Что такое образовательная платформа
Платформы онлайн-образования, что это такое? Лучшие платформы
Платформы онлайн-образования помогли многим людям освоить разные профессии и заработать через Интернет. В данной статье мы поговорим об онлайн и дистанционном обучении. Рассмотрим лучшие платформы, из которых вы можете выбрать одну, для получения какой-либо профессии.
Онлайн-образование, что это такое и чем оно отличается от дистанционного
Здравствуйте, друзья! Перед тем, как рассматривать платформы онлайн образования, разберем, что такое онлайн образование и чем оно отличается от дистанционного обучения.
Итак, онлайн-образование – это форма удаленного обучения в Интернете, с целью получения каких-либо практических знаний и навыков. То есть, весь процесс образовательных мероприятий происходит исключительно через Интернет. В качестве онлайн обучения люди используют различные лекции, курсы, вебинары, тренинги, прямые трансляции. Обучающие программы проводятся преподавателями онлайн, с выполнением домашних заданий.
Что такое дистанционное обучение? Это обучение на удаленном расстоянии, между преподавателями и учащимися. То есть, люди по этой форме обучения учатся самостоятельно. К примеру, от какой-либо школы, университета, Вуза, учитель выдает им учебный план, по которому нужно выполнять задания в течении месяца, года. Человек изучает уроки и решает задачи с помощью Интернета на дому. Затем отправляет работу учителю, например, по Email.
Основное отличие онлайн образования от дистанционного обучения – это практические навыки. То есть, человек повышает квалификацию с помощью преподавателей и наставников. При втором варианте обучения – теоретические знания закрепляются заочно и уже потом на практике.
Далее мы покажем в качестве обзора лучшие онлайн площадки, которые помогут получить образование и профессию.
Платформы онлайн-образования, краткий обзор
Платформы онлайн-образования – это специальные школы или онлайн-университеты, которые обучают людей различным профессиям. Кроме того, платформы дают возможность получить диплом и трудоустроиться на работу. Рассмотрим кратко несколько таких ресурсов:
Остальные ресурсы разберем ниже в статье.
Платформа онлайн-образования Skillbox
Что такое Skillbox? Это Российская Интернет-компания, с помощью которой люди обучаются востребованным Интернет-профессиям. Простыми словами, данную платформу называют онлайн университетом (скрин 1).
После обучения в этом университете, студенты получают диплом и возможность трудоустройства. Обучение происходит на практике. Основную информацию об обучении, вы можете изучить здесь – «skillbox.ru».
Онлайн-образование в Нетологии
В Нетологии вы так же сможете получить образование. Для этого нужно зарегистрироваться на платформе и выбрать онлайн курс (скрин 2).
Прочитайте на блоге статью, «что такое Нетология». В ней рассказывается о том, что эта за платформа и какие профессии сможете освоить.
Курсы HTML Academy
Курсы HTML Academy – это интерактивные онлайн-курсы, которые обучают программированию, разрабатывать веб-интерфейсы. На платформе обучаются на практике (скрин 3).
Информация об обучении находится на официальном сайте платформы – «htmlacademy.ru». Пройдя несколько практических заданий на курсах, вы сможете дополнить работы в портфолио и найти первых заказчиков по профессии.
Краткий обзор других платформ онлайн-образования
Здесь не будем описывать подробно об онлайн платформах по образованию. Перечислим еще проверенные ресурсы:
Данные платформы работают, их можете найти в Интернете. Они дают гарантию качества в обучении, например, можно вернуть потраченные деньги на занятия или найти работодателя.
Заключение
В статье рассмотрели платформы онлайн-образования. Данные ресурсы будут помощниками в освоении удаленных профессий за несколько месяцев. После обучения будет возможность трудоустроиться и заработать первые деньги через Интернет. За удаленной работой в Интернете будущее!
Образовательная онлайн платформа
Цифровая образовательная платформа — информационное пространство, объединяющее участников процесса обучения, которое дает возможность для удаленного образования, обеспечивает доступ к методическим материалам и информации, а также позволяет осуществлять тестирование для контроля уровня знаний обучающихся.
Популярность электронных образовательных платформ с интерактивными возможностями обучения растет, особенно в условиях, продиктованных современной реальностью. Переход на удаленное обучение требует внедрения в процесс современных методов обучения с использованием не только компьютеров, но и другой современной техники.
Вас могут заинтересовать услуги:
Задачи образовательной онлайн платформы
Структура образовательной платформы для обучения
Образовательная платформа имеет блочную структуру, на базе которой можно создать систему обучающих курсов для решения самых разных задач.
Образовательные платформы преимущества и недостатки
Наиболее популярные платформы для обучения в основном нацелены на повышение квалификации или получение новой профессии, сейчас стали появляться платформы, которые можно использовать и для дистанционного обучения детей и подростков. Основные направления курсов обучения, выстроенных на таких платформах: программирование, маркетинг, дизайн, тестирование ПО, широкое распространение получили всевозможные онлайн-курсы по иностранным языкам: английскому, французскому, испанскому и т.п.
Все платформы объединяют задачи, которые они позволяют решать, разница лишь в интерфейсе самой платформы, тарифных планах, информационном наполнении и выборе методик преподавания.
Преимущества цифровых образовательных платформ
Недостатки
Основные элементы цифровой образовательной платформы
Образовательный портал на базе цифровой онлайн платформы
Создание образовательного портала на базе интерактивной цифровой онлайн-платформы сводится к подключению и настройке соответствующих модулей и наполнению их информационными и методическими материалами, видео- и аудио контентом.
Дополнительно важно настроить уровни доступа для всех типов пользователей и организовать рассылку оповещений и материалов всем зарегистрированным в системе участникам.
Образовательные платформы практически всегда предлагают модули по защите данных от копирования, но уровень такой защиты не всегда достаточно высок.
Системы сбора и анализа статистики также присутствуют у большинства образовательных платформ, но интерфейс построения отчетов недостаточно гибок и если вам понадобится проанализировать какие-то уникальные KPI, которые важны для оценки эффективности именно вашей методики обучения — могут возникнуть трудности. Унификация интерфейсов всегда влечет за собой отказ от многих возможностей.
Популярные образовательные платформы онлайн
Рассмотрим несколько платформ для организации онлайн-обучения, предлагающих свои услуги для создания обучающих курсов, проведения вебинаров, осуществление информационных рассылок и получения платы за обучения.
Антитренинги (antitreningi.ru)
Платформа предлагает 5 тарифов — Старт, Любитель, Профи, Эксперт и Бизнес. Стоимость варьируется от 1500 до 19 900 рублей и зависит от количества активных учеников и места для хранения файлов. Цена зависит и от срока использования платформы, возможна оплата за один месяц, три месяца, полгода и год.
Данный сервис больше подходит для созданий курсов для детей, так как имеет возможность геймификации процесса обучения. И хотя владельцы сервиса заявляют, что на настройку нового курса вы потратите не более получаса — за данную услугу, оказанную специалистом их компании, взимают десять тысяч рублей, а, следовательно, все не так просто, как может показаться на первый взгляд.
GetCourse (getcourse.ru)
Платформа предлагает гибкую систему из 15 тарифов с оплатой за месяц, три месяца и год, есть возможность бесплатного тест-драйва в течение двух недель. Есть возможность создания мобильного приложения для контактов преподавателей и обучаемых.
Платформа больше ориентирована на обучение сотрудников компаний, работающих в различных сферах бизнеса. уг здесь несколько выше, так настройка аккаунта под ключ — 120 тысяч рублей.
Teachbase (teachbase.ru)
Платформа ориентирована на B2B-сегмент и предназначена для обучения сотрудников и клиентов компании.
Предлагается пять вариантов тарифных планов от 45 тыс. до 500 тыс. руб., которые зависят от количества пользователей, которые обучались на платформе более 5 минут в месяц.
Но не лишена и некоторых недостатков:
Доступ к тестовой версии системы не работает, все попытки воспользоваться этой возможностью ни к чему не привели.
В целом онлайн платформа Teachbase ориентирована на взрослых, мотивированных к получению информации и самостоятельной работе людей, так как мотивационные аспекты в ней практически отсутствуют.
Мы познакомились с возможностями популярных обучающих систем, но остались некоторые вопросы.
Один их них обязательно касается безопасности данных, которые вы загружаете в систему, ведь там может быть информация, доступ к которой вы хотели бы ограничить определенным кругом лиц.
Еще один вопрос, который возникает при изучении существующих онлайн образовательных платформ: что делать, если функционала платформы недостаточно для решения ваших конкретных задач?
Разработка онлайновых образовательных платформ достаточно инновационная и интересная задача. Мы занимаемся решением подобных задач и применяем новые технологические решения. Не всегда создание подобной платформы возможно на базе стандартных решений, хотя в интернет сейчас есть много предложений. Первое, что накладывает ограничение на использование стороннего сервиса для создания вашей образовательной системе — защита информации от доступа сторонних лиц. В случае если защита информационного поля вашей компании задача приоритетная стоит рассмотреть разработку уникального решения под ваши конкретные задачи. У нас большой опыт в разработке систем для корпоративного обучения, курсов для обучения языкам и систем для дистанционного получения знаний. Есть готовые наработки, проверенные временем, и новые решения, которые основаны на самых последних технологических достижениях. Мы используем их для формирования вашей образовательной платформы, обладающей всеми необходимыми функциями. Разработаем уникальный дизайн и интерфейс, внедрим системы сборы статистики и анализа данных, обеспечим высокий уровень защиты вашей информации от доступа из вне.
Большой опыт таких разработок гарантирует, что вы получите именно ту систему, которую обеспечит выполнение задач, перед ней поставленных не только сегодня, но и в будущем.
Лучшие образовательные платформы для дистанционного обучения
Не ZOOMом единым — так следовало бы назвать нашу статью, в которой мы рассмотрим самые удобные платформы для дистанционного обучения в России. Берите на заметку, делитесь с преподавателями и улучшайте учебный процесс.
Электронное издательство FinancesOnline пишет, что в мире более 1 000 различных онлайн-платформ для дистанционного обучения. На их сайте также можно посмотреть обзор топ-20 лучших иностранных платформ для дистанционного обучения.
Хочешь первым получать полезный материал, который поможет лучше учиться в школе и вузе? Подписывайся на наш информационный ресурс. И не забывай просматривать актуальные скидки и акции и заказывай работы на сайте с выгодой.
Что такое цифровая платформа для дистанционного обучения
Что такое онлайн-платформа в дистанционном образовании? Давайте разбираться.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Идея создания дистанционного обучения появилась не вчера. Постоянно росло количество школьников и студентов в образовательных учреждениях, но при этом школы и университеты часто имели органичения по вместимости — всё это требовало развития обучающих платформ для дистанционного обучения. А пандемия COVID-19 дала мощный толчок для перехода на новый формат образования.
Какие платформы помогут организовать дистанционное обучение?
Цифровая платформа, или LMS
LMS (learning management system) — это система управления обучением, которая позволяет обучающимся получать доступ к учебным материалам и обучаться дистанционно. В РФ такие платформы называют СДО — системы дистанционного обучения.
Сама аббревиатура состоит из трёх слов: Learning — обучать; Management — управление; System — электронная система.
Преимущества учебных платформ для дистанционного обучения
Дистанционные платформы применяют не только в образовании. Ими любят пользоваться крупные компании для корпоративного обучения своих сотрудников, репетиторы, тренеры и коучи, запускающие онлайновые проекты. Среди основных преимуществ СДО следующие:
Список образовательных платформ для дистанционного обучения
Существует множество рейтингов платформ для дистанционного обучения. Они, как правило, довольно субъективны. Мы решили составить свой перечень сервисов, разбив их на два направления:
Бесплатные образовательные платформы для дистанционного обучения
Среди популярных платформ для организации дистанционного обучения действительно существует несколько бесплатных. Самыми лучшими считаются:
Moodle
Это одна из самых популярных цифровых образовательных платформ для дистанционного обучения, которые используют в России. Именно Moodle чаще всего выбирают высшие учебные заведения нашей страны.
Moodle стала лидером среди дистанционных образовательных платформ в 2020 году по количеству пользователей — их больше 118 миллионов!
Преимущества платформы:
Недостатки платформы:
Edmodo
Edmodo — это облачная образовательная платформа для дистанционного обучения. Это значит, что данную платформу не надо нигде устанавливать.
Создатели Edmodo позиционируют её не как образовательную платформу, а как социальную сеть для обучения, сравнивая её с Facebook. И действительно, между ними есть много общего: регистрация, создание групп, закрытых чатов и календарь событий.
Преимущества платформы:
Недостатки платформы:
Многие онлайн-платформы поддерживают версии для мобильного телефона и планшета
Google Classroom
У интернет-гиганта Google всегда было много инструментов, которые позволяли успешно обучаться. Google Classroom стал своеобразным центром, объединившим в себе все возможности сервиса. Это не классическая образовательная платформа для дистанционного обучения, а скорее набор инструментов для совместной работы.
Преимущества платформы:
Недостатки платформы:
Лучшие платные образовательные платформы для дистанционного обучения
Среди платных платформ для дистанционного обучения есть как новые, так и давно зарекомендовавшие себя варианты. Мы разберём те, которые чаще всего попадают в топы разных рейтингов, позволяя своим пользователям создавать интересные обучающие программы и хорошо учиться:
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
iSpring Learn
iSpring Learn считается одной из лучших образовательных платформ для дистанционного обучения. Её не нужно скачивать, вы просто регистрируетесь на сервисе, загружаете необходимые материалы и можете работать. iSpring Learn позволяет быстро запустить обучение и хранить большое количество данных в облаке. Эту интернет-платформу для дистанционного обучения чаще используют предприятия и компании для обучения персонала.
Преимущества платформы:
Недостатки платформы:
Ё-Стади
Ё-Стади — это российская платформа для дистанционного обучения. Сервис позволяет создавать рабочие области, в которых хранится учебный материал, задания, презентации и видео, а также легко управлять процессами.
Преимущества платформы:
Недостатки платформы:
TeachBase
TeachBase — удобный и простой в использовании сервис для дистанционного обучения. Он идеально подходит для репетиторов, которые хотят организовывать уроки дистанционно, и для обучения в малых группах.
Стартап TeachBase вырос из проекта… онлайн-свиданий «Говорун», который вначале перерос в курсы по подготовке школьников к ЕГЭ, а потом стал полноценным онлайн-сервисом для дистанционного обучения.
Преимущества платформы:
Недостатки платформы:
Многие платформы дистанционного образования ориентированы на школьников
GetCourse
GetCourse — это один из лидеров онлайн-сервисов для дистанционного обучения, которые очень популярны в России. Эту облачную платформу используют для проведения обучения и продажи тренингов. Поэтому она скорее подойдёт для репетиторов и небольших образовательных групп.
Преимущества платформы:
Недостатки платформы:
eTutorium
eTutorium — это платформа для создания электронных курсов и обучающих вебинаров. Сервис хорош для онлайн-школ, а также академического образования.
Преимущества платформы:
Недостатки:
ZenClass
Если использование образовательных платформ для дистанционного обучения наводит ужас своими техническими требованиями, то обратите внимание на сервис ZenClass. С ним можно создать обучающий курс за 10 минут, не заботясь о технической составляющей.
Преимущества платформы:
Недостатки платформы:
АНТИТРЕНИНГИ
Платформа для дистанционного образования существует более пяти лет. За это время на сервисе АНТИТРЕНИНГИ запустили более 23 000 курсов. Чем же так привлекательна эта платформа?
Преимущества платформы:
Недостатки платформы:
Учиться удалённо можно из любой точки мира
Как выбирать образовательные платформы для дистанционного обучения
На что стоит ориентироваться при выборе электронной образовательной платформы для дистанционного обучения? Держите чек-лист с вопросами, который подскажет, как принять правильное решение:
Итак, мы разобрались, какие платформы можно использовать для дистанционного обучения и как их выбирать. А если вам нужна помощь в подготовке и написании любого вида работ, смело обращайтесь в наш студенческий сервис.
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
Образовательные платформы
Комплекс программных продуктов «Виртуальная (электронная) образовательная среда» ориентирован больше на процесс обучения, организацию информационно-образовательного пространства учебного заведения. Комплекс совмещает в себе средства для создания учебного плана, расписания, системы тестирования, средства информационного взаимодействия между учеником, учителем и средой, а также систему управления образовательным процессом.
Управляемая образовательная среда ориентирована больше на процесс автоматизации документооборота и управления учебным заведением. В данный программный комплекс входят и электронные средства учебного назначения, информационные образовательные ресурсы, средства рассылки заданий, проведения тестирования, обработки результатов учебной деятельности, а так же многофункциональные системы организации и управления образовательным процессом.
Современное понятие «образовательная платформа» интегрирует в себе широкий диапазон самых разных возможностей. Своим названием это понятие обязано тем, что на образовательную платформу «устанавливаются» самые разнообразные программные продукты, системы и комплексы. Поэтому образовательная платформа является интегрированным понятием, так называют многофункциональные системы для автоматизации управления учебным заведением, виртуальные и управляемые образовательные среды.
Основными задачами образовательной платформы являются: организация образовательного процесса на базе средств ИКТ; реализация интерактивного информационного взаимодействия между учеником, учителем и системой на локальном и глобальном уровне; автоматизация документооборота и образовательной деятельности учебного учреждения.
Практическая реализация образовательных платформ в учебном заведении позволит:
· разработать принципиально новые педагогические подходы к организации учебного процесса;
· упростить процесс разработки и адаптации педагогических приложении (за счет имеющейся на платформе базы знаний, электронных средств учебного назначения со ссылками на образовательные порталы и сайты, а так же встроенных инструментальных систем),
· использовать в учебном процессе тестирующие и диагностирующие системы, которые содержат банк вопросов, заданий и упражнений по всем предметам школьного цикла с возможностью внесения изменений и дополнений в вопросы и задания;
· отслеживать динамику развития творческих способностей ребенка и профессионализма учителей с помощью e-portfolio;
· осуществлять обмен документами с вышестоящими органами управления образованием.
Реализация образовательных платформ упрощает процесс создания учителями собственных учебных материалов, тестовых заданий и использование уже имеющихся в системе готовых электронных средств учебного назначения, моделирующих программ. Эти программные продукты размещаются на сервере школы и могут быть доступны для учащихся и учителей в синхронном или асинхронном режиме работы не зависимо от места их нахождения.
Перейти к плану лекции
2. Этапы разработки электронных средств учебного назначения
Рассмотрим основные этапы разработки электронных средств учебного назначения. Отметим, что успешность использования в учебных заведениях средств обучения нового поколения во многом определяется их возможностями, назначением, содержанием и, что особенно важно – наличием методической документации.
1. Изучение и анализ состава и технических возможностей средств ИКТ, имеющихся в конкретном учебном заведении. Например: количество рабочий мест для учеников и учителей, наличие мультимедиа проектора, экрана, интерактивной доски, принтера, сканера, планшетов, цифровых фотоаппаратов и видеокамер; устойчивость работы локальной сети, возможность выхода в Интернет и пр.
2. Анализ содержания дисциплины, выявление наиболее сложных разделов и тем; определение видов занятий, на которых целесообразно использовать средства ИКТ для выполнения следующих задач:
· предъявления нового учебного материала, хранящегося в базах данных, в системах гипермедиа, мультимедиа;
· компьютерной визуализации учебной информации, моделирования протекания различных процессов и явлений;
· имитации работы изучаемых объектов, машин;
· автоматизации процессов расчета, контроля, управления учебной деятельностью и др.
3. Изучение и анализ передового опыта, созданных и используемых в других школах электронных средств учебного назначения, гипертекстовых систем, электронных учебников, распределенных ресурсов сети Интернет, выбор нужного типа электронного средства учебного назначения, адаптация существующих программных продуктов (если есть такая возможность) или разработка авторских педагогических приложений с использованием перечисленных выше подходов.
4. Формирование структуры, состава и содержания электронных средств учебного назначения. Исходными данными для формирования структуры, состава и содержания электронных средств учебного назначения служат: цели, задачи и содержание обучения учебной дисциплине, форма итогового контроля, состав имеющихся в школе средств ИКТ. При прочих равных условиях выбор следует остановить на тех разделах, при изучении которых использование богатых возможностей средств современных технологий будет способствовать существенному повышению эффективности обучения. Прежде всего, это изучение технологии мультимедиа, графических редакторов, электронных таблиц с использованием интеллектуальных систем управляющих ходом учебного процесса, генерирующих задания различной степени сложности, отслеживающих ход работы на занятии каждого обучаемого. Если же учитель принял решение об использовании уже имеющихся электронных средств учебного назначения, необходимо провести анализ их структуры, содержания и возможностей. Отметим, что наибольший дидактический эффект достигается при комплексном использовании возможностей ИКТ при проведении разного рода занятий, при организации различных видов учебной деятельности. Следовательно, учителю необходимо ориентироваться на создание комплекта электронных средств различного учебного назначения (например: обучающих, моделирующих, демонстрационных, контролирующих и пр.), на поиск и копирование учебного видеоматериала и анимационных роликов с аудио сопровождением (в том числе в Интернет); на наполнение баз данных, необходимых для хранения различной информации (текстовой, графической, справочной).
5. Проверка выполнения комплекса специальных требований. Разрабатываемые программные средства должны соответствовать основным требованиям, предъявляемым к электронным средствам учебного назначения. Перечислим эти требования и затем рассмотрим их более подробно:
· требования к оформлению документации.
Обучение с использованием средств информационных и коммуникационных технологий должно быть основано, прежде всего, на реализации психолого–педагогических требований. Психолого–педагогические требования включают дидактические, методические требования, обоснование выбора тематики, проверку эффективности применения. Выделим основные из них:
· направленность обучения на решение задач образования, воспитания и развития обучаемого предполагает всестороннее развитие личности и индивидуальности обучаемого, формирование его нравственных и эстетических качеств;
· научность содержания электронного средства учебного назначения, предъявление научно-достоверных сведений, объективных научных фактов, теорий, законов;
· доступность предъявляемого учебного материала данному контингенту обучаемых; соответствие ранее приобретенным учениками умениям и навыкам в целях предотвращения их интеллектуальных и физических перегрузок;
· систематичность и последовательность обучения основаны на таком построении содержания учебного материала, когда существует определенная логическая связь между системами понятий, фактов и способов деятельности с целью обеспечения последовательности и преемственности в овладении знаниями, умениями и навыками;
· информационная упорядоченность теоретического материала предполагает, что содержание учебного материала, входящего в электронное средство учебного назначения, должно быть рационально распределено по кадрам в подсказках и методических указаниях;
· проблемность обучения, реализуемая за счет создания таких учебных ситуаций, попадая в которые ученик вынужден вести поиск выхода из затруднительного положения, принимать самостоятельные решения, что позволит ему не только открыть новые истины, но и усвоить их творчески;
· обеспечение сознательности, самостоятельности и активности обучаемых предполагает создание условий для проявления познавательной активности обучаемых, выраженной в их умении самостоятельно ставить цели учения, планировать и организовывать свою учебную деятельность, индивидуально выбирать режим работы на занятии;
· осуществление индивидуализации обучения в условиях коллективного усвоения знаний (возможность выбора индивидуального темпа работы, траектории обучения и уровня сложности);
· учет субъективного опыта каждого ученика, накопление и анализ данных о его знаниях и умениях, генерация заданий в зависимости от этих данных;
· наличие средств активизации познавательной деятельности обучаемого, развития его мышления за счет повышения наглядности учебного материала, формирования умения принимать оптимальные решения в сложных ситуациях за счет постановки проблемных задач в ходе занятия;
· обеспечение прочности усвоения результатов обучения и развития интеллектуального потенциала обучаемого предполагает, что знание становится частью сознания обучаемых в том случае, когда сформировано положительное отношение к учению и изучаемому материалу, обеспечен контроль за результатами обучения;
· неотрывная связь практических задач с теоретическим материалом за счет реализации деятельностной технологии обучения;
· соблюдение адекватности функций средств ИКТ функциям учителя.
Технические требования содержат условия обеспечения устойчивой работы системы, компьютера, всего комплекса программных и программно-аппаратных средств, защиты от несанкционированных действий.
Эргономические требования учитывают возрастные особенности обучаемых, обеспечивают повышение уровня мотивации обучения, устанавливают требования к изображению информации и режимам работы.
Эстетические требования устанавливают соответствие эстетического оформления функциональному назначению электронных средств учебного назначения; упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов учебной среды.
Требования к оформлению документации обосновывают необходимость грамотного и подробного оформления методических указаний и инструкций пользователя.
Обозначенные выше требования к электронным средствам учебного назначения являются рекомендациями по эффективному внедрению возможностей средств информационных и коммуникационных технологий в процесс изучения информатики. В процессе разработки, модернизации и адаптации электронных средств учебного назначения учителю необходимо ориентироваться не на отдельные требования, а на их систему, что обеспечивает научно обоснованный выбор целей, содержания и методов организации учебной деятельности.
6. Разработка сценария программы и методики проведения занятий с его использованием, определение функций обучаемого, учителя и системы на каждом этапе занятия. В сценарии должны быть отражены все этапы занятия, а так же подробно расписаны функции машины (системы), работа учеников и работа учителя на всех этапах занятия, определены те функции учителя и обучаемого, которые предстоит автоматизировать. Каждый сценарий представляет собой определенную последовательность фрагментов программы. Размер фрагментов подбирается таким образом, чтобы он помещался на одном экране и был легко читаем. Количество строк фрагмента (заголовок с текстом, задача, вопрос с ответами) обычно составляет 10-20. Количество символов в строке не превышает 60, то есть среднее число символов в стандартной строке книги. Текст, выдаваемый на экран дисплея, усваивается иначе, чем написанный на бумаге. Здесь имеет значение и свечение букв, и неустойчивость изображения. Поэтому текст должен быть лаконичным, конкретным и ясным. Предъявление учебного материала может осуществляться в любом временном режиме (быстрее, медленнее) и многократно. Это зависит от уровня знаний обучаемого и требуемого уровня его подготовки. Значительно улучшает восприятие учебного материала выделение той или иной информации (подчеркиванием, мерцанием, наличием абзаца и т.д.). Компоновка учебного материала, его изложение должны вестись с учетом психофизиологических особенностей обучаемых.
3. Функции учителя в процессе обучения с использованием средства обучения, функционирующего на базе ИКТ.
Учитель осуществляет организацию обучения и управление учебным процессом, планирование собственной деятельности и деятельности учеников, контроль за ходом учебного процесса.
Учитель разрабатывает, адаптирует, модернизирует электронные средства учебного назначения, подбирает материалы для урока среди ресурсов сети Интернет. Учитель осуществляет подбор и компоновку учебного материала, формул, схем, таблиц, рисунков.
Учитель разрабатывает методику проведения уроков, методическую и инструкторско-методическую документацию.
Учитель разрабатывает и перерабатывает вопросы, ответы и задачи; выявляет ошибки в ответах учеников; осуществляет их коррекцию для конкретного обучаемого, если это не предусмотрено в системе.
Учитель выполняет аналитические функции по выявлению общих для всех учеников затруднений с целью коррекции методики преподавания.
Учитель прогнозирует направления личностного развития обучаемых.
Учитель осуществляет подбор и коррекцию критериев оценки деятельности учеников; адаптацию программных средств учебного назначения к условиям конкретного класса; выбирает режим работы; обновляет и дополняет учебный материал.
Необходимо отметить, что, значительная часть обучающих функций переходит к средству обучения, компьютер выполняет большую часть рутинных операций по сбору и обработке информации, учитель же сохраняет за собой часть функций управления обучением и воспитанием как конкретного обучаемого, так и всего класса. И еще: функции учителя зависят от формы учебного занятия и вида учебной деятельности, а главное – от возможностей средств ИКТ, которые используются на конкретном уроке.
Приведем ряд примеров. При изложении нового учебного материала учитель следит за полнотой и наглядностью информации, представляемой на экран компьютера или на интерактивную доску, реагирует на потребности и интересы конкретной аудитории.
На практических и лабораторных занятиях основной целью деятельности учителя является постановка перед классом задач, обеспечение рабочей обстановки, контроль за ходом занятия, выявление ошибок и затруднений, корректировка методики проведения занятия в зависимости от уровня готовности конкретного класса.
4. Функции ученика на уроке в условиях использования электронного средства учебного назначения смещается в направлении поиска, выбора, обработки, продуцирования информации. Увеличение доли самостоятельной работы обучаемого способствует тому, что ученик является не просто «потребителем» учебной информации, он становится активным участником учебного процесса, «творцом». Он получает возможность выбора самостоятельной траектории обучения и темпа работы с программой. Применение учеником информации, которую он «добыл» самостоятельно, переводит его с уровня «пассивного потребителя информации» на уровень «активного преобразователя информации».
7. Проведение предварительного психолого-педагогического анализа изменения эффективности обучения при использовании средств информатизации образования. Например: анализируются возможности активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых. Соответственно рассматриваются вопросы использования методов проблемного обучения, увеличения доли самостоятельной работы ученика и степень реализации интерактивного учебного диалога между пользователем и системой, вопросы эффективности методов контроля и оценки знаний и пр.
8. Программирование или создание электронных средств учебного назначения с помощью специализированных инструментальных систем, оболочек, образовательных платформ, отладка программы. Затем созданные программы подвергаются экспертизе опытных педагогов, при необходимости в них вносятся изменения, дополнения и поправки.
9. Анализ и корректировка содержания курса, программ и сценариев.
10. Подготовка методической документации для практического применения. По окончании разработки электронных средств учебного назначения следует подготовить необходимый методический материал. В методической документации необходимо самым подробным образом описать возможности системы, инструкцию пользователя (обычно отдельно пишутся инструкции для учеников, учителей и администратора сети). Затем автор или коллектив авторов разрабатывает и оформляет методические разработки уроков. Грамотное и детальное оформление методической документации упростит использование разработанного средства другими учителями.
Перейти к плану лекции
3. Анализ, оценка и экспертиза электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения
Выделим основные подходы к проблеме оценки качества электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения:
· экспериментальная проверка педагогической целесообразности применения электронных программно-методических и технологических средств, основанная на их практическом использовании в процессе обучения в течение определенного периода времени;
· экспертная оценка качества, основанная на компетентном мнении экспертов, знающих данную область и имеющих научно-практический потенциал для принятия решения;
· критериальная оценка их методической пригодности, основывающаяся на использовании критериев оценки качества;
· комплексная оценка качества, интегрирующая все или некоторые из вышеперечисленных подходов.
В настоящее время именноэкспериментальная проверка педагогической целесообразности использования электронного средства учебного назначения созданного учителем или закупленного школой позволяет учителю лично оценить эффективность собственной разработки или готового электронного учебника. В данном случае нужно быть готовым к тому, что мнения учителей будут сильно отличаться. В ходе экспериментального обучения следует провести предварительный и итоговый анализ электронного средства учебного назначения, заполнив анкету. А затем сравнить заявленные авторами характеристики и мнения учителей, которые использовали данный программный продукт в учебном процессе.
Анкета Анализ электронного средства учебного назначения и рекомендации по его использованию |
Название программного продукта _______________________ 1. Данный программный продукт рекомендуется для использования: кем и где: · при изучении каких тем и разделов: · в каких видах учебной деятельности: · на каких занятиях: 2. Методическое назначение программного продукта, структура и состав: 3. Особенности программного продукта, например: какие возможности средств современных информационных технологий и коммуникационных технологий реализуются: 4. Каким требованиям (психолого-педагогическим, эргономическим, техническим и т.д.) удовлетворяет: |
Оценка качества электронного средства учебного назначения достаточно сложный процесс. Дело в том, что далеко не все созданные программные продукты вписываются в традиционную систему образования, использование подобных программных продуктов приводит к существенному изменению, трансформации обучения и далеко не все учителя воспринимают это однозначно.
Экспертная оценка качества ЭСОН позволяет повысить обоснованность выводов за счет привлечения к этой работе опытного эксперта или экспертов. При этом экспертиза электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения состоит в утверждении компетентного мнения большинства экспертов, знающих данную область и имеющих научно-практический потенциал для принятия решения. Обычно именно такой подход применяется в работе специальных органов по сертификации.
Экспертная оценка качества электронных средств учебного (образовательного) назначения предполагает осуществление психолого-педагогической, содержательно-методической, дизайн-эргономической и технико-технологической экспертизы, проводимой специальными органами по сертификации. Экспертно-аналитическая оценка психолого-педагогического и программно-технического качества ЭСОН и целесообразности его использования в процессе обучения основана на трехэтапной деятельности эксперта (анализ, экспертиза, формирование рекомендаций по доработке) с последующей апробацией экспертируемого ПС в учебном процессе (возможны циклы).
При осуществлении экспертной оценки психолого-педагогического и программно-технического качества электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения экспертами формируется набор показателей для характеристики этих средств и заполняются специальные оценочные листы качества электронного средства образовательного назначения листы. Оценочный лист качества программного средства учебного назначения служит для формирования резюме о пригодности или непригодности применения ЭСОН в процессе обучения на основе ответов эксперта.
Критериальная оценка качества электронных программно-методических и технологических средств основана на использовании критериев оценки качества, и зачастую специальных методик оценки, изложенных в государственных стандартах, отраслевых стандартах и других нормативных и технических документах.
Комплексная оценка качества электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения интегрирует все или некоторые из вышеперечисленных подходов и позволяет избежать субъективизма мнений экспертов и учителей. Например, в ходе проведения экспертной оценки может быть предложено не только заполнение представленных выше оценочных листов, но и оценка (критериальная) эффективности его применения в учебном процессе.
Дата добавления: 2015-02-09 ; просмотров: 86 ; Нарушение авторских прав