Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть картинку Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Картинка про Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть картинку Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Картинка про Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

✿ РОДИТЕЛИ и ПЕДАГОГИ! Наши дети запись закреплена

Если вы не знаете, что такое “заклички” вы глубоко заблуждаетесь. Каждый помнит строчки из своего детства: “ Божья коровка, лети на небко…“. И наши дети, и внуки проговаривают эту закличку, каждый раз когда находят божью коровку.

Закличками называют стихотворные обращения к явлениям природы, растениям и животным. Заклички являются народным видом фольклора и переходили из поколения в поколение с древних времен. Когда-то они использовались в ритуалах, посвященных заклинанию сил природы для обеспечения урожая или удачной охоты, ими созывали весну, тепло, провожали зиму. На каждый праздник были определенные заклички.
В настоящее время заклички сохранились в качестве стихов- потешек для детей. Они помогают в стихотворной форме познакомить ребенка с явлениями природы, животными, насекомыми. Дети на лету запоминаю простые и веселые заклички.
Так как заклички передавались из поколения в поколение, некоторые заклички отличаются друг от друга. Вот, например, всеми известная закличка про божью коровку имеет множество интерпритаций:
Божья коровка,
Лети на небко,
Там твои детки
Кушают котлетки.
Всем по одной,
А тебе ни одной.
***
Божья коровка,
Ты лети на небо,
Принеси нам хлеба
Черного и белого,
Только не горелого.
***
Божья коровка,
Лети на небеса,
Принеси молока:
Дома детки сидят,
Молока они хотят!
***
Божья коровка,
Лети на небеса,
Принеси молока:
Дома детки сидят,
Молока они хотят!
***
Божья коровка,
улети на небо,
принеси нам хлеба,
сушек и плюшек,
сладеньких ватрушек.
***
Божья коровка,
Полети на небко,
Там твои дети плачут,
По лавочкам скачут.

Весна, Весна красная!
Приди, Весна, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.

Весна красна!
На чём пришла,
На чём приехала?
На сошечке, на бороночке?

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко.

Дожик, дождик, перестань,
Я уеду во Казань
Богу молиться,
Христу поклониться,
У Христа-то сирота
Открывает ворота
Ключиком-замочиком,
Беленьким платочком

Огуречек, огуречек,
Не ходи на тот конечек:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет

Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не намочи!
Зря в окошко не стучи.

Гром гремучий,
Тресни тучи,
Дай дождя
С небесной кручи.

Дождик, дождик,
Сварю тебе борщик,
Поставлю на дубочке
В зеленом горшочке.
Не шатайся, дубок,
Не пролейся, горшок!

А может у Вас есть Ваш вариант этой заклички! Пишите в комментариях!

Источник

Заклички и приговорки.

Знакомство с жанрами ЗАКЛИЧКИ и ПРИГОВОРКИ. Материал для чтения.

Просмотр содержимого документа
«Заклички и приговорки.»

Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть картинку Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Картинка про Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

это обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы.

Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть картинку Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Картинка про Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Чтобы год от года Давала нам погода: Теплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Зеленого горошка.

Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть картинку Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Картинка про Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка. Дам и хлеба каравай – Сколько хочешь поливай!

Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть картинку Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Картинка про Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Ай, радуга-дуга. Не давай дождя, Давай солнышко, Красно ведрышко — К нам в оконышко!

Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть картинку Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Картинка про Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Буря — Баба Яга, Иди с моря на луга! Там лук, чеснок, Киселя горшок, Каша масляная, Ложка крашеная. Ты поешь, посиди, А на море не ходи!

Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть картинку Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Картинка про Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

это стихотворные обращения к живым существам.

Жаворонки-жавороночки! Перепелки-перепелочки! Прилетите к нам, принесите нам весну теплую, лето плодородное Весну с дождем, лето с травами. Весну с солнышком, лето с зернышком.

Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть картинку Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Картинка про Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Божья коровка, Лети на небо, Там твои детки Кушают конфетки. Всем по одной, А тебе ни одной. Божья коровка, Ты лети на небо, Принеси нам хлеба Черного и белого, Только не горелого.

Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть картинку Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Картинка про Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Свет-светлячок, Посвети в кулачок. Посвети немножко, Дам тебе горошка, Кувшин творога И кусок пирога.

Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть картинку Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Картинка про Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Ягода клюква, Покажись крупна, Да подснежная, Да валежная. Мы тебя искали, По кочкам скакали.

Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть картинку Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Картинка про Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Улитка, улитка, Высунь рожки! Дадим лепешки, Свиные ножки, Каши горшок, Хлеба ворошок!

Источник

Презентация «Малые жанры фольклора»

Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть картинку Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Картинка про Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть картинку Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Картинка про Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Малые жанры фольклора колыбельные песни пестушки потешки прибаутки приговорки заклички скороговорки считалки загадки

Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть картинку Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Картинка про Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Малые жанры фольклора колыбельные песни пестушки потешки прибаутки приговорки заклички скороговорки загадки считалки

Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть картинку Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Картинка про Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Песни, которыми убаюкивают ребенка Колыбельные песни

Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть картинку Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Картинка про Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить)– короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают движения ребенка, действия, в которых он участвует в первые месяцы жизни Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить)– короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают движения ребенка, действия, в которых он участвует в первые месяцы жизни Пестушки

Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть картинку Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Картинка про Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка Потешки

Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть картинку Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Картинка про Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Прибаутка – смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок Прибаутки

Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть картинку Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Картинка про Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Приговорка – стихотворное обращение к живым существам Приговорки

Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть картинку Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Картинка про Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Закличка – обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы Заклички

Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть картинку Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Картинка про Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Скороговорка – фраза (чаще стихотворная), в которой специально собраны труднопроизносимые слова Скороговорки

Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть картинку Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Картинка про Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Считалка – произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников игры Считалки Белка прыгала, скакала, А на ветку не попала, А попала в царский дом, Где сидели за столом Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. А ты кто такой? Говори поскорей, Не задерживай честных И добрых людей.

Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Смотреть картинку Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Картинка про Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Фото Что такое обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Загадка – вопрос или задание, которое требует решения, разгадки книга Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. Загадки дятел Стучу – голова болит, а не стучу – голодный. барабан Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. Выход

Источник

Обращение в стихотворной речи

Обращение в стихотворной речи

Актуальность. В трудах по синтаксису русского языка вопрос об обращении в стихотворной речи вообще не ставился. Пока что нет ни одного научного труда, который бы претендовал на полное, систематическое и последовательное описание этой стилистико-грамматической категории.

Между тем, такое описание имело бы большое значение во многих отношениях:

В общеграмматическом плане оно поможет выделить отдельные типы и функции обращений и таким образом установить границы этой категории;

В историко-стилистическом плане наблюдение над различными типами обращений дают возможность:

Установить, какие типы обращений характерны для стихотворной речи в различные периоды развития языка русской художественной литературы;

Выявить индивидуальные особенности в употреблении различных типов обращений в языке того или иного поэта и решить другие задачи.

Конечно, наша робота может и не дать полных ответов на все эти вопросы, но то, что мы попытаемся ответить на них, дать свою трактовку, может послужить основой для дальнейшей разработки этой темы.

Отсюда актуальность нашей работы очевидна.

Объект изучения – изучение функционирования грамматических средств в художественной литературе.

Предмет изучения – функционирование обращений в стихотворной речи.

Охарактеризовать обращение как синтаксическую категорию.

Определить семантико-стилистические особенности обращения, предпосылки для его употребления в поэтической речи.

Выяснить функции обращения в стихотворной речи.

Методологической основой работы является положение трудов ведущих языковедов: Л. В. Щербы, В.В. Виноградова, А.Н. Гвоздева, А.И. Ефимова и др.

В работе использованы следующие методы исследования: описательный, сопоставительный, в меньшей степени сравнительно-исторический, метод наблюдения над использованием обращений в художественной литературе вообще и в стихотворной речи в частности.

Теоретическая ценность работы определяется ее актуальностью. Результаты исследования важны для решения проблемы функционирования грамматических средств в художественной литературе.

Обращение – это грамматически не зависящее от предложения слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь, и характеризующееся звательной интонацией. В роли обращения обычно употребляется одушевленное имя существительное или субстантивированное имя в форме именительного падежа. Обращение может быть одиночным и распространенным, может быть выражено сочинительным рядом. Обращение может стоять в начале в середине и в конце. Отсутствие конструктивных связей с членами предложения, интонационная обособленность и непосредственное выражение контакта с адресатом речи – все это создает исключительные условия для употребления обращения в поэтической, в частности, стихотворной речи.

Изучив поэтическое наследие А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С. Есенина, В. Маяковского и стихотворения других поэтов, мы пришли к выводу, что функции обращений в поэтической речи можно классифицировать. Мы предлагаем такую классификацию:

Остановимся кратко на употреблении обращений в различных функциях в стихотворной речи.

1. Собственно-звательная функция связана с живой разговорной, диалогической речью. Поэтому в речи обращения в собственно-звательной функции обычно употребляются там, где воспроизводится диалог, где передается речевые контакты героев: в балладах, идиллиях, песнях, поэмах. Так у поэта –бытописателя Н.А. Некрасова, обращение в звательной функции составляют 60-65 % от общего количества обращений, в то врем, как у А.С. Пушкина их только около 20 %.

2. Фиктивно-звательная функция, в противоположность собственно-звательной, целиком лежит в области лирической поэзии. Именно для лирической поэзии характерно одушевление явлений природы в целях наиболее полного и яркого выражения связи поэта сними, чтобы представить с предельной наглядностью в ряде метафорических образов душевное состояние поэта.

В поэтической речи употребление обращений в фольклорно-звательной функции воспринимается, как определенный поэтический прием, особый троп, внутреннее содержание которого – олицетворение. Наиболее ярко эта функция проявилась в фольклоре. Обращение-синекдоха к сердцу, руке и т.д. играют очень важную роль:

Обращения-метафоры к солнцу, месяцу, рекам, полям, деревьям, птицам, животным создают лирический колорит и во многих случаях организуют композицию песни (зачин-обращение, обращения-повторы, параллелизм обращений и др.). Например:

Седина-ль моя сединушка,

Ты к чему рано появилася,

Ах, ты, молодость молодецкая!

Я не чаял тебя измыкати.

Ах, измыкал я свою молодость

Не в житье-бытье богачестве –

Во проклятом одиночестве.

(Песни, собранные В. Киреевским. Новая серия. Ч. 2. С.129).

Дальнейшее развитие этой функции обращений в языке художественной литературы идет по следующим путям:

Окончательный переход звательной функции в фиктивно-звательную, в определенный литературный прием.

Закрепление этого приема за стихотворной речью.

Расширение лексического состава обращений (сейчас возможно употребление любого существительного в этой функции).

Превращение ряда обращений в поэтические формы, несущие постоянный лирический заряд.

Количественное соотношение обращений в этой функции и в других функциях может служить одним из объективных признаков индивидуального поэтического языка того или иного поэта. Так, например, у А.В. Кольцова и С. Есенина соотношение количества обращений в этой функции достигает 60-80% от общего числа обращений.

3. Условно-звательная функция, как фиктивно-звательная, характеризует, прежде всего, стихотворную речь. Условность ее проявляется в том, что такие обращения служат не для привлечения внимания собеседника, непосредственно участвующего в речи, а для того, чтобы выразить отношение автора к образам, которые он сам создал или к лирическим адресатам.

Первая разновидность обычно характеризует стихотворные, эпические или лироэпические произведения, в которых есть образы, сталкивающиеся друг с другом, так что у писателя появляется необходимость выразить свое одобрение, сочувствие или порицание и т. д. Например, у А. Твардовского в «Василие Теркине»: «Теркин, Теркин, что с тобою…» Это своеобразный способ организации лирических отступлений. Но эта разновидность мало продуктивна.

Вторая разновидность намного продуктивнее именно в лирической поэзии. Сюда относятся:

Обращение к условным поэтическим героям, наделенным поэтом собственными именами. Такие обращения превратились в поэтически канон, стали приметой своеобразного условно-сентиментального стиля. Полной мерой отдал им дань молодой А. Пушкин, особенно в лицейский период:

И колыбель твою качали…

К этой же разновидности условно-звательной функции можно отнести употребление обращений в различных посланиях – жанре очень распространенном в поэзии первой половины ХІХ в.

Промежуточное положение между случаями 1.) и 3.) занимают обращения к мифологическим и историческим героям прошлого. Такие обращением характерны для од, стихотворений «на смерть», юбилейных стихов, философской лирики. В поэзии эта функция жива и продуктивна. Например, у С. Есенина:

Блондинистый, почти белесый,

В легендах ставший, как туман,

О, Александр! Ты был повеса,

Как я сегодня хулиган.

К обращениям, употребленным в условно-звательной функции, примыкают ритуальные и культовые обращения: обращения в заклинаниях и заговорах, молитвах, плачах. В современной поэзии употребляются крайне редко и то не в своей прямой функции, а скорее как обращение группы лиц. Например, у В. Маяковского:

Если правда, что есть ты,

если звезд ковер тобою выткан,

судейскую цепь надень.

не замедлю ни на день.

хороший пример такого обращения находим у А. Пушкина в «Евгении Онегине». Здесь обращение в этой функции служат для:

1. Установления контакта с читателем – это дружеские, даже несколько иронически-фамильярные, но в то же время вполне корректные отношения:

…Где, может быть, гуляли вы

Или блистали, мой читатель … (1 гл.)

Здорова ль ваша вся родня? (5 гл.)

2. Ряд обращений в «Евгении Онегине» содержит попытку дифференцировать читателей на разных основаниях. Например:

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель …(8 гл.)

3. А в случаях, когда поэт высказывает особенно сокровенные мысли и чувства, он прибегает к таким обращениям, как «друзья» и «братья», перенося таким образом в поэзию приемы эпистолярной лирики.

Обзор различных функций обращений в стихотворной речи показал, что функциональная дифференциация обращений прямо, хотя и не всегда последовательно связана:

— с типологической дифференциацией обращений;

с вопросом общей и исторической поэтики;

с построением эпического и лирического стихотворения произведения;

с их внутренней композицией.

Потебня А. Из записок по русской грамматике. Т. І-ІІ.- Харьков, 1888.

Песни, собранные В. Киреевским. Новая серия. Ч. 2. С.129.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Максимальный балл за работу – 57.

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ (1 балл).

а) устное народное творчество;

б) сказки, придуманные народом;

в) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

К определениям малых жанров фольклора, приведённым в левой колонке, подбери соответствующие термины, указанные в правой колонке.

Определения малых жанров фольклора

Песня, которой убаюкивают ребёнка

Приговоры, первые сознательные движения ребёнка, часто – своеобразная зарядка с приговорами

Песенки и стишки, сопровождающие первые сознательные игры с пальцами. Руками, ногами ребёнка

Смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок

Обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Стихотворное обращение к живым существам

Произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников игры

Вид фольклора, представляющий собой вопрос или задание, которое требует решения, разгадки

Фраза (чаще стихотворная), в которой специально собраны труднопроизносимые слова

К определениям литературоведческих терминов, приведённым в левой колонке, подбери соответствующие понятия, указанные в правой колонке. (7 баллов)

Значение литературоведческих терминов

Слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство (скрытое сравнение)

Изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим

Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему

В художественной речи приём звуковой выразительности: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания

Повторение однородных согласных звуков, придающее тексту особую выразительность

Повторение гласных звуков

«Соедините» названия произведений и их жанр.

Ответы запиши в таблицу.

2. П.П.Бажов «Медной горы хозяйка» Поэма

3. И.А.Крылов «Волк на псарне» Сказка

4. «Повесть временных лет» Летопись

5. Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» Баллада

6. Р.Стивенсон «Вересковый мёд» Басня

7. В.А.Жуковский «Спящая красавица» Рассказ

Впишите в пословицы пропущенные слова:

Поэт, учившийся в Царскосельском лицее. (1 балл)

Как называется самый древний памятник литературы, дошедший до наших дней?

А) «Сборник временных лет»;

Б) «Повесть временных лет»;

В) «Хождение за три моря»;

Г) «Житие Александра Невского».

Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

Уж сколько раз твердили миру

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

Как называются заключительные строки басни с нравоучительным выводом?

К словам из стихотворений русских поэтов 20 века и перечисленным в левой колонке, подбери лексическое значение, приведённое в правой колонке. (14 баллов)

Слова из стихотворений

Лексическое значение слов

Светлая мечта, а также призрачное видение, сновидение.

С примесью белёсых перьев.

Вечнозелёный болотный с одурманивающим запахом кустарничек семейства вересковых.

Граница земельных участков.

Водоворот на реке, образуемый встречным течением.

Небольшой сосуд с фитилём, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой, перед божницей.

Местность, территория страны, удалённая от крупных центров.

Водяное травянистое растение, имеющее форму мельчайших зелёных пластинок и образующее сплошной слой на поверхности стоячей воды.

Дощатая или железная створка для прикрытия окна.

Очень тонкая листовая сталь

В скобках напишите названия басен И.А.Крылова, строки из которых приводятся ниже. ( Максимальный балл 7)

Всё в музыканты не годитесь. (_______________________________________)

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука. (_________________________________)

Бранит науки и ученье,

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.(__________________________________)

Так поди же, попляши! (_________________________________________________)

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (_________________________________)

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

1.По приведённым отрывкам определите произведение и автора

А) Крепко не полюбилось ему сначала его новое житьё. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчуждённый несчастьем своим от сообщества людей, он вырос, немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле…

Б) Это была высокая, стройная и ослепительно белая женщина … и шуба и шапка на ней были из снега… Она была так хороша! Более умного, прелестного лица он не мог себе и представить. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему головой.

В) Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное… Еще бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то, что скажем, Байкал, но /он/ сам нашел его и людям показал.

Максимальное количество баллов – 6

2.Соотнесите термин и его определение.

1) Описание природы в литературном произведении. а) рифма

4) Иносказательно описывает предмет, учит угадывать задуманное. г) басня

5)Небольшое художественное произведение,

изображающее отдельное событие в жизни человека. д)загадка

6)Иносказание, с помощью которого отвлеченное

понятие передается с помощью конкретного образа. е) аллегория

7)Небольшое произведение повествовательного

характера с нравоучительным содержанием. ж)рассказ

Максимальное количество баллов – 7

3.Установите соответствие между жанрами и произведениями.

Максимальное количество баллов – 4

4.Часто в стихотворениях берёза, ветер, дождь, месяц наделяют человеческими качествами. Каким термином обозначается это художественное средство?

Максимальное количество баллов – 1

6.Перед вами отрывки из нескольких литературных произведений. Что объединяет эти отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок?

Максимальное количество баллов – 1

Максимальное количество баллов – 4

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был братом:

Слуга царю, отец солдатам.

Да, жаль его; сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

1. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными ниже

1. Летопись А. «Лошадиная фамилия»

3. Баллада В. «Повесть временных лет»

4. Сказка Г. «Каша из топора»

5. Рассказ Д. «Мартышка и очки»

6. Стихотворение Е. «Белая береза»

Максимальное количество баллов-6

2. Определите писателя по биографическим фактам.

1. Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»

2. Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли

3. Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа».

Максимальное количество баллов – 3

3.Вспомните и назовите подлинное имя героев:

Дефорж; соперник купца Калашникова; два кавказских пленника; герой по прозвищу Хамелеон, горный мастер, Карлик Нос, барышня-крестьянка, Бирюк.

Максимальное количество баллов-8

4. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными ниже

1. Летопись А. «Лошадиная фамилия»

3. Баллада В. «Повесть временных лет»

4. Сказка Г. «Каша из топора»

5. Рассказ Д. «Мартышка и очки»

6. Стихотворение Е. «Белая береза»

Максимальное количество баллов-6

5. О ком из героев произведений 20 века идёт речь в приведенном ниже отрывке?

«Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости на нужды бедности»

а) об Артуре Грее (А.С.Грин «Алые паруса») ;

б) о Григории (А.И.Куприн «Чудесный доктор»);

в) о Василии Князеве (В.М.Шукшин «Чудик»)

Максимальное количество баллов-1

6. Что означают приведенные ниже выражения?

4) титаническая борьба –

5) панический страх –

Максимальное количество баллов-6

Максимальное количество баллов-3

8.По последним строкам определите стихотворение и автора.

А) кроет
крутя
завоет,
дитя.

Б) одинокий
голубом.
в стране далекой?
в стране родной?

В) одиноко
сосна.
сыпучим
она.

Максимальное количество баллов-4

9. Прочитайте русскую народную сказку. Перечислите кратко, какие особенности этой сказки говорят о том, что она является народной, фольклорной, а не литературной, авторской.

В некотором царстве, в некотором государстве было озеро. Берега у этого озера были высокие, обрывистые. Повадился ходить на берег чёрт. И ходил каждую ночь.

Как только настанет полночь, выходит из воды косматый, седой старик, сядет на берег и закричит:

Год года хуже! Год года хуже!

Надоело это мужику — он жил недалеко от берега. Припас мужик березовую дубину и стал ждать.

Вот наступила полночь, выходит из воды черт. Сел на берег, поджал ноги под себя и ну кричать:

Год года хуже! Год года хуже!

А мужик подкрался сзади да как тяпнет дубиной черта по затылку, тот только и крикнул:

Больше с той поры черт не выходил на берег.

(Из сборника В.Н. Серебренникова)

Максимальное количество баллов- 10

10. Текст одного из известных русских стихотворений был переведён компьютером последовательно на несколько языков, а затем обратно на русский. Перед вами отредактированный вариант этого «перевода». Прочитайте его, выполните задания.

Узнайте оригинал. Напишите точный текст «переведённого» стихотворения. Укажите имя автора и название стихотворения.

Сиротливое ветрило
В голубом морском дыму!
Что в дали оно забыло?
Что оставило в дому?

Грозен ветер засвиставший:
Чуть он мачту не сломал!
С парусом играет вал!
Он, удачи не искавший,
От фортуны не удрал.

Сверху солнышко сияет,
Снизу – светлая волна,
Ну а он штормо́ в желает,
Словно в шторме – тишина.

Максимальное количество баллов-10

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *