Что такое образная символика в литературе

Символ и символизм в литературе

Понятие символа в литературе

Под символом понимаются слова имеющие помимо основного значения также переносное.

Символы активно использовались в стиле барокко. С их помощью представители этого направления завуалировали свои мысли.

Например, очень часто слово «утро» используется как начало новой жизни, нового пути.

Отличие символа от метафоры и аллегории

Символ отличается от метафоры и аллегории тем, что имеет гораздо больше различных значений.

Так, слово «весна» может означать: и время года, и первую любовь, и юность, и зарождение жизни.

В отличие от аллегории символ более эмоционален. Чтобы его понять, нужно «вжиться» в текст.

Особенность символов в литературе

Главная особенность символов — они зародились на заре человечества. Символы запечатлены в памяти человека на уровне подсознания. Вечные символы: «утро», «зима», «кровь».

Человек интуитивно понимает их значение.

Также восприятие символов связанно с начитанностью читателя. Чем более интеллектуально подкован читатель, тем больше символов он видит.

Примеры символов в названиях книг

Писатели активно применяют символы в названии произведений. «Мертвые души», «Нос» Н. В. Гоголя, «Живой труп», «Фальшивый купон» Л.Н. Толстого, «Горячий снег» Ю.В. Бондарева, «Обрыв» И.А. Гончарова.

Символизм в литературе

Как литературное направление зародилось в конце XIX начале XX века. Родиной символизма является Франция. Это направление боролось с роскошью и натурализмом окружающего мира.

Ж. Мореас в 1886 утверждал в «Манифесте символизма», что только с помощью символов можно постичь «тайны мира». Главной идеей была свобода личности, оторванность от пошлой действительности и идеалистическое понимание жизни.

Символизм в русской литературе

В России это течение зародилось в начале 1890-х годов. Движение делилось на две группы: старших и младших символистов

Старшие символисты

К старшим символистам(декадентам) относилась московская группа. Ее руководил В.Я. Брюсов. Старшие символисты вступали в явный конфликт с окружающим миром. Они говорили ему однозначно — «нет».

Реальная жизнь-всего лишь тень, иллюзия. А есть другой мир-мечты и творчества. В нем личность обретает свободу.

З.Н. Гиппиус считала, что он тем и прекрасен, что его «нет на свете».

Реальность страшим символистам представлялась как пошлая и бессмысленная. Они подмечали всю грязь и несовершенство мира.

Младшие символисты

После роста революционных настроений в 1901 году появились младшие символисты. Они были последователями философа В.С. Соловьева. Этот философ утверждал, что реальный мир зла и обмана должен погибнуть. Ему на смену придет мир Красоты. Эта Красота спасет мир и соединит в себе божественное и земное начало. Возникнет «царство божье на земле».

Младшие символисты ждут преображения мира, они полны оптимизма.

А.А. Блок в » Стихах о Прекрасной Даме» (1904) воспевает женственность, любовь, красоту.

А.Белый в «Золоте в лазури» прославляет людей мечты за их стремление к солнцу и счастью.

Младшие символисты активно используют символы. Согласно одному значению он связан с миром неба(духовная сущность). С другой стороны символ отражает «земное царство».

К наиболее ярким произведениям можно отнести поэму «Двенадцать» А.А.Блока. Цифра двенадцать в данном случае очень многообразна. Это и связь с двенадцатью апостолами, и цифра совершенства, и много других значений.

Символизм в западной литературе

Зарубежные авторы активно применяли и применяют символы в своих произведениях.

Символы в романе «Убить пересмешника» Харпер Ли

Аттикус говорит своим детям Джему и Скауту, что убивать птицу пересмешника — грех, потому что пересмешники никому не причиняют вреда.

Пересмешники в романе символизируют невинность и красоту, а убийство пересмешника — акт бессмысленной жестокости.

Символы в стихотворении «Ворон» Э. А. По

Огромная черная птица является символом глубокого чувства рассказчика о потере, сожалении, трауре и одиночестве.

Символы в повести «Скотный двор» Д. Оруэлла

Животные здесь выступают как представители человеческого общества. Писатель намекает на события в СССР. Он описывает историю перехода идей революции к тоталитарному обществу. Под Наполеоном писатель подразумевает Сталина.

Символы в Гарри Поттере Дж. К. Роулинг

Как мастер пера и продолжатель традиций английской литературы Роулинг активно использует символы. К наиболее популярным можно отнести:

Символы «Грозового перевала» Э. Бронте

«Грозовой перевал» символизирует дикую природу людей, вовлеченных в историю. Листва в лесу символизирует постоянно меняющуюся природу любви. Камни представляют собой боль, которая приходит от любви.

Символы «Повелитель мух» У.Голдинга

Уильям Голдинг активно использует в своем романе символы:

Источник

Nav view search

Навигация

Искать

Разделы сайта

Это интересно

Вход на сайт

Реклама на сайте

Интересный журнал

Интересное

Символизм в литературе

Что такое образная символика в литературе. Смотреть фото Что такое образная символика в литературе. Смотреть картинку Что такое образная символика в литературе. Картинка про Что такое образная символика в литературе. Фото Что такое образная символика в литературеСимвол — (от древнегреч. symbolon — знак, примета) — многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни. В символе может быть выражена система соответствий между разными сторонами действительности (миром природы и жизнью человека, обществом и личностью, реальным и ирреальным, земным и небесным, внешним и внутренним).

Символ тесно связан по происхождению и принципам образного претворения действительности с другими видами иносказаний. Но, в отличие, например, от образного параллелизма или сравнения (эти иносказательные образы, как правило, состоят из двух частей, то есть двучленны), образ-символ является одночленным. В символе, опять-таки в отличие от образного параллелизма и сравнения, тождество или сходство с другим предметом или явлением не является очевидным, не закреплено словесно или синтаксически.

В отличие от метафоры, образ-символ многозначен. Он допускает, что у читателя могут возникнуть самые разнообразные ассоциации. Кроме того, значение символа чаще всего не совпадает со значением слова-метафоры. Понимание и толкование символа всегда шире уподоблений или метафорических иносказаний, из которых он складывается.

Символический образ может возникнуть как результат использования самых разнообразных образных средств: метафор, образных параллелизмов, сравнений. В некоторых случаях образ-символ создается без использования каких-либо других видов иносказаний.

В отличие от аллегории, символический образ не имеет прямолинейного, рассудочного значения. Он всегда сохраняет живые, эмоциональные ассоциации с широким кругом явлений.

Образы-символы широко используются в литературных произведениях: в лирике, в эпосе и драматургии. Правильное толкование символов способствует глубокому и верному прочтению художественных текстов. Непонимание символической природы образов, напротив, может привести к грубым ошибкам в истолковании текста, к искажению авторского замысла. Символы всегда расширяют смысловую перспективу произведения, позволяют читателю на основе авторских «подсказок» выстроить цепь ассоциаций, связывающую различные явления жизни. Писатели используют символизацию (создание образов-символов) для того, чтобы разрушить иллюзию жизнеподобия, нередко возникающую у читателей, подчеркнуть многозначность, большую смысловую глубину создаваемых ими образов.

Во многих произведениях Лермонтова символами часто становятся явления природы. Символизация — излюбленный прием поэта-романтика, размышляющего о судьбе человека в широком контексте мировой, вселенской жизни. Одинокие сосна и пальма («На севере диком стоит одиноко. »), одинокий старый утес («Утес»), дубовый листок («Дубовый листок оторвался от ветки родимой. ») — символы одиноких людей, страдающих от своего одиночества или отчуждения. «Тучка золотая» — символ недолговечного счастья, которое заставляет человека страдать.

Емким символом является природа в поэме «Мцыри»: это мир, в котором романтический герой видит подобие идеального мира «тревог и битв», созданного им в душе. Природа — цель и смысл его бегства из монастыря, «родина», куда он мечтает вернуться. Но природа становится для Мцыри и грозным соперником: барс, с которым герой вступил в схватку, не просто сильный и красивый зверь, это символ грубой силы природы, ее враждебности человеку. Бой с барсом символичен: он стал поединком материи природы, воплощенной в барсе, и несгибаемого, гордого человеческого духа, воплощенного в Мцыри.

Символизация, создание символов на основе самых разнообразных ассоциаций — яркая черта романтической литературы. Однако и писатели-реалисты используют символы, создавая многозначные образы-обобщения, связанные с различными сторонами жизни людей.

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» в ключевые моменты духовных исканий героев автор создает образы-символы, проясняющие отношение героев к жизни, помогающие понять их самопознание или прозрение. Например, раненный в битве под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «бездонное синее небо». Символ неба здесь — одновременно символ психологический, проясняющий состояние души героя, и символ философский, выражающий отношение писателя к жизни, понимание ее бездонной глубины и множественности целей, которые могут возникнуть у человека и человечества.

Образ-символ вишневого сада — основа пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад». Этот символ раскрывает представления персонажей и автора о жизни, о судьбе, о времени, становится образным «эхом» духовного мира героев. Кроме того, вишневый сад — философский символ, который подчеркивает связь времен, взаимопроникновение различных пластов жизни, судеб бывших и новых хозяев сада, молодого поколения, устремленного в будущее.

Можно выделить два основных типа символов.

К первому типу можно отнести символы, имеющие опору в культурной традиции. Они — часть культуры, для их построения писатели используют язык культуры, в принципе понятный более или менее осведомленному читателю. Конечно, каждый такой символ приобретает индивидуальные смысловые оттенки, близкие писателю, важные для него в конкретном произведении.

Такими «культурно-историческими» символами являются образы-символы «моря», «корабля», «паруса», «дороги», «пути», «сада», «неба», «метели», «огня», «венца», «щита» и «меча», «розы», «креста», «соловья» и многие другие. Символами могут стать ранее созданные культурой образы, герои, сюжеты. Например, библейский образ пророка, образ сеятеля и притча о сеятеле из Евангелия, средневековые образы-символы Прекрасной Дамы и ее рыцаря, образ Одиссея и его скитания («одиссея»), образ Ариона — мифического певца, спасенного дельфином, и т. д. Это как бы готовые символические конструкции, которые писатели могли дополнять, переосмысливать, создавая на их основе новые вариации символических образов. В русской литературе особенно часто источником новых символов служила античная мифология, а также библейские образы и сюжеты.

Ко второму типу можно отнести символы, создававшиеся без опоры на культурную традицию. Такие символы возникали на основе смысловых отношений внутри одного литературного произведения или ряда произведений. Таковы символы вишневого сада в пьесе А.П.Чехова, барса в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри», дуба «уединенного», «патриарха лесов», в стихотворениях А.С.Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных. » и «Когда за городом, задумчив, я брожу. », бешено мчащейся «Руси-тройки» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Особенно часто индивидуальные символы создавались русскими писателями-символистами, считавшими их не просто одним из видов иносказательных образов, а важнейшей категорией художественного мировоззрения. Например, в поэзии А.А.Блока, который широко использовал традиционные символы («роза», «крест», «щит», София, Царица, Прекрасная Дама и т. п.), основное место занимают именно индивидуальные символы, созданные поэтом.

Прекрасную Даму ранних стихотворений Блока сменяют Незнакомка и Снежная Дева, образ-символ «отрока, зажигающего свечи» сменяется образом-символом человека, «пригвожденного к трактирной стойке», спасающегося в винном угаре от ужасов и соблазнов «страшного мира». «Страшный мир» — один из самых емких и значительных символов в поздней лирике Блока. Этот образ возникает как итог символического осмысления поэтом всего, что он видит в окружающем мире и в себе самом. В лирике Блока от стихотворения к стихотворению, от цикла к циклу развертываются образы-символы пути, дали, движения, «кольца существованья»: они выражают представления поэта о вечном и преходящем в жизни людей, о его судьбе и судьбах мира, создают «миф» о человеке и времени.

Представления о символе у русских писателей-символистов конца XIX — начала XX в. не совпадают с традиционными. Для них символ был не только художественным образом, способным выразить обобщенные представления о мире и человеке. Символ для них — важнейший «инструмент» в их особом способе постижения реальности. Это средство познания-проникновения в мир мистических «сущностей» через мир простых и ясных, чувственно воспринимаемых «вещей». Символ рассматривался писателями-символистами в одном ряду с такими эстетическими категориями, как «прекрасное», «безобразное», «трагическое», «комическое». Но и широкое эстетическое восприятие символа казалось недостаточным. Многие символисты считали символ категорией «сверхэстетической», категорией мировоззрения, элементом мифологического восприятия мира.

Источник

Что такое образная символика в литературе

Особый художественный образ, вид иносказания.

Художественный символ является обобщением, которое не поддается, как правило, однозначному толкованию, так как образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему.

Образ паруса, например, в одноименном стихотворении М. Ю. Лермонтова может быть истолкован как изображение гордого и одинокого человека, как образ поэта, как образ мятежника и борца, как образ свободы, как образ романтика (которому нужна буря, а не покой), как образ философа, ищущего истину и т. п., причем каждое из этих значений не противоречит лермонтовскому образу.

Символ, подобно аллегории и метафоре, образует свои переносные значения на основе того, что мы ощущаем родство, связь между предметом или явлением, которые обозначаются каким-то словом в языке, и другим предметом или явлением, на которые мы переносим это же словесное обозначение. Например, «утро» как начало суточной активности может сопоставляться с началом человеческой жизни. Так возникают и метафора «утро жизни», и символическая картина утра как начала жизненного пути:

В тумане утреннем неверными шагами
Я шел к таинственным и чудным берегам.

Вл. Соловьев

Однако символ коренным образом отличается и от аллегории и от метафоры. Прежде всего тем, что он наделен ОГРОМНЫМ МНОЖЕСТВОМ ЗНАЧЕНИЙ (по сути дела – неисчислимым), и все они потенциально присутствуют в каждом символическом образе, как бы «просвечивая» друг сквозь друга. Так, в строках стихотворения А. Блока «Ты была светла до странности. »:

Я твоей любовной ласкою
Озарен – и вижу сны.
Но, поверь, считаю сказкою
Небывалый знак весны

В отличие от аллегории символ глубоко эмоционален; чтобы его постичь, необходимо «вжиться» в настроение текста. Наконец, в аллегории и в метафоре предметное значение слова может «стираться»: иногда мы его почти не замечаем (так, при упоминании в литературе 18 века Марса или Венеры мы часто почти не вспоминаем живо обрисованных персонажей античных мифов, а знаем лишь, что речь идет о войне и о любви.

Метафора Маяковского «дней бык пег» рисует образ пестрых дней человеческой жизни, а не образ быка пятнистой масти.

Формальное отличие символа от метафоры в том, что метафора создается как бы на наших глазах: мы видим, какие именно слова сопоставлены в тексте, потому догадываемся, какие их значения сближаются, чтобы породить третье, новое. Символ может входить и метафорическое построение, но оно для него не обязательно. Мы опознаем символику «зари» и в метафоре «на заре туманной юности», и в тексте, где метафоризм ослаблен:

И над Отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

и в совсем не метафорическом по своему строению тексту:

Ты помнишь первую любовь
И зори, зори, зори?

А. Блок

Откуда же берется символический смысл образа? Основная особенность символов – в том, что они, в своей массе, возникают не только в тех текстах, где мы их находим. Они имеют историю в десятки тысяч лет, восходя к древним представлениям о мире, к мифам, к обрядам. Слова: утро, зима, зерно, земля, кровь и прочее – с незапамятных времен запечатлелись в памяти человечества именно как символы. Такие слова не только многозначны: мы интуитивно чувствуем их способность быть символами.

Так, Данте в своей «Божественной комедии» использовал все многообразие значений «солнце», которое восходило к языческим культам, а затем и к христианской символике. Но он создал и новую символику «солнца», которая затем вошла в «солнце» у романтиков, у символистов и так далее. Таким образом, символ приходит в текст из языка многовековых культур, привнося в него весь багаж своих же накопленных значений.

Поскольку значений у символа неисчислимо много, он оказывается способным «отдавать» их по-разному: в зависимости от индивидуальных особенностей читателя.

Не все символы в литературе имеют столь длинную историю. Многие из них заново построены по образцу общекультурных символов. Таковы, например, символические названия многих реалистических произведений 19 века: «Мертвые души» Н. Гоголя, «Обрыв» И. Гончарова, «Фальшивый купон» Л. Толстого.

Источник

Методическая разработка «Роль символов в произведениях русских писателей и поэтов»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Роль авторских символов в произведениях русских писателей и поэтов.

Образы-символы широко используются в литературных произведениях: в лирике, в эпосе и драматургии. Правильное толкование символов способствуют глубокому и верному прочтению художественных текстов. Непонимание символической природы образов, напротив, может привести к грубым ошибкам в истолковании текста, к искажению авторского замысла. Символы всегда расширяют смысловую перспективу произведения, позволяют читателю на основе авторских «подсказок» выстроить цепь ассоциаций, связывающую различные явления жизни. Писатели используют символизацию (создание образов-символов) для того, чтобы разрушить иллюзию жизнеподобия, нередко возникающую у читателей, подчеркнуть многозначность, большую смысловую глубину создаваемых ими образов. Символ – скрытое сравнение, при котором сравниваемый предмет не называется, а подразумевается; зависит от восприятия читателя. Каждый человек в зависимости от своего интеллектуального потенциала различит в символе определённое количество значений.

Центральные символы – образы любой культуры – солнце, дерево, дорога.

В прозе М. А. Булгакова можно выявить авторские образы-символы. По высокой степени художественной обобщенности и способу ее создания авторские образы-символы тождественны образам вечным, но в отличие от них, не имеют давних традиций.

Свет в символическом значении, присущем образам солнца, луны, звезд, электрического света, огня, лампы развивается на протяжении всего творчества М.А. Булгакова-прозаика. Образы света приобретают в контексте произведений писателя своеобразное авторское значение. Булгаков настойчиво соотносит образ солнца с событиями начала века в России.

В рассказах «Китайская история», «Необыкновенные приключения доктора», «Красная корона» образ солнца имеет смысл, характеризующий влияние исторических событий на жизнь человека как драматическое.

В повести «Роковые яйца» образ солнца определяется библейским и языческим ассоциативными планами и отражает неоднозначный характер размышлений писателя о революционных событиях, метафорически переосмысленных в сюжете произведения.

В романе «Белая гвардия» символика солнца создает контраст между представлениями о ценности ушедших в историю времен и антиценностным характером современных автору событий, а также выражает авторскую надежду на неокончательность происходящего.

В романе «Мастер и Маргарита» образ солнца объединяет мысли о пагубности попрания нравственных основ для человека и мира. Солнце –привычный смысл жизни, радости, подлинного света – сопровождает Иешуа на крестном пути как излучение жаркой и опаляющей реальности. В романе Мастера оно преобладает, отмечено 11 раз (и ещё 7 раз упомянуто).

В процессе развития в прозе Булгакова образ солнца приобретает символическое значение катастрофичности событий, происходящих в результате притупления нравственного начала в человеческом обществе.

Образ луны в прозе М. Булгакова связан со сферой внутренней, духовной жизни человека.

В повести «Роковые яйца» содержание образа выражает авторскую мысль о важности творчески-позитивного начала в процессе самореализации человека.

В пьесе «Бег» образ луны получает дальнейшее развитие, приобретая значение вины, страдания и раскаяния. Смысл образа связан с авторским осознанием того, что современная ему эпоха, эпоха борьбы и ненависти, не дает человеку возможности развивать в себе позитивные начала и ведет к дисгармонизации жизни.

В романе «Мастер и Маргарита» образ луны как символ, имеющий ярко выраженное традиционное сказочное начало и являющийся результатом размышлений писателя о человеке и бытии, получает наиболее полное выражение. Луна – это фантастический мир теней, загадок, призрачности, царства Воланда и его гостей; кроме того, это холодящий свет успокоения и сна. Семантика луны многообразна. Она включает в себя значение важности духовного начала в человеке, проявляющегося в способности творить, воспринимать новое, испытывать вину, страдать, мучиться, любить и прощать, спасая, таким образом, себя и окружающий мир от власти разрушительного равнодушия, безразличия и косности. Символическое содержание образа основано на авторском убеждении, что одно из важнейших условий и путей достижения гармоничного бытия человеком — обращение к его позитивно-духовным основам.

Содержание образа звезд в прозе М.А. Булгакова близко семантике образа луны. Сохраняя богатейший традиционный смысловой потенциал, образ в контексте произведений писателя приобретает принципиально новое содержание и отражает авторское стремление определить место и степень значимости человеческой жизни в рамках конкретного исторического времени и в масштабах вневременных. Кроме того, символика звезд, прямо соотносимая в произведениях писателя с революционными событиями, отражает стремление Булгакова отыскать в них нравственное начало, способное объяснить и оправдать происходящее.

В романе «Белая гвардия» образ-символ звезд сохраняет указанные значения, углубляя и развивая их. Содержание образа выражает авторские размышления о человеке и времени, итогом которых является мысль о вневременной значимости человеческой жизни и ее ценностей.

Образ электрического света в прозе Булгакова выражает восприятие новой эпохи писателем.

В рассказах «В ночь на 3-е число» (Из романа «Алый мах»), «Красная корона», «Я убил», «Налет» электрический свет (фонарь) является символом революции и гражданской войны. В ранней прозе возникает связь электрического света и мотива смерти, становящаяся в последующих произведениях постоянной и определяющей в семантике образа.

В повести «Роковые яйца» электрический свет, сопровождающий течение событий, приобретает символическое значение смертельной опасности внедрения в жизнь непроверенных теорий.

В романе «Белая гвардия» содержание образа включает, помимо названных значений, значение болезни и предательства.

В пьесе «Бег» образ фонаря становится символом бесконечных жертв братоубийственной войны. Образ электрического фонаря в творчестве писателя приобретает характер глубокого и емкого символа революции и гражданской войны. Они основаны на идее классовой борьбы и расцениваются автором как ложной, по своей сути, идеей, влекущей к напрасным насилию и убийствам.

В романах «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» семантический спектр образа включает в себя значения помощи и спасения, связанных с темой памяти. Эта тема также является важной смысловой составной образа лампы. Образ в контексте произведений писателя «Записки юного врача», «Необыкновенные приключения доктора», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» приобретает позитивное значение ценности человеческой жизни, хранящей память о былом и обладающей творческим началом.

Итак, образы-символы света в прозе М. А. Булгакова являются способом выражения авторского взгляда на бытийные проблемы в аспекте взаимосвязи и взаимозависимости человека и времени. Символика света в художественном мире писателя образует своеобразную систему, в основу которой положена мысль о человеке как основе существования истории и вечности. Личность, имеющая богатый духовный, творческий потенциал, неизменные нравственные позиции и ориентиры, ощущающая связь с предшествующими поколениями, является залогом возможности противостояния самым страшным историческим катаклизмам, противостояния трудного, но необходимого для каждого конкретного человека.

Дорога – образ-символ, который имеет особое значение для русского человека. Жизненный путь – своеобразная дорога, которую должен пройти каждый. Дорога издавна подкупает и привлекает русского человека новыми возможностями, свежими впечатлениями, заманчивыми переменами.

Тема дороги является композиционным стержнем повествования в бессмертной поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Здесь дорога – путь сообщения: по столбовым просёлочным дорогам едет в своей бричке Чичиков.

2) «Правда, с такой дороги и очень нужно отдохнуть» (гл.3).

Помещица Коробочка имеет в виду испытания, выпавшие на долю Чичикова во время грозы. Здесь слово дорога приобретает метафорический (привычный в разговорной речи) смысл.

3) «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их в дороге, не подымете потом» (гл.6).

Дорога – процесс возрастного развития человека (так Гоголь обращается к молодёжи).

4) «Какие искревленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избрало человечество, стремясь достигнуть вечной истины…» (гл.7)

Слово дорога употреблено в широком общественно-философском смысле – путь развития человечества.

5) «В дорогу! В дорогу! Прочь набежавшая на чело морщина и строгий сумрак лица!» (гл.7)

Так художник заканчивает свой поэтический манифест, приглашая читателя последовать за ним по его творческой дороге, вдаль его поэтического труда. Это дорога писателя-сатирика.

6) «…Другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога…» (гл.7)

Это та жизненная дорога, на которой писатель-реалист встречает героев своих произведений.

7) «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? Дымом дымится под тобою дорога…»

В высоком символическом значении исторического пути родины употребляется здесь слово дорога.

8) «… Летит мимо всё, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Выражение « дают ей дорогу» подразумевает неудержимое движение вперёд, величие исторического пути России.

Таким образом, дорога – это и жизненный путь Чичикова, и дорога, по которой этот герой едет в бричке, и дорога истории, по которой несётся Русь-тройка. Это и пути развития человечества, и путь развития России – жгучий вопрос современности, которому Н.В. Гоголь хочет дать своё решение.

Какие же наиболее устойчивые мотивы связаны с образом берёзы в лирике Есенина?

Их несколько: «берёза – русское дерево», «берёза – плач», « берёза – женщина», «берёза – символ стойкости», «берёза – символ России».

А в стихотворении «Берёза» С.А. Есенин, рисуя свою берёзу, передаёт поэзию и нежность русской зимы. Берёза у него белая. Определение «белая» вызывает в памяти множество образов: белый свадебный наряд невесты, белокаменная церковь, белый свет, белая Русь. Белый цвет в старину отождествлялся с божественным: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Благодаря олицетворению «принакрылась» создаётся одушевлённый образ берёзы, которая предстаёт живой, во многом похожей на женщину. Берёза у Есенина светоносная. Её образ вызывает ощущение радости, сияющего снега, чистоты. Она праздничная, нарядная, выделяется своей красотой, словно спорит с сонной тишиной, нарушая белое безмолвие. Берёза как бы противостоит застывшему во сне зимнему снежному царству, холоду и морозу. Есенину удалось не только запечатлеть прекрасный миг бытия, но и воссоздать картину мироустройства. В центре мира, в котором живёт человек, находится дерево. И в этом стихотворении открывается для нас тайна познания этого мира, которая начинается с поэтического открытия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *