Что такое образование в чем заключается приоритет образования 8 класс обществознание
Учитель всех предметов
Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
Что такое образование? В чём заключается приоритет образования?
Что такое образование? В чём заключается приоритет образования?
Ответ
Образование — процесс усвоения знаний, обучение, просвещение.
В широком смысле слова, образование — процесс или продукт «формирования ума, характера и физических способностей личности… В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому». В контексте социального прогресса образование, помимо формата передачи социального культурного наследия, позволило человеку разорвать связь с Природой, в которой объём познания и длительность жизни взаимосвязаны.
Образование — это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации. Каждое новое поколение овладевает знаниями, опытом, накопленными предыдущими поколениями, вносит свой вклад в непрерывно пополняемую сокровищницу культуры.
В статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о признании принципа приоритетности образования в нашей стране. Термин «приоритет» словари характеризуют как «преобладающее значение». Приоритетность образования определяется прежде всего самой сущностью образования, его направленностью на воспитание самостоятельного, критически мыслящего гражданина, стремящегося к совершенствованию общества, в котором он живёт. В одном из документов Организации Объединённых Наций подчёркивается, что учащемуся «должно даваться образование», которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Для повышения качества образования, обеспечения единства его содержания на всём российском пространстве установлены государственные стандарты среднего и высшего образования, отражающие новейшие достижения науки.
Образование
Урок 10. Обществознание 8 класс
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Образование»
Роль образования в современном мире
Хорошее образование ценилось во все времена. Но сейчас уровень и качество образования часто определяет место, которое может занять человек в обществе, возможности его профессиональной карьеры. Если же говорить об обществе в целом, то от образованности населения страны зависит уровень её конкурентоспособности в мировой экономической системе. Ведь современные техника и технологии требуют работников, которые не просто автоматически выполняют те или иные операции, а понимают смысл того, что они делают, способны самостоятельно оценивать ситуацию и принимать творческие решения.
Роль образования в современном мире растёт. Сегодня мы попытаемся разобраться, что такое образование, какие виды образования существуют, какой должна быть современная система образования.
Образование, его виды
Образованием принято называть целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения человека, усвоение им определённой суммы знаний, умений и навыков.
Знания, умения и навыки можно получать из разных источников и разными путями. Мы многое узнаём об окружающем мире, действуя в нём. Наверняка, вы достаточно рано узнали, что, например, к кипящему чайнику лучше не притрагиваться, если не хочешь обжечься. О многих полезных вещах вам рассказали родители, научили завязывать шнурки, правильно чистить зубы, готовить завтрак. Именно они, скорее всего, дали вам первые уроки нравственности, объяснив, «что такое хорошо, и что такое плохо». Затем в вашей жизни появились другие авторитетные люди, взрослые и ваши сверстники, которые делились с вами знаниями, умениями правильно и успешно действовать в разных ситуациях: кататься на коньках, собирать модели. Если вы попытаетесь просто перечислить всё, что успели узнать в школе, вряд ли уложитесь не то что во время одного урока, но даже в один учебный день. А ведь есть ещё информация, почерпнутая вами из прессы, телепередач, Интернета.
Все перечисленные способы получения образования, а также те, которые мы не назвали, можно разделить на две части:
· образование, полученное в специальных учреждениях: школе, университете, на образовательных курсах
· образование, полученное вне стен этих учреждений: из повседневного опыта и межличностного общения, средств массовой информации; сюда также можно отнести и самообразование.
Какой из способов образования лучше? Трудно ответить на этот вопрос однозначно. С одной стороны, знания, которые вы получаете в школе, систематизированы, разносторонни, научны, то есть создают целостную картину окружающего мира. Но, с другой стороны, учиться на уроках вам, мягко говоря, не всегда интересно: ведь чему учиться, выбирают за вас, и мнения вашего не спрашивают. Любой учитель расскажет вам, как мешает успешному усвоению знаний отсутствие мотивации, личной заинтересованности.
Если же вы ищете информацию самостоятельно, в Интернете, спрашиваете тех, кто мог бы этой самой информацией с вами поделиться, значит, она вам жизненно необходима или очень интересна. Согласитесь, в этом случае всё, что удалось узнать, запоминается с первого раза, и усталости в процессе обучения вы, практически, не чувствуете. Но можете ли вы быть уверены в том, что ваши знания будут проверенными и полными, что вы не упустили чего-нибудь важного? Увлёкшись одной областью знаний, можно забыть, что все они связаны между собой. Нельзя стать хорошим физиком, плохо зная математику. Археолог должен уметь применять физические и химические методы обработки, консервации и датировки находок. Зоотехнику недостаточно разбираться в строении организма животных, нужно знать о многообразных причинах, вызывающих их болезни.
Вывод напрашивается сам собой: нужно сочетать и тот, и другой способ образования, быть активным участником этого процесса.
Исторические модели образования
Образование возникает вместе с появлением человеческого общества. Люди тем и отличаются от животных, что способны не только чему-то учиться, получать необходимую им информацию об окружающем мире, но и сохранять её, передавать из поколения в поколение. Эта способность обеспечивает общественный прогресс. Новым поколениям не надо каждый раз открывать уже открытое. Усвоив наследие предков, можно сосредоточить усилия на поиске новых знаний, выработке новых умений.
Но в разные исторические эпохи способы передачи культурного наследия из поколения в поколения отличались друг от друга.
В первобытную эпоху образование проходило непосредственно в общении, устной речи, подражании. Главным способом обучения был принцип «Делай, как я!» Достигнув совершеннолетия (по тогдашним меркам), мальчики и девочки должны были доказать, что они научились всему, что необходимо в жизни, во время специальных обрядов посвящения во взрослую жизнь – инициаций. В результате человек овладевал всеми ценностями культуры, но только в рамках общины, племени, то есть ограниченного сообщества первобытных людей.
Следующий шаг в развитии образования связан с возникновением первых цивилизаций и с изобретением около трёх с половиной тысяч лет назад письменности. Теперь, чтобы овладеть культурным наследием, нужно было вначале изучить систему знаков для её передачи. Этому можно было научиться только в специальном учреждении – школе. Первые известные в истории школы – это школы писцов. Вначале учителями были храмовые жрецы, а учениками – выходцы из привилегированных слоёв общества. Ведь обучение длилось достаточно долго. Например, в Древнем Египте, чтобы научиться читать и писать иероглифы, требовалось 10 – 12 лет. Люди, прошедшие обучение, образовывали особую социальную группу – писцов – и занимали высокое место в системе тогдашнего египетского общества.
Более быстрым, лёгким и эффективным процесс обучения стал после изобретения алфавита, буквенного письма. Первую азбуку придумали финикийцы около 2000 года до н.э. Теперь грамотность стала распространяться не только среди жреческого сословия. Письму обучались также дети купцов и ремесленников.
Новые цели появились у системы образования в античном обществе. Главной задачей древнегреческой школы было формирование всесторонне развитого гражданина полиса. Поэтому в них учили не только читать и писать. Школьники занимались музыкой, стихосложением, различными видами спорта, учились излагать свои мысли, вести дискуссию. В Древнем Риме впервые появились школы для девочек.
В средневековой Европе первоначально практически единственными очагами образования были монастыри. Спрос на образованных людей, в сравнении с античностью сильно упал. Многие представители знатных дворянских родов были неграмотными. Вы, наверное, помните из уроков истории, что первый император франков Карл Великий, очень уважавший образованных людей, так и не научился писать. Неграмотным был и Вильгельм Завоеватель. Что, впрочем, не помешало ему подчинить себе Британию. Для этого важнее были другие знания и умения. Священникам же необходимо было уметь читать, чтобы вести церковные службы. В школах, кроме письма и чтения, осваивали основы религиозного вероучения. Такая ситуация была характерна не только для христианской Европы, но и для других обществ, основой мировоззрения которых была религия.
Но, начиная с 12 века, во многих городах Европы (Италии, а затем Англии и Франции) появились университеты. Именно они стали новыми центрами образования и интеллектуальной жизни. Кроме богословия, в университетах изучали право, медицину и так называемые «свободные искусства», среди которых были геометрия, астрономия, философия. В университетах средневековой Европы впервые начал осуществляться принцип открытости системы образования. Языком науки и школы стала латынь. Поэтому студенты могли поступать и учиться в университетах разных стран.
Следующий этап в развитии образования начался в 16 – 18 веках, в Новое время и эпоху Просвещения. Возникли совершенно новые типы учебных заведений: высшие инженерные, торговые, военные, технические, сельскохозяйственные школы. Образование всё больше отделяется от церкви, приобретает светский, то есть нерелигиозный, характер.
С переходом к индустриальному обществу нужда в образованных людях возросла. И не только в специалистах: инженерах, агрономах, врачах, юристах. Рабочие на предприятиях с новой машинной техникой, должны были быть хотя бы элементарно грамотными. Государства стали осуществлять собственную образовательную политику: вводилось всеобщее обязательное образование детей.
Все перечисленные системы образования объединяло одно: они ориентировали учащихся на усвоение готового знания, сложившихся способов деятельности. Предполагалось, что полученного образования человеку хватит на всю жизнь. Пока экономические и технические изменения в обществе происходили достаточно медленно, такой подход был вполне приемлем.
Но теперь ситуация совсем иная. Объём информации растёт лавинообразно. Появляются новые научные дисциплины. Сейчас их насчитывается уже около 15 тысяч. Человек должен научиться ориентироваться в этом огромном информационном потоке. Кроме того, мир становится все более «открытым». Государства сотрудничают между собой в экономической сфере, осуществляют совместные научные проекты. Жители разных стран и континентов гораздо чаще контактируют друг с другом: турпоездки, учёба или работа за рубежом, брак, иммиграция – все это становится привычным. Поэтому человеку нужно научиться понимать других людей, быстро и безболезненно вживаться в чужое для него жизненное пространство. Академических и информационных навыков для этого недостаточно. Необходимо формировать правовую, политическую, гуманитарную культуру личности. Большое значение приобретают экологические знания – умение жить в гармонии с окружающей средой. Таким образом, образовательный идеал 21 в. – развитие личности обучающегося, формирование у него потребности в постоянном самообразовании и умений его осуществлять.
Повторим основные идеи сегодняшнего урока:
· образование – целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения человека
· в современном мире от уровня развития образования зависит уровень развития страны в целом, уровень образованности определяет место человека в обществе
· системы образования, существующие в том или ином обществе, отражают уровень его развития
· современное образование должно быть личностно-развивающим, опережающим
Конспект урока по обществознанию 8 класс на тему «Образование»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цель: познакомить учащихся с основными принципами образовательной системы нашей страны, с ее местом в российском обществе, структурой образования.
Обучающая : Выяснить, в чём заключается приоритетность и конкурентоспособность образования; каковы основные уровни образования в нашей стране.
Развивающая: использовать формы, приемы и методы работы, способствующие развитию критического мышления; умение работать со справочной литературой и первоисточниками, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи.
Воспитательная : умение давать оценку современных процессам, происходящим в обществе, выражать свою позицию, уметь делать личностный прогноз.
Планируемые образовательные результаты
коммуникативные – умение работать в группе, взаимодействовать и сотрудничать с одноклассниками;
познавательные – умение анализировать, делать выводы, выбирать нужную информацию, структурировать информацию, систематизировать, определять значение понятий, аргументировать свою позицию, выбирать необходимую информацию;
регулятивные – целеполагание и построение жизненных планов, планирование и организация деятельности; прогнозирование; самоконтроль.
Научатся определять, в чём заключается приоритет образования, основные элементы системы образования в России, почему в информационном обществе возрастает приоритет образования, а непрерывное образование является ключевой задачей общества.
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы работы : наглядный, частично-поисковый, практический, п роблемный, эвристическая беседа.
Формы работы : индивидуальная, фронтальная, групповая
Учебник Обществознания под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.И. Городецкой 8 класс. Москва «Просвещение» 2014г.
Закон «Об образовании РФ».
Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой. Москва 2006г.
Выдержки из Википедия.
Основные термины и понятия : образование, приоритетность образования, конкурентоспособность, самообразование.
Словарный диктант. (Приложение №1)
Крестики- нолики. (Приложение №2)
(сл. № 1) Фронтальный опрос:
Какую сферу общественной жизни мы с вами изучаем?
Что к ней относится?
(сл. № 3) Что такое моральный выбор?
(сл. № 4) В чем выражается свобода выбора?
(сл. № 5) В чём опасность безответственного поведения?
В современном мире налицо резкое несоответствие: наука, техника, технологии идут вперед семимильными шагами, а люди отстают. Глобализирующийся мир столкнулся с резким дефицитом квалифицированных кадров. Только в Европе не хватает около 700 тыс. специалистов во всех отраслях экономики. Такая же ситуация сложилась и в России. Появилась новая техника, а тех, кто должен на ней работать не хватает.
Пара получает Лист решения проблем. Учащиеся обсуждают каждый вопрос, предлагают несколько решений. Представители выступают по итогам работы перед классом отвечают на вопросы:
Несоответствие: наука, техника, технологии Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить?
Подготовка высококвалифицированных специалистов.
(сл. № 6) Прошу вас заполнить таблицу с утверждениями:
Целеполагание. «Осмысление материала»
Обратите внимание на экран. Как связаны между собой данные изображения? (Конституция (ст.43), Закон «Об образовании», фото Васильева Ольга Юрьевна – мин.обр).
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (об образовании РФ) (сл. № 8)
— Какие задачи мы можем перед собой поставить? (постановка задач) (сл. № 9,10)
Запишите тему урока в тетрадь.
— Давайте сравним, как звучит это понятие в различных источниках. Воспользуемся———
(Работают со словарём Ожегова, словарём в учебнике, Википедия) записали.
Образование- это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями ( Википедия)
(сл. № 12) Образование в обществе занимает особое место ст. 43 Конституции РФ : «Каждый гражданин имеет право на образование».
В сфере политики такая позиция называется «приоритетом образования».
— Как вы думаете, что такое приоритетность образования? )
3 группы Работают со словарём Ожегова, словарём в учебнике, Википедия.
Ст. 3 ФЗ «Об образовании в РФ» о признании принципа «приоритетного образования» в нашей стране стр. 79 (схема по учебнику) .
(сл. № 13) Термин «приоритет» словари характеризуют как «преобладающее значение».
Приоритетность образования заключена в самой его сущности. Образование должно быть направлено на воспитание самостоятельного, способного к самостоятельному размышлению гражданина, принимающего активное участие в развитии окружающего социума.
В каком обществе мы живем?
В индустриальном или информационном?
В чем отличается информационное от индустриального общества? стр. учебника 24, 25
— Что и кто сможет обеспечить конкурентоспособность страны? (ответы учащихся) – образование и человек.
Основы конкурентоспособности личности закладываются прежде всего образованием. Существенно изменяется содержание образования. В школе появляются новые, более интересные учебники, больше внимания уделяется удовлетворению индивидуальных запросов обучающихся.
(сл. № 15) Три звена конкурентоспособности :
?Вы мне можете объяснить, как это понять.
— Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, я вам предлагаю поработать над этой темой.
1. Работает с текстом учебника стр.80 (по методу чтение с пометками).
2. Работает с текстом учебника стр.81 и отвечает на вопрос:
Какие личные качества человека соответствуют запросам информационного общества.
3. Работает со справочнико м Домашека: Современное понимание и определение сущности информационной культуры. Отвечает на вопрос:
Какие требования предъявляются человеку в информационном обществе (выразить информационный и коммуникативный аспект).
(сл. № 16) Личные качества человека
Вывод: Образование активно воздействует на жизнь: чем выше образованность граждан страны, тем успешнее развиваются экономика, культура, тем увереннее люди добиваются реализации своих жизненных устремлений.
Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях. Конкурентоспособность — также определяют как свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия и др.
— Как вы понимаете словосочетание «непрерывность образования»?
Вывод: Благодаря развитию личности и конкурентоспособности образования развивается российская экономика и укрепляется на мировой арене конкурентоспособность России, вступившей на путь инновационного развития.
Предлагает выделить основные структурные элементы системы образования РФ и
После окончания школы вы продолжите обучение и будете получать профессию.
Какие ступени профессионального образования вам известны? составить кластер
2 ученика работают с Законом «Об образовании РФ» статья 18,19,22-24.
Остальные с учебником стр. 82.
Переносят записи в тетрадь (в зависимости от темпа урока)
А что такое самообразование? Каким образом оно осуществляется? Важно ли оно в современной жизни?
4. Первичное закрепление материала.
Давайте вернёмся к вашей таблице с утверждениями. (Работают с таблицей).
Предлагает разделиться на группы и проверить свои знания.
1 гр. составляют синквейн со словом образование;
2 гр. пишет небольшой рассказ со словами: образование, ступени образования, конкурентоспособность, самообразование.
3 группа тестовые задания
Приём «чемодан, мясорубка, корзина»:
Что вы возьмёте с собой сегодня с урока?
Сегодня на уроке я узнал………………..
Что вам стоит переработать, о чём подумать?
Предлагаю вам оценить ваше состояние на данный момент фразеологическим оборотом:
«светлая голова» (логично мыслящий человек, ясный и логичный ум )
Изучить п.10, вопросы 1-6.
На выбор: в классе и дома 2,3,5;
Каким вы видите свой дальнейший образовательный маршрут?
ПОПС-формула по теме говорят мудрые; составление рассказа со словами образование, ступени образования, конкурентоспособность, самообразование.