуг (автошколы, салоны красоты, парикмахерские, туристические агентства и др.) взаимодействуют с клиентами-физлицами, обрабатывая их персональные данные с целью предоставления, например, дисконтных карт. Интернет-магазины собирают данные физлиц, чтобы осуществлять доставку товаров.

Существует определенная категория лиц, которая не является ни клиентами, ни работниками компании, однако она передает свои данные в организацию, где они хранятся и обрабатываются. К такой категории относятся соискатели, принимающие участие в конкурсе на вакансию и передающие потенциальному работодателю свои персональные данные в виде резюме или анкеты на сайте компании.

Сотрудники могут работать в организации по договору подряда. Оформляя человека по такому договору, компания может не запрашивать у него сведений о семейном положении или ограничений по здоровью. В случае с работником, оформленным по трудовому договору, компания должна это делать.

У товариществ собственников жилья нет ни работников, ни клиентов. Это сообщество, в котором состоят члены. Существуют и другие виды организаций с подобной структурой и без трудовых или гражданских правоотношений: общественные организации, политические партии, религиозные организации и др.

3. Обработке подлежат персональные данные, отвечающие целям их обработки

Важно понимать, какие данные каких субъектов используются, чтобы устанавливать цель обработки персональных данных.

Организациям необходимо иметь представление не только о том, данные каких категорий субъектов они обрабатывают, но и с какой целью они это делают, исходя из специфики деятельности. Например, у интернет-магазина и автошколы цель обработки данных может заключаться в выполнении условий договора с клиентами.

Проверьте, насколько ваша организация готова к проверке Роскомнадзора

4. Необходимо знать, какие именно данные нужно использовать

Закон требует от компаний понимания, какие именно персональные данные в отношении каждой категории субъектов они обрабатывают.

Очевидно, что если в случае с работником необходимо знать об ограничениях по здоровью для начисления социальных выплат, имеются ли у него дети до 18 лет, чтобы предоставить ему налоговый вычет, то в отношении клиента интернет-магазина, который заказал товар, эти сведения не нужны. В этом случае достаточно знать имя, адрес и телефон покупателя.

Закон запрещает обрабатывать персональные данные, которые не требуются для достижения цели их обработки.

Достигнув цели обработки данных, компания должна прекратить обработку этих данных. Так, если интернет-магазин осуществил доставку товара клиенту, то в дальнейшем ему уже не потребуются его номер мобильного телефона и адрес доставки.

5. Необходимо понимать, когда требуется согласие на обработку данных

Для каждой категории субъектов (работников, клиентов, соискателей и др.) определяется цель обработки данных. Порой эта цель заключается в выполнении требований определенных законов. В этом случае организация может абсолютно спокойно собирать данные соответствующей категории и обрабатывать их. Так, в отношении работников организации выполняют трудовое законодательство, многие кредитные и финансовые организации обязаны на своем официальном сайте публиковать сведения об аффилированных лицах, ОАО должно размещать у себя на сайте информацию о структуре акционеров.

Если цель обработки данных какой-то категории субъектов установлена компанией самостоятельно, исходя из специфики деятельности, то она должна взять согласие об обработке персональных данных у субъекта данных (ст. 9 №152- ФЗ). Например, если компания принимает на работу сотрудника по трудовому договору, то по трудовому законодательству она должна знать, как его зовут, где он прописан, какое у него образование. И эти сведения компания может получать у человека без его согласия. Если же компания собралась выплачивать сотруднику зарплату на банковскую карту и планирует передавать сведения о нем в банк, то она обязана взять на это согласие, так как прямого требования передавать персональные данные в банк для выплаты заработной платы в законе нет.

Если интернет-магазин после доставки товара планирует рассылать клиентам SMS-сообщения о скидках, то он должен заранее сформулировать эту цель и взять с клиентов согласие на использование данных именно с этой целью. В ч.1 ст.15 №152- ФЗ есть упоминание о том, что рекламные контакты с клиентами совершаются только с их согласия.

Закон отдельно выделяет требования для данных, неправомерные действия с которыми могут нанести вред субъекту персональных данных. Речь идет о специальной категории персональных данных (ст. 10 №152- ФЗ) и биометрических персональных данных (ст. 11 №152-ФЗ).

К биометрическим данным относятся сведения, которые отражают физиологические особенности человека и необходимы для установления его личности (например, если в компании используются системы контроля доступа). К специальной категории данных относятся сведения о национальной, расовой принадлежности, философских, политических и религиозных убеждениях, состоянии здоровья и интимной жизни. Эти данные выделяются в отдельную категорию, так как закон прямо запрещает их использовать, за исключением ряда случаев (один из них — если субъект дал на то свое письменное согласие).

Отдельно закон говорит о передаче данных за границу (ст. 12 №152- ФЗ).

С учетом всех базовых принципов, описанных выше, требования к обработке данных можно разделить на три больших блока (ст. 19 №152- ФЗ):

1. Правовые меры

Организация решает, как будет соблюдать законодательство, оформляет решение в виде внутренних документов, например, «Политики в отношении обработки персональных данных», издает приказ, в котором назначает ответственного за организацию процесса обработки персональных данных и т д.

2. Организационные меры

Эти меры связаны с деятельностью компании. Закон требует, чтобы «Политика в отношении обработки персональных данных» была доступна для всех категорий субъектов персональных данных. Ее рекомендуется размещать на информационном стенде, где с ней смогут ознакомиться не только работники, но и клиенты.

По закону любой субъект персональных данных может написать в компанию письмо с требованием уточнить, обрабатывает ли она его данные. Если обрабатывает, то какие данные, с какой целью и на каком основании. Также любой субъект имеет право потребовать прекратить обработку своих персональных данных.

Рассмотрение этого письма и подготовка ответа на него — деятельность, относящаяся к организационным мерам. О том, как отвечать на такие письма, уточняется в ст. 20-21 №152-ФЗ.

3. Технические меры

Связаны с использованием средств защиты информации. Это могут быть как примитивные средства — сургучовые печати, решетки на окнах, так и высокотехнологичные способы — антивирусы, межсетевые экраны, средства защиты от несанкционированного доступа, средства криптографической защиты и др.

При обработке персональных данных организации следует:

Существенное дополнение: в рамках текущего законодательства ни у одного контролирующего органа нет полномочий на то, чтобы контролировать выполнение технических мер у коммерческих частных организаций. Роскомнадзор может контролировать только выполнение правовых и организационных мер у частных компаний. Поэтому о четвертом шаге можно говорить формально: закон предоставляет возможность коммерческим компаниям большую свободу в выборе технических мер. Что касается государственных организаций, то для них требования по использованию средств защиты информации четко определены и подробно описаны.

Игорь Луканин, руководитель продукта «Контур.Персональные данные»

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Кратко и доступно: что такое персональные данные, их хранение и обработка

Согласно закону 152-ФЗ, компании обязаны защищать персональные данные (ПДн) своих сотрудников и клиентов, хранить и обрабатывать их по определенным правилам. Разберем, что такое ПДн, какие они бывают, что такое обработка персональных данных и как соблюсти все требования закона.

Что относится к персональным данным

Персональные данные — это любая информация, которая относится к конкретному человеку, или субъекту персональных данных. ФИО, мобильный телефон, email, адрес проживания, фотография, паспортные данные — всё это ПДн.

Важно, чтобы данные относились к конкретному человеку. К примеру, абстрактный email или номер телефона — не персональные данные, потому что нельзя понять, кому они принадлежат. А вот если в базе данных компании хранится ФИО клиента, его email и телефонный номер, тогда email и номер уже будут персональными данными — однозначно понятно, к какой «персоне» они относятся.

То же самое касается данных опросов. Если вы анонимно опрашиваете людей об их семейном положении, то не собираете персональные данные. А если спрашиваете ФИО, номер телефона и семейное положение, то по закону всё это персональные данные.

Небольшой пример, чтобы было понятнее, что входит в персональные данные, а что нет:

Не ПДнПДн
ivan999@mail.ruФИО: Иванов Иван Иванович, email: ivan999@mail.ru
30% опрошенных женатыИванов Иван Иванович женат

Никакого строгого списка или перечня персональных данных нет. Обычно получается, что для того, чтобы данные можно было считать персональными, нужно их с чем-то сочетать, например, с ФИО или паспортными данными.

Какие бывают виды персональных данных

В Постановлении правительства №1119 перечислены категории персональных данных. Всего их четыре: общие (или общедоступные), специальные, биометрические и иные.

Общие персональные данные

К ним законодательство о персональных данных относит базовые личные данные: ФИО, место регистрации, информация о месте работы, номер телефона, email. Обычно эти данные и так известны некоторым другим людям, могут быть опубликованы в общедоступных источниках. Например, о месте работы человека могут знать его друзья в социальных сетях.

Специальные персональные данные

Информация о личности человека: расовая и национальная принадлежность, политические, религиозные и философские взгляды, состояние здоровья, подробности интимной жизни, информация о судимостях.

Специальные категории персональных данных отличаются от общих тем, что обычно находятся в закрытом доступе. Их можно узнать только лично у человека, либо сделав официальный запрос в больницу, полицию или суд. Чаще всего сообщать эти данные человек не обязан, они — его личное дело.

Биометрические персональные данные

Это физиологические или биологические особенности человека, которые используют для установления его личности. К ним могут относиться фотографии, отпечатки пальцев, группа крови, генетическая информация.

Однако все эти данные не всегда являются биометрическими. Согласно разъяснению правительства, они становятся такими, только если вы храните их с целью идентификации личности. Например, если на проходной стоит камера с распознаванием лиц, фотографии сотрудников будут биометрическими данными — именно по ним вы определяете личность человека.

А если к личному делу сотрудника или профилю клиента прикреплена его фотография — эти данные не биометрические. Вы не используете их для идентификации, а уже знаете, кому принадлежит фото, и просто дополняете им информацию.

Иные персональные данные

В эту категорию ПДн относят всё, что нельзя отнести к общедоступным, специальным или биометрическим данным: принадлежность к определенной социальной группе, к примеру, членство в клубе, или корпоративные данные, например, то, что хранится в бухгалтерии: зарплата, периоды отпусков, стаж и так далее.

Иные данные сложнее всего отличить от специальных. Разница следующая:

Кто такие оператор и субъект персональных данных

В законе о защите персональных данных упоминаются оператор и субъект ПДн. Разберемся, кто это такие.

Оператор ПДн — компания, которая собирает, хранит, обрабатывает и распространяет персональные данные. Чтобы понять, является ли компания оператором, нужно разобраться, что такое хранение и обработка персональных данных:

Субъект персональных данных — это любой человек, персональные данные которого получил оператор. Например, вы заполнили в магазине анкету на карточку постоянного покупателя — вы стали субъектом ПДн, а магазин — оператором ваших персональных данных.

В компаниях данные разных субъектов ПДн обрабатывают по-разному. Например, доступ к данным сотрудников имеют одни люди, а к данным клиентов — другие. Поэтому при составлении правил работы с данными в компании выделяют разные категории субъектов персональных данных, например: сотрудники, клиенты, стажеры, представители клиентов, родственники сотрудников.

Кто является субъектом персональных данных? Тот, чьи данные хранит или обрабатывает оператор ПДн.

Как оператор обязан защищать персональные данные

Согласно 152-ФЗ оператор должен обеспечить защиту персональных данных. Степень защиты зависит от типа данных:

Для защиты персональных данных по 152-ФЗ оператор должен построить защищенную IT-инфраструктуру и следить, чтобы ПДн всегда были доступны, не потерялись и не попали в руки посторонних.

Кроме защиты данных, оператор обязан собирать, обрабатывать и передавать данные куда-либо только с согласия их владельца, а также отчитываться о сборе данных и мерах защиты перед государством.

То, какую защиту нужно обеспечить персональным данным, зависит от уровня защищенности (УЗ), установленного законом. Его определяют с учетом того, какие данные вы храните и что может им угрожать. Всего уровней защищенности четыре: данные с УЗ-3 и УЗ-4 можно без проблем хранить в публичном облаке, аттестованном по 152-ФЗ, для УЗ-2 и УЗ-1 нужны особые условия, не все провайдеры могут их предоставить.

В публичном облаке MCS можно хранить персональные данные в соответствии с УЗ-2, 3 и 4. Для хранения данных с УЗ-2 и УЗ-1 также есть возможность сертификации, как в формате частного облака, так и на изолированном выделенном гипервизоре в ЦОДе MCS. При построении гибридной инфраструктуры для хранения персональных данных на платформе VK Cloud Solutions (бывш. MCS) вы получаете облачную инфраструктуру, уже соответствующую всем требованиям законодательства. При этом частный контур нужно аттестовать, в этом могут помочь специалисты VK, что позволит быстрее пройти необходимые процедуры.

Источник

Персональные данные: ответы на популярные вопросы

Кто и как может получить доступ к персональным данным, в каких случаях не нужно разрешение на их использование и передачу, могут ли не продать товар или не оказать услугу при отказе дать согласие на обработку данных, какие данные собирают владельцы сайтов и как отказаться от рекламной рассылки?

Что такое обработка персональных данных. Смотреть фото Что такое обработка персональных данных. Смотреть картинку Что такое обработка персональных данных. Картинка про Что такое обработка персональных данных. Фото Что такое обработка персональных данных

Что такое персональные данные?

Персональные данные (ПД) – это любая информация о человеке. ПД бывают трех видов: общие, специальные и биометрические.

Это Ф.И.О., паспортные данные, СНИЛС, ИНН, дата и место рождения, e-mail, адрес, семейное, социальное и имущественное положение, место учебы и работы, образование, профессия, доходы и т.д.

С номером телефона сложнее. Сам по себе номер как набор цифр – это не ПД, поскольку он не может персонифицировать субъекта данных, он обезличен. Но ситуация меняется, когда помимо номера есть информация о человеке. В этом случае он может быть признан ПД. То есть записанный номер телефона без указания на человека, которому он принадлежит, не относится к персональным данным. Но если, например, на сайте вы нашли номер телефона и Ф.И.О. его владельца, он будет считаться ПД.

Не являются персональными данными: госномер транспортного средства, так как он относится не к человеку, а к автомобилю; лицевой счет ЖКХ, поскольку он относится к квартире.

Перечисленные выше ПД могут обрабатываться только с вашего согласия и лишь в некоторых случаях без него (об этом ниже).

Это данные о расовой и национальной принадлежности, политических, религиозных и философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни и т.д.

Обработка таких ПД не допускается, за исключением следующих случаев:

3. Биометрические ПД

Это данные о физиологических и биологических особенностях человека, которые позволяют установить его личность. К биометрическим ПД относятся: ДНК, голос, радужная оболочка глаза, отпечатки пальцев, изображение лица, рост, вес и т.д.

Такие ПД могут обрабатываться только с письменного согласия, за исключением случаев, когда обработка осуществляется госорганами в целях борьбы с коррупцией, терроризмом и для обеспечения транспортной безопасности; а также в иных случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 11 Закона о персональных данных.

Например, следуя в свой офис, вы проходите пункт охраны. Там вас просят приложить к сканеру палец, что позволяет службе охраны на компьютере видеть ваши ПД на основании взятого отпечатка. Так они могут установить вашу личность. Для использования отпечатка пальца охранная организация должна взять у вас письменное согласие на обработку биометрических ПД.

Что такое обработка персональных данных?

Обработка ПД – это любое действие с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.

Из примеров видно, что ваши ПД могут храниться как на бумажных носителях, так и на электронных.

Кто такой оператор персональных данных?

Оператор ПД – любой человек, ИП, компания, органы и учреждения государственной и муниципальной власти, которые осуществляют действия с ПД.

Какие условия обязан соблюдать оператор при обработке персональных данных?

Главное условие – наличие вашего согласия. При этом в ст. 6 Закона о персональных данных предусмотрены случаи, когда оператор может обрабатывать ПД при отсутствии согласия:

Например, вы заключили с риелтором договор, согласно которому он ищет покупателя для вашей квартиры. Риелтору нужно знать ваши ПД: Ф.И.О., контактный телефон и e-mail. Так как он использует эти данные только для оказания услуг, ему не нужно ваше согласие на обработку ПД. Если же риелтор желает присылать вам рекламные материалы, которые, естественно, не связаны с оказанием услуг по заключенному договору, то он обязан будет получить ваше согласие на обработку ПД в рекламных целях;

Что такое согласие на обработку персональных данных?

Согласие на обработку ПД – это добровольно принятое вами решение о предоставлении своих данных оператору для обработки в тех целях, которые им определены.

Согласие на обработку ПД должно быть оформлено:

Пункты, которые обязательно должно содержать письменное согласие:

Можно ли не давать согласие на обработку ПД?

Можно. Предоставление согласия – дело добровольное. Исключением являются те случаи, когда оператор может обрабатывать ПД без вашего согласия (см. выше).

Могут ли отказать в предоставлении товаров, оказании услуг или выполнении работ, если я не хочу давать согласие на обработку ПД?

На практике отказывают довольно часто. Насколько это законно? Рассмотрим конкретные ситуации.

С другой стороны, если договор еще не подписан, то обязать коммерческую организацию заключить его с вами получится только в том случае, если она продает свои товары, работы или услуги по публичной оферте (это предложение продавца заключить договор купли-продажи с каждым, кто примет условия его предложения).Например: продавец реализует товар через интернет и готов продать его на условиях, изложенных в опубликованной на сайте публичной оферте. Он обязан заключить договор купли-продажи с каждым, кто пожелает купить этот товар.

Вместе с тем операторы, устанавливающие такой пропускной режим, обычно не берут согласий, поскольку:

Однако оба довода являются спорными.

Почему организация может требовать оформления согласия на обработку ПД?

Причин может быть несколько:

Может ли оператор передать кому-нибудь персональные данные?

Оператор может передавать ПД третьим лицам только с вашего согласия, если иное не предусмотрено законом.

Примеры, когда согласие нужно: работодатель передает ваши ПД сторонней организации для бронирования отелей, покупки авиабилетов или оформления пропуска.

Примеры, когда согласие не нужно:

Предоставление такого согласия является добровольным. Оператор не может принуждать вас это сделать.

(Банк передал вашу личную информацию посторонним лицам, и теперь вы вынуждены отвечать на ежедневные звонки с неизвестных номеров и опасаетесь, что ваши данные попадут в руки мошенников? О том, как действовать в такой ситуации, читайте в статье «Битва за персональные данные».)

Какие персональные данные оператор собирает через сайт и зачем?

ПД, которые могут быть собраны оператором через сайт, условно можно разделить на две группы.

1. ПД, которые вы передаете сами, заполняя формы обратной связи на сайте: Ф.И.О., адрес, номер телефона, e-mail.

В этом случае объем переданных ПД вы можете определить сами. Согласие на обработку таких данных обычно можно предоставить путем:

2. ПД, которые оператор собирает без предоставления вами информации.

В основном это файлы куки (cookie) – небольшие текстовые файлы со служебной информацией с сайта (сведения о программном обеспечении, которым вы пользуетесь, IP вашего компьютера, информация о вашем браузере).

Ваше согласие на обработку этих ПД оператор получает, если вы остаетесь на сайте после того, как появилось всплывающее окно с информацией примерно следующего содержания: «Продолжая использовать настоящий сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie в целях функционирования сайта. Если вы против обработки ваших данных, незамедлительно покиньте сайт».

Владелец сайта вправе обрабатывать ваши ПД только в тех целях, которые были указаны при получении вашего согласия, чаще это направление вам рекламных материалов. Файлы куки обычно используются для сбора статистики и информации о ваших предпочтениях.

Законно ли направление мне рекламы без моего согласия?

Прежде чем направить вам рекламные материалы, оператор обязан взять у вас согласие:

Обычно мы не замечаем, как даем эти согласия. Например, в магазине вы заполняете анкету для получения бонусной карты, что влечет согласие на рекламную рассылку; на сайте при заполнении формы обратной связи или при оформлении заказа вы ставите галочку напротив текста, который выражает ваше согласие (☑).

Если вы не хотите сталкиваться со спамом, рекомендую внимательно следить за тем, что вы подписываете или оформляете на сайте.

Как отказаться от назойливой рекламной рассылки?

Обычно в конце рекламного сообщения есть активная ссылка, которая позволяет отказаться от рассылки. Если это не помогло, вы должны обратиться к оператору, от которого получаете рекламу, с требованием прекратить обработку ПД в целях продвижения товаров, работ или услуг. Вы можете обратиться к нему лично, придя в офис, направить по почте письменное требование или через e-mail отправить электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной подписью.

При оформлении отказа рекомендую указать свои контактные данные и четко сформулировать свое требование (отказ от получения рекламных материалов и от обработки ПД в целях продвижения товаров, работ, услуг). Тут же следует сослаться на ч. 2 ст. 15 Закона о персональных данных, в которой сказано, что по требования субъекта ПД оператор обязан немедленно прекратить обработку его данных.

Лучше направить письменное требование обычной почтой (ценным письмом с описью вложения). Почтовая квитанция и опись будут являться подтверждением факта обращения к оператору. Получив такое требование, он обязан будет прекратить обработку ПД.

Если вам направляют рекламу, несмотря на отказ от нее, вы можете обратиться:

Какие права у меня есть при обработке моих персональных данных?

1. Право на получение у оператора информации, касающейся обработки ваших ПД.

Вы можете обратиться к оператору с требованием о предоставлении следующей информации:

Право на получение такой информации не распространяется на случаи обработки ПД в целях обороны страны, безопасности государства, охраны правопорядка, в рамках законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и т.д.

Как получить от оператора необходимую информацию?

Вы вправе обратиться к оператору лично, придя в офис. Можно направить запрос по почте в виде письменного документа или на e-mail в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Самый надежный способ обращения – направление по обычной почте ценного письма с описью вложения. Оставьте у себя почтовые квитанции и опись – так вы сможете подтвердить факт направления запроса оператору.

В запросе обязательно нужно указать:

При личном обращении информация об обработке ПД должна быть предоставлена вам незамедлительно. Если запрос был направлен по почте, то ответ должен поступить в течение 30 дней с даты получения оператором запроса.

Повторно обратиться к оператору вы можете не ранее чем через 30 дней после первоначального обращения. Отправить второй запрос, не дожидаясь истечения 30-дневного срока, вы можете, только если оператор предоставил не всю информация, которую вы требовали. Но вы должны будете обосновать свое обращение. В случае несоблюдения этих условий оператор вправе отказать в выполнении повторного запроса.

2. Право на предъявление иных требований к оператору, обрабатывающему ваши ПД.

Вы можете требовать от оператора:

Такие требования можно предъявить, если ПД, которые обрабатывает оператор:

Как обратиться к оператору с одним из требований?

Порядок обращения может быть таким же, как и при запросе информации об обработке ПД (см. выше пункт 1). При оформлении обращения рекомендую указать свои контактные данные и четко сформулировать свое требование (об уточнении, блокировании или уничтожении ПД). Тут же нужно сослаться на ч. 1 ст. 14 и ч. 3 ст. 20 Закона о персональных данных.

Отказать в выполнении требования оператор не может. Он обязан сделать это в течение 7 дней и уведомить об этом вас и тех, кому были переданы ваши ПД. Если оператор не выполнил ваши требования, имеет смысл обратиться в контролирующий орган – Роскомнадзор.

3. Право на отзыв согласия на обработку ПД.

После отзыва согласия оператор не может обрабатывать ваши ПД, за исключением случаев, когда обработка может быть продолжена по закону. Например: вы заключили с оператором договор оказания услуг и подписали согласие. После его отзыва оператор вправе продолжить обработку ваших ПД только в том объеме, который необходим для оказания вам услуг по договору.

Как отозвать согласие на обработку персональных данных?

Порядок обращения может быть таким же, как и при запросе информации об обработке ПД (см. выше пункт 1). При оформлении отзыва рекомендую указать свои контактные данные и четко сформулировать свое требование (отзыв ранее выданного согласия на обработку ПД). Сослаться нужно будет на ч. 2 ст. 9 и ч. 5 ст. 21 Закона о персональных данных.

Оператор не может вам отказать и должен будет прекратить обработку ПД в течение 30 дней с даты поступления отзыва.

4. Право принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

Если вы считаете, что оператор:

В таких случаях вы можете обратиться:

Вы можете обратиться за защитой своих прав в любой из этих органов. Однако наиболее быстрый и надежный способ – направление жалобы в территориальный орган Роскомнадзора. Это позволит сэкономить время и силы. При обращении в суд дело может рассматриваться очень долго, нужно будет посетить не одно судебное заседание, представить доказательства и т.д.

1 Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 22 января 2020 г. № 5-КА19-56.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *