Что такое обратная революция
Контрреволюция
Полезное
Смотреть что такое «Контрреволюция» в других словарях:
контрреволюция — контрреволюция … Орфографический словарь-справочник
Контрреволюция — (фр. contre revolution) политический процесс, обратный революции. Контрреволюция может быть нисходящей и восходящей. Нисходящая контрреволюция представляет собой попытку политиков, отстраненных от власти, вернуть ее. Восходящая контрреволюция … Политология. Словарь.
контрреволюция — и, ж. contre révolution f. 1. Государственный переворот, восстанавливающий дореволюционный порядок. Сл. 18. Революционное движение, насильственно изменяющее порядок вещей в государстве, произведенный революцией. Павленков 1911. Борьба реакционных … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ — франц. Переворот, противодействующий революции. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. контрреволюция (фр. contre revolution) активное противодействие революции,… … Словарь иностранных слов русского языка
КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ — борьба свергнутой или свергаемой революцией социальной группы, направленная на реставрацию или сохранение отжившего общественного и государственного строя … Большой Энциклопедический словарь
КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ — КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ, контрреволюции, жен. (франц. contre révolution) (полит.). Общественно политическое движение, ставящее себе целью уничтожение результатов революции и восстановление старого, дореволюционного порядка, строя. Подавить контрреволюцию … Толковый словарь Ушакова
КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ — КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ, и, жен. Борьба противников революции против деятельности революционных властей. | прил. контрреволюционный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ — регрессивный обществ. процесс, выступающий как прямая противоположность революции; представляет собой реакцию свергнутого (свергаемого) класса на социальную революцию и направлена на реставрацию или сохранение отжившего обществ. и гос.… … Философская энциклопедия
КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ — (от лат. contra против и revolutio поворот, переворот) англ. counter revolution; нем. Konterrevolution. 1. Классы и соц. группы, противодействующие революции и ее режиму. 2. Борьба классов и соц. групп против революции за реставрацию свергнутого… … Энциклопедия социологии
Контрреволюция — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Контрреволюция (в ряде законодательных актов … Википедия
Контрреволюция — регрессивный общественный процесс, представляющий собой реакцию на социальную революцию. По своему объективному содержанию контрреволюция направлена на сохранение или реставрацию отжившего общественного строя. В той или иной форме контрреволюция… … Научный коммунизм: Словарь
Новое в блогах
Обратная революция?
В ночь со вторника на среду будет предпринята попытка зачистить Майдан и арестовать ряд руководителей «Правого сектора».
КИЕВ, 25 мар — РИА Новости. И.о. министра внутренних дел Украины Арсен Аваков распорядился провести допросы руководителей «Правого сектора», прежде всего тех, кто находится на Майдане, сообщил РИА Новости источник в силовом ведомстве.
«Уже известно, что руководство «Правого сектора», причем речь идет не о 3-4 людях, а о сотнях людей в организации, включая руководителей среднего и низшего звена, не намерены мириться с оказываемым на организацию давлением. Аваков и Парубий (секретарь СНБО Украины Андрей Парубий — ред.) были объявлены ими предателями и изменниками», — сказал источник.
Он отметил, что «Правый сектор», а также формирования национальной гвардии, состоящей из сторонников и приверженцев «Правого сектора», консолидируются и намерены «показать зубы».
По словам собеседника, Аваков отдал распоряжение силовым ведомствам Украины начать проведение допросов руководителей «Правого сектора», прежде всего тех, кто находится на Майдане.
«Следователи МВД уже сейчас работают в палатках на Майдане», — добавил он. По словам собеседника агентства, он располагает информацией, что сегодня ночью будет предпринята попытка зачистить Майдан, арестовать ряд руководителей «Правого сектора». Для достижения этих целей будут использованы старые милицейские кадры, «испытывающие понятную ненависть к Майдану», а также обученные и вооруженные отряды «Батькивщины», сообщил источник в МВД Украины.
«Судя по имеющейся информации, ребята окончательно перессорились, и обратного хода уже не будет», — сказал источник. Он не исключил, что «зачистки» правого сектора пройдут по всей стране, включая западные области Украины.
Революция
Революция — коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.
Революция (от позднелат. revolutio — поворот, переворот, превращение, обращение) — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии, как более быстрые и существенные изменения, отличают и от эволюции (где развитие происходит более медленно) и от реформы (в ходе которой производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ).
Различают революции в природе (геологическая), в развитии общества (в том числе экономическом — неолитическая революция, промышленная революция, культурная революция, «зелёная революция», демографическая революция, «революция растущих потребностей» и политическом — социальная революция, политическая революция), в науке («научная революция» (термин введён в обращение Томасом С. Куном [1] ) — физике, биологии, медицине, философии, космологии и технике. Также используется термин «научно-техническая революция». В принципе, революция (как и эволюция) может произойти в любой сфере.
Содержание
История термина
Первоначально термин revolution употреблялся в астрологии и алхимии. В научный язык термин вошёл из названия книги Николая Коперника «De revolutionibus orbium coelestium» («О вращениях небесных сфер», 1543).
В своём метафорическом применении к земным делам человека этот термин означал, что несколько известных форм правления вечно возвращаются и переходят одна в другую с той же неодолимой силой, с какой звёзды следуют своими предписанными путями в небесах. Впервые в политическом значении это слово было употреблено в 1660-м году в отношении восстановления монархии в Англии после антимонархической революции. Таким образом, слово «революция» первоначально означало реставрацию прежней власти. Но уже во время Великой французской революции при употреблении слова «революция» акцент был сделан не на подчинении вращательного, циклического движения закону, а на его неодолимости. Революция воспринималась как стихийная сила, которой невозможно сопротивляться. [2]
Иногда «революциями» традиционно называют те или иные социально-политические явления, которые, строго говоря, не носят революционного характера — государственный переворот (например, приведшая к замене на английском престоле династии Стюартов династией Оранских-Нассау («Славная революция» 1688—1689 годов); политику модернизации Ирана при шахе Мохаммеде Реза Пехлеви («белая революция») или кампанию Мао Цзэдуна по ликвидации своих конкурентов в структурах КПК сверху донизу в 1966—1976 годах («Великая пролетарская культурная революция»).
И наоборот — иногда этот термин и не применяют к событиям, растянутым во времени, но в итоге приведшим к революционным изменениям в обществе (напр., реформы, проводившиеся в СССР в 1987–1991 гг., т. н. «Перестройка» [3] ).
Историко-политологическое понимание
В политической науке [4] [5] революции делятся на социальные и политические:
Наибольшее внимание этим вопросам традиционно уделял и уделяет марксизм. В марксистской традиции введено разделение на буржуазные революции и социалистические. Примером буржуазных революций является Нидерландская революция XVI века, Английская революция XVII века, Первая американская революция (она же — Война за независимость американских колоний), Великая французская революция, революции 1848—1849 годов в Европе (революции в Германии, Австрии, Италии, Венгрии и т. д.).
Если буржуазная революция приводит к замене феодализма капитализмом в экономике не до конца или не ликвидирует при этом феодальный политический режим, это обычно влечет за собой возникновение буржуазно-демократических революций, смыслом которых является приведение политической надстройки в соответствие с экономическим базисом. Примерами таких революций являются революции 1848 и 1871 годов во Франции, Вторая американская революция (Война Севера с Югом), Революция 1905 года и Февральская революция 1917 года в России, Синьхайская революция 1911 года и Революция 1924—1927 годов в Китае, революции 1918 года в Германии и в Австро-Венгрии, Кемалистская революция 1918—1922 годов в Турции, Революция 1931—1939 годов в Испании, Исламская революция 1979 года в Иране и т. п.
Социалистическая революция приводит к переходу от капитализма к социализму. Сталинистская традиция такой революцией считает Октябрьскую революцию 1917 года в России, „народно-демократические революции“ 1940-х годов в Восточной Европе, Китайскую революцию 1949 года, Кубинскую революцию 1959 года и т. д. [6] [7] Однако целый ряд направлений в марксизме (каутскианство, неомарксизм, постмарксизм, коммунизм рабочих советов, Франкфуртская школа, фрейдо-марксизм, марксистский экзистенциализм, школа «Праксиса», меньшинство в троцкизме (сторонники Тони Клиффа) и др., а в Восточной Европе — отдельные теоретики, например, Рудольф Баро, Иштван Месарош, Юрий Семёнов, Александр Тарасов, Борис Кагарлицкий) отрицает социалистический характер этих революций.
В истории возможна ситуация, когда революция терпит поражение (крестьянские войны в Англии, Франции, Германии, России и других странах; Революция 1905 года в России; Революция 1808—1814, Революция 1820—1823, Революция 1834—1843, Революция 1868—1874 годов в Испании; Революция 1848 года и Парижская коммуна во Франции; Сентябрьская революция 1836 года в Португалии; революции 1848—1849 годов в Германии, Австрии, Венгрии и Италии; Революция 1905—1911 годов в Иране; пролетарские революции в Баварии, Венгрии и Словакии 1919 года и т. д.).
Известны также национально-освободительные революции, в ходе которых те или иные страны освобождаются от колониальной, полуколониальной или иной иностранной (национальной) зависимости. Примерами таких революций являются Нидерландская революция XVI века, Первая американская революция, войны за независимость в Латинской Америке в XIX веке, Филиппинская революция 1896—1898 годов, Августовская революция 1945 года во Вьетнаме, Июльская революция 1952 года в Египте, Иракская революция 1958 года, Алжирская революция и т. д. Однако в этих революциях национально-освободительный характер является внешним выражением классового характера революций — буржуазных, буржуазно-демократических или социалистических.
«Революции сверху»
К.Маркс и Ф.Энгельс, изучая процессы буржуазно-демократического преобразования в странах Центральной и Восточной Европы после поражения буржуазных революций 1848— 1849 гг., подметили, что объективные задачи этих революций, не решенные ввиду слабости революционных классов, были в последующие два-три десятилетия решены теми правителями, которые подавили революции. Они назвали такой социально-политический феномен «революцией сверху». К ним также относится «Революция Мэйдзи» в Японии в 1867–1868 годах, «эпоха реформ» 1860-х годов при Александре II в России. «Революции сверху», однако, имеют, как правило, незавершённый характер [8] [9] и представляют собой скорее хоть и глубокие, но реформы.
«Бархатные революции»
«Бархатные революции» в странах Восточной Европы и Монголии, в ходе которых в 1989—1991 годах были ликвидированы политические режимы советского типа, представляют собой определенную методологическую проблему. С одной стороны, поскольку в результате этих «бархатных революций» произошла смена общественно-политического строя, они полностью удовлетворяют определению революции. С другой стороны, они часто осуществлялись с участием правящих элит этих стран (номенклатурой), которые в результате усилили свои позиции (присоединив к власти также и собственность), а революции не осуществляются правящими классами и слоями, наоборот, они приводят к тому, что дореволюционные правящие классы и слои утрачивают власть и собственность. Кроме того, революции не приводят к воссозданию положения, существовавшего до предыдущей революции (в случае «бархатных революций» — восстановлению капитализма). Обычно такие изменения именуются не «революцией», а «реакцией» или «реставрацией» (поэтому, скажем, неудивительно, что в левых кругах (за исключением части анархистов и социал-демократов) «бархатные революции» рассматриваются как контрреволюции).
«Цветные революции»
«Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали – что сделанная революция совсем не похожа на ту, которую они хотели сделать. Это то, что Гегель называл иронией истории, той иронией, которой избежали немногие исторические деятели».
Что такое революция?
Многие не знают, что такое революция, дадим определение революции, а также рассмотрим основные теории этого социального явления.
Революция как социальный феномен
Когда речь идет о революции, большинство людей придает ей политический смысл. Хотя в широком смысле, революция – это любые радикальные изменения в какой бы то ни было сфере. Например, революция труда, образования или производства. С латинского языка, слово «революция» переводится как «переворот» или «превращение».
Революция – это всегда радикальные, глубокие и резкие изменения в развитии человека, природы или мира в целом. С революцией связывают скачок в развитии. Именно по этому, данный термин противопоставляют эволюции, которая как раз описывает плавные, поступательные изменения. Также, революцию отличают и от реформ.
Революционные изменения могут быть в таких сферах:
Изначально, данный термин использовался в таких областях знания, как химия и астрология. В научный оборот термин «революция» бел введен Николаем Коперником.
Каковы причины революции?
Если говорить о революции, как о социально-политическом перевороте, то можно выделить такие причины ее возникновения:
Классификация революций
Революции можно классифицировать по-разному. Мы же приведем наиболее простую и логичную классификацию. В политологии и социологии, революции делят на политические и социальные.
Главным признаком любой революции считается полная замена старого режима на новый.
Значительный вклад в развитие теории революции внес Карл Маркс. Он разделял революции на буржуазные и социалистические. Каждая революция, по мнению Маркса, приводит к смене формации. Например, после буржуазного переворота, феодализм сменяется на капитализм. А социалистический переворот приводит к замене капитализма на социализм. Каждому из этих формаций соответствует отдельная форма ведения хозяйской деятельности, форма экономических и рыночных отношений.
Отдельно нужно выделить такой вид восстания, как национально-освободительный. Целью национально-освободительной революции является освобождение от ассимиляции со стороны доминирующей нации. Такие восстания присущи колониальным и завоеванным странам.
Стоит отметить, что история знает множество примеров, когда революции не увенчались успехом. Повстанцы не всегда имеют возможность донести до правящей верхушки свою точку зрения. Из-за этого их часто арестовывают и даже убивают.
Ученые разных гуманитарных наук по-разному оценивали такой социальный феномен, как революции. Рассмотрим наиболее интересные теории о революциях.
Теория Питирима Сорокина
Питирим Сорокин – это выдающийся русский социолог, знакомый с революциями не понаслышке. Дело в том, что во время Октябрьской революции 1917 года, он бежал в Америку. Сорокин очень негативно относится к любым революционным восстаниям, считая их морально бедными. Он говорил о том, что победа в революции достигается слишком высокой ценой, ценой многочисленных человеческих жертв. Возникает вполне логичный вопрос: а стоят ли полученные изменения людских жизней? Для Сорокина ответ очевиден – однозначно нет.
По его мнению, для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию, нужно искать компромисс. Со стороны правительства, этим компромиссом являются реформы. Если в государстве есть недовольные и несогласные, проще пойти им на встречу и выполнить ряд их пожеланий. Это будет гуманно и справедливо. Тем более, после грамотно внедренных и реализованных на практике реформ, количество недовольных граждан снизится. Это приведет к угасанию революционных настроений в массах.
Теория Карла Маркса
Маркс и Энгельс разработали свою теорию (которую впоследствии назвали «марксистской»), раньше, чем Сорокин. Марксистская теория революции является полностью противоположной предыдущей теории.
По мнению марксистов, необходимость революционного переворота просто огромная! Восстание необходимо людям для того, чтобы сменить буржуазную капиталистическую формацию на пролетарскую социалистическую. Эта смена формации должна положительно повлиять как на развитие экономики страны, так и на массовое сознание.
Маркс считал, что формация социализма должна смениться формацией коммунизма. Коммунистическое общество он считал наивысшим социальным благом. Поэтому для того, чтобы построить общество всеобщего равенства и справедливости, необходим революционный переворот.
Психологическая теория революции
Представители данной теории – Джеймс Дэвис и Тэд Гурр. По их мнению, любой бунт можно объяснить наличием в психике человека сознательных и бессознательных механизмов. Человек не хочет быть бедным, но, в то же время, он стремится к тому, чтобы не быть в социальной изоляции. Иными словами, он хочет, чтобы не он один оставался бедным. Это толкает его примкнуть к массе таких же недовольных, как и он сам.
Таким образом, нежелание нищеты объясняется сознательными компонентами психики человека, а желание быть частью революционной толпы – бессознательными. В результате мы получаем революции, бунты и восстания.
«Революция» и другие слова-ловушки
Словарь был длинный. С годами многое забылось. А недавно подумалось: как хорошо, если бы кто-то из читателей сайта составил словарь современных слов-ловушек, изобилующих в наши дни. Я лично готова внести свой вклад, рассказав историю слова «революция», и вот почему. В одном из моих рассказов, опубликованных на сайте «Православие.Ру», было написано: «Ведь если слово “эволюция” в переводе на русский означает “развитие”, то “революция”, наоборот, – движение назад». А на днях мне позвонила преподавательница с многолетним педагогическим стажем и, искренне желая помочь, указала на ошибку:
– Читайте словари! – призывала она. – А во всех словарях революция – это качественный скачок и то обновление жизни, когда отсталую формацию сменяет более прогрессивный общественный строй.
Вот и я призываю: читайте словари, но не только советские или близкие им по духу. Есть еще и словарь языка Шекспира. Есть, наконец, та мистика слов, что помогает понять, почему «оранжевые» и прочие «цветные» революции завершились не обещанным улучшением жизни, но совсем наоборот – и почти как в той сцене у Шекспира, где Гамлет, рассматривая череп Йорика, говорит о сути революции. Обо всем этом можно узнать из статьи, заимствованной из научно-исторического блога «Averrones». К сожалению, при всей своей научной добросовестности блог малоизвестен, но он посвящен всем тем, кто переживает из-за духовного кораблекрушения нашей культуры и надеется на ее возрождение.
Переворот смысла: значение слова «революция»
Источник: Averrones
«Да здравствует революция!» – таким было восклицание английских роялистов, которые долго ждали и наконец дождались падения Кромвеля и воцарения Карла II. Нет, никакого сарказма, всё совершенно серьезно. Просто с течением времени немало слов поменяло смысл на противоположный. Рука об руку с искажением изначального смысла слова «абсолютизм» идет и искажение значения «революции».
Слово «революция» впервые появилось в латинском языке IV–V веков, образовавшись из глагола «revolvere», означавшего «превращаться», «возвращаться», «откатываться», «отходить назад». В Средние века термин «revolutio» стал использоваться европейскими астрономами для обозначения циклического вращения планет и звезд. Именно в таком смысле употреблялся данный термин в знаменитой работе Николая Коперника «De revolutionibus orbium coelestium (О вращениях небесных сфер)», изданной в Нюрнберге в 1543 году. С XV века его начали применять для обозначения круговорота и политических форм. Так, во Флоренции термином «rivoluzioni» назвали мятежи 1494, 1512 и 1527 года, потому что они, сокрушив существовавшие политические порядки, восстановили те, которые были до них. Во Франции словом «révolution» было названо возвращение короля Генриха IV в католичество 25 июля 1593 года.
В «Словаре французского и английского языка», составленном Рандлом Котгрэйвом и изданном в Лондоне в 1611 году, слово «revolution» толковалось как «a full compassing, rounding, turning backe to it first place, or point; the accomplishment of a circular course (полный кругооборот, движение по кругу, поворот назад к его первому месту или точке; выполнение кругового движения)». В «Толкователе трудных английских слов», вышедшем восьмым изданием в Лондоне в 1647 году, термин «revolution» трактовался как «a winding, or turning about, especially in the course of time (поворот или вращение по кругу, особенно в течение времени)». В пьесе У. Шекспира «Гамлет» слово «revolution» было использовано в значении «превращения»: в первой сцене пятого акта принц Гамлет говорит, рассматривая череп: «Here’s fine revolution, an we had the trick to see’t (Вот замечательное превращение, если бы только мы обладали способностью видеть его)».
С позиции такого понимания термина «революция» настоящим революционным действием представлялась не ликвидация королевской власти в Англии в начале 1649 года, а ее восстановление в 1660 году. Томас Гоббс в произведении «Чудище», посвященном Долгому парламенту, называл революцией «круговое движение суверенной власти через двух узурпаторов, отца и сына, от последнего короля к его сыну». При этом философ пояснял, что данная власть «переходила от короля Карла I к Долгому парламенту; от него к Охвостью (Rump); от Охвостья к Оливеру Кромвелю; и потом в обратном направлении – от Ричарда Кромвеля к Охвостью; от него к Долгому парламенту; и оттуда к королю Карлу II, где она может оставаться долго».
Эдвард Гайд, граф Кларендон, представлял в своих мемуарах происходившие в Англии с 1640 до 1660 года катастрофические события как «мятеж и гражданские войны», а словом «revolution» обозначал реставрацию монархии Стюартов. При описании триумфального возвращения Карла II из Парижа через Гаагу в Лондон он отмечал, что, глядя на то, как принимали его величество, можно было подумать, будто «революция эта была вызвана объединением и активностью всего христианского мира».
«Революцией» именовал восстановление в Англии в 1660 году королевской власти и Джон Прайс. Брошюра с его воспоминаниями об этом событии была издана в Лондоне в 1680 году. «Секрет и способ счастливой реставрации его величества, открытые общественному взгляду» – таким было ее название, после которого указывалось имя автора – Джона Прайса и сообщалось, что он является «одним из последних капелланов герцога Альбемарльского, посвященным во все секретные страницы и детали этой славной революции».