Что такое обращение в литературе 5 класс
Обращение. Примеры предложений с обращениями
Обращение обозначает лицо или предмет, к которому относится речь говорящего. Оно не является членом предложения и выделяется знаками препинания.
Узнаем, что такое обращение в русском языке, каким оно бывает, как выделяется знаками препинания. Приведем примеры предложений с обращениями.
Что такое обращение
О лес! Как ты прекрасен золотой осенью!
Обращение выражается обычно существительным в форме именительного падежа или словом другой части речи в значении существительного. Оно произносится с особой, звательной интонацией.
Обращение не связано ни с одним членом предложения способом согласования, управления или примыкания и не соединяется сочинительной связью с помощью союзов и перечислительной интонации. По этой причине обращение не является членом предложения.
Как выделяется обращение?
Так как обращение не является полноправным членом предложения, оно отделяется знаками препинания. Если обращение произносится без восклицательной интонации, оно выделяется запятой в начале или конце предложения и запятыми, если находится в середине предложения:
Каждый труд благослови, удача (С. Есенин). […, O].
Если обращение находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. При этом первое слово пишется с прописной буквы, например:
Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (М. Лермонтов)
Природа-мать! К тебе иду с своей глубокою тоскою (А. Майков).
Как хорошо ты, о море ночное! (Ф. Тютчев)
Засветись, о день счастливый! Разгони густой туман (А. Майков).
Тебе, Казбек, о страж Востока, принес я, странник, свой поклон (М. Лермонтов).
Распространенные и нераспространённые обращения
Как следует из определения, обращение может быть выражено одним или несколькими словами, то есть оно бывает нераспространённым и распространённым, например:
Забудь, товарищ мой любезный, раздор смешной и бесполезный (А.С. Пушкин).
Если части распространенного обращения разделены другими членами предложения, то каждая часть выделяется запятыми:
Личные местоимения «ты», «вы», как правило, являются подлежащими в предложении, но могут входить в состав распространенного обращения. Сравним:
Примеры предложений с обращениями
Видеоурок:
Обращение в русском языке. Примеры и виды обращений
Обращение называет, кому адресована речь. Это слово или словосочетание обозначает, к которому обращается автор. Обращение может относиться и к одушевленному лицу, и к неодушевленному предмету.
А мы вас, профессор, давно ищем.
Спи, моя радость, усни.
Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить!
Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. (А.С. Пушкин)
Русь, куда ж несешься ты? (Н.В. Гоголь)
Покажите мне Москву, москвичи! (А. Розенбаум)
Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною.
Ю. Визбор
Какими бывают обращения
Скажи, дедушка, ты давно приехал?
Чем вам помочь, любезный?
Провожающие, выйдите из вагона!
Обращениями могут служить собственные имена людей, клички животных, названия по степени родства, профессии, занятию, званию, национальности, возрасту и т.п.
Вас к телефону, Иван Иванович.
Света! Пошли в кино.
Так точно, товарищ генерал!
Эй, мужики, как пройти на улицу Ленина?
Смилуйся, государыня рыбка. (А.С. Пушкин)
За мной, читатель! (М.А. Булгаков)
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
А.С. Пушкин
Краткие и распространенные обращения
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной. (А.С. Пушкин)
Ребята! Не Москва ль за нами? (М.Ю.Лермонтов)
Товарищ, винтовку держи, не трусь! (А.А. Блок)
Каждый труд благослови, удача. (С.А. Есенин)
Примеры распространенных обращений
Бесценный друг, что такое сердце человеческое? (И. Гете)
Забудь, товарищ мой любезный, раздор смешной и бесполезный (А.С. Пушкин)
Как я любил, Кавказ мой величавый, твоих сынов воинственные нравы. (М.Ю. Лермонтов).
Люблю я грусть твоих просторов, мой милый край, святая Русь. (Ф. Сологуб)
Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс. (В. В. Маяковский)
А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер. (В. Лебедев-Кумач)
Несколько обращений могут идти подряд:
Поезжайте, душенька, Илья Ильич! (И.А. Гончаров).
Знаки препинания при обращениях. Как выделяется обращение
Обращение отделяется знаками препинания. Если его произносят без восклицательной интонации, то обращение выделяется запятой в начале или конце предложения или запятыми, если стоит в середине предложения.
Если обращение находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. При этом первое слово пишется с прописной буквы.
Если перед обращением стоит междометие «о», «ах», «а» и тому подобные, они не отделяются запятой от обращения.
О родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благославляя. (В.А. Жуковский)
Как хорошо ты, о море ночное! (Ф.И. Тютчев)
Не являются обращениями и не разделяются запятыми междометные выражения боже упаси, господи прости, слава тебе господи и т.п.
Если части распространенного обращения разделены другими членами предложения, то каждая часть выделяется запятыми:
Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.А. Крылов).
В официальных письмах обращения принято записывать на отдельной строке. После обращения в таком случае ставится восклицательный знак.
Уважаемый Иван Иванович! (Слово «уважаемый» входит в состав обращения и запятой не отделяется).
Личные местоимения ты и вы чаще всего в предложении являются подлежащими, а не обращениями.
Ты, царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель. (А. С. Пушкин)
Иногда, впрочем, они могут быть обращениями или входить в состав обращений.
Здравствуй, князь ты мой прекрасный! (А.С. Пушкин).
Что такое обращение в русском языке?
Всего получено оценок: 424.
Всего получено оценок: 424.
В предложениях нередко встречаются слова, которые помогают понять, кто адресат высказывания. Они называются обращением. О признаках обращения, а также о его видах говорим в этой статье.
Что такое обращение в русском языке
Обращением называется слово или слова (их может быть несколько), которые называют того, к кому обращаются с речью. Например, в предложении “Ребята, сегодня у нас в гостях писатель” обращением является слово “ребята”.
Эта тема изучается в 5 классе и обычно не вызывает особых затруднений.
Как отличить обращение
Обращение, как и подлежащее, стоит всегда в именительном падеже.
Нередко обращение путают с подлежащим, особенно в односоставных определенно-личных предложениях, в которых сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении.
Однако отличить обращение нетрудно. Надо спросить себя, сказано ли в предложении, к кому обращаются. Где это слово (или слова)? Можно ли их переставить или выкинуть без потери смысла?
Подлежащее и сказуемое всегда согласованы. Если сказуемое стоит во 2 лице ( “Оля, читай стихи”), не может при нем подлежащее быть в 3-м (Оля = она).
В литературе возможны обращения к неодушевленным предметам: “Россия, Русь! Храни себя, храни” (Н. Рубцов)
Распространенные и нераспространенные обращения
Обращения могут быть выражены как одним словом, так и несколькими.
Несколько слов получается в том случае, если
Пунктуация при обращениях
Необходимо запомнить правило постановки знаков препинания при обращениях: на письме эти слова выделяются запятыми или одной запятой, если они стоят в начале или в конце предложения.
Распространенные обращения выделяются целиком: “Девчонки и мальчишки, хотите отправиться в путешествие?”
Иногда обращения, стоящие в начале предложения, отделяются восклицательным знаком, если они произносятся с особым чувством: “Дорогой Петр Васильевич! Поздравляем Вас с юбилеем!”
Примеры
Примеры предложений с обращениями приведены в этой главе.
Что мы узнали?
Обращение в русском языке называет того, к кому обращаются с речью. Они не связаны грамматически с предложением. Обращения бывают распространенными и нераспространенными. На письме они выделяются запятыми (иногда восклицательным знаком). Личные местоимения в литературном языке не могут быть обращениями.
Предложение с обращением
Обращение — выделенная интонацией и грамматикой часть предложения в виде слова либо словосочетания, указывающая на человека или предмет, к которому она адресована. Не представляет из себя член предложения, выделяется знаками препинания.
В русском языке этот элемент употребляется в виде имени существительного в именительном падеже, и в похожем словосочетании в связке с повышенной интонацией, а часто – восклицанием.
В других языках (в древних европейских, из современных языков это украинский, чешский, из не европейских – язык народов Грузии) у него есть индивидуальный элемент придания эмоционального состояния —звательный падеж. В болгарском и македонском наречиях такая форма служит наследием древнего призыва. Сегодня в русском языке присутствует новая форма обращения, применяемая часто в беседе, за счет сокращения – пап, Паш, Саш, Тань.
В зависимости от степени установленных правил общения между собеседниками, конкретной ситуации, обращениям можно придавать различный статус:
Основной целью служит привлечение внимания, а иногда оно выражает личное отношение к собеседнику. Вот некоторые примеры обращения:
Что грустишь, родная?
Обращение — определение и формы
Обращение указывает на человека или предмет, к которому адресована речь. Оно не служит членом предложения, соответственно, при синтаксическом разборе обращение никак не подчёркивается. Встречается в распространенной форме и всегда выделяется на письме знаками препинания.
Друзья, пойдёмте к столу.
Займите свои места, уважаемые слушатели.
Родина моя, ненаглядная.
Эта часть предложения, как правило, употребляется в виде существительного в форме именительного падежа, но также может относиться к другой части речи в значении существительного. Обращение произносится с призывом, особой интонацией.
Дети! Будьте внимательны на проезжей части.
Какие планы на сегодня, братик?
Разница между обращением и подлежащим
Подлежащее – это член предложения.
Обращение – это слово, определяющее того, к кому адресована речь.
Отличие заметно, если внимательно читать предложение. В основном оно остается без внимания по причине того, что ему не придают особого значения. Это слово всегда озвучивает того, с кем ведётся или будет начата беседа.
Наташа, принеси альбом. И Наташа принесла альбом.
В первом случае присутствует обращение к Наташе с просьбой. Далее – констатируется факт. От обращения не зависят другие слова в предложении, к нему нельзя поставить вопрос. Его можно вычеркнуть без всякой потери смысла.
Пунктуация при обращении
Поскольку слово, выполняющее роль обращения, не является членом предложения, то оно выделяется знаками препинания. Если речь без восклицательной интонации, выделяется обычными запятыми.
Родной, какой сегодня день?
Спой мне, дорогая, романс.
Если это слово стоит в начале предложения и интонационно выделяется восклицанием, ставится соответствующий знак. Первое слово пишется с заглавной буквы:
Дружище! Как я рад тебя видеть.
Если перед ним есть частицы, они не отделяются знаком препинания:
О море! Как ты прекрасно
Ах красавица! Чудесно выглядишь.
Примеры предложений с обращением
Ниже мы рассмотрим разные варианты предложений и обращений в них, чтобы раскрыть тему максимально глубоко. Сочетание примеров обращений с их синтаксическим описанием позволят в лёгкой форме усвоить данный материал.
Распространенные и нераспространенные
Обращение в предложении выражается одним или несколькими словами. То есть, оно бывает нераспространённым и распространённым.
А ну ка, песню нам пропой, веселый ветер! — распространённое обращение
Товарищ, смотри веселей! — нераспространённое обращение
Если состав распространённой формы разделен членами предложения, то они выделяются запятыми.
Откуда, печальный, держишь путь, странник?
Местоимения, «вы» или «ты» могут являться членами предложения, а могут относиться к распространенному обращению.
Ты, приятель, всегда меня удивлял.
Приветствую, друг ты мой любимый!
Несколько обращений в одном предложении
В одном предложении возможно наличие нескольких обращений, адресованных одному человеку или предмету, одно будет называть, а другое – оценивать.
Никита! Скорее возвращайся, родной мой.
Иногда в поэзии встречается риторическое обращение. Оно предлагает неодушевленному предмету присоединиться к беседе.
Шуми, шуми, моя роща, волнуйся и радуй глаз, красавица!
Определение или приложение после обращения
Если после него есть определение или приложение, оно выделяется знаками препинания и характеризуется как второе обращение.
Расчленённое обращение
Часто возникают трудности с выделением знаками в письменных работах, когда обращение разделяется членами предложения. При таком составе предложения все его части обосабливаются запятыми.
Быстрее, ранний, начинайся, рассвет.
Когда, молодой, придёшь, друг?
Обращение в конце предложения
Всего вам доброго, мой уважаемый и верный товарищ!
Не нужно переживать раньше времени, любимая мама.
Кто тут похозяйничал, аа Жулька!
Будь аккуратен и непременно позвони, мой дорогой!
История обращения в русском языке
А теперь, когда мы с вами освоили базовые правила в отношении произношения и написания обращений, можно немного расслабиться и погрузиться в небольшой исторический экскурс. Поверьте, будет интересно).
Вопросы для проверки
По традиции, каждый урок, насыщенный разнообразными правилами и формулировками, мы завершаем тестами, чтобы вся информация окончательно уляглась по полочкам. Данный урок не исключение, поэтому предлагаем вам пройти финальную проверку.
Урок по теме «Обращение» (5-й класс)
Класс: 5
Оборудование: компьютер, экран
Ход урока1. Организационный момент
Учитель: Друзья мои, здравствуйте! Прошу вас присесть. Все ли готовы к работе? Всем ли удобно? Вижу по глазам, что вам отчаянно хочется приступить к занятию.
– Кто сегодня отсутствует? Жаль, его (её, их) нам так не хватает! А всем нам должно хватить на уроке хорошего настроения, знания предыдущего материала, желания открыть истину. При наличии всех этих составляющих нас всех ждет успех.
II. Повторение пройденного
(Актуализация имеющихся у детей представлений об изучаемом предмете – синтаксисе.)
– Запишем сегодняшнее число, оставим, как всегда, строчку для записи названия темы, запишем эпиграф:
– Ребята, перефразируя слова поэта, спрошу у вас: что нужно вам, лицеистам? (возможны разные варианты ответов, но среди них обязательно будут: хорошие знания, отличная успеваемость и т.п.)
– Цель нашего урока: повторить пройденный материал и изучить новую тему, а значит, понять значение научного решения вопроса для человеческой жизни. “Какого?” – спросите вы. Узнаете после того, как успешно вспомните изученный материал.
“Минутка приятных воспоминаний”
– Как называется раздел языка, который мы с вами изучаем? (Синтаксис.)
– Какие еще разделы языка вам известны?
– Что изучается в синтаксисе? (Словосочетание и предложение.)
– Какие виды словосочетаний вам известны? Приведите примеры.
– Без чего предложение не существует?
– Какой член предложения называется подлежащим?
– Какие виды предложений по цели высказывания вам известны? Приведите примеры.
– А по интонации? Подтвердите примерами.
– Как называется предложение, состоящее только из главных членов?
– А со второстепенными членами?
– Какие изученные вами конструкции могут осложнять простое предложение?
– Какие знаки препинания ставятся при однородных членах? При наличии обобщающего слова? При вводных словах и словосочетаниях?
– Итак, мы вспомнили, чем может быть осложнено простое предложение. Молодцы, вы хорошо поработали. Сегодня на уроке мы узнаем, чем еще простое предложение может быть осложнено.
III. Изучение новой темы
– Эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни. Тема урока – “Обращение”.
– Назовите цели урока.
– И, как всегда, мы оценим роль таких умений для практической жизни.
– Прослушайте предложения. Назовите слова, с помощью которых герои Пушкина обращаются к другим.
– Определите, какими чувствами окрашены обращения в данных примерах.
Выводы после наблюдений:
– Кого называют обращения? (Обращение называет того, к кому обращаются с речью.)
– Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и выражать наше отношение к собеседнику. По обращению, дорогие мои, можно понять, каков человек, обращающийся с речью, и каков тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту и, наоборот, злость, недовольство…
– Как характеризуют царицу эти разные обращения: “свет мой, зеркальце” (ласковое обращение) и “мерзкое стекло”? (царица слышит не то, что хочет услышать)
– Очень часто обращение раскрывает характер героя произведения.
– Ты, Саша (обращение к одному из учеников), смог бы полюбить такую, как царица?
– У человека тонкая и ранимая душа – подбирайте слова, когда обращаетесь к нему.
– Интонация обращений звательная. Раньше в русском языке был седьмой падеж – звательный, но язык – явление живое, изменчивое. Сейчас звательный падеж сохранился в украинском, родственном русскому, языке.
– Назовите обращение в звательном падеже из эпиграфа. Помните, в молитве – “отче (наш)”, сыновья обращаются к Тарасу Бульбе – “батько”, он к Остапу – “сынку”. Меня мама в детстве называла “доню” – я родом из Украины.
– Запишите один понравившийся отрывок с обращением.
– Прочитайте предложения про себя.
– Назовите те, в которых обращение выражено одним словом.
– Теперь прочитайте те предложения, в которых обращение выражено несколькими словами.
Выводы после наблюдений:
– Обращение, состоящее из одного слова, называется нераспространенным.
– Как мы назовем обращение, состоящее их нескольких слов? (распространенным)
– Выпишите по одному примеру с нераспространенным (одиночным) и распространенным обращением, в скобках укажите это качество обращения.
Подготовка к оформлению вывода:
– Назовите повторяющиеся слова (царица, зеркальце).
– В каком падеже употреблены эти слова?
– В каких предложениях эти слова являются подлежащим?
– В каких – выступают в качестве обращений?
– Задумаемся над вопросом: как мы будем различать эти два явления?
(Дети предлагают свои варианты, которые потом на практическом материале будут отрабатываться.)
– Выпишем 1 и 2 предложения, подчеркнем грамматическую основу.
Выводы после наблюдений:
– Обращение не является членом предложения.
– Докажем это, выполнив синтаксический разбор предложения “Бог вас, дети, наградит”, и именно сейчас мы узнаем, что наличие обращения делает предложение осложненным.
– Назовите личные местоимения в обоих предложениях.
– Какими членами предложения они являются?
– Как вы думаете, являются ли они обращением? Называют ли они того, к кому обращаются с речью?
– Назовите обращение (гости).
Выводы после наблюдений:
– Местоимения ты и вы не должны использоваться в качестве обращений. Кто их использует в речи в таком качестве, тот некультурный человек.
– Вы молодцы, мы уже подходим к завершению нашего исследования.
– Как на письме выделяются обращения, если стоят в начале или в конце предложения?
– А если находятся в середине?
– А если произносятся с особой, восклицательной интонацией?
– А теперь составим в тетради схемы постановки знаков препинания при обращении.
Психологическая разминка
– Внимательно посмотрите на схемы предложений, а теперь закройте глаза и мысленно представьте себе их.
Самостоятельная работа
IV. Закрепление
Упр. 262 (устно, по “шагам”)
Упр. 265 (Выборочный диктант. Задание: выписать на слух только обращения).
(Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. В 2 кн. Под науч.ред.акад. РАО А.А.Леонтьева. – Изд.3-е, испр. – М.: Баласс, 2008. – Кн.1, С.138-142).
V. Итоги урока
– Итак, мы выявили все основные признаки обращения. Давайте все, что мы узнали, оформим в единый ответ. Закончите предложения:
– В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. Помните об этом, обращаясь к другим.
VI. Домашнее задание
(12 слайд) С.139, 140 (правила). Задание по выбору: выпишите из сказок А.С.Пушкина предложения с обращениями или выполните упражнение 267 (комментарий учителя).
VII. Рефлексивный момент урока
– Подходит к концу наш урок. Как вы думаете, мы добились цели, которую сами себе поставили? С чем мы должны были познакомиться? Чему научиться? Составьте, хорошие мои, предложения с обращениями ко мне, выразив свое отношение к сегодняшнему уроку и свое настроение.
(На следующем уроке для тетради – шпаргалочки учащимся будет выдана памятка: см. Приложение 2).