Что такое общая педагогика
Общая педагогика
Учебное пособие по «Общей педагогике» представлено как система теоретического материала и тестовых заданий с целью подготовки студентов к итоговому контролю в форме интернет-тестирования, а также может быть использовано для проведения текущего контроля оценки знаний по конкретным темам дисциплины. В учебном пособии отражены современные подходы к развитию педагогической науки и практики.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общая педагогика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
РАЗДЕЛ I. Педагогика как наука
Тема 1: Общее представление о педагогике как о науке
Объект, предмет и функции педагогики. Педагогика как часть мировой культуры. Социальная потребность в воспитании, развитии и обучении. Научные знания как основа управления педагогическим процессом развития личности.
Если обратиться к этимологическому анализу слова педагогика, то можно увидеть, что оно греческого происхождения paidagogike и состоит из двух слов pais ( paidos) — дитя и ago — веду, т.е. детоводство или детовождение. Существует множество определений педагогики. Вот некоторые из них. Педагогика — это не что иное, как область человеческой деятельности о воспитании человека. Педагогика — совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Педагогика — наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности. Педагогика — это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.
Как область научного знания педагогика оформилась значительно позже, чем появилась потребность в воспитании. Многие ученые, занимавшиеся вопросами возникновения воспитания, несмотря на разные подходы к его истокам, все же были едины в том, что это, прежде всего, социальное явление. Потребность в воспитании появляется лишь у разумного человека, связанного нитями общения с другими людьми и обществом в целом. Человечество смогло выжить лишь благодаря опыту, переданному из поколения в поколение. Поэтому главная социальная функция воспитания состоит в передаче культурно — исторического опыта подрастающим поколениям, овладение ими трудовыми умениями, а также опытом отношений и поведения.
Прежде чем педагогика оформилась как теоретическая дисциплина, она должна была подтвердить свой научный статус, реализуясь на практике в различных воспитательных системах, теориях и концепциях. Педагогика зародилась в недрах мифологии, народного творчества. Мифы, притчи, обряды, сказания, предания, пословицы и поговорки — в них можно было найти правила научения, приобщения детей к взрослой жизни. Но это были еще далеко не научные знания, а лишь практический опыт.
Как теоретическая наука педагогика многое взяла из философии и религиозных учений. Вопросами образования, воспитания человека занимались такие выдающиеся философы, как Сократ, Платон, Аристотель, Плутарх, Конфуций, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и др. Стоит вспомнить беседы Сократа с учениками, открытие Платоном Академии. Начиная с XV века, появляются философско-педагогические произведения: Т. Мор «Утопия», Э. Роттердамский «О первоначальном воспитании детей», Ж. — Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании». Но ученые-философы лишь затрагивали вопросы образования человека в рамках гуманистически-просветительской традиции. Обобщение передового педагогического опыта начинается с XVII века. Немецкий педагог Ф. Ратке (1571 — 1635) разработал критерии педагогических исследований, содержание понятия образования. Чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) обобщил существующий педагогический опыт и внес свой вклад в развитие педагогической мысли, обосновав принципы обучения и воспитания, создав систему всеобщего образования, независимо от расовой и религиозной принадлежности, разработав классно-урочную систему обучения в школе. Плодом его практических и научных изысканий стала книга «Великая дидактика». Ф. Фребель (1782-1852) в своей книге «Воспитание человека» сформулировал законы воспитания, увидев в последнем потенциал для развития творческих способностей человека. И. Песталоцци (1746-1827) доказал, что педагогический процесс невозможно осмыслить без знания психологических основ личности обучаемого. И.Ф. Гербарт (1746 — 1841) ратовал за то, чтобы педагогика стала суверенной наукой, «центром отдельной области мышления и не была на задворках других наук». Гербарт разрабатывал основы дидактики и впервые выдвинул идею воспитывающего обучения. А. Дистервег (1790 — 1866) сформулировал два важных и взаимосвязанных принципа обучения и воспитания — принцип природосообразности и культуросообразности. Он утверждал, что в образовании необходимо учитывать условия места и времени, где родился и живет человек, всю современную культуру.
Из отечественных педагогов существенный вклад в развитие педагогики внесли П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др.
Во второй половине XX века наблюдается не только интеграция педагогики как науки с другими областями научного знания (философией, психологией, социологией, физиологией, экономикой), но и дифференциация, указывающая на неоднородность и специфику педагогического знания. В результате дифференциации выделяются самостоятельные отрасли и дисциплины педагогики.
Что же необходимо для того, чтобы определенная область действительности оформилась как наука? Наука — это сфера человеческой деятельности, функция которой выработка и систематизация объективных знаний действительности. У любой науки есть свой объект и предмет исследования, функции и задачи, законы и закономерности, методы исследования, категориальный аппарат. Таким образом, необходимо определить несколько условий для оформления определенной области знаний в научную область: 1) выделен, обособлен и зафиксирован предмет изучения; 2) для его изучения применяются объективные методы исследования; 3) зафиксированы объективные связи между факторами, процессами, составляющими предмет изучения; 4) установленные законы и закономерности позволяют предвидеть развитие изучаемых процессов.
Объектом науки принято считать категорию, обозначающую некоторую целостность, выделенную из объективного мира и выступающую в качестве области человеческой деятельности и познания. В.А. Сухомлинский писал, что педагогика «станет точной наукой, подлинной наукой лишь тогда, когда исследует и объяснит тончайшие, сложнейшие зависимости и взаимобусловленности педагогических явлений». Под объектом педагогики понимается реальность, воспринимаемая через призму накопленных наукой знаний. Однозначного подхода к объекту педагогики у ученых, педагогов не существует. Так, в учебнике «Общая педагогика» под ред. В.А. Сластенина и др. говорится, что объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика. О.С. Гребенюк и М.И. Рожков в учебнике «Общие основы педагогики» объектом изучения педагогики называют человека, так как педагогика относится к наукам о человеке, гуманитарным наукам и подчеркивают, что изучая человека, педагогика выделяет в человекознании свой собственный аспект — педагогические явления и педагогические факты. Педагогическое явление — это явление, происходящее в процессе взаимодействия педагогов и учащихся и отражающее решение определенных педагогических целей и задач. Педагогический факт — это сведения о наблюдаемой педагогической действительности, данные педагогических измерений. Б.И. Коротяев в своей монографии «Педагогика как совокупность педагогических теорий» определяет объект педагогики как целенаправленный процесс формирования личности и коллективов.
Предметом науки принято считать наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определенной целью данной наукой. Многие науки изучают образование, но для них это всего лишь прикладное исследование, но сущностные аспекты образования не исследуются. Это прерогатива педагогики. По мнению В.А. Сластенина, педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни, разрабатывает технологию организации этого процесса, формы и методы совершенствования деятельности педагога и различные виды деятельности учащихся, способы взаимодействия педагога и ученика. Таким образом, предметом педагогики является целостный педагогический процесс, направленный на развитие и формирование человеческой личности в условиях ее обучения, образования и воспитания. О.С. Гребенюк и М.И. Рожков, определяя предмет педагогики, видят главную его составляющую в управлении процессом развития личности и индивидуальности и в организации социальной среды. Предметом педагогики является целенаправленное воздействие на человека и окружающую его социальную среду для создания условий развития его индивидуальности и формирования личности. При этом авторы данного определения не исключают из определения предмета педагогики целостного педагогического процесса. У каждого педагогического исследования может быть свой предмет, отражающий то явление, которое изучает педагог. Это и противоречия, и закономерности, и отношения, технологии организации и осуществления педагогического процесса. Таким образом, определив общий объект и предмет исследования в педагогике, стоит сказать о том, что объект конкретного научно — педагогического исследования дает ответ на вопрос: что рассматривается? Тогда как предмет исследования отмечает, что конкретно рассматривается в объекте исследования (новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта).
Педагогика представлена не только научным знанием (разработанными учеными теориями, концепциями, законами и закономерностями), но и педагогической практикой. Поэтому, определяя функции педагогики, руководствуются тем, что педагогика — это взаимодействие теоретического и практического знания. Обычно выделяют две функции педагогики: теоретическая и технологическая. Теоретическая функция реализуется 1) на описательном уровне (теоретически изучаются, описываются и объясняются сущность, противоречия, закономерности, причинно-следственные связи целостного педагогического процесса; анализируется, обобщается и интерпретируется педагогический опыт); 2) на диагностическом уровне (проводится диагностика состояния и результатов педагогических процессов, определяется эффективность деятельности учителя и учеников, условий, обеспечивающих эту эффективность); 3) на прогностическом уровне (осуществление экспериментальных исследований и построение на их основе моделей преобразования педагогической действительности; научное обоснование предполагаемых изменений на том или ином уровне преобразований; создание теорий обучения и воспитания, моделей педагогических систем, опережающих образовательную практику). Технологическая функция также представлена тремя уровнями: 1) проективный (разработка методических материалов); 2) преобразовательный (внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику); 3) рефлексивный и корректировочный (оценка результатов внедрения научных достижений в практику и соответственно последующая коррекция влияния теоретических разработок на практическую деятельность). Любая система одновременно функционирует и развивается, поэтому очевидно единство функций педагогики, обеспечивающих управление функционированием и управление развитием системы образования.
В некоторых учебниках, например, в учебнике Г.М. Коджаспировой «Педагогика» называются три функции педагогики: научно-теоретическая, конструктивно-техническая и прогностическая. Автор самостоятельно выделяет прогностическую функцию, придавая ей особое значение. Отмечается, что в научной теории отслеживаются перспективы развития всей науки, ее отдельных направлений, появление и развитие новых. На основании этого получила свое развитие новая отрасль педагогики — педагогическая футурология.
Педагогические науки классифицируются на фундаментальные, методические, специальные, практико-ориентированные. К фундаментальным наукам в педагогике относятся: история педагогики, общая педагогика, дидактика, теория воспитания, управление образовательными системами. Общая педагогика исследует общие закономерности образования и средства решения педагогических задач. История педагогики занимается изучением вопросов исторического развития педагогической науки и практики. Дидактика (теория обучения) — научная дисциплина, объектом которой выступает процесс обучения, включающий в себя органично взаимосвязанные преподавание и учение, а предметом — закономерные связи и отношения, функционирующие в данном процессе, содержание образования, принципы, организационные формы, способы и средства реализации целей обучения. Теория воспитания — научная дисциплина, объектом которой является целенаправленный процесс формирования личности в коллективе, а предметом — его свойства, закономерности, отношения, педагогические технологии. Управление педагогическими системами (педагогический менеджмент) — это самостоятельная дисциплина об основах управления и организации деятельности образовательных учреждений. К методическим наукам относят методики обучения и методики воспитания. Методики обучения — это частные методики преподавания отдельных предметов (истории, иностранного языка, математики, физической культуры и др.). К специальным наукам относят коррекционную педагогику, пенитенциарную педагогику. Коррекционная педагогика включает лечебную педагогику (направленную на сохранение здоровья детей, их лечения и реабилитацию), дефектологию (направленную на работу с детьми, имеющими задержки в психическом развитии), сурдопедагогику (работа со слабослышащими детьми), тифлопедагогику (работа со слабовидящими и незрячими детьми), логопедия (работа по исправлению дефектов речи), олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми детьми). Пенитенциарная педагогика (изучает специфику и закономерности процесса воспитания несовершеннолетних правонарушителей). Иногда выделяет кондуктивную педагогику, ориентированную на работу с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями. Занятия в группах по 6-7 детей всегда проводит один человек — кондуктор, владеющий базовыми знаниями по медицине, педагогике, лечебной гимнастике, психологии, психотерапии и т.д. К практико-ориентированным наукам (отраслевая педагогика) относят социальную педагогику, профессиональную педагогику, производственную педагогику, семейную педагогику, сравнительная педагогика. Социальная педагогика — рассматривает социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных. Впервые термин социальная педагогика был введен в 19 в. Ф.А. Дистервегом. Профессиональная педагогика — объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Как составные части профессиональной педагогики развиваются педагогика профтехобразования, высшей школы, среднего специального образования. Производственная педагогика — изучает закономерности, содержание, формы, методы, средства непрерывного профессионального образования, обучения работающих, переориентации их на новые профессии, повышения производственной квалификации; ориентирована, прежде всего, на систему переподготовки и повышения квалификации кадров. Семейная педагогика — объектом изучения является процесс формирования личности в семье. Сравнительная педагогика — занимается изучением тенденций и закономерностей обучения и воспитания у разных народов в различных странах. Можно также говорить о развитии музейной педагогики, театральной, инженерной, военной, спортивной, музыкальной. Народная педагогика — это исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, правилах поведения и воспитания, обычаях, обрядах и традициях. Религиозная педагогика — направление, изучающее вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения в традициях той или иной религии: христианства, ислама, иудаизма и др. Гуманистическая педагогика — направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 1950-х — начале 1960-х гг. в США как выражение идей гуманистической психологии. Основная тенденция этого педагогического направления — придать образованию личностно-ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным. Педагогика ненасилия — педагогика, утверждающая принцип ненасилия (т.е. признания ценности человека и его жизни, отрицания принуждения как способа решения политических, нравственных, экономических, межличностных проблем и конфликтов) в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. Педагогика сотрудничества — направление, возникшее в отечественной педагогике в середине 1970-х гг. и возродившее прогрессивные гуманистические идеи. Ее основные положения: отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, идеи трудовой цели, свободного выбора, опережения, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода. Педагогика культуры новое направление в педагогике, изучающее значение и специфику организации культурной среды конкретного образовательного учреждения в общей воспитательной системе. Педагогика права — педагогика, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения, построенных на принципе: права человека абсолютны, интересы государства относительны. Информационно-кибернетическая педагогика — педагогика, разрабатывающая вопросы управления информационными потоками в современном образовании и введения ребенка в мир информации. Дородовая педагогика
Общая педагогика
Смотреть что такое «Общая педагогика» в других словарях:
общая педагогика — bendroji pedagogika statusas T sritis švietimas apibrėžtis Pedagogikos mokslo disciplina, tirianti esmines ugdymo problemas. Jos problematiką sudaro: 1) ugdymo objektas ir dalykas; 2) ugdymo tikslai ir uždaviniai; 3) ugdymo turinys ir bendrieji… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
общая педагогика — bendroji pedagogika statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Pedagogikos mokslo dalykas, tiriantis esmines ugdymo problemas; kitų pedagogikos dalykų teorinis pamatas. Bendrosios pedagogikos problemų visumą sudaro ugdymo objektas ir… … Sporto terminų žodynas
Педагогика — (от греч. paidagogike детоводство) это наука о целенаправленном формировании личности и человеческих общностей, обеспечении успеха их жизни и деятельности педагогическими средствами, формами и методами. В настоящее время П. представлена системой… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Педагогика — (греч. paidagwgikh) наука о воспитании и образовании.Необходимость этой науки впервые сознана Квинтилианом, но взгляды назадачи воспитания, его объем и состав высказывались еще греческимифилософами. Пифагор высказывал такие понятия о воспитании,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Педагогика искусства (журнал) — Педагогика искусства общероссийское электронное научное издание, публикующее научные материалы по теории и истории художественной педагогики, проблемам интеграции искусств в образовании, прогнозированию эстетического воспитания и развития детей и … Википедия
Педагогика — (греч. paidagogike) многозначный термин, обозначающий: 1. различные идеи, представления, взгляды (религиозные, общественные, народные и др.) на стратегию (цели), содержание и тактику (технологию) воспитания, обучения, образования; 2.… … Педагогический терминологический словарь
Педагогика общая — 1) базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов; 2) педагогика, изучающая и формирующая принципы, формы и… … Педагогический словарь
Педагогика — (греч. παιδαγωγική) наука о воспитании и образовании. Необходимость этой науки впервые осознана Квинтилианом (см.), но взгляды на задачи воспитания, его объем и состав высказывались еще греческими философами. Пифагор высказывал такие понятия о… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Педагогика и логика — «Педагогика и логика» (М.: 1968) коллективная монография участников Московского методологического кружка, представляющая результаты его работы в 1950 60 х годах применительно к теории мышления, теории деятельности, педагогике. Существенными… … Википедия
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ — отрасль пед. науки, изучающая теоретич. и практич. проблемы развития личности студентов и их проф. подготовки в вузе. Опыт организации характерных для высшей школы видов занятий лекций, диспутов и т. п. обобщался в соч. мн. теоретиков педагогики … Российская педагогическая энциклопедия
Педагогика: Конспект лекций
В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Педагогика». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика: Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Педагогика как наука
Объект и предмет педагогической науки
Дословно «пайдагогос» (греч.) означает «детоводитель». Оно произошло от слов «пайдос» («дитя») и «ara» («вести»). В Древней Греции педагогом называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле, то есть как способность «вести ребенка по жизни» — воспитывать, развивать и обучать. А по мере накопления знаний возникла и особая наука о воспитании детей.
Педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. И в теории соответственно произошел переход от конкретных фактов к более общим случаям. Такой взгляд на педагогику сохранялся примерно до середины XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики таково: «Педагогика — это наука о воспитании человека». Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение и развитие.
Педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, об управлении его развитием в соответствии с потребностями общества.
Предмет педагогики — процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи — освоить опыт предыдущих поколений, обогатить, приумножить и передать его следующим поколениям. И более подробное определение понятия «педагогика» звучит так: «Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда».
Предмет педагогической психологии — процесс изучения психологических закономерностей обучения и воспитания — как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание.
Раскрывая понятие «предмет педагогики», необходимо назвать и ее категории (греч. kategoria — суждение) — научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.
К этим категориям относятся воспитание в широком и узком значении, образование, обучение, формирование и развитие.
Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.
Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, то есть приобретение системы знаний самостоятельно.
Обучение — целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся — учением.
Общая педагогика изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).
Предметом педагогической психологии является также определение критериев умственного и других сторон развития личности.
Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов. Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания осужденных.
Функции и задачи педагогики. Педагогическая система
Можно выделить две основные функции педагогической науки — теоретическую и технологическую.
• изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень);
• выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень);
• проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень).
• разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др.), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень);
• внедрение достижений науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень);
• анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).
Функции педагогической науки осуществляются в органическом единстве.
Исходя из этого, основными задачами педагогики являются:
• анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;
• разработка теоретико-методологических основ образования;
• выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;
• определение содержания образования в конкретных условиях;
• разработка образовательных стандартов;
• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;
• изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогических инноваций;
• внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;
• изучение истории развития образования и педагогической мысли.
Образование является открытой социальной системой, поэтому в педагогике как науке об образовании выделяют категорию «педагогическая система». В нее включается совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как субъекты, содержание, средства, методы, процессы, необходимые для создания организационного и целенаправленного педагогического влияния на процесс развития, обучения и воспитания личности. В каждом образовательном учреждении складывается своя педагогическая система.
Возникновение и развитие педагогики как науки
Наука о воспитании сформировалась тогда, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Наступило время, когда воспитание стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений.
Уже в наиболее развитых государствах Древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции — были предприняты серьезные попытки обобщения теоретических начал воспитания. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны первые попытки обобщения.
Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460–370 гг. до н. э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: «Природа и воспитание подобны. А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу»; «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы»; «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда». Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469–399 гг. до н. э.), его ученик Платон (427–347 гг. до н. э.), Аристотель (384–322 гг. до н. э.). В их трудах были глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа Марка Квинтилиана (35–96 гг.). Этот труд на протяжении долгого времени был основной книгой по педагогике — наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах.
Развитие педагогики в Средневековье и эпоху Возрождения
В период Средневековья Церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии и схоластики, образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей Церкви были образованные люди, например, философы Тертуллиан (160–222), Августин (354–430), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко вперед не ушла.
Эпоха Возрождения подарила миру целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение: «Я — человек, и ничто человеческое мне не чуждо». В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466–1536), французы Франсуа Рабле (1494–1553) и Мишель Монтень (1533–1592).
Педагогика долго считалась всего лишь разделом философии. Только в XVII веке она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь при этом связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связаны с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670) — создателя научной педагогической системы, автора труда «Великая дидактика». Коменский требовал, чтобы обучение исходило из чувственных восприятий, физического и нравственного воспитания. Чешский педагог был убежден в могучей силе воспитания и считал, что нет таких детей, которых нельзя было бы воспитать. Он разработал все основные вопросы организации учебной работы, явился основоположником классно-урочной системы обучения. Необходимо учить «на основании доказательств посредством внешних чувств и разума». Труды Я. А. Коменского оказали огромное влияние на педагогическую мысль и школьную практику во всех странах мира.
Джон Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.-Г. Песталоцци
Крупным педагогом XVII столетия был Джон Локк (1632–1704). В это время в Англии произошла буржуазная революция, которая закончилась компромиссом между буржуазией и дворянством. Д. Локк отразил этот компромисс в своей педагогической теории, предложив систему воспитания «джентльмена», которая в первую очередь преследовала цели физического и нравственного воспитания, формировала «дисциплину тела» и «дисциплину духа».
Непримиримую борьбу с догматизмом и схоластикой в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII века — Дени Дидро (1713–1784), Клод Адриан Гельвеций (1715–1771) и особенно Жан-Жак Руссо (1712–1778).
Ж.-Ж. Руссо принадлежал к числу французских просветителей, глубоко веривших в силу воспитания. Он создал теорию естественного воспитания — воспитания, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному и свободному развитию.
Ж.-Ж. Руссо разработал своеобразную возрастную периодизацию и считал, что при воспитании детей необходимо учитывать их возрастные особенности. Он пропагандировал тесную связь обучения с жизнью и природой.
Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1827). Целью воспитания И.-Г. Песталоцци считал саморазвитие природных сил, способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика. На мировоззрение этого педагога оказала влияние немецкая идеалистическая философия XVII–XVIII веков. Большую роль в нравственном воспитании он отводил семье, особенно влиянию матери. Им была создана «теория элементарного образования», согласно которой главными элементами знания являются форма, число и слово. Поэтому элементарное обучение должно было научить измерять, считать и владеть речью.
Педагогическая деятельность И. Г. Песталоцци способствовала развитию народных школ. Идея развивающего и воспитывающего обучения, выдвинутая им, оказала положительное влияние на развитие передовой педагогической теории и практики.
Роль К. Д. Ушинского в истории развития педагогической мысли в России
К. Д. Ушинский (1824–1870) — великий русский педагог-демократ, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России. Педагогические взгляды К. Д. Ушинского строились на принципах народности, самобытности русской педагогической науки, воспитания в труде.
К. Д. Ушинский понимал воспитание как целенаправленный процесс всестороннего формирования личности. Он рассматривал его как общественное, социальное явление, а также указывал на необходимость тщательного изучения педагогами законов человеческой природы. В целях достижения полноценного воспитания и развития личности К. Д. Ушинский разработал ряд важнейших принципов.
По его мнению, первое место в формировании человека должен занимать родной язык, знать который надо в совершенстве как историю своей родины. Не менее важным принципом педагогической системы Ушинского является принцип воспитания в труде. Трудолюбие он считал основой счастья человека и требовал, чтобы учение, как и всякий труд, было не игрой и забавой, а серьезным занятием.
К. Д. Ушинский многое сделал в области дидактики в разработке содержания образования принципов, методов и форм обучения. Он выдвинул принцип воспитывающего обучения и рассматривал изучение любого предмета как единый процесс умственного и нравственного развития.
В области содержания образования К. Д. Ушинский настаивал на том, чтобы оставить в учебниках только то, что действительно полезно для человека.
Большое значение К. Д. Ушинский придавал сознательности, систематичности и прочности обучения. Особое внимание он уделял правильной организации урока, труда учителя и учеников. Он считал необходимым ставить детей в активную позицию, включая их в разнообразные формы педагогически целесообразной деятельности.
К. Д. Ушинский высоко ценил роль учителя в процессе воспитания, уверяя, что именно от педагогического мастерства наставника зависит воспитательный эффект. В связи с этим он требовал, чтобы каждый учитель относился к своей профессии с любовью.
Вклад А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского в развитие российской педагогики
Известность педагогике социалистического периода принесли работы А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского.
А. С. Макаренко, выдающийся советский педагог и писатель (1888–1936), выдвинул основные принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, разработал методику трудового воспитания. Он изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Одним из главных принципов воспитания Макаренко считал гуманизм. Он подчеркивал, что в отношении к детям необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». С гуманизмом у А. С. Макаренко тесно сочетается оптимизм, умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке развитие самого лучшего.
Макаренко считал, что невозможно рассматривать человека в отрыве от общества, поэтому основное место в своей педагогической системе он уделил проблеме воспитания в коллективе.
Свои воззрения выдающийся советский педагог изложил в книгах «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей». В «Педагогической поэме» Макаренко занимал вопрос, как изобразить человека в коллективе, борьбу человека с собой, борьбу коллектива за свою ценность. В книге «Флаги на башнях» Макаренко стремился изобразить счастливый детский коллектив в счастливом обществе.
А. С. Макаренко был одним из тех первых советских педагогов, кто разрабатывал вопросы семейного воспитания.
Другой советский педагог, В. А. Сухомлинский (1918–1970), исследовал моральные проблемы молодежи. Им написано более 30 книг и 300 статей. Особенно широко известны его книги «Руководство учебно-воспитательной работой в школе», «Верьте в человека», «Павлышская средняя школа» (директором которой он был), «Сердце отдаю детям». Книги В. А. Сухомлинского отличаются большой любовью к детям, глубиной и актуальностью. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение при осмыслении современных путей развития педагогической мысли.
Связь педагогики с другими науками
Для того чтобы более точно определить место педагогики в системе наук, нужно рассмотреть ее взаимосвязи с другими науками.
Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике. От системы философских взглядов исследователей (материалистических, идеологических, диалектических, прагматических, экзистенциальных и др.) зависят направление педагогического поиска и его результаты.
Традиционной является связь педагогики с психологией. В педагогической деятельности надо учитывать психические свойства, интересы, потребности, возможности личности. Одновременно педагогика обосновывает методику психического развития педагогическими средствами.
Биология изучает природные особенности человека, которые играют большую роль в образовании (принцип природосообразности обучения и воспитания).
Антропология как комплексная наука о человеке дает обширный материал о многомерности и многоликости человека, что позволяет педагогике разрабатывать способы комплексного подхода в воспитании и обучении человека.
Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.
Сложными и неоднородными являются связи между педагогикой и экономическими науками. Экономический фактор оказывает большое влияние на развитие педагогических исследований.
Социология выявляет основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения. Социальная педагогика изучает закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными гуманитарными и естественными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. В связи с повышением роли информационных технологий в образовании актуальной задачей является укрепление связей педагогики с информатикой.
Образование является частью культуры, поэтому педагогика должна рассматриваться как элемент культуры.
Общее понятие педагогического исследования
Методология педагогики. Уровни методологических знаний
Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Методология педагогики — совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности. Методология выполняет регулятивную и нормативную функции.
Э. Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический.
1. Методологические функции на философском уровне выполняет вся система философского знания: философские категории, законы, закономерности, подходы.
2. Общенаучная методология представляет собой теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин.
3. Конкретно-научная методология — совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке.
4. Технологическая методология основывается на методике и технике исследования.
Основными признаками методологической культуры являются:
• представление о методологии как системе принципов и способов построения не только теоретической, но и практической (продуктивной) деятельности;
• овладение принципами диалектической логики;
• понимание сущности педагогики как науки об образовании и основных категорий педагогики;
• установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;
• освоение принципов единства образования и социальной политики, системного и целостного подхода, расширения совокупного субъекта образования, приоритета развивающих и воспитательных целей в целостном педагогическом процессе;
• направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и методов;