Что такое образованность и образование
Образование и образованность: в чем разница
Когда речь заходит об образовании, здесь определенно необходимо уточнить, что именно мы имеем в виду под этим весьма и весьма широким понятием. Часто образование путают с образованностью, но это, как говорят в одном небезызвестном городе, – «две большие разницы».
Не зря мы привели в пример цитату Эйнштейна. Ведь в современном мире образование – это весьма абстрактное понятие, которое подразумевает скорее учебные заведения, чем реальные знания. Для некоторых это – годы, потраченные если не впустую, то чаще всего без особой пользы. Это устаревшие знания, полученные из устаревших книг, неправильные ответы, полученные на неграмотные вопросы от неквалифицированного преподавательского состава. С другой стороны, образование – это самые лучшие, яркие и эффективные годы жизни, потраченные отнюдь не в пустоту, но на благо себе и другим
В чем разница
Пожалуй, вся разница в том, как человек воспринимает возможность для образования и как поступает с ней, даже если она не оправдала его надежд. Некоторые из нас, разочаровавшись в современной образовательной системе, опускают руки и перестают стремиться к академическим высотам. Другие же, напротив, зарываются в глубины самопознания и стараются дать образование себе самому – с помощью огромного количества информации, появившейся в открытом доступе с распространением сети.
Но образованность это совершенно другое понятие. Образованность подразумевает эрудицию, энциклопедические знания, определенный уровень познаний и навыков. И, несмотря на тесную связь, априори, эмпирика показывает, что образованность и образование могут быть не связаны между собой (хотя в идеале они должны дополнять друг друга).
Так что же в итоге важнее из этих двух понятий для современного человека? Давайте попробуем разобраться в этом нелегком вопросе. Образование, бесспорно, является важным критерием, как профессионального роста, так и социального статуса. Конечно, мир знал и исключения из этого правила, но они обычно это правило и подтверждали.
Академический минимум всегда был тесно и неразрывно связан с положением в обществе. На поверку практические знания и образованность порой оказываются важнее. История знает много случаев, когда человек с образованием этого самого образования, по сути, не имел. И наоборот: человек без научных степеней с высоким уровнем образованности прекрасно разбирался в том или ином предмете, и был на высоте.
Процесс и результат
Вот почему, несмотря на все различия и толкования, к образованности надо стремиться, не забывая и об образовании. Идеальный вариант – это тот случай, когда одно соседствует с другим и дополняет его. Однако, зная, что идеала в жизни не достичь, хочется посоветовать будущим светлым умам лишь одно: не гонитесь за степенями, не имея реальных практических знаний. Уж лучше прослыть образованным неучем, чем дилетантом со степенью доктора наук.
Разница между образованием и образованностью
Существуют два очень близких понятия — образование и образованность. В чем специфика их понимания?
В чем специфика понимания образования?
Понятие образования чаще всего соответствует совокупности знаний, получаемых человеком. Чем больше их объем — тем выше уровень образования. Значение имеет также разнообразие и качество знаний, а еще, что очень важно, — навыков, связанных с их применением.
Еще один важный аспект — востребованность получаемых человеком знаний. Весьма желательно, чтобы их освоение имело значение с точки зрения практической применимости. Но даже если человек осваивает знания для себя, тем не менее значительный их объем он, как правило, может прямо или косвенно применять на практике.
Образование может быть получено человеком:
Образование в специализированных учреждениях, как правило, требует подтверждения полученных знаний, а в некоторых случаях — умений их применять, на экзаменах и посредством иных форматов проверки компетенций учащихся.
Самообразование, в свою очередь, может сопровождаться тестированием обучающегося с помощью методов, которые он разрабатывает сам. В некоторых случаях он может обратиться за содействием и в специализированное учреждение — например, в целях прохождения теста на получение сертификата об оценке знаний, который не предполагает обязательного участия человека в обучении в данном учреждении.
Образование — это процесс. Он может иметь любую длительность и содержание — это определяет сам человек.
В чем специфика понимания образованности?
Под образованностью понимается фактическое наличие у человека существенного объема знаний, а также навыков, позволяющих ему данные знания применять на практике. Образованность — это конкретный результат получения человеком образования. Пусть в некоторых случаях и весьма скромный — но в достаточной мере ощутимый и позволяющий носителю знаний впоследствии успешно увеличивать их объем.
В современном обществе принят ряд критериев достаточности данного результата — то есть приемлемого уровня образованности человека. В России это наличие у гражданина как минимум среднего образования — или хотя бы 9 классов. Это позволит человеку, к примеру, продолжить обучение в лицее, а по его окончании — в вузе.
Образованность — важнейший социальный атрибут гражданина практически любой развитой страны. Его наличие предопределяет появление у человека карьерных перспектив, становится ресурсом для приобретения им более высоких социальных статусов.
Распространена точка зрения, что в современном обществе не менее востребовано образование неформального характера — полученное не в школе или вузе, а в ходе приобретения человеком житейского опыта, в процессе общения с другими людьми. Однако данный способ получения образования имеет недостаток — он характеризуется узостью. Человек, приобретая знания и навыки неформально, может применять их только в тех отношениях, в рамках которых они, собственно, получены — но на практике участвовать в таких коммуникациях он будет не всегда. У человека могут возникнуть сложности при общении в других сферах.
В свою очередь, образованность, достигнутая в рамках системного обучения — в школе и в вузе, позволяет гражданину более или менее уверенно чувствовать себя в разных отношениях. Разумеется, при условии, что учебные программы будут составлены качественно.
Сравнение
Главное отличие образования от образованности заключается в том, что первый термин обозначает процесс приобретения знаний и навыков человеком, а второй — некий сформировавшийся их объем, ощутимый результат обучения, на основе которого впоследствии можно наращивать знания и навыки. Насколько качественным является уровень образования человека — настолько фундаментальной будет и его образованность.
Определив, в чем разница между образованием и образованностью, отразим выводы в таблице.
В чем разница между образованием и образованностью
Когда речь заходит об образовании и образованности, не редко возникает путаница понятий. Казалось бы, каждый из нас знает, что такое образование и что из себя представляет образованный человек. Но лишь немногие сходу смогут дать точные определения. И такая ловушка поджидает большинство из нас, когда сталкиваются смежные понятия. Часто образование путают с образованностью и употребляют данные слова в речи неправильно, чем сразу выдают свое невежество. Тогда как на самом деле это пограничные, но параллельные понятия.
Специфика понятия «образование»
Термин «образование» чаще всего означает конкретную квалификацию в конкретной области, полученную в конкретном учебном заведении. По-другому говоря, это совокупность официально полученных знаний. Сегодня образование это жизненная необходимость. Без его наличия людям сложно устроится в жизни. Помимо малого заработка, человек без образования получает клеймо безграмотного и даже глупца, а наиболее консервативные члены отзовутся о таком как об обузе общества. Образование, по мнению ряда экспертов, это двигатель прогресса развитых стран. Это и причина основания превосходных университетов, и подготовка новых кадров, а значит высокая производительность труда всей страны.
Образование – это длительный процесс, наполненный разным содержанием. Он может происходить посредством посещения образовательных учреждений, самостоятельного обучения или в порядке общения с носителями какой-либо полезной информации. Не зря к слову «образование» применимы глаголы «получить» и «иметь». Однако все это относительно. Само по себе оно не может гарантировать высокой зарплаты. Значение имеет не только объем, но и разнообразие, и качество знаний. Кроме того, важно, чтобы образование имело практическую востребованность. В противном случае навыки, полученные в учебных заведениях, остаются лишь задокументированным фактом и прямо не влияют на образованность человека.
Специфика понятия «образованность»
Под данным термином понимается конкретный результат – фактическое приобретение знаний и навыков. Иными словами, образованность это просвещенность, развитость и культура. Сегодня она считается непременным социальным атрибутом современного человека. Просвещенность носит неформальный характер и достается человеку скорее не в учреждениях, а в процессе социализации, жизненного опыта и прочих житейских моментах.
Образованность человека подмечают как качество личности. Часто можно услышать, как собеседник отзывается об уме говорящего, т.е. дает прямую оценку его широкой образованности, его способности проявлять на практике гармоничное сочетание положительных черт личности с обязательным минимумом жизненного опыта, специального образования, культуры и эрудиции.
Где связь?
Оба явления, описываемых нами, в некоторой степени достигаются в рамках обучения в системе: начальные и средние школы, институты, университеты. Они позволяют человеку более или менее уверенно чувствовать себя в разных отношениях.
Образование подразумевает формирование знаний, тогда как образованность – эрудицию, определенный уровень познаний и навыков. Но все это – знания человека (количественные и качественные). И, несмотря на тесную связь, понятия не заменяют, а дополняют друг друга. Представьте, что образование – ядро, вокруг которого выстраивается бесконечное поле просвещения. Одно не исключает другого. Но наличие ядра официально закрепляет статус образованного человека.
Сегодня некоторые исследователи озабочены одержимой идеей об образовании. Опасность заключается в том, что если бездумно получать один диплом за другим, то связь образования и образованности ослабевает. Чрезмерная озабоченность человека представить себя коллективу как успешного человека искажает представление о том, каким должно быть качественное обучение. Отсюда замкнутый круг, когда государство хочет, чтобы как можно больше людей училось в институтах и университетах, количественный рост желающих неизменно приводит к ухудшению качества высшего образования. Еще несколько десятков лет назад перед ним стояли другие задачи: культурные, нравственные и интеллектуальные, что прямым образом положительно влияло на образованность человека.
Принципиальные различия
Подмена понятий распространенный бич современности. Большинство крупных компаний, особенно те, что завязаны на продажах, широко используют так называемый принцип bait and switch или подмена понятий. Вы наверняка с этим сталкивались. Вспомните, когда реклама обещала вам одно, а после покупки, когда начинаешь разбираться, больше присматриваться и замечаешь небольшую разницу. То же самое касается образования и образованности. Главное вовремя понять, как расставлены акценты.
Каждую весну повсюду начинает мелькать реклама о том, как важно получить высшее образование. Университеты конкурируют за абитуриентов, обещая не только качественное обучение, но и невероятные перспективы, которые откроются для выпускников после.
Родители, знакомые, учителя, все как один говорят, что каждый в обязательном порядке должен продолжить учебу в высшем учебном заведении. И вот молодой человек поступает в один из лучших университетов своего города или даже страны, в надежде прикоснуться к сокровенному. Проходит месяц, год, два и вот студент уже скептически относится к учебе, что-то пропускает, расставляет свои приоритеты. Возможно, он даже учится не так уж успешно, но, тем не менее, в конце получает долгожданную корочку и с гордостью объявляет всем, что теперь образование у него в кармане. И это действительно так. Вот он, диплом об окончании университета. Процесс получения человеком знаний завершен. Но, что он имеет в действительности? Можно ли сказать, что результатом приобретения человеком знаний является его образованность? В одном случае это действительно так.
Образованный человек и человек, который имеет высшее образование – это два разных понятия, по крайней мере, в русском языке. Не зря наш язык называют великим и могучим. Наравне с передачей информации, мы можем замаскировать в предложении все оттенки иронии. Так, словосочетание «образованный человек» часто заменяется на «человек с высшим образованием» или «человек с дипломом». Иметь – не значит быть. Если получение высшего образования готовит для человека больше карьерных перспектив, то образованность является необходимым элементом для получения более высокого социального статуса. И с другой стороны, насколько качественным будет уровень образования человека – настолько широкой будет и его образованность.
В заключении
Подводя итог, обобщим: образование – это протекающий процесс, а образованность – результат или, скорее, состояние. К образованности стоит стремиться, но не забывать при этом об образовании. Гонка за дипломами без реальных знаний не приведет ни к чему хорошему. Образование, бесспорно, является важным критерием, как профессионального роста, так и социального статуса. Но на поверку практические знания, т.е. образованность, порой, оказываются важнее.
Образованность Образованный
Образованный человек тем и отличается от необразованного,
что продолжает считать своё образование незаконченным.
Успех деятельности зависит не только от того, знает человек свою специальность или нет,
больше он зависит от того, как он сможет общаться с окружающими людьми.
Образованность как качество личности – способность отличать вечное от временного, проявлять на практике гармоничное единство хороших качеств личности с обязательным минимумом жизненного опыта, специального образования, культуры и эрудиции; постоянно взращивать в себе разум, самостоятельно решать проблемы, опираясь на знания, ставшие частью жизненного опыта.
Учитель принёс сундук и сказал ученикам: — Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом. Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принёс из дома разные ключи, но ни один из них не подошёл. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно. — Учитель, может, начнём учиться? — робко спросил один ученик. — Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время. Учитель обнял ученика и объявил: — Ты прав. Образование — клад, а труд — ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.
Высший тип образованности, когда человек обретает способность видеть отличия вечного от временного. Какая это образованность, если человек гоняется за тем, что временно, что неизбежно умрёт и, в то же время, не беспокоится о своём духовном развитии, то есть игнорирует вечное? Это уже не образованность, а глупость.
Образованность – это достоинства личности, подкрепленные: — знаниями и навыками, нужными для успешной работы, адаптации и комфорта; — объёмом гуманитарных и естественнонаучных знаний, необходимых для усвоения нового знания и эффективного межличностного общения.
Чему нас учит школа и университеты? Они дают информативное знание, необходимое для овладения какой-либо квалификацией. Джордж Бернард Шоу писал: «Я прихожу в бешенство от одной мысли о том, сколько бы я всего узнал, если бы не ходил в школу». При этом программы обучения не продуманы. Один мой знакомый, закончивший финансовую академию, до сих пор не понимает, зачем его целый год учили производству серной кислоты башенным способом и крекингу нефти, а затем еще заставили сдавать экзамен по дисциплине «Технология промышленного производства».
Зато в институтах совсем не учат, как правильно вести себя в жизни. У Солженицына есть термин «образованщина», то есть диплом в кармане, а как был человек дураком, так им и остался. Образованность от наличия «корочки» не зависит. Можно иметь десять дипломов, знать прекрасно свою специальность, но представлять скопление негативных качеств личности, и поэтому быть изгоем на любом производстве, в любом коллективе. Берут по дипломам и резюме, но потом, когда раскусят, к примеру, что взяли скандалиста и склочника, выгонят без сожаления поганой метлой.
Упорный, настойчивый, целеустремленный человек быстро усвоит новую специальность. Люди – фавориты успеха, знают секрет, что алгоритм его достижения везде одинаков. Поэтому они легко переходят в совершенно незнакомые им области знания и неизменно добиваются везде удачи. А ларчик открывается просто: успех достигается от союза хороших качеств личности и профессионализма. Развивая в себе достоинства, они прямой дорогой направляются к успеху.
Образованность – это постоянная забота о развитии своего разума. Что происходит на каждом шагу с людьми, возомнившими, что им не нужны чужие знания, что все законы мироздания они уже постигли? Например, профессор поражен гордыней. Он уже никого не слушает, считая, что только его знание – истина в последней инстанции. Все считают его образованным человеком, но постепенно замечают, что его разум начал чахнуть. Разум крепнет, если он ежедневно кого-то активно слушает. Гордыня блокирует разум от нового знания, поэтому он слабеет день ото дня, и окружающие к своему изумлению видят, что профессор живет на багаже прошлых заслуг и начинает деградировать.
Древняя мудрость гласит, что люди с блокированным гордыней разумом становятся худшими из людей. Неужели хуже деграданта – наркомана? Да, хуже. О.Г. Торсунов пишет: «Деградант еще может как-то выйти из этого состояния (начать слушать), а ученый, который уже находится на высоте общества, он не способен ничего услышать и понять. Он не будет менять свое мнение никогда, он не способен ничего изменить в своей жизни, и у него начинаются этапы деградации. Первый этап деградации – он не хочет слушать. Дальше, у него теряется разум, и по мере потери разума у него портится характер. Он начинает становиться очень амбициозным, он хочет почтения к себе, как и раньше. Но люди перестают его уважать постепенно. Дальше что происходит? Дальше, по мере снижения уважения, у него увеличивается беспокойство, и он в результате становится деспотом: начинает злиться на всех своих подчиненных, начинает злиться на все свое окружение». Процесс на этом не останавливается — далее у него возникает невротическое, напряженное состояние сознания. От этого появляется масса болезней. Следующая стадия: люди начинают его избегать. Ему кажется мир враждебным и несправедливым, ведь он посвятил всю жизнь науке, а благодарности ноль.
У хорошего человека таких проблем не возникает. Его считают образованным, достойным и почтительно жмут ему руку. Он тоже, к примеру, посвятил науке всю жизнь и тоже стал профессором, но вся существенная разница между ними, что один ежедневно заботился о взращивании своего разума, а другой о взращивании гордыни.
Образованность – это потребность к постоянному совершенствованию. Она является результатом постоянного воспитания в себе достоинств, самообразования, разносторонних интересов и начитанности. Михаил Булгаков писал: «Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать сам себя». Ему вторит Д.И. Писарев: «Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий». Иными словами, основу образованности составляют хорошие качества личности, подкрепленные глубокими профессиональными знаниями, постоянной потребностью развивать свой разум, широтой интересов, целенаправленным и динамичным движением вперед по дороге самосовершенствования.
У Сергея Михалкова есть шуточная басня «Кот – полиглот», которая как раз и говорит о важности самосовершенствования:
В испуге от Кота спасалась бегством Мышка,
И вот ещё чуть-чуть — и ей пришла бы крышка!
Да подвернулась норка на пути:
Не часто может так Мышонку подвезти!
Кот возле норки сел, притих и, переждав,
Затявкал no-собачьи: «Тяв! Тяв-тяв!»
Известно, что мышам не так страшна собака!
Тут Мышка вылезла… И ей пришёл конец!
«Один чужой язык полезно знать, однако!» —
Заметил про себя учёный Кот-хитрец.
Понятия «образование», «образованность» и «самообразование». Функции образования, его роль
Содержание:
↑ Понятие «образование». Образованность.
Принципы, определяющие функционирование системы:
Образование является социальным институтом, который состоит из большой сети учреждений (институты, школы, училища и т.д.), органов управления (министерства, департаменты, управления) и обширной системы норм и правил.
Сеть образовательных учреждений:
↑ Функции образования
Образование направленно на выполнение общественно-значимых функций:
От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики и развитие общества в целом. Появление высококвалифицированных работников способствует развитию общества, внедрению новых технологий, прогрессу. Для достижения этих целей разрабатываются и утверждаются государственные образовательные стандарты.
Под стандартом образования понимается совокупность основных норм, ценностей, принципов и правил, установленных государством и призванных обеспечивать высокий уровень качества образованности населения.
↑ Самообразование
Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т.е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Необходимость в самообразовании бывает разная: любознательность, стремление к изучению предмета более полно, отсутствие возможности обучаться в школе или других учебных заведениях.
Самообразование дает человеку очень много преимуществ.
В современном мире способов получить необходимую информацию стало гораздо больше, чем в прошлом, но, не смотря на это, многие выдающиеся деятели и ранее достигали больших успехов путем самообразования. Примером этому является хранитель библиотеки Ватикана кардинал Джузеппе Каспар Меццофанти. Самостоятельно всего за несколько лет он выучил более ста языков, о нем ходили легенды. В процессе самообразования возможно не только простое усвоение знаний из книг, но и открытие нового. Так, выдающийся российский и советский ученый, основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский еще в детстве после болезни потерял слух и не смог учиться в школе, поэтому свое образование пришлось продолжить самому, благодаря чему он стал знаменитым ученым.