Что такое обращения и посещения в медицине
Что такое обращения и посещения в медицине
Информационное письмо Министерства здравоохранения
Республики Татарстан
от 5 апреля 2013 г. N 09-01/3880
«О порядке учета посещений и ведении
учетной документации»
— по тарифам на 1 обращение при оказании медицинской помощи по поводу заболевания;
— по тарифам на 1 посещение при оказании медицинской помощи с профилактической целью;
— по тарифам на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме.
В ТАП с указанными целями могут быть указаны посещения к врачам только одной специальности.
Исключение: В рамках одного обращения по поводу заболевания часть посещений может быть выполнена к участковому терапевту, а часть к врачу общей практики, в данном случае заполняется один ТАП, так как эти специалисты рассматриваются как одна специальность.
На каждый случай обращения по поводу заболевания заполняется один ТАП, где отражаются все посещения, выполненные в рамках данного заболевания.
В случаях, когда в рамках законченного случая лечения заболевания были разовые посещения пациента к врачам других специальностей (консультации), необходимо оформлять отдельный ТАП на каждого врача специалиста.
В количество посещений, входящих в обращение по поводу заболевания, в том числе при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи при стоматологических заболеваниях, не входят посещения в связи с оказанием неотложной помощи.
При длительном лечении (более одного месяца) в амбулаторных условиях отдельных нозологических форм в рамках острого периода (травмы, перенесенный инфаркт, инсульт, послеоперационные состояния и т.д.), а также при наблюдении за беременными возможно заполнение нескольких ТАП за весь период лечения, но не более одного ТАП за текущий месяц.
К посещениям в связи с оказанием медицинской помощи в неотложной форме относятся посещения при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, без явных признаков угрозы жизни пациента с использованием необходимых лекарственных препаратов с целью снятия неотложного состояния пациента.
Оказание неотложной медицинской помощи лицам, обратившимся с признаками неотложных состояний, может осуществляться как в амбулаторных условиях, так и на дому при вызове медицинского работника.
Учет посещений в связи с оказанием медицинской помощи в неотложной форме должен осуществляться на основе учетной формы N 025-10/уТ-13 «Талон амбулаторного пациента». При этом в целях первичного обращения должна быть указана цель: «оказание неотложной помощи» с кодом «7». На каждое посещения в связи с оказанием медицинской помощи в неотложной форме должен заполняться отдельный ТАП.
К посещениям в связи с оказанием медицинской помощи в неотложной форме при стоматологических заболеваниях относятся посещения с острой болью в рабочее время во всех медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь при стоматологических заболеваниях, в том числе работающих в ночное время, выходные и праздничные дни, а также неотложная стоматологическая помощь, оказанная в передвижных стоматологических кабинетах и на дому (в случае, если у пациента с ограниченными возможностями к передвижению, обусловленных соматическим заболеванием или инвалидностью, возникает острая боль или состояние, обусловленное стоматологическим заболеванием и требующее срочного медицинского вмешательства).
Посещения в связи с оказанием медицинской помощи в неотложной форме не могут быть включены в состав посещений случаев поликлинического обслуживания по поводу заболевания и должны быть оформлены в виде отдельного ТАП.
Например: Обращение пациента в медицинскую организацию в случае возникновения у него неотложного состояния (травма, повышение температуры, артериального давления, острой зубной боли и т.д.) можно расценивать как посещение в связи с оказанием медицинской помощи в неотложной форме. На посещение в связи с оказанием неотложной помощи должен быть заполнен ТАП с целью «7». При последующем обращении в рамках лечения данного заболевания открывается новый ТАП, но уже с лечебно-диагностической целью, в котором указываются все посещения к лечащему врачу по поводу лечения данного заболевания.
Если в ТАП с лечебно-диагностической целью указано одно посещение, то при формировании счетов-реестров это посещение будет представлено к оплате по тарифу «посещения с профилактической целью». Если в ТАП с лечебно-диагностической целью указаны два и более посещений к одному и тому же врачу, при формировании счетов-реестров этот случай лечения будет представлен к оплате по тарифу «обращения по поводу заболевания» независимо от количества посещений, указанных в данном ТАП.
К посещениям при оказании медицинской помощи с профилактической целью относятся следующие виды посещений:
а) центров здоровья;
б) в связи с диспансеризацией определенных групп населения;
в) в связи с диспансерным наблюдением (в том числе разовые посещения при диспансерном наблюдении по заболеванию);
г) в связи с профилактическими медицинскими осмотрами в соответствии с порядками, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации, патронажем;
д) к медицинским работникам, имеющим среднее медицинское образование, ведущим самостоятельный прием;
е) с иными целями (разовые посещения по поводу заболевания, связанные с диагностическим обследованием, направлением на консультацию, госпитализацию, в дневной стационар, получением справки, санаторно-курортной карты и других медицинских документов, патронаж, оформление рецепта льготным категориям граждан);
ж) в связи с оказанием паллиативной медицинской помощи.
При выполнении посещений в центры здоровья, в связи с профилактическими медицинскими осмотрами следует заполнять Талон мед. осмотра (ТМО, порядок заполнения ТМО представлен в приложении N 2), при этом в одном ТМО отражаются все врачи специалисты, проводившие медицинский осмотр, во всех других случаях (диспансерное наблюдение, разовое посещение по поводу заболевания и другие, указанные выше) заполняется ТАП с соответствующей целью обращения, согласно инструкции по заполнению ТАП.
К посещениям с профилактической целью при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи при стоматологических заболеваниях относятся посещения:
— при организации профилактических медицинских и периодических осмотров, которые организуются территориальным органом управления здравоохранения и проводятся согласно графику территориальной программы профилактики стоматологических заболеваний, а также графику индивидуальной диспансеризации населения в зависимости от степени риска, особенности и активности течения стоматологических заболеваний в конкретном административном образовании;
— в планово-профилактическом порядке в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, обследование пациентов по раннему выявлению онкологических заболеваний визуальных локализаций на стоматологическом приеме в порядке, установленном МЗ РТ.
1. Учет посещений для государственной статистики сохраняется прежним согласно приложению N 1 к приказу МЗ РФ от 13.11.2003 г. N 545:
К посещениям по поводу заболеваний следует относить:
— посещения, когда у обратившегося выявлено заболевание;
— посещения для лечения;
— посещения диспансерным контингентом в период ремиссии;
— посещения больными в связи с оформлением на ВТЭК, санаторно-курортной карты открытие и закрытие листка нетрудоспособности, получения справки о болезни ребенка, направление на аборт по медицинским показаниям, по поводу патологии беременности, после абортов по медицинским показаниям, а также по поводу консультаций у специалистов, даже если врач при этом не находит никакой патологии по своей специальности.
В ТАП в таблице «Посещения» в графе «вид посещения» проставляется код «1»(по поводу заболевания).
К профилактическим посещениям следует относить:
— посещения по поводу осмотров при поступлении на работу, учебу, в дошкольное учреждение, при направлении в учреждения отдыха; осмотров контингентов, подлежащих периодическим осмотрам; осмотров населения при проведении ежегодной диспансеризации; осмотров при решении вопроса о проведении профилактических прививок (при условии, что во время осмотра у пациента не будет выявлено заболеваний);
— посещения беременных при нормальной беременности; посещения женщин, обратившихся за направлением на медицинский аборт; по поводу медицинских абортов, проводимых в амбулаторных условиях, применения противозачаточных средств; после медицинских абортов, проведенных в стационаре и т.д.;
— патронажное посещение здоровых детей первого года жизни, работа врачей призывных комиссий, повторные обходы врачей инфекционистов во время вспышки инфекционных заболеваний.
Если врач при проведении профилактического осмотра только заподозрил заболевание, но диагноза не поставил и направил пациента к соответствующему специалисту для установки диагноза, посещение у врача, проводившего осмотр, должно быть учтено как посещение с профилактической целью. Посещение же у консультирующего специалиста в случае установления диагноза должно быть учтено как посещение по поводу заболевания. В ТАП в таблице «Посещения» в графе «вид посещения» проставляется код «2» (профилактическое)
3. Принципы оплаты посещений за оказанную медицинскую помощь на ФАП совпадают с описанными выше.
4. Новые формы первичной учетной медицинской документации вводятся с 01.04.2013 г.
Для формирования реестров счетов за период с 01.01.2013 г. по 31.03.2013 г. согласно требованиям программы государственных гарантий на 2013 год информация в АС «Поликлиника» и АС «Стационар» будет модифицирована с использованием перекодировочных таблиц.
1. Инструкция по заполнению ТАП
2. Инструкция по заполнению ТМО
3. Инструкция по заполнению формы N 037/уТ-13.
4. Инструкция по заполнению формы N 037/5уТ-13
5. Инструкция по заполнению формы N 066/уТ-13
Права пациента при обращении к врачу
Вот вы пришли в поликлинику, которая ближе и удобнее, а вам говорят, что тут не примут, идите по месту регистрации.
Вам не нравится участковый педиатр, а как его сменить — непонятно.
УЗИ должны сделать бесплатно, но намекают, что нужно заплатить.
Анестезия при операции и так положена, но хирург смотрит с прищуром и намекает на благодарность.
Врач назначил препараты, которые вам кажутся неэффективными, а чем их заменить, неизвестно.
В больнице провели обследование, а диагноз и результаты анализов не говорят.
Скорая не едет уже три часа.
Ребенку назначили неправильное лечение и стало хуже, пришлось обращаться к платным врачам — с кого требовать компенсацию?
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Ответы и решения — в статье про права пациента, о которых иногда не знают или молчат даже врачи. Сохраните наши карточки на телефон, чтобы в нужный момент уверенно назвать статью закона и добиться той медпомощи, за которую вы платите страховые взносы.
Право на выбор врача и поликлиники
Как это работает. В России территориально-участковый принцип прикрепления к поликлиникам и больницам: по умолчанию все прикреплены к медучреждениям по месту регистрации. Но можно выбрать поликлинику в другом районе — например там, где реально живете, или просто которая нравится.
Внутри поликлиник есть разделение на участки и за каждым закреплен участковый врач. Но его тоже можно сменить по заявлению раз в год. Если не нравится терапевт или педиатр, который обслуживает ваш участок, напишите заявление главврачу, чтобы выбрать другого. Но если участок перегружен, могут и отказать: у врачей есть нормативы по загрузке и количеству жителей, иначе они физически не смогут обслужить всех пациентов. Обычно все получается.
Если выбрать поликлинику не по месту жительства, вызвать врача на дом оттуда будет нельзя. Иногда родители не знают об этом и меняют педиатра на того, что закреплен за адресом бабушки или прежней пропиской. А когда у ребенка температура, выясняется, что вызвать своего врача нельзя. Приходится ждать чужого, ехать в поликлинику самим или как-то договариваться.
Право на бесплатную диспансеризацию
Как это работает. Диспансеризация — это приемы врачей, обследования и анализы за счет государства. Ее можно проходить раз в три года или чаще в определенном возрасте, даже если вообще ничего не беспокоит.
С 2019 года для диспансеризации можно взять оплачиваемый выходной или пройти ее в субботу и вечером. Обследования назначает терапевт, их перечень зависит от состояния здоровья, возраста и результатов анализов. За счет бюджета можно пройти маммографию, колоноскопию, посетить узких специалистов — и все это обычно быстрее, чем просто ходить на приемы. Деньги на диспансеризацию уже заложены в бюджете.
Право лечиться в медучреждениях, которые отвечают санитарным нормам
Что это значит. Поликлиники, больницы и диспансеры, в которых лечат россиян, должны быть чистыми, удобными и безопасными. Там не может быть грязных туалетов, вредной еды и непроверенных лекарств. Палаты должны убираться, поверхности — дезинфицироваться, воздух — кварцеваться, а врачи — мыть руки и проходить медосмотры. Пациенты не обязаны за этим следить, это задача надзорных органов.
Вы просто знайте о том, что палата с чистым постельным бельем и продезинфицированный бокс для ребенка — это ваше право по закону. И если что-то не так, требуйте и жалуйтесь.
Еще есть требования к расположению поликлиник и их количеству. Например, в населенном пункте, где живет больше 20 тысяч человек, ближайшая поликлиника должна быть максимум в часе ходьбы.
Право на бесплатные приемы врачей, анализы, обследования и наркоз
Как это работает. При наличии полиса ОМС вам положена бесплатная медицинская помощь. Вы можете вызвать скорую, прийти в поликлинику, вылечить зубы, полежать в стационаре, получить обезболивание при операции, родить ребенка и ничего за это не платить. При этом больницы и врачи все равно получат деньги — из бюджета или фонда медицинского страхования.
При этом можно отблагодарить врача по своему желанию или купить аналог лекарства, который эффективнее, чем тот, что положен по больничным стандартам. Но это по желанию, навязывать и требовать такое незаконно.
Если где-то в больнице просят денег, вы имеете право позвонить в страховую компанию, пожаловаться главврачу или в Росздравнадзор. Хорошо бы иметь какие-то подтверждения. Но обычно хватает намека на то, что вы знаете свои права. Хотя, когда речь идет о здоровье, боли и детях, о деньгах думать сложно. Но если их нет или платить не хочется — это ваше законное право.
Право на бесплатную медпомощь в любом регионе
Как это работает. Допустим, вы живете в Москве и поехали в командировку в Казань. У вас есть полис ОМС и прикрепление к московской поликлинике. Но в Казани заболел живот и поднялась температура. Можно вызвать скорую или сходить в поликлинику в том регионе, где оказались. И там обязаны принять бесплатно по полису.
Если в другой регион приехали на месяц или год, можно прикрепиться там к поликлинике. Чтобы, пока живете, можно было вызвать врача на дом.
Если врачи намекают, что вы из другого региона и вас не обязаны обслуживать бесплатно, это нарушение. Поликлиника получит деньги из вашего региона. Это налаженная и предусмотренная законом процедура.
Право на консультации у разных врачей и консилиум
Как это работает. Бывает, что врач поставил диагноз и назначил лечение, а пациент сомневается. Или препараты не имеют доказанной эффективности, но их выписывают. Или у ребенка болит живот, а ему назначают антибиотики без анализов.
В таких случаях у пациента есть право получить второе мнение — то есть проконсультироваться с другим специалистом. И даже потребовать, чтобы лечащий врач собрал консилиум. Чтобы получить консультацию, нужно обратиться к лечащему или главному врачу.
Иногда от этого зависит возможность получить нужное лекарство и даже жизнь. В судебной практике есть случаи, когда именно консилиум врачей помог семье спасти ребенка: лечащий врач выписал один препарат, а консилиум подтвердил, что нужен другой.
Вообще, с этим правом есть некоторая неопределенность: нет точной формулировки, кто такие врачи-специалисты. Вроде бы все врачи — это специалисты. Если у вас сомнения, не стесняйтесь: просите второго мнения или обратитесь в страховую компанию, которая выдала полис.
Право на обезболивание, в том числе наркотическими и психотропными препаратами
Обезболивание можно просить даже во время родов. Минздрав объяснял, что запрос матери на обезболивание — это достаточное основание. Это не значит, что обязательно сделают эпидуральную анестезию: могут просто уколоть ношпу. Но просить обезболивание можно: врач должен подобрать подходящее по состоянию лекарство.
Для пациентов с раком и тех, кого уже нельзя вылечить, нужны серьезные препараты по рецептам. Даже если человек умирает и нет никаких шансов, это не повод отказывать ему в обезболивании. Врач должен выписать рецепт, а некоторые лекарства выдают бесплатно. Если столкнулись с болью, не терпите и обратитесь к врачу за помощью. Это ваше право по закону.
Право делать прививки или отказываться от них
Как это работает. В России есть национальный календарь прививок. Это список вакцинаций с учетом возраста и периодичности. Все прививки по этому календарю бесплатные. Например, еще в роддоме новорожденному делают прививку от гепатита B и туберкулеза. В 6 месяцев — от дифтерии, коклюша и столбняка. Беременные женщины, пожилые люди, школьники, врачи, учителя и призывники могут бесплатно делать прививки от гриппа. А каждые 10 лет любой человек может бесплатно сделать прививку от столбняка.
Эти вакцины оплачивает государство — можно прийти в поликлинику, взять направление и сделать прививку. Если прививка не входит в календарь или хочется другую вакцину, тогда придется платить.
Но от прививок можно отказаться. То есть вообще их не делать. Например, прямо в роддоме мама имеет право написать отказ и до 18 лет не сделать ребенку ни одной прививки. Это не повод не принимать его в детский сад или школу. Хотя иногда из-за отказа от прививок все же могут быть проблемы, например для некоторых профессий предусмотрена обязательная вакцинация, без прививок нельзя поехать в некоторые страны, а если в школе эпидемия, ребенка отстранят от занятий.
Право знать о диагнозе и состоянии здоровья
Как это работает. Иногда врачи не сообщают пациентам результаты обследований, не объясняют анализы и даже не называют диагноз. Это мешает получить второе мнение и принять меры для эффективного лечения. Вы имеете право не только узнавать все что касается здоровья и диагнозов, но и получать выписки из карты, назначений, заключений.
Еще в поликлиниках иногда не дают пациенту карту на руки. Это нарушение. Вы имеете право открыть свою карту и почитать, что там написано. Часто всплывает много интересного: выясняется, что медсестра чуть ли не каждую неделю приходит на патронаж к ребенку, хотя родители даже не живут по этому адресу. Или что вы проходили диспансеризацию, хотя на самом деле это не так. Поликлиники так делают, чтобы осваивать бюджетные деньги. На это можно и нужно жаловаться.
Если не хотите знать диагноз, предупредите врача: без вашего согласия он не может его раскрывать. Если хотите знать, вам обязаны рассказать.
Право проверять, что написано в карточке и какие услуги оказаны за счет бюджета
Как это работает. С 2018 года на госуслугах можно узнать, какие медицинские услуги вам оказывались по документам. И сколько они стоили — не вашему кошельку, а бюджету. Проверка — бесплатно.
Если вам нужна копия амбулаторной карты, запросите ее письменно. Отказать не имеют права. Никакие приказы и запреты главврача тут не действуют. Есть только одна причина для отказа — если карты в поликлинике нет. Копию должны прошить и заверить.
Право выбирать людей, которым можно рассказывать о диагнозе
Как это работает. По умолчанию и без особого распоряжения врач может сообщать информацию законным представителям или близким родственникам, если прогноз неблагоприятный — например человек умирает или без сознания. Тогда в деликатной форме об этом расскажут кому-то из членов семьи.
Но просто так диагноз могут сообщить только тому человеку, которого пациент сам указал. Обычно перед операцией дают отдельный документ или в добровольном согласии есть строчка, чтобы указывать, с кем можно связываться и кому сообщать о состоянии здоровья.
Если хотите, чтобы диагноз сообщали только супругу, предупредите об этом врача и медперсонал. Если есть люди, которым категорически нельзя сообщать о состоянии здоровья, об этом тоже можно распорядиться отдельно. Если кто-то из родственников попал в больницу, позаботьтесь о том, чтобы вы были в списках лиц, с которыми можно обсуждать состояние здоровья. Для некоторых распоряжений или оформления документов может понадобиться нотариальная доверенность.
Право на врачебную тайну
Как это работает. Врачебная тайна — это любые сведения о здоровье, диагнозе и анализах, которые были получены в ходе обследования пациента. Что бы там ни оказалось, врач не имеет права обсуждать это с посторонними. Нельзя рассказать соседу, что вот этот пациент болен венерическим заболеванием, у усыновленного ребенка в этой семье ВИЧ, а вон у той соседки, скорее всего, рак и ей осталось жить два месяца.
Бывают исключения, когда врачебную тайну можно раскрывать. Например, чтобы рассказать родителям о здоровье ребенка, сообщить в полицию, что у человека странные травмы, похожие на криминал, в суде или при расследовании несчастных случаев. Еще можно рассказать о причине смерти супругу или близкому родственнику: это будет указано в заключении, которое они имеют право получить по закону.
Если медперсонал нарушит врачебную тайну, это повод наказать болтунов:
Право на отказ от любых медицинских манипуляций
Как это работает. В поликлинике, больнице или при вызове скорой помощи не могут сделать вообще ничего без добровольного согласия. Это согласие всегда заполняют и берут письменно: один раз или перед каждой манипуляцией. Вмешательство без согласия может быть только в редких случаях, например при угрозе жизни, психических расстройствах, общественной опасности, паллиативной помощи или для экспертизы.
Но если человек дееспособный и в сознании, он имеет право не соглашаться на вмешательство: отказаться сдавать анализы, делать операцию или проводить осмотр для себя или своего ребенка. Тогда врачи обязаны объяснить последствия отказа, но не могут делать что-то насильно.
Есть еще такое исключение: иногда родители по личным или религиозным соображениям не разрешают переливать ребенку кровь или делать операцию для спасения жизни. Тогда больница может обратиться в суд для защиты прав ребенка.
Право пригласить адвоката и священника
Как это работает. В больницу можно пригласить адвоката, если это нужно для защиты прав. Медперсонал не имеет права без повода отказать пациенту и не пустить юриста в палату. Еще адвокату можно дать доверенность, чтобы он мог получать информацию о состоянии здоровья, это может пригодиться для экспертиз и исков.
Также в больницу можно пригласить священника и провести там религиозные обряды. Но это право связано с внутренним распорядком и режимом посещений. В некоторых медучреждениях для этого есть отдельные помещения. Родители имеют право пригласить священника, чтобы окрестить ребенка в роддоме, а родственники пожилого человека — провести религиозные обряды перед смертью. Но все это стоит заранее согласовать с лечащим и главным врачом.
Право жаловаться и подавать в суд
Как это работает. Если в поликлинике или больнице нарушают ваши права, вы можете не просто возмутиться где-то в кабинете, но и подать официальную жалобу. Или пойти в суд.
Иногда это единственный способ защитить и восстановить свои права. Например, если вам положены бесплатные лекарства, а их не выписывают или не выдают. Или вы хотите сменить поликлинику, но вас не прикрепляют к новой. Или вам нужна выписка о том, как лечили ребенка, а врач не выдает. Когда в больнице требуют деньги за то, что обязаны делать бесплатно, — это тоже повод для жалобы.
Пожаловаться можно главному врачу, в страховую компанию, общественную организацию по защите прав пациентов, прокуратуру, Росздравнадзор. В крайнем случае — подать иск в суд по месту жительства.
Право на компенсацию, если причинен вред
Как это работает. Больница, поликлиника и конкретный врач отвечают перед вами за то, как обследуют, ставят диагноз и лечат. Если из-за неточного диагноза или неправильного лечения будет причинен вред, даже моральный, вы имеете право требовать за это денежную компенсацию.
Например, если ребенку прописали не те лекарства, можно вылечить его в другом учреждении, а потом потребовать от больницы оплатить все расходы. Если врач рассказал о вашем диагнозе посторонним, можно потребовать возмещения морального вреда. В судебной практике даже есть случай, когда из-за врачебной ошибки женщина не могла больше иметь детей. Сначала ей возместили моральный вред, а потом семья воспользовалась услугами суррогатной матери, потребовала миллион рублей в счет этих расходов — и получила их.
По отношению к любому медучреждению пациент — это потребитель. Его защищает тот же закон, что и покупателей в магазине. Это значит, что кроме возмещения вреда можно требовать неустойку и штраф. Если дело дойдет до суда, есть шанс получить 50% сверху.
Если вред причинили человеку, который умер, право на компенсацию есть у его родственников. Когда речь идет о вреде жизни или здоровью, срока давности по таким делам нет. Но компенсацию можно получить только за последние три года.