Что такое обращение 3 класс
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Тема: Что такое обращение.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того (лицо или предмет), к кому обращена речь.
Если обращение стоит в начале предложения, то оно выделяется восклицательным знаком или запятой.
Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): Предложение; обращение.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 24-26.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 12.
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того (лицо или предмет), к кому обращена речь.
Если обращение стоит в начале предложения, то оно выделяется восклицательным знаком или запятой.
Если обращение стоит в середине предложения, или в конце, то оно выделяется запятыми.
Смилуйся, Государыня рыбка! Чего тебе надобно, старче?
Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 1. базовый уровень сложности.
Тип – выделение цветом.
Прочитайте диалог из сказки. Выделите цветом предложения, в которых нет обращения.
– Здравствуй, сестрица! Что ты кушаешь?
– Сестричка, дай мне попробовать.
– Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в воду. Сам наловишь!
– Здравствуй, сестрица! Что ты кушаешь?
– Сестричка, дай мне попробовать.
– Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в воду. Сам наловишь!
Алгоритм выполнения задания:
8. Проверьте, правильно ли выполнили задание.
Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 2. Базовый уровень сложности.
Прочитайте диалог. Подчеркните обращения.
– Мышонок, отчего у тебя нос грязный?
– Для чего норку делал?
– От тебя, Лиса, прятался.
– Мышонок, отчего у тебя нос грязный?
– Для чего норку делал?
– От тебя, Лиса, прятался.
Алгоритм выполнения задания:
Русский язык. 3 класс
Что такое обращение
Необходимо запомнить
Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того (лицо или предмет), к кому обращена речь.
Если обращение стоит в начале предложения, то оно выделяется восклицательным знаком или запятой.
Предложение с обращением
Прочитайте предложение. Определите, есть ли в нём обращение. Перетащите его в нужную ячейку.
Виды обращений
В русском речевом этикете обращения по должности, профессии и занимаемому положению употребляются ограниченно: «доктор», «сестра», «профессор» (но не «преподаватель»), «водитель».
Обращения «хозяин» или «хозяйка» носят дружеский, полуофициальный оттенок при обращении к хозяину или хозяйке дома, торговой точки и т. д.
Обращения к группе людей различаются в зависимости от того, к кому обращается говорящий, где он выступает и каковы его отношения с аудиторией:
«Дамы и господа!» — при обращении к иностранной аудитории, а также аналогично обращению «господа».
«Уважаемые дамы и господа!» — повышенно-вежливый регистр общения.
«Коллеги!» — при обращении к людям своей профессии, единомышленникам в обсуждаемом вопросе; нейтрально-вежливый регистр.
«Друзья!» — дружески-неофициальный регистр общения, обращение к аудитории единомышленников.
«Мальчики! Девочки! Ребята!» — обращение к школьникам, характерное для дружески-неофициального регистра общения; используется учителем по отношению к учащимся: обращение «ребята» может использоваться как обращение преподавателя вуза к студентам.
«Граждане!» — обращение представителей власти, администрации к отдельным категориям людей (пассажирам, пешеходам, нарушителям каких-либо правил, лицам, обязанным выполнить какие-либо обязанности и др.). Обращение используется официальными лицами — проводником поезда, милиционером, судьёй и т. д.
Русский язык. 3 класс
Что такое обращение
Необходимо запомнить
Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того (лицо или предмет), к кому обращена речь.
Если обращение стоит в начале предложения, то оно выделяется восклицательным знаком или запятой.
Предложение с обращением
Прочитайте предложение. Определите, есть ли в нём обращение. Перетащите его в нужную ячейку.
Виды обращений
В русском речевом этикете обращения по должности, профессии и занимаемому положению употребляются ограниченно: «доктор», «сестра», «профессор» (но не «преподаватель»), «водитель».
Обращения «хозяин» или «хозяйка» носят дружеский, полуофициальный оттенок при обращении к хозяину или хозяйке дома, торговой точки и т. д.
Обращения к группе людей различаются в зависимости от того, к кому обращается говорящий, где он выступает и каковы его отношения с аудиторией:
«Дамы и господа!» — при обращении к иностранной аудитории, а также аналогично обращению «господа».
«Уважаемые дамы и господа!» — повышенно-вежливый регистр общения.
«Коллеги!» — при обращении к людям своей профессии, единомышленникам в обсуждаемом вопросе; нейтрально-вежливый регистр.
«Друзья!» — дружески-неофициальный регистр общения, обращение к аудитории единомышленников.
«Мальчики! Девочки! Ребята!» — обращение к школьникам, характерное для дружески-неофициального регистра общения; используется учителем по отношению к учащимся: обращение «ребята» может использоваться как обращение преподавателя вуза к студентам.
«Граждане!» — обращение представителей власти, администрации к отдельным категориям людей (пассажирам, пешеходам, нарушителям каких-либо правил, лицам, обязанным выполнить какие-либо обязанности и др.). Обращение используется официальными лицами — проводником поезда, милиционером, судьёй и т. д.
Конспект урока по русскому языку для 3 класса по УМК «Школа России» на тему «Что такое обращение?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Что такое обращение?
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
Учебник, образовательная платформа «Учи.ру»
о рганизационная структура (сценарий) урока
Что было задано на дом? Проверим, как вы выполнили домашнее задание.
– Что надо было выполнить в упражнении?
– Работать будем в паре.
– Какие пропущенные буквы вставили? Какое предложение выписали?
– Прочитайте получившийся текст, выделяя
голосом границу каждого предложения, соблюдая нужную интонацию. Объясните постановку знаков препинания в предложениях.
– Объясните значение слова «та́волга».
– Выполнить
упр. 33
на с. 23 в учебнике.
Отвечают
на вопросы.
Луговое травянистое растение с крупными соцветиями душистых цветков
Р – владеют уме-ниями контроли-ровать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют взаимный контроль
Правильно выпол-ненные
задания упраж-
нения
II. Постановка
учебной
задачи
Формулирование учебных задач
на основе выдвижения гипотез, предположений по названию раздела и тем
– Откройте учебник на с. 24, найдите упр. 34. Что представлено в этом упражнении?
– Прочитаем их в парах.
– Как вы думаете, как называются выделенные в диалогах слова?
– Сегодня в ходе урока мы сформируем пред-ставление о словах-обращениях. Тема урока так и звучит: «Что такое обращение?»
П – извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, учебника.
Р – осознают
и принимают
учебную задачу.
К – слушают друг друга, строят понятные высказы-вания.
Л – осознают границы своего знания и «незнания»
III. Изучение нового мате-
риала.
1.Работа
по учебнику, с. 24, упр. 34
Работа над упражнением с целью ознакомления со словами-обра-щениями, знаками
препинания в предложениях
с обраще-ниями
– Вернемся к упр. 34 на с. 24. Прочитайте еще раз диалоговую речь. Объясните постановку
знаков препинания в конце предложений.
– К кому обращаются участники диалогов?
Ответить на этот вопрос вам помогут выделенные в каждом из диалогов слова.
– Слова «Петя», «мама», «Игорек» – это обращения. Они называют того, к кому обращена речь.
– Как эти слова отделены от других слов в предложении?
– В устной речи слова-обращения произносятся с особой интонацией (звательной), выделяются паузами, а на письме – запятыми.
– Прочитайте определение на с. 25. Выразительно прочитайте предложения.
– Спишите любой диалог из упр. 34. Подчеркните слово, называющее лицо, к которому обращена речь
– К Пете, маме, Игорьку.
П – ориентируются на страницах учебника, используют различные способы поиска информации,
строят речевое высказывание
в соответствии
с задачами коммуникации; владеют логическими действиями
анализа, синтеза, сравнения, обоб-щения.
Р – принимают
и сохраняют зада-
чи учебной деятельности.
К – слушают сверстников, ведут диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему
Выполняют упражнения физкульт-
минутки
Р – контролируют учебные действия, замечают
допущенные
ошибки.
К – слушают,
излагают и аргументируют свое мнение
3.Первичное закрепление с использованием заданий Учи.ру
Выполнение задания «Знакомимся с обращением»- фронтально с использованием интерактивной доски.
4. Работа
по учебнику, с. 25, упр. 35
Работа над упражнением с целью выделения слов-обра-щений, постановки
знаков препинания
в предложениях с обращениями
– На с. 25 найдите упр. 35. Прочитайте предложения вполголоса, передавая интонацию каждого предложения.
– Скажите, как на письме выделено обращение в начале, в середине и в конце предложения.
– Выполните письменное задание упражнения
П – ориентируются на страницах учебника, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Р – принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности.
К – слушают сверстников,
выражают и аргументируют свою точку зрения
Постанов-ка знаков препи-
нания
IV. Закрепление изученного материала с использованием заданий Учи.ру
Выполнение задания «Расставляем знаки препинания при обращении»
Обобщение полученных на уроке сведений.
– Над какой темой работали на уроке?
– Как определить на слух, какой знак нужно поставить в конце предложения? Как в предложении определить на слух обращение и как обозначить его на письме?
– Какие задания вызвали у вас затруднения?
Почему?
– Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Отвечают
на вопросы.
Отвечают
на вопросы
П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Р – оценивают собственную
деятельность
на уроке.
Л – проявляют интерес к предмету, стремятся
к приобретению новых знаний
Составление диалога со словами-обращениями
Домашнее задание с использованием платформы Учи.ру
Выполните домашнее задание на платформе «Учи.ру»: «Работаем со схемой предложения с обращением» и «Используем обращения в речи»
Предложения с обращением
Урок 6. Русский язык 3 класс (ФГОС)
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Предложения с обращением»
Друзья мои, здравствуйте!
Вам нравится, как я вас называю? Друзья мои! Так я обычно обращаюсь к тем, кого рад видеть. А ещё я обращаюсь к вам, называя вас ребята.
А вы знаете, что слова, которыми называют тех, к кому обращаются, так и называются – обращения. Вот о них сегодня и пойдёт речь. Я расскажу вам о том, что такое обращение и как оно оформляется в письменной речи.
Ну-с, приступим. Представьте себе такую ситуацию. Дети пришли в парк, собирают разноцветные листья. Вдруг учительница зовёт одного из детей: «Подойди ко мне!»
Как вы думаете, кто подойдёт? Наверное, никто. Но, возможно, одновременно подбегут все ребята. Ведь совершенно непонятно, кого именно хотела позвать учительница. Хотя, конечно, вряд ли такая ситуация может произойти на самом деле. Учительница обязательно называет того, к кому обращается:
Женя, подойди ко мне!
Дети, откройте тетради.
Вася, не сиди под партой.
Иванов, ты опять вместо одного стихотворения выучил пять!
Эти слова – Женя, дети, Вася, Иванов – являются обращениями. Как видите, обращаться можно как к группе людей, так и к одному человеку. Называть его можно по имени или по фамилии. Но ведь гораздо приятнее, когда к тебе обращаются по имени, не так ли?
А вот к учительнице вы обратитесь по имени и отчеству:
Ирина Петровна, не задавайте нам сегодня домашнее задание.
К родным мы обращаемся обычно так:
Мама, можно я поиграю ещё пол часика?
Дедушка, давай соберём вместе эту модель самолёта.
А можно ли обращаться не к людям, а, например, к животным? Ну конечно же можно.
Ко мне, Чарли! – говорим мы, подзывая собаку.
А как часто обращения можно увидеть в русских народных сказках:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Заяц, я тебе песенку спою.
Обращаются иногда даже к неживым предметам, как в стихотворении Эммы Мошковской:
Видите, здесь обращаются и к крану, и к носу, к глазам, ушам, шейке, и даже к грязи!
А обратили ли вы внимание на то, как произносятся предложения с обращениями?
Красная Шапочка, сходи-ка к бабушке.
Ветер, ветер, ты могуч!
После обращения делается небольшая остановка. А вот на письме после обращения чаще всего ставится запятая. Кстати, вы заметили, что во втором предложении обращение проговаривается дважды? Так очень часто бывает в сказках. В этом случае запятая ставится после каждого из слов-обращений.
В этих предложениях обращение находилось в начале. Вот посмотрите, как это выглядит на схеме. Прямоугольником на ней обозначено предложение.
А может ли обращение стоять в середине предложения? Или в конце? Конечно!
В качестве примера приведу две строчки из известной песни:
А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер!
Спой нам, ветер, про чащи лесные…
В одном из них обращение стоит в конце предложения, и перед обращением поставлена запятая. Во втором предложении обращение стоит в середине. И выделено оно запятыми с двух сторон. Запятые стоят и перед обращением, и после него.
Кстати, вы обратили внимание, что в первом предложении обращение выражено не одним словом, а двумя – весёлый ветер.
А теперь посмотрите на схемы этих предложений с обращениями.
Ну что же, подведём итог нашего урока.
Обращение – это слово или сочетание слов, которым называют того, к кому обращена речь.
Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.
Обращение чаще всего отделяется от других слов запятой. Если обращение стоит в начале предложения – запятая ставится после него. Если обращение стоит в середине предложения, то оно выделяется запятыми с двух сторон. Если обращение стоит в конце предложения, запятая ставится перед ним.
И конечно, не забудьте, что, обращаясь к кому-либо, надо быть вежливым.
Пришло время нам прощаться. До новых встреч, дорогие друзья!