Что такое обратная функция спроса

Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса

Информация

Материал предоставлен для ознакомительных целей и использование материала этого учебного пособия без указания автора учебника и ссылки на этот электронный ресурс недопустимо.

Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса Содержание

5.4. Обратная функция спроса

В микроэкономическом анализе часто используется обратная функция спроса. В этом случае цена представляется как функция величины спроса: Р = g(Q). Преобразовать обычную, прямую функцию спроса в обратную очень просто. Предположим дана функция : Q = 13 – 2Р. Обратная функция спроса тогда будет: Р = 6,5 – 0,5Q. На графике обратная функция спроса выглядит точно так же как прямая функция (рис. 5-10). Обратная функция спроса показывает какой должна быть рыночная цена товара Р, для того чтобы спрос на него составил Q единиц. В то же время было бы ошибкой считать, что это функция говорит о том, что величина спроса определяет рыночную цену. Каков же тогда экономический смысл обратной функции спроса?

Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса

Мы уже доказывали, что кривая индивидуального спроса совпадает с кривой предельной ценности. Потребитель будет увеличивать потребление блага до тех пор, пока не достигнет точки в которой предельная ценность единицы блага равна его цене. Так на рис. 5-10, если рыночная цена блага Х равна 5 рублям, и предельная ценность для потребителя 1-й, 2-й и 3-й единиц блага составляют соответственно 6, 5,5 и 5 руб., то он приобретёт три единицы. Так как он будет делать это при любой заданной цене, то график того, сколько он будет покупать при любой цене – то же самое, что график предельной ценности (MV). Но предельная ценность единицы блага зависит от количества потребляемого блага. Следовательно, обратная функция спроса – это, по сути, функция предельной ценности. Она отражает то обстоятельство, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность, а следовательно и предельная ценность блага для потребителя падает. Ранее мы установили также, что высота кривой спроса в любой её точке равна предельной норме замещения. Следовательно, обратная функция спроса показывает предельную норму замещения, или предельную готовность потребителя платить за товар, или предельную ценность товара для потребителя. Всё это суть одно и то же.

Суммирование обратных функций индивидуального спроса отличается от суммирования прямых функций спроса и по смыслу и технически. Агрегированная обратная функция спроса показывает какова общая для всех потребителей (суммарная) ценность каждой единицы блага. Здесь уже складываются не количества блага, а предельные ценности. Поэтому сложение обратных функций индивидуального спроса нужно производить по вертикали, а не по горизонтали. Эта операция будет иметь экономический смысл в том случае, если благо потребляется индивидами совместно. Такие экономические блага существуют и называются общественными благами. Обратная функция спроса нам очень пригодится в теории общественных благ, которую мы рассмотрим в конце курса.

Источник

3.4 Выручка

Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса

Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса

Функции выручки могут иметь совершенно разнообразный вид:

Пример 1

Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса

Подробнее о функции выручки мы будем говорить, когда будем изучать рыночные структуры.

Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса

Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса

Так среднюю выручку можно описать функцией, вид которой будет совпадать с обратной функцией спроса:

Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса

Если мы предполагаем, что производимый нами товар является бесконечно делимым, то нам будет интересно узнать какую выручку принесет дополнительная бесконечно малая единица выпускаемого блага.

Тогда геометрический смысл в данном случае будет следующий: MR есть тангенс угла наклона касательной, проведенной к графику функции выручки в интересующей нас точке.

Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса

Проведя множество касательных к разным точкам сможем построить функцию предельной выручки:

Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спросаЧто такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса

Пример 2

Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса

Источник

Спрос. Функции спроса. Закон спроса

Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса

Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса

Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса

Раздел II. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МИКРОЭКОНОМИКИ

Данный раздел представляет собой вводную часть необходимую для изучения микроэкономики. В разделе даны общие понятия, описывающие поведение в рыночной экономике, без которых невозможно изучение продвинутого курса микроэкономики. Раздел начинается с изучения базовых понятий микроэкономики – спроса, предложения, равновесия. Далее раскрывается понятие эластичности, которое впоследствии будет использоваться не только в курсе микроэкономики, но и макроэкономики и мировой экономики. Завершается раздел изучением основ поведения субъектов современной рыночной экономики.

Глава 5. СПРОС: ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Из предыдущих глав известно, что связь между производителями и потребителями в товарном хозяйстве осуществляется опосредованно, косвенным образом – через рынок. Конкретной формой реализации товарных отношений является рыночный механизм, к основным элементам которого относятся спрос, предложение, цена.

Модель спроса и предложения, на основе которой формируются цены, уже более столетия составляет ядро экономической теории. Несмотря на то, что в условиях современных методов регулирования рыночной экономики, равновесие достигается не только вследствие взаимодействия рыночных сил, но и при активной экономической политике государства, указанная модель просто и убедительно приводит к явным и однозначным выводам, которые могут применяться для анализа различных экономических проблем. Она в простой форме описывает некоторые из действующих в хозяйстве сил и тем самым отображает важные аспекты реальной жизни.1

Спрос. Функции спроса. Закон спроса

Потребности в рыночной экономике выступают в форме спроса. Рыночный спрос является косвенным отражением потребности людей в данном товаре или услуге.

Человеческие потребности, как известно не ограниченны. Можно ли говорить о неограниченности спроса? В чём отличие этих понятий? Дело в том, что спрос – это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной деньгами, т. е. спрос – платёжеспособная потребность. Недостаточно желать приобрести товар, необходимо чтобы потребитель обладал определенной суммой денег, для реализации своего желания. Рынок не реагирует на неплатежеспособные потребности. Более точно категорию спроса можно выразить термином величина или объем спроса.

Величина (объём) спроса – это то количество товара, которое потребители желают и в состоянии приобрести по определенной цене из ряда возможных в течение некоторого периода времени.

Важно различать понятия «объём спроса» и «объём фактической покупки». Объем (величина) спроса определяется только покупателем, а объем фактической покупки и покупателем и продавцом. Например, ограничение цен государством может вызвать существенных рост величины спроса. При этом объем продаж («объём фактической покупки») скорее всего будет низким в результате незаинтересованности производителя продавать по установленным ценам.

Что же определяет величину спроса? На желания и возможности того или иного потребителя приобрести какое-то количество товара воздействуют различные факторы. К ним относятся:

· цена товара P (price)

· доход потребителя I (income)

· вкусы, мода T (tastes)

· цены на сопряженные товары: взаимозаменяемые (субституты) P S или взаимодополняющие (комплементы) P C

· число покупателей N

· ожидание будущих цен и доходов W

Итак, в самом общем виде функция спроса записывается следующим образом:

Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса

Величина спроса на товар, прежде всего, зависит от цены. Если все факторы, кроме цены, принять за неизменные для данного периода, то функция спроса от цены будет выглядеть:

Обратная зависимость цены от величины спроса называется обратной функцией спроса и имеет вид:

При прочих равных условиях снижение цены ведёт к росту количества товара, приобретаемого покупателями; увеличение цены вызывает обратную реакцию: приобретение товара сокращается. Таким образом, указанное свойство спроса отражает обратную зависимость между изменением цены и величины спроса. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса (прочие параметры неизменны) носит универсальный характер и отражает действие одного из основополагающих экономических законов – закона спроса.

Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спросаЧто такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса

Антуан Огюстен Курно (1801-1877) – создатель математической теории спроса. А. Курно был прежде всего талантливым математиком, но ему было скучно в мире чистой математики, и он пытался с ее помощью по-новому взглянуть на проблемы других наук и найти связи между ними.

В 1838 году Курно опубликовал свою самую знаменитую сегодня книгу «Исследование математических принципов теории богатства». По сути дела, это была первая сознательная и последовательная попытка применить серьезный математический аппарат для исследования экономических процессов. Из этого ростка выросло целое направление науки – математическая экономика.

Именно А.Курно впервые глубоко проанализировал связи спроса и цены при различных рыночных ситуациях. Это дало ему возможность сформулировать закон спроса и вплотную подвести экономическую науку к осознанию понятия «эластичность спроса» (А. Маршалл подхватил идеи А. Курно и довел их до логического завершения). Курно сумел математически строго доказать, что наибольшую выручку от продаж обеспечивает чаще всего далеко не самая высокая цена.

Почему спрос ведёт себя именно так? Это происходит по целому ряду причин, которые аргументируют закон спроса и учитывают следующие обстоятельства:

Здравый смысл и жизненный опыт непосредственно влияют на объём покупок в зависимости от цены. Чем ниже цена, тем покупок больше – это психологический момент.

Конечно, при низких ценах объём покупок возрастает, но рано или поздно потребитель достигает предела, когда каждая следующая единица товара будет доставлять всё меньше удовольствия, сколько бы ни снижалась цена. После определённого уровня насыщения потребности удовлетворение, получаемое от товара или услуги, начинает уменьшаться. Экономисты называют данный эффект законом убывающей предельной полезности. Убывание предельной полезности позволяет объяснить, почему низкие цены стимулируют спрос. Товары, продаваемые по высокой цене, обычно не покупаются впрок или «на авось». Но если цена низка и доступна, то, скорее всего, покупатель приобретает данный товар даже немного больше, чем ему необходимо.

Действие закона спроса может быть объяснено на основе двух взаимосвязанных эффектов – эффекта дохода и эффекта замещения.

Очевидно, что при более низкой цене покупатель может позволить себе купить больше данного товара, не отказываясь от приобретения других товаров. Он чувствует себя богаче, поскольку снижение цены увеличивает его реальную покупательную способность, или реальный доход при неизменной величине его денежного дохода. Это эффект дохода.

Эффект дохода (в результате изменения цены) – изменение величины спроса на товар, из-за того, что изменение его цены приводит к изменению реального дохода потребителя.

Степень действия эффекта дохода зависит главным образом от того, какая часть дохода тратится на покупку данного товара. Чем большая часть дохода тратится на товар, тем больше будет влиять эффект роста цены на реальный доход потребителя и тем больше сокращается потребление.

С другой стороны, потребитель склонен заменять более дорогие товары более дешёвыми аналогами, что ведёт к росту величины спроса на эти товары. Это эффект замещения.

Эффект замещения – стремление потребителей покупать товар в большем количестве, когда его относительная цена понижается (замещая этим товаром другие) и потреблять его в меньшем количестве, когда его относительная цена повышается (замещать этот товар другими). Именно этот эффект определяет отрицательный наклон кривой спроса.

Величина эффекта замещения зависит в основном от количества и доступности товаров-заменителей.

Эффект дохода в сочетании с эффектом замещения образуют общий эффект изменения цены.

Функциональную зависимость между величиной спроса и ценой можно выразить различными способами:

1. Табличным – в виде таблицы или шкалы спроса (таблица 5.1):

Соотношение цены товара Х и количества Х, на которое предъявлен спрос.

Цена товара Х PxВеличина спроса на товар Х за день Q d

Рассмотрим гипотетические данные таблицы 5.1. Обратим внимание, что речь идет о величине спроса в определенный период времени (а не в какой-то его момент). Это значит, что величина спроса определяется за день, неделю, месяц, год или в любой другой период.

Шкала спроса отражает связь между величиной спроса на товар X и ценой на него. Она показывает, какое количество товара покупатели хотели бы приобрести по каждой из множества цен. По мере снижения цены спрос на товар X растет. При возросшей цене ряд покупателей откажутся от покупки данного товара.

Графическим

Современная экономическая теория оперирует прямой функцией спроса Q d = f (P), но графическое изображение остаётся прежним (по Маршаллу).

Для раскрытия зависимости количества товара Х, на которое предъявляется спрос от цены товара Х при прочих равных условиях, построим график на основании данных таблицы 5.1.

Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса

Рис. 5.1. Кривая спроса на товар Х

Полученная кривая D (D-demand) называется кривой спроса. Каждая точка на этой кривой показывает значение величины спроса (Q d ) товара Х при различных уровнях цен (Px ) при прочих равных условиях, т.е. кривая является графическим отображением функции спроса.

Как видно из рисунка 5.1, снижение цены товара Х увеличивает количество товара Х, на которое предъявляется спрос. В связи с этим кривая спроса имеет «падающий» характер, т.е. имеет отрицательный наклон.

При анализе графика спроса возникает вопрос: может ли кривая спроса пересекаться с осями координат (вертикальной и горизонтальной) и что определяют точки этих пересечений?

Пересечение кривой спроса с вертикальной осью цен означает, что цена товара принимает такое значение, при котором величина спроса равна нулю, поскольку спрос потребителя ограничен его доходом, т.е. спрос определяется платежеспособными потребностями. Точка пересечения кривой спроса с горизонтальной осью показывает ограничение потребления товара при нулевой цене в определенном отрезке времени.

Практическое значение кривой спроса состоит в том, что она выражает цену спроса.

Цена спроса – это максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за определенное количество товара.

Цена спроса не тождественна рыночной цене (цене покупки) или цене рыночного равновесия.

Цена спроса определяется размером дохода покупателя. Она фиксирована, т.к. потребитель, ограниченный своим доходом, не может заплатить больше. Чем выше цена спроса, тем меньший объём товара будет продан.

Например, потребитель имеет намерения приобрести часы. Интересующая его модель стоит 1500 д.е. (это их рыночная цена). Однако покупатель, исходя из своего дохода и предпочтений, выделил на покупку часов лишь 1000 д.е. и за пределами этой суммы купить их не может, значит, покупка часов не состоится и потребитель не удовлетворит свою потребность.

Таким образом, кривая спроса выражает максимальную цену, которую готов уплатить конкретный потребитель (или группа) за определённое количество товара в течение определённого периода. Очевидно, что чем выше цена спроса, тем больше число покупателей, чьи доходы не позволяют им приобрести данный товар, поэтому они уйдут с рассматриваемого рынка.

3. Ещё одним способом выражения закона спроса является аналитический.

Параметр “a” определяет точку пересечения линии спроса с осью абсцисс (Х). Экономический смысл параметра “а” состоит в том, что он определяет максимальный объём, при котором цена становится равной нулю.

Параметр “b” «отвечает» за наклон кривой спроса относительно оси ординат (Y): чем он выше, тем наклон кривой спроса круче.

Если изменится параметр “а”, то происходит сдвиг кривой спроса. Если изменится параметр “b”, то изменится наклон кривой.

Пересечение горизонтальной и вертикальной осей графика кривой спроса (рисунок 5.2) отражает, с одной стороны, тот факт, что даже бесплатное потребление товара за ограниченный период времени имеет свои пределы. За точкой A – «антиблаго», потребитель готов платить, чтобы избавиться от него.

С другой стороны, далеко не все товары покупаются даже в небольших количествах. Нулевой объём спроса в точке B означает, что уровень цены настолько высокий, что потребитель откажется от покупок. Отрицательный объём (за точкой B) означает, что имеющееся благо выгоднее продать по «сверхвысокой» цене.

Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса

Рис. 5.2 Линейная функция спроса (частный случай закона спроса)

Наклон линии спроса определяется оценкой блага потребителем и его платежеспособностью. Наклон линии спроса – несовершенный показатель (в отличие от эластичности спроса, о которой пойдёт речь в следующей главе), он зависит от абсолютных изменений цены и количества продукта tgα=?P/?Q.

Уравнение нелинейной функции спроса (например, гиперболической) может быть выражено уравнением: Q d =k/p; P d ×Q=k; P d =k/Q, параметр “k” «отвечает» за крутизну кривой, чем он больше, тем кривая более пологая.

Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса

Рис. 5.3 График нелинейной функции спроса

Линия спроса (рис. 5.3) выпукла к началу координат, т.е. её наклон уменьшается по мере снижения цен и роста объёмов продаж.

Индивидуальные предпочтения потребителя и специфичность отдельных товаров дают различные формы кривых спроса. Например, прямая линия спроса (линия с постоянным наклоном) означает одинаковую оценку потребителем любой единицы товара независимо от объёма потребления (рис. 5.2). Линия спроса выпуклая от начала координат, означает увеличивающуюся для потребителя ценность каждой дополнительной единицы товара – это «эффект коллекционера» и он встречается довольно часто.

Итак, количество товара, которое покупатели хотят и могут купить при существующей цене характеризует величину спроса. Изменение величины спроса отражает реакцию покупателей на изменение цены при прочих равных условиях и предполагает движение вдоль постоянной кривой спроса (рис. 5.4).

Источник

Спрос и предложение

Сегодня практически любой развитой стране мира свойственна рыночная экономика, при которой вмешательство государства минимально или вовсе отсутствует. Цены на товары, их ассортимент, объемы производства и продажи — все это складывается стихийно в результате работы рыночных механизмов, важнейшие из которых это закон спроса и предложения. Поэтому рассмотрим хотя бы сжато основные понятия экономической теории в этой области: спрос и предложение, их эластичность, кривая спроса и кривая предложения, а также факторы их определяющие, рыночное равновесие.

Спрос: понятие, функция, график

Очень часто приходится слышать (видеть), что такие понятия как спрос и величина спроса смешивают, считая их синонимами. Это неправильно — спрос и его величина (объем) совершенно разные понятия! Рассмотрим их по отдельности.

Спрос (англ. «Demand») — платежеспособная потребность покупателей в определенном товаре при определенном уровне цен на него.

Величина спроса (объем спроса) — количество товаров, которое покупатели желают и могут приобрести по данной цене.

Итак, спрос — это потребность покупателей в некотором товаре, обеспеченная их платежеспособностью (то есть у них есть деньги, чтобы удовлетворить свою потребность). А величина спроса — конкретное количество товаров, которое покупатели хотят и могут (у них есть на это деньги) купить.

Пример: Даша хочет яблок и у нее есть деньги на их покупку — это спрос. Даша идет в магазин и покупает 3 яблока, потому что она хочет купить именно 3 яблока и у нее достаточно денег на эту покупку — это величина (объем) спроса.

Различают следующие виды спроса:

Спрос, зависимость между его величиной и ценой (а также другими факторами) можно выразить математически, в виде функции спроса и кривой спроса (графическая интерпретация).

Функция спроса — закон зависимости величины спроса от различных факторов оказывающих на него влияние.

Кривая спроса — графическое выражение зависимости величины спроса на некоторый товар от цены на него.

В простейшем случае функция спроса представляет собой зависимость его величины от одного ценового фактора:

Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса

где: QD — величина спроса на данный товар;

P — цена на данный товар.

Графическое выражение этой функции (кривая спроса) — прямая линия с отрицательным углом наклона. Описывает такую кривую спроса обычное линейное уравнение:

Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса

где: QD — величина спроса на данный товар;

P — цена на данный товар;

a — коэффициент задающий смещение начала линии по оси абсцисс (X);

b — коэффициент задающий угол наклона линии (отрицательное число).

Но, в реальности, конечно все намного сложнее и на величину спроса влияет не только цена, но и многие неценовые факторы. В этом случае функция спроса приобретает следующий вид:

Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса

где: QD — величина спроса на данный товар;

PX — цена на данный товар;

P1..Pn — цена на другие взаимосвязанные товары (заменители, дополнители);

I — доход покупателей;

E — ожидания покупателей относительно роста цен в будущем;

N — количество возможных покупателей в данном регионе;

T — вкусы и предпочтения покупателей (привычки, следование моде, традициям и пр.);

Графически такую кривую спроса можно представить в виде дуги, но это опять же упрощение — в реальности график спроса может иметь любую самую причудливую форму.

Таким образом, факторы влияющие на спрос:

Закон спроса

Для понимания рыночных механизмов очень важно знать базовые законы рынка, к числу которых относится закон спроса и предложения.

Закон спроса — при росте цены на товар, спрос на него снижается, при прочих неизменных факторах, и наоборот.

Математически закон спроса означает наличие между величиной спроса и ценой обратной зависимости.

С обывательской точки зрения закон спроса полностью логичен — чем ниже цена на товар, тем привлекательнее его покупка и тем большее количество единиц товара будет куплено.

Но, как это ни странно, бывают парадоксальные ситуации, при которых закон спроса дает сбой и действует в обратную сторону. Это проявляется в том, что величина спроса растет по мере роста цены! Примерами могут служить эффект Веблена или товары Гиффена.

Закон спроса имеет теоретическое обоснование. В его основе лежат следующие механизмы:

1. Эффект дохода — стремление покупателя приобрести большее количество данного товара при снижении цены на него, при этом не уменьшая объема потребления других товаров.

2. Эффект замещения — готовность покупателя при снижении цены на данный товар отдать предпочтение именно ему, отказавшись от других более дорогостоящих товаров.

3. Закон убывающей предельной полезности — по мере потребления данного товара каждая его дополнительная единица будет приносить все меньшее удовлетворение (продукт «приедается»). Поэтому потребитель будет готов продолжать покупать данный товар только при снижении его цены.

Таким образом, изменение цены (ценового фактора) приводит к изменению величины спроса. Графически это выражается в перемещении по кривой спроса.

Воздействие иных (неценовых) факторов приводит к сдвигу кривой спроса — изменению спроса. При росте спроса график смещается вправо и вверх, при снижении спроса — влево и вниз. Рост называется — расширение спроса, снижение — сужение спроса.

Эластичность спроса

При росте цены на товар, величина спроса на него уменьшается. При снижении цены — увеличивается. Но это происходит по-разному: в одних случаях незначительное колебание уровня цен может вызвать резкий рост (падение) спроса, в других изменение цены в очень широких пределах практически никак не повлияет на спрос. Степень такой зависимости, чувствительности величины спроса к изменению цены или других факторов называется эластичностью спроса.

Эластичность спроса — степень изменения величины спроса при изменении цены (или другого фактора) в ответ на изменение цены или другого фактора.

Числовой показатель, отражающий степень подобного изменения — коэффициент эластичности спроса.

Соответственно, эластичность спроса по цене показывает насколько изменится объем спроса при изменении цены на 1%.

Дуговая эластичность спроса по цене — применяется, когда нужно вычислить примерную эластичность спроса между двумя точками на дуговой кривой спроса. Чем более выпуклой будет дуга спроса, тем выше будет погрешность определения эластичности.

Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса

где: EP D — эластичность спроса по цене;

P1 — первоначальная цена на товар;

Q1 — первоначальная величина спроса на товар;

P2 — новая цена;

Q2 — новая величина спроса;

ΔP — приращение цены;

ΔQ — приращение величины спроса;

Pср. — средняя цены;

Qср. — средняя величина спроса.

Точечная эластичность спроса по цене — применяется тогда, когда задана функция спроса и есть значения исходной величины спроса и уровня цены. Характеризует относительное изменение величины спроса при бесконечно малом изменении цены.

Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса

где: dQ — дифференциал величины спроса;

dP — дифференциал цены;

P1, Q1 — значение цены и величины спроса в анализируемой точке.

Эластичность спроса можно рассчитать не только по цене, но например, по доходу покупателей, а также по другим факторам. Существует и перекрестная эластичность спроса. Но мы не будем здесь настолько глубоко рассматривать эту тему, ей будет посвящена отдельная статья.

В зависимости от абсолютного значения коэффициента эластичности различают следующие виды спроса (виды эластичности спроса):

Предложение: понятие, функция, график

Теперь поговорим о другом рыночном явлении, без которого невозможен спрос, его неразлучном спутнике и противоборствующей силе — предложении. Здесь также следует различать само предложение и его величину (объем).

Предложение (англ. «Supply») — способность и готовность продавцов продать товар по данной цене.

Величина предложения (объем предложения) — количество товаров, которое продавцы желают и могут продать по данной цене.

Различают следующие виды предложения:

Функция предложения — закон зависимости величины предложения от различных факторов оказывающих на него влияние.

Кривая предложения — графическое выражение зависимости величины предложения на некоторый товар от цены на него.

Упрощенно функция предложения представляет собой зависимость его величины от цены (ценового фактора):

Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса

где: QS — величина предложения на данный товар;

P — цена на данный товар.

Кривая предложения в этом случае — прямая линия с положительным углом наклона. Описывает эту кривую предложения следующее линейное уравнение:

Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса

где: QS — величина предложения на данный товар;

P — цена на данный товар;

c — коэффициент задающий смещение начала линии по оси абсцисс (X);

d — коэффициент задающий угол наклона линии.

Функция предложения, в ее более сложной форме учитывающей влияние и неценовых факторов, представлена ниже:

Что такое обратная функция спроса. Смотреть фото Что такое обратная функция спроса. Смотреть картинку Что такое обратная функция спроса. Картинка про Что такое обратная функция спроса. Фото Что такое обратная функция спроса

где: QS — величина предложения;

PX — цена данного товара;

P1..Pn — цены других взаимосвязанных товаров (заменителей, дополнителей);

R — наличие и характер производственных ресурсов;

K — применяемые технологии;

C — налоги и дотации;

X — природно-климатические условия;

В этом случае кривая предложения будет иметь форму дуги (хотя это опять же упрощение).

Таким образом, факторы влияющие на предложение:

Закон предложения

Закон предложения — при росте цены на товар, предложение на него увеличивается, при прочих неизменных факторах, и наоборот.

Математически закон предложения означает, что между величиной предложения и ценой существует прямая зависимость.

Закон предложения, также как и закон спроса, очень логичен. Естественно, что любой продавец (производитель) стремится подать свой товар по более высокой цене. Если уровень цен на рынке повышается — продавцам выгодно продавать больше, если снижается — нет.

Изменение цены на товар приводит к изменению величины предложения. На графике это проявляется движением по кривой предложения.

Изменение неценовых факторов приводит к сдвигу кривой предложения (изменению самого предложения). Расширение предложения — сдвиг кривой предложения вправо и вниз. Сужение предложения — сдвиг влево и вверх.

Эластичность предложения

Предложении, как и спрос, может находиться в различной степени зависимости от изменения цены и других факторов. В этом случае говорят об эластичности предложения.

Эластичность предложения — степень изменения величины предложения (количества предлагаемых товаров) в ответ на изменение цены или другого фактора.

Числовой показатель, отражающий степень такого изменения — коэффициент эластичности предложения.

Соответственно, эластичность предложения по цене показывает насколько изменится величина предложения при изменении цены на 1%.

Формулы для расчета дуговой и точечной эластичности предложения по цене (Eps) полностью аналогичны формулам для спроса.

Виды эластичности предложения по цене:

Есть разные теории и подходы объясняющие как именно устанавливается рыночное равновесие. Самые известные — подход Л. Вальраса и А. Маршалла. Но это, также как паутинообразная модель равновесия рынка продавца и рынка покупателя — тема для отдельной статьи.

Если очень кратко и упрощенно, то механизм рыночного равновесия можно объяснить следующим образом. В точке равновесия все (и покупатели, и продавцы) довольны. Если одна из сторон получает преимущество (отклонение рынка от точки равновесия в ту или другую сторону), другая сторона будет недовольна и первой из сторон придется пойти на уступки.

Например: цена выше равновесной. Продавцам выгодно продавать товар по более высокой цене и предложение повышается, возникает избыток товаров. А покупатели будут недовольны ростом цены на товар. Вдобавок конкуренция высокая, предложение избыточно и продавцам, чтобы реализовать товар придется снизить цену, пока она не придет к равновесному значению. При этом снизится и объем предложения до равновесного объема.

Или другой пример: объем предлагаемых на рынке товаров меньше равновесного объема. То есть на рынке дефицит товаров. В таких условиях покупатели готовы заплатить большую цену за товар, чем та по которой он продается в данный момент. Это побудит продавцов увеличивать объемы предложения с одновременным повышением цены. В итоге цена и объем спроса/предложения придут к равновесному значению.

По сути это была иллюстрация к теориям рыночного равновесия Вальраса и Маршалла, но как уже говорилось, более подробно рассмотрим их в другой статье.

© Копирование любых материалов статьи допустимо только при указании прямой индексируемой ссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *