Что такое общение 5 класс русский язык

Язык и общение. Виды общения: Устное и письменное.

Что такое общение 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое общение 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое общение 5 класс русский язык. Картинка про Что такое общение 5 класс русский язык. Фото Что такое общение 5 класс русский язык

Что такое общение 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое общение 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое общение 5 класс русский язык. Картинка про Что такое общение 5 класс русский язык. Фото Что такое общение 5 класс русский язык

Содержимое разработки

Тема: Язык и общение. Виды общения: Устное и письменное.

Обучающая: формирование представления об изучаемом предмете; сообщение учащимся, что язык – это средство человеческого общения.

Развивающая: развитие мышления учащихся, учить анализировать, сравнивать обобщать; расширение представления о русском языке, его силе и возможностях

Воспитывающая: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: Ладыженская Т.А. Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1./М.:Просвещение, 2013- 191 стр. Наглядно-демонстрационный материал: карточки с пословицами, текстами

Проверка домашнего задания.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Психологический настрой: Давайте определим своё настроение, настроимся на работу.

Откройте тетради, сделайте необходимые записи: число, классная работа.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Работают в тетрадях.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель: фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии, постановка проблемы исследования.

На доске «разбросаны» слова: великий, богатый, красивый, певучий, разнообразный, необходимый, неповторимый, важный, таинственный.

– Подберите к ним ключевое слово. (Язык.)

— Добавьте свои слова.

— Приходят ли к вам мысли о том, что такое язык?

Выполняют задания. Слушают учителя.

Работают в тетради, зачитывают записанные слова

Можем ли мы ответить на вопрос: Что такое язык?

-А что нам поможет правильно ответить на этот вопрос? (толковый словарь)

-О чем же сегодня на уроке пойдет речь? (о языке, общении). Давайте сформулируем тему урока.

– Язык и человек. Общение устное и письменное.

Работа с учебником (стр.4)

Что вы узнали нового из того, что сейчас прочитали?

— Ответьте на вопрос, заданный к упражнению 1: что нового о значении языка в жизни людей вы узнали? Зачем человеку нужен язык?

— Как вы думаете, почему некоторые слова выделены полужирным шрифтом?

-Язык – универсальное средство общения во всех сферах жизни человека; чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему устанавливать добрые отношения с другими людьми. Однако не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно упорно и терпеливо учиться.

Выполнение упражнения 1. Оно читается вслух тремя учениками.
(Язык соединяет людей, двигает прогресс; вся жизнь человека неразрывно связана с языком.) (Выделенные слова – это всё, посредством чего люди общаются друг с другом. Сказки, прибаутки, книги, песни передают мысли, чувства и настроения тех, кто их сочинял. Математические формулы, наука, техника, ремесло – это тоже своего рода язык.)
Ребята, тема урока нам известна. Сформулируйте цель учебной деятельности, которую вы перед собой поставите.

На какие вопросы мы найдем ответы на уроке?

-Для чего нужен язык?

-Какие бывают виды общения?

-Чему можно научиться на уроках русского языка?

Нужны ли нам помощники? Главным нашим помощником в получении знаний является …? (учебник.

Составляют план работы.

— Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о языке.

Попробуйте сложить пословицы из слов на карточках и объяснить их. (на парту выдаются разрезанные пословицы)

(1.Без языка и колокол нем. 2.Живое слово дороже мертвой буквы. 3. Хорошую речь хорошо и слушать. 4.В чужой беседе всяк ума купит. 5. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. 6.На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся!)

Работа в группах. Записывают пословицы в тетрадь. Поясняют смысл, вспоминают другие пословицы о языке.

Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по вопросам:

-Что нового узнали на уроке?

— Какие трудности у вас появились в процессе работы?

— Как вы их преодолели?

— Понравилось ли вам на уроке?

— Какое настроение у вас сейчас?

Дайте оценку вашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Домашнее задание на выбор:

1)Найти самостоятельно одно из высказываний о русском языке, записать его в тетради и выучить наизусть.

2)Подобрать пословицы и поговорки со словами “речь”, “язык” и “слово”.

(Держать язык за зубами, язык не поворачивается, чесать языком, язык прилип, чёрт дёрнул за язык, язык отсох, язык проглотил, язык хорошо подвешен, язык без костей, язык чешется, язык развязался, язык распустил, тянуть за язык, прикусить язык, найти общий язык, попасть на язык, язык заплетается, укоротить язык, злой язык, острый язык, не давать воли языку, язык сломаешь, язык как помело.)

3)*Игра­-задание. Придумать занимательные правила по типу:

Если не можешь с кем-­то найти общий язык, то в разговоре лучше язык прикусить, держать его за зубами, не распускать, не давать языку воли. Тогда не придётся потом жалеть: чёрт меня за язык дёрнул!

Источник

Презентация к уроку русского языка «Язык и общение», 5 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое общение 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое общение 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое общение 5 класс русский язык. Картинка про Что такое общение 5 класс русский язык. Фото Что такое общение 5 класс русский язык

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок русского языка 5 класс Тема «Язык и общение»

Настроимся на урок. Ну, ребята, чур, молчок! Начинается урок! Все расселись по местам, Никому не тесно, По секрету вам скажу: «Будет интересно».

Язык до Киева доведёт.

Злые языки страшнее пистолета

Говорить на разных языках

Язык – стяг, дружины водит

Народная мудрость… Злые языки страшнее пистолета. Язык до Киева доведёт. Язык – стяг, дружины водит. Говорить на разных языках.

Почти всё об ОБЩЕНИИ Беседа Общий Приятное Диалог Общество Плодотворное Взаимодействие Сообща Дружеское Контакт Общаться Вежливое Общительный Синонимы. Родственники. Эпитеты.

Толковый словарь урока Аннотация Коммуникация Общение Плодотворный Репертуар Синонимы Стяг Эзопов язык Эпитет

Тема и цель урока Тема урока: Язык и общение. Цель урока: Научиться плодотворному устному и письменному общению; совершенствовать умение читать, писать,слушать, говорить.

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А _______________________________ Раз – подняться, потянуться. Два – нагнуться, разогнуться. Три – в ладошки три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать. Шесть – на место тихо сесть.

ЭЗОП всё знал. Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка. Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

ЭЗОП всё знал. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Древний мудрец ЭЗОП Первый полугендарный греческий баснописец, живший в VI веке до нашей эры. Легенда рассказывает, что Эзоп так настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы. Эзоп был рабом некого царя Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю.

Творческая лаборатория «Пообщаемся» Такие разные ситуации

Домашнее задание по вкусу Выполнить Слова выучить.

До новых встреч. Вот и кончился урок, Он пошёл, надеюсь, впрок.

Что такое общение 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое общение 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое общение 5 класс русский язык. Картинка про Что такое общение 5 класс русский язык. Фото Что такое общение 5 класс русский язык

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое общение 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое общение 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое общение 5 класс русский язык. Картинка про Что такое общение 5 класс русский язык. Фото Что такое общение 5 класс русский язык

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что такое общение 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое общение 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое общение 5 класс русский язык. Картинка про Что такое общение 5 класс русский язык. Фото Что такое общение 5 класс русский язык

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое общение 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое общение 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое общение 5 класс русский язык. Картинка про Что такое общение 5 класс русский язык. Фото Что такое общение 5 класс русский язык

Номер материала: ДA-039525

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое общение 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое общение 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое общение 5 класс русский язык. Картинка про Что такое общение 5 класс русский язык. Фото Что такое общение 5 класс русский язык

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое общение 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое общение 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое общение 5 класс русский язык. Картинка про Что такое общение 5 класс русский язык. Фото Что такое общение 5 класс русский язык

МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике

Время чтения: 2 минуты

Что такое общение 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое общение 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое общение 5 класс русский язык. Картинка про Что такое общение 5 класс русский язык. Фото Что такое общение 5 класс русский язык

Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Что такое общение 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое общение 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое общение 5 класс русский язык. Картинка про Что такое общение 5 класс русский язык. Фото Что такое общение 5 класс русский язык

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Что такое общение 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое общение 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое общение 5 класс русский язык. Картинка про Что такое общение 5 класс русский язык. Фото Что такое общение 5 класс русский язык

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое общение 5 класс русский язык. Смотреть фото Что такое общение 5 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое общение 5 класс русский язык. Картинка про Что такое общение 5 класс русский язык. Фото Что такое общение 5 класс русский язык

Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока (русский язык) по теме: «Язык и общение» (5 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

3. Тема: « Язык и общение»

Задачи: Образовательные: показать значение языка как важнейшего средства общения.
Развивающие: учить выделять главное, развивать мышление, способность мыслить и

сопереживать; строить логически обоснованные рассуждения.

Воспитательные: прививать интерес к русскому языку.

Предметные: знать виды и цели речевого общения, уметь строить аргументированный ответ на вопрос.

Личностные: адекватно оценивать себя и свои достижения, осознание чувства гордости за родной язык, свою этническую принадлежность.
Метапредметные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом; умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение; способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении;

готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения, отнесения к известным понятиям; умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Постановка цели и задач урока.

Учитель: Мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком, потому и ощутить его так же трудно, как почувствовать движение планеты под ногами. Язык кажется нам врожденным свойством, без которого не может существовать человек, как не может он жить без дыхания. Оттого мы и не замечаем той гигантской работы, которую выполняет язык в нашей жизни. Между тем постоянно приходится разговаривать с кем-то, думать, читать, слушать, писать. И во всех случаях используется язык. Представим себе невероятную ситуацию: язык исчез, и люди потеряли способность общаться друг с другом. Пусть не навсегда, а только на день – два. Что ожидает нас? Мгновенно мы потеряем возможность мыслить, способность обдумывать, планировать свои поступки, осуществлять их. Моментально прекратится совместная работа людей: остановятся фабрики, заводы, станет невозможной, да и совсем ненужной работа транспорта – все равно без языка не сделать ни одного общего дела. Мы не сможем совершить сами и добиться от других элементарных, казалось бы, действий: купить хлеб, выбрать одежду, найти нужный дом.… И уж, конечно, полностью лишим себя удовольствия прочесть интересную книгу, посмотреть фильм, встретиться и поговорить с друзьями.

Обсудите в парах, как можно сформулировать тему и проблему урока. Какие слова сегодня у нас будут ключевыми?

Ответы учащихся: Язык, общение, человек.

Тема урока – «Язык и общение», проблема – определить, как связаны между собой язык, общение, человек.

3. Первичное усвоение знаний

Работа с учебником стр.6

4. Закрепление материала

1) Выполнение упражнения 7 (стр.6) выполнить задания к упражнению+ сделать синтаксический разбор последнего предложения.

2) Словарная работа

Подобрать по 2 синонима к этому слову

ЗАПАС, РЕЗЕРВ, РЕСУРСЫ

3) Каллиграфическая минутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернём

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей

Крутим, вертим веселей.

4) Работа с текстом.

Прочитайте текст известного писателя Л. Успенского. Что нового о значении языка в жизни людей вы узнали? Обратите внимание на выделенные в тексте слова.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки — это язык.

Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно-сложная Вселенная. Через слово он впервые узнаёт о том, что ещё не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза.

Всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство — жизнь.

Ответы учащихся: Вся жизнь человека с самого раннего детства и до глубокой старости неразрывно связана с языком. Без языка нельзя работать согласованно. Без языка не было бы развития науки, искусства, техники.

5. Контроль усвоения материала

( Взаимодействие людей между собой посредством языка)

Что нужно, чтобы возникло речевое общение ?

(Чтобы собеседники хотели общаться)

Что такое речевой этикет?

(Это нормы поведения в речи)

Как связаны р ечевой этикет и народные обычаи?

( Формулы речевого этикета очень древние, они с вязаны с народными обычаями , отражают ритуалы и сложившиеся привычки, выражающие особенности быта)

Какой была тема урока? (Язык и общение)

Какую проблему мы решали? (Как связаны язык и общение)

Как её решили? ( Вся жизнь человека с самого раннего детства и до глубокой старости неразрывно связана с языком. Без языка нельзя работать согласованно. Без языка не было бы развития науки, искусства, техники)

Чему научились на уроке ? (Речевому этикету)

Что следует доработать? (Нормы речевого этикета)

Учитель благодарит учащихся, выставляет отметки.

7. Домашнее задание

Пар. 2 (стр.6-7) знать теор. мат., правописан. слов слова (репертуар), Упр.8 (задан.1)

Источник

Урок русского языка 5 класс по теме «Язык и общение»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Язык и человек. Общение устное и письменное.

1) Предметные (образовательные): продолжить формировать понятие о языке как средстве общения, показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию (общение) ; показать тесную связь понятий “язык”, “речь”, “человек”

2) Развивающие (коррекционные): развивать мышление детей (учить анализировать,

сравнивать, обобщать), развитие связной устной речи, развитие письменной речи,

выявление нарушений устной и письменной речи.

3) Личностные (воспитательные): развивать мотивы учебной деятельности; навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем; прививать интерес к русскому языку, расширять словарный запас и кругозор учащихся.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

— по источнику знаний: словесный, наглядный;

— по уровню познавательной активности: частично-поисковый;

— по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Межпредметные связи: литература; история.

Конспект урока по русскому языку

Язык и человек. Общение устное и письменное

1) образовательная: познакомить учащихся с учебником; показать значение языка как важнейшего средства общения; рассказать о видах общения;

2) развивающая: развивать мышление детей, способность мыслить и сопереживать;

3) воспитательная: прививать интерес к русскому языку, воспитывать чуткость, отзывчивость.

Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2009.

2. Вступительное слово учителя.

– Ребята, возьмите в руки учебники. Наш учебник русского языка составили учителя Таиса Алексеевна Ладыженская, Михаил Трофимович Баранов и Лидия Александровна Тростенцова. Давайте познакомимся с ним поближе.

Как у любой другой книжки, у него есть переплёт. А переплёт, если вы не знаете, – это обложка-крышка из картона, в которую вклеиваются все книжные листы. Переплёт у нас зелёного цвета.

Отогните переплёт. Вот он – форзац. Это плотный двойной лист, который склеивает картонный переплёт книги с другими страницами. Форзац защищает их от загрязнений. Здесь мы видим примеры тех правил, которые будем изучать с вами в течение всего года. На заднем форзаце уже другие примеров.

Перелистните. Теперь мы видим титульный, то есть главный, лист. На его оборотной стороне найдите оранжевую рамочку. В этой рамочке есть условные обозначения – значки и рисунки, а рядом с ними – пояснения к ним. Посмотрите внимательно. Если вдруг мы где-то в учебнике, рядом с упражнением, встретим, например, этого весёлого мальчика, значит это интересное упражнение, упражнение-игра.

— А если встретим кружок? Что это будет значить? (Дети отвечают, что это задание, которое предполагает повторение ранее изученного или дополнительное задание. Желательно пояснить детям все обозначения, так как при самостоятельном знакомстве со значками они могут понять не все слова. Так же поступить со звёздочкой и цифрами над словами.)

А теперь найдите алфавитный указатель и содержание. Они очень похожи друг на друга, но всё-таки различны. В содержании учебника темы указываются по порядку, так, как они идут в учебнике – одна за другой. А вот в алфавитном указателе темы расположены по алфавиту – от А до Я.

Очень хорошо. Знакомство с учебником русского языка прошло успешно. Зная, что и где в нём находится, мы не потеряемся в его страницах.

Сейчас отложите его в сторону. Продолжим разговор о языке.

Уроки русского языка могут быть очень интересными. И в этом вы очень скоро убедитесь сами.

Сегодня (но только сегодня!) мы писать не будем. Мы поговорим и порассуждаем о языке.

Язык… Вы когда-нибудь задумывались, что это такое? Язык – это не только то, что находится у нас во рту. Язык – это ещё и то, что помогает нам общаться и понимать друг друга. Лишь только мы родились, мы тут же слышим ласковую мамину речь. Мы растём – и учимся языку, учимся понимать слова, учимся говорить. Но не все дети становятся такими, как мы с вами. Есть на свете те, которые всё же не умеют разговаривать и не понимают никакого языка. Таких детей называют «детьми-маугли».

— Кто-нибудь из вас, ребята, смотрел мультфильм «Маугли» или читал о нём книгу? Кем он был? (Дети отвечают, что Маугли вырос в джунглях и воспитывали его волки и другие звери; он разговаривал на зверином языке и обладал звериными повадками.)

Правильно. А я расскажу вам две истории: одна из них произошла у нас в России, а другая – в Киргизии.

Первая история случилась в городе Чита. Там нашли пятилетнюю девочку, которую воспитывали не мама с папой, а кошки и собаки. Она никогда не была на улице и не умеет разговаривать с людьми. Эта девочка лает, как собачка, и лакает еду из миски. Несмотря на то, что девочка проживала дома вместе с отцом, бабушкой и дедушкой, она почти не разговаривает, хотя понимает человеческую речь.

Когда к ним пришли милиционеры, девочка стала кидаться на них, как собака.

А в Киргизии мальчик, родители которого уехали на заработки в Россию, восемь лет прожил в полузаброшенном сарае среди овец. Его нашли, когда мальчику исполнилось уже 14 лет.

Оказалось, что его родители уехали, оставив ребенка на попечение больной, немощной бабушки. С тех пор он жил в сарае высоко в горах и почти не общался с людьми. Конечно, сначала он пытался выходить из своего убежища и спускался в ближайший поселок, но дети дразнили и избивали его, и он совсем перестал выходить к людям.

О ребенке вспомнили только после смерти старушки. Мальчик почти забыл человеческую речь, ходил босиком, ел руками и давно не мылся. Врачи говорят, что он может так и не научиться читать и писать.

(Здесь уместно будет дать детям высказаться. Как показывает практика, эти рассказы производят на них огромное впечатление.)

3. Работа с учебником.

1. Чтение учеником теоретического материала на стр. 3.

Что вы узнали нового из того, что сейчас прочитали?

(Язык – это средство передачи мыслей, знаний и чувств. С помощью языка люди общаются друг с другом, они обмениваются какой-то информацией, своими мыслями, впечатлениями, передают опыт следующим поколениям. Чтобы детям стало более понятно, учитель может привести пример такого содержания: «Я – учитель. Я учу вас. Учу тому, чему когда-то научили меня. То есть сейчас я передаю вам накопленный мной опыт».)

2. Выполнение упражнения 1. Оно читается вслух двумя-тремя учениками.

— Ответьте на вопрос, заданный к упражнению: что нового о значении языка в жизни людей вы узнали? Зачем человеку нужен язык? (Язык соединяет людей, двигает прогресс; вся жизнь человека неразрывно связана с языком.)

— Как вы думаете, почему некоторые слова выделены полужирным шрифтом? (Выделенные слова – это всё, посредством чего человек общается с себе подобными. Сказки, прибаутки, книги, песни передают мысли, чувства и настроения тех, кто их сочинял. Математические формулы, наука, техника, искусство и ремесло – это тоже своего рода язык.)

Рассмотрите рисунки на с. 4. На каком из них показано устное общение, а на каком – письменное?

(Дети отвечают. Здесь можно сказать детям, что письменность появилась значительно позднее устной речи. Первыми изобретателями письма были древние египтяне, которые писали свои тексты иероглифами, т. е. фигурными знаками, рисунками, а такое письмо ученые называют иероглифическим. Следы такого письма в наше время сохранились в математике. Это знаки +, –, = и некоторые другие.

А вообще самым первым видом письма было предметное письмо. И чтобы передать какое-либо сообщение на далекие расстояния, использовали различные предметы. Например, существовала легенда о персидском царе Дарии I , который получил послание от скифов. Послание включало в себя четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец сказал, что ничего больше сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царем. Как же понять это послание скифов? Царь думал, что скифы отдают себя в его власть и в знак своей покорности принесли ему в дар землю, воду и небо, ведь мышь означает землю, лягушка – воду, птица – небо, а стрелы отказ скифов от сопротивления. Но один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание по-другому: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то погибните от наших стрел». Как потом оказалось, мудрец оказался прав.

Русский язык, как и все другие современные мировые языки, использует буквенное письмо, т. к. имеет алфавит. С помощью алфавитов устную речь мы переводим в письменную.)

4. Подведение итогов.

Подвести итоги урока можно чтением теоретического материала на стр. 5: «На уроках русского языка (как и на других предметах) вы учитесь не только говорить и писать, но также слушать и читать. Таким образом вы учитесь выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию». Это же можно передать своими словами.

Контроль и оценка результатов деятельности. Рефлексия.

Давайте подведём итоги. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— в мире существуют “бессловесные” языки

— русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира

— общение бывает письменное и устное

— язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек

— для развития человека необходимо общение с другими людьми

Мы с вами поставили цель в начале урока. Всё у нас получилось?

Смайлики. Выбрать и нарисовать на полях.

В конце урока целесообразно сообщить ученикам о тетрадях для контрольных и речеведческих работ, а также о необходимости завести словарики для записи слов, не поддающихся правилам русского языка, то есть словам, которые нужно запоминать.

6. Домашнее задание.

Стр.6 упр.6 списать+задание (номера предложений не пишем).

Дополнительное задание по желанию (для составления характеристики класса и выявлению индивидуальных особенностей учащихся): стр.8 упр.10. Выполняется устно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *