Что такое образование веществ биология 6 класс
§ 23. Обмен веществ — главный признак жизни
1. Чем отличается живой организм от неживых тел? 2. Что вам известно об энергии?
Организмы растут, развиваются, размножаются, если получают из окружающей среды воздух, воду, свет, тепло, пищу. В окружающую среду организмы выделяют ненужные продукты жизнедеятельности. В результате между организмом и средой непрерывно происходит обмен веществ.
Обмен веществ — взаимосвязанные процессы образования и разрушения веществ, протекающие в организме и обеспечивающие его связь с окружающей средой.
Процессы обмена веществ происходят в клетках организма. В них сложные органические вещества при участии кислорода расщепляются до более простых веществ. При этом освобождается энергия. Она необходима каждому живому организму, каждой живой клетке.
Энергия используется организмом на построение новых клеток, работу органов, поддержание температуры тела и осуществление всех процессов жизнедеятельности. Растения используют энергию на образование органических веществ, их передвижение, рост, развитие (рис. 54, а). Животные расходуют много энергии при активном передвижении (беге, прыжках, машущем полёте, плавании), ориентировании в пространстве. Птицы, например, тратят большое количество энергии на выкармливание своего потомства (рис. 54, б).
Составной частью обмена веществ является питание — потребление организмом необходимых веществ (органических и минеральных) и заключённой в них энергии. Благодаря питанию организмы получают вещества, которые используются на рост, процессы жизнедеятельности, воспроизведение. Различные процессы поступления, превращения и выделения веществ и энергии из организма тонко согласованы и в совокупности обозначаются как обмен веществ и энергии.
Обмен веществ. Образование веществ. Разрушение веществ. Использование энергии организмами
Ответьте на вопросы
1. Что такое обмен веществ?
2. Откуда организмы получают питательные вещества, необходимые для обмена веществ?
3. Как живые организмы используют энергию?
4. Почему обмен веществ является основой жизни?
5. Чем отличается питание растений от питания грибов и животных?
Какая существует связь между обменом веществ и обменом энергии?
Термины по биологии 6 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Жизненная форма – внешний облик растения.
Орган – часть организма, выполняющая в нем определенную функцию и имеющая особое строение.
Генеративные органы – органы полового размножения.
Вегетативные органы – органы, выполняющие основные функции питания и обмена веществ (все, кроме полового размножения).
Обмен веществ – это все процессы образования, распадения и видоизменения различных веществ в организме.
Ткань – группа клеток, сходных по строению, происхождению, выполняющая определенную функцию.
Эндосперм – запас питательных веществ в семени растения.
Прорастание – это переход семян от состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка.
Пазуха листа – угол между стеблем и листом.
Узел – участок стебля от которого отходит лист.
Междоузлие – участок стебля между узлами.
Почка – зачаточный побег.
Устьице – небольшая пора на ткани листа растения.
Цветок – видоизмененный укороченный побег, развивающийся из цветочной почки, служащий для полового размножения.
Опыление – перенос пыльцы с пыльников на рыльце пестика.
Оплодотворение – слияние мужской и женской половых клеток в одну клетку (зиготу).
Экологические группы – группы растений, выделяемые по отношению к какому-либо фактору среды и имеющие к нему приспособительные свойства.
Фотосинтез – процесс образования органических веществ (углеводов) из неорганических (углекислого газа и воды) в зеленых частях растения на свету, с выделением кислорода.
Автотрофы – организмы, создающие органические вещества себе сами (растения).
Гаметы – половые клетки.
Вегетативное размножение – воспроизведение растений из частей вегетативных органов (корня, побега).
Прививка – пересадка вегетативных частей одного растения на другое и сращивание их друг с другом.
Подвой – растение, на которое прививают.
Привой – растение, которое прививают на подвой.
Систематика – наука о классификации.
Вид — это группа особей, имеющих сходное строение, которые способны скрещиваться между собой, обеспечивая плодовитое потомство.
Ареал – область распространения вида.
Слоевище – тело, не расчлененное на ткани и органы.
Ризоиды – нитевидные корнеподобные выросты.
Спорофит – орган в котором образуются споры.
Эволюция – процесс исторического развития живого мира.
Рели́кт — живой организм, входящий в состав растительного или животного мира данного региона как пережиток флоры и фауны прошлых геологических эпох и находящийся в некотором несоответствии с современными условиями существования.
Природное сообщество (биоценоз или экосистема) – совокупность живых организмов и условий абиотической (неживой) среды на определенной территории.
Круговорот веществ и поток энергии – движение неорганических веществ и энергии из окружающей среды к одним организмам (автотрофам), от них к другим организмам (гетеротрофам), а от них – вновь в окружающую среду.
Биотоп – однородное пространство определенного биоценоза.
Сукцессия – постепенная смена одного природного сообщества другим.
Агроценоз – природные сообщества, созданные человеком.
Биология. 6 класс
Конспект урока
Урок 1. Обмен веществ – главный признак жизни
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Обмен веществ – это процессы поступления нужных организму веществ, их сложных превращений внутри и выведения ненужных веществ в окружающую среду. Эти процессы позволяют организмам расти и размножаться, сохранять свои структуры и отвечать на воздействия окружающей среды.
Гетеротрофы – (др.-греч. heteros – «различный» и trophos – «питание») – организмы, которые питаются готовыми органическими веществами и не способны синтезировать органические вещества из неорганических путём фотосинтеза или хемосинтеза.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
С момента рождения и до смерти в организме происходит обмен веществ и энергии. Для этого из окружающей среды в любой живой организм какие – то вещества должны поступать, а какие – то должны выделяться. Но за счёт каких процессов это возможно? Сегодня на уроке мы будем искать ответ на этот вопрос.
Мы восхищаемся великим разнообразием живых существ. Все они отличаются друг от друга цветом, формой, величиной, строением. Но объединяет всех их одно – жизнь.
Проникнуть в тайны жизни человек пытался давно. Было доказано, что различие между живой и неживой природой заключается в особом строении живого существа и в специфических химических процессах, постоянно происходящих между организмом и внешней средой. Совокупность этих процессов и представляет собой основу жизни.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Распределите живые организмы по типам питания.
Определения по биологии за 6 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Газообмен- обмен газов между окружающей средой и внутренней средой организма.
Клетка- структурная и функциональная единица живого.
Оболочка- особая часть клетки, придающая прочность, защищающая клетку (у растений состоит из целлюлозы).
Ткань- группа клеток, сходных по строению, выполняющих одинаковые функции и имеющих одинаковое происхождение.
Виды растительных тканей : образовательные, основные, проводящие, механические, покровные.
Сосуды мертвые вытянутые клетки, лишенные перегородок, проводящие воду и минеральные вещества.
Ситовидные трубки живые вытянутые клетки, поперечные перегородки в виде сита.
Волокна растительные клетки с утолщенными оболочками.
Покровная (кожица, пробка, кора) ткань, находящаяся на поверхности растения, выполняющая защитную функцию.
Кожица (эпидерма) покровная ткань, представленная живыми, плотно сомкнутыми клетками.
Пробка покровная ткань, представленная мертвыми, плотно сомкнутыми клетками.
Минеральные удобрения : азотные способствуют росту листьев и стеблей, калийные росту корней, фосфорные для скорейшего созревания плодов.
Прокариоты- организмы, не имеющие оформленного ядра.
Кокки- шарообразные бактерии.
Азотофиксирующие бактерии (клубеньковые)-бактерии, поселившиеся на корнях бобовых растений, способные поглощать азот из воздуха.
мицелий (грибница)-система ветвящихся белых нитей (гиф).
Микориза (грибокорень) – симбиоз нитей грибницы шляпочных грибов и корней высших растений.
Ботаника- наука о растениях; наука о строении, развитии, жизнедеятельности растений, их распространении и происхождении.
Околоцветник- структуры, расположенные вокруг мужских и женских частей цветка
Гормоны- биологически активные вещества
Эндокринные железы (железы внутренней секреции )-ормоны у животных
Нейрон- кленка нервной ткани
5 отделов головного мозга-продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг, передний мозг (2 полушария)
Продолговатый мозг координирует-дыхание, сокращение сердца, сосудов
Мозжечок координирует-сложные движения, равновесие тела
Средний мозг координирует-ориентировочные рефлексы на зрительные и звуковые раздражения
Промежуточный мозг координирует-зрение
Передний мозг состоит-подкорки и коры больших полушарий
Термины по биологии для 6 класса — список основных понятий и определений
Автотрофы — организмы, способные самостоятельно создавать питательные вещества.
Азотофиксирующие бактерии (клубеньковые) — бактерии, поселившиеся на корнях бобовых растений, способные поглощать азот из воздуха.
Анатомия — наука о внутреннем строении организмов.
Бактерии — просто устроенные микроскопические, чаще одноклеточные организмы.
Бациллы — палочковидные бактерии.
Биологические часы — способность живых организмов ориентироваться во времени.
Биология — наука о любом проявлении жизни.
Биосфера — область распространения жизни.
Ботаника — наука о растениях; наука о строении, развитии, жизнедеятельности растений, их распространении и происхождении.
Вакуоль — органоид растительной клетки, заполненный клеточным соком с запасом питательных веществ (ЗПВ).
Вибрионы — бактерии в виде запятой.
Виды растительных тканей — образовательные, основные, проводящие, механические, покровные.
Волокна — растительные клетки с утолщенными оболочками.
Высшие растения — растения, имеющие ткани и органы.
Газообмен — обмен газов между окружающей средой и внутренней средой организма.
Гетеротрофы — организмы, поглощающие готовые питательные вещества извне.
Головной мозг — это главный координирующий центр у позвоночных.
Гормональная регуляция — регулирующее воздействие гормонов на функции организма.
Гормоны — биологически активные вещества.
Грибы — одно из царств растений, сочетающие признаки растений и животных.
Гуморальная регуляция — длительные процессы жизнедеятельности (рост, индивидуальное развитие).
Двудольные растения — растения с двумя семядолями.
Дыхание — поглощение кислорода и выделения углекислого газа.
Индивидуальное развитие — развитие от зиготы до естественной смерти.
Испарение — удаление паров воды с поверхности.
Клетка — структурная и функциональная единица живого.
Клеточный сок — полужидкое вещество вакуолей, содержащее красящие и питательные вещества, воду и придающие окраску лепесткам и другим органам растений.
Кожица (эпидерма) — покровная ткань, представленная живыми, плотно сомкнутыми клетками.
Кокки — шарообразные бактерии.
Корневое давление — давление в проводящих сосудах корней, обеспечивающее водой надземных органов.
Лейкопласты — бесцветные пластиды.
Лепестки — внутренние окрашенные листочки околоцветника.
Листопад — массовое опадение листьев перед наступлением неблагоприятных условий.
Лишайники — организмы, образованные симбиозом гриба и водоросли.
Лупа — простейший увеличительный прибор с разрешающей способностью 2-30 раз.
Межклеточное вещество — полужидкое вещество, соединяющее оболочки соседних растительных клеток.
Механическая — ткань, состоящая из волокон и придающая прочность растению.
Микориза (грибокорень) — симбиоз нитей грибницы шляпочных грибов и корней высших растений.
Микроскоп — сложный увеличительный прибор с разрешающей способностью 300-400 раз (световой), 3500-4000 раз.
Минеральное питание — процесс поступления из почвы через корни воды и минеральных веществ.
Минеральные удобрения — азотные способствуют росту листьев и стеблей, калийные росту корней, фосфорные для скорейшего созревания плодов.
Мицелий (грибница) — система ветвящихся белых нитей (гиф).
Мозжечок — координирует сложные движения, равновесие тела.
Мхи — отдел царства Растений, характерной чертой которых является наличие тканей и примитивных органов (стебель, лист).
Нейрогуморальная регуляция — это нервная + гуморальная регуляция.
Нейрон — клетка нервной ткани.
Нервная регуляция — координирующее влияние нервной системы на клетки, ткани и органы, приводящее их деятельность в соответствие с потребностями организма и изменениями окружающей среды.
Нервная система — осуществляет связь клеток, тканей, органов, систем внутри организма и с внешней средой.
Низшие растения — растения, состоящие из одной или многих неспециализированных клеток.
Обоеполые — цветки, содержащие пестики и тычинки.
Оболочка — особая часть клетки, придающая прочность, защищающая клетку (у растений состоит из целлюлозы).
Околоцветник — структуры, расположенные вокруг мужских и женских частей цветка.
Органоиды — особые структуры цитоплазмы, выполняющие определенные функции и имеющие определенное местоположение.
Органы — это часть организма, имеющая определенное строение, занимающая определенное положение и выполняющая определенные функции.
Основная ткань — ткань, заполняющая пространство между другими тканями.
От древних папаротников — голосеменные и покрытосеменные.
От риниофитоподобных растений — мхи, плауны, хвощи, папоротники.
Паразиты — организмы, питающиеся питательными веществами живых организмов.
Передний мозг состоит — из подкорки и коры больших полушарий.
Пестик — женская структура цветка, состоящая из рыльца, столбика и завязи.
Пигменты — красящие вещества.
Питание — поступление питательных веществ (ПВ) в организм.
Пластиды-органоиды — растительных клеток, отвечающие за фотосинтез (зеленые и красные) или запасающие питательные вещества (бесцветные).
Плодовое тело — у большинства грибов ножка и шляпка.
Плодородие — способность почвы обеспечивать необходимыми веществами растения.
Поведение — действия, совершаемые организмами при добывании пищи, разможении, дыхании и других процессах жизнедеятельности.
Покой — приспособление организмов к неблагоприятной среде.
Покровная (кожица, пробка, кора) — ткань, находящаяся на поверхности растения, выполняющая защитную функцию.
Почва — верхний, плодородный слой земли, обеспечивающий растения водой и минеральными веществами.
Признаки царства растений — способность к фотосинтезу.
Пробка — покровная ткань, представленная мертвыми, плотно сомкнутыми клетками.
Проводящая — ткань, транспортирующая воду и питательные вещества.
Продолговатый мозг — координирует дыхание, сокращение сердца, сосудов.
Прокариоты — организмы, не имеющие оформленного ядра.
Промежуточный мозг — координирует зрение.
Развитие — качественные изменения организмов.
Раздражимость — реакция организма на изменения окружающей среды.
Размножение — увеличение численности особей (организмов).
Растения бывают — низшие и высшие.
Рефлекс — ответная реакия организма на раздражение, осуществляемая с помощью нервной системы.
Ризоиды — бесцветные ветвистые нитевидные клетки, служащие водорослям для прикрепления.
Рост — увеличение размеров тела (количественные изменения).
Сапротрофы — организмы, получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.
Семенные — голосеменные и покрытосеменные.
Семязачаток — зачаток семени, расположенный в завязи пестика.
Семя содержит — запасающую ткань(эндосперм), зародыш и семенную кожуру.
Симбиоз — взаимополезное совместное существование организмов.
Сине-зеленые бактерии (или цианобактерии) — зеленые бактерии, способные к фотосинтезу.
Ситовидные трубки — живые вытянутые клетки, поперечные перегородки в виде сита.
Сосуды — мертвые вытянутые клетки, лишенные перегородок, проводящие воду и минеральные вещества.
Спириллы — спиралевидные бактерии.
Спора бактерии — форма бактерий, служащая для перенесения ими неблагоприятных условий.
Споровые растения — водоросли, мхи, папоротники.
Споры грибов — структуры вегетативного размножения грибов.
Средний мозг координирует — ориентировочные рефлексы на зрительные и звуковые раздражения.
Таллом (слоевище) — тело низших растений (водорослей).
Ткань — группа клеток, сходных по строению, выполняющих одинаковые функции и имеющих одинаковое происхождение.
Тычинки — мужская структура цветка, состоящая из пыльника и тычиночной нити.
Удобрения — искусственно вносимые вещества для улучшения плодородия почвы.
Фенология — наука о сезонных периодических явлениях природы.
Физиология — наука о функциях и процессах в организме.
Фотопериодизм — соотношение продолжительности светлого и темного времени суток.
Фотосинтез — процесс образования органических веществ в зеленых частях растений при помощи света из углекислого газа и воды, выделяя при этом кислород.
Хлоропласты — зеленые пластиды.
Хлорофилл — зеленый пигмент хлоропластов.
Хромопласты — красные и желтые пластиды.
Хромосомы — особые уплотненные структуры ядра несущие информацию об организме.
Цветок — видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения.
Цитология — наука о строении и функционировании клеток.
Цитоплазма — особая часть клетки, состоящая из жидкого вязкого вещества с погруженными органоидами.
Цитоплазматическая мембрана — особая часть клетки, выполняющая избирательный транспорт веществ.
Экология — наука об отношениях организмов между собой и окружающей их средой.
Эндокринные железы(железы внутренней секреции) — гормоны у животных.
Эндосперм — запасающая ткань семени.
Эукариоты — организмы, имеющие оформленное ядро.
Ядро — особая часть клетки, отвечающая за хранение и передачу информации об организме.