Что такое образовательная услуга в школе

Образование: услуга, право или обязанность? Колонка главного редактора

Что такое образовательная услуга в школе. Смотреть фото Что такое образовательная услуга в школе. Смотреть картинку Что такое образовательная услуга в школе. Картинка про Что такое образовательная услуга в школе. Фото Что такое образовательная услуга в школе

Абрам Харьковский. Награда учителю.

Незадолго до Дня учителя был опубликован Перечень поручений Президента по итогам заседания Президиума Государственного совета. Одно из них касается того, что образование больше не будут называть «услугой».

С тех пор как в российском законодательстве появилось словосочетание «образовательная услуга», споры по поводу корректности этой формулировки не утихают. Время от времени вносятся инициативы об изменении этого понятия. Но пока в «Законе об образовании в РФ» остаются такие фразы как: «Финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется…» и подобные.

27 сентября был опубликован утвержденный перечень поручений Президента РФ по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 25 августа 2021 года. И главным из них, судя по резонансу в обществе, было признано «Пр-1808ГС, п.1 ж-1»: рассмотрение вопросов об исключении из законодательства об образовании понятия «образовательная услуга». Ответственным за исполнение назначен премьер-министр Михаил Мишустин, а срок — 1 марта 2022 года.

Кстати, вскоре после этого министр просвещения РФ Сергей Кравцов прокомментировал, как идет работа по данному вопросу: «По итогам поручения Госсовета принято решение исключить понятие «образовательные услуги» из деятельности учителя. Потому что учитель точно не оказывает услуги. Учитель, прежде всего, — это признание, миссия, воспитание, служение». Также он заявил, что поправки в закон об образовании уже готовы.

Казалось бы, почему такое большое внимание одному единственному слову? В конце концов, не всё ли равно, как именно назвать процесс образования в законе, ведь на саму работу это не влияет… Но не зря говорят: как вы яхту назовете, так она и поплывет…

Что такое образовательная услуга в школе. Смотреть фото Что такое образовательная услуга в школе. Смотреть картинку Что такое образовательная услуга в школе. Картинка про Что такое образовательная услуга в школе. Фото Что такое образовательная услуга в школеВажно отметить, что образование в СССР считалось одним из лучших в мире и ставилось в пример в других странах. Тогда как к сегодняшней системе нареканий очень много. Ситуацию явно надо срочно менять. С чего-то придется начинать, так почему бы не с того, чтобы хотя бы перестать относиться к образованию как к услуге (не важно, коммерческой или социальной)? Ведь это сразу создаёт определенные перекосы в этой сфере. Причём, со всех сторон.

Прежде всего, это влияет на государственный аппарат. Критерии успешности образовательных учреждений становятся всё более формальными год от года. Руководителей школ и других организаций вынуждают нарабатывать конкретные показатели, просто «для галочки», чтобы отразить в отчётности, якобы работа в этом направлении идёт. Но как реально это отражается на качестве обучения, зачастую вообще невозможно проверить. В итоге преподаватели и администрация нагружаются никому не нужной бумажной работой, значительную часть дня учителя занимаются составлением планов и отчетов, а на реальный учебный процесс остается всё меньше времени. Но если образование — это всего лишь услуга, то такой подход не удивляет…

В итоге в учителя всё реже идут по призванию и из реального желания нести свет подрастающему поколению. В педагогические институты поступают по принципу «больше никуда не прошел». А на работу в школу — «больше никуда не взяли». Падение престижа профессии учителя только усугубляется шумными скандалами в прессе по поводу «пикантных» фотографий учителей в социальных сетях и других спорных ситуаций с родителями и учениками. Учитель оказывается сразу на нескольких линиях огня. К нему придираются все: государство, администрация школы и населенного пункта, родители, а порой и сами ученики… Вот и получается, что оказывать образовательные услуги идут люди, мало заинтересованные в профессии — просто ради заработка.

С родителями и учениками всё ещё хуже. Чем дальше, тем больше и те и другие привыкают, так сказать, «качать права» (порой даже младшеклассники!). Ещё бы, ведь они получают услугу и требуют её оказания в том виде и объеме, в котором сами считают нужным. При этом не задумываясь, что сами, не являясь профессионалами в этой сфере, могут не понимать важных нюансов. Привычка снимать всё и вся на видео, выкладывать в социальные сети, и чуть что — писать жалобу в прокуратуру тоже добавляет проблем. Отсюда вырастают некрасивые конфликты, которые радостно подхватывают социальные сети и недобросовестные СМИ. В итоге хорошие специалисты уходят из профессии, и вся сфера стремительными темпами деградирует… В такой ситуации не удивительно, что многие родители стараются переводить своих детей на так называемое семейное обучение. И если так будет продолжаться, то эта тенденция будет лишь нарастать.

Возможно, осознав всё это, государство и решило, наконец, отказаться от понятия «образовательная услуга» полностью. Правда, пока не совсем ясно, чем именно его заменят…

Что же такое образование для современной России? Или, точнее, чем оно должно быть? Для власти, безусловно, это обязанность — в Конституции РФ написано, что государство должно предоставить своим гражданам возможность получить образование, независимо от того, где именно они живут и какой имеют доход. Для учителей, как уже было сказано выше, это призвание и миссия. А для учеников и их родителей — священное право, которым стоит пользоваться ответственно.

Марина Вдовик,
главный редактор газеты «ЧС» и сайта ЧС-ИНФО

Источник

Что такое образовательная услуга в школе

С одной стороны, определение термина «образование», приведенное в подпункте 1 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», не предполагает возможности использования термина «услуга» для характеристики содержания деятельности по реализации образовательных программ.

Применение термина вполне оправдано в применении к платной образовательной деятельности образовательных организаций.

С другой стороны, образование рассматривается именно как услуга не только в смысле платных образовательных услуг. Так, в пп.4 части 2 статьи 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» упоминается об образовательных услугах образовательной организации, которыми бесплатно могут пользоваться научно-педагогические работники.

Мы по-прежнему придерживаемся позиции, отраженной в вышеуказанной статье в «Вестях образования», о том, что термин «услуга» не вполне применим для характеристики процесса реализации образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных организациях, когда эта реализация осуществляется за счет бюджета того или иного уровня.

Это, однако, не исключает целесообразности использования некоторых элементов модели регулирования услуг. В частности, речь может идти о возможности имплантации в образовательное отношение с участием государственных и муниципальных образовательных организаций и обучающихся за счет бюджета механизмов защиты потребителя услуг.

Однако ключевой вопрос заключается в том, что в статье 99 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующей финансовое обеспечение образовательной деятельности, используется термин «государственные и муниципальные услуги в сфере образования». Этот термин увязывается с системой бюджетного финансирования, предполагающей необходимость расчета нормативных затрат на оказание данных услуг при определении объема такого рода финансирования.

Основной сегмент использования термина «услуга» в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» касается отношений, связанных с финансовым планированием и использованием средств бюджетов разных уровней. В этом смысле «услуга» в сфере образования – это преимущественно бухгалтерский, расчетный термин.

Что такое образовательная услуга в школе. Смотреть фото Что такое образовательная услуга в школе. Смотреть картинку Что такое образовательная услуга в школе. Картинка про Что такое образовательная услуга в школе. Фото Что такое образовательная услуга в школе

Система бюджетного финансирования сферы образования регулируется преимущественно актами финансового законодательства – Бюджетным кодексом, законом (решением) о соответствующем бюджете и другими актами. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» регулирует финансирование образования только лишь в самой малой части, касающейся учета особенностей сферы образования в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Таким образом использование термина «услуга» в рамках правового регулирования сферы образования обусловлено положениями других законодательных актов, направленных на регулирование статуса государственных и муниципальных учреждений и не относящихся к образовательному законодательству. К числу таковых относятся в первую очередь Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регламентирующий вопросы, связанные со статусом бюджетных учреждений. Большая часть государственных и образовательных организаций в настоящее время обладают статусом бюджетных учреждений.

Согласно частям 1, 2 статьи 9.2. указанного закона, бюджетное учреждение создается именно для оказания услуг в рамках установленных полномочий на основе государственного или муниципального задания, обеспечивающего бюджетное финансирование. При этом государственное или муниципальное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

То же возможно сказать и об автономных учреждениях (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Более того, даже в отношении казенных учреждений в Бюджетном кодексе в статьях 6, 69.1 употребляется термин «услуга» в применении к основной деятельности на основе бюджетной сметы.

Бюджетное, казенное, автономное учреждения – это разновидности государственных и муниципальных учреждений. Данные учреждения создаются соответствующими органами государственного и муниципального управления и предоставляют бесплатные государственные и муниципальные услуги в различных сферах, в которых значительную роль играет бюджетное финансирование.

Помимо образования это, например, здравоохранение, социальное обслуживание, культура и другие отрасли, связанные с гарантированными Конституцией правами граждан, предполагающими необходимость их бюджетного обеспечения.

Термин «услуга» в первую очередь обозначает расчетную величину, которая необходима для расчета объема расходов соответствующего бюджета в рамках финансирования той или иной социальной сферы. В рамках правового регулирования сферы образования термин используется преимущественно в целях обеспечения механизма бюджетного финансирования государственных и муниципальных образовательных организаций.

Всё это свидетельствует как минимум о необходимости корректировки акцентов в дискуссии о применимости термина «услуга» в образовательном законодательстве с учетом использования термина в финансово-бюджетном регулировании социальных сфер.

Источник

Что такое образовательная услуга в школе

Что такое образовательная услуга в школе. Смотреть фото Что такое образовательная услуга в школе. Смотреть картинку Что такое образовательная услуга в школе. Картинка про Что такое образовательная услуга в школе. Фото Что такое образовательная услуга в школе

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Судебная практика – это совокупность решений судов (в первую очередь высших) по различным категориям дел, играет роль вспомогательного источника права, восполняя пробелы, существующие в законодательстве.

Что такое образовательная услуга в школе. Смотреть фото Что такое образовательная услуга в школе. Смотреть картинку Что такое образовательная услуга в школе. Картинка про Что такое образовательная услуга в школе. Фото Что такое образовательная услуга в школе

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Люди практически каждый день покупают какие-либо товары и услуги, но не всегда эти покупки оказываются надлежащего качества. Рассказываем, как защитить свои права, если покупка оказалась плохого качества, и вернуть свои деньги.

В настоящее время употребление словосочетания «образовательные услуги» стало привычным и обыденным как в письменной, так и в устной речи, как для лиц, предоставляющих эти услуги, так и для лиц, их потребляющих. Но всегда ли правильно мы трактуем это понятие? Не вдаваясь в подробности и не выделяя каких-либо юридических тонкостей, можно сказать, что образовательные услуги – это услуги, предоставляемые в сфере (системе) образования. Такого определения образовательных услуг вполне достаточно, но только до тех пор, пока не возникает реальной потребности в приобретении этих самых услуг. Именно здесь и появляется желание узнать все нюансы и подробности. Попробуем определить, что же именно включает в себя понятие «образовательные услуги».

Что такое образовательная услуга в школе. Смотреть фото Что такое образовательная услуга в школе. Смотреть картинку Что такое образовательная услуга в школе. Картинка про Что такое образовательная услуга в школе. Фото Что такое образовательная услуга в школе

Ни в Законе РФ «Об образовании», ни в других нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, официального определения образовательных услуг не содержится. Общее понятие услуг закреплено в Налоговом кодексе РФ.

Услугами признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.Это означает, что при оказании услуг, как правило, не создается объектов материального мира, на которые могли бы распространяться права собственности. Услуги, преимущественно, не имеют овеществленной формы (проще говоря, их нельзя потрогать, примерить, т.е. их нельзя осязать как конкретную вещь), а содержат полезный эффект в самих себе. Итогом услуг являются нематериальные блага (например, определенное состояние лица, достигнутое в результате лечения; полученная необходимая информация; приобретенный уровень образования и проче.). Исключение составляют услуги по изготовлению овеществленных предметов по индивидуальным заказам (например, услуги фотографий, а также другие услуги, результат которых хранится на материальных носителях – магнитных лентах, дисках, бумаге и др.).

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. Соотношение понятий услуги и образование позволяет нам определить, что образовательные услуги – это услуги, предоставляемые в процессе осуществления образовательной деятельности, результатом которой является достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения. Казалось бы, такое определение является вполне понятным и можно дальше продолжить разговор об образовательных услугах. Но не все так просто. В чем же, собственно, заключается проблема?

Смысл проблемы состоит в применении гражданско-правовых норм к сфере образования. С точки зрения гражданского законодательства услуги, как правило, имеют возмездный характер. Это означает, что исполнение услуг реализуется за соответствующую плату. Отношения между исполнителем и потребителем услуг регулируются соответствующим договором. Осуществление образовательного процесса государственными и муниципальными образовательными учреждениями в пределах основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов не является платным и не регулируется договорными отношениями об оказании образовательных услуг. Следовательно, в данном случае реализацию процесса обучения и воспитания нельзя абсолютно отождествлять с оказанием образовательных услуг.

В нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, можно довольно часто встретить словосочетание «образовательные услуги», которое в некоторых случаях дополняется словом «платные» (иногда словом «дополнительные»). Данное дополнение употребляется именно с целью разграничить характер образовательной деятельности осуществляемой на платной и бесплатной основе. Зачем же употреблять слово «платные», если сама услуга носит преимущественно возмездный характер? На сей раз, очевидно с тем, чтобы отграничить характер уже самой услуги – на платный и бесплатный. Когда речь заходит о бюджетных образовательных учреждениях, то, как правило, употребляется понятие «платные (платные дополнительные) образовательные услуги». Однако при регламентации деятельности негосударственных образовательных учреждений выражение «платные образовательные услуги» практически не используется, так как все услуги в данных организациях предоставляются за плату. Отсюда следует вопрос, как же тогда быть с разграничением на платные и бесплатные образовательные услуги, да и вообще, что же, наконец, следует понимать под образовательными услугами?

О том, насколько допустимо применительно к образовательной сфере (в частности, к бесплатному образованию) употреблять понятие «образовательные услуги», ведется немало дискуссий. В рамках данного пособия неуместно вдаваться в полемику и выяснять суть данной проблемы. В дальнейшем изложении под образовательными услугами будет подразумеваться деятельность образовательных организаций, направленная на достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения (независимо от того, является ли эта деятельность платной или нет).

Все услуги, которые оказываются в системе образования, систематизированы и легально закреплены в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) по соответствующим параметрам. Классификация услуг включает деление на группы, затем на подгруппы, которые в свою очередь подразделяются на виды в соответствии с целевым функциональным назначением. Основываясь на данных ОКУН, можно говорить о следующих видах услуг в системе образования:

• услуги в системе дошкольного воспитания;

• услуги в системе среднего образования;

• услуги в системе высшего образования;

• услуги в системе технической подготовки кадров (в том числе – профессиональная реабилитация кадров);

• обучение населения на курсах (в том числе – обучение на курсах иностранных языков; на курсах по вождению автомобилей; на других курсах и в кружках);

• прочие услуги в системе образования (например, репетиторство).

Практическая реализация каждого из перечисленных видов образовательных услуг осуществляется образовательными учреждениями (физическими лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельностью) в соответствии с их статусом и целевой направленностью образовательной деятельности. Так, например, услуги в системе дошкольного воспитания предоставляются дошкольными образовательными учреждениями, а услуги в системе высшего образования оказываются высшими учебными заведениями.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими образовательную деятельность, образовательные услуги могут быть как основными, так и дополнительными. К основным образовательным услугамотносятся услуги, предоставляемые по основным образовательным программам. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ определяется государственными образовательными стандартами, которые устанавливают федеральные (центральные) органы государственной власти и управления в рамках их компетенции. Дополнительными образовательными услугами,соответственно, считаются услуги, осуществляемые по дополнительным образовательным программам. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

• в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

• в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

• посредством индивидуальной трудовой педагогической деятельности.

Необходимо заметить, что государственные образовательные стандарты могут устанавливаться и по отдельным дополнительным образовательным программам.

Все образовательные услуги также могут быть разделены на два основных вида: платныеи бесплатные. В соответствии со смысловой направленностью понятия «бесплатное образование» и «бесплатные образовательные услуги» далее будут отождествлять, равно как и понятия «платное образование» и «платные образовательные услуги».

Под бесплатными образовательными услугамипонимаются услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в пределах основных образовательных программ, финансируемых за счет бюджетных средств, и государственных образовательных стандартов. Из данного определения необходимо выделить три существенных признака. Во-первых, бесплатные образовательные услуги оказываются государственными и муниципальными образовательными учреждениями.Во-вторых, бесплатные образовательные услуги реализуются только по основным образовательным программам, финансируемым из бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального, муниципального). В-третьих, реализация бесплатных образовательных услуг осуществляется исключительно в пределах государственных образовательных стандартов. Предоставление бесплатных образовательных услуг не регулируется договорными отношениями между потребляющими эти услуги, и соответствующими образовательными учреждениями. К правоотношениям, возникающим в связи с оказанием бесплатных образовательных услуг, нормы гражданского законодательства (в том числе Закона РФ «О защите прав потребителей») не применяются. Данные правоотношения регулируются законодательством РФ (в широком смысле) об образовании.

Платными образовательными услугамипринято считать услуги, оказываемые образовательными учреждениями всех видов, а также лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельность, за соответствующую плату. Следует отметить, что настоящее определение является общим и не содержит указания на конкретные условия и порядок осуществления платной образовательной деятельности. В связи с этим необходимо внести некоторые уточнения. Во-первых, государственные и муниципальные образовательные учреждения имеют право оказывать платные образовательные услуги: не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами; за счет внебюджетных средств (например, средств сторонних организаций, спонсоров или частных лиц, в т. ч. родителей воспитанников и обучающихся). Фактически это означает, что государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительныеобразовательные услуги. Во-вторых, негосударственные образовательные организации вправе осуществлять платную образовательную деятельность, как в рамках государственных образовательных стандартов, так и за их пределами, т.е. предоставлять за плату и основные и дополнительные образовательные услуги. Настоящее правило распространяется также на лиц, занимающихся индивидуальной образовательной деятельностью. В третьих, перечень платных образовательных услуг (как основных, так и дополнительных) должен быть в обязательном порядке закреплен в уставах (положениях) образовательных учреждений и организаций.

Источник

Статья на тему «Понятие образовательной услуги»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Понятие образовательной услуги

На современном этапе становления российской государственности особое значение приобретают вопросы образовательной политики. Развитие цивилизованных рыночных отношений в нашей стране неразрывно связано с появлением и развитием рынка образовательных услуг. Становление рынка образовательных услуг является сложным процессом. Осознание образования как услуги и его выход на рынок предполагает включение рыночных рычагов, в том числе, финансовых отношений между субъектами рынка образовательных услуг. В современных условиях рынка меняется сущность взаимоотношений гражданина и государства. Образование становится сферой образовательных услуг, а гражданин-налогоплательщик получает права заказчика и требует повышения качества предоставляемых услуг, учитывающих запросы обучающихся и их родителей.

В настоящее время школы конкурируют между собой в борьбе за ученика, поскольку выбор родителей направлен на школы, которые способны обеспечить условия обучения, соответствующие новым образовательным стандартам, и предоставить разнообразные и качественные образовательные услуги. После того, как ввелся механизм нормативного подушевого финансирования ситуация конкуренции только усилилась. Решение этой задачи в сложившихся условиях возможно лишь в рамках рыночной стратегии развития, когда образовательное учреждение ориентировано на работу с обучающимися и их родителями как клиентами.

Прежде чем перейти к понятию «образовательные услуги», разберем два определения в него входящие как «образование» и «услуга».

Под «образованием», как определенной социально-экономической категорией может пониматься следующее:

1. Образование как совокупность знаний, умений, навыков, которыми обладает индивид.

В этом смысле образование является основой и инструментом для получения определенной экономической выгоды в виде личных доходов для индивидуума, обладателя этой совокупности знаний, умений и навыков; прибыли для работодателя, использующего указанные знания, умения и навыки работника в производстве или иной хозяйственной деятельности; экономической выгоды для национального хозяйства, развивающегося за счет использования в производственной и непроизводственной сфере знаний, умений и навыков национального человеческого капитала. 1

Также в этом смысле образование имеет и огромное социальное значение, обеспечивая индивиду, его получающему, определенный уровень жизни и определенное место в социуме; а обществу в целом обеспечивая дальнейшее развитие не только в экономической, но и социальной, культурной, научной и даже политической сфере.

2. Образование – это и особая сфера деятельности, в ходе которой человека обучают, тренируют, прививают навыки, то есть формируют у него указанную выше совокупность знаний, умений и навыков.

Наконец, образование представляет собой систему общественных отношений по передаче знаний, информации, умений и навыков (отношений по поводу оказания образовательных услуг), то есть некое пространство, в котором регулярно встречаются продавцы и покупатели образовательных услуг и организуется процесс торговли. Другими словами это рынок образовательных услуг.

Теперь перейдем к определению услуги.

Говоря об услуге как о правовой категории, следует отметить, что ее определения, которые содержатся в нормативных актах, весьма различаются между собой. В ГК РФ определение услуги отсутствует, но «услуги» противопоставляются «товарам и финансовым средствам» (п. 3 ст. 1), а также «имуществу», «товарам» и «работам» (п. 1 ст. 2). В ст. 128 ГК РФ ус луги названы среди объектов гражданских прав наравне с работами, вещами, включая деньги и ценные бумаги, иным имуществом, в том числе имущественными правами. В большинстве статей ГК РФ услуга рассматривается в качестве объекта обязательства (гл. 39).

1. Услуги неосязаемы в момент покупки. Покупателю приходится верить продавцу лишь на слово, который продает ему только обещание сделать нечто, имеющее ценность для него. Понятно, что в этом случае продажа осложняется. Для того чтобы покупатель поверил, продавцу нужно придумать, как сделать услугу более осязаемой. Например, показать возможные результаты, полученные при осуществлении аналогичных услуг раньше, или дать адреса заказчиков услуг для того, чтобы потенциальный покупатель мог бы с ними связаться, посмотреть, что получили эти заказчики в результате выполнения услуг, спросить об их мнении и так далее. То есть, нужно проявить внимание и терпение к потенциальному покупателю, а также творческий подход.

2. Непостоянство качества. Качество услуг может изменяться в широких пределах в зависимости от многих факторов. Например, на качество медицинских услуг может повлиять: состояние здоровья и расположение духа врача, характер посетителя, число посетителей, ожидающих приема врача, и так далее. Поэтому продавец услуги должен предпринять особые меры, обеспечивающие гарантию качества услуги. Эти меры могут быть внешними, направленными на клиента, когда ему, так или иначе, гарантируется качество предоставляемой услуги, и внутренними, когда с помощью системы внутренних экономических и организационных мероприятий сотрудники фирмы, предоставляющие услуги, становятся заинтересованными в высоком качестве предоставляемых услуг.

3. Привязка к времени. Услугу очень часто невозможно перенести на другое время, что создает проблемы для организаций, предоставляющих услуги. Например, обеспечение транспортом в часы пик требует большего количества транспортных средств, чем в течение дня. Предоставление туристических услуг в летний период требует большего числа сотрудников туристических агентств, чем зимой, и так далее. В подобных случаях организации, предоставляющие услуги, должны прибегать к таким мероприятиям как привлечение сотрудников на временную работу, дифференцирование цен в зависимости от времени предоставления услуг, организация приема предварительных заказов, привлечение самого клиента к выполнению части работы и другое.

4. Привязка к человеку, предоставляющему услугу. Например, в то время как к одному парикмахеру приходит большое количество людей в день, к другому идет весьма малое число покупателей. Здесь нужно разобраться в причинах такого явления и, возможно, повысить имидж другого парикмахера, предложить ему повысить квалификацию, улучшить отношение к клиентам, дифференцировать цену услуг в зависимости от того, кто ее предоставляет, организовать систему записи на прием и тому подобное.

5. Возможность приспособления услуги к запросам конкретного клиента. Эта особенность услуги очень важна, так как выгодно отличает услугу от товара. Когда потребитель покупает товар, он имеет дело с готовым продуктом, который, за редким исключением, изменить нельзя. Когда потребитель покупает услугу, то весь процесс ее производства еще впереди и можно на него повлиять таким образом, чтобы приспособить услугу к индивидуальным запросам клиента. Это важное преимущество услуги необходимо всегда использовать для получения конкурентного преимущества, учитывая при этом, что будущее маркетинга не в массовости, а в индивидуализации. Здесь необходимо понять, что хочет конкретный клиент. Часто это бывает не просто. Поэтому в процессе производства услуги необходимо наладить хорошее взаимодействие с клиентом, показывать ему промежуточные результаты и учитывать его мнение.

Рассмотрев такие понятия как «образование» и «услуга», можно перейти к самому определению «образовательные услуги».

В соответствии с общепринятой в маркетинге классификацией образовательные услуги относятся к категории нематериальных услуг. Их результатом может быть как приобретение клиентом (воспитанником) знаний, умений, навыков в принципиально новой сфере (новая продукция) или повышение имеющегося потенциала, так и преобразование личности, ее развитие. Эти услуги и адресованы в основном личности, но чаще всего осуществляются в коллективе, что создает дополнительные возможности для повышения эффективности процесса оказания услуг, а также позволяет готовить не только отдельных специалистов, но и целые «команды», способные к более продуктивной совместной работе.

Образовательные услуги – это услуги по удовлетворению духовных и интеллектуальных потребностей личности и поддержанию нормальной ее жизнедеятельности (ГОСТ Р50646-94).

На мой взгляд, наиболее полное понятное определение дает В.Б. Банслова. Она предлагает определение образовательной услуги, учитывающее следующие аспекты:

Таким образом, удовлетворение потребности личности, общества и государства в получении гражданами качественного образования в новых условиях невозможно без развития потенциала образовательных учреждений.

Знание общих, особых и специфических свойств услуг, как особого типа товара позволяет управлять рисками при производстве образовательных услуг (достижением качества и удовлетворенностью потребителем), а также оценить степень влияния и условия формирования конкурентных факторов на рынке образовательных услуг (уровень жизни населения, структуру занятости, темпы развития социально значимых сфер и практик и прочее). Например:

— для обеспечения осязаемости самой услуги установить требования к

— необходимость формализации наиболее значимых для покупателя

параметров образовательной услуги для устранения риска непостоянства качества (использование образовательных стандартов, учебных планов и программ, дипломы и так далее);

— для управления риска неотделимости от субъекта производства – установить систему аттестации и повышения квалификации педагогического и управленческого персонала и пр очее.

Подытоживая вышесказанное, можно сформулировать следующее определение образовательной услуги, учитывающее все ее составляющие: Образовательная услуга – это экономическая и социально значимая категория, представляющая собой действие или деятельность, в процессе которой одно лицо (исполнитель, поставщик, продавец услуги) передает другому лицу (заказчику, покупателю, потребителю услуги) комплекс информации и знаний, нацеленный на развитие личности, духовный и интеллектуальный рост, овладение профессиональными умениями и навыками, приобщение к опыту человечества, воплощенному в определенных научных, культурных и духовных идеях, концепциях и открытиях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *