Что такое общенаучные методы
Что такое общенаучные методы
Общенаучные методы познания.
Классификация общенаучных методов. Основой классификации являются фиксация двух уровней познания: эмпирического и теоретического, тогда все общенаучные методы познания поделятся на три группы:
1. Методы эмпирического познания (используются только на эмпирическом уровне).
2. Методы, относящиеся к эмпирическому и теоретическому уровню познания.
3. Методы теоретического познания.
1. Методы эмпирического познания.
Эмпирическое описание подразделяется на качественное и количественное. Количественное описание осуществляется с применением языка математики и различных измерительных процедур. Из этой формулировки извлекаем понятие метод измерения. Измерения есть определение отношения измеряемой величины к другой величине, принятой за эталон. И лишь с проведением измерений естествознание превращается в науку.
1. Позволяет изучать объект в «чистом» виде путём устранения всякого рода побочных факторов, наслоений (например, Галилей бросал твёрдые шарики, пытался уменьшить трение, обматывав чем-то шарик).
2. Входе эксперимента объект может быть поставлен в некоторые искусственные условия для более глубокого и всестороннего его изучения (например, сверх низкие или высокие температуру, давление, вакуум).
3. Экспериментатор может вмешиваться в изучаемый процесс, активно влиять на его протекание.
4. Важным достоинством большинства экспериментов является их воспроизводимость (т.е. могут повторяться столько раз, сколько необходимо для получения достоверных результатов).
2. Общелогические методы научного познания.
1. Расчленение предмета исследования как целого на части с последующим изучением свойств, строением, функций.
2. Выделение совокупности признаков и свойств анализируемых предметов, изучение отношений между этими. (?)
3. Разделение множества предметов по общности их свойств, признаков на определённые подмножества.
Завершение процедуры анализа даёт возможность перейти к воспроизведению предмета или системы к целостности путём логического синтеза, входящих в них частей с целью раскрытия причин и закономерностей существования этих целостностей.
1. Образование научных понятий.
2. Формулировка закономерностей или законов существования целостности.
3. Формирование систематизаций или концепций, отражающих существование целостности.
В ряде случаев результаты синтеза могут стать эмпирической теорией (например, Менделеев синтезировал таблицу и появился эмпирический класс теорий). Эмпирические теории раскрывают сущность первого порядка, а знания более высокого порядка (2-го и 3-го), то это получается качественно иными процедурами (например, абсолютно чёрное тело не получить анализом и синтезом).
Индукция и дедукция.
Выделяют три типа неполной индукции.
3. Индукция, осуществляемая на основе знания причинных связей явлений в пределах изучаемого класса явлений.
Индукция изначальный вид умозаключений, с её помощью выведено много знаний (принцип неопределённости, закон сохранения вещества). Индуктивное обобщение стимулирует мысль учёного. Изолированно она не работает и взаимодействует с ранее доказанным знанием.
Когда накоплено достаточное число обобщающих фактов, гипотез, принципов появляется возможность к дедукции.
Индукция и дедукция неразрывно связаны друг с другом, диалектически дополняют и взаимоопределяют друг друга. Это лишь способ развёртывания некоторых положений на знании исходного знания и т.к. индукция может нести ошибку, то и дедукция тоже. Дедукция не даёт возможности получить содержательно нового знания. Роль научной дедукции тем не менее непрерывно возрастает, в особенности в двух направлениях:
1. Там, где науки приходится иметь дело с явлениями непосредственно недоступным чувственному восприятию (микромир, быстро протекающие процессы).
2. В развитии математизации науки, математических и логико-математических теорий, которые выводятся посредством дедуктивных правил (дедуктивные теории) на основе некоторых утверждений (?), а метод аксиоматический.
Выделяют следующие виды классификации:
2. Формальная и содержательная классификация. Формальные ориентированы на выявление какого-то порядка в объектах (иерархия по вертикали или горизонтали), а содержательная ориентирована на раскрытие законов (классификация видов организмов) (. ).
Методом моделирования называется изучение объекта (оригинала) посредством создания и исследования его копии, которая и называется его моделью. Модель замещает оригинал только в тех характеристиках, которые составляют предмет познания. Модель всегда соответствует оригиналу только в тех свойствах, которые подлежат изучению, она исключает все остальные свойства и отношения оригинала, которые на данном этапе не является актуальными, это и делает модель удобной для исследования.
Моделирование, как процедура включает следующие этапы:
2. Исследование модели, целью этого этапа является получение необходимой информации о модели. Изучение модели ведётся с той глубиной и детализацией, которая требуется для решения конкретной познавательной задачи. Исследователь может проводить наблюдения, описывать и т.д. с моделью.
3. Перенос или экстраполяция результатов моделирования на объект оригинал, опираясь на основания моделирования, метод аналогии знания об оригинале дополняется информацией об исследовании модели. Если есть несоответствия модель корректируется и всё повторяется, если оценка новых знаний не подтвердила соответствиями. В физико-математических моделях соответствие создаётся заранее и модель создаётся адекватная, то даже при не очень удовлетворит результатах модели не подлежат корректировке, а ищут различия и используют теоретические методы переноса.
Модели бывают материальные (физические, социальные) и идеальные (математические). В связи с повышением теоретического уровня, физическое моделирование теряет своё место и актуальным становится математическое моделирование, которое подразделяется на:
3. Имитационное моделирование.
1. Абстрактное моделирование основывается на возможности описания изучаемого явления или процесса на языке некоторой научной теории (чаще на математическом языке). В начале дают по возможности более чёткое и однозначное описание того, что происходит, почему, при каких условиях, т.е. строят информационную (описательную) модель процесса, которая далее переводится на математический язык (мат. язык определённой теории). Т.е. определяется логико-математическая модель, и она исследуется как функционирующее явление. Например, в физической модели системы выделяют признаки, описывают поведение элементов дифурами и начинают исследовать. Такая модель изоморфна конкретному классы систем.
Этот метод пронизывает все остальные методы.
3. Методы теоретического познания.
Эти методы применяются для раскрытия причин и сущности явления (идеализация, мысленный эксперимент. )
Так Галилей понимал, что нельзя искусственно воспроизвести природный процесс => надо построить модель.
Такие эксперименты сопровождают всю современную науку.
Метод формализации (Формализация).
В мат логике: исчисление предикатов, классов, высказываний и т.п.
Метод аксиоматизации (аксиоматизация).
Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приёмов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.
21. Общенаучные методы познания
Из книги «Восприятие и познание мира» З.С. Беловой:
(стр. 71) «Рассмотрим более подробно общенаучные методы, присущие эмпирическому уровню познания.
НАБЛЮДЕНИЕ – это преднамеренное и целесообразное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Наблюдение как метод предполагает наличие программы исследования, формирующейся на базе установленных фактов, принятых концепций. Наблюдение обычно складывается из следующих процессов: определение задачи и цели; выбор объекта наблюдения; выбор способа наблюдения; выбор способа регистрации наблюдения; обработка и интерпретация полученной информации. Наблюдение может быть открытым и скрытым, полевым и лабораторным, случайным и систематическим, сплошным и выборочным и так далее.
В психологии в качестве метода исследования используются самонаблюдение (интроспекция), являющееся частным случаем наблюдения.
Возможны ошибки наблюдения в силу разных причин: в силу иллюзий зрения (например, ложка, опущенная в стакан с водой, кажется сломанной), вследствие предвзятых склонностей, ошибочных установок и другие субъективных факторов.
ЭКСПЕРИМЕНТ – метод познания, при помощи которого в контролируемых условиях исследуют явления действительности, он значительно сложнее наблюдения. … Эксперимент необходим для проверки существующих гипотез и теорий, формирование новых теорий и гипотез. По характеру исследуемого объекта различают физические, биологические, социологические и т.п. эксперименты, по цели – проверочные, поисковые, по методу и результату – качественные и количественные. Выделяют также полевой (в естественных условиях) и лабораторный эксперименты.
Особый интерес вызывает мысленный эксперимент. Он не является обычным теоретическим рассуждением, отличается от чисто логического рассуждения тем, что не протекает в одних только понятиях. В ходе мысленного эксперимента в познавательном процессе участвуют конкретный чувственный образ (идеальный газ, абсолютно твёрдое тело и т.д.), выполняющий роль модели и представляющий идеальный объект. Идеальному объекту свойственна наглядность. Эта черта отличает идеальный объект от понятия, но это не природная наглядность, а вторичная, результат возвращения процесса познания в сферу абсолютного мышления. Мысленный эксперимент – не результат практики, и все знания, полученные таким путём, подлежат проверке на практике (например, в реальном эксперименте).
Для эмпирического уровня познания также характерны такие методы, как измерение и сравнение.
ИЗМЕРЕНИЕ – познавательная процедура, заключающаяся в определении отношения измеряемой величины к величине, принимаемой за единицу измерения. Результатом измерения является число, которое выражает это отношение. Полученную путем измерения информацию называют метрической.
Принято различать два типа измерения – прямое и косвенное.
СРАВНЕНИЕ – это познавательная операция, заключающаяся в сопоставлении одного объекта с другим с целью выявления сходства или различия. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов. Познавательная ценность сравнения заключается не в установлении отношений тожества и различия между сравниваемыми объектами, а в характеристике одного из объектов относительно другого.
Далее рассмотрим общенаучные методы, присущие теоретическому уровню познания.
ФОРМАЛИЗАЦИЯ – это метод изучения какой-либо предметной области посредством отображения содержания в знаковой форме на основе искусственных языков (символов). В зависимости от характера знаковых средств различают формализацию в узком смысле слова (логическую) и в широком смысле (нелогическую).
Логическая формализация связана с использованием логических исчислений, а нелогическая формализация имеет место, когда используются знаковые системы математики, физики, химии и т.п.
Применение метода формализации в узком смысле опирается на понятие о формальных системах, при построении которых стремятся исключить из рассмотрения максимум содержательных элементов. Формальные системы рассматриваются или как абстрактные теории об объектах любой природы, либо как чисто лингвистические теории, где знаки используются как самостоятельные объекты.
АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Спецификация данного метода состоит в том, что исходные общие положения имеют форму утверждений, истинность которых принимается без доказательств.
Общенаучные методы познания, общие для эмпирического и теоретического уровней.
АНАЛИЗ И СИНТЕЗ – это процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей.
ДЕДУКЦИЯ – процесс логического вывода от общего к частному. Если исходные посылки истинны, то истинно и заключение. К дедуктивным наукам относятся математика, теоретическая механика.
МОДЕЛИРОВАНИЕ – метод научного познания. Сущность его заключается в воспроизведении свойств, структуры и функции объекта познания на специально подобранной его модели, на его заменителе. Но знания, получаемые на модели, не всегда являются истинной, относящейся к объекту – оригиналу. Эта информация вероятностна. Модели бывают материальные и идеальные. Примерами материальных моделей могут служить модели самолётов, космических кораблей, судов и т.п. Идеальные модели – это мысленные конструкции, теоретические схемы, которые фиксируются при помощи определённых знаков, рисунков. Особенность модели – это её сходство с оригиналом, что позволяет переносить знания, полученные при исследовании модели, на сам оригинал. Такой перенос знаний осуществляется в форме аналогии.
АНАЛОГИЯ – это умозаключение, в ходе которого на основе сходства объектов в одних свойствах делается вывод об их свойстве в других условиях. Аналогия используется для выдвижения гипотез. Но аналогии не гарантирует от ошибок, поэтому полученное таким способом знание является вероятностным знанием».