Что такое образование родителей

Консультация «Педагогическое образование родителей»

Педагог-психолог Хартюк И. В.

Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем. [2]

Семья является первой школой воспитания растущего человека и имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребёнка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье ребёнок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи закладываются исходные жизненные позиции ребёнка, формируется его характер, происходит овладение им социальными ролями для адаптации в обществе. Связь с семьёй человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Таким образом, являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребёнка. Большая роль семьи состоит в постепенном введении ребёнка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребёнка тому социальному опыту, который накопило человечество, традициям народа – прямая функция семьи как социального института.

Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способность взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье проблем связанных с воспитанием детей, которых не было в их семье,приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с данной ситуацией. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование родителей выступает фактором поддержки социальной и педагогической грамотности и компетентности. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских, юридических…. Поэтому возникает необходимость тесного сотрудничества детского дошкольного учреждения с семьёй.

Детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Н. К. Крупская неоднократно подчёркивала, что детский сад служит «организующим центром» и влияет … на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовывать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей». … В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». От совместной работы педагогов и родителей зависит дальнейшее развитие ребёнка.

Взаимодействие педагогов в дошкольном учреждении с родителями, не только предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; а также направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть, сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием.

Таким образом, от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов, воспитателей, психологов и других специалистов зависит уровень семейного воспитания детей.

Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, психологов и охотно будут устанавливать с ними контакт. Поэтому педагоги должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в детском дошкольном учреждении, так и в семье.

Педагог в дошкольном учреждении должен работать таким образом, чтобы родитель смог:

• Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

• Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;

• Узнать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их;

• Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение и в ряде нормативно-правовых документов. В законе «Об образовании» (ст. 18) указано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».

Проблема заключается в том, что многие современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников дошкольных образовательных учреждений, не понимая важности единых требований к родителям и воспитателям. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник – это не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллейности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Однако на взаимодействие детского дошкольного учреждения и семьи влияет ряд факторов. Прежде всего, несовпадение представлений, запросов и ожиданий родителей по отношению к дошкольному учреждению и представлений воспитателей о своих функциях в работе с семьёй, что существенно снижает эффективность их взаимодействия с целью создания единого воспитательно-образовательного пространства. [1]

Эту ситуацию можно нивелировать за счёт включения семьи в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения,для чего необходимо создать следующие условия:

1.Социально-правовые: построение всей работы должно основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом дошкольного образовательного учреждения, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.

2.Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомлёнными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребёнка, безопасности его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

3.Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнюю перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и дошкольного образовательного учреждения в интересах развития ребёнка.

Нашим учреждением накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях органичного сочетания психолого-педагогических воздействий на ребёнка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечение всестороннего развития личности ребёнка.

Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:

1. Изучение потребности родителей в образовательных услугах.

2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, и осуществляется работа с семьями дошкольников.

В нашем детском саду решаются следующие приоритетные задачи:

• Повышение педагогической культуры родителей

• Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

• Изучение семьи и установление контактов с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребёнка;

• Изучение и обобщение опыта семейного воспитания.

Вся система работы в нашем учреждении направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребёнка. Поэтому участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить педагогическую культуру самих родителей, а также качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребёнка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.Для решения поставленных задач используются следующие методы и формы работы:

• Анкетирование, опрос, заполнение социального паспорта семьи воспитанника, знакомство с демографической, социально-профессиональной характеристикой семьи, жилищно-бытовыми условиями, культурным уровнем, составление краткой психолого-педагогической характеристики.

• В группах оформлены «Уголки для родителей». В них помещаются консультативные материалы; в специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных психологом, логопедами, воспитателем по изодеятельности, инструктором по физвоспитанию, музыкальным руководителем, воспитателями групп;

• С родителями проводится индивидуальное и групповое консультирование, беседы; так же обсуждаются достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем. Особое внимание уделяется работе с родителями подготовительной к школе группе. Проводятся индивидуальные беседы всех специалистов дошкольного учреждения, собрания, готовятся тематические выставки «Как подготовить ребёнка к школе».

«Образование числа 8.» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Журавушка» г. Ртищево Образование числа 8. НОД по познавательному.

Инклюзивное образование в ДОУ Модернизация дошкольного образования – одна из задач Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, принятой Правительством.

Педагогическое просвещение родителей дошкольников через разные формы работы Актуальность опыта В Законе «Об образовании» (ст. 44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует.

Проект «Правовое образование в ДОО» Актуальность Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким оно станет, зависит от того, какое поколение мы вырастим сегодня. Несомненно.

Проектная деятельность «Образование и семья» Наименование Проект Нормативно-правовое и программное обеспечение 1. Конвенция о правах ребенка; 2. Всемирная декларация об обеспечении.

Психолого-педагогическое просвещение родителей в интересах устойчивого развития личности ребенка 3–5 лет Зарубежный педагог начала XX века Э. Кэй писала: «Ребенок в глубине своего внутреннего «Я» чувствует, что имеет право быть /нехорошим/»,.

Что такое образование родителей. Смотреть фото Что такое образование родителей. Смотреть картинку Что такое образование родителей. Картинка про Что такое образование родителей. Фото Что такое образование родителейИз опыта работы «Этнохудожественное образование в ДОУ» Этнохудожественное образование в МБДОУ № 40 детский сад «Золотой ключик» п. Ключи Камчатского края Подготовила: воспитатель д/с №40 «Золотой.

Источник

Психолого-педагогическое образование родителей

Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время, это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. Поэтому при неправильном подходе, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведется спор,что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.

Семья является первой школой воспитания растущего человека и имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи закладываются исходные жизненные позиции ребенка, формируется его характер, происходит овладение им социальными ролями для адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

То есть семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Прямая функция семьи как социального института – обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, традициям народа. Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит волевых усилий, способность взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей, как правило, доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье проблем связанных с воспитанием детей, которых не было в их семье, приводит к семейной дисгармонии, потому что нет образцов того, как справляться с данной ситуацией. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование родителей выступает фактором поддержки социальной и педагогической грамотности и компетентности. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских, юридических… Поэтому возникает необходимость тесного сотрудничества детского дошкольного учреждения с семьей.

Детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы педагогов и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка.

Взаимодействие педагогов в дошкольном учреждении с родителями, не только предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, а также направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть, сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием.

Таким образом, от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов, воспитателей, психологов и других специалистов зависит уровень семейного воспитания детей.

Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, психологов и охотно будут устанавливать с ними контакт. Поэтому педагоги должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка, как в детском дошкольном учреждении, так и в семье.

Педагог в дошкольном учреждении должен работать таким образом, чтобы родитель смог:

• Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;

• Узнать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

• Быть эмоциональной поддержкой ребенку.

Существует проблема, которая заключается в том, что многие современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников дошкольных образовательных учреждений, не понимая важности единых требований к родителям и воспитателям. Семья и детский сад не могут заменить друг друга, у каждого из них свои функции.

Дошкольник – это не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Однако на взаимодействие детского дошкольного учреждения и семьи влияет ряд факторов. Прежде всего, несовпадение представлений, запросов и ожиданий родителей по отношению к дошкольному учреждению и представлений воспитателей о своих функциях в работе с семьей, что существенно снижает эффективность их взаимодействия с целью создания единого воспитательно-образовательного пространства.

Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения,для чего необходимо создать следующие условия:

Социально-правовые: построение всей работы должно основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом дошкольного образовательного учреждения, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.

Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнюю перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и дошкольного образовательного учреждения в интересах развития ребенка.

Потребностно-стимулирующие: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения потребностей и интересов семей; категорий семей; стилей семейного воспитания; ребенка во всех его сферах развития; рейтинга проводимых в дошкольном образовательном учреждении форм сотрудничества с семьей, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения. Только в этом случае дошкольное образовательное учреждение сможет оказать своевременную социально-психолого-медико-педагогическую поддержку семье и ребенку.

Нашим учреждением накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях гармоничного сочетания психолого-педагогических воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечение всестороннего развития личности ребенка.

Основными направлениями взаимодействия с семьей являются:

• Изучение потребности родителей в образовательных услугах.

• Просвещение родителей с целью повышения их правовой и психолого-педагогической культуры.

Исходя из этих направлений и осуществляется работа с семьями дошкольников.В нашем детском саду решаются следующие приоритетные задачи:

• Повышение психолого-педагогической культуры родителей;

• Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через внедрение наиболее эффективных форм работы;

• Изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;

• Изучение и обобщение опыта семейного воспитания.

Вся система работы в нашем учреждении направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Поэтому участие семьи в образовательном процессе позволяет повысить психолого-педагогическую культуру самих родителей, а также качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейших его достижениях.Для решения поставленных задач используются следующие методы и формы работы:

• Анкетирование, опрос, заполнение социального паспорта семьи воспитанника, знакомство с демографической, социально-профессиональной характеристикой семьи, жилищно-бытовыми условиями, культурным уровнем, составление краткой психолого-педагогической характеристики;

• В группах оформлены «Уголки для родителей». В них помещаются консультативные материалы; в специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных психологом, логопедами, воспитателем по изодеятельности, инструктором по физвоспитанию, музыкальным руководителем, воспитателями групп;

• С родителями проводится индивидуальное и групповое консультирование, беседы. Так же обсуждаются достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем. Особое внимание уделяется работе с родителями подготовительной к школе группе. Проводятся индивидуальные беседы всех специалистов дошкольного учреждения, собрания.

• Положительно зарекомендовал себя «Родительский клуб», целью которого является оказание помощи родителям в приобретении психолого-педагогических знаний, знаний особенностей физического и психического развития ребенка, знакомство с практикой их работы с детьми, оказание помощи в вопросах воспитания. Все общение участников построено на принципах добровольности, демократичности, личной заинтересованности.

• В дошкольное учреждение приглашаются лекторы, которые освещают вопросы, интересующие родителей.

• Просмотр родителями занятий и режимных моментов для знакомства родителей со структурой и спецификой проведения занятий и условиями пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении.

• Проводятся «Дни открытых дверей для родителей». Эта форма работы нравится родителям, так как позволяет увидеть реальные достижения своего ребенка, научиться самим некоторым приемам и методам работы с детьми.

Еще до поступления в детский сад ребенка устанавливаются первые контакты между семьями и нашим детским садом: родители приходят с детьми, знакомятся с воспитателями, особенностями их работы, с развивающей средой; получают консультацию специалистов (психолога, логопеда).

Родители систематически участвуют в проведении праздников и досугов – выступают в качестве сказочных персонажей по сценариям осенних, новогодних, весенних утренников; вместе с воспитателями проводят масленичные дни с гуляньями, изготавливают необходимые к празднику костюмы и атрибуты, участвуют в различных конкурсах. Участвуя в спортивных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, оценить его физическую подготовку. Когда родители на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это полезно детям, так как создает хороший эмоциональный настрой, дарит большую радость от взаимного общения.

• За ребенком ведется систематическое наблюдение, заполняются карты нервно-психического развития, отслеживается эмоциональное состояние ребенка в группе, проводится диагностика на определение уровня интеллектуального развития, развития эмоциональной, коммуникативной сферы.

Таким образом, все формы работы с родителями, используемые в нашем дошкольном учреждении, создают атмосферу доверия и сотрудничества между родителями, педагогами и детьми; способствуют совершенствованию педагогических знаний, умений и навыков родителей (в теоретической и практической организованной деятельности); происходит обмен опытом семейного воспитания между родителями; обеспечивается совместный успех в воспитании и обучении детей.

Консультация «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ранним детским аутизмом в ДОУ» Среди многочисленных форм нарушений развития проблема аутизма является одной из актуальных. Ранний детский аутизм обнаруживается в 4—5 случаях.

Психолого-педагогическое сопровождение развития компетентности родителей в условиях ДОУ Психолого – педагогическое сопровождение развития компетентности родителей в условиях ДОУ 1. Пояснительная записка На современном этапе.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов как одно из условий успешной социализации.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении Роль семейного окружения в процессе психического развития ребенка дошкольного возраста является главной. Безусловно, внутрисемейные отношения.

Психолого-педагогическое взаимодействие дошкольного учреждения с семьей в условиях ФГОС до Психолого-педагогическое взаимодействие дошкольного учреждения с семьей в условиях ФГОС ДО На современном этапе развития общества актуальной.

«Психолого — педагогическое кафе» семинар-практикум «Преемственность в работе между школой и ДОО» Семинар – практикум «Психолого – педагогическое кафе» на тему «Преемственность в работе между БДОУ СМР «Детский сад №33», БОУ СМР «СОШ №5».

Эссе «Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 235» Шевцова Кристина Сергеевна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *