Что такое общее представление о картине
Как описать картину: план и пример описания
В школьные годы многим приходилось выполнять такое задание на уроках русского языка или литературы, как описание произведения одного из русских художников. Для кого-то это задание было одним из любимых, а кто-то не переносил мысли о том, что вскоре предстоит описывать очередную картину.
Тем не менее все однажды научились делать это с большим или меньшим мастерством, но уже позабыли. Но если вдруг возникло желание вновь попрактиковаться в том, как описать картину, то здесь вы найдете необходимые рекомендации.
Зачем вам это?
В детстве вы могли недооценить пользу этого упражнения, но на самом деле у него есть ряд преимуществ:
Таким образом, вы будете явно в плюсе, освоив или освежив навыки описания.
С чего начать описание картины
Если желание описать произведение искусства вызвано бурей эмоций, нахлынувшей на вас во время просмотра картин в музее, то это явно хороший знак, и никакой строгой структуры построения текста вам может и не понадобиться, так как экспрессия эмоций все сделает за вас.
Но если, взяв ручку, вы ощутили творческий кризис и в голове возник вопрос «А как начать?», то в решении этой проблемы отлично поможет план, кропотливо созданный школьными учителями, который можно расширять или уменьшать по своему усмотрению.
Построив свое описание картины по этому плану, вы создадите грамотно звучащий и гармоничный текст (или речь).
1. Информация о картине и ее авторе. Здесь следует коротко рассказать об авторе следующее: в какой исторический период он жил, в какой технике писал, характерна ли эта картина для его творчества в целом. Далее нужно указать название самой картины, упомянуть ее другие названия или их ранние версии (если есть), предпосылки к ее созданию, интересные факты о ней. Можно также упомянуть, почему вы выбрали именно эту картину для описания.
2. Описание картины. Этот пункт включает в себя следующее:
3. Ваши эмоции от увиденного. Стоит вспомнить, какие первые мысли и чувства возникли при просмотре картины, с чем ассоциировалось изображенное. Также в этом пункте можно порассуждать о чувствах героев картины (если это портрет), о том времени, задаться философскими и риторическими вопросами.
Этот план, как описывать картину, поможет придерживаться описательной манеры изложения мысли и не позволит выйти за рамки этого стиля.
Пример описания
Чтобы лучше понять, как описать картину, можно рассмотреть пример описания полотна Ивана Ивановича Шишкина «На Севере диком».
«Произнеся фамилию «Шишкин», русский человек ясно вырисовывает в воображении просторные пейзажи необъятной России, на которых обилие зелени заставляет на секунды забыть о своем месте прибывания. Этот лучший пейзажист Российской империи, творивший в XIX веке, воспевал красоту окружающего мира такой, как она есть: вся растительность приобретала в его картинах исключительную правдоподобность. Не исключением является и знаменитая картина «На Севере диком. «, написанная в 1891 году, которая была названа строчкой из стихотворения известного поэта М. Ю. Лермонтова. Именно эта картина вызвала интерес, потому что нахлынуло глубокое чувство печали при взгляде на нее впервые.
На картине изображена одиноко стоящая на обрыве сосна в снегу. Окутанная холодом ночи и лунным светом, она стойко переносит свое пребывание на этом отдаленном месте. Холодная синяя гамма этой картины так точно передает мороз зимней ночи, что заставляет зябнуть при взгляде на нее. Единственными ближайшими соседями этой укрытой серебристым снегом красавицы являются плывущие по небу облака, которые лишь сочувственно глядят на нее свысока. Накренив макушку набок и опустив свои крепкие ветви под тяжестью свалившегося на нее груза, она как бы выражает свою покорность и готовность вынести тяготы этой уединенной жизни.
Познакомившись с этой картиной, испытываешь то ощущение одиночества, которое вложил в нее автор. А Иван Шишкин, в свою очередь, создал это произведение под впечатлением от стихотворения Михаила Лермонтова «На Севере диком стоит одиноко. «, которое пронизано еще большим чувством печали и отчужденности. Увидев эту нить, связывающую двух гениев, можно понять все то, что они стремились передать. Как будто на мгновенье становишься этой самой сосной, которой непередаваемо хотелось бы очутиться в другом месте, хотелось бы понимания этого мира, но жизнь распорядилась ее судьбой иначе, и теперь она обречена на вечную изоляцию. «
Существует серия французских мультфильмов длительностью по одной минуте, в которых главные герои за это время описывают картину по ее основным параметрам. Вдохновившись их примером, можно попробовать проделать то же самое.
Пример, как описать картину, поможет вам сориентироваться при написании собственного описания. Немного практики и усердия позволят добиться хороших результатов уже в скором времени.
Как писать сочинение-описание по картине
Для того, чтобы написать качественное сочинение по картине, не требуется на профессиональном уровне разбираться в живописи или уметь рисовать.
Достаточно знать, на что обратить внимание, какие пункты обязательно упомянуть в сочинении и какую информацию вообще стоит искать о картине и ее создателе.
Описание картины
Лучшая стратегия в описании картины – «что вижу, то пою». Внимательно вглядитесь в картину. Что вы заметили на переднем плане (что в первую очередь бросается в глаза?), что — на заднем. Что изображено на картине: человек или группа людей, предметы, природа? Исходя из этого, можно определить жанр картины: пейзаж, натюрморт и т. д. Обязательно нужно обратить внимание и на задний план, отметить фон, на котором разворачиваются события, упомянуть в сочинении интересные и необычные детали, которые показались любопытными.
Нужно указать, как написана картина — материал (масло, уголь и т. д.), техника, стиль. Информация обычно дается в любом справочнике или учебнике.
Затем стоит обозначить, какое впечатление производит изображение. Например, если на картине нарисован темный лес, а небо над ним хмурое, можно с уверенностью утверждать, что художник хотел передать тревожное или печальное настроение.
Раскрытие темы и вывод
Соотнеся название картины и ее содержание или сюжет, раскройте тему, которую пытался передать художник. Не обязательно обращаться к справочникам и книгам по истории (хотя если на картине изображена историческая сцена или древний правитель, это сможет помочь). Важно помнить, что все самое важное, все подсказки уже есть на картине — просто нужно отметить все детали и собрать их в единое целое.
К справочной литературе же можно обратиться для заключительной части сочинения — краткого вывода, в котором стоит написать, насколько типично указанное произведение для конкретного художника и какое место оно занимает в его творчестве.
Сочинение должно содержать ТРИ основных части:
Примерная схема сочинения по картине
1. Небольшая справка о творчестве данного художника (какие картины и когда он написал, направление, в котором он работал, особенности его творчества).
2. Справка о данной картине (название, когда написана, под влиянием каких событий, жанр картины и так далее).
3. Описание картины:
а) сюжет картины (о чем повествует картина);
б) что изображено на переднем плане;
в) что изображено на заднем плане картины;
г) описать основных героев картины (если они есть);
д) детали картины;
е) основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их);
4. Используемые художником выразительные и композиционные средства (какое настроение передает эта картина?).
5. Роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины.
6. Свои впечатления от картины (какое впечатление произвела, чем особенно понравилась, что осталось не до конца понятым…).
На самых первых этапах анализ может быть в последовательности «снизу вверх»: нижний край (земля, вода, фон…), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верхний край картины (фон, небо).
Синонимические ряды для сочинения-описания картины:
Название цветов и оттенков, которые можно употребить при описании картины: зелёный, изумрудный, жёлто-зеленый, жёлтый, золотистый, медный, багряный, красный, малиновый, сиреневый, оранжевый, синий, темно-синий, лазурный, небесно-голубой, бирюзовый, голубой, бледно-голубой, бежевый, коричневый, серый, и др.
Фразы, которые могут вам помочь:
План и речевые клише для написания сочинения по картине*.
Это примерные варианты, которые по желанию можно использовать в сочинении. Используя клише, не ограничивайтесь ими – добавляйте свои мысли.
Вступление:
Во вступлении необходимо обязательно указать жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр и т.д.), ее название и художника. Также можно немного рассказать об истории картины и/или ее значении в жизни художника или в искусстве в целом. Если эта информация вам неизвестна, напишите о том, почему автор обратился к этой теме. Например: «Осень – прекрасная пора, «очей очарованье», вдохновившая не одного художника. Не остался равнодушен к этой теме и ….(ф.и.автора). А возможно, осень (лето, зима, весна) – любимое время года художника, поэтому он и решил изобразить ее на своем полотне?
2. Что изображено на картине (сюжет, ситуация, коротко).
3. Что изображено на переднем плане.
Подумайте, на чем художник заостряет внимание, что выделяет на картине и для чего он это делает. Если на картине есть герои, нужно описать их (поза, выражение лица, одежда, общий внешний вид, настроение и т.п.). Описывая то, что изображено на переднем плане, вы можете использовать фразы: слева от….виднеется….справа от….находится…..
4. Что изображено на заднем плане.
Описывая то, что изображено на заднем плане, вы можете использовать фразы: слева от….виднеется….справа от….находится…..
5. Цветовая гамма (колорит) картины и ее роль в выражении основной идеи картины, авторской позиции.
Опишите цвета и оттенки цветов, которые использует художник. Какие это цвета – теплые или холодные? Почему автор выбирает те или иные краски? А возможно, художник противопоставляет какие-то цвета и оттенки?
6. Настроение, эмоции, вызываемые этим произведением искусства.
Опишите свои впечатления от картины.
Что нужно знать о визуальном искусстве?**
Искусство, безусловно, влияет на каждого. Оно заставляет нас чувствовать радость, печаль или отвращение, искусство часто высказывает идеи, которые выходят за рамки рационального мышления и языка. Искусство передает эмоции не только посредством вдохновения художника, но также при помощи художественных методов визуальной коммуникации, именно поэтому письменный анализ картины требует базового понимания методов визуальной коммуникации.
Вот несколько пунктов, которые вы можете проанализировать в ходе работы над сочинением-описанием картины.
Как научить ребенка писать сочинение по картине
Сочинения, которые дети пишут на протяжении всей школьной жизни, нужны не только для освоения учебной программы, но и для развития речи, а также творческой составляющей учащегося. В большей степени учителя преподают лишь техническую сторону процесса. Школьников обучают тому, как правильно составить план, выделить главную тему, соблюсти общий речевой стиль сочинения. Это, безусловно, помогает в дальнейшем сочинять согласно установленным стандартам, однако вырабатывание индивидуального художественного стиля тормозится. Чтобы работа над сочинением не составляла особого труда для ученика, родители могут тренировать его дома. Лучше начинать с наиболее доступного для младшего школьника типа. В домашних занятиях, например, можно показать, как писать сочинение по картине. Благодаря таким тренировкам у ребенка начнет вырабатываться грамотная и богатая речь, а также широкий словарный запас, что поможет писать любые сочинения без особых затруднений.
Техника правильного написания сочинения по картине
Педагогами давно разработаны основные правила, которые надо знать родителям, чтобы потом обсудить их с маленьким школьником. Усвоив этот шаблон, ребенок легко сможет научиться писать сочинение по картине.
Структура текста
При работе с любым текстом необходимо определить его структуру. То же самое происходит и с сочинением. Перед тем, как начать работу, нужно помнить, что всегда происходит деление текста на три части:
Вступление
Вводит в основную часть текста, не должно быть слишком длинным. Обычно начинается следующим предложением: «Передо мной произведение (художника) (название картины)».
Основная часть
Прежде, чем начать писать, нужно внимательно рассмотреть картину и определить:
Придерживаясь данных правил и применяя соответствие «передний план – детали, задний план – цветовая гамма», написать сочинение по картине станет не столь трудной задачей.
План сочинения
Когда базовые знания о технической составляющей картины есть и известна ее структура, необходимо составить план согласно требованиям. Стандартная схема плана представляет собой:
Вступление:
Основная часть (описание картины):
Заключение:
Элементы плана могут меняться в зависимости от жанра картины, ее содержания и других факторов. Однако вышеперечисленные установки представляют собой наиболее полное раскрытие содержания картины при описании.
Используемые приемы описания
Существует четыре основных приема описания, тесно связанных друг с другом, но имеющие существенные различия в своей основе. Ими являются:
Важно: самостоятельно использовать эти приемы в начальной школе трудно, поэтому ребенку придется помогать в их овладении на домашних занятиях, одновременно прививая ему умение верного использования способов описания.
Раскрытие темы и вывод
Полное раскрытие темы с использованием приемов описания, а также понимание той мысли, что хотел донести автор, является лишь первым этапом. Помимо рассуждения о картине как с технической, так и с эмоциональной стороны, необходимо сделать соответствующий вывод. Он должен основываться на объективном восприятии и субъективной оценке в том виде, в котором была понята картина. В выводе стоит указать насколько описываемое произведение привычно для художника и какое место в его жизни она занимала.
Советы родителям:
Обучение написанию сочинения, особенно в начальной школе, трудоемкий процесс, который каждый раз сталкивается с вопросами «Зачем? Почему?» Ответ на данные вопросы кроется в самом значении слова «сочинение». Ребенок в процессе приучает себя к самостоятельной работе и активной мозговой деятельности, что тренирует его воображение и скорость мышления. При грамотном обучении не только учителями, но и родителями, у учащегося не будет проблем с причинно-следственной связью в тексте, подбором слов, рассуждением и формулировкой собственных мыслей. Эти знания пригодятся и в личной жизни, что оправдывает тяжелую работу в начальной школе перспективой на годы вперед.
Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 1
Про композицию написано очень много книг, поэтому здесь не надо ожидать каких-то откровений, просто несколько мыслей, возможно, и не очень точных с точки зрения серьёзной теории. Я пишу то, что сам был бы не против прочитать, когда всего этого ещё не знал.
Для примера привлечём картину Васи Ложкина «Кто котёночка обидел?»
Чаще всего в первую очередь взгляд падает на кота, но, если рассматривать картину, то мы заметим, что взгляд чаще возвращается на лицо бабушки. И этот эффект рассчитан. Так что теперь мы поговорим о способах художника установить центр композиции.
При взгляде на любую картину или фотографию взгляд в первую очередь «пробегает» 4 точки, которые расположены примерно на пересечении третей. Либо золотое сечение, когда всё делится на 3/8 и 5/8, это немного ближе к центру, но рядом, так что центр композиции можно ставить и на 3/8:
Так что при анализе картин или фотографий рекомендую для начала переводить их в ч/б.
Когда смотрел видеоуроки Ian Roberts «Mastering composition» (не знаю, есть ли в переводе, я смотрел на языке наиболее вероятного противника), он называл оси композиции «арматура». Неплохо отражает смысл. Невидимые линии, к которым привязываются объекты в картине или фото, на которых «держится» композиция.
Так вот, основные оси проще всего проводить по вертикали и по горизонтали от центра композиции. Рисовать такой «крест» где в пересечении будет центр композиции. Если у вас экстерьер, то линия горизонта может быть горизонтальной осью, а вертикальную ось подчеркнуть, поставив на неё, например, облако сверху. Теперь, глядя на фотографии, люди уже не будут думать «а почему облако над головой?» они будут думать «ага, вертикальная ось композиции».
На самом деле, точки осей на краях можно задавать и просто указывая на эти точки какими-то объектами. Например, точки слева и справа методом указывания туда какими-то линиями, а вертикальную ось указать, располагая на ней объекты. Этот метод используют все, вот для примера Вася Ложкин, Луис Ройо и из календаря Пирелли (центр композиции везде получается на пересечении):
На календаре Пирелли обратите внимание на облако над головой. А облачность справа, которая слишком ровно ложится в ось, подозреваю, что пририсована потом. Хотя там есть указание не только на боковые точки, там и к верхней точке оси идут.
На самом деле, не так уж сложно при съёмке проверять что слева и справа от центра композиции и что сверху и снизу. Иногда достаточно сделать пару шагов вбок, чтобы поставить над головой модели облако или присесть, чтобы сдвинуть горизонт. А можно посмотреть, куда направлены линии и попросить модель вытянуть ногу или руку, чтобы они указывали на нужную точку. А потом обрезать кадр, чтобы стена на этой точке заканчивалась. А трещины на стене подчеркнут горизонтальную ось. Ещё из календаря Пирелли (стена справа обрезается в точке, трещины на стене подчёркивают ось):
Что делать, если трещин на стене не видно? Можно или усилить контраст тех, которые есть, или вообще подфотошопить трещины или грязь на чистой стене.
Про оси, указывающие на центр композиции.
Ещё один из простых способов указать центр композиции – это сделать сходящиеся к нему линии. Если на картине есть контрастная линия чего угодно, посмотрите, куда она указывает. Она может указывать на какую-то точку построения, а может прямо на центр:
Проверка правильности композиции.
— Перевод в ч/б. Если в чёрно-белом варианте композиция смотрится плохо, то и в цветном будет плохой вне зависимости от цветов.
— Зеркальное отражение. Раньше, до изобретения телефонов с камерами, художники смотрели на картины в зеркало. Если в зеркальном отражении картина плохая, значит, надо переделывать.
— «Низ тяжелее верха». Если повернуть картину на 90 градусов, то низ должен «перевешивать», картина должна «хотеть» повернуться нормально. Кстати, многие не понимают, почему во многих картинах в нижнем углу лежат какие-то объекты. В частности, для того, чтобы утяжелить низ. То грабли положат, то совы летят (хотя у таких объектов может быть много ролей в композиции). Мясоедов «Страдная пора. Косцы», Васнецов «Ковёр-самолёт»:
Например, такая условная картина явно «заваливается» вправо:
С другой стороны, если действительно повернуть её вправо, то она опять «завалится», только уже влево. В общем, плохая картина.
Но давайте посмотрим с этой точки зрения на «Ковёр-самолёт». Повернули на 90 градусов против часовой стрелки, а ковёр «заваливает» картину обратно.
Повернули в другую сторону. Вот тут опасно заваливается. Но линия сов в углу чуть-чуть перевешивает и «крутит» обратно.
А потом мы ещё внезапно замечаем линии облаков, которые тоже наклонены и тоже «подталкивают» баланс в правильную сторону.
Теперь можно вернуться к картине «Косцы» и посмотреть на грабли в нижнем углу с этой точки зрения.
Нельзя сказать, что не было экспериментов по сдвигу низа. У Лисицкого картины часто «завалены», низ не точно внизу.
Как я понимаю (могу ошибаться), он пытался создать условно трёхмерные пространственные композиции. Не картину, а, скорее, объекты, висящие в пустом пространстве. В наше время он, наверное, делал бы такие проекты в программах трёхмерного моделирования, тогда вопросов бы совсем не было. А вот пытаться изобразить трёхмерные объекты на плоскости, в пустоте, где нет ни верха, ни низа, и ещё, чтобы эти объекты были уравновешены – это в классических правилах сложно представить. Такие картины надо скорее не вешать на стену, а класть на стол и ходить вокруг. Хотя он был архитектором, так что понятно, откуда взялись такие эксперименты.
— Ориентация. Полностью симметричная композиция плохо воспринимается, поэтому надо сместить что-то влево или вправо. Например, сделать одну сторону светлее или добавить немного объектов, уйти от полной симметрии. Тут ориентация влево: левая сторона чуть светлее и добавлена маленькая фигурка.
Тут во всех зрительных центрах (4 точки на третях) что-то есть: глаз, зубы, заяц, горящая машина. Хотя немного сдвинуто с третей, но посмотрим, куда. Зубы к центру (помним, что чуть ближе к центру золотое сечение 3/8 и 5/8, туда можно). А зайца и горящую машину от центра, обычно это снижает «важность» объекта.
Далее при рассмотрении яркости, мы видим, что зубы – центр композиции, потому что самое большое и самое яркое пятно, туда взгляд сильнее «притягивается». Если бы заяц был светлее, то он бы стал «спорить» за то, кто главный. Но, как однажды выразились студенты, этот цвет «засерИли». Плюс от зрительного центра наружу отодвинули, а машину ещё дальше.
Теперь про то, когда можно не ставить центр композиции на треть. В принципе, когда угодно, но надо чётко обозначить центр. Возьмём картину «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи.
Заодно обратите внимание, что полной симметрии нет – одна половина светлее.
А что мы видим, если посмотрим от картин на композицию кадров в кино? Да то же самое. Главный герой (герои) почти всегда расположен в кадре на 1/3 или рядом с 1/3.
А, если главного героя ставят в центре, то «сводят» к нему или линии перспективы, или просто какие-то линии в кадре. Либо подчёркивают за счёт яркости. Но даже при этом симметрию «разбивают», или сделав одну сторону светлее, или просто добавив какой-то яркий объект.
Зачем же тут слева на полу свет от солнца? И зачем на кадре ниже факел на стене? Теперь мы знаем — уйти от полной симметрии.
В рекламе или музыкальных клипах центр композиции часто ставят в геометрический центр кадра, но длительность показа таких кадров обычно полторы-две секунды, чтобы взгляд не успел «съехать».
баянометр ругается на картину «Кто котёночка обидел?»