Что такое образовательный кластер
Феномен образовательного кластера
В конце 2011 года начался большой проект, который ведет НФПК (заказчик Минобр), посвященный исследованию предпосылок и формированию базовых инструментов развития образовательных кластеров. Я был приглашен как один из экспертов в этот проект. Мне кажется, что этот проект важный в том смысле, что вузы, по идее, должны быть одними из важнейших участников формирующихся кластеров. У нас же так получается не всегда. Слабая кооперация фирм с вузами и другими образовательными и научными учреждениями является недостатком, присущим многим формирующимся кластерам в России.
Анкетирование ЦКР, проведенное в конце 2011 года экспертами СОПС показало, что на данный момент данные центры практически не взаимодействуют с вузами. Соответственно, этот же недостаток (можно предположить) присущ и тем кластерам, которые они формируют.
Особенно этот парадокс заметен на фоне европейских кластерных программ, большая часть финансирования которых расходуется на совместные НИОКР проекты между бизнесом и научным сообществом.
Эту ситуацию во многом может переломить в лучшую сторону министерство Образования и науки. Необходимо предложить систему стимулов для вузов инициировать новые и участвовать в уже существующих кластерах, а также разработать основные модели, механизмы и правила функционирования вуза в кластере. Я полагаю, что это является одной из основных практических целей нашего проекта.
Я буду поднимать некоторые темы, и предлагать ряд интересных, на мой взгляд, материалов, связанных с этим важным проектом.
Вообще, планируется запуск портала, на котором будут размещены материалы, и на котором возможно будет обсуждать эти темы на базе сайта НФПК. Сейчас страница уже есть, а ее наполнение будет реализовано в ближайшие недели: http://clusters.ntf.ru/
Итак. Когда я начал работать в прошлом году над проектом, я сразу заметил, что в ТЗ упоминаются два понятия: кластер с участием вуза и образовательный кластер. Возник вопрос: это разные понятия, или синонимы?
Изучение зарубежного опыта дало основания полагать, что это разные термины. Здесь я хотел бы представить некоторый материал в доказательство этого тезиса.
I. Кластер с участием вуза.
Давайте сначала разберем понятие кластера с участием вузов. Честно говоря, под это понятие подходят практически все кластеры. Смотрите, например, один из рисунков Портера:
Рис. 1. Туристический кластер в Кэрнсе (Австралия).
Источник: Porter M. Chinese Competitiveness: Where Does The Nation Stand? 2004, http://www.isc.hbs.edu/pdf/CAON_China_2004.06.18.pdf
Вообще говоря, образовательные и научные организации являются неотъемлемыми участниками полноценного кластера. Сложно найти описание успешного в международном масштабе кластера, в котором не были бы представлены ни образовательные, ни научные учреждения. Более того, как правило, таких учреждений несколько.
Научные и образовательные учреждения в кластерах выполняют ряд важных функций, определяющих конкурентоспособность предприятий. Прежде всего, речь идет о разработке и внедрении новых технологий, обучении и повышении квалификации работников, консалтинге фирм в различных областях деятельности, совместном использовании объектов инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования оборудованием, центры трансфера технологий и пр.), аккумулировании и трансляции знания между фирмами кластера. Реализуя эти функции образовательные и научные учреждения получают доступ к финансированию исследований со стороны частных фирм, реализуют платные образовательные программы для сотрудников фирм в кластере, совершенствуют образовательные программы в целях их соответствия современным потребностям, организуют студентам практику и стажировки на предприятиях кластера, привлекают к образовательному процессу специалистов-практиков из предприятий-участников кластера, а также повышают квалификацию сотрудников вузов на базе предприятий – участников кластера.
В случае если отраслевой кластер формируется в высокотехнологичных видах деятельности, то роль вузов и научного сообщества в нем существенно возрастает. В таких кластерах, часто вуз становится ключевым участником (ядром кластера).
Итак, кластер с участием вуза – это обычный полноценный кластер. Практически все кластеры, в которых участвуют, взаимодействуют (или планируют взаимодействовать при определенных условиях), исследуемые в рамках нашего проекта ведущие инженерные вузы России, попадают в категорию отраслевых кластеров.
Что же такое образовательный кластер? Интуитивный ответ – это кластер, где вузы играют главную роль (являются ядром). Однако изучение вопроса опровергло это предположение.
Во-первых, есть кое-какая аналитика отечественных авторов. Например, его определение.
Такое же определение дано здесь: Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: Монография. – Казань: РИЦ «Школа», 2010
Представлена следующая концептуальная схема образовательного кластера:
Рис. 2. Образовательный кластер в Массачусетсе.
Источник: Porter M., Ketelhohn N., Artiganave A., Kelly J., Krasniqi M., Gi M. T. P., Zhang L. The Massachusetts Higher Education and Knowledge Cluster: The Microeconomics of Competitiveness, 2010
Кстати, поскольку я оценивал потенциал развития кластеров в субъектах РФ по методологии Портера, то карта кластеров отображает помимо прочих кластеров, еще и образовательные кластеры (образование и наука): см: http://www.promcluster.ru/index.php/mapcluster/100-educationandknowledge
Дальнейший анализ иностранных источников показал, что существуют не только исследования образовательных кластеров, но и опыт формирования таких кластеров.
Прежде всего, речь идет о французской программе, где было выделено 20 образовательных кластеров на национальном уровне. Данные кластеры включают в образовательные учреждения всех уровней (географически локализованные, прежде всего, и, иногда тематически определенные) – с упором на вузы. Образовательные кластеры во Франции, прежде всего, позволяют увеличить видимость (обозримость) вузов для иностранцев, за счет общего маркетинга, общего учета публикаций, присуждения степеней, общего позиционирования на рынке. Также речь может идти о взаимном предоставлении ресурса и пр. Соответственно, одна из главных целей – привлечение зарубежных студентов.
Французы полагают, что их вузы слишком малы и незаметны по сравнению с ведущими мировыми вузами. Кстати, насколько я знаю это характерно и для нашей страны.
Есть и другой опыт, оставлю его за рамками. Главное, что я здесь хочу сказать, что есть устоявшееся понятие образовательного кластера и этот кластер специфичен, это совсем не кластер с участием вузом.
Главное отличие образовательного кластера заключается не столько в составе его участников (и в состав образовательного кластера могут входить коммерческие организации, органы государственной власти, организации по сотрудничеству) и не в главенствующей роли вузов (они могут служить ядром и обычного кластера), а в том специфическом продукте, который является результатом деятельности такого кластера. Так, если в автомобильном кластере главным продуктом является автомобиль, а в химическом – продукция химической производства (упрощенно), то в образовательном кластере главный продукт – это образовательные услуги. Соответственно, если оценка роли автомобильного кластера в отраслевом развитии предполагает оценку роли компаний кластера в развитии автомобильной промышленности России, то оценка роли образовательного кластера предполагает оценку роли образовательных учреждений кластера (несмотря на присутствие других субъектов) в развитии образования (в общем объеме оказанных образовательных услуг). То есть образовательный кластер – это одно из возможных тематических направлений кластеризации организаций.
При этом, что важно, в образовательный кластер, входят множество образовательных учреждений различных уровней и специальности. Так в научно-образовательном кластере Казанского национального исследовательского технологического университета участвует Казанский нефтехимический колледж; в Полимерном кластере Санкт-Петербурга наравне с Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики также участвуют СПбГУЭФ ВЭШ, СПбГУ, СПбГТИ (ТУ).
Рис. 3 Схема образовательного кластера.
Источник: Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: Монография. – Казань: РИЦ «Школа», 2010, с.28
Соответственно, если в обычных кластерах анализируется цепочка создания ценности (то есть производственный процесс, охватывающий множество фирм, связанных отношениями купли-продажи), то в образовательных кластерах вместо производственного процесса анализируется образовательный процесс, охватывающий разные ступени образования – от начального до высшего.
Что касается образовательных кластеров, то вузы в них играют главную роль, по определению. Образовательный кластер нацелен на совершенствование образовательного и научного процессов. Бизнес активность в данном случае – это фактор, повышающий качество образовательного процесса, а также в некотором смысле – продукт этого процесса (особенно, если речь идет об инновационных компаниях при вузах).
Однако в разделении отраслевых и образовательных кластеров лежит не только академический интерес, но и практический замысел. Если рассматривается кластер как отраслевой с участием вуза, то в число приоритетных управленческих задач попадают задачи повышения образовательного уровня сотрудников на предприятиях кластера, формирование со стороны бизнеса запроса на НИОКР, задачи трансформации знаний, наработок, технологий, которыми обладает вуз в коммерчески успешный продукт и т.д. То есть решается задача повышения конкурентоспособности регионального бизнеса в кластере (что, в конечном счете, выгодно всем, в том числе и вузам). Если кластер рассматривается как образовательный, то в приоритете являются задачи повышения образования в регионе (не только высшего, но и начального профессионального, среднего профессионального), в решении которых участвует бизнес (как один из заказчиков образовательной и научной деятельности вуза).
Помимо присоединения НПО и СПО к ведущим инженерным вузам, происходит вовлечение в процесс обучения крупнейших профильных предприятий с целью повышения качества подготовки специалисты.
Итак, получается, что отраслевой кластер и образовательный кластер – это разные кластеры. Точнее, образовательный кластер – это один из отраслевых кластеров, где отраслью является образование (если так можно сказать). При этом наличие вуза в кластере (даже если это вуз – ядро кластера) – не является достаточным критерием отнесения кластера к образовательному. Ключевым критерием является главный продукт кластера и, соответственно, процесс получения этого продукта (производственный или образовательный).
[1] Porter M., Ketelhohn N., Artiganave A., Kelly J., Krasniqi M., Gi M. T. P., Zhang L. The Massachusetts Higher Education and Knowledge Cluster: The Microeconomics of Competitiveness, 2010, p.30
[2] Saxenian A. Inside-Out: Regional Networks and Industrial Adaptation in Silicon Valley and Route 128 // Cityscape: A Journal of Policy Development and Research • Volume 2, Number 2 • May 1996, pp. 41-60
[3] Porter M., Ketelhohn N., Artiganave A., Kelly J., Krasniqi M., Gi M. T. P., Zhang L. The Massachusetts Higher Education and Knowledge Cluster: The Microeconomics of Competitiveness, 2010
Управление современной школой на примере создания образовательного кластера
С начала XXI века проектирование различных моделей системы школьного образования становится все более востребованным современным социумом. В сегодняшнем мире практически невозможно найти готовые рецепты, использование которых позволит школе наладить собственную эффективную систему взаимодействия с учеником, учителем, семьей и обществом в целом.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальная образовательная стратегия-инициатива “Наша новая школа” предполагают качественные изменения в содержании образования, экономике образования, управлении системой образования.
Наиболее эффективными условиями решения этих задач являются отработка новых моделей содержания образования, организационно-правовых форм образовательных институтов, экономических условий деятельности, новых моделей управления образованием, а также сетевой характер взаимодействия различных социальных институтов.
Среди приоритетов развития инновационной деятельности в Петербурге выделяются развитие инновационной инфраструктуры, разработка и дальнейшая реализация кластерной политики, поддержка реализации инновационных проектов.
Рассмотрим создание образовательного кластера на примере средней общеобразовательной школы № 323 г. Санкт-Петербурга. С 2003 года педагогический коллектив начал работать над созданием такого учебного заведения, которое обеспечивало бы не только образовательные запросы населения, но и решало задачи культурно-просветительского характера, способствовало бы реализации концепции единения семьи и школы, уделяло бы особое внимание здоровью учащихся и их комфортному обучению. Так на свет появился Культурно-образовательный центр “Оккервиль”, открывший двери для всех жителей Муниципального округа № 57, включающий в себя: общеобразовательную школу, центр дополнительного образования, центр содействия развитию ребенка.
Сегодня Культурно-образовательный Центр – это единая образовательная система, работающая в рамках эксперимента по организация досуговой и образовательной деятельности детей дошкольного и школьного возраста, несовершеннолетних и молодежи, населения муниципального округа через разнообразные программы, различные формы культурологической деятельности.
Клубная деятельность Центра одна из наиболее привлекательных форм для современных детей, молодежи и взрослого населения. Работа клубов взаимосвязана между собой и является одной из приоритетных линий создания социокультурной среды района (в школе созданы и успешно функционируют пять клубов: “Патриот”, “Эколог”, “Семья”, “КВН”, “Слово”).
Результатом опытно-экспериментальной работы в целом, а также тесного взаимодействия клубов с различными социальными партнерами стала идея объединения всех ресурсов (материальных, человеческих, информационных, экономических и т.д.) в единый образовательный кластер.
Таким образом, образовательный кластер (на примере данной школы) – гибкая сетевая структура, включающая группы взаимосвязанных объектов (образовательные учреждения, общественные и политические организации, научные школы, вузы, исследовательские организации, бизнес-структуры и т.д.), объединенные вокруг ядра инновационной образовательной деятельности (ОУ) для решения определенных задач и достижения конкретного результата (продукта).
Маршрут взаимодействия внутри образовательного кластера – маршрут построения взаимовыгодных отношений между отдельными элементами кластера в рамках конкретного проекта и в заданный период времени.
Элементы образовательного кластера – организация в целом (вуз, бизнес-структура, образовательное учреждение и т.д.) или отдельные его структуры, сочетание структур, которые принимают участие в решении поставленной задачи. Состав участников образовательного кластера (его элементы) могут меняться, дополняться в зависимости от обстоятельств.
Школьная инфраструктура – к перечню мер по обеспечению современной школьной инфраструктуры следует отнести развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями различных сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, бизнеса и других. Инфраструктура задает размеры и другие топологические свойства образовательного пространства, которое характеризуется объемом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации.
Образовательный кластер представляет собой один из способов организации школьной инфраструктуры, клубы – элементы данной инфраструктуры.
Школьный клуб – общественная неполитическая некоммерческая организация, которая создается в результате свободного волеизъявления взрослых и школьников, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей [1].
В России тема кластеров получила развитие с некоторым отставанием от развитых стран, однако, тем не менее, привлекла к себе внимание многих исследователей и экономистов. На протяжении ряда лет складывается тенденция возрастания интереса к кластерам как инструменту развития регионов. О перспективе развития кластеров было заявлено на уровне официальных документов. Например, “Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.” в качестве одного из важнейших направлений экономического развития страны предусматривает “. стимулирование в экономике спроса на инновации и результаты научных исследований, создание условий и предпосылок к формированию устойчивых научно-производственных кооперационных связей, инновационных сетей и кластеров”.
Профессор Портер полагает, что в России много областей, которые могут сложиться в эффективные кластеры, свою задачу он видит в том, чтобы определить, “в какую нишу мировой экономики Россия может сейчас вписаться особенно производительно и эффективно”. А реализовать эти проекты позволит очевидное конкурентное преимущество нашей страны – высокий уровень образования и квалификации [3; 4].
Что такое кластер в системе образования? Вот некоторые из определений:
Перспективы разработки образовательных кластеров весьма серьезны, но на данном этапе эта область еще слабо изучена. Есть исследования на основе системы образования Татарстана [2; 5], работы о подходах к понятию и структуре создания кластера на основе образовательного учреждения [6], публикации о механизмах социального партнерства в системе кластера [7; 8] и ряд других работ.
География кластера | Название (область применения) кластера |
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина (2007 год) | Центр инновационно-образовательного регионального кластера. |
Лицей №590 Санкт-Петербурга (2009 год) | Внутришкольный кластер первого и второго порядка. |
г. Красноярск – семь районов города | Сетевой инновационный образовательный кластер лидерских образовательных учреждений. |
Татарстан (2009 год) | Проект развития образовательных кластеров в республике Татарстан |
Модель образовательного кластера на примере организации клубной работы в образовательном учреждении представлена впервые.
Перечислим необходимые ресурсы для создания образовательного кластера.
Кадровые ресурсы: руководители образовательных учреждений, заинтересованные в эффективном сотрудничестве с различными организациями; творческие педагоги, готовые организовать работу школьных клубов или других объединений взрослых и детей.
Информационные ресурсы:
– информационный банк данных обо всех и для всех участников образовательного кластера;
– поддержка активного взаимодействия с внешними информационными каналами, выполняющими функцию распространения;
– включенность информационных потоков всех субъектов и организаций, включенных в образовательный кластер в общую информационную среду района и города.
Организационные условия:
– определение, создание сетевой структуры, которая включает представителей власти, бизнес-сообщества, организации и т.д., сплоченных вокруг ядра инновационной педагогической деятельности;
– разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность клубов и взаимодействие всех элементов в рамках образовательного кластера;
– регулярное проведение маркетингового исследования о возможных направлениях развития образовательного кластера.
Каждое образовательное учреждение имеет возможность использовать имеющуюся материально-техническую базу для реализации конкретного проекта, направления деятельности в рамках образовательного кластера. Построение образовательного кластера подразумевает, в том числе, использование материально-технических ресурсов всех партнеров.
Рассмотрим составные части образовательного кластера. Он состоит из элементов различных сред. Элементы – организация в целом (вуз, бизнес-структура, образовательное учреждение и т.д.) или отдельные его структуры, сочетание структур, которые принимают участие в решении поставленной задачи. Состав участников образовательного кластера (его элементы) могут меняться, дополняться в зависимости от обстоятельств.
Организация, которая представляет основной управленческий ресурс, становится ядром кластера и устанавливает систему взаимоотношений между его элементами.
1. Организационно-территориальная структура (кластерная плоскость) – различные среды, их объединения.
2. Ресурсная структура – это кластерная вертикаль: объединение ресурсов (кадровых, финансовых, материальных, информационных, образовательных и т.д.) в зависимости от задачи.
3. Функциональная структура – пересечение кластерной плоскости и кластерной вертикали: функция – инновационное решение задачи.
Представляемый образовательный кластер включает три кластерные плоскости.
Первая кластерная плоскость – “территория” образовательного учреждения (основное образование, дополнительное образование, служба сопровождения)
Вторая кластерная плоскость – “территория” школьных клубов.
Третья кластерная плоскость состоит из четырех сред:
– социальной (представители власти, общественные и политические организации, система социальных учреждений, население региона, институт семьи);
– научной (научные школы, вузы, исследовательские организации, консультационные центры);
– экономической (система экономических хозяйствующих субъектов (производственные предприятия, предприятия торговли, сферы услуг), ресурсный потенциал);
– культурной (организации культуры, организации дополнительного образования).
Каждая среда включает в себя представителей различных организаций (социальных партнеров). В зависимости от поставленных задач количество кластерных плоскостей и сочетание элементов в них могут быть различны.
Сама по себе идеология кластеров интересна и неисчерпаема с точки зрения реализаций. Но в основе любой реализации столь непростой системы лежит практический интерес и целесообразность. Образовательный кластер – это гибкая и мобильная структура, внутри которого может быть различное сочетание маршрутов взаимодействия.
Нами представлена универсальная модель образовательного кластера – в зависимости от количества кластерных плоскостей и элементов различных сред может быть абсолютно разное количество маршрутов. Определяющим в их формировании будет являться цель и результат такого объединения. Ядром данного кластера является ученик, его интересы, потребности, возможности.
Таким образом, успешное функционирование образовательного кластера представляет собой один из возможных путей развития современной школы. Опыт работы школы № 323 в данном направлении свидетельствует о положительных качественных и количественных изменениях, способствующих достижению требований к результатам обучения учеников, квалификационным категориям учителей, статусу школ инновационного характера.
Термин «образовательный кластер» в понятийном поле современной педагогики
Соколова Евгения Ивановна кандидат педагогических наук зав. кафедрой иностранных языков естественно-технических направлений и специальностей Института иностранных языков Петрозаводского государственного университета (Петрозаводск) sokolova@psu.karelia.ru |
Ключевые слова: образовательный кластер инновационный образовательный кластер кластерный подход. | Аннотация: целью статьи является рассмотрение педагогического значения термина «образовательный кластер», истории его проникновения в терминологическое понятийное поле педагогической науки, сравнение содержательного наполнения русскоязычного и англоязычного термина, попытка его метафорического анализа. Исследование выполнено на материале более 50 русскоязычных и 20 англоязычных источников, находящихся в открытом доступе сети Интернет. В качестве методов исследования выступили: анализ теоретических источников, русскоязычных и англоязычных Интернет-ресурсов, обобщение, контент-анализ, описание метафорической модели термина, анкетирование преподавателей и студентов ПетрГУ с последующим анализом и обобщением результатов. Понятие «кластер» является заимствованным термином из экономической науки, а именно теории конкуренции. Первые упоминания термина появились в англоязычных источниках в 1990 году, а в русскоязычных источниках уже – в 1993 года. С начала двадцать первого века понятие получило широкое распространение в зарубежной теории и практике применительно к понятийному полю «образование». В статье дан анализ определений образовательного кластера в России и за рубежом, выявлено коннотативное отличие русскоязычного термина в сравнении с англоязычным. Приведены примеры функционирующих образовательных кластеров в Великобритании, Франции, США. Проанализированы результаты анкетирования студентов и преподавателей ПетрГУ относительно их понимания термина. Рассматривается точка зрения противников термина «кластер» в образовании, дается авторское определение понятия «инновационный образовательный кластер», описывается анализ метафорической модели термина. Термин «инновационный образовательный кластер» отличается в смысловом отношении от слов «ряд, группа, объединение, серия, сектор». Такой кластер подразумевает не механическое объединение ряда научных и образовательных учреждений в некую группу, но указывает на их тесное взаимодействие и взаимозависимость, что ведет к качественным преобразованиям как отдельных частей, так и всего кластера. При этом обязательно создание нового качественного продукта как результата функционирования кластера. В статье приводятся материалы о создании инновационного кластера в Республике Карелия. |
The term “innovation education cluster” in the conceptual field of modern pedagogy
Sokolova E I PhD, associate professor, head of the Department of Foreign Languages for Technical Faculties at Petrozavodsk State University. (Petrozavodsk) sokolova@psu.karelia.ru |
Keywords: cluster education cluster innovation education cluster cluster approach | Abstract: the article focuses on the pedagogical meaning of the term “education cluster”, the history of its introduction into conceptual field of pedagogical science, content comparison of Russian and foreign term; and also attempts to conduct a metaphorical analysis of it. The study is based on more than 50 Russian and more than 20 foreign Internet sources available in the open access. The main study methods are analysis of the Internet sources, content-analysis, and the description of a metaphorical model of the term. Moreover, the results of the questionnaire on understanding the term held among students and professors of Petrozavodsk State University are rendered. The term “cluster” is known since the end of the previous century. M. Porter introduced it in his book “The Competitive Advantage of Nations” in 1990; and in the Russian science the term was first mentioned in 1993. Since the beginning of the XXI century, it has become popular in a foreign scientific context relating to the conceptual field “education”. The paper analyzes the definitions of education cluster in Russia and abroad and reveals the connotative difference between them. The author provides the examples of education clusters functioning in Great Britain, France, and the USA. Furthermore, the article reveals the opponents’ opinion on the use of the term. The author defines the term “innovation education cluster” and analyzes its metaphorical model. This term significantly differs from the words “segment, sector, unit, group, concern”, etc. It implies not a mere combination of research and pedagogical institutions, but emphasizes their close interaction and interdependence, which leads to the qualitative transformations of the institutions involved and the cluster in total. The outcome of the cluster is a whole new product. Finally, the author discusses the practice of creating an innovation education cluster in the Republic of Karelia. |
Целью статьи является рассмотрение педагогического значения термина «образовательный кластер», истории его проникновения в терминологическое понятийное поле педагогической науки, сравнение содержательного наполнения русскоязычного и англоязычного термина, попытка его метафорического анализа. Слово «кластер» восходит к английскому слову cluster, clustre, clyster, означающему в переводе пучок, гроздь, куст, общий двор и окружающие его дворовые постройки [1]. Впервые этот термин ввел в научный обиход Майкл Юджин Портер (в книге Competitive Advantage of Nations. New York: Free Press, 1990, изданной на русском языке под названием: Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993). В его классическом определении «кластер – это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [2]. С позиции системного подхода кластер – это совокупность субъектов хозяйственной деятельности взаимосвязанных различных отраслей, объединенных в единую организационную структуру, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, совместно функционируют с определенной целью [3]. М. Портер показал, что конкурентоспособность компании во многом определяется конкурентоспособностью ее экономического окружения, которая, в свою очередь, зависит от базовых условий (общего ресурса) и конкуренции внутри кластера.
Нужно отметить, что М. Портер вводил рассматриваемое понятие для фирм и компаний, находящихся на локальной территории и объединенных едиными задачами при выходе на рынок. Но его исследование было опубликовано во времена, когда Интернет еще не был столь широко распространен. Сегодня территориальная близость имеет все меньшее значение для поддержания контактов между компонентами кластера. В настоящее время даже вводится новое понятие – отдаленный кластер, когда резиденты могут находиться на значительном расстоянии от кластерной зоны. В этом случае можно говорить о сетевом взаимодействии акторов внутри кластера [4].
Применительно к образованию понятие кластер используется уже в течение двух десятилетий. Самые ранние упоминания термина нам удалось установить в 1990 году для англоязычного источников и в 1993 году – для русскоязычных источников. Данные Интернета по состоянию на 05.05.14 свидетельствуют о следующей частоте употребления термина в англоязычных и русскоязычных источниках: англоязычные источники: innovation educational cluster – результатов: примерно 117 600 000, educational cluster – результатов: примерно 37 000 000. Русскоязычные источники: инновационный образовательный кластер – результатов: примерно 222 000, образовательный кластер – результатов: примерно 318 000.
По коннотации англоязычный и русскоязычный термины практически совпадают. Причина, на наш взгляд, очевидна – все они восходят к классическому определению кластера, данного М. Портером. Неожиданностью явилось большое количество исследований, относящихся к понятийному полю «образовательный кластер» в русскоязычной научной литературе. Источники свидетельствуют о том, что эта проблема уже в течение 10 лет является предметом пристального изучения в российском образовательном пространстве. Анализ англоязычных источников показал, что образовательные кластеры широко применяются за рубежом в практике образования, в то время как объем теоретических исследований по проблеме сравнительно мал. В российской литературе, напротив, сформирован большой массив теоретических исследований, а анализ уже функционирующих образовательных кластеров представлен меньшим количеством публикаций. Модели действующих образовательных кластеров удалось найти как за рубежом, так и в нашей стране. В российской практике кластерная политика, по большей части, направлена на формирование и развитие кластеров [5]). В то время как за рубежом ее целью является преимущественно поддержка кластеров, уже существующих.
В работе М. Портера дан анализ образовательного кластера Массачусетса, лидерами которого являются Массачусетский и Гарвардский университеты, подробно описана его роль в образовательной сфере в стране в сравнении с другими штатами (прежде всего, с Калифорнией) и другими странами, приведена концептуальная схема образовательного кластера [6]. В Европе активное проведение кластерной политики в образовании началось в 1990-е годы в период популяризации термина «экономический кластер». В Великобритании, например, выросло большое количество медицинских инновационных образовательных кластеров (найдено около 10 сайтов). Такие кластеры рассматриваются как механизм, при помощи которого теоретические идеи по усовершенствованию здравоохранения проникают в медицинскую практику. Все это возможно только на основе тесного сотрудничества с университетами, местными органами власти, благотворительными организациями и частными компаниями, которые находятся на переднем крае инновационной практики [7].
Во Франции наиболее активно развиваются кластеры по совершенствованию экосистем, всего их насчитывается 71. Такие кластеры включают компании, государственные образовательные учреждения и исследовательские лаборатории. Они позиционируют себя в международном масштабе в самых продвинутых и ключевых технологических секторах, и их членство открыто для зарубежных фирм [8]. В США считают перспективным развитие междисциплинарного подхода для создания специально интегрированных экосистем, что поможет снять барьеры, которые замедляют инновационные процессы в технологиях обучения. На рисунке 2. показаны ключевые игроки в инновационном образовательном кластере [9].
Из рисунка видно, что ядром инновационного образовательного кластера является взаимодействие между исследовательскими, образовательными и коммерческими партнерами. При этом образовательный кластер характеризуется такими инновационными признаками, как выход в публичные инфраструктуры, обратная связь с существующими реалиями и наличие пилотных возможностей в образовании.
В России в настоящее время проблема создания инновационных кластеров находится на стадии становления. Поэтому особую ценность представляют анализ и обобщение имеющегося опыта в данном направлении. К примеру, в Татарстане с 2007–2008 годов кластерный подход признается основным перспективным инструментом повышения эффективности республиканской экономики. В марте 2006 г. в Республике Татарстан сформирована и утверждена кабинетом министров «Концепция формирования образовательных кластеров» [10].
Приведем определения образовательного кластера, найденные в русскоязычных источниках:
Частота употребления рассматриваемого термина вместе с прилагательным «инновационный» подтверждает тезис о том, что кластеры и кластерный подход характерны, прежде всего, для инновационного образования, а образовательные кластеры являются одной из форм организации инновационного обучения. Кластерная форма организации приводит к созданию совокупного инновационного продукта и подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями [15].
Суть концепции образовательных кластеров заключается в объединении под эгидой ведущего отраслевого вуза учреждений начального и среднего профессионального образования, профильных школ, базовых предприятий, основных заказчиков и потребителей специалистов. В статье Е. Куценко отмечается, что главное отличие образовательного кластера заключается не столько в составе его участников (в состав образовательного кластера могут входить коммерческие организации, органы государственной власти, организации по сотрудничеству) и не в главенствующей роли вузов (они могут служить ядром и обычного кластера), а в том специфическом продукте, который является результатом его деятельности. Если в автомобильном кластере главным продуктом является автомобиль, в химическом – продукция химической производства, то в образовательном кластере главный продукт – это образовательные услуги [16]. Представляется, что образовательный кластер все-таки нацелен не столько на создание образовательных услуг, сколько на обучение личности, которая способна к конкуренции в постоянно меняющихся условиях конъюнктуры рынка.
В условиях постиндустриальных преобразований современной России происходят глубокие изменения в социально-экономической жизни общества, которые, в первую очередь, затрагивают сферу образования. В настоящее время конъюнктура рынка образовательных услуг не соответствует конъюнктуре рынка трудовых ресурсов, что приводит к необходимости разрабатывать новые механизмы взаимодействия сферы предоставления образовательных услуг со сферой производства. При этом важно актуализировать взаимодействие образовательных учреждений с организациями и предприятиями различных отраслей и направлений деятельности для продвижения новых технологий в производство и управление, а также с целью подготовки и повышения квалификации кадров для инновационной деятельности. Казалось бы, в данном контексте термин «образовательный кластер» и термин «непрерывное образование» близки по смыслу. Действительно, некоторые источники определяют образовательный кластер как единую систему непрерывного образования от школы до производства. На первый взгляд, это определение вполне приемлемо. Однако, в отличие от системы непрерывного образования, инновационный образовательный кластер не только создает условия для обучения в течение жизни, но позволяет по-новому увидеть возможности уже сложившихся и потенциальных связей между компонентами, обеспечивающими непрерывность образования.
В определенном смысле кластер напоминает такие знакомые организационные формы, как концерн, консорциум, корпорация. Однако и здесь существуют отличия: кластер имеет гораздо менее жесткую организационную структуру. Соответственно его можно считать системой особого рода, в которой добавление элемента улучшает ее работу, а изъятие не приводит к фатальным последствиям. Так же, как если использовать поэтическое сравнение и обратиться к этимологии слова: «в виноградной грозди съеденная ягода не нарушает общей целостности виноградной кисти» [17].
Для выяснения того, насколько рассматриваемое понятие известно преподавателям и студентам Петрозаводского государственного университета, было проведено письменное анкетирование магистров V курса и преподавателей иностранного языка кафедры естественно-технических специальностей и направлений. Выяснилось, что 87 % преподавателей никак не связывают термин «кластер» с образованием; 10 % воспринимают его как иерархическую схему обучения профессиональным компетенциям – от создания поурочных планов до создания целевых рабочих программ. И только 3 % трактуют термин приблизительно так, как это принято в современном образовательном понятийном поле: «исходя из перевода английского слова cluster – “концентрация”, “объединение”, кластер есть некая совокупность образовательных учреждений (школа, вуз), государственных органов, организаций, синергетически связанных, имеющих определенную цель и общие для всех участников задачи».
В то же время у студентов существует вполне четкое определение кластера. Так, 93 % респондентов (магистры V курса математического факультета) описали с небольшими вариациями представление о кластере следующим образом: «Что касается образовательного кластера, думаю, что он включает организации, занимающиеся обучающей деятельностью (вузы, техникумы, колледжи, школы), детские сады и организации, занимающиеся предоставлением дополнительных образовательных услуг (различные кружки в школах, спортивные секции, музыкальные школы, школы иностранных языков)».
Анкетирование показало, что студенты имеют представление о термине «кластер» как о некоей системе, функционирующей в образовании, тогда как преподаватели ограничивают представление о кластере поэтапным развитием компетенций либо вообще не знают о появлении такого термина применительно к образованию. Между тем кластерный подход заявлен в Программе стратегического развития Петрозаводского государственного университета, предполагающей создание образовательных кластеров по четырем направлениям [18]. В Республике Карелия в марте текущего года состоялась рабочая встреча правительства Карелии с представителями Международного евразийского научно-образовательного центра. Целью проекта является создание на территории Республики Карелия инновационного научно-образовательного кластера, направленного на комплексное решение проблем и задач Карелии и России, а также евразийской интеграции. Основой кластера является Международный евразийский научно-образовательный центр. Проект представляет собой создание нового научного, образовательного и практического направления для Карелии и России, который не имеет аналогов ни в России, ни в СНГ, ни в Европейском Союзе [19].
Существуют и противники данного термина. Вот как заведующая кафедрой стилистики и языка массовых коммуникаций Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского Наталья Кузьмина рассуждает о судьбе слова «кластер»: «В последние несколько лет слово “кластер”, известный в естественных науках термин, стало чрезвычайно модным и разделило судьбу всех модных слов (типа гламура или нанотехнологий) – приобрело чрезвычайно широкий и размытый смысл. Единственное, что объединяет образовательные, горные, медицинские, протестные, идеологические кластеры, кластеры элитной застройки, кластеры из пяти 20-этажных зданий, кластеры деловой активности и проч., – это значение «объединение, совокупность» (такова этимология англ. cluster – группа). А в таком употреблении оно ничуть не различается с давно известными словами (ряд, группа, объединение, серия, сектор и подобными) и является семантически избыточным. Слово “кластер” сохраняется только благодаря авторитету источника (формировать кластеры престижнее, чем объединения) и, возможно, не удержится в языке надолго» [20].
Представляется, что термин «инновационный образовательный кластер» значительно отличается от слов «ряд, группа, объединение, серия, сектор» и др. Такой кластер подразумевает не механическое объединение ряда научных и образовательных учреждений в некую группу, а указывает на их тесное взаимодействие и взаимозависимость. Это ведет к качественным преобразованиям как отдельных частей, так и всего кластера, при этом в ходе его функционирования обязательно создание нового качественного продукта. Кроме того, появление нового слова-термина, как правило, не бывает случайным, оно связано с возникновением нового объективного явления. В данном случае уместно говорить о возникновении нового термина как результата создания новой метафорической модели и переноса ее в новое понятийное поле. Метафорическая модель – это существующая в сознании носителей языка взаимосвязь между понятийными сферами, при которой система концептов одной сферы (сферы-источника) служит основой для моделирования понятийной системы другой сферы (сферы-мишени) [21].
Для описания метафорической модели по минимальной схеме необходимо охарактеризовать ее следующие признаки:
В соответствии с описанием метафорической модели определим исходную понятийную область термина «инновационный образовательный кластер». Как уже отмечалось выше, такой областью является экономика, в частности изучение М. Портером природы конкуренции. Новой понятийной областью является перенос термина “кластер” в образование. Концептами, относящимися к данной модели, являются: взаимодействие, взаимозависимость, тесное переплетение всех элементов, создание на выходе нового конкурентоспособного образовательного продукта. Связующим компонентом является конкуренция, т. е. в исходной модели – это создание конкурентоспособного продукта, а в случае метафорической модели – создание условий для обучения личности, способной успешно осуществлять профессиональную деятельность в современных условиях.
Несоответствие конъюнктуры рынка образовательных услуг конъюнктуре рынка трудовых ресурсов требует новой организационной формы взаимодействия сферы образовательных услуг со сферой производства, включая взаимодействие образовательных учреждений с организациями и предприятиями различных отраслей и направлений деятельности. Целью такого взаимодействия является подготовка и повышение квалификации кадров для инновационной деятельности.
Для обозначения возникшей организационной формы и появляется новый термин «(инновационный) образовательный кластер».
Список литературы
1. Merriam-Webster. URL: Online http://www.merriam-webster.com/dictionary/cluster
2. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993.
3. Ларионова Н. А. Кластерный подход в управлении конкурентоспособностью региона // Экономический вестник Ростовского гос. ун-та. 2007. № 1.
4. Буйлин А. Кластер, кто ты? URL: http://avbuilin.wordpress.com/2011/04/30/
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года».
6. Porter M., Ketelhohn N., Artiganave A., Kelly J., Krasniqi M., Gi M. T. P., Zhang L. The Massachusetts Higher Education and Knowledge Cluster: The Microeconomics of Competitiveness, USA, Massachusetts Press, 2010. P. 30.
7. EM HIEC – East Midlands Health, Innovation, Education Cluster Web Site http://www.tvhiec.org.uk/ Latest Bulletin Published on 15th April, 2014.
8. Innovation clusters in France: Innovation Comes First. URL: http://www.invest-in-france.org/us/why-choose-france/research-and-partnerships-innovation-clusters.htm)
9. Официальный сайт республики Татарстан. URL: mert.tatarstan.ru/rus/plan_ned.htm/press/
10. Education Innovation clusters. URL: http://www.educause.edu/ero/article/innovation-clusters-datapalooza-accelerating-innovation-educational-technology
11. Терешин Е. М., Володин В. М. Современная дефиниция понятия «кластер» и подходы к формализации этого явления // Экономические науки. 2010. № 2 (63).
12. Растворцева С. Н., Череповская Н. А. Идентификация и оценка региональных кластеров // Экономика региона. 2013. № 4. С. 123–133.
13. Нормативные документы по дуальной системе обучения от 24.04.2013. URL: www.ksturu/article
14. Анисцына Н. Н. Инновационный научно-образовательный кластер как способ организации инновационной деятельности в вузе // Креативная экономика. 2010 № 4 (40). С. 91–97.
15. Красикова Т. Ю. Формирование и развитие образовательного кластера как часть механизма интеграции вузовской науки в инновационную национальную систему. URL: http://www.moluch.ru/conf/econ/archive/10/782/
16. Куценко Е. С. База данных кластеров в регионах Российской Федерации. Проект по выявлению кластеров, 2010. URL: http://evg-ko.livejournal.com/5992.html [1].
17. Мухаметшина Р. Ф. Кластерный подход в системе непрерывного гуманитарно-педагогического образования. URL: kpfu.ru/docs
18. Программа стратегического развития, принятая на 2012–2016 годы «Университетский комплекс ПетрГУ в научно-образовательном пространстве Европейского Севера: стратегия инновационного развития» Официальный сайт Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ). URL: http://petrsu.ru/Structure/NewsPaper/2004/1105/7.htm 15.10.2013
19. URL: http://inance.ru/2014/04/evrazcentr/
20. Кузьмина Н., ОмГУ. URL: http://superomsk.ru/comments/184
21. Чудинов А. П. Будаев Э. В. Метафорическое моделирование в политическом нарративе. М.: Изд-во Флинта, 2008. 248 с.