Что такое образовательная организация и какие функции она выполняет
Сфера образования
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие образования
Образование — инструмент для становления личности при помощи получения знаний, освоения навыков развития (познавательных и творческих) через систему социальных институтов (семья, школа, СМИ). |
Другими словами, это целенаправленный организованный процесс передачи знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении.
Цель образования — приобщить человека к достижениям цивилизации, а также передать и сохранить культурное достояние.
Совокупность образовательных стандартов и программ.
Органы управления образованием.
Комплекс принципов, которые определяют функционирование системы образования.
Основные пути получения:
Обучение в учебных заведениях.
Образование в семье.
Самообразование — когда человек приобретает знания, умения и навыки без помощи других лиц.
Образование можно разделить на два уровня:
Общее — это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают родной язык и литературу, биологию, физику и другие предметы, которые формируют основу мировоззрения.
Профессиональное — это специализированный вид образования, который реализуется в школах со специальным уклоном, кружках, секциях, лицеях, колледжах, институтах. В этом случае человек проходит обучение, чтобы стать специалистом в определенной сфере, то есть получает профессию.
Человека называют образованным, когда он усвоил достаточно знаний и опыта, которые необходимы в конкретном обществе для реализации в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.
Классификация функций образования
Функция образования в обществе — это роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс относительно целого явления.
Функции общего образования:
воспитательная — воспитание нравственных качеств личности, передача культурно-исторического опыта и правил поведения;
образовательная — сам процесс обучения;
социализация — облегчение вхождения человека в социум и успешного пребывание в нем;
подготовка профессионалов, которые будут работать на благо страны, повышать качество жизни;
приобщение к новым технологиям и другим культурам.
Функции образования с точки зрения государства:
Экономическая — образование формирует социально-профессиональную структуру общества, в которой люди могут осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности. Главная цель — покрыть потребности трудовых ресурсов во всех сферах экономики.
Социальная — образование социализирует личность, формирует социально значимые навыки. Образовательный процесс начинается в семье, а продолжается в школе и других учебных заведениях.
Культурная — образование помогает передать культурные ценности подрастающему поколению в целях воспитания, развития творческих способностей.
Контролирующая — образование осуществляет контроль за поведением, формирует этические и правовые нормы поведения.
Образование как социальный институт состоит из ряда учреждений, органов управления и обширной системы норм и правил. Посмотрим, как выглядит система образования в Российской Федерации.
Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!
Система образования в РФ
Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, которые определяют ее функционирование. |
Характер системы образования в любом государстве определяется его социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями.
Структура российской системы образования:
Органы управления образованием;
Совокупность образовательных стандартов и программ;
Сеть образовательных учреждений:
дошкольное образование (ясли, детские сады),
начальное образование (начальная школа — с 1 по 4 класс),
основное общее (с 5 по 9 классы), среднее общее (с 10 по 11 класс) — средняя школа, гимназия, лицей,
среднее профессиональное (специальное) образование (профтехучилища, колледжи, лицеи, техникумы),
Принципы образовательной политики в РФ:
гуманистический характер образования;
приоритет общечеловеческих ценностей;
право личности на свободное развитие;
единство федерального образования при сохранении права национальных и региональных культур на своеобразие образования;
адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
светский характер образования в государственных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Таблица: уровни и ступени системы образования в РФ
Тенденции в развитии мирового образования
В рамках курса по обществознанию школьники должны знать направления образования в современном мире. Расскажем про некоторые из них.
Демократизация системы образования. Созданы условия для удовлетворения потребностей всех представителей общества. Образование доступно широким слоям населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
Рост продолжительности образования. Современному обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, из-за чего срок обучения может удлиняться.
Непрерывность образования. В условиях научно-технической революции сотрудник должен уметь быстро переключаться на новые или смежные виды работ, на новые технологии.
Гуманизация образования. Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
Гуманитаризация образования. Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, например, экономической теории, социологии, политологии, основ правовых знаний.
Интернационализация процесса образования. Создание единой системы образования для разных стран.
Компьютеризация процесса образования. Использование современных технологий обучения.
Задачи и функции образовательного учреждения
Общее образование
Задачи:
а) обеспечение доступности получения бесплатного, качественного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
б) обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
в) обеспечение укрепления физического и духовного здоровья обучающихся;
г)обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего (полного) общего, начального п рофессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
д) воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.
Предметом деятельности образовательного учреждения является осуществление образо вательного процесса, то есть реализация одной или нескольких образовательных программ, обеспечивающих содержание и воспитание обучающихся.Основной целью деятельности учреждения является обеспечение условий эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся, одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование общей культуры личности обучающихся на основе условия обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования.
Дошкольное образование
Задачи:
1. осуществление охраны жизни и здоровья детей;
2. обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития;
3. приобщение к общечеловеческим ценностям;
4. взаимодействие с семьей в интересах полноценного развития ребенка.
1.забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
2.создание в группах атмосферы гуманного, доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
3.максимальное использование разнообразных видов детской деятельности;
4.вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
5.координация подходов к воспитанию детей в условиях Учреждения и семьи;
6.соблюдение преемственности в работе детского сада и учреждения начального образования.
1. вовлечение максимально возможное число детей в систематическое занятие спортом, воспитывать устойчивый интерес к развитию мотивации детей, к познанию и творчеству;
2. содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся;
3. адаптация детей в жизни общества;
4. формирование общей культуры;
5. организация содержательного досуга;
6. приобщение детей к здоровому образу жизни.
Что такое образовательная организация и какие функции она выполняет
Образовательная деятельность:
Образовательная организация:
Организация, осуществляющая обучение:
Организации, осуществляющие образовательную деятельность:
Обучение:
Статья 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018).
Образовательные учреждения:
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» (Закон утратил силу)
Таким образом понятие «Образовательные учреждения» использовалось в старом до 2013 года законодательстве об образовании в РФ. Новое образовательное законодательство оперирует понятием «образовательные организации».
Соответственно наименования и уставы образовательных учреждений переименовываются в образовательные организации.
Статья 108 «Заключительные положения» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Типы образовательных организаций по новому Закону об образовании
Образовательные организации подразделяются на типы:
в соответствии с образовательными программами,
реализация которых является основной целью деятельности образовательных организаций.
Устанавливаются в соответствии с ч.2 статьи 23 Закона об образовании следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
Статья 23 «Типы образовательных организаций» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
дошкольная образовательная организация:
общеобразовательная организация:
образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность
профессиональная образовательная организация:
образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность
по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
образовательная организация высшего образования:
образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность
по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
Устанавливаются в соответствии с ч.3 статьи 23 Закона об образовании следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
организация дополнительного образования:
образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность
организация дополнительного профессионального образования:
образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность
по дополнительным профессиональным программам.
Указанные выше образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
дошкольные образовательные организации:
общеобразовательные организации:
профессиональные образовательные организации:
образовательные организации высшего образования:
организации дополнительного образования:
организации дополнительного профессионального образования:
Наименование образовательной организации
Наименование образовательной организации должно содержать:
указание на ее организационно-правовую форму и
тип образовательной организации.
В наименовании образовательной организации могут использоваться:
наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности:
уровень и направленность образовательных программ,
интеграция различных видов образовательных программ,
содержание образовательной программы,
специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся),
а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования:
содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат,
научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции.
Что такое образовательная организация и какие функции она выполняет
В соответствии со статьей 21 «Образовательная деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность в РФ осуществляется:
образовательными организациями и
в случаях, установленных Федеральным законом об образовании № 273-фз, организациями, осуществляющими обучение,
а также индивидуальными предпринимателями.
Образовательные организации
Образовательная организация создается:
Духовные образовательные организации создаются:
Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является:
Государственной образовательной организацией является:
Муниципальной образовательной организацией является:
Частной образовательной организацией является:
образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством РФ физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями,
за исключением иностранных религиозных организаций.
При этом образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка:
Для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода:
Российской Федерацией или субъектом РФ создаются образовательные организации (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа),
порядок направления в которые и условия пребывания в которых несовершеннолетних граждан определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Реорганизация и ликвидация образовательных организаций
Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется:
в порядке, установленном гражданским законодательством,
с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.
Особенности реорганизация и ликвидация образовательных организаций, предусмотренные законодательством об образовании:
принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения;
принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения;
порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством РФ;
порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта РФ, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ;
создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами РФ.
Статья 22 «Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Типы образовательных организаций в РФ
Образовательные организации в РФ подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
Статьей 23 «Типы образовательных организаций» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в РФ устанавливаются следующие типы образовательных организаций:
реализующих основные образовательные программы:
реализующих дополнительные образовательные программы:
Указанные образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
Наименование образовательной организации
Наименование образовательной организации должно содержать:
указание на ее организационно-правовую форму и
тип образовательной организации.
В наименовании образовательной организации могут использоваться:
наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности:
уровень и направленность образовательных программ,
интеграция различных видов образовательных программ,
содержание образовательной программы,
специальные условия их реализации и
особые образовательные потребности обучающихся, а также
дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования:
содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат,
научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции.
Устав образовательной организации
Образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством РФ.
В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством РФ, следующая информация:
тип образовательной организации;
учредитель или учредители образовательной организации;
виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом, например, путем размещения на сайте образовательной организации.
Статья 25 «Устав образовательной организации» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Управление образовательной организацией
Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством РФ с учетом особенностей, установленных Федеральным законом об образовании.
Особенности управления образовательной организацией, установленные Федеральным законом об образовании:
управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности;
единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации;
структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством РФ;
в целях учета мнения обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:
действуют профессиональные союзы обучающихся и работников образовательной организации.
Статья 26 «Управление образовательной организацией» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Структура образовательной организации
Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.
Образовательная организация может иметь в своей структуре:
различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся:
филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры,
подготовительные отделения и курсы,
научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро,
учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры,
учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские,
библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы,
общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения.
Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться:
кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы,
в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства:
не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации;
осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.
Филиал образовательной организации:
создается и ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством,
с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом об образовании.
Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации:
Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования:
Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта РФ, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта РФ или территории муниципального образования:
Представительство образовательной организации:
Создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной организации на территории иностранного государства:
осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или представительства,
если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации по месту нахождения ее филиала или представительства, расположенных на территории иностранного государства:
В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений):
Статья 27 «Структура образовательной организации» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»