Что такое обработка в музыке определение кратко

Обработка

Литература : (Обработка народных песен), в кн.: История русской советской музыки, т. 2-4, М., 1959-63; Mathei J., Bearbeitung und freie Benutzung im Tonwerkrecht, Lpz., 1928 (Diss.); Engel H., Bearbeitung in alter und neuer Zeit, «Das Musikleben», 1948, No 1.

Полезное

Смотреть что такое «Обработка» в других словарях:

обработка — Отделка. См. улучшение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. обработка переработка, производство, изготовление, возделывание, манипуляция, отделка, исправление, улучшение;… … Словарь синонимов

ОБРАБОТКА — ОБРАБОТКА, обработки, жен. 1. только ед. Действие по гл. обработать обрабатывать. «Стоит только улучшить использование машин и тракторов, стоит только улучшить обработку земли и мы добьемся того, что увеличим количество наших продуктов вдвое,… … Толковый словарь Ушакова

обработка — ОБРАБОТКА, возделывание ОБРАБАТЫВАТЬ/ОБРАБОТАТЬ, возделывать/возделать … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

обработка — Действие, направленное на изменение свойств предмета труда при выполнении технологического процесса. [ГОСТ 3.1109 82] обработка В экономико математической литературе этот термин имеет более широкий смысл, чем обычно: он не обязательно означает… … Справочник технического переводчика

ОБРАБОТКА — (1) информации процесс закономерного изменения представления и содержания (см.), осуществляемый вручную или при помощью ЭВМ; (2) О. древесины: а) промышленная способы добычи (см.) и её использования как строительного, конструкционного и… … Большая политехническая энциклопедия

обработка — ОБРАБОТАТЬ, аю, аешь; анный; сов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Обработка — [processing] в экономико математической литературе этот термин имеет более широкий смысл, чем обычно: он не обязательно означает физический процесс переработки сырья, полуфабрикатов и т.п., но включает также хранение, транспортировку, продажу и… … Экономико-математический словарь

Обработка — производное произведение, созданное на основе оригинального путем его преобразования в расчете на определенный круг читателей. Напр.: Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль / Обработал для детей Н. Заболоцкий. Библиогр. запись О. составляется под… … Издательский словарь-справочник

Обработка — 7. Обработка* Математический и (или) логический анализ результатов измерения Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Обработка — [treatment; processing; working]: Смотри также: электроэрозионная обработка электроннолучевая обработка электроконтактная … Энциклопедический словарь по металлургии

обработка — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? обработки, чему? обработке, (вижу) что? обработку, чем? обработкой, о чём? об обработке; мн. что? обработки, (нет) чего? обработок, чему? обработкам, (вижу) что? обработки, чем? обработками, о … Толковый словарь Дмитриева

Источник

Обработка музыки для новичков: основные понятия и приемы редактирования звука

Разновидности обработки звука

При классификации видов обработки звука на компьютере учитываются следующие исходные данные:

В зависимости от комбинации этих факторов можно выделить 4 основные группы преобразований:

Также стоит не забывать про такое направление в редактировании звука как аудиомонтаж — это простой и древний способ обработки, который применяется для 90% фонограмм. Обрезка начала или конца трека, вырезание и вставка отрывков, их замена и размножение. Все подобные действия интуитивно понятны в любом редакторе, поэтому отдельно рассматриваться не будут.

Обработка аудиозаписи необходима для её дальнейшего использования

Амплитудные преобразования

Динамическая обработка звука подразумевает под собой увеличение громкости, а также расширение и сужение динамического диапазона (разницы между самым маленьким и большим значением амплитуды). Во втором случае часть звуков становится громче, а часть — тише.

Выделяют 8 основных эффектов.

Применяется для выравнивания громкости всей композиции или отрывка. Указывается в процентах. Если выставить нормирование на 100%, то при максимально выкрученной ручке громкости будет выдаваться ее максимально доступный программный (цифровой) уровень. Чем меньше уровень нормализации, тем тише получится звук при одном и том же значении уровня громкости в проигрывателе.

Эффекты вступления и отступления помогают делать плавные переходы между композициями, чтобы альбом звучал более цельно. Если применить их одновременно для правого и левого каналов, то появится ощущение нарастания или затихания. При использовании в одном канале создается ощущение приближения или удаления источника звука.

Также полезны для маскировки щелчков и других помех в начале и конце трека.

Любые изменения можно наблюдать на звуковой волне

Применяется для увеличения громкости и разборчивости аудио. Функция снижает амплитудный диапазон звука — разница между самыми громкими и самыми тихими участками снижается, благодаря чему уху проще уловить все детали. Проще всего принцип компрессии понять на примере листа бумаги. Если его скомкать, то получится много резких выступающих граней. Если же его сжать со всей силы, то он станет похож на шар, с меньшим количеством резких граней. Именно таким образом компрессор обрезает все “торчащие” звуки, а громкость увеличивается в той же степени, в которой было сделано сжатие.

Минусы: снижается динамика трека, в звучании появляется монотонность.

Жесткая версия компрессора, которая срезает, а не плавно подавляет звуки. Как правило, используется уже после сведения для доработки готового трека. С его помощью убирают ненужные пики, поднимают сигнал до максимального уровня без искажений.

Так же существует расширенная версия с более тонкими настройками — максимайзер. Применяется во время мастеринга, чтобы улучшить итоговое звучание.

В отличие от компрессора подавляет звук на нижних значениях. Удобен для избавления от шумов (нужно выставить порог срабатывания чуть выше их уровня). Необходимо точно задать параметры обработки, а иногда приходится все делать вручную.

Одно из преобразований группы сатурации. Дает эффект перегрузки усилителя с искажением и уплотнением звука. Получается за счет неестественного и резкого сокращения динамического диапазона. Волны прямоугольной формы богаты гармониками, благодаря чему звучание получается яркое, агрессивное, скрежещущее.

Чаще всего можно услышать на гитаре в heavy metal композициях, но иногда применяется и для вокальных партий.

Разновидностями эффекта являются fuzz и овердрайв. Их отличие – в частотных показателях усилителя, методах ограничения, пропорции базового и искаженного сигнала.

Например, гитаристы во время выступлений используют специальную педаль для достижения эффекта дисторшн

Вибрато (амплитудная модуляция)

Простое изменение амплитуды, при котором звук начинает дрожать с заложенной периодичностью. При повышенных значениях превращается в риппер. Также выделяют тремоло — подвид вибрато, при котором итоговый сигнал выдается порционно при частоте более 10 Гц.

Подбор удобного софта может занять от получаса до нескольких дней – редакторов звука, которые действительно подходили бы для новичков, крайне мало. На наш взгляд, оптимальный вариант – программа АудиоМАСТЕР. Также можно выделить Аудасити и AVS Audio Editor – по функционалу они похожи – но АудиоМАСТЕР кажется более «заточенным» под новичка. Большинство функций автоматизированы, а для более продвинутых инструментов есть понятные подсказки. Впрочем, советуем скачать аудиоредактор бесплатно по ссылке ниже и присмотреться самостоятельно.

Пропробуйте программу АудиоМАСТЕР бесплатно —

Частотные преобразования

Этот тип применяется для очищения аудиозаписи от шумов. Контролировать процесс удобно с помощью спектрограммы — графика частот, присутствующих в композиции. Быстрее всего можно обработать музыку с 4 частотными эффектами.

Параметрический и графический эквалайзеры

Параметрическим гасят выбранные частоты, с выбранной степенью и радиусом подавления. Удобно заглушать различные призвуки, находящиеся в узком диапазоне частот.

В графическом все настройки задаются визуально, с помощью нарисованного мышкой графика. Этим методом убирают звук лишнего инструмента, так как можно разнообразно диверсифицировать уровень подавления всего диапазона.

Эквалайзер позволяет корректировать амплитуду избирательно и самостоятельно выравнивать звук

Быстрое преобразование Фурье (FFT)

БПФ — быстрый и безапелляционный метод глушения ненужных частот. Если при использовании предыдущих способов подавленная волна все равно остается, то FFT моментально и полностью вырезает лишний материал.

Инструмент для повышения и понижения тембров. Результат достигается путем ускорения или замедления проигрывания.

Звуковой фильтр high pass используют для того, чтобы не перегружать акустику скромных размеров басами. Действует просто — обрезает все частоты ниже заданной.

Low Pass наоборот обрезает все, что выше заданной частоты. Применяется для сабвуферов и мидбасовых динамиков. Например, если саб расположен в багажнике автомобиля, то его желательно обрезать на 70Hz. В противном случае ухо будет воспринимать басовую линию четко из-за спины, отдельно от остальной музыки.

На изображении можно видеть применение фильтра Low pass

Временные преобразования

Эти эффекты используются для пространственной обработки звука. Основываются на эффекте отражения звуковых волн, который наблюдается в реальном мире. Из-за него на открытых пространствах слышно эхо, в пустых коридорах — реверберацию. Моделируя процессы распространения звука в окружающем мире, мы как раз выполняем преобразования временных задержек.

Эффект эхо — самый популярный из этого раздела. Представляет собой однократную или многократную задержку нескольких сигналов, добавляющихся к основному. Минимальная задержка для того, чтобы получился эффект — 50 миллисекунд. В этом случае человеческое ухо воспринимает отражения как повторения оригинального сигнала, а не призвуки. Как правило, повторяющиеся копии сопровождаются затуханием, как и в реальной жизни.

Реверберация и реверсивная реверберация

Реверберация — это эффект помещений. Услышать его можно, хлопнув в коридоре в ладоши. Звук будет отражаться от одной стены, идти к другой, затем назад к первой и так последовательно “гулять” до своего затухания. Задержка должна быть меньше 50 млс, только тогда человеческое ухо распознает призвук, а не эхо.

Лучше всего ее привязывать к темпу (например, к удару барабана), а затухание подловить такое, чтобы эффект закончился до очередного удара. Так получится ее совместное дыхание с музыкой, что добавит атмосферности.

Схематичное изображение эффекта реверберации

Реверсивная версия рождается за счет обращения по времени обработанного ревербератором звука. Он как-бы начинает приближаться до того, как реально начнет звучать. Хорошо подходит для акцентирования на том или ином инструменте.

В отличие от эха дилэй/delay не имеет никаких привязанных к реальности качеств, поэтому звук просто повторяется с заданными периодичностью и затуханием. Ритмический повтор бывает обычный (с одной линией задержки базового сигнала) и сложный (2 и более линий). Лучше всего обрабатывать им отдельные партии.

Хорус/chorus клонирует сигнал, понемногу сдвигая частотный спектр в каждой копии. С его помощью имитируется хоровое пение или звучание инструментов. Создается ощущение, что на панораме расположено несколько источников звука.

Фленжер/flanger по сути является частным случаем хоруса, только в этом случае задержка сопровождается фидбэком. При смешивании двух сигналов второй задерживается на 10 млс, из-за чего проявляется эффект перемещающегося гребенчатого фильтра. Хорошим примером фленжера является смена тональности сигнала проезжающей мимо машины (Доплер).

Фейзер/phaser создает эффект вращения каналов. В реальности может достигаться, когда источник звука или приемник перемещаются в пространстве друг относительно друга. Может применяться для точечного вырезания инструментов из трека.

Другие преобразования

В эту группу можно добавить пару десятков пунктов, но в кратком обзоре будут рассмотрены 2 наиболее известных.

Плагин для обработки вокала, ставший популярным среди исполнителей поп-музыки. Автотьюн автоматически отслеживает высоты нот, и когда обнаруживает нечистые, то подтягивает их до ближайшей “хорошей” ноты. Благодаря этой функции даже неумелые вокалисты могут звучать достаточно хорошо, так как ошибки будут скрыты автоматикой. Но если человек совсем не умеет петь, то обработанный голос будет ощущаться как ножом по уху.

Благодаря Auto Tune можно скорректировать и изменить чистоту музыкального тона

Представляет собой перенос музыки в другую тональность. Это нужно, когда присутствуют высокие ноты, неудобные для исполнения. Понизив общую тональность, вокалист без проблем споет песню на удобной высоте. Этот несложный прием обработки аудио можно провести даже онлайн – такие эффекты есть и в самом простом редакторе.

Виды аудиоредакторов и обработки

В общем виде лучшие программы для редактирования звука можно разделить на две больших категории:

Основные задачи практически всех программ обоих типов это – редактирование, обработка и сведение звука. При этом может осуществляться два типа редактирования: “недеструктивное” и “деструктивное”.

На случай, если вы хотите получше присмотреться к кандидатам, советуем заглянуть в наш большой рейтинг программ для создания и обработки музыки. В нем представлены как простые редакторы, так и полноценные системы для профи – почитайте обзор и скачайте ту, что понравится больше.

Заключение

Для того, чтобы научиться простым преобразованиям звука, не нужно тратить месяцы и годы жизни на доп. образование. Необходимо узнать основные типы эффектов, как и для чего они применяются, выбрать простой многофункциональный редактор и начать практиковаться. Это позволит на собственном опыте понять, как правильно обрабатывать звук.

Источник

Конспект урока на тему: «Музыкальные обработки»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Музыкальные обработки.

Цель: формирование знаний о музыкальных обработках.

знакомство с понятиями музыкальные обработками, переложения, аранжировка;

знакомство с понятием remix в современной музыке.

развитие музыкально-образного восприятия музыки;

развитие эмоциональной сферы учащихся;

развитие интереса к музыке прошлых веков через современные музыкальные обработки.

воспитание уважения к музыкальной культуре разного времени.

Беседа по теме урока

Раньше в фотоателье можно было встретить картонные картины с вырезом для лица. Вставляешь голову, щёлк… И получается лицо на фотографии твоё, а всё остальное чужое. Сейчас, конечно, ни в какое фотоателье для этого идти не нужно. Можно сидя дома за компьютером с помощью компьютерных программ сделать себе фотосессию по всем странам и достопримечательностям мира.

Вот так и в музыке. Бывает, слушаешь какую-нибудь песню или инструментальное произведение, а узнать сразу не можешь. В лицо, т.е. по мелодии музыка знакомая, но какая-то не такая, другая. Это и есть аранжировка. В наше время аранжировки сплошь и рядом встречаются в эстрадной музыке, только называются они не аранжировки, а remix. Изменили темп, ритм кое-что добавили в мелодию и всё новая песня готова.

Но аранжировки в наше время встречаются не только в таком эстрадном варианте.

Современные композиторы, в том числе и эстрадные, делают достаточно много переложений известных произведений великих композиторов прошлых веков Чайковского, Бетховена, Моцарта, Вивальди и многих других.

Сегодня мы с вами обратимся к музыке великого немецкого композитора XVII- XVIII веков И.С.Баха (31.03.1685г. – 28.07.1750г.).

Бах занимает одно из первых мест по количеству аранжировок, сделанных в наше время на его произведения. Объектом нашего внимания сегодня станет уже знакомое вам произведение «Шутка». Давайте вспомним это произведение.

Звучит «Шутка» И.С.Баха

— Какая музыка по характеру? (свободная, лёгкая, весёлая, игривая)

— Соответствует музыка названию произведения? (да, потому что шутка такая же лёгкая, забавная, от хорошей шутки всегда весело)

С какой птицей можно сравнить эту музыку? (маленькая птичка)

Определите её положение в пространстве. (кружащаяся в воздухе)

Что имеет главенствующую роль в произведении, мелодия или аккомпанемент?

А сейчас давайте послушаем ещё одну «Шутку» Баха.

Проследите, пожалуйста появятся в музыке какие-либо изменения или нет.

Звучит «Шутка» И.С.Баха в эстрадной обработке

Что нового приобрела музыка? (изменился ритм)

Что стало с этой «Шуткой»? Она осталась такой же лёгкой, изящной, как и была?

(с изменением ритма она потеряла лёгкость, свободу, игривость)

С какой птицей можно сравнить это звучание и где теперь она находится в пространстве? ( более крупная птица, не высоко кружащая, а более приземлённая)

А сейчас давайте послушаем ещё один вариант «Шутки»

Звучит «Шутка» И.С.Баха в исполнении В.Зинчука

Какой стала музыка на этот раз? Что она приобрела или потеряла? (ритм преобладает над мелодией, можно сказать даже задавливает её, музыка стала тяжёлой, отсутствует даже намёк на лёгкость, игривость…)

С какой птицей теперь можно сравнить это звучание и где она находится в пространстве? (страус, несущийся по земле, оставляя в ней глубокие следы)

Сами композиторы, добиваясь наибольшей красоты своего произведения, делали иногда по несколько обработок одного и того же произведения.

В прозвучавших аранжировках «Шутка» Баха стала лучше или хуже?

Как, по-вашему, зачем современные композиторы вновь и вновь обращаются к музыке великих мастеров прошлого, зачем делаются подобного рода аранжировки, переложения?

(основная цель – приблизить музыку прошлых веков к современности, донести её до современного слушателя)

Какая из аранжировок более современная? («Шутка» в обработке В.Зинчука)

Какой вариант «Шутки» интереснее слушать вам и почему? (ответ учащихся)

«Шутка» Баха «прожила» несколько столетий. Сможет ли понравившаяся вам аранжировка «прожить» столько же, сколько и оригинал произведения и почему? (с появлением новых стилей и направлений будут появляться всё новые и новые аранжировки, а старые уходить в небытие)

Что означает слово «аранжировка»? (переложение, изменение состава исполнителей, музыкального стиля и т.д.)

Кто такой И.С. Бах? (немецкий композитор17-18 вв.)

Кто такой В.Зинчук? (заслуженный артист России, виртуозный гитарист, композитор и аранжировщик.)

Для чего создаются музыкальные обработки? (приближение к современному звучанию, современному слушателю)

Домашнее задание: подобрать произведение какого-либо композитора и найти аранжировку этого произведения.

Источник

Что такое аранжировка и для чего она нужна?

Любая композиция в первозданном виде представляет собой гармоническую последовательность аккордов или одноголосую мелодию. Чтобы превратить «сырую» музыкальную идею в полноценную песню, необходима аранжировка.

Удачная аранжировка подчеркивает достоинства композиции, акцентирует внимание слушателя на наиболее удачных композиторских решениях. Именно с ее помощью добиваются того, чтобы песня «цепляла» слушателя.

Что такое аранжировка?

Аранжировка – это обработка первоначальной музыкальной идеи и ее подготовка к исполнению музыкантами.

Классический алгоритм создания музыкальной композиции выглядит следующим образом:

Задача аранжировки – привести песню в порядок. Добавить новые партии, убрать лишнее, правильно расставить акценты. После этого процесса песня приобретает законченный вид. Фактически она уже готова, и ее остается либо исполнить, либо записать.

Аранжируют не только новые композиции, но и уже существующие песни.

Зачем нужна аранжировка?

«Сырое» музыкальное произведение не учитывает множество нюансов:

Все эти вопросы решаются в процессе аранжировки. Одну и ту же песню один и тот же исполнитель может сыграть совершенно по-разному.

Первый пример – акустическое исполнение собственных песен рок-группами.

Второй пример – исполнение классических музыкальных произведений.

Таким образом, аранжировка нужна, чтобы исполнителю было удобно сыграть музыкальное произведение, а слушателю было удобно его слушать.

Одна песня – разные аранжировки. Музыкальные примеры

Для лучшего понимания влияния аранжировки на музыкальное произведение обратимся к музыкальным примерам.

Рассмотрим разные переложения одних и тех же песен.

Пример 1

Первым примером будет песня Виктора Цоя «Спокойная ночь».

Оригинальная запись группы «Кино» отличается задумчивостью и монотонностью исполнения.

В версии группы «Алиса» во 2 части песни меняется темп. Исполнение песни становится более агрессивным. В итоге смещаются акценты и меняется настроение.

В переложении для фортепиано сохранена оригинальная гармония, но видоизменена структура песни и добавлены новые мелодические ходы.

Пример 2

Второй пример – песня «Hurt» авторства Трента Резнора.

Вот оригинальная запись:

Песня вышла крайне жесткой с тяжелым и мрачным «послевкусием»

Та же композиция в переложении Рика Рубина и Джонни Кэша звучит намного светлее. Настроение композиции изменилось кардинальным образом.

И вариант Леоны Льюис, в котором исходный материал исполнен в духе поп-музыки 90-х с характерным фокусом на голосе вокалистки. Песня потеряла свою уникальность и звучит безлико.

Оба примера наглядно показывают, что аранжировка является важнейшей частью создания песни. Именно на этом этапе происходит окончательное оформление музыкальной идеи в готовый продукт, который будет представлен слушателю.

Отличие аранжировки от других способов обработки музыки

Важный вопрос, с которым нужно разобраться, – это отличие аранжировки от инструментовки, оркестровки и ремикса.

Разница состоит в работе с оригинальной музыкальной идеей.

Аранжировка допускает вольное обращение с исходным материалом. Считается приемлемым добавление новых мелодических линий, видоизменение гармонии, темпа и длительности композиции.

Инструментовка – это подбор музыкальных инструментов для исполнения произведения. Она допускает минимальное вмешательство в исходный материал. Партии остаются нетронутыми. Представьте, что нотные листы раздали другим музыкантам. Это и есть инструментовка.

Оркестровка – это распределение музыкального материала между инструментами одной секции оркестра. Представьте, что у вас есть партия, которую может исполнить одна труба. В оркестровке эту партию распределяют между всей секцией духовых.

Ремикс – это изменение темпа и структуры звука музыкального произведения.

ВАЖНО! О количестве инструментов

Бывает так, что большое количество инструментов портит песню. Акценты теряются, звучание перестает быть сфокусированным, а интересные мелодические ходы размазываются.

Если настроение композиции лучше всего передается одним инструментом или только голосом вокалиста, то не нужно добавлять лишние звуки.

Специфика аранжировки

Аранжировка – это творческий процесс. Важно не гоняться за уникальным техническим решением, а раскрыть сущность композиции, донести изначальную мысль автора до конечного слушателя.

Для этого нужно работать с самыми разными аспектами музыкальной композиции:

Аранжировка – это сложный процесс. В современной музыкальной индустрии труд хорошего аранжировщика стоит очень дорого. От результата его работы зависит не только удовольствие слушателя, но и прибыль музыкальных корпораций и гонорары артистов.

Кто такой аранжировщик и как им стать

Аранжировщик – это человек, который доводит музыкальную идею до логического конца. Результат его труда – это готовая песня, которую осталось только записать.

Аранжировщик должен уметь играть как минимум на одном музыкальном инструменте. От него не требуется виртуозного исполнительского мастерства. Аранжировщику нужно точно осознавать области применения музыкальных инструментов и знать их возможности. Кроме того, аранжировщик должен иметь музыкальный вкус и большой запас отслушанного материала.

Можно научиться распределять партии между инструментами. Этому учат в образовательных учреждениях. Но научиться слышать песню и видеть ее идею можно только самостоятельно.

На Западе функции аранжировщика частично или полностью берет на себя музыкальный продюсер. Среди наиболее известных «серых кардиналов» музыкального мира Джордж Мартин, Тимбалэнд, Куинси Джонс и т.д.

Как лучше аранжировать – вручную или на компьютере

Классический вариант аранжировки – это запись партий инструментов на нотные листы.

Такой подход требует от аранжировщика не только музыкального образования, но и колоссального опыта работы в оркестре. Нужно знать нюансы звучания и возможности каждого инструмента. Написанные партии нужно раздать музыкантам, потом собрать их вместе и оценить получившийся результат. Затем внести коррективы и повторить все заново.

С современными компьютерными программами аранжировщик может работать, не выходя из дома. Профессиональное музыкальное ПО предоставляет возможность полностью подготовить песню к записи одному человеку.

Среди наиболее популярных программ для работы с музыкой Cubase, Ableton, Logic Pro.

ВАЖНО. О подходе к работе и результате.

На самом деле неважно, как аранжировщик будет выполнять свою работу. Будет ли он работать по старинке или в секвенсоре на компьютере. Важен только результат его труда.

Вместо заключения

Если вы хотите аранжировать свои и чужие песни, то вам необходимо слушать очень много музыки. Нельзя зацикливаться на одном жанре. Иначе вы обязательно загоните себя в рамки клише и самоповторения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *