Что такое образовательная ситуация по фгос в доу
Образовательная ситуация как основная форма планирования по программе «Детство»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО».
Дошкольное детство- яркий, неповторимый период в жизни ребенка. Именно в это время начинается процесс социализации,устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, вещей (предметным миром). Постепенно происходит приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям, закладываются основы здорового образа жизни. От того на сколько запоминающимся будет период дошкольного взросления ребенка, зависит умение воспитателя отбирать наиболее актуальные формы, методы и приемы организации образовательной деятельности с детьми, от его умения вовлечь ребенка в разгадку тайн неизвестного.
В современном детском саду образовательная деятельность основана на организации педагогом разных видов деятельности. Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)выделены следующие виды:
• Восприятие художественной литературы,
• Конструирование и изобразительная деятельность,
Для каждого вида деятельности характерны свои формы организации и методы руководства.
Особенностью организации образовательной деятельности в соответствии с программой «Детство» является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация.
Образовательная ситуация- это возникающая спонтанно или организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместное решение задачи педагогом и детьми, направленная на создание ребенком образовательной продукции в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями (В. А. Деркунская).
Кларина Л. М., Михайлова З. А. определяют понятие «развивающая ситуация». Это совместное решение детьми и взрослыми познавательных и практических задач, проблем. Развивающая ситуация,по мнению авторов включает:
• Связь с опытом и интересами детей,
• Направленность на овладение новыми средствами и способами взаимодействия с миром,
• Активную, целенаправленную деятельность детей, проявления самостоятельности и творчества,
• Рефлексию способов средств решения задач.
Согласно данной концепции, развивающие ситуации подразделяются на:
Бабаевой Т. И. выделены следующие типы ситуаций:
• Практические (в том числе, ситуации выбора,
• Условно-вербальные (иллюстративно-описательные, коллизийные, прогностические, оценочные).
Однако, считается что особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть
• материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки,
• нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание).
Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций педагогом.
Созданные взрослым образовательные ситуации могут «запускать» инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.
Приведем алгоритм описания ОС (В. А. Деркунская):
1. Название, ориентированное на детей.
3. Контекст ситуации для педагога
4. Контекст ситуации для детей
5. Направление развития ситуации (возможность ее усложнения)
Например, образовательная ситуация «Письмо»
1. Развивать умение составлять повествовательный рассказ социально-нравственного содержания по серии сюжетных картин.
2. Стимулировать проявление творчества
Контекст ситуации для педагога: детям предлагается «прочесть письмо». В конверте представлена серия сюжетных картин (4-5) социально-нравственной тематики. Тема рассказа не должна отражать знакомое литературное произведение и должна предполагать проблемную нравственную ситуацию.
Логика работы: рассматривание и краткое описание содержания каждой картинки, определение вариантов сюжета, рассказы детей.
Контекст ситуации для детей:
Подводя итог вышесказанному, отметим, что преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании.
Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности, совместной образовательной деятельности и режимных моментах. Главными задачами таких образовательных ситуаций является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы. Воспитатель создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество.
Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели.
Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении,обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению.
1. Деркунская В. А., Ошкина А. А. Игровая образовательная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2013.
2. Деркунская В. А., Вершинина С. Е. Технология организации интегративной деятельности старших дошкольников. Учебно-методическое пособие– М. : Центр педагогического образования, 2013.
3. Дополнительное профессиональное образование как ресурс развития системы регионального дошкольного образования//Т. А. Котлякова – Современный воспитатель6 повышение квалификации педагогов ДОУ в соответствии с современными требованиями.— Ульяновск: ФГОУ ВПО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2015.
Особенности проектного комплексно-тематического планирования образовательного процесса по программе «Детство» Комплексно – тематический характер планирования предполагает комплексное решение педагогических задач из разных образовательных областей.
Комплексно-тематическое планирование в Первой младшей группе по программе Детство 3 неделя февраля «Вгостях у Мойдодыра» Задачи на неделю.. Формирование умений и навыков самообслуживания и личной гигиены, содействующих.
Основная образовательная программа ДОУ Образовательная программа дошкольного образования Кондурчинского филиала государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней.
Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП доо) для детей раннего возраста I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Основная образовательная программа (Программа) муниципального дошкольного образовательного.
Основная образовательная программа МБДОУ Пояснительная записка образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад «Белый медвежонок» Введение Программа спроектирована.
Основная образовательная программа на 2015–2016 учебный год Основная образовательная программа на 2015-2016 учебный годразработана с учетом примерных программ дошкольного образования. Она определяет.
Перспективный план во второй младшей группе по программе «Детство» Тема:«Откуда стол пришёл?» Дать детям обобщенное понятие «мебель», рассказать о назначении каждого предмета. Воспитывать у детей желание.
Проект, как форма планирования образовательной деятельности в старшей группе (на примере проекта «Мы артисты») Рассматривая разные темы для проведения проекта в старшей группе, я остановила свой взгляд на театрализованной деятельности. В настоящее.
Проект как форма комплексно-тематического планирования «Животные и птицы готовятся к зиме. Комнатные растения» ПРОЕКТ как форма комплексно-тематического планирования Тема: Животные и птицы готовятся к зиме. Комнатные растения. Автор: Воспитатель.
Характеристика и структура образовательной ситуации в процессе образовательной деятельности
Главной формой организации деятельности и единицей педагогического процесса является образовательная ситуация. Образовательная ситуация в педагогическом процессе дошкольного учреждения выступает как форма организации деятельности детей – как совместной со взрослым, так и самостоятельной. Преимущество ситуационного подхода заключается в том, что он позволяет не только решать образовательные задачи в специально планируемом и организованном взаимодействии педагога с ребенком, но и использовать в образовательных целях любую жизненную ситуацию.
Образовательная ситуация может являться формой организованной образовательной деятельности с целью формирования у детей новых представлений и умений в разных видах деятельности, обобщения знаний по теме, развития способности рассуждать и делать выводы; может быть включена в режимные моменты с целью закрепления имеющихся у детей знаний и умений, их применения в новых условиях, может спровоцировать самостоятельную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, или продуктивного творчества [11].
В соответствии с особенностями дошкольного детства Т. И. Бабаева выделяет имитационно-игровые, реально-практические и условно-вербальные образовательные ситуации. Имитационно-игровые ситуации позволяют в легкой интересной для детей игровой форме узнать что-то новое, закрепить уже имеющиеся знания, отработать различные навыки; к ситуациям условно-вербального характера относятся иллюстративно описательные, коллизийные, прогностические, оценочные ситуации, в реально-практических ситуациях дети реально разрешают различные жизненные проблемы [10].
В современном детском саду образовательная деятельность основана на организации педагогом разных видов деятельности. Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)выделены следующие виды:
Игровая деятельность,
Познавательно-исследовательская деятельность,
Восприятие художественной литературы,
Конструирование и изобразительная деятельность,
Музыкальная деятельность,
Двигательная деятельность.
Для каждого вида деятельности характерны свои формы организации и методы руководства. Особенностью организации образовательной деятельности в соответствии с программой «Детство» является ситуационный подход. По мнению В. А. Деркунской, основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация. Образовательная ситуация- это возникающая спонтанно или организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместное решение задачи педагогом и детьми, направленная на создание ребенком образовательной продукции в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями [4].
Кларина Л. М., Михайлова З. А. определяют понятие «развивающая ситуация». Это совместное решение детьми и взрослыми познавательных и практических задач, проблем.
Развивающая ситуация,по мнению авторов включает:
Связь с опытом и интересами детей,
Направленность на овладение новыми средствами и способами взаимодействия с миром,
Активную, целенаправленную деятельность детей, проявления самостоятельности и творчества,
Рефлексию способов средств решения задач. Согласно данной концепции, развивающие ситуации подразделяются на:
Бабаевой Т. И. выделены следующие типы ситуаций:
Практические (в том числе, ситуации выбора,
Условно-вербальные (иллюстративно-описательные, коллизийные, прогностические, оценочные).
Однако, считается что особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка.Такие продукты могут быть:
материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки,
нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание).
Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций педагогом. Созданные взрослым образовательные ситуации могут «запускать» инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества [3].
Основной единицей педагогического процесса является образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательных ситуаций является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть, как и материальными (рассказ, рисунок, поделка, так и нематериальными (новое знание, образ, идея, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций [10].
Образовательные ситуации используются в процессе организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, умения обобщать знания по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы [4].
Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений через их применение в новых условиях, на проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.
В начале образовательной ситуации вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми учебную задачу (или ее часть) и обеспечивает ее принятие. В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставится проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи [12].
Завершение образовательной ситуации требует подведения ее итогов оценки детских достижений. В старших группах воспитатель оценивает результаты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отдельных детей, привлекает к оценке их самих, стимулирует взаимную оценку и самооценку деятельности.
Таким образом, по мнению авторов программы «Детство», В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. «образовательная ситуация – структурная единица конструирования образовательного процесса», которая помогает воспитателю решать образовательные задачи. Системное использование ситуаций дает возможность педагогу отойти от традиционных занятий по предлагаемому образцу, создать условия раскрепощенности, снять излишнюю регламентацию, позволяет раскрыть свое внутреннее состояние и образ «Я» ребенка. Только такие условия определяют успешность использования такой педагогической технологии, как образовательные ситуации [10].
Приведем алгоритм описания ОС, предложенный В. А.Деркунской:
1. Название, ориентированное на детей.
3. Контекст ситуации для педагога
4. Контекст ситуации для детей
5. Направление развития ситуации (возможность ее усложнения)
Например, образовательная ситуация «Письмо»
Задачи: 1. Развивать умение составлять повествовательный рассказ социально- нравственного содержания по серии сюжетных картин.
2. Стимулировать проявление творчества.
Контекст ситуации для педагога: детям предлагается «прочесть письмо». В конверте представлена серия сюжетных картин (4-5) социально- нравственной тематики. Тема рассказа не должна отражать знакомое литературное произведение и должна предполагать проблемную нравственную ситуацию [3].
Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении,обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению [9].
Таким образом, использование различных образовательных ситуаций: условно-вербальных (иллюстративно-описательных, прогностических, оценочных, имитационно-игровых, реально практических в разных видах образовательной (непосредственно организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и разных видах детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы) в нашей методике позволяет создать эффект полного погружения в содержание и обеспечить активную субъектную позицию детей в освоении всех компонентов нравственной воспитанности.
3. Абакумова А. Н. Образовательная ситуация как основная единица планирования по программе «Детство» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=50647
4. Гогоберидзе А. Г.Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – СПб. : Питер, 2013. – 464 с.
9. Земкова Ю. Е. Образовательная ситуация как основная единица планирования по программе «Детство» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.dou75.ru/71/index.php?option=com_content&view=article&id=584%3A2016-02-26-11-12-22&catid=59%3A2016-02-29-06-00-17&Itemid=61
10. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева и др. –СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
11. Конохова Е. К. Образовательной ситуации как средство нравственного воспитания старших дошкольников / Е. К. Конохова // Педагогическое образование в России. –2014. –№3. (дата обращения: 07.04.2018).
12. Методы стимулирования опыта поведения и деятельности детей [Электронный ресурс] –Режим доступа: https://cyberpedia.su/12x1e74.html
15. Особенности работы в разны видах деятельности и культурных
практик [Электронный ресурс] –Режим доступа: https://infopedia.su/4xa53.html
Конспект образовательной ситуации по конструированию для детей младшей группы «Теремок для зверюшек» Цель: Формирование у воспитанников умения сооружать элементарные постройки Задачи: Образовательные: Продолжать учить детей строить домики,.
Конспект образовательной ситуации по математическому развитию в средней группе «Счет до 6» Цель: закрепить счет до 6. Задачи: Образовательные: Закрепить порядковый счет в пределах 6, выделять отношения групп предметов по количеству.
Конспект образовательной ситуации по математическому развитию во второй младшей группе «Счет до 3» Цель: закрепить счет до 3. Задачи: Образовательные: • выделять отношения групп предметов по количеству и числу (один, два и еще один,.
Конспект образовательной ситуации «Поговорим о школе» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие» Виды деятельности: коммуникативная,.
Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Воспитатель: Сюсюра.
Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Подарок от дедушки Мороза» Ф. И. О. педагога: Воробьева Татьяна Николаевна, воспитатель подготовительной группы «Лимончики», МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска. Тип ситуации:.
Педтехнология «Ситуация». Как использовать ее на занятиях с детьми.
Педтехнология «Ситуация» – технология поддержки детской инициативы.
Какие этапы включает педтехнология «Ситуация»
В основе педтехнологии «Ситуация» – образовательные ситуации, которые моделирует педагог. Дети сталкиваются с затруднениями, фиксируют то, что пока у них не получается, учатся понимать причины своих затруднений и находить способы, как их преодолеть. Такие образовательные ситуации могут отличаться по содержанию, локализации во времени и форме организации. Например, это могут быть прогулки, экскурсии, занятия в группе.
Несмотря на отличия, все образовательные ситуации имеют сходную структуру и включают в себя шесть последовательных этапов. В работе с детьми, когда педагог моделирует конкретную образовательную ситуацию, он должен придерживаться этих этапов. Рассмотрим их подробнее.
Этапы работы с детьми по педтехнологии «Ситуация»
1-й этап – введение в ситуацию. Задача педагога на данном этапе – создать условия, чтобы у детей возникла внутренняя потребность, «детская» цель включиться в познавательную деятельность. У этой познавательной деятельности должна быть и «взрослая» цель, которую определяет содержание образования. Ее педагог фиксирует в целях своей педагогической деятельности, то есть в обучающих, воспитательных и развивающих целях занятия.
2-й этап – актуализация детского опыта (знаний, умений, навыков). Педагог организует совместную с детьми деятельность. Она актуализирует у дошкольников мыслительные операции, знания и умения, которые необходимы им для следующего шага.
3-й этап – затруднение в ситуации (проблематизация содержания). Педагог моделирует проблемную ситуацию. В этой ситуации детям потребуется выполнить новое, незнакомое для них действие, чтобы достигнуть своей «детской» цели. С помощью вопросов «Смогли?», «Почему не смогли?» воспитатель помогает дошкольникам зафиксировать их затруднение – сформулировать его и выявить, в чем его причины.
Поскольку затруднение оказывается личностно значимым для каждого ребенка, так как оно мешает достигнуть его «детской» цели, у детей возникает внутренняя потребность преодолеть это препятствие. Теперь это уже новая для них цель, которая связана с познанием и соотносится с «взрослой» целью. Данный этап позволяет построить зону ближайшего развития каждого ребенка.
4-й этап – открытие детьми нового знания или способа действий. На данном этапе взрослый организует познавательный процесс так, чтобы дети самостоятельного искали и открывали новые знания или способы действия. При необходимости на этом этапе педагог оказывает детям помощь, если у них возникнут затруднения, но не дает им готовое решение.
5-й этап – включение нового знания или способа действий в систему знаний. На этом этапе педагог организует различные виды детской деятельности. Дошкольники могут применить в этих видах деятельности новое знание или способ действий, которые они самостоятельно открыли. При этом условия, в которых дошкольники будут применять действия, педагог может изменить.
6-й этап – осмысление. На данном этапе дошкольники соотносят цели и результаты своей деятельности. Они фиксируют, получилось ли у них достигнуть цель, и определяют условия, которые позволили им этого добиться. Например, потому что они действовали в команде. Этап осмысления важен, так как помогает детям не только открыть новые знания, но и освоить путь к ним.
Как применять педтехнологию «Ситуация» на занятиях по направлениям развития
Педтехнологию «Ситуация» педагоги могут применять на занятиях по всем направлениям развития детей – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому, а также в иных формах организации образовательного процесса. Например, в коллекционировании, когда необходимо классифицировать экспонаты или элементы коллекции, в проектной деятельности или когда детям нужно решить ситуативные задачи. Рассмотрим примеры, как применять педтехнологию «Ситуация» на занятиях по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию детей.
Конструирование. На занятии по конструированию педагог может предложить детям преобразовать созданную конструкцию, но с учетом конкретных условий: «Постройте такую же арку, но чтобы через нее мог проехать этот грузовик с прицепом. В прицепе – вышка или жираф».
Чтобы преодолеть затруднение, дети расширят арку, увеличат в высоту или сделают верхнюю часть съемной. Возможно, им придется скорректировать ширину арки, ведь автомобилю с прицепом нужно будет развернуться, сделать крутой поворот, чтобы проехать заданным маршрутом. В результате дети самостоятельно найдут новые конструктивные решения. Здесь педтехнология «Ситуация» тесно взаимодействует со STEM-технологиями (О STEM-технологиях в работе с детьми дошкольного возраста читайте в ближайших номерах. – Примеч. ред.).
Речевое развитие. Воспитатель предлагает простую и понятную детям игру «Найди лишнего». С ее помощью педагог развивает у детей разные мыслительные операции: анализ – например, дети разбирают каждый цветочек «на детали» и рассматривают эти детали в отдельности; синтез – рассматривают всю совокупность объектов; сравнение – сравнивают несколько объектов, а также вариативность мышления. Дети учатся понимать, что задача может иметь несколько разных решений, и каждое из них будет правильным. Главное для ребенка – обосновать свое мнение, и это уже мощный стимул для развития речи, для того, чтобы облечь свою мысль в слова, донести ее до сверстников и взрослого.
Воспитатель выслушивает все ответы детей, даже самые абсурдные. Ведь у дошкольников своя логика, и понять ее можно, если дать им высказаться. Вначале взрослый не помогает ребенку, дает ему возможность справиться самостоятельно. Своим невмешательством взрослый как бы говорит: «Ты молодец! Я в тебя верю. У тебя все получится». Помощь воспитатель оказывает детям при необходимости.
Художественно-эстетическое развитие. На занятиях по данному направлению развития затруднения детей могут быть связаны с тем, как подобрать краску нужного оттенка, «открыть» новые приемы рисования, лепки или аппликации. Возможно, новый прием найдет только один ребенок – и тогда педагог попросит его поделиться своим опытом с остальными, и все дети в группе смогут оценить творчество своего сверстника.
Физическое развитие. На занятиях по физической культуре или в ходе подвижных игр педагог также может предоставить возможность найти способ, как преодолеть возникшие препятствия. В этом случае задачи физического развития педагог решает вместе с задачами социально-коммуникативного развития детей: развивает у них уверенность в себе, в своих силах, воспитывает такие важные качества, как желание оказать помощь, вместе добиться желаемого результата.
Таким образом, педтехнология «Ситуация» универсальна. С ее помощью педагоги смогут сформировать у детей механизмы саморазвития, личностного развития, развивать детскую самостоятельность в совокупности с ответственностью, инициативность вместе с желанием реализовать инициативу в практической деятельности. Дошкольники научатся находить и обосновывать выход из затруднений и достигать собственного позитивного результата. Таким образом, эта педтехнология поможет педагогам развивать у детей механизмы адаптации к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира, научить их действовать самостоятельно, в том числе в условиях неопределенности.