Что такое образовательная среда школы

Образовательная среда современной школы

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое образовательная среда школы. Смотреть фото Что такое образовательная среда школы. Смотреть картинку Что такое образовательная среда школы. Картинка про Что такое образовательная среда школы. Фото Что такое образовательная среда школы

Описание презентации по отдельным слайдам:

педагогический совет 31.08.20 Гуркова О.М., методист МБОУ «Школа №16 им. Героя Советского Союза И.А. Лапенкова», г.Ачинск ШКОЛАГЕРОЯ.РФ Образовательная среда современной школы

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ «Образовательная среда – «третий учитель» после семьи и педагога» Лорис Малагуцци (1920-1994), итал.педагог XX века ШКОЛАГЕРОЯ.РФ

«Современное образование можно описать как систему, объединяющую несколько элементов: базовую образовательную инфраструктуру, методику и педагогику, управленческие команды, новые цифровые платформы и контент, и пятый элемент – современную образовательную среду» Максим Лозовский вице-президент корпорации «РЭШ» ШКОЛАГЕРОЯ.РФ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ Модель Модель «учитель-ученик» развития компетенций

«Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые (электронные) образовательные ресурсы; совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение». ФГОС ШКОЛАГЕРОЯ.РФ

Информационно-образовательная среда школы должна соответствовать следующим требованиям: структурированность и упорядоченность; обеспечение единого информационного пространства для взаимодействия всех участников системы образования; наличие базовой педагогической концепции образовательной среды; участие педагогов в создании и адаптации информационных и электронных образовательных ресурсов, учитывающих специфику образовательного процесса школы; информационная компетентность педагогов, администраторов, учащихся; уровень материально-технического оснащения школы, достаточный для применения современных ИКТ и средств ИКТ, ИОР и ЭОР последнего поколения. ФГОС ШКОЛАГЕРОЯ.РФ

ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ Образовательная среда должна быть: комфортной; безопасной; доступной; эмоционально насыщенной; аутентичной: обеспечивающей благоприятный режим, ритм и темп жизнедеятельности; расширяющей познавательные возможности; стимулирующей различные виды активности; побуждающей к самостоятельности и творчеству; здоровьесберегающей.

Функции (педагогика): воспитывающая, обучающая, развивающая. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ Структура (экспертное понимание): архитектура здания, предметно-пространственная организация, цифровые технологии, оборудование, навигация, методическая оснащённость, подготовка педагогов, социокультурные ресурсы.

Повысить качество среды – означает увеличить количество возможностей для разных образовательных коммуникаций. ЗАДАЧА ШКОЛАГЕРОЯ.РФ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ Качество определяется плотностью взаимодействия с разными держателями образовательного контента.

РЕЗУЛЬТАТ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ Создание таких условий, такой образовательной среды, которая является «третьим учителем» и помогает каждому ученику занять по отношению к учебной деятельности, к другим людям и к самому себе определенную ценностную позицию – автора, творца собственной жизни, субъекта позитивной образовательной активности. Образовательная среда нашей школы – цифровая, диалогическая, открытая, вариативная, личностно значимая для всего коллектива.

Препятствут созданию инновационной среды: культурные (традиции классно-урочной системы); личностные (консерватизм и закрытость педагогов). БАРЬЕРЫ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ

КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ

КОММУНИКАЦИОННО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ Новая апробация пришлась на март-июнь 2020 года в связи с вынужденными условиями дистанционного обучения…

ПРАКТИКА ШКОЛЫ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ

ПРАКТИКА ШКОЛЫ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ

КОММУНИКАЦИОННО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ

ПРОСТРАНСТВЕННО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ Активно реализуется в настоящее время, когда наша школа преображается пространственно-архитектурно…

ПРАКТИКА ШКОЛЫ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ

ПРАКТИКА ШКОЛЫ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ

МЕТОДИКО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ В соответствии с докладом министра образования Красноярского края С.И. Маковской на августовском педагогическом совете 25.08.20 в 2020-2021 уч.году школы должны ориентироваться на решение пяти основных задач: Переход на ФГОС 4.0 Образовательные результаты по формированию функциональной грамотности Внедрение профстандартов Реализация Программы воспитания Цифровизация образовательной среды

ПРАКТИКА ШКОЛЫ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ

ПРАКТИКА ШКОЛЫ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ

ПРАКТИКА ШКОЛЫ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ

ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства, обновление предметно-цифровой компетентности, направленных на раскрытие потенциала учащихся, их самореализацию и повышение качества образовательной деятельности.

ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ Поиск новых форм профессиональной коммуникации и методических решений для эффективной работы ШМО. 2. Развитие цифровой образовательной среды: освоение новых цифровых инструментов в рамках технологии смешанного обучения. 3. Проведение мониторинга образовательных результатов по функциональной грамотности школьников в межпредметном поле. 4. Повышение уровня работы с одарёнными детьми. 5. Совершенствование профессиональной компетентности учителя через повышение квалификации в рамках федеральных проектов «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего».

РЕЗЮМЕ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ ШКОЛАГЕРОЯ.РФ Образовательная среда нашей школы зависит от нас …

Спасибо за внимание

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое образовательная среда школы. Смотреть фото Что такое образовательная среда школы. Смотреть картинку Что такое образовательная среда школы. Картинка про Что такое образовательная среда школы. Фото Что такое образовательная среда школы

Презентация отражает компоненты правильно организованной образовательной среды, содержит требования ФГОС к информационно-образовательной среде образовательного учреждения. В ней дана характеристика современной образовательной среды школы по функциям и структуре.

Также в презентации уделено внимание типичным барьера, препятствующим созданию инновационной образовательной среды школы: культурные, личностные.

В презентации раскрыты 3 компонента образовательной среды школы. Подробно представлен методико-содержательный компонент. Даны фото материалы ОС школы, поставлены цель и задачи коллектива на новый учебный год.

Презентация рекомендована методистам, заместителям директора по УМР для анализа и планирования работы в ОО.

Номер материала: ДБ-1483260

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое образовательная среда школы. Смотреть фото Что такое образовательная среда школы. Смотреть картинку Что такое образовательная среда школы. Картинка про Что такое образовательная среда школы. Фото Что такое образовательная среда школы

Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Что такое образовательная среда школы. Смотреть фото Что такое образовательная среда школы. Смотреть картинку Что такое образовательная среда школы. Картинка про Что такое образовательная среда школы. Фото Что такое образовательная среда школы

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое образовательная среда школы. Смотреть фото Что такое образовательная среда школы. Смотреть картинку Что такое образовательная среда школы. Картинка про Что такое образовательная среда школы. Фото Что такое образовательная среда школы

Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве

Время чтения: 1 минута

Что такое образовательная среда школы. Смотреть фото Что такое образовательная среда школы. Смотреть картинку Что такое образовательная среда школы. Картинка про Что такое образовательная среда школы. Фото Что такое образовательная среда школы

Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ

Время чтения: 1 минута

Что такое образовательная среда школы. Смотреть фото Что такое образовательная среда школы. Смотреть картинку Что такое образовательная среда школы. Картинка про Что такое образовательная среда школы. Фото Что такое образовательная среда школы

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое образовательная среда школы. Смотреть фото Что такое образовательная среда школы. Смотреть картинку Что такое образовательная среда школы. Картинка про Что такое образовательная среда школы. Фото Что такое образовательная среда школы

МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация для учителей «Образовательная среда школы и её компоненты»

Что такое образовательная среда школы. Смотреть фото Что такое образовательная среда школы. Смотреть картинку Что такое образовательная среда школы. Картинка про Что такое образовательная среда школы. Фото Что такое образовательная среда школы

Что такое образовательная среда школы. Смотреть фото Что такое образовательная среда школы. Смотреть картинку Что такое образовательная среда школы. Картинка про Что такое образовательная среда школы. Фото Что такое образовательная среда школы

Описание разработки

Данная среда включает в себя учебное здание и его помещения, двор и территорию, мебель, оборудование, наглядную агитацию, озеленение и часто обозначается также как пространственно-предметная среда.

Некоторые авторы используют понятие интерьера, понимая под ним такие элементы, как размер, пропорции и взаимосвязь помещений, конструкции и отделочные материалы, свет и цвет, мебель и оборудо­вание, светильники, ткани, декоративные детали и т. д.

Содержание вышеозначенных понятий позволяет утверждать, что в основе организации пространства образовательной среды, прежде всего, лежит функционально-деятельностный принцип, то есть, учитываются особенности учебного заведения как учебно-воспитательного учреждения, где назначение помещений и предполагаемый характер деятельности учащегося в нем являются ре­шающими факторами в организации пространства учебного заведения.

Данное положение подтверждается и характером требований, предъявляе­мых, например, к размерам и форме современного классного помещения.

Другим, не менее важным аспектом в изучении способов оптимизации пространственно-предметной среды является комплекс требований по учету возрастных особенностей учащихся. Возрастные особенности рассматриваются либо в контексте проблем возрастного восприятия пространства и формы, либо восприятия цвета (Е. А. Диченская, А. В. Ефимов, Г. И. Иванова, Н. А. Консулова).

Однако и этот комплекс требований обусловлен тем назначением, той функцией, которые выполняют определенные помещения в пространственной структуре учебного заведения.

Так, связывая пространственную организацию образовательной среды с ее функциональным предназначением, исследователи выделяют такие па­раметры организации пространства, как интегрированность и дифференцированность, учитывая при этом основные свойства пространства: величину, форму, структуру и масштаб.

Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении Балабанова Н. В

В толковом словаре русского языка среда определяется как окружающие человека социально – бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.

Л. И. Божович среду определяет как «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обуславливающих и динамику развития, и новые качественные образования».

Многими психологами и педагогами под образовательной средой понимается система, включающая в себя такие структурные элементы, как совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление учебно-воспитательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.

Среда становится образовательной тогда, «когда появляется личность, имеющая интенцию на образование».

При этом одна и та же среда может быть образовательной для одного человека и совершенно нейтральной в этом смысле для другого. Человек имеет шанс формировать свою образовательную среду в границах определенного образовательного пространства, выбирая образовательные институты или занимаясь самообразованием.

Что такое образовательная среда школы. Смотреть фото Что такое образовательная среда школы. Смотреть картинку Что такое образовательная среда школы. Картинка про Что такое образовательная среда школы. Фото Что такое образовательная среда школы

В общем виде среда любого образовательного учреждения может иметь следующие компоненты структуры.

Пространственно-семантический компонент:

архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др. ) ;

Содержательно-методический компонент:

содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др. ) ;

Коммуникационно-организационный компонент:

особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т. п. ) ;

коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др. ) ;

организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др. ) ;

Содержательный компонент:

актуальность содержания образования для развития личности и профессиональной деятельности специалиста;

интегративный подход к содержанию обучения;

открытость содержания образования для изменений, включение в содержание актуальных проблем.

Методический компонент:

вариативность учебных программ;

свобода выбора образовательного маршрута в рамках одного образовательного учреждения;

разнообразие методических обучающих средств;

акцент на диалогическое общение;

учет различных преобладающих способов восприятия информации у разных людей.

Коммуникативный компонент:

взаимопонимание и удовлетворенность взаимодействием всех участников;

преобладающее позитивное настроение всех участников;

участие всех субъектов в конструировании и оптимизации образовательного процесса.

Источник

Статья на тему «Особенности образовательной среды»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Особенности образовательной среды

В статье рассматриваютсябазовые вопросы сущности и особенностей образовательной среды. Школьная образовательная среда способна не только обеспечивать комфорт для детей и взрослых. С помощью организации пространства можно влиять на мотивацию учащихся к обучению, формировать благоприятную атмосферу, обеспечивать потребность в исследовании, удовлетворять образовательные потребности учащихся. Дискуссии вокруг вопроса обновления образовательной среды имеют целью привлечь внимание к среды как важного элемента образовательного процесса, привлекая как можно более широкий круг специалистов. Нужны междисциплинарные исследования, объединяя специалистов различных отраслей в деле модернизации образовательной среды.

Ключевые слова: образовательная среда, современное образование, реформа образования, образовательное учреждение

Проблемы организации учебно-воспитательной (образовательной) среды нашли отражение в трудах многих выдающихся педагогов прошлого и настоящего (Ж.-Же. Руссо, Д. Дьюи, Н. Монтессори, К. Ушинский, А. Макаренко, В. Сухомлинский, С. Шацкий, Бабич И.Н., и другие).

Социальная среда практически всегда рассматривалась как фактор воспитания. Значение социального окружения для развития ребенка отмечал еще Л. Выготский, который подчеркивал, что учитель может быть бессилен в непосредственном воздействии на ученика, но учитель имеет множество возможностей в опосредованном воздействии на ученика через социальную среду. Идеи С. Рубинштейна относительно изменения среды под влиянием человеческой деятельности объясняют внимание к образовательной среды как фактора, необходимого для успешного процесса формирования гражданина.

Основные идеи современного образования, поддерживаются и распространяются Международной организацией ЮНИСЕФ, есть идеи обеспечения прав, свобод и интересов детей, представленные в концепции программы «Школа доброжелательного отношения к ребенку» («Child friendly schools») [6].

Уже ни для кого не тайна, что общественный запрос направлен на школу, которая является не только местом, где детей учат, а, прежде всего, пространством для их полноценного развития, центром успешных, креативных и счастливых людей. Такое желанное учебное заведение возможно только в атмосфере физического комфорта, благоприятного социального и психологического климата, поддерживающего личность, которая развивается, вовремя реагирует на ее потребности и с уважением относится к ее особенностям.

Реформа образования в РФ набирает обороты. Перед территориальными общинами встает вопрос и управление образованием. Создание эффективной системы образования является задачей сложной и чрезвычайно ответственной.

Сегодня российское общество желает видеть школу не только одним из образовательных ресурсов, а, скорее, пространством развития и сотрудничества как внутри, так и по отношению к внешнему миру.

Современная образовательная среда создает неповторимое индивидуализированное и персонализированное впечатление, где у каждого есть возможность найти себя. Среда школы – это место, где встречаются и взаимодействуют не только ученики, учителя, окружающие жители и гости школы, где проходят не только уроки, интересные встречи, праздники и концерты, но и лекции и семинары, действуют открытые лаборатории и мастерские в разных областях науки, искусства и технологий.

Отечественные и зарубежные ученые и практики трактуют образовательную среду, как часть жизненного, социальной среды человека, которая проявляется в совокупности всех образовательных факторов, которые прямо или косвенно влияют на личность в процессах обучения, воспитания и развития; является определенным воспитательным пространством, в котором осуществляется развитие личности.

Образовательное учреждение – это большая система, состоящая из подсистем: целей и задач образовательного процесса, педагогических условий, административного персонала, коллектива учителей и учеников или студентов, а также образовательных программ и технологий. Составляющими образовательной системы, ее основными признаками и свойствами выступают: наличие взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, которые, подчиняясь единому целому, все же имеют определенную самостоятельность и иерархичность системы (система существует как часть системы высшего порядка) [1].

Применение различных методологических подходов к моделированию и проектированию образовательной среды привело к появлению различных точек зрения на его сущность, структуру, связи и психолого-педагогические возможности. В понятийном аппарате педагогики наряду с понятием «образовательная среда» используются «образовательное пространство», «воспитательная среда», «воспитательное пространство», «здоровьесберегательное пространство» и тому подобное. Следовательно, возникает необходимость в теоретическом анализе понятий «среда» и «пространство».

Среда чаще всего рассматривают как окружение человека: окружающую среду, социальную среду, жизненную среду и тому подобное. Это упорядоченная и однородная по отдельному признаку часть пространства.

Учитывая современные толкования воспитания, считаем, что воспитательная среда выступает системой условий для привлечения личности и к ценностям человечества. Воспитательное пространство рассматриваем как совокупность внешних объектов, педагогическую реальность, в которой происходит процесс привлечения питомца к системе всеобще признанных ценностей.

Таким образом, сравнительный анализ понятий дает основания сделать вывод, что понятия «пространство» и «среда» не тождественны. Ведущим считаем утверждение, что среда обязательно предполагает человека, в нем происходит взаимовлияние и взаимодействие окружения и человека; пространство не предполагает обязательного включения человека к нему.

Итак, можем установить следующие соотношения: воспитательное пространство подчиняется образовательному. В образовательном и воспитательном пространствах могут находиться от одного до множество образовательных или воспитательных сред соответственно.

Удобным и полезным для наших исследований является мнение коллектива авторов, что образовательную среду можно рассматривать как особое технологическое средство, формированием которым можно управлять [4]

Понятие образовательная среда отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих образование человека. Образовательная среда является, прежде всего, подсистемой социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов,обстоятельств, ситуаций, то есть целостность специально организованных педагогических условий развития личности. Часто образовательную среду рассматривают как структуру, включающую несколько взаимосвязанных уровней:глобальный, региональный и локальный [5].

К глобальному уровню относят общемировые тенденции развития культуры, экономики, политики, образования, глобально-информационные сети и др. До регионального уровня – образовательную политику, культуру, систему образования, жизнедеятельность в соответствии с социальным и национальным нормам, СМИ и др.

К локальному уровню – образовательное учреждение: микрокультуру, микроклимат, ближайшее окружение, семью. Таким образом, образовательная среда может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых происходит становление личности.

Под системным подходом в науке понимают «направление методологии научного познания, в основе которого лежит изучение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов»[2].

Системный подход, с одной стороны, заключается в восприятии педагогического явления как целостной педагогической системы, а с другой – в получении как можно более полной информации о содержании и состоянии каждого ее компонента, а также его взаимодействия с другими компонентами.

Совокупность познавательных принципов системного подхода не имеет четких ограничений, поскольку ориентирует и направляет определенную систему в соответствии с конкретных этапов исследования, с одной стороны проявляя ограничения традиционных объектов исследования и определяя реализацию нового типа задач при новом стиле мышления, а с другой стороны – позволяет моделировать перспективы построения новых объектов и предметов исследования путем планирования и определения их структурных или типологических параметров и свойств.

Образовательная среда – это характеристика жизни внутри образовательного учреждения, система влияний и условий формирования личности, а также система возможностей для развития личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении в то же время в современных быстроменяющихся условиях образовательная среда учебного заведения не является изолированным от внешних и внутренних факторов, их влияния, которые могут иметь как положительный результат, так и содержать угрозы, опасности и риски, которые могут способствовать деструктивным изменениям в нем. Для противодействия таким изменениям, необходимо, чтобы образовательная среда учебного заведения была защищенной, безопасной.

Отсутствие единого определения понятия «безопасность образовательной среды» обусловлена существованием различных подходов к пониманию его сущности. Речь идет и о психологическом, и о экологический, и информационный аспекты этого понятия [3].

Так, исследователи, которые изучают круг проблем, связанных с вопросом психологической безопасности образовательной среды, считают, что психотравмирующие ситуации прямо или косвенно влияют на физическое и психическое здоровье личности. В частности, до психотравмирующих ситуаций в учебном процессе образовательного учреждения можно отнести:

— конфликты в отношениях учитель – ученик, ученик–ученик, ученик – родители и т. п;

— проблема адаптации в образовательной среде;

— атмосфера конкуренции между сверстниками;

— чрезмерная требовательность педагогов.

Если принять во внимание экологический аспект безопасности образовательной среды, то здесь стоит обратить внимание на исследования С. Совгири, которая под экологически безопасной образовательной средой понимает «систему психолого-педагогических условий, влияний и возможностей, которые обеспечивают защищенность личности от негативного воздействия экологических факторов, определяющих оптимальность взаимодействия с миром природы» [7, с. 3].

Таким образом, безопасная образовательная среда – это состояние образовательной среды, в котором: имеющиеся безопасные условия обучения и труда, комфортная межличностная взаимодействие, что способствует эмоциональному благополучию учащихся, педагогов и родителей, отсутствуют любые проявления насилия и имеются достаточные ресурсы для их предотвращения, а также соблюдены права и норм физической, психологической, информационной и социальной безопасности каждого участника учебно-воспитательного процесса.

В целом, однозначного ответа на вопрос, какой все же должна быть среда, чтобы позитивно влиять на результативность обучения, пока нет. Такая среда постоянно эволюционирует – есть традиционная, и есть инновационное образовательное пространство, при котором нет классов. Интересен пример в Финляндии, где есть школы, в которых постоянно перестраивают среду, меняют интерьер и другие факторы, и определяют, какие условия будут работать лучше.

Владимирова Н.А. Современная образовательная среда: теория и практика / Н.А. Владимирова, А.Ш. Шигапова, Т.В. Ожиганова [и др.] // Современная образовательная среда: теория и практика : материалы Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 5 февр. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 170-174.

Вьюгина С.В., Особенности развития педагогической системы в образовательной среде технологического ВУЗА / Вестник технологического университета. 2012, т.15, в.24, с.196-199

Галашева О. И. Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №3. — С. 21-24. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/92/3327/ (дата обращения: 23.01.2020).

Журавлева С.В. Bсторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 3 – С. 48-56 URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1497

Пожаркова И. Н., Носкова Е. Е., Трояк Е. Ю. Формирование индивидуальной образовательной траектории как компонента практико-ориентированной среды обучения // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 3 (40). С. 179–192 URL: https://journal.iro38.ru/index.php/242

Создание развивающей образовательной среды начальной школы как интегративный результат выполнения требований ФГОС начального общего образования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования / авт. – сост. А. Г. Пачина ; автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск : Институт развития образования, 2018. – 71 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *