Что такое общекультурная ситуация

Что такое общекультурная ситуация

Что такое общекультурная ситуация. Смотреть фото Что такое общекультурная ситуация. Смотреть картинку Что такое общекультурная ситуация. Картинка про Что такое общекультурная ситуация. Фото Что такое общекультурная ситуация

Отечественная культура поразила мир обилием имен и художественных открытий. Литература XIX века – это развивающийся организм. Литература не только книги, журналы, государственная цензура. Литература – это и книги, и издательские общества, и цензура. Благодаря этому литература стала ведущим жанром искусства.

Благодаря крупнейшим политическим изменениям середины XIX века в России появилась интеллектуальная элита. Изменилось отношение к культуре и просвещению, если ранее культуру и просвещение считали прерогативой дворянства, то теперь их стали теснить представители иных классов и сословий. В связи с этим изменилось деление общества на классы. Россия представляет собой единство, состоящее из представителей дворян, буржуазии, чиновников, купечества, разночинцев, служащих, рабочих крестьян.

Страна и её население стали больше.

Развитие промышленности способствовало развитию естественных и точных наук.

Расцвел Русский театр. Расцвела живопись и архитектура. В музыке появилась плеяда замечательных композиторов (Мусоргский, Глинка, Чайковский…). Рождалась русская интеллигенция, частью которой стали офицеры армии.

Новая жизнь и «новые люди» породили новые общественные, культурные и нравственные проблемы. Культура откликнулась на них, она тоже усложнилась. Главный род литературы – проза, жанры – роман, очерк, повесть. Резко повысилось значение литературной критики и журналистики. Набрала силу драматургия. Все эти исторические обстоятельства и особенности, в конечном итоге, обусловили творчество великих создателей литературы XIX века.

Источник

Значение слова «общекультурный»

Что такое общекультурная ситуация. Смотреть фото Что такое общекультурная ситуация. Смотреть картинку Что такое общекультурная ситуация. Картинка про Что такое общекультурная ситуация. Фото Что такое общекультурная ситуация

о̀бщекульту́рный

1. связанный со всей культурой, касающийся всех сторон культуры, её развития

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое общекультурная ситуация. Смотреть фото Что такое общекультурная ситуация. Смотреть картинку Что такое общекультурная ситуация. Картинка про Что такое общекультурная ситуация. Фото Что такое общекультурная ситуацияПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: вылепливать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «общекультурный&raquo

Предложения со словом «общекультурный&raquo

Понятия, связанные со словом «общекультурный»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «общекультурный&raquo

Выход видится ему в создании параллельно элитных заведений несколько иного рода – престижных и максимально комфортных для пребывания, но с менее сложной программой, обеспечивающей лишь общекультурный уровень.

Читать периодику и статьи, т.е. это вопрос больше общекультурный, нежели узкопрофессиональный.

Общекультурный компонент ценностей спортивной культуры составляют социальные процессы правового, экономического, политического, информационного, образовательного полей социального пространства.

Источник

Философия постмодернизма. Постмодерн – определенная общекультурная ситуация конца ХХ столетия, проявляющаяся во всех сферах жизни современного общества

Что такое общекультурная ситуация. Смотреть фото Что такое общекультурная ситуация. Смотреть картинку Что такое общекультурная ситуация. Картинка про Что такое общекультурная ситуация. Фото Что такое общекультурная ситуация Что такое общекультурная ситуация. Смотреть фото Что такое общекультурная ситуация. Смотреть картинку Что такое общекультурная ситуация. Картинка про Что такое общекультурная ситуация. Фото Что такое общекультурная ситуация Что такое общекультурная ситуация. Смотреть фото Что такое общекультурная ситуация. Смотреть картинку Что такое общекультурная ситуация. Картинка про Что такое общекультурная ситуация. Фото Что такое общекультурная ситуация Что такое общекультурная ситуация. Смотреть фото Что такое общекультурная ситуация. Смотреть картинку Что такое общекультурная ситуация. Картинка про Что такое общекультурная ситуация. Фото Что такое общекультурная ситуация

Что такое общекультурная ситуация. Смотреть фото Что такое общекультурная ситуация. Смотреть картинку Что такое общекультурная ситуация. Картинка про Что такое общекультурная ситуация. Фото Что такое общекультурная ситуация

Что такое общекультурная ситуация. Смотреть фото Что такое общекультурная ситуация. Смотреть картинку Что такое общекультурная ситуация. Картинка про Что такое общекультурная ситуация. Фото Что такое общекультурная ситуация

(Ж.Делез, Ф.Гваттари, Ж.-Ф. Лиотар, Ж.Даррида и др.)

Постмодерн – определенная общекультурная ситуация конца ХХ столетия, проявляющаяся во всех сферах жизни современного общества. Постмодерн правомерно считать еще одним аспектом цивилизации конца ХХ века, создающим «новое умственное зрение», позволяющим пересмотреть всю предшествующую культурную традицию.

В дискуссиях о постмодернизме первые трудности возникают в связи с переходом на новый философский язык. Последним философом, представлявшим знание о мире в виде стройной системы логически организованных категорий, был Гегель. Господствующие в постмодернизме эклектика (смешение жанров), скептицизм порождены противоречием между нравственным дискомфортом, переживаемым культурным человеком в современном Западном обществе и комфортными условиями его повседневной жизни. Еще Эпикур считал, что самым большим врагом наслаждения является его избыток. Постмодернизм эту проблему пытается решить по-своему, быть может, осознавая себя не как «конец философии», а как переходное состояние между закатом и рассветом.

В своих трудах философы постмодерна неоднократно заявляют о том, что исчерпаны традиционные формы философствования, необходимо переходить к новому – нетрадиционному, не скованному границами мышлению. На первый план в этой философии выходят проблемы языка, новой субъективности, иронии, культуры «цитат и кавычек». Посмодернизм снимает саму проблему объективной реальности, переключаясь на субъективность индивида. В результате мир воспринимается как условность, действительность как нечто мнимое, которое хорошо описывается метафорой сновидения. Часто используемый философами постмодернизма термин «следовое восприятие» означает скольжение субъекта по поверхности явления без понимания сущности последнего. Таким образом, постмодернистская мысль пришла к заключению, что все, принимаемое за действительность, на самом деле не что иное, как представление о ней, зависящее к тому же от точки зрения, которую выбирает наблюдатель, и смена которой ведет к кардинальному изменению самого представления.

Понимание мира как хаоса сопряжено в философии постмодернизма с отказом от установки на целостность, закономерность мира. На смену представлений об упорядоченности мира приходит констатация факта «ризоматических» изменений, т.е. лишенных определенного направления и регулярности. Понятие ризомы[53] заимствовано из биологии и употребляется как метафора современной культуры с её отрицанием упорядоченности и отсутствием синхронного порядка. Картина реальности в философии постмодерна состоит из «симулякров», не имеющих оснований во внешней реальности (симулякры – точные копии, оригинал которых никогда не существовал).

По своей природе философия постмодерна мозаична и цитатна. Своеобразно понимается здесь и «историчность»: возможно «произвольно» включать в свои произведения любые «отрывки» истории, делая их частью своего настоящего. Истории одинаковой для всех просто не существует. На одном из этапов развития общества произойдет распад истории, и это будет её логичным концом.

Что такое общекультурная ситуация. Смотреть фото Что такое общекультурная ситуация. Смотреть картинку Что такое общекультурная ситуация. Картинка про Что такое общекультурная ситуация. Фото Что такое общекультурная ситуация

Тема:Основные направления развития русской философии. Философская мысль Беларуси.

Источник

Формирование общекультурной компетентности обучающихся как компонент технологии педагогической поддержки ребенка

В “Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года” указывается, что модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования”. В концепции подчеркивается также, что важнейшими задачами воспитания является “формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”.

Концепция модернизации образования ориентирована на реализацию компетентностного подхода в образовании, на формирование ключевых (базовых, универсальных) компетентностей, т.е. готовности обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Две последние являются составляющими общекультурной компетентности (ОКК).

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Актуальность проблемы культуры и воспитания “человека культурного” в современном обществе вызвана глобальными изменениями в политической, экономической жизни многих стран мира. Такие понятия, как “свобода” и “демократия”, не получив конкретного научного разъяснения, зачастую стали превращаться в синонимы “вседозволенности”.

Актуальность проблемы обусловлена оторванностью молодого поколения от духовных корней отечественной культуры, забвением и утратой культурных традиций; невостребованностью духовного потенциала русской культуры; взаимонепониманием “детей” и “взрослых”, негативным отношением подростков к традициям и ценностям “отцов”.

В связи с этим проблема культуры и вопросы овладения образцами культуры имеют чрезвычайную значимость, т.к. от уровня культуры граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентноспособность страны.

В качестве доказательства этого утверждения хочется привести данные исследования, проведенного деятелями культуры по заказу Министерства образования в одном из технических ВУЗов Москвы. Выбранная методика была впервые опробована в 1996г. и позволила констатировать, что тогдашний студент российского технического ВУЗа обладал довольно широкой информированностью.

Однако, уже в 2002 году подобное исследование дало весьма печальные результаты: за этот период (1996-2002гг.) уровень ОКК не просто снизился – по некоторым показателям он упал сразу на 30-40%. По существу в стране произошла никем незамеченная “тихая” гуманитарная катастрофа, причем ее понижающие тенденции остаются в силе вплоть до настоящего времени.

В настоящее время, когда общество вышло на качественно новый уровень своего развития, им предъявляется новый социальный заказ на качественно иную личность. И перед школой, как исполнителем социального заказа, стоит задача поиска новых подходов к формированию ОКК обучающихся, необходимых для решения накопившихся сложных проблем.

Итак, перейдем к определению понятия “ОКК” и трактовке содержания данного понятия.

Под общекультурной компетентностью (ОКК) личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.

Человек имеет общекультурную компетентность, если он способен к адекватному осмыслению, практическому решению и коммуникативному выражению ситуаций, выходящих за пределы его профессиональной сферы.

Кроме того, если в профессиональной компетентности ведущую (но не единственную!) роль играет проблемно-практический аспект, то в общекультурной компетентности ведущую роль играют уже смысловой и коммуникативный аспекты.

Целью школьного образования в области формирования ОКК является: достижение уровня ОКК, достаточного для ориентации в ценностях культуры, формирования способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры, для овладения методами самообразовательной деятельности.

Существует множество способов формирования ОКК. Нас интересуют, прежде всего, педагогические. Остановимся на некоторых из них.

Приоритет в формировании ОКК отводится воспитательной работе. Известный педагог Н.Е.Щуркова в свете культурологического подхода к воспитанию определяет его как организованное педагогом восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение культурных достижений человечества. Именно воспитательная работа создает развивающую среду, эмоционально насыщает, духовно обогащает жизнедеятельность детей и подростков.

За 30 лет существования нашей школы в ней сложилась система воспитательной работы, в которой есть свои находки, достижения. Главным результатом нашей деятельности является успешная реабилитация и социализация воспитанников, о чем свидетельствует обратная связь с нашими выпускниками и их родителями.

К сожалению, у некоторых педагогов существует иллюзия, что стоит подробно объяснить детям, что такое хорошо, а что такое плохо, и дети сразу станут культурными воспитанными. Дидактизм, назидательность, обращение лишь к логике воспитанников, авторитаризм – таковы типичные подходы отдельных педагогов к решению задач воспитания. Но, как показывает практика, эффект от таких способов воздействия на детей, особенно подросткового возраста, минимален.

Безусловно, что в основе указанных недостатков не прослеживается одна причина, их много (как объективных, так и субъективных). Нельзя умолчать об огромном отрицательном влияние СМИ (телевидение, низкопробная печатная продукция).

Необходимо активно разбирать причины данных негативных тенденций в воспитательной работе школы, постоянно искать новые формы педагогического воздействия на учащихся, обновлять формы и содержание работы.

Назрела необходимость создания воспитательной системы школы, которая на основе технологии педагогической поддержки О.С. Газмана включала бы в себя целевые программы по различным сферам деятельности детей (“Учение”, “Общение”, “Досуг”, “Здоровье”, “Образ жизни”), поэтапная реализация которых, в конечном итоге, сыграет положительную роль в формировании ОКК обучающихся.

А пока вынашивается идея и проект создания воспитательной системы, следует направить усилия классных руководителей, воспитателей на грамотное планирование работы в соответствии с конкретными воспитательными задачами, стоящими перед воспитанниками разных ступеней. При этом необходимо обеспечить высокий интеллектуальный, эмоциональный и культурный уровень всех проводимых классных и общешкольных мероприятий и КТД. Их тематика должна представлять несомненный интерес для учащихся, стимулировать творческую и познавательную активность.

Современный подход к воспитательной работе требует от педагогов постоянного изучения интересов и потребностей детей и подростков в формах досуга, создания конкурентноспособных, неординарных программ, сценариев, ориентированных на формирование устойчивых познавательных интересов, воспитывающих потребности в культурном досуге, препятствующих падению интереса к культурным и духовным ценностям.

Прежде, чем обозначить следующее направление формирования ОКК, представьте следующую ситуацию: вас пригласили в какую-то школу на практикум по внедрению новых технологий, каких-либо инноваций, или, скажем, по обобщению опыта формирования ОКК.

Каждый педагог в меру своих возможностей (материальных и физических) заботится об эстетике своего рабочего места: класса, спальни, оборудовании и оформлении урока, воспитательного мероприятия. В школе, по мере возможности, процесс эстетизации на лицо. Думается, что при разрешении некоторых проблем, переход в обновленную школу сыграет позитивную роль в формировании ОКК обучающихся.

. Необходимо заметить, то общекультурная компетентность формируется не только воспитательными воздействиями, но и в ходе преподавания дисциплин из разных образовательных областей. В Госстандартах по каждому предмету прописан не только набор учебных компетенций, которыми должен овладеть ребенок в ходе изучения того или иного предмета, но и составляющие общекультурной компетентности, которая должна быть сформирована в курсе изучения данного предмета.

Каким бы не был путь формирования ОКК, центральной фигурой является педагог. Роль транслятора культурных образцов предъявляет к его личности высокие требования: он сам должен обладать высоким уровнем культурной компетентности, которая проявляется и во внешнем облике и во внутреннем содержании. Это человек, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, которая предполагает наличие определенных личностных качеств и профессионального мастерства, в совершенстве владеющий навыками межличностного взаимодействия.

Источник

Общекультурные понятия

Что такое общекультурная ситуация. Смотреть фото Что такое общекультурная ситуация. Смотреть картинку Что такое общекультурная ситуация. Картинка про Что такое общекультурная ситуация. Фото Что такое общекультурная ситуация Что такое общекультурная ситуация. Смотреть фото Что такое общекультурная ситуация. Смотреть картинку Что такое общекультурная ситуация. Картинка про Что такое общекультурная ситуация. Фото Что такое общекультурная ситуация Что такое общекультурная ситуация. Смотреть фото Что такое общекультурная ситуация. Смотреть картинку Что такое общекультурная ситуация. Картинка про Что такое общекультурная ситуация. Фото Что такое общекультурная ситуация Что такое общекультурная ситуация. Смотреть фото Что такое общекультурная ситуация. Смотреть картинку Что такое общекультурная ситуация. Картинка про Что такое общекультурная ситуация. Фото Что такое общекультурная ситуация

Что такое общекультурная ситуация. Смотреть фото Что такое общекультурная ситуация. Смотреть картинку Что такое общекультурная ситуация. Картинка про Что такое общекультурная ситуация. Фото Что такое общекультурная ситуация

Что такое общекультурная ситуация. Смотреть фото Что такое общекультурная ситуация. Смотреть картинку Что такое общекультурная ситуация. Картинка про Что такое общекультурная ситуация. Фото Что такое общекультурная ситуация

Изменение координационных и субординационных связей между сферами культуры, характера взаимовлияний культуры в целом и общества весьма своеобразно преломляются в динамике смены рядов общекультурных понятий, выражающих содержание культуры на том или ином этапе ее развития.

Так, в первые годы советской власти ведущее значение в ряду общекультурных понятий имели категории политики. Они прилагались и к сфере морали, и к искусству, и к философии, и даже к бытовым отношениям. Понятия «белый», «контра» выражали все дурное, все, что следовало искоренять; понятия «красный», «боец раволюции» и т. п. — все, что одобрялось, что требовало поддержки, сочувствия и т. п.

Конечно, за этим стоял энтузиазм масс, горячий порыв к новой жизни. Но не надо забывать, что уже с самого начала существовала опасность слишком глубокого разделения многообразной жизни общества всего на две половины: все, что не было или не признавалось идеально и безусловно красным, квалифицировалось как «белое», «контра», «буржуазное» («буржуйское») и испытывало на себе воздействие все более крутых диктаторских мер.

В 30-е годы вместо наивного и, вероятно, стихийно возникшего «контра», было изобретено новое понятие «враг народа», форма и содержание которого свидетельствуют о том, что его создание и внедрение было делом рук профессионалов. Зловещее понятие «враг народа» не только опиралось на неразвитость массового сознания, тяготение его к однозначным оценкам, неприятие им многообразия жизни, стремление к примитивному спрямлению сложных процессов, но и энергично закрепляло эти черты. Самое же страшное заключалось в том, что это понятие служило тем средством, с помощью которого чудовищные репрессии становились не произволом, а исполнением воли народа: сознанию, не культивированному сомнением, повседневной необходимостью выбора из множества вариантов, адекватны только жесткие формы деятельности. Весьма характерным представляется в связи с этим экспонат музея художественного литья в одном из уральских городов. Это искусно сделанный топор — подарок областной партийной конференции. На правом его лезвии насечка «руби правый уклон», на левом — «руби левый уклон», на обухе — «бей по примиренцам».

Было бы, видимо, неправильно расценить это просто как свидетельство реального состояния общественного сознания того времени. Это еще и доказательство того, что жесткая категориальная сетка не только сковывает и ужесточает сознание, но и санкционирует столь же жесткие, а то и жестокие формы практики.

Беда заключается еще и в том, что понятия, слишком упрощенно и однозначно отражавшие политические реалии, были тем не менее распространены на такие области культуры, где их «инструментальное» воздействие стало губительным. Речь идет прежде всего о науке. Генетика, а затем и кибернетика были признаны полностью буржуазными, во всех же других науках были обнаружены буржуазные компоненты, которые отсекались в репрессивном стиле грубой политической практики того времени.

Урок заключается в том, что превращение политических понятий в общекультурные чревато серьезными деформациями других сфер культуры, даже если категориальная сетка политической культуры сплетена достаточно искусно. Если же она слишком жесткая, применение ее в других сферах культуры ведет к их деградации. Речь, конечно, идет не о ненужности политических подходов ко всем явлениям жизни, а о специфике сфер культуры. У каждой из них свой инструментарий, и если одна из них не оттачивает свой, а пользуется чужим, то она не выполняет своей функции.

Широкий общекультурный смысл имели в 20-е, 30-е годы военные понятия: наступление, отступление, штурм. Надо отметить, что понятия этого ряда действительно обладают большой мобилизирующей силой. Они вносят в культуру мотив тревоги, противоборства, совершенно необходимый, если речь идет о реальных опасностях. Однако распространение их на весь пространственно-временной континуум культуры неоправданно ожесточает человека, способствует оправданию и укреплению командных методов управления. Трагикомический эффект производит обилие «боевых» понятий в застойное время. Например, расхожее клише — «битва за урожай». С кем битва? Почему битва?

Что такое общекультурная ситуация. Смотреть фото Что такое общекультурная ситуация. Смотреть картинку Что такое общекультурная ситуация. Картинка про Что такое общекультурная ситуация. Фото Что такое общекультурная ситуация

Конец 20-х и 30-е годы, оставив в силе политические и военные понятия, породили новый ряд общекультурных понятий. Так, растущее значение техники наполнило общекультурным смыслом такие понятия, как «инженер» («писатели — инженеры человеческих душ»), «приводной ремень» и т. п. Одиозный смысл и — увы! — общекультурный масштаб приобрело понятие «винтик». Сейчас оно бытует в нашей культуре как музейный экспонат, свидетельствующий о том времени, когда ценность личности была низведена до минимального значения. Однако, к сожалению, осталась еще психология, соответствующая ему, и отчасти с его помощью сформированная.

Поставщиком общекультурных понятий стало и социалистическое соревнование: понятия «стахановиец» и «ударник» прилагались к людям, достигшим выдающихся результатов не только на производстве, но и любой другой области деятельности.

Целый ряд общекультурных понятий породила и коллективизация. Среди них «колхоз», «середняк», «кулак». Последнее, к сожалению, пополнило ряды понятий-ярлыков и в этом своем качестве вытеснило прекрасное и емкое понятие «хозяин».

Самым содержательным и объемным общекультурным понятием было в течение долгого времени понятие «советский» («советский человек», «советский патриотизм» и т. д.), сейчас сменившееся уничижительным понятием «совок».

Говоря о культурологическом аспекте 20-х и 30-х годов, следует признать, что в это время имел место слишком бурный процесс вымывания целых пластов общекультурных понятий. Среди них такие, как «милосердие», «благотворительность». Да и само понятие «добрый» отодвинулось на периферию культуры, вместо него появилось негативное «добренький».

С конца 50-х годов начинают формироваться те черты культурной ситуации, которые характерны для настоящего времени, а именно, выдвижение науки в число лидеров в системе культуры, и соответственно так же, как и на Западе, формирование общекультурных понятий на основе понятий науки («обратная связь», «модель», «информация», «система» и т. п.). Справедливости ради надо сказать, что наука — не единственный поставщик общекультурных понятий. Заметна в этом отношении роль политики, спорта. Однако роль науки можно во всяком случае признать выдающейся.

Как оценить это явление?

Во-первых, конечно, следует признать, что дух науки адекватен современности. Однако в то же время нельзя не видеть, что односторонне сциентизированная культура не может способствовать выполнению задачи воспитания гармоничного человека. Наука не призвана культивировать и не культивирует эмоциональную компоненту человеческой духовности. В соответствии с этим и общекультурные понятия, рожденные в сфере науки, холодны в эмоциональном отношении: «модель», «система» — понятия емкие и действительно применяются во всех областях человеческой деятельности, но ничью душу они не согревают.

В поисках путей гармонизации культуры, что равнозначно ее гуманизации, многие деятели культуры стремятся к расширению понятийного аппарата культуры. Так, А. Вознесенский в сборнике «Соблазн» вполне сознательно встает на путь реабилитации понятий, терминологически связанных с религиозной культурой, наполняя их при этом глубоко актуальным смыслом. Так, в одном из программных стихотворений этого сборника «Грех», А. Вознесенский пишет:

Я не стремлюсь лидировать,
Где тараканьи бега.
Пытаюсь реабилитировать
Понятие греха.
Душевное отупение
Отъевшихся кукарек —
это не преступление —
великий грех.[335]

И далее все содержание стихотворениея убеждает нас в том, что понятие греха имеет глубочайший этический смысл, не равнозначный смыслу других, более широко употребляемых этических понятий.

Еще более глубокая проблематика связана с понятием «святое», «священное». В содержание его входит представление о высших ценностях той или иной культуры, и потому квазиатеистический азарт, выражавшийся в попытке изъять эту категорию из культурного обихода, совершенно неуместен. Вспомним, что объявление Великой Отечественной войны священной и, самое главное, восприятие ее советским народом именно таковой сыграло большую роль в ее победном исходе.

Нельзя не отметить также, что на уровне практической нравственности оценка человека как не признающего ничего святого всегда была крайней формой морального осуждения. Вместе с тем система воспитания и образования в нашей стране в последние годы построена таким образом, что молодые люди в процессе социализации получают много информации и мало или совсем никакого представления о том, что должно быть свято для человека. Издержки, связанные с этим, неисчислимы, поскольку убеждения, формирующиеся на базе понятий «святое», «священное», есть, как представляется, содержательное ядро человеческой духовности.

И здесь опять-таки хочется обратиться к поэзии, вспомнить замечательные слова Я. Смелякова:

Спервоначалу и доныне,
Как солнце зимнее в окне,
Должны быть все-таки святыни
В любой значительной стране.[336]

Как отрадное явление следует отметить возвращение в нашу духовную культуру таких глубоких понятий, как «покаяние», «искупление», «милосердие», «благотворительность».

Наряду с этим заметно набирает силу процесс осмысления тех общекультурных недостатков, изъянов, которые мешают прогрессу общества и его культуры. Соответственно выстраивается ряд общекультурных понятий — негативов, которые служат как бы указующим перстом, направленным в сторону этих явлений и тем самым способствующим их искоренению — это «имитаторство», «бивуачность», «кабычегоневышлизм», «пофигизм».

Таким образом, можно констатировать, что культурный инструментарий, используемый сейчас для отбраковывания общекультурных изъянов, стал тоньше, меньше используются понятия-ярлыки. Однако требует «маркировки» еще целый ряд явлений. Одно из них, например, условно можно обозначить как «панацеизм» — стремление решить сложную проблему за счет использования какого-либо одного средства.

Кроме того, нельзя не видеть отсутствия в нашей культуре ряда весьма содержательных понятий позитивного плана. Так, потребность в активной личности, не списывающей свои грехи или свою пассивность на «объективные обстоятельства», высветила нужду в понятии, аналогичном американскому «self made man» — человек, сделавший себя сам. Отсюда — резонанс пушкинского понятия «самосостояние», извлеченного из омута забвения Д. Граниным. В этом случае, может быть, стоит пойти по пути использования обоих понятий, поскольку смысловые оттенки у них все-таки разные: «self made man» — более динамично и императивно, зато за «самосостоянием» авторитет одного из корифеев отечественной культуры.

Образование общекультурного понятия возможно в том случае, если имеется назревшая потребность в акцентировании внимания на каком-либо существенном свойстве социокультурной действительности, т. е. определяющим в этом случае, как обычно, является содержание. Однако немаловажную роль играет и форма, т. е. удачно найденный термин, слово.

Острота современной культурной ситуации заключается в необходимости наполнить действенным, объединяющим, а не разъединяющим содержанием древние понятия «добро» (или «благо») и «зло». Иначе говоря, речь идет о потребности в выработке общекультурных понятий, отражающих наиболее существенные стороны жизни современного человечества, важнейшее из них безопасность.

Имеется потребность в выведении на общечеловеческий (неосферный) уровень и понятия «гармония».

Необходимо наполнение неосферным смыслом и понятия святости. И главной идеей в этом плане должна быть идея святости человеческой жизни.

Таким образом, расширение понятийного аппарата культуры есть не только отражение, но и фактор ее дальнейшей гармонизации и гуманизации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *