Что такое образная речь

Образная речь

Смотреть что такое «Образная речь» в других словарях:

речь — и; мн. речи, ей; ж. 1. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью. Затруднённая речь. Дар речи (умение красиво говорить). Лишиться дара речи (стать немым или утратить… … Энциклопедический словарь

речь — и; мн. ре/чи, е/й; ж. см. тж. речевой, речуга 1) Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью … Словарь многих выражений

Речь ораторская — разновидность публичной речи, противополагаемой функционально и структурно речи разговорной, частному, «бытовому» общению. В противоположность разговорной речи обмену более или менее несложными и короткими репликами (отдельными фрагментарными… … Литературная энциклопедия

речь — безглагольная (Сологуб); благоуханная (Пушкин); бойкая (Горький, Тургенев); буйная (Сологуб); вдохновенная (Надсон); властная (Елпатьевский); восторженно пылкая (Чюмина); выспренняя (Блок); ветряная (Пушкин); гордая (П.Я.); горячая… … Словарь эпитетов

Художественно-образная речевая конкретизация — – это специфическое свойство именно худож. речи, отличающее ее от всех других разновидностей языкового общения. Проявляется оно в такой намеренно созданной по законам искусства организации языковых средств в речевой ткани худож. произведения,… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Художественный стиль речи, или художественно-изобразительный, художественно-беллетристический — – один из функциональных стилей (см.), характеризующих тип речи в эстетической сфере общения: словесных произведений искусства. Конструктивный принцип Х. с. р. – контекстуальный перевод слова понятия в слово образ; специфическая стилевая черта –… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Язык художественной литературы — – 1) важнейшая составляющая художественной формы лит. произведений, наряду с композицией выражающая их содержание (см. концепцию В.В. Одинцова, 1980); 2) худож. беллетристический стиль как одна из функц. разновидностей лит. языка, имеющая свои… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Литературоведение и языкознание (книжная серия) — Литературоведение и языкознание Страна … Википедия

ОБРАЗНЫЙ — ОБРАЗНЫЙ, образная, образное; образен, образна, образно (книжн. лит.). Содержащий в себе образ, являющийся образом, изобилующий образами (см. образ1 во 2 и 3 знач.). Образная речь. Образное выражение. Образная форма искусства. Говорить образно… … Толковый словарь Ушакова

образный — ОБРАЗНЫЙ, образная, образное; образен, образна, образно (книжн. лит.). Содержащий в себе образ, являющийся образом, изобилующий образами (см. образ1 во 2 и 3 знач.). Образная речь. Образное выражение. Образная форма искусства. Говорить образно… … Толковый словарь Ушакова

Источник

Консультация «Образная речь детей»

На современном этапе развития общества большое значение имеют вопросы совершенствования речевой культуры. Воспитание речевой культуры подразумевает умение грамматически правильно и связно строить высказывания, а также умение владеть богатством родного языка, его выразительными средствами.

Формирование образных средств языка, развитие выразительности, образности рассматривается, как одно из главных направлений развития речи дошкольников.

Данные программы ориентируют на такое важное условие развития связной речи как взаимосвязь всех речевых задач: словаря, грамматического строя речи, звуковой культуры речи (Ушакова О. С., Сохин Ф. В.). Поэтому, развивая образную связную речь детей, мы включаем все направления работы над словом – лексическое, грамматическое, фонетическое во взаимосвязи с развитием связной речи (описание, повествование, рассуждение).

В работе над лексической стороной речи дошкольника я делаю акцент на понимание смыслового богатства слова и владение запасом грамматических средств, что помогает ребенку чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении, также находить точное по смыслу слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность. Именно семантический отбор слов в соответствии с контекстом и речевой ситуацией (раскрытие значений многозначного слова, использование синонимов и антонимов) оказывает самое существенное влияние на формирование образности речи детей.Этому способствуют упражнения типа: подбери точные слова-определения, слова-действия, как можно сказать по-другому, придумай слово, найди слова, похожие и противоположные по значению, скажи ласково и т. п.

Очень важен грамматический аспект развития образности, так как, используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений, ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и выразительно.

Практика показывает, что на связность изложения текста ребенка влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения, четкая дикция, темп речи, дыхание. Интонационное оформление высказывания оказывает на эмоциональное воздействие на слушателя.

Все лексические, грамматические и интонационные упражнения провожу на материале загадок, пословиц, поговорок, которые уточняют представления детей о разнообразии жанров и их образности.

В ходе ознакомления детей с пословицами, поговорками и загадками учу их овладевать выразительными средствами (сравнениями, эпитетами, метафорами) с помощью различных форм и методов работы.

Основным «инструментарием»являются игровые упражнения:

«Скажи по-другому, по-сказочному»,

«Кто на кого похож», «Что на что похоже?»

«Какая пословица здесь спряталась?»,

«Назови, одним словом»,

Задачи развития образности речи в дошкольном отделении решаются при ознакомлении детей с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства разных жанров.

Для работы в данном направлении отбираю произведения разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения). Известно, что чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки, стихи оказывают свое влияние на язык ребенка. Эти литературные произведения необыкновенно богаты фразеологическими оборотами, сравнениями, метафорами, словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

После чтения произведений дети отвечают на вопросы, выясняющие, как они поняли содержание произведения, обращают внимание на необычные слова, сказанные персонажами. Такая работа позволяет детям успешно выполнять творческие задания,целью которых является:

-выделение образных слов и выражений, встречающихся в тексте, понимание и объяснение их значения;

-придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам;

-соединение сюжетов произведений разных жанров;

-подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;

-драматизация наиболее интересных отрывков произведений;

-соотнесение содержания текста с музыкальным произведением, с пословицей, которые могут усилить понимание сюжета литературного произведения.

-перенесение разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество.

Эффективно в развитии образной речи ознакомление с разными жанрами живописи, что позволяет детям в линиях, красках, композиции угадывать выражение чувств и мыслей художника, понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа. Это развивает у детей интерес к произведениям искусства, они могут охарактеризовать героев, дать название картинам. В обучение включаю упражнения на развитие умения видеть и понимать художественный образ произведения живописи, высказываться на тему картины, видеть в ней главное.

Обогащает речь детей работа с картиной: рассматривание и рассказывание на тему жанровой картины, пейзажа, натюрморта и портрета, сравнение и рассказывание по двум картинам разных художников на одну тему, использование метода «вхождения» в картину и словесного рисования, синтез искусств – восприятие живописи в сочетании с музыкой и художественным словом, выставки картин.

Таким образом, взаимосвязь разных видов искусств углубляет эмоциональное впечатление детей, развивает их чувства и образную речь. В высказываниях детей появляется структура, содержатся разнообразные средства выразительности. Ребята учатся составлять рассказ или сказку на тему, изображенную на картине, замечают настроение художника, переданные им чувства, соотносят содержание картины с литературными или музыкальными произведениями, выражая свои впечатления ярко и образно.

Викторины также позволяют в занимательной форме совершенствовать образность речи детей. Материал викторин включает в себя задания на знание произведений художественной литературы, произведений искусства, их содержания, языковых особенностей, толкование фразеологизмов, встречающихся в тексте, объяснение смысла пословиц и поговорок.

Таким образом, работа по развитию образности речи повышает общий уровень развития речи, активизирует речевую активность детей.

Что такое образная речь. Смотреть фото Что такое образная речь. Смотреть картинку Что такое образная речь. Картинка про Что такое образная речь. Фото Что такое образная речь«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Консультация для родителей «Речь детей 4–5 лет» Консультация для родителей «Речь детей 4–5 лет». Период 4—5 лет очень важный в жизни ребёнка. Уровень мышления намного возрастает. Малыш.

Консультация для педагогов «Речь воспитателя — основной источник речевого развития детей» «Речь воспитателя — основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя» Дети каждой возрастной группы общаются.

Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» для детей от 6 до 7 лет Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» Для детей от 6 до 7 лет «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир.

Консультация для родителей «Речь детей раннего возраста» Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование.

Консультация «Речь воспитателя» Богданова Жанна Владимировна воспитатель высшей категории МБОУ «Металлплощадская СОШ» дошкольные группы «Волшебная страна» Консультация.

Консультация для воспитателей и родителей «Речь и речевое общение взрослых и детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50 комбинированного вида «Огонек» Консультация для воспитателей.

Консультация для воспитателей «Речь воспитателя как средство развития речи детей» Речь воспитателя как средство развития речи детей Развивающий потенциал речевой среды в ДОУ целиком зависит от качества речи воспитателя.

Консультация «Речь воспитателя как средство развития речи у детей» Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека. Речь педагога является для детей основным образцом родного языка.

Консультация «Развивать речь и воспитывать детей через интересные игры» В возрасте 1-3 лет ребенок переживает очень важный этап своего развития – освоение родного языка. Именно в этом возрасте происходит формирование.

Источник

Образность речи в русском языке

Ранее мы пытались выявить механизмы образования омонимов и синонимов в русском языке [1]. Теперь же рассмотрим соотношение смысла и эмоции в образной русской речи.

Напишем простую фразу: «Какая погода!». Однако попытка прочесть её вызовет у нас затруднение. Что имеется в виду? Возможно, здесь сожаление о неудачно проведённом отпуске, но, может и радостное восклицание. Только узнав контекст, мы сможем успешно завершить попытку. Или: «Я прослушал всю симфонию». Это может сказать человек, внимательно выслушавший симфонию всю, до конца. А может быть, и наоборот – человек пропустил всё мимо ушей, так и не услышав ничего. Значит, глагол прослушать в разных значениях выступает в качестве антонима к самому себе.

Подобным качеством обладают и другие слова. Например, прилагательное бесценный, у которого два противоположных значения – «имеющий очень высокую цену» и «не имеющий никакой цены». Наречие наверно тоже можно употреблять в антонимичных смыслах. Я узн;ю это наверно, что означает точно, достоверно; Я, наверно, это узн;ю – то есть с предположением: может быть, узнаю, а может быть, и нет.

На что обращает внимание филология в этом лексическом феномене? На мой взгляд, как всегда, на следствие, а не на причину. В результате энантиосемия, а также и оксюмороны видятся нам лишь забавными казусами. Конечно, при описании этих явлений нельзя не упомянуть причины их образования, и филология называет (но только не главные!): ирония, сарказм, перенос смысла и, конечно – многозначность (без неё нельзя!). Как это соотносится с принципами построения языка, искать здесь бесполезно! Более того, налицо очередная иллюстрация процесса воспитания калейдоскопического восприятия изучаемого явления.

Что к этому представлению добавляет энантиосемия?

Прочтите предыдущий абзац в естественном темпе речи. Вы обнаружите чрезвычайно интересный факт. Оказывается, что частота следования гласных в нашей речи близко совпадает с альфа-ритмом! И если вдуматься, это ожидаемое качество речи, поскольку логическое мышление и речь тесно связаны. Нас, однако, интересует, что имеют в виду, когда говорят об образной речи? Филология учит нас, что лексические средства образности основываются на энантиосемии, оксюморонах, переносном смысле слова, и конечно, его многозначности [4] (метафора, метонимия, синекдоха и т.д.).
Например:
— метафора: гнездо птицы и роман Тургенева «Дворянское гнездо».
— метонимия: «Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою»
— синекдоха: светлая аудитория; способная аудитория

Если судить по примерам, то указанный выше перечень лексических средств здесь совсем не причём. Дело в том, что слово становится членом предложения, смысл которого формируется не столько указанным словом, сколько всеми словами совместно. И привлекать сюда несвойственную исконному русскому языку многозначность слова, совсем не требуется.

Гнездо по Далю – помещение или место, где живут и выводят потомство. Причём указанный смысл одинаков применительно и к птичьему, и к осиному, и даже к воровскому гнезду. А вот в составе предложения происходит уточнение смысла.

Аналогично для других примеров. Важно подчеркнуть, что образ создаётся не отдельным словом, а предложением. Даже, если есть какое-то объемлющее понятие, выражаемое отдельным словом, то смысл его всё равно нам будет ясен только после толкования, то есть в составе законченного по смыслу предложения.

Но есть ещё одна форма образной речи, как вы поймёте далее, вполне очевидная, и умалчиваемая в филологии. Вы, наверное, уже догадались. Образному ритму соответствуют пение и молитва. И то, и другое резко снижает частотные ритмы нашей речи, переводя восприятие, а следовательно, и мышление в область образов. Кстати, отсюда ясны следствия уменьшение числа гласных в азбуке. Речь, произношением преобладающих согласных становится импульсной, то есть высокочастотной и удаляется от частот, соответствующих образности мышления.

Каждый из нас знает, как бывает тяжело иногда выразить свою мысль. Ключевский, будучи великим мастером русского языка, писал: «Легкое дело – тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить – тяжелое дело»…. Почему так? Связано это, в первую очередь с тем, что мы от рутинной логики слов переходим к смысловому содержанию нашего сообщения, то есть, формируем образ. Каждый переход (от слова к предложению, от предложения к абзацу и далее ко всему тексту) связан с изменением частоты речевых смыслов и эмоций в сторону её уменьшения, а значит в сторону образности. И здесь речевой автоматизм в произношении слов становится бесполезным и даже мешающим. На этот случай нужна образность мышления, а высокочастотное произношение затрудняет, зашумливает это качество. Вот почему для выхода в состояние вдохновения так важно уединение мысли.

Вернёмся к приведенным вначале примерам энантиосемии. На мой взгляд приписывание слову внутренних противоречий говорит о том, что авторы не чувствуют присутствия внешнего, низкочастотного (образного) смыслового и эмоционального ритма, в контексте которого находится это слово.

Какая погода! Достаточно прочесть эту фразу с эмоциональным содержанием (иронией или сарказмом), которое изменит частоту безучастного прочтения, и собеседнику будет понятно, о чем идёт речь (частота, при этом, уменьшится, поскольку эмоция одни гласные форсирует, удлиняет, а другие подавляет).

Я прослушал всю симфонию. Для понимания этой фразы достаточно контекста, то есть окружения этой фразы, например: Я прослушал всю симфонию, и она очень понравилась. Удлинение фразы также приводит к уменьшению частоты восприятия в сторону образности.

Заметим, что такое представление не изменяет смысла первокорня, (например, слушать), смысл сообщения определяется предложением или эмоциональной нагрузкой.

Для иллюстрации приведу некоторые примеры из Ключевского, где смысл каждого слова неизменен, но фраза содержит в себе свой неповторимый, а главное не выводимый напрямую из входящих во фразу слов, образ [5].

Стилистическое лукавство:«В университете при Академии наук (речь идет о XVIII веке) лекций не читали, но студентов секли»;

или о времени Петра: «Казнокрадство и взяточничество достигли размеров, небывалых прежде, разве только после…»;

о стихотворстве царя Алексея Михайловича: «Сохранились несколько написанных им строк, которые могли казаться автору стихами».

Антитезы:
об эпохе Петра I: «Личная свобода становилась обязательной и поддерживалась кнутом»;

о воображаемом предке Евгения Онегина: «Он (этот „предок“) старался стать своим между чужими и только становился чужим между своими»;

и ещё раз по нашей теме: «Легкое дело – тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить – тяжелое дело».

А вот Арсений Тарковский:

Не для того ли мне поздняя зрелость,
Чтобы, за сердце схватившись, оплакать
Каждого слова сентябрьскую спелость,
Яблока тяжесть, шиповника мякоть,

* * *
Всё, что мы сказали, приводит к мысли о явном излишестве многих лексикологических разделов, к которым мы сейчас добавили и энантиосемию. Без понимания основополагающих принципов нашей речи и связи её с мышлением и природой, филология очень напоминает первые созерцательные учения о цвете, в которых перечислялись все существующие в природе цвета: от цветов радуги до цвета «вздоха слона» или «бедра испуганной нимфы», но и только. Фолиант с перечисленными цветами, а их многие тысячи, тоже был бы впечатляющим.

Источник

Семинар-практикум: «Использование эффективных методов и приемов развития образной речи на занятиях»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Семинар – практикум для воспитателей на тему:

«Использование эффективных методов и приемов развития

образной речи на занятиях»

Одна из актуальных проблем развития речи старших дошкольников – формирование образных средств языка, развитие образной речи.

Какой же педагог не хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы все дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами.

Что такое образная речь?

Многие исследователи считают, что образность речи важнейший элемент эстетической функции языка, способность языковых средств вызывать наглядно-чувственные представления. (В.В.Виноградов, Л.И.Тимофеев, М.Н.Кожина и др.)

В широком понимании слова образность относится к культуре речи, и в этом смысле воспитание у ребенка интереса и бережного отношения к языковому богатству, его умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи, и при создании собственных сочинений становятся одной из важнейших задач речевого развития в дошкольном детстве.

Воспитание образности речи – процесс длительный и кропотливый, так как образность речи вырабатывается в результате тренировки речевых навыков, сосредоточения внимания на выразительных возможностях языка.

К «хорошей речи» предъявляется множество требований. По мнению О.С.Ушаковой термин «хорошая речь» обозначает высокий уровень речевой культуры. Это требования простоты и ясности, логичности и точности, информативности и сжатости, богатства и разнообразия, благозвучия и интонационной выразительности, образности.

Развитие образности речи включает все направления работы над словом – лексическое, грамматическое, фонетическое во взаимосвязи с развитием связной речи и ознакомлению с художественной литературой.

Грамматический аспект развития образности очень важен, так как, используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений), ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и выразительно. Подчеркнем здесь и роль синонимии грамматических форм и конструкций, их роль в построении связного высказывания.

Фонетическая сторона развития образности речи включает интонационное оформление высказывания, а отсюда и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность изложения текста влияют и такие характеристики ЗКР, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи, дыхание.

Образность присутствует всегда, где мысль выражается при помощи различных выразительных средств. Арсенал этих средств богат.

-Назовите средства образности, которые применяем в работе по формированию образной речи с дошкольниками.

(метафоры, сравнения, многозначные слова, эпитеты, синонимы, антонимы, использование в речи фразеологизмов, пословиц и поговорок, крылатых слов, лексика сказочного жанра).

Средства образности речи.

(Слова, которые звучат и пишутся по-разному, а обозначают одно и тоже или очень близки по смыслу. Синонимы могут заменять друг друга.).

-Какую роль играют синонимы в речи? (Они делают нашу речь богатой, красочной, выразительной, разнообразной и точной).

Приведем примеры синонимов. Как можно сказать по – другому?

Врач – лекарь, доктор, знахарь, эскулап, врачеватель, медик, целитель;

большой – огромный, громадный;

Задание: выберите для текста наиболее подходящий по смыслу синоним и обоснуйте свой ответ.

1. Утром к дому прилетела… (стая, стайка, стадо) воробьёв. Они уселись на крыше и весело…(пели, щебетали, чирикали).

2. Маленькая Нина…(вышла, выбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи быстро…(сползли, слезли, слетели, спустились) с крыши. Они…(бегали, ходили, скакали, прыгали) и …(ели, клевали, глотали, кушали) крошки.

3. Вдруг незаметно…(пришла, прибежала, подкралась, приползла) кошка, она…(поймала, взяла, схватила, цапнула) одного воробья и убежала.

Какие это слова? (Слова с противоположным значением, обозначающие признак, действие).

— обозначать качества или состояния: сильный – слабый, твёрдый – мягкий.

-называть контрастные понятия времени: день-ночь, рано-поздно.

-выражать все понятия, имеющие своих антагонистов: верх-вниз, казнить – миловать.

Задание: приведите примеры пар слов-антонимов, отвечающих на вопросы:

-Что? (молодость – старость)

-Как? (быстро – медленно)

-Какой? (громкий – тихий)

-Что делает? (строит – ломает).

Задание: к каждому сочетанию подобрать антоним к прилагательному.

2. Лёгкая ноша – …(тяжелая)

Лёгкая походка – ….(тяжелая)

Такие образы-персонажи могут быть разные. Например: Кричалочка – Шепталочка (громко – тихо), Шустрик – Мямлик (быстрый – медлительный), Украшалочка (на подбор эпитетов).

Дайте определение этому средству образности. (Сравнение – это образное выражение, где сопоставляется два предмета, два понятия, два состояния, обладающие общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета. Сравнение – это образное выражение, в котором один предмет сравнивается с другим).

В сравнительных оборотах употребляется сравнительные союзы. Перечислите, какие? (как, точно, будто, словно, подобно, как будто, похож на, вот как бы и т.д.)

1.Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные

2.Ночь крещенская морозна,

Будто зеркало – луна.

1. Змея, как….(ремень, веревочка, дорожка),

2. Радуга похожа на ….(цветок, бабочку, мостик),

3. Белка, как…(мячик, пушистый комочек, циркач).

Задание: в предложенных примерах найти образные сравнения.

1. Там как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга (К.Чуковский)

2. Мелкий грибной дождь… шепчет что-то свое… и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой (К.Паустовский)

3. Был он рыжий, как из рыжиков рагу, рыжий, словно апельсины на снегу… (Р.Рождественский)

С помощью эпитетов достигается особая тонкость, выразительность, глубина.

Конструкция эпитета проста. Это прилагательное + существительное.

Примеры: Статные осины высоко лепечут над вами.

Задание: придумайте эпитеты к словам:

Задание: в предложенных четверостишиях найти эпитеты.

1.Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя. М.Лермонтов

2. Здесь проехали полозья-

И сверкает на морозе

Серебристый гладкий след. С.Маршак.

3.Длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит… (И.С.Тургенев)

Метафора – изобразительный приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии.

Сходство может проявляться:

-По форме (например: кольцо на руке – кольцо дыма);

-По цвету (золотой медальон – золотые кудри);

-По впечатлению (черное покрывало – черные мысли)

-По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы)

Например: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком» (С.Есенин)

Задание: в предложенных примерах найти метафоры.

1.… в багрец и в золото одетые леса. (А.Пушкин)

2. Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя… (А.Пушкин)

3. Ночь тихо спустилась на землю; Земля окутала все белым покрывалом.

Важнейшими источниками развития выразительной образной речи являются произведения художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорные формы. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место.

Пословицы и поговорки – меткие образные народные выражения с назидательным смыслом, обобщающие различные явления жизни. (Из толкового словаря С.И.Ожегова)

Пословицы и поговорки обычно изучаются вместе. На практике их часто путают. Но очень важно видеть в них отличие. Пословица – законченное предложение, а поговорка – лишь его часть. Пословица – это изречение, народная мудрость, это всегда суждение, в ней содержится определенный вывод, обобщение, а поговорка – просто меткое выражение. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям.

-Что же общего между пословицей и поговоркой?

-Связь с речью (поговорки и пословицы в естественном бытовании существуют только в речи),

-Принадлежность к искусству слова,

Задание: «замените выражение пословицей»

1. Учись всю жизнь. (Век живи, век учись).

2. Беречь время. (делу – время, потехе – час).

3. Не ссорься. (Худой мир лучше доброй ссоры. Ссора до добра не доведет).

4. Доводи начатое дело до конца. (Сделал дело – гуляй смело).

5. Держи слово. (Не давши слова, крепись, а давши – держись).

6. Не торопись, делай всё аккуратно. (Поспешишь – людей насмешишь. Сделано наспех, сделано на смех).

Среди выразительных средств определенное место занимают фразеологизмы, использование которых придает речи образность, яркость, меткость.

Фразеологизмы. Что такое фразеологизмы? (устойчивые выражения с самостоятельным значением).

-Существует несколько НЕЛЬЗЯ в употреблении фразеологизмов:

Слова во фразеологизме нельзя переставлять или заменять их другими. Нельзя сказать «Ни мясо, ни рыба».

Нельзя заменять словами-синонимами. Например: вместо «куда глаза глядят» нельзя сказать «куда глаза смотрят».

Нельзя заменять устаревшие слова заменять современными.

Нельзя заменять такую грамматическую категорию, как число. Например: нельзя сказать «сбиться с ноги» вместо «сбиться с ног».

-Вспомните фразеологизмы, связанные с частями этого тела. Кто больше?

1. Медведь на ухо наступил, держи ухо востро, развесил уши, слушать во все уши, слушать вполуха или краем уха, режут уши, уши от них вянут, не видать этого как своих ушей, по уши погружается, по уши можно быть и в долгах, покраснел до ушей.

2.Язык без костей, сидит на языке, распускать язык, у него длинный язык, язык проглотил, язык хорошо подвешен, держать язык за зубами, язык развяжется.

3.Нос воротит, не совать нос не в свое дело, зарубить на носу, не видеть дальше собственного носа, бурчать под нос, остаться с носом, с гулькин нос, нос к носу, на носу, задирать нос.

Объясните значения фразеологизмов со словом «глаза»:

Глаза разбежались, есть глазами, бросаться в глаза.

С глазу на глаз, делать большие глаза, в глаза не знать.

Правда глаза колет, глаза на мокром месте, с глаз долой.

Объясните значения фразеологизмов со словом «голова»:

Хоть кол на голове теши, иметь голову на плечах.

Окунуться с головой во что-то, посыпать голову пеплом.

Ходить на голове, поставить с ног на голову.

В развитии образной речи особую роль играют художественная литература и произведения изобразительного искусства. Для развития образности речи необходимо вводить детей в сказочную ситуацию и постоянно работать над пониманием прямого и переносного значения слова, его смысловых оттенков, что приведет к уместному и точному употреблению образных слов и выражений в сочинениях детей.

Ознакомление с разными жанрами живописи позволяет детям в линиях, красках, композиции угадывать выражение чувств и мыслей художника, понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа. Это развивает у детей интерес к произведениям искусства, они могут охарактеризовать героев, дать название картинам. Обучение включает развитие умения видеть и понимать художественный образ произведения живописи, высказываться на тему картины, видеть в ней главное. Параллельно должна идти работа по обогащению речи детей выразительными средствами (метафорами, эпитетами), развитию умений выстраивать высказывание, используя предложения разных типов, соблюдая структуру.

Существуют разные виды занятий: рассматривание и рассказывание на тему жанровой картины, пейзажа, натюрморта и портрета, рассказывание по двум картинам разных художников на одну тему, использование метода «вхождения» в картину и словесного рисования, проведение выставок картин.

А взаимосвязь разных видов искусств углубляет эмоциональное впечатление детей, развивает их чувства и образную речь. В высказываниях детей появляется структура, содержатся разнообразные средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения). Ребята учатся составлять рассказ или сказку на тему, изображенную на картине, замечают настроение художника, переданные им чувства, соотносят содержание картины с литературными или музыкальными произведениями, выражая свои впечатления ярко и образно.

Для занятий по ознакомлению с художественной литературой надо отобрать произведения разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения).

Каждое из таких занятий знакомит детей с содержанием, обращает их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение и диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев, включает творческие задания. После чтения произведений дети отвечают на вопросы, выясняющие, как они поняли содержание произведения, необычные слова, сказанные персонажами, насколько оценка героев совпадает с представлениями самих детей.

Затем дети выполняют творческие задания, целью которых является:

уточнение понимания смысла образных слов и выражений с переносным значением;

включение в диалог персонажей новых действий и передача импровизированного диалога с новыми (разными) интонациями;

придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам;

соединение сюжетов произведений разных жанров;

подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;

драматизация наиболее интересных отрывков произведений;

рисование обстановки и условий, в которых действовали герои литературного произведения;

соотнесение содержания текста с музыкальным произведением, с пословицей, которые может усилить понимание сюжета литературного произведения.

Как мы уже говорили, фонетическая сторона развития тоже влияет на образность речи. Она включает в себя интонационную выразительность, силу голоса (громкость и правильность произношения), четкую дикцию, темп речи, дыхание.

Задание: конкурс на самое лучшее чтение стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева «Чародейкою Зимой».

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Задание: заполните таблицу «Эффективные методы и приемы развития образной речи по возрастам».

Задание: придумайте синквейн к выражению «ОБРАЗНАЯ РЕЧЬ».

Синквейн – это необычное стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. Кто? Что? (тема).

2 строка – два прилагательных. Какой? (определение темы).

3 строка – три глагола. Что делает? (характерные действия или состояния предмета).

4 строка – фраза, несущая определенный смысл. Что автор думает?

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. Кто? Что? (новое звучание темы).

Итог семинара: Какое слово спрятано в середине?

1. Ушакова, О.С., Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду/ Ушакова О.С. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.-240 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *