Что такое обрезание у женщин в египте

Что такое обрезание у женщин в египте

Урогенитальный хирург Меньщиков Константин Анатольевич
Консультация м.Беговая | Операция г.Химки | Адреса и контакты

Что такое обрезание у женщин в египте. Смотреть фото Что такое обрезание у женщин в египте. Смотреть картинку Что такое обрезание у женщин в египте. Картинка про Что такое обрезание у женщин в египте. Фото Что такое обрезание у женщин в египте

Религиозные каноны – как ключевая причина обрезания

Во многих странах Востока обрезание является неотъемлемой частью соблюдения религиозных законов. Мужчина, пренебрегающий данной традицией, считается отрезанным от священного завета, а душа его будет отсечена от народа. Поэтому большинство представителей исламского и иудейского вероисповедания обращаются к процедуре циркумцизии.

Современная медицина предлагает правильный подход к обрезанию

Особенности церемонии обрезания у разных народов:

Обрезание в Исламе

В мусульманстве обрезание является синонимом очищения. При этом процедура не является одним из столпов Корана, однако считается негласным законом для мужчин. Основной причиной подобного ритуала является телесная чистота. В Исламе нет фиксированного возраста, когда необходимо проводить циркумцизию.
Возраст зависит от страны, региона и семьи.

Факт: как правило, процесс удаления крайней плоти происходит в поликлинике.
Врач, совершающий обрезание, не обязательно должен быть мусульманином. Однако он должен иметь соответствующее образование.

Что такое обрезание у женщин в египте. Смотреть фото Что такое обрезание у женщин в египте. Смотреть картинку Что такое обрезание у женщин в египте. Картинка про Что такое обрезание у женщин в египте. Фото Что такое обрезание у женщин в египте

Обрезание в мусульманстве – особенности:

Обрезание у евреев

Процесс устранения крайне плоти у младенцев является одной из наиболее святых заповедей
в иудаизме. Об этом свидетельствуют данные со времен Второй мировой войны. В этот период обрезание было знаком принадлежности к религии иудаизма и могло привести к смертной казни. Однако даже в это время евреи сохраняли свои традиции.

Циркумцизию должен выполнять специально обученный человек – можль. В случаях необходимости можно обращаться к любому еврею, имеющему медицинское образование. Обязательным компонентом церемонии является наличие сандака – еврея, который держит малыша на руках и придерживает его ноги.

Что такое обрезание у женщин в египте. Смотреть фото Что такое обрезание у женщин в египте. Смотреть картинку Что такое обрезание у женщин в египте. Картинка про Что такое обрезание у женщин в египте. Фото Что такое обрезание у женщин в египте

Сегодня вместо зажимов и обоюдоострого ножа используются хирургические инструменты, во время проведения процедуры применяется анестезия, помогающая сделать процесс циркумцизии практически безболезненным.
После операции врач консультирует пациента о процессе заживления и дает дельные рекомендации, позволяющие ускорить регенерацию.
Следует обращаться в специализированную клинику, тем более что религиозные каноны это позволяют.

Особенности обрезания в иудаизме:

Процедура может быть перенесена, в том случае, если младенец заболел. Тогда церемония назначается через 7 дней после полного выздоровления. Основанием для обрезания у евреев считается 17 глава Бытие.

Источник

«Простые ножницы и никакой анестезии» История россиянки о жизни после женского обрезания, кавказских обычаях и насилии

Что такое обрезание у женщин в египте. Смотреть фото Что такое обрезание у женщин в египте. Смотреть картинку Что такое обрезание у женщин в египте. Картинка про Что такое обрезание у женщин в египте. Фото Что такое обрезание у женщин в египте

Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

На днях муфтият Дагестана высказался о запрете на так называемое женское обрезание — калечащие операции на женских половых органах с отрезанием части клитора и малых половых губ. При этом в муфтияте указали, что у женщин разрешается удаление «лишней» кожи вокруг клитора. Это заявление раскололо экспертное сообщество: одни посчитали такое заявление победой — еще пару лет назад правозащитники не могли надеяться на помощь муфтията в борьбе с дикими обычаями, другие — что это попытка религиозных деятелей усидеть на двух стульях, поскольку это неполный запрет на насильственные практики. Кроме того, для некоторых народов, например, Ингушетии, которые также практикуют женское обрезание, духовное управление мусульман Дагестана не станет авторитетом, а большинство мужчин в районах, где такое практикуют, все еще поддерживают этот обычай. По просьбе «Ленты.ру» журналистка Марьяна Самсонова записала монолог подвергнувшейся такой практике россиянки и узнала у экспертов, чем грозят такие операции, а также, чего можно ожидать от новой фетвы.

«Несколько дней я не могла говорить»

Мария (имя по ее просьбе изменено)

Я пережила эту процедуру тридцать лет назад. Помню, что о ней в селе и на улице, где мы играли, говорили старшие девочки, некоторые — даже с бравадой. Что-то вроде: «Мне сделали, и сестрам, и кузинам сделали, а если не сделать, то ты не сможешь стать женщиной и мусульманкой». Помню, что девочки, мои соседки, шушукались о ножницах, и про меня говорили, что мне еще не сделали.

Что с ними сейчас, и делают ли эту операцию в селе всем девочкам, я не знаю. Не общаюсь с родней. Но пока жила там, слышала, кому сделали, и между собой обсуждали, кому сколько «там» отрезали. Точного стандарта не было. Возможно, потому, что проделывающие эту процедуру женщины — пожилые и подслеповатые.

Никакой операционной, само собой. Домашние условия, какой-то предбанник, чтобы ничего не испачкалось, если кровь — никакой дезинфекции, перчаток, спирта или стерильных инструментов. Простые хозяйственные ножницы. Никакого обезболивающего или анестезии. Перевязки нет. Тело заживает, как может. Но я не слышала, чтобы от этого у нас кто-то умер. Может быть, бывали осложнения, но в разговорах их не связывали с причиной. Девочкам у нас делали обрезание в дошкольном возрасте.

Что такое обрезание у женщин в египте. Смотреть фото Что такое обрезание у женщин в египте. Смотреть картинку Что такое обрезание у женщин в египте. Картинка про Что такое обрезание у женщин в египте. Фото Что такое обрезание у женщин в египте

Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

Это была высокая женщина, лица не помню, помню силуэт, который загородил мне свет на фоне открытой двери. Черный платок и большие ладони. Еще две тети меня держали за руки и за ноги и давили сверху, чтобы не поднялась. Заставили раздеться. Я испытывала сильный стыд.

А потом резкая боль. Не помню, кричала ли я, но почему-то хотела спрятаться, хотя меня уже больше не держали. Мне казалось, кровь остановится, и все пройдет, как было раньше. Очень сильно пекло, так сильно, что я несколько дней не могла говорить. Но особых осложнений не было.

Ничего не прошло. Мне отрезали часть головки клитора. Но это я узнала уже потом. Возможно, это впоследствии стало причиной развода. Интимные отношения с мужем меня не заинтересовали. Мой супруг, впрочем, не замечал, что с точки зрения физиологии у меня что-то не так. И я ни разу не задумывалась, что надо что-то восстановить. Хотя читала о хирургической гинекологии тазового дна и интимной пластике. Это целая архитектура, оказывается.

Чисто по-женски скажу: у меня прохладные чувства к этой стороне отношений. Даже к психологу ходила — не помогло. Честно сказать, я боялась говорить об этом откровенно даже со специалистом.

Все, что касается интимного, с самого детства у нас говорилось шепотом между подружками, как неприличное. Мне и сейчас это очень тяжело. В итоге мы с психологом не добрались до обсуждения этой части моей жизни, даже когда я пошла на терапию осознанно, во взрослом возрасте и к дорогому специалисту. В итоге я так это и не проработала. Может, нужен другой специалист.

Мне неизвестно, кто именно из моих родных принял решение об этом действе надо мной. Быть может, никто конкретный, а просто решили, что пришла пора и до школы надо. Со своей матерью я тоже об этом не говорила. Стеснялась. Где-то глубоко во мне сидит, что это закрытая тема, это то, что не обсуждается. Матерей не спрашивают.

В другом селе моей же народности я слышала, как женщине сказали: «Хорошо, что родила мальчика, была бы девочка, ее бы обрезали». Мать может не знать, что собираются сделать с дочкой. Например, родня отца увозит ее на выходные в гости, а возвращает без клитора. Но многие женщины считают это необходимостью и даже обязанностью.

Еще в одном случае женщина из Чечни вынуждена была пройти обрезание уже взрослой, потому что влюбилась в нашего горца, а у нас так принято. Наверное, взрослой не так страшно. Рассказывали, что ей сделали небольшую рану, и это было в больнице, а не где-то в сарае. Он согласился жениться только после обрезания невесты.

Что такое обрезание у женщин в египте. Смотреть фото Что такое обрезание у женщин в египте. Смотреть картинку Что такое обрезание у женщин в египте. Картинка про Что такое обрезание у женщин в египте. Фото Что такое обрезание у женщин в египте

Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

Меня поражает, когда эту проблему отрицают даже знающие люди, старейшины, говорят: у нас в исламе такого нет, вот, почитай хадис. Другие признают, что есть, но говорят, что это никак не вредит женщине: ведь она может рожать!

Наверное, мне еще повезло. Я видела фото, что бывает, когда девушке отрезают все. И как при этом рожать, если все зашито с малых лет, по мне, так это просто невозможно. Моя подруга прошла обрезание во взрослом возрасте. Она считает, что это по сунне. Ей надрезали капюшон клитора, чтобы его раскрыть. Она убеждала меня, что это очень хорошая и правильная процедура.

Многие даже в Дагестане действительно не знают, что у нас это присутствует. А те, кто знает, в большинстве молчат, считают это неизменной традицией испокон веков, но необсуждаемой — табу. Люди зашорены.

Поможет ли тут данная фетва? Я не знаю. Да и как оценить — обращений по поводу покалеченных органов нет. В фильме Ирины Шихман богослов говорил, что женское обрезание — это по исламу. И нынешняя фетва очень мягко заявила, что вроде можно делать, если есть необходимость. А кто обозначает эту необходимость за ребенка? Этого явно недостаточно. Думаю, на муфтиев надавили, чтобы они не запрещали эти операции полностью. Надо не останавливаться на этом, продолжать бороться за полную отмену этой практики. Главное, не отрицать факт, что это есть.

За такое надо наказывать исполнителей и инициаторов этой операции. Последствия для девочек — ужас. Быть может, я от рождения малочувствительна в интимной сфере, а быть может, эта операция лишила меня сексуального удовольствия — теперь уже не узнаю.

Насколько была компетентна та знахарка, которая резала меня? Откуда она знала, что резать? А если девочка дергается? Ведь наркоза нет. Могут отрезать и то, что не планировали. В эти села запрет будет очень долго доходить, если не судить за такое. Традиционалисты в селах прикрывают все исламом, даже не традицией.

Что такое обрезание у женщин в египте. Смотреть фото Что такое обрезание у женщин в египте. Смотреть картинку Что такое обрезание у женщин в египте. Картинка про Что такое обрезание у женщин в египте. Фото Что такое обрезание у женщин в египте

Сейчас я говорю об этом, потому что узнала, что одна очень известная на Кавказе девушка тоже через это прошла. Мы почувствовали сильную эмпатию друг к другу и ощутили, что мы не одни. Мы подружились, говорили с ней и пришли к выводу, что, хотя это и тяжело, надо рассказывать о нашем опыте, чтобы защитить девочек и чтобы в нашем обществе перестали говорить, что проблемы женских обрезаний не существует. Безусловно, осталась большая психологическая травма.

«Девочкам режут несформировавшиеся органы»

Гинеколог-акушер Анна (имя по ее просьбе изменено):

Я неоднократно принимала роды у женщин, прошедших инфибуляцию (вид обрезания, при котором отсекают головку клитора и малые половые губы и сшивают оставшуюся ткань, оставляя лишь узкий вход во влагалище — прим. «Ленты.ру»). Вся анатомия у них искалечена, вагина неэластичная. Это совершенно другое строение вульварного кольца. Диаметр головки ребенка — в среднем десять сантиметров. Она должна пройти, во время родов ткани растягиваются. Но у женщин с этим видом обрезания остается отверстие три сантиметра, вокруг — рубцы и плоть, утратившая эластичность. В рубце обычная ткань заменяется на фиброзную, прочную, но практически неспособную растягиваться. А промежность во время родов просто обязана растянуться.

Эти повреждения не позволяют родам протекать естественным образом. Приходится делать большой разрез, чтобы вытащить ребенка. Кроме того, удлиняется потужной период, что может быть опасно для ребенка.

Сами пациентки зачастую даже не могут объяснить, что именно им пришлось пережить. После родов приходится восстанавливать шов. Это выглядит очень неестественно. Мне хирург после зашивания такой пациентки как-то сказал: «Ни разу такого не видел! Шью-шью и не понимаю — шов приводит к маленькой дырочке, очень странной и неестественной». Потом надо все зашить, как было, иначе неизбежно кровотечение. Врач-гинеколог шьет по разрезу, по зарубцевавшейся ткани. Ведь девочкам режут несформировавшиеся органы. Это может вызывать боли при менструации и при мочеиспускании, при половом акте. Для восстановления может понадобиться не одна операция хирурга, специализирующегося на гинекологии тазового дна с привлечением пластического хирурга.

Что же касается утверждения муфтията о различном строении капюшона клитора у западных и восточных женщин — мне трудно понять, о чем речь. Я на каждой смене принимаю роды у женщин самых разных народностей и цветов кожи, но «лишнего» ни у кого из них нет.

Что такое обрезание у женщин в египте. Смотреть фото Что такое обрезание у женщин в египте. Смотреть картинку Что такое обрезание у женщин в египте. Картинка про Что такое обрезание у женщин в египте. Фото Что такое обрезание у женщин в египте

Фото: Сергей Узаков / ТАСС

«Вслух они скажут, что «против», а на самом деле по-прежнему «за»»

Михаил Савва, правозащитник, доктор политических наук, председатель правления экспертной группы «Сова», кавказовед:

Отдел фетв дагестанского муфтията пытается найти решение чрезвычайно сложной проблемы и лавирует между двумя полюсами. В сунне действительно упоминается женское обрезание. И на это опираются радикальные сторонники калечащих операций и те, кто пытается сделать из этого уродливого обычая религиозную традицию. Но женского обрезания нет в Коране. Оно упомянуто только в сунне.

Там о нем говорится так: пророк Мухаммед, разговаривая с одной женщиной, узнал, что она делает такие обрезания, и посоветовал ей не удалять лишнего. Именно на основании этой трактовки отдел фетв и заявил, что женское обрезание — это не удаление клитора.

Но такая трактовка в любом случае дает возможность продолжать эту калечащую практику. Тут можно вспомнить пример Египта, где с 1997 года законодательно женское обрезание запрещено, но сделана оговорка для медицинских показаний. Непонятно, какие могут быть в этом случае медицинские показания? Это невероятная ситуация, таких показаний просто нет. Тем не менее эта оговорка до настоящего времени используется в Египте сторонниками обрезания. Недаром власти Египта недавно были вынуждены ужесточить ответственность за это преступление.

По таким чрезвычайно чувствительным вопросам нет достоверных результатов массовых исследований, потому что люди в этих случаях дают одобряемые ответы. Вслух они скажут, что «против», а на самом деле по-прежнему «за». Поэтому именно экспертные исследования могут дать более достоверные результаты.

Источник

«Фараоново обрезание»: в Египте женщин калечат, как и много веков назад

ДОБРОВОЛЬНАЯ ЖЕРТВА ЕГИПТЯНОК

Писать на эту тему сложно и неудобно, потому что она связана с интимной стороной жизни и анатомическими подробностями. Именно поэтому проблема не обсуждается широко в египетском обществе и СМИ. Это табу. Хотя пора уже сознательным египтянам кричать и трубить о ней на всех углах. По крайней мере, я, раз уж пишу о стране пирамид, считаю несправедливым ее обойти. Речь идет об отталкивающем древнем обычае женского обрезания, до сих пор широко практикующемся на берегах Нила.

ЧТО ТАКОЕ ЖЕНСКОЕ ОБРЕЗАНИЕ И ГДЕ ОНО ПОЯВИЛОСЬ?

Этот обычай зародился не в какой-то конкретной культуре, а сразу в нескольких. По словам ученого Дэвида Голлахера, президента Калифорнийского института здоровья и автора книги «Обрезание», практика увечья женских половых органов распространена широко по миру и характерна как для аборигенов Австралии, так и для многих африканских народов. Основная цель ритуала – контроль над женской сексуальностью, а также инициирование во взрослую жизнь. По одной из версий, практике также подвергали рабынь Древнего Рима, чтобы подавить их «естественные инстинкты к размножению». Некоторые источники утверждают, что такой обычай существовал еще в Древнем Египте. Об этом свидетельствует труд греческого философа Страбо, посетившего Египет в 25 году до нашей эры. Согласно Discovery News, он написал в своей многотомной работе Geographica: «Наиболее рьяно египтяне соблюдают обычай обрезания каждого рожденного мальчика и девочки». По другим историческим источникам, девочек обрезали лишь в случае, если их половые органы увеличивались в размере и имели неэстетичный вид. Так или иначе, но самый экстремальный вид «операции», проводимой в больших количествах и по сей день, носит название «фараоново обрезание».

РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖЕНСКОГО ОБРЕЗАНИЯ

В мире более 100 миллионов женщин живут с последствиями травмирующего обрезания. Преимущественно в Египте, Судане, Эфиопии, Эритрее, Джибути, Сомали и Мали (по некоторым данным, более 80% женщин подвергаются этой процедуре), а также в Саудовской Аравии и Индонезии. В меньших количествах, но все же распространено в Азии: на Филиппинах, в Малайзии, Пакистане и Индонезии. Также иногда практикуется в Арабских Эмиратах, Йемене, Омане и Бахрейне. В Латинской Америке женское обрезание встречается в Бразилии, Восточной Мексике и Перу.

Международное сообщество официально выступило против увечья женских гениталий совсем недавно – шесть месяцев назад, 28 ноября 2012 года ООН приняла соответствующую резолюцию. В Европе первыми объявили войну варварскому обычаю Швеция и Англия в 1985 году. В США травмирующее обрезание объявили незаконным в 1997 году. С тех пор многие страны последовали их примеру, в том числе азиатские и африканские государства. Однако обычай оказался настолько живучим, что ему продолжает упорно следовать население, несмотря на постоянные разъяснения по этому поводу и даже на угрозу тюремных сроков. Поскольку практика нелегальна, многие доктора отказываются осуществлять ее в медицинских кабинетах. И тогда за дело берутся различные шаманки, знахарки и просто «умудренные жизнью» старухи, орудуя ножницами, ножами и все, что под руку попадется, без какой-бы то ни было анестезии.

В Египте женское обрезание официально запретили в 2008 году, против него активно боролась тогдашняя первая леди Сюзанна Мубарак, называя его «скандальным примером длительного физического и психологического насилия над детьми, которое должно остановиться» (цитата по «The Huffington Post»). Де-юре за совершение ритуала полагается тюремный срок (с лишением медицинской лицензии, если процедуру проводил врач), де-факто многие медики продолжают обрезать нелегально, за двойную мзду. Если у семьи нет денег, то идут к знахарке. В общем, этот закон в Египте соблюдают примерно так же, как в мире церковный запрет Папы на совершение абортов.

ПОЧЕМУ ЕГИПТЯНКИ ДОБРОВОЛЬНО ОБРЕЗАЮТ СВОИ ДОЧЕРЕЙ?

Если верить цифрам, то в число травмированных должны войти как женщины из сельских поселений Верхнего Египта, так и крупных и развитых северных городов – Каира и Александрии. Традицию нельзя приписать только «бедным и темным». Среди них, учитывая такие цифры, должен оказаться большой процент обеспеченных и образованных… а также тех женщин, что выходили на Тахрир в дни революции отстаивать свои права… Неужели они не чувствуют себя ущемленными? Или они и представляют те самые «счастливые» несколько процентов?

ПОЗИЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

Коптская православная церковь и главный муфтий Египта поддержали принятие закона, запрещающего жестокий обычай. Однако полное согласие относительно статуса женского обрезания в Исламе до сих пор не достигнуто. Множество шейхов и имамов настаивают на том, что женское обрезание желательно или, во всяком случае, религией не запрещается. В этом плане показательно интервью шейха Исламского Университета Аль-Азхар Махмуда Ашхура журналисту египетского телеканала, которое я перевожу здесь:

Журналист: Каково назначение у женского обрезания?

Шейх: …прежде всего, замечания о том, что операции проводятся грязными инструментами, не имеют к религиозным предписаниям никакого отношения. Неужели из-за дантистов, которые не стерилизуют свои инструменты, мы должны оказаться от лечения зубов? Утверждения, что женское обрезание ведет к бесплодию, ложны. Мусульманская женщина вынашивает больше детей, чем какая-либо другая в мире. Это западная женщина бесплодна, несмотря на то, что не обрезана. Говорят, что обрезание ведет к нервным срывам, но напротив, это же праздник для всей семьи…

Журналист: Праздник для всей семьи?! Позвольте начать с физиологических последствий. Согласно некоторым исследованиям, пока идет праздник, и девочке приносят сладости, в это же самое время свершается акт… отсечения куска плоти. Во-первых, после этого она теряет доверие к семье, во-вторых, возникают сложности с деторождением, такие, как разрывы, попадание микробов…

Шейх: В этих случаях, конечно, необходима стерилизация инструментов. Сколько частей тела отрезают во время пластических операций? Пока что никто не начал рассматривать это как покушение на женщин….

Журналист: Это требование религии?

Журналист: Какова все-таки главная причина?

Шейх: Некоторые источники говорят: «Отрезай, но не удаляй». Иными словами, это не означает удаления органа, но и не говорит, что надо оставить, как есть. Решение принимает мусульманский врач, заслуживающий доверия. Она решает, нуждается ли в этом девочка.

Журналист: Почему же девочка может в этом нуждаться?

Шейх: Если это оставлено на усмотрение доктора, то это обычай, а не часть религии. Женское обрезание больше не законно, только потому, что оно практиковалось во времена фараонов. Ислам допустил те древние обычаи, которые были органичны, и запретил те, что были направлены против человеческой природы.

Журналист: 95 процентов египетских проституток обрезаны.

Шейх: А 100 процентов проституток Запада – нет.

Как мы видим, основная загвоздка, с которой никак не могут определиться духовные лица, состоит в том, как много, собственного говоря, нужно отрезать. Да и зачем шейхам пускаться в скрупулезные рассуждения насчет гениталий? Дело это интимное, внутрисемейное, деликатное… Если заниматься просвещением и поднимать тему на проповедях, то, поди, и слово «клитор» придется по сто раз на дню повторять… Конечно, в Египте такого никогда не будет. Живут же люди и так, почти никто не жалуется.

РЕЗУЛЬТАТЫ БОРЬБЫ ПРОТИВ ЖЕНСКОГО ОБРЕЗАНИЯ МОГУТ ПОХОРОНИТЬ ИСЛАМИСТЫ

Хоть тема женского обрезания и не муссируется в египетских СМИ, но кое-какие публикации и обсуждения все же случаются. «Против» регулярно выступает Египетское Общество акушеров и гинекологов. Различные общественные организации занимаются просветительской работой, в том числе и в глубинке. К тому же растет общий уровень образованности женщин. Все это медленно, но верно дает результаты. Новое поколение молодых матерей уже не так усердствует, как предыдущее. С 2005 по 2008 год, по данным Egypt Independent, количество девочек, подвергшихся травме гениталий, снизилось с 77 до 74%, а молодых мам, желающих в будущем обрезать дочерей, – с 41 до 33%. Проблема в том, что старшее поколение женщин, прошедших через обрезание и верное традициям, давит на молодое.

Недавно в Египте даже разразился скандал: в провинции были замечены передвижные медицинские станции, в числе прочего предлагающие «всем желающим» пройти через бесплатную процедуру женского обрезания. Автобусы были помечены эмблемами «Партии свободы и справедливости», правда, ее представитель позже прокомментировал прессе – мол, селяне не разглядели и ошиблись… Активисты боятся, что результаты борьбы будут нивелированы при попустительстве (или поддержке) правящего режима. Женское обрезание – всего лишь одна из проблем соблюдения прав человека, которые в стране пирамид все чаще становятся пустым звуком.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник

«Фараоново обрезание»: в Египте женщин калечат, как и много веков назад

ДОБРОВОЛЬНАЯ ЖЕРТВА ЕГИПТЯНОК

Писать на эту тему сложно и неудобно, потому что она связана с интимной стороной жизни и анатомическими подробностями. Именно поэтому проблема не обсуждается широко в египетском обществе и СМИ. Это табу. Хотя пора уже сознательным египтянам кричать и трубить о ней на всех углах. По крайней мере, я, раз уж пишу о стране пирамид, считаю несправедливым ее обойти. Речь идет об отталкивающем древнем обычае женского обрезания, до сих пор широко практикующемся на берегах Нила.

ЧТО ТАКОЕ ЖЕНСКОЕ ОБРЕЗАНИЕ И ГДЕ ОНО ПОЯВИЛОСЬ?

Этот обычай зародился не в какой-то конкретной культуре, а сразу в нескольких. По словам ученого Дэвида Голлахера, президента Калифорнийского института здоровья и автора книги «Обрезание», практика увечья женских половых органов распространена широко по миру и характерна как для аборигенов Австралии, так и для многих африканских народов. Основная цель ритуала – контроль над женской сексуальностью, а также инициирование во взрослую жизнь. По одной из версий, практике также подвергали рабынь Древнего Рима, чтобы подавить их «естественные инстинкты к размножению». Некоторые источники утверждают, что такой обычай существовал еще в Древнем Египте. Об этом свидетельствует труд греческого философа Страбо, посетившего Египет в 25 году до нашей эры. Согласно Discovery News, он написал в своей многотомной работе Geographica: «Наиболее рьяно египтяне соблюдают обычай обрезания каждого рожденного мальчика и девочки». По другим историческим источникам, девочек обрезали лишь в случае, если их половые органы увеличивались в размере и имели неэстетичный вид. Так или иначе, но самый экстремальный вид «операции», проводимой в больших количествах и по сей день, носит название «фараоново обрезание».

РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖЕНСКОГО ОБРЕЗАНИЯ

В мире более 100 миллионов женщин живут с последствиями травмирующего обрезания. Преимущественно в Египте, Судане, Эфиопии, Эритрее, Джибути, Сомали и Мали (по некоторым данным, более 80% женщин подвергаются этой процедуре), а также в Саудовской Аравии и Индонезии. В меньших количествах, но все же распространено в Азии: на Филиппинах, в Малайзии, Пакистане и Индонезии. Также иногда практикуется в Арабских Эмиратах, Йемене, Омане и Бахрейне. В Латинской Америке женское обрезание встречается в Бразилии, Восточной Мексике и Перу.

Международное сообщество официально выступило против увечья женских гениталий совсем недавно – шесть месяцев назад, 28 ноября 2012 года ООН приняла соответствующую резолюцию. В Европе первыми объявили войну варварскому обычаю Швеция и Англия в 1985 году. В США травмирующее обрезание объявили незаконным в 1997 году. С тех пор многие страны последовали их примеру, в том числе азиатские и африканские государства. Однако обычай оказался настолько живучим, что ему продолжает упорно следовать население, несмотря на постоянные разъяснения по этому поводу и даже на угрозу тюремных сроков. Поскольку практика нелегальна, многие доктора отказываются осуществлять ее в медицинских кабинетах. И тогда за дело берутся различные шаманки, знахарки и просто «умудренные жизнью» старухи, орудуя ножницами, ножами и все, что под руку попадется, без какой-бы то ни было анестезии.

В Египте женское обрезание официально запретили в 2008 году, против него активно боролась тогдашняя первая леди Сюзанна Мубарак, называя его «скандальным примером длительного физического и психологического насилия над детьми, которое должно остановиться» (цитата по «The Huffington Post»). Де-юре за совершение ритуала полагается тюремный срок (с лишением медицинской лицензии, если процедуру проводил врач), де-факто многие медики продолжают обрезать нелегально, за двойную мзду. Если у семьи нет денег, то идут к знахарке. В общем, этот закон в Египте соблюдают примерно так же, как в мире церковный запрет Папы на совершение абортов.

ПОЧЕМУ ЕГИПТЯНКИ ДОБРОВОЛЬНО ОБРЕЗАЮТ СВОИ ДОЧЕРЕЙ?

Если верить цифрам, то в число травмированных должны войти как женщины из сельских поселений Верхнего Египта, так и крупных и развитых северных городов – Каира и Александрии. Традицию нельзя приписать только «бедным и темным». Среди них, учитывая такие цифры, должен оказаться большой процент обеспеченных и образованных… а также тех женщин, что выходили на Тахрир в дни революции отстаивать свои права… Неужели они не чувствуют себя ущемленными? Или они и представляют те самые «счастливые» несколько процентов?

ПОЗИЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

Коптская православная церковь и главный муфтий Египта поддержали принятие закона, запрещающего жестокий обычай. Однако полное согласие относительно статуса женского обрезания в Исламе до сих пор не достигнуто. Множество шейхов и имамов настаивают на том, что женское обрезание желательно или, во всяком случае, религией не запрещается. В этом плане показательно интервью шейха Исламского Университета Аль-Азхар Махмуда Ашхура журналисту египетского телеканала, которое я перевожу здесь:

Журналист: Каково назначение у женского обрезания?

Шейх: …прежде всего, замечания о том, что операции проводятся грязными инструментами, не имеют к религиозным предписаниям никакого отношения. Неужели из-за дантистов, которые не стерилизуют свои инструменты, мы должны оказаться от лечения зубов? Утверждения, что женское обрезание ведет к бесплодию, ложны. Мусульманская женщина вынашивает больше детей, чем какая-либо другая в мире. Это западная женщина бесплодна, несмотря на то, что не обрезана. Говорят, что обрезание ведет к нервным срывам, но напротив, это же праздник для всей семьи…

Журналист: Праздник для всей семьи?! Позвольте начать с физиологических последствий. Согласно некоторым исследованиям, пока идет праздник, и девочке приносят сладости, в это же самое время свершается акт… отсечения куска плоти. Во-первых, после этого она теряет доверие к семье, во-вторых, возникают сложности с деторождением, такие, как разрывы, попадание микробов…

Шейх: В этих случаях, конечно, необходима стерилизация инструментов. Сколько частей тела отрезают во время пластических операций? Пока что никто не начал рассматривать это как покушение на женщин….

Журналист: Это требование религии?

Журналист: Какова все-таки главная причина?

Шейх: Некоторые источники говорят: «Отрезай, но не удаляй». Иными словами, это не означает удаления органа, но и не говорит, что надо оставить, как есть. Решение принимает мусульманский врач, заслуживающий доверия. Она решает, нуждается ли в этом девочка.

Журналист: Почему же девочка может в этом нуждаться?

Шейх: Если это оставлено на усмотрение доктора, то это обычай, а не часть религии. Женское обрезание больше не законно, только потому, что оно практиковалось во времена фараонов. Ислам допустил те древние обычаи, которые были органичны, и запретил те, что были направлены против человеческой природы.

Журналист: 95 процентов египетских проституток обрезаны.

Шейх: А 100 процентов проституток Запада – нет.

Как мы видим, основная загвоздка, с которой никак не могут определиться духовные лица, состоит в том, как много, собственного говоря, нужно отрезать. Да и зачем шейхам пускаться в скрупулезные рассуждения насчет гениталий? Дело это интимное, внутрисемейное, деликатное… Если заниматься просвещением и поднимать тему на проповедях, то, поди, и слово «клитор» придется по сто раз на дню повторять… Конечно, в Египте такого никогда не будет. Живут же люди и так, почти никто не жалуется.

РЕЗУЛЬТАТЫ БОРЬБЫ ПРОТИВ ЖЕНСКОГО ОБРЕЗАНИЯ МОГУТ ПОХОРОНИТЬ ИСЛАМИСТЫ

Хоть тема женского обрезания и не муссируется в египетских СМИ, но кое-какие публикации и обсуждения все же случаются. «Против» регулярно выступает Египетское Общество акушеров и гинекологов. Различные общественные организации занимаются просветительской работой, в том числе и в глубинке. К тому же растет общий уровень образованности женщин. Все это медленно, но верно дает результаты. Новое поколение молодых матерей уже не так усердствует, как предыдущее. С 2005 по 2008 год, по данным Egypt Independent, количество девочек, подвергшихся травме гениталий, снизилось с 77 до 74%, а молодых мам, желающих в будущем обрезать дочерей, – с 41 до 33%. Проблема в том, что старшее поколение женщин, прошедших через обрезание и верное традициям, давит на молодое.

Недавно в Египте даже разразился скандал: в провинции были замечены передвижные медицинские станции, в числе прочего предлагающие «всем желающим» пройти через бесплатную процедуру женского обрезания. Автобусы были помечены эмблемами «Партии свободы и справедливости», правда, ее представитель позже прокомментировал прессе – мол, селяне не разглядели и ошиблись… Активисты боятся, что результаты борьбы будут нивелированы при попустительстве (или поддержке) правящего режима. Женское обрезание – всего лишь одна из проблем соблюдения прав человека, которые в стране пирамид все чаще становятся пустым звуком.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *