Что такое общегосударственная деятельность

Административное право. Ответы на экзаменационные билеты

Что такое общегосударственная деятельность. Смотреть фото Что такое общегосударственная деятельность. Смотреть картинку Что такое общегосударственная деятельность. Картинка про Что такое общегосударственная деятельность. Фото Что такое общегосударственная деятельность

Настоящее издание содержит вопросы и ответы в сжатой форме для подготовки по основным темам административного права. Данное пособие предназначено для студентов юридических вузов, аспирантов, студентов высших учебных заведений МВД в помощь при подготовке к экзаменам по предмету «Административное право».

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административное право. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Контрольная общегосударственная деятельность

Контроль — одна из функций в компетенции каждого и любого государственного и общественного органа. Контроль над исполнением Конституции, законов, других нормативных и индивидуальных предписаний — это всеобщая и универсальная функция.

Контроль как всеобщая функция ведется, следовательно, на всех уровнях государственной деятельности. Ее масштабы зависят от занимаемого места соответствующим органом в системе государственного механизма. Есть контроль на предприятии и учреждении, ведется так называемый внутриведомственный контроль, т. е. внутри отраслей управления и т. д. Организационными формами контроля являются структурные специальные подразделения, например в отраслях — отраслевые инспекции. И в государственном масштабе действуют контрольные органы по отдельным видам хозяйственной, финансовой и иной деятельности, например государственные налоговые органы.

Общегосударственный контроль отличают три особенности: он осуществляется в масштабах всего государства, от имени высших государственных органов и держит в поле зрения деятельность исполнительной власти, а в имущественно-финансовом отношении — и других властей.

Общегосударственный контроль в истории российской государственности прошел долгий и довольно извилистый путь развития.

Конституция СССР 1977 г. пыталась восстановить общегосударственный контроль в лице органов народного контроля, выведя его из аппарата управления и преобразовав в самостоятельное звено государственного механизма, но из этого ничего не получилось. Вся практическая деятельность органов народного контроля и других правоохранительных органов велась под контролем местных партийных органов и по их указанию. Последствия этого известны.

Источник

Значение слова «общегосударственный»

Что такое общегосударственная деятельность. Смотреть фото Что такое общегосударственная деятельность. Смотреть картинку Что такое общегосударственная деятельность. Картинка про Что такое общегосударственная деятельность. Фото Что такое общегосударственная деятельность

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ОБЩЕГОСУДА’РСТВЕННЫЙ, ая, ое. Общий для всего государства, охватывающий все государство. Общегосударственные интересы. Вести работу в общегосударственном масштабе.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

о̀бщегосуда́рственный

1. общий для всего государства, охватывающий все государство ◆ На основе исследования психологических механизмов межэтнического взаимодействия разрабатываются принципы надэтнической идентичности как общегосударственной концепции, призванной объединить народ Казахстана. Ардак Малаева, «Надэтническая идентичность», 2000 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое общегосударственная деятельность. Смотреть фото Что такое общегосударственная деятельность. Смотреть картинку Что такое общегосударственная деятельность. Картинка про Что такое общегосударственная деятельность. Фото Что такое общегосударственная деятельностьПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова месса (существительное):

Синонимы к слову «общегосударственный&raquo

Предложения со словом «общегосударственный&raquo

Цитаты из русской классики со словом «общегосударственный»

Сочетаемость слова «общегосударственный&raquo

Что (кто) бывает «общегосударственным»

Понятия, связанные со словом «общегосударственный»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «общегосударственный&raquo

Состояние здоровья детей и подростков, сохранение здоровья будущих матерей и отцов является общегосударственной задачей.

И если даже парламенты органически не входят в состав государства, то может ли это, тем не менее, служить свидетельством того, что их существование не имеет общегосударственного значения?

Это была первая за годы советской власти религиозная дата, отмечаемая на общегосударственном уровне.

Источник

Характеристика общегосударственных расходов

Что такое общегосударственная деятельность. Смотреть фото Что такое общегосударственная деятельность. Смотреть картинку Что такое общегосударственная деятельность. Картинка про Что такое общегосударственная деятельность. Фото Что такое общегосударственная деятельность Что такое общегосударственная деятельность. Смотреть фото Что такое общегосударственная деятельность. Смотреть картинку Что такое общегосударственная деятельность. Картинка про Что такое общегосударственная деятельность. Фото Что такое общегосударственная деятельность Что такое общегосударственная деятельность. Смотреть фото Что такое общегосударственная деятельность. Смотреть картинку Что такое общегосударственная деятельность. Картинка про Что такое общегосударственная деятельность. Фото Что такое общегосударственная деятельность Что такое общегосударственная деятельность. Смотреть фото Что такое общегосударственная деятельность. Смотреть картинку Что такое общегосударственная деятельность. Картинка про Что такое общегосударственная деятельность. Фото Что такое общегосударственная деятельность

Что такое общегосударственная деятельность. Смотреть фото Что такое общегосударственная деятельность. Смотреть картинку Что такое общегосударственная деятельность. Картинка про Что такое общегосударственная деятельность. Фото Что такое общегосударственная деятельность

Что такое общегосударственная деятельность. Смотреть фото Что такое общегосударственная деятельность. Смотреть картинку Что такое общегосударственная деятельность. Картинка про Что такое общегосударственная деятельность. Фото Что такое общегосударственная деятельность

В соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета к общегосударственным расходам относятся расходы на:

обеспечение функционирования государственных органов общего назначения (финансирование органов, обеспечивающих деятельность Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь; обеспечение функционирования местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, финансовых, налоговых и статистических органов, других государственных органов, выполняющих общегосударственные функции);

международную деятельность (расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью государства: на содержание посольств, представительств, консульств, агентств, других дипломатических учреждений республики за границей, а также отдельных представителей; по командированию делегаций и отдельных работников за границу в целях поддержания международных культурных и информационных связей, командированию дипкурьерской службы, представительские расходы; средства, передаваемые на финансирование расходов, связанных с долевыми отчислениями в единый бюджет органов СНГ, в бюджет Евразийского экономического сообщества, в бюджет Организации Договора о коллективной безопасности, а также на содержание отдельных органов межгосударственной интеграции; отчисления в бюджет Союзного государства, направляемые на финансирование программ, подпрограмм и мероприятий в рамках Союзного государства и функционирование органов Союзного государства; расходы, связанные с международным научно-техническим сотрудничеством, осуществляемым в соответствии с обязательствами, принятыми Республикой Беларусь, в том числе на организацию и проведение мероприятий по обеспечению международного научно-технического сотрудничества; оплату обязательных финансовых взносов за участие Республики Беларусь в конкурсах на выполнение научно-технических проектов; командирование представителей Республики Беларусь в рамках реализации международных договоров Республики Беларусь; проведение заседаний межправительственных комиссий по научно-техническому сотрудничеству; оплату целевых взносов Республики Беларусь в международные научные организации; проведение научно-технических проектов, выполняемых в рамках международных договоров Республики Беларусь; на проведение национальных выставок (экспозиций), форумов (конференций) Республики Беларусь за рубежом (параграф 020); на представительские цели для проведения в республике международных форумов (конференций), а также консультативных советов, заседаний и других аналогичных мероприятий в рамках интеграционных объединений; на содержание центральных аппаратов органов государственного управления в сфере международных отношений);

международную экономическую и гуманитарную помощь (расходы, связанные с оказанием Республикой Беларусь международной экономической и гуманитарной помощи другим государствам);

обеспечение проведения выборов и референдумов (расходы на содержание Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, а также расходы на проведение референдумов, выборов Президента Республики Беларусь и депутатов Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов);

обслуживание государственного долга Республики Беларусь (расходы по уплате процентов или иного вознаграждения по внутреннему и внешнему государственному долгу, в том числе по обслуживанию государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций, векселей Правительства Республики Беларусь и прочих государственных ценных бумаг);

создание государственных материальных резервов (расходы, связанные с созданием и пополнением государственных запасов и резервов: создание и пополнение государственных запасов драгоценных металлов и камней; по закладке материальных ценностей в государственные материальные резервы);

фундаментальные научные исследования (расходы на организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований, в том числе на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, выполняемых в рамках государственных программ научных исследований; выполнение отдельных проектов научных исследований; обеспечение деятельности Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований; выполнение научных исследований в соответствии с направлениями научных исследований, закрепленных за научными организациями; проведение научных и научно-организационных мероприятий, связанных с научными исследованиями; обеспечение деятельности научных советов (комиссий) при Национальной академии наук Беларуси; расходы по обеспечению уставной деятельности Национальной академии наук Беларуси, в том числе на содержание аппарата Национальной академии наук Беларуси, содержание региональных филиалов; обеспечение деятельности Комитета по Государственным премиям Республики Беларусь; выплаты за ученые звания академиков и членов-корреспондентов Национальной академии наук Беларуси; выплаты по учрежденным и присужденным премиям, медалям, дипломам, иным наградам за выдающиеся достижения и лучшие научные работы; содержание Центрального научного архива; обеспечение деятельности Национального координационного центра биобезопасности, Республиканской топонимической комиссии; выплаты грантов аспирантам, докторантам; проведение научно-организационных мероприятий);

Что такое общегосударственная деятельность. Смотреть фото Что такое общегосударственная деятельность. Смотреть картинку Что такое общегосударственная деятельность. Картинка про Что такое общегосударственная деятельность. Фото Что такое общегосударственная деятельность

прикладные исследования в области общегосударственной деятельности (расходы на организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры, включая капитальные расходы, в соответствии с законодательством; на выполнение инновационных проектов в части проведения научных исследований и разработок; на организацию и проведение государственной научной экспертизы, государственной научно-технической экспертизы; на развитие системы научно-технической информации, содержание научно-технических библиотек, информационных центров и фондов, подготовку и издание научно-технической и научно-методической литературы (в том числе периодических изданий), проведение научных и научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, симпозиумов, выставок, иных мероприятий), обеспечение функционирования научно-информационных компьютерных сетей; пропаганду научных и научно-технических знаний; на выполнение планов научных исследований и разработок общегосударственного, отраслевого назначения, направленных на научно-техническое обеспечение деятельности республиканских органов государственного управления, Национальной академии наук Беларуси в области общегосударственной деятельности; на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполняемых в рамках научно-технических программ, разделов научного обеспечения государственных, отраслевых, региональных программ в области общегосударственной деятельности; на развитие материально-технической базы государственных научных организаций, включая капитальные расходы);

формирование резервных фондов (резервный фонд Президента Республики Беларусь; резервные средства на оказание финансовой помощи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям; фонд финансирования расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами; резервные фонды местных исполнительных и распорядительных органов);

другую общегосударственную деятельность (расходы, связанные с обеспечением функционирования администраций свободных экономических зон; предоставление и возврат бюджетных кредитов, ссуд, займов, выделяемых из бюджета в соответствии с законодательством, а также возврат кредитов, предоставленных организациям из средств кредитов иностранных кредиторов; расходы фондов предупредительных (превентивных) мероприятий по отдельным видам страхования; расходы инновационных фондов республиканских органов государственного управления общего назначения, а также областных и Минского городского исполнительных комитетов; обеспечение деятельности республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское республиканское общество спасания на водах»; подготовка и празднование юбилейных дат общегосударственного (регионального) значения, проведение фестивалей и ярмарок; расходы по возмещению вреда, причиненного юридическим лицам в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления либо должностных лиц этих органов по постановлениям уполномоченных органов; мероприятия, направленные на поддержание и дальнейшее развитие инфраструктуры Государственной границы Республики Беларусь и приграничной территории; материально-техническое обеспечение общественных пунктов охраны порядка необходимыми помещениями, средствами связи, мебелью, иными материально-техническими средствами, оплата коммунальных услуг, услуг связи, эксплуатационных расходов указанных пунктов и др.);

межбюджетные трансферты (дотации, все виды субвенций на финансирование целевых расходов, иные межбюджетные трансферты из бюджета одного уровня бюджетной системы Республики Беларусь бюджету другого уровня.

Источник

Финансовая деятельность и финансовые институты государства

Роль государственных и муниципальных финансов. Финансовая деятельность государства и местного самоуправления

Особую роль в социально-экономическом и политическом развитии страны играют государственные и муниципальные финансы.

Государственные и муниципальные финансы выполняют следующие функции:

За последние годы внутренняя структура финансовой системы РФ претерпела существенные изменения, связанные с развитием рыночных отношений, бюджетного федерализма и децентрализации бюджетной системы.

В настоящее время в России действуют три уровня органов власти и управления, два из которых — государственные (федеральный и региональный), финансовой основой их деятельности являются федеральный и региональные бюджеты, и один уровень — муниципального управления, финансовой основой деятельности которого являются местные бюджеты.

По уровню управления государственные финансы подразделяется на общегосударственные финансы и региональные (территориальные) финансы.

Общегосударственные финансы объединяют федеральный бюджет, государственный кредит и внебюджетные фонды.

Общегосударственные финансы составляют часть финансовой системы страны. По экономической сущности общегосударственные финансы — это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Основными функциями государства, обеспечивающими успешное социально-экономическое и политическое развитие страны, являются:

Региональные финансы — это совокупность бюджетов субъектов Федерации, включают республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты автономных областей и округов; областные бюджеты; бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга; социальные и экономические денежные фонды; государственные ценные бумаги; целевое финансирование; кредиты и займы.

В соответствии с экономическим подходом, региональные финансы — это денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый уровень жизни населения.

Региональные финансы являются неотъемлемой частью финансовой системы государства, так как в регионе:

Таким образом, на определенной территории (регионе) локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между всеми институциональными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов.

Содержание и социально-экономические функции определяются теми же характеристиками, что и финансовая система страны в целом. Их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном (региональном) уровне.

Еще одной составляющей финансовой системы государства выступают местные финансы — это совокупность фондов денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. К местным фондам относятся: окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах; муниципальные и государственные ценные бумаги; муниципальные кредиты; финансовая помощь.

Финансовая деятельность государства и местного самоуправления представляет собой процесс собирания, распределения и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления.

В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает в данной сфере следующие три задачи:

1. Обеспечение планового собирания и распределения денежных фондов в соответствии с целями государства.

2. Распределение фондов денежных средств таким образом, чтобы стимулировать развитие процесса производства.

3. Контроль — означает необходимость осуществления финансового контроля за законностью и целесообразностью собирания и использования денежных ресурсов (рис. 2.1).

Что такое общегосударственная деятельность. Смотреть фото Что такое общегосударственная деятельность. Смотреть картинку Что такое общегосударственная деятельность. Картинка про Что такое общегосударственная деятельность. Фото Что такое общегосударственная деятельность

В зависимости от двух сторон финансовой деятельности методы ее осуществления делятся на две группы:

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды:

а) налоговый метод — используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в бюджет;
б) метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами — в фонды занятости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования;
в) метод добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банках, приобретение облигаций и других ценных бумаг;
г) метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина);
д) метод страхования образует страховые фонды;
е) эмиссия денег — дополнительный выпуск денежных средств в обращение.

Ко второй группе — методам распределения фондов денежных средств относятся:

а) финансирование — плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;
б) кредитование — плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;
в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей, осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;
г) осуществление расчетов между различными субъектами. Принципы финансовой деятельности.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансовоплановых актов, выполнения принятых отчетов, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов.

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах.

Федеральные и муниципальные финансовые институты. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления

Институт в наиболее общем представлении — это совокупность ролей и статусов, предназначенный для удовлетворения определенной потребности и закрепленный в виде закона или учреждения.

Понятие «финансовые институты» рассматриваются в экономическом и правовом аспекте.

Как экономическая категория финансовые институты — это совокупность однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Как правовая категория финансовые институты — учреждения, осуществляющие операции с финансовыми ресурсами в соответствии с принятым в стране законодательством.

В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институтов (конкретных учреждений, организаций) в некоторой степени соответствует структуре финансовой системы (рис. 2.2).

Что такое общегосударственная деятельность. Смотреть фото Что такое общегосударственная деятельность. Смотреть картинку Что такое общегосударственная деятельность. Картинка про Что такое общегосударственная деятельность. Фото Что такое общегосударственная деятельность

Институт государственных финансов включает в себя бюджетную систему, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит. Деятельность государственных финансовых институтов распространяется на федеральный и региональный уровень.

Институт муниципальных финансов. Местные финансы включают средства местного бюджета; государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления; муниципальные кредиты, заимствования; финансовую помощь.

Институт финансов предприятий, учреждений и организаций объединяет финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах, финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, и финансы общественных объединений.

Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.

Институт страхования — это совокупность страховых отношений, каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования (социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, предпринимательских рисков).

Особенностью деятельности государственных финансовых институтов является то, что она осуществляется органами власти в зависимости от установленной компетенции.

Федеральные органы государственной власти, в соответствии с Конституцией РФ, осуществляющие финансовую деятельность: Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы;

Президент Российской Федерации подписывает и обнародует федеральные законы;

Правительство РФ в финансовой сфере обеспечивает проведение единой финансовой, денежной, кредитной политики; осуществляет разработку, представление проекта федерального бюджета и его исполнение.

Для осуществления функций в области финансов создаются специальные органы государственного управления – это:

Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансово-экономической политики в Российской Федерации.

Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются:

Федеральное казначейство Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему органов федерального казначейства. Главные задачи казначейства:

Центральный банк РФ (Банк России) занимает особое положение среди федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих финансовую деятельность. Он, являясь юридическим лицом, одновременно осуществляет функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями, и функции банка.

Основными целями деятельности Банка России как органа государственного управления являются:

Как банковское учреждение Центральный Банк осуществляет: пассивные банковские операции по привлечению источников финансовых ресурсов; активные операции по размещению имеющихся финансовых ресурсов.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации при осуществлении финансовой деятельности наделяются теми же правами, что и Министерство финансов РФ.

Представительные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации осуществляют финансовую деятельность на соответствующей территории в пределах своей компетенции:

Органы власти местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Органы местного самоуправления осуществляют финансовую деятельность и местный финансовый контроль при:

Существенным нововведением современного законодательства стало предоставление местным органам власти права формирования специальных местных финансовых органов: муниципальной налоговой службы для сбора местных налогов и муниципального казначейства в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета.

Финансовая политика государства

Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Задачи финансовой политики:

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой и денежной.

Выделяется три основных типа финансовой политики: классическая, регулирующая, планово-директивная (рис. 2.3).

Что такое общегосударственная деятельность. Смотреть фото Что такое общегосударственная деятельность. Смотреть картинку Что такое общегосударственная деятельность. Картинка про Что такое общегосударственная деятельность. Фото Что такое общегосударственная деятельность

Классическая финансовая политика (до конца 20-х годов XX века) основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723-1790 гг.) и Д.Рикардо (1772–1823 гг.). Основные ее принципы: невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как регулятора хозяйственных процессов.

Система финансового управления однозвенная, функции управления реализуются в одном органе управления — министерстве финансов.

Регулирующая финансовая политика основана на теории Дж. Кейнса (1883–1946 гг.). Теория исходит из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.

Для целей управления формируются самостоятельные специализированные органы: службы по планированию бюджета и бюджетных расходов, службы финансового контроля за поступлением налогов и управлением государственным долгом. В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия. Эта разновидность финансовой политики ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основоположники — В. Ленин и Н. Бухарин. Эта политика позволяет осуществлять прямое, директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.

Управление финансами осуществляется из единого центра — министерства финансов, которое занимается всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.

Современная финансовая политика Российской Федерации основана:

Важнейшими инструментами финансовой политики выступают инструменты налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики.

Налогово-бюджетная политика — это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Она направлена на уровень национального дохода, объем производства и уровень занятости.

Налогово-бюджетную политику подразделяют на два типа: дискреционную (гибкую) и недискреционную (автоматическую).

Дискреционная налогово-бюджетная политика — это деятельность органов власти по управлению налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности. В частности, законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов.

Автоматическая налогово-бюджетная политика — это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений государством. Автоматическая налогово-бюджетная политика является результатом действия автоматических, или встроенных, стабилизаторов, то есть механизмов в экономике, которые уменьшают реакцию реального валового внутреннего продукта (ВВП) на изменения совокупного спроса. Главные стабилизаторы — пособия по безработице и прогрессивное налогообложение.

Кредитно-денежная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики Центрального банка являются: операции на открытом рынке; учетно-процентная (дисконтная) политика; регулирование обязательной нормы банковского резервирования.

Операции на открытом рынке — покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг (облигаций). Посредством операций на открытом рынке Центральный банк регулирует величину денежной массы: покупая ценные бумаги, он тем самым увеличивает резервы коммерческих банков, повышает их кредитные возможности, расширяя денежное предложение.

Изменение норм обязательных резервов — метод воздействия на величину банковских резервов, ключевое понятие в обязательных резервных требованиях.

Норма обязательных резервов устанавливается Центральным банком в процентах от величины депозитов. Ее величина зависит от вида вкладов и размеров банков.

В результате увеличения нормы обязательных резервов увеличиваются обязательные резервы, сокращается кредитная активность коммерческих банков, поскольку уменьшается денежное предложение.

Уменьшение нормы обязательных резервов, наоборот, увеличивает средства для расширения кредита, увеличивает денежное предложение, стимулируя тем самым кредитную активность коммерческих банков.

Изменение учетной ставки — это изменение процентной ставки, по которой коммерческие банки могут брать в долг резервы у Центрального банка; осуществляется в форме повышения или понижения учетной ставки.

В результате повышения учетной ставки растет процентная ставка, сокращается объем заимствования у Центрального банка, вызывая тем самым сокращение операций коммерческих банков по предоставлению ссуд. Снижение учетной ставки, наоборот, облегчает получение банковских кредитов: понижается процентная ставка, расширяются кредитные операции, увеличивается денежное предложение.

Следует выделить две разновидности кредитно-денежной политики.

Во-первых, мягкая кредитно-денежная политика (политика «дешевых денег»), когда Центральный банк:

а) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков, обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу;
б) снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования их клиентов по пониженным процентным ставкам;
в) снижает обязательную норму банковского резервирования.

Во-вторых, жесткая кредитно-денежная политика (политика «дорогих денег»), когда Центральный банк:

а) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения;
б) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы;
в) повышает обязательную норму банковского резервирования, что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.

Следовательно, жесткая кредитно-денежная политика носит рестриктивный (ограничительный) характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *