Что такое образность пословицы
Чичеров В.И.: Русское народное творчество
Поэтика пословиц и поговорок
ПОЭТИКА ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК
Пословицы и поговорки образно выражают мысль, ритмичны, часто рифмуются. Они сложны по своей поэтике, но это не ощущается, что является лучшим доказательством совершенства их форм, которая выражается в предельной простоте построения, естественности поэтической образности, создающей ощущение, что только так и можно сказать, иначе будет неполно, неточно, неясно.
Наиболее часто встречается двухчленное строение пословиц, при котором первая часть относится ко второй как подлежащее к сказуемому («Жизнь прожить — не поле перейти», «Один в поле — не воин» и т. д.). Наряду с двухчленными пословицами бывают одночленные, трехчленные и даже многочленные. Такова, например, пословица «Батюшка-Питер бока нам вытер, братцы-заводы унесли годы, матушка-канава совсем доканала» Каждый член пословицы представляет цельную, законченную часть простого или сложного предложения; построение членов пословицы — взаимосвязанное. Известная смысловая самостоятельность отдельных членов пословицы в ряде случаев приводит к тому, что они отделяются и начинают жить как самостоятельное изречение. Однако такое «отпоч- ковывание» пословиц — не очень распространенное явление. Чаще бывает так, что развернуто построенная пословица сокращается за счет отпадения и забвения какой-либо ее части. Так, пословица «Вольному — воля, спасенному — рай, а дураку — поле» в массовом обиходе известна без своей последней части («Вольному — воля, спасенному — рай»). Усечение образов в ряде случаев приводит к превращению двухчленной пословицы в одночленную (вошедшая в обиход пословица «Чем дальше в лес, тем больше дров» в полной форме имеет продолжение — «дале в спор — больше слов»).
Ритмическое строение пословиц различно. В пословицах и поговорках можно найти использование стихотворной метрики, но в довольно ограниченном объеме. Встречаются в пословицах оба вида двухсложной стопы (ямб — «Мели Емеля, твоя педеля», и хорей — «Сало было, стало мыло»), встречается и трехсложная стопа (дактиль, амфибрахий, анапест). Но гораздо чаще в пословицах и поговорках встречается сочетание трехсложных стоп с двухсложными (например, сочетание ямба и анапеста в пословицах: «И честь не в честь, коли нечего есть», «И обед не в обед, когда хозяйки нет»). Сочетание двухсложных и трехсложных стон дает большое ритмическое разнообразие и в то же время сближает строение пословицы с разговорной речью. Именно потому, что пословицы и поговорки живут в речевом обиходе, они лишь отчасти используют стихотворную метрику, и то преимущественно комбинируя разные размеры и сближая ее с ритмами разговора. Комбинация стихотворных ритмов позволяет выделить в пословице отдельные ее части. Так, в прекрасной пословице, на которую обратил внимание еще В. И. Даль, ритм подчеркивает смысловой вывод: плохо изготовленная вещь — результат плохой работы:
— вот колесо,
Сел да поехал — ах, хорошо!
Оглянулся назад —
Одни спицы лежат!
Первые две строки используют дактиль с добавлением ударного слова в конце ритмической фигуры, смысл этих строк — выполнение работы. Вторые две строки говорят о результате плохой работы — по смыслу они противополагаются первым двум; ритмически они построены как анапест, противополагаемый дактилю (в дактиле ударение на первом слоге трехсложной стопы, в анапесте — на последнем).
— введение отдельных метрических фигур в ритмически неорганизованную речь. Такое сочетание стихотворных стоп с неорганизованными ритмами разговорной речи дает огромные возможности для создания особого размеренного склада пословиц. Опорой для подобного вкрапливания стихотворной стопы в пословицу обычно является конечная или внутренняя рифмовка: рифма или приближающееся к ней созвучие обусловливает метрическую равномерность отдельных частей пословицы и поговорки. Так рифма не только в звуковом отношении, но и в отношении ритма организует пословицы: «Ждет, как ворон кости, судья разбойника тароватого, а поп покойника богатого» (сочетание ямба с безударными слогами и дактилем в конце ритмической единицы пословицы в результате конечной и внутренней рифмы), «Толкуй, Фетинья Савишна, про ботвинью давишию» (внутренняя и конечная рифмы, подчеркивающие ямбическое, в основном, строение пословицы), «Закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло» (в пословице три части; средняя часть ритмически не организована и не рифмуется; первая и третья части, обрамляющие пословицу, рифмуются и имеют ямбическое строение), «Красна птица перьем, а человек ученьем» (рифма дает хореическое окончание первому и второму членам пословицы).
Большую роль играет рифма и в усилении звуковой инструментовки пословиц и поговорок. Она подчеркивает звукопись, которая в пословичных жанрах вообще выступает как элемент организации изречения; при этом звуковой повтор гласных и согласных не служит простым украшением, а содействует более легкому запоминанию пословицы. В обычной речи, в сочетании с другими поэтическими элементами, она выделяет пословичное изречение, заставляет обратить на него внимание, значит — содействует популяризации смысла пословицы. Звукопись встречается и слоговая, и в форме повторения отдельных звуков. Так, выделяется повтор «з» в пословице «Сказал, что узлом завязал», повтор «в», «и», «н» в пословице «Невинно вино, виновато пьянство», повтор «или» в пословице «У Фили были, Филю и побили» и т. д. Рифма в пословице нередко является опорой для звуковых повторов во всем тексте (см. в приведенных примерах рифмовку слов: «сказал — завязал», с которыми согласуется «узлом»; «были — побили», вызывающее включение созвучного имени — Филя).
Пословицы и поговорки,следовательно, имеют часто сложный ритмический рисунок, пользуются звукописью, вводят в текст рифмы и созвучия. Самое строение пословицы содействует тому, что она становится органической частью разговорной речи. Чеканя мысль, уточняя слова, пословица естественно стремится сжать формулировку. Поэтому союзы, второстепенные члены предложений из пословиц и поговорок нередко выбрасываются. Союзы и второстепенные члены предложения в таких случаях обычно заменяются паузой и подчеркнутым интонированием при произнесении пословицы. Так произносится с интонационным акцентом пословица «Возьмешь лычко — отдашь ремешок» (тире обозначает паузу и заменяет слово «так» — «возьмешь лычко, так отдашь ремешок»), «Карман сух — судья глух» («карман сух, так и судья глух»).
Высокая художественность пословиц выражается не только в стройности, четкости, логичности, ритмической организованности изречения. Пословица образно выражает мысль, используя параллелизм (сопоставление образа природы с человеком), сравнение, метафору, метонимию, иронию и другие средства поэтики. Так, поэтическую образность мы видим в таких пословицах, как «Чиста душа, как стеклышко на солнышке» (сравнение), «Целовал ястреб курочку до последнего перышка» (ирония), «Гадай, не гадай, щей наливай, — миску съешь, будешь свеж» (метонимия). «Червь точит дерево, печаль крушит сердце» (параллелизм). Специфично использование пословицами личных имен, являющееся видом синекдохи. Личное имя в пословицах и поговорках воспринимается, как частность, обозначающая целое явление как индивидуальное название общего. При этом некоторые имена устойчиво понимаются как типовые обозначения. Таковы Фетинья Савишна, болтающая без толку (см. цитированную пословицу), и Емеля, о котором говорят: «Мели Емеля, твоя неделя». Таков преследуемый бедняк Макар, на которого «все шишки валятся» и который гоняет телят пастись неведомо как далеко (см. также «Не Макару с боярами знаться», «В дому у Макара и живность вся, что кошка, комар да мошка» и др.). Таков Тит-лежебока, ждущий, когда есть позовут, и т. д.
творчества. Изучение пословиц и поговорок обогащает язык, учит просто и образно выражать мысль.
Русские пословицы и поговорки: чем отличается пословица от поговорки? Примеры
Что такое пословицы, поговорки и образные выражения?
Пословица может просто констатировать какую-то мысль (не так страшен черт, как его малюют), а может прямо побуждать к действию (куй железо, пока горячо).
Что посеешь, то и пожнешь.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Один в поле не воин.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Толочь воду в ступе
Когда рак на горе свистнет
У разбитого корыта
Чем отличается пословица от поговорки? Кратко и с примерами
Главное отличие пословицы от поговорки в том, что она содержит законченную мысль, некую мудрость. В поговорке же идея выражена менее четко.
Пословица: Незваный гость хуже татарина.
Поговорка: как снег на голову
Иногда длинная пословица в обиходе укорачивается до поговорки.
Не все коту масленица
И нашим, и вашим за копейку спляшем.
Чудеса: в решете дыр много, а вылезти некуда.
Толочь воду в ступе
Пословицы и поговорки о языке
Держать язык за зубами.
У трезвого на уме, у пьяного на языке.
Язык до Киева доведет.
Языком не торопись, а делом не ленись.
Язык поит и кормит, и спину порет.
Языком гладок, а душой гадок.
Пословицы и поговорки о труде и работе
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Работа не волк, в лес не убежит.
Каков мастер, такова и работа.
Как потопаешь, так и полопаешь.
Послал Бог работу, да отнял черт охоту.
Пословицы и поговорки о дружбе
Будь друг, да не вдруг.
Друзья не разлей вода.
Гусь свинье не товарищ.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Друг другу терем ставит, а недруг недругу гроб ладит.
Друг научит, а недруг проучит.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Дружба дружбой, а табачок врозь.
Нужда сдружила, приволье раздружило.
Пословицы и поговорки о человеке
Не место красит человека, а человек место.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
Тот человек пустой, кто полон самим собой.
Людей не суди, на себя погляди.
Человек ходит, Бог водит.
Человек человеку рознь.
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.
У бедного шуба овечья, а та же душа человечья.
Людей-то много, да человека нет.
И худой человек проживет свой век.
Пословицы и поговорки о книге
Книга книгой, а своим умом двигай.
Книга мала, а ума придала.
Не красна книга письмом, красна умом.
Одна книга тысячу людей учит.
Смотрит в книгу, а видит фигу.
Хороша книга, да начетчики плохи.
Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет.
Ум без книги, что птица без крыльев.
Пословицы и поговорки о доброте
Доброе дело два века живет.
Доброе слово и кошке приятно.
Добра желаешь, добро и делай.
Добро серебро, а золото лучше.
Добрая кума живет и без ума.
Забудь ты мое добро, да не делай худа!
Свет не без добрых людей.
Пословицы и поговорки о родине
Где родился, там и пригодился.
Дома и стены помогают.
На чужбине и сладкое в горчицу, а на Родине и хрен за леденец.
Образность пословиц: какие примеры меткости и образности пословиц привести?
Народный язык всегда отличается высокой образностью, в пословицах ли, в былинах или сказках. Чтобы усилить впечатление и восприятие в народном творчестве используются метафоры, метонимии и прочие элементы образности.
Особенно это проявляется в кратких высказываниях, пословицах и поговорках.
Найти примеры метафоричности в их не сложно, метафоры появляются практически в любой пословице.
Вот несколько ярких примеров:
А вот типичные случаи метонимии, то есть замещения одного понятия другим:
Здесь мы видим, например, что описана ситуация, когда один человек работает, а остальные семеро пользуются результатами его труда.
Именно образность придает словам в пословицах другой, скрытый смысл. Рассмотрим несколько примеров.
Специально для первоклассников в суровые зимние морозы делаются дополнительные зимние каникулы.
Сроки этих каникул определяются в зависимости от графика учебного процесса в школе.
Если это обычный учебный год с четырьмя четвертями, то зимой 2016-2017 учебного года дополнительные каникулы будут с 21 по 28 февраля 2017 года.
Если в школе учебный процесс организован по триместрам, то зимние дополнительные каникулы для первоклашек будут с 15 по 22 февраля 2017 года.
Например в слове «сито» звук [и],
в слове «мышь» звук [ы].
Для ещё одной группы гласных употребляются разные буквы.
Для звука [о] – используется буква «о» в слове «твой» и «ё» в слове «ёжик».
Для звука [э] используется буква «э» в слове «эпатаж» и «е» в слове «пел».
Для звука [у] используется буква «у в слове «дуст» и «ю» в слове «южный».
Отсюда выходит, что «е», «я», «ю», «ё» совсем не звуки, а на самом деле буквы.
«Е», «ё», «ю», «я», стоящие после согласной, говорят о её смягчении.
За что же любят Печорина женщины (я так поняла, что вопрос про любовь к нему со стороны именно женского пола), пишу по мере убывания тех черт, которые вызывали это чувство:
Для того, чтобы решить эту головоломку нужно выявить некоторые закономерности этой таблицы и знать немного правила русского языка.
Рассмотрим левый столбик сверху вниз:
Рассмотрим второй столбик сверху вниз:
Рассмотрим третий столбик:
Рассмотрим четвертый столбик:
Мастер-класс «Использование пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Анжела Багаева
Мастер-класс «Использование пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Мастер класс на тему «Использование пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Воспитатель: Багаева А. М.
Цель: повышение профессиональной компетенции в вопросах развития образной речи детей старшего дошкольного возраста
— Познакомить участников мастер класса с разнообразными приемами ознакомления детей с устным народным творчеством. (Пословицами поговорками).
— Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.
— Способствовать развитию мышления, творчества, образности речи педагогов ДОУ.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Приветствую Вас на моем мастер-классе посвященный теме «Использование пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Пословица- это краткое мудрое изречение имеющая поучительный смысл (например; без труда не вытащишь и рыбку из пруда, кто не работает тот не ест, своя рубашка ближе к телу, тише едишь дальше будешь и т. д.) А что такое поговорка уважаемые коллеги? Поговорки – это яркие меткие народные выражения дающие меткую оценку поступку, какому-то событию, человеку (Например; два сапога пара, друзья познаются в беде, слово не воробей, лыку не вяжет, когда рак на горе свистнет и т. д.)
В работе с детьми дошкольного возраста пословицы и поговорки давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение. Пословицы и поговорки отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Пословицы учат — в них осуждается лень, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие. Пословицы и поговорки раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к родной земле, родине, Отечеству. В них обобщён опыт нашего народа, сформулирован его кодекс. По определению Я. О.Каменского: : «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, т. е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое».
Такая «копилка» позволяет более эффективно использовать их в работе, практически во всех видах деятельности. Так, удачное применение пословиц и поговорок способствует исправлению тех или иных личностных недостатков ребёнка. Образность пословиц делает их эффективным средством убеждения, а определённый ритм облегчает детям их запоминание. Пословицы и поговорки благодаря своему разнообразию – прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний.
Сейчас я хочу вам представить этапы ознакомления детей с пословицами и поговорками.
* Знакомство с понятием что такое пословица и поговорка
*Внимательно прочитать с детьми пословицу
* Выяснить лексическое значение непонятных и устаревших слов и подобрать слово, используемое в настоящее время.
*Выяснить смысл пословицы в целом, о чем она и чему она учит.
*Определите, к какой тематической группе ее можно отнести
* Вместе с детьми подумать, к какой житейской ситуации ее можно отнести или подобрать сказку, подходящую под эту пословицу.
Сегодня я предлагаю Вам, уважаемые коллеги, несколько форм и приёмов, которые используются в работе по ознакомлению, и которые, может быть, будете и Вы использовать в своей.
А чтобы нам было интереснее работать, попрошу Вас побыть детьми старшего дошкольного возраста и приглашаю поиграть в игру «Подбери картинку к пословице». Конечно, Ваш жизненный опыт, багаж знаний остаётся с Вами, на него и будем опираться.
Посмотрите, сколько разных картинок у нас на мольбертах. Давайте рассмотрим их. Это иллюстрации к знакомым сказкам. А сейчас я буду называть пословицу, а Вы отберёте те картинки, которые, по вашему мнению, соответствуют по содержанию, смыслу данной пословицы и объясните, почему сделали именно этот выбор.
— Труд кормит, а лень портит («Морозко», «Колосок»)
— Научит горюна другая сторона («Маша и медведь»)
-Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей («Лиса и заяц»)
Подбор картинок постоянно можно обновлять, так как пословиц огромное количество и тема эта неиссякаема.
Игровое упражнение «Закончи пословицу»
Хорошая книга- лучший Друг
Кто много читает –тот много Знает
С книгой жить –век не Тужить
Книга твой друг- без нее как без Рук
Можно провести следующую дидактическую игру «Подбери героев сказок к пословицам»
Ребята, я сейчас вам назову несколько пословиц. Послушайте их внимательно:
1. Не ищи красоты, ищи доброты.
Мир не без добрых людей.
Доброму бог помогает.
1. Злого любить – себя губить.
Злой человек —как уголь: если не жжёт, то чернит.
1. Без хорошего труда нет плода.
Терпенье и труд все перетрут.
Маленькое дело лучше большого безделья.
О каких людях эти пословицы (о добрых, злых, трудолюбивых) Встречали ли вы таких людей? Где? (в сказке, в жизни). Хотели бы Вы с ними общаться?
Я предлагаю поиграть ещё в одну игру. У вас на столах лежат карточки с изображёнными на них героями сказок и фломастеры. Выберете героев, к которым подходят пословицы о доброте и пометьте их красным фломастером; тех героев сказок, про которых говорится в пословицах о зле, отметьте чёрным цветом, а героев, которых характеризуют пословицы о труде отметьте синим цветом. Молодцы отлично справились с заданием.
Следует заметить, что на начальном этапе работы с детьми надо использовать наиболее простые, доступные их пониманию пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки — эффективное средство приобщения детей к народной культуре, воспитание нравственных качеств, культуры поведения, развитию речи, обогащение их словарного запаса, улучшение понимания речи окружающих за счёт ознакомления с образностью и многозначностью русского языка.
Уважаемые коллеги если представленный мной мастер-класс для вас был интересен то слово предоставляется вам.
И в заключении : Дружно хлопнули в ладоши
Вместе топнули ногой
Все во что мы здесь играли
Забираем мы с собой
Спасибо за внимание!
Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.
Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.
Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.
Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Конспект НОД по развитию речи «Конкурс знатоков пословиц и поговорок» Тема: Конкурс знатоков пословиц и поговорок Цель: вызвать интерес к пословицам и поговоркам как яркой, образной форме народного творчества.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.
Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии» Цель: учить развивать творчество и фантазию педагогов посредством применения необычных способов работы с пластилином. Материалы: наборы.