Что такое общение для детей

Что такое общение для детей

Практикующий социальный психолог. Работает со школьниками с 2007 года.

Как понять, что у ребёнка проблемы с общением

Может казаться, что у школьника всё хорошо: нормальные оценки, учителя не жалуются на поведение, одноклассники не обижают. И в то же время ребёнок несчастлив. Возможно, дело в том, что у него не получается завести себе друзей. Вот несколько признаков, по которым это легко понять:

Почему возникают проблемы с общением

Старшее поколение часто винит в этом гаджеты. На самом деле дети чаще всего используют смартфоны и планшеты как раз для общения: обсуждают видео в ТикТоке, делятся контентом, дискутируют в соцсетях.

И всё же бывают случаи, когда ребёнок предпочитает виртуальное общение потому, что в реальности ему трудно найти друзей. Происходить это может по разным причинам.

Причина 1. Застенчивость

Излишняя робость и нерешительность не позволяют ребёнку подойти и заговорить с другими детьми, поучаствовать в игре или ответить у доски.

Решение: Чтобы свободно сходиться с людьми, нужно преодолеть стеснительность. Для этого у ребёнка не должно быть проблем с самооценкой. Избежать их можно, если относиться к ребёнку внимательно, давать больше самостоятельности, регулярно замечать его успехи, а критиковать только по делу и конструктивно.

Поощряйте стремление ребёнка к общению, хвалите за смелость. И никогда не осуждайте его личные качества, только сам поступок. Одну и ту же информацию можно подать по-разному. Сравните: «Ты не сказал «спасибо», какой невоспитанный, мне за тебя стыдно!» или «А почему ты “спасибо” не сказал? Застеснялся? Не надо стесняться, а то можно подумать, будто ты плохо воспитан. Но это ведь не так, правда?». Второй вариант не навредит самооценке ребёнка.

Причина 2: Отношение в семье

«Молчи, когда взрослые разговаривают!» — ребёнок, который постоянно слышит такое, никогда не научиться общаться.

Решение: Разговаривайте с ребёнком на разные темы, интересуйтесь его мнением, просите рассказать об увиденном на прогулке или в кино. Ребёнку, с которым много общаются дома, будет проще разговаривать со сверстниками. А если его участие в каком-то разговоре нежелательно, объясните это мягко: «Мы обязательно всё обсудим с тобой после, но сейчас нам нужно поговорить отдельно».

Если вы поддерживаете добрые отношения с окружающими, приглашаете в гости друзей, заботливы и внимательны к близким — у вашего ребёнка сложатся правильные представления о том, как общаться с другими людьми. Прекрасные примеры дружбы можно найти в литературе и кино. Обсуждайте отношения героев и их поступки — правильно ли они поступают в тот или иной момент, и что бы сделал ребёнок на их месте.

Что такое общение для детей. Смотреть фото Что такое общение для детей. Смотреть картинку Что такое общение для детей. Картинка про Что такое общение для детей. Фото Что такое общение для детей

Причина 3. Отсутствие навыков общения

Другие дети сторонятся ребёнка, который не умеет вести себя в обществе: дерётся, отбирает вещи, кричит и не слушает других.

Решение: Такое поведение — повод задуматься, не копирует ли он кто-то из близких или из телевизора. В любом случае необходимо научить ребёнка общаться со сверстниками. Расскажите о правилах, которые надо соблюдать, чтобы другие дети хотели дружить с ним:

Эмпатия поможет ребёнку понять, что чувствуют другие, а эмоциональный интеллект позволит разобраться в собственных чувствах. Помогите ребёнку развить эти качества — они незаменимы для цивилизованного общения.

Причина 4. Неудачный опыт

Ребёнок попытался завязать новые знакомства, но столкнулся с грубостью или сам по неосторожности повёл себя нехорошо. Теперь он обижен, зол и отказывается общаться с другими детьми.

Решение: Подобные проблемы ребёнок должен научиться решать сам, но на первых порах ему понадобится помощь. Подробно обсудите произошедшее. Пусть он поймёт, что обида и гнев не помогут исправить положение. Объясните, кто, где и почему был неправ, и как избежать повторения ситуации.

Позволять ребёнку учиться на своих ошибках — не значит оставлять наедине с проблемой.

Причина 5. Неумение постоять за себя

Часто детей воспитывают с мыслью, что нужно быть послушным и добрым со всеми. Бывают ситуации, когда это может обернуться против ребёнка. Например, он не может противостоять агрессии других детей и ведётся на их подначки. В результате ребёнок разочаровывается в общении и предпочитает одиночество.

Решение: Ребёнок должен быть готов к тому, что не все дети будут относиться к нему хорошо. Оградить сына или дочь от всех неприятностей не получится, но можно научить правильно на них реагировать.

Научите ребёнка говорить «нет» в ситуациях, когда нарушают его границы или предлагают поучаствовать в сомнительных делах. Объясните, что на обзывательства лучше реагировать с юмором — это часто обескураживает обидчиков. И никогда не лезть в драку первым, но защищаться, если другого выхода нет.

Причина 6. Отсутствие круга общения

Никто из одноклассников не разделяет интересов ребёнка, или ему самому неинтересно общаться с ними.

Решение: Помогите ребёнку найти друзей в другом месте. Посещайте центры детского развития, театральные студии, секции и кружки — ребёнок лучше сойдётся с детьми, которые любят то же, что и он.

Держите дома игры, в которые можно играть компанией и приглашайте в гости детей, знакомьтесь с их родителями.

Главное — подбирайте круг общения ненавязчиво. Если ребёнку не хочется общаться с каким-нибудь мальчиком или девочкой — он имеет на это право.

Причина 7. Интроверсия

У ребёнка интровертивный тип личности: в шумных компаниях ему тревожно и некомфортно.

Решение: Интроверсия — это не проблема. Людям с таким характером приятно быть наедине с собой, они привыкли полагаться на себя и не нуждаются в постоянном общении. Если ваш ребёнок интроверт, не стоит заставлять его общаться с другими детьми — таким образом вы можете травмировать его психику.

Что такое общение для детей. Смотреть фото Что такое общение для детей. Смотреть картинку Что такое общение для детей. Картинка про Что такое общение для детей. Фото Что такое общение для детей

Что такое общение для детей. Смотреть фото Что такое общение для детей. Смотреть картинку Что такое общение для детей. Картинка про Что такое общение для детей. Фото Что такое общение для детей

Что такое общение для детей. Смотреть фото Что такое общение для детей. Смотреть картинку Что такое общение для детей. Картинка про Что такое общение для детей. Фото Что такое общение для детей

Что такое общение для детей. Смотреть фото Что такое общение для детей. Смотреть картинку Что такое общение для детей. Картинка про Что такое общение для детей. Фото Что такое общение для детей

Что такое общение для детей. Смотреть фото Что такое общение для детей. Смотреть картинку Что такое общение для детей. Картинка про Что такое общение для детей. Фото Что такое общение для детей

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Что такое общение для детей. Смотреть фото Что такое общение для детей. Смотреть картинку Что такое общение для детей. Картинка про Что такое общение для детей. Фото Что такое общение для детейЧто такое общение для детей. Смотреть фото Что такое общение для детей. Смотреть картинку Что такое общение для детей. Картинка про Что такое общение для детей. Фото Что такое общение для детейПопробовать бесплатно

Источник

Общение детей дошкольного возраста

Что такое общение для детей. Смотреть фото Что такое общение для детей. Смотреть картинку Что такое общение для детей. Картинка про Что такое общение для детей. Фото Что такое общение для детей Людмила Кутепова
Общение детей дошкольного возраста

Определение общения необходимо, в первую очередь, потому, что сам термин широко употребляется в русской бытовой повседневной речи, где имеет интуитивно понимаемое, но научно не определенное значение. Такое определение требуется еще и потому, что в научной литературе смысл термина «общение» зависит от теоретических позиций исследователей, которые его употребляют. [5]

Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б. Д. Парыгин, И. С. Кон, психолингвистов (А. А. Леонтьев, специалистов по социальной психологии (Б. Ф. Поршнев, Г. М. Андреева, детской и возрастной психологии (В. С. Мухина, Я. Л. Коломинский). Однако разные исследователи вкладывают в понятие общения далеко не одинаковый смысл.

Так, Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу; М. С. Каган считает правомерным говорить об общении человека с природой и с самим собой.

Одни исследователи (Г. А. Балл, В. Н. Брановицкий, А. М. Довгчлло) признают реальность взаимоотношений человека с машиной, в то время как другие полагают, что «разговор об общении с неодушевленными предметами (например, с ЭВМ) имеет только метафорический смысл». Известно, что и за рубежом предложено множество дефиниций общения. Так, ссылаясь на данные Д. Денса, А. А. Леонтьева сообщает, что только в англоязычной литературе уже к 1969 году было предложено 96 предложений понятия общения. [9]

Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания. [2]

Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Для общения характерно также то, что здесь каждый участник выступает как личность, а не как физический предмет, «тело». [3] Обследование врачом пациента, находящегося в бессознательном состоянии, не общение. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв. На эту особенность общения обращают внимание А. А. Бодалев, Е. О. Смирнова и другие психологи. На этом основании Б. Ф. Ломов утверждает, что «общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты»,и чуть дальше: «Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект». Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Мы согласны со всеми, кто подчеркивает, что общение есть не просто действие,но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Данный подход представлен в работах Ч. Осгуда, Дж. Миллера, Г. М. Андреевой, Ю. А. Шерковина и других. Это системно-коммуникативно-информационный подход.

Другой распространенный подход к общению, рассматривая его как психологическую категорию, мы интерпретируем его как деятельность, и потому синонимом общения является для нас термин коммуникативная деятельность.

Следовательно, существует несколько подходов к пониманию общения. Наиболее целесообразно рассматривать общение как неразрывное единство общения и деятельности. [3]

Разработано несколько неодинаковых теорий деятельности. Наибольшее признание из них получили концепции С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н Леонтьева.

Наиболее универсальное средство человеческого общения – язык и речь. Язык – это основная система, при помощи которой мы кодируем информацию, и является основным инструментом коммуникации. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самопознание личности. Язык существует и реализуется через речь.

В речевом общении имеют значение такие особенности,как:

Значение, смысл слов, фраз. Играют важную роль точность употребления слов, его выразительность, доступность, правильность произношения звуков, гибкость и выразительность интонации.

Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция голоса, тональность, ритм, тембр, интонация, дикция.

Выразительные качества голоса.

К неречевому воздействию относятся мимика, пантомимика, жесты, также расстояние, на котором общаются собеседники [24].

Монологическое общение предусматривает межличностное общение неравноправных, не обладающих равной активностью партнеров. Диалог, напротив, предполагает сопрягаемость и одновременность действий; сменяемость позиций воздействующего и отражающего, взаимную интеллектуально-волевую активность; обменный характер действий. [24]

Выделяется две разновидности монологического общения: императив и манипуляция.

Ролевое общение предполагает ту или иную форму регламентации содержания, средств общения; общение осуществляется с позиций соответствующих социальных ролей. Личностное общение возможно при знании личности партнера, умении предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение [24].

Ритуальное общение – чаще всего пролог к построению отношений,однако оно может выполнять и самостоятельные функции в жизни современного человека: укрепление психологической связи с группой, повышение самооценки, демонстрация своих установок и ценностей, то есть в ритуальном общении человек подтверждает свое существование в качестве члена общества той или иной важной группы. По своей сути оно ролевое. Отличительная особенность ритуальных отношений состоит в их безличности.

Диалогическое общение – это равноправное субъект субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению.

Отношения, на которые социальные нормы и правила оказывают не выраженное, косвенное влияние можно охарактеризовать как непосредственное, контактные, а тип общения их создающего – межличностным типом общения.

Общение мальчиков и девочек в рамках дошкольного возраста «Психолого – педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста» на тему: «Общение мальчиков и девочек в рамках дошкольного.

Активизирующее общение с детьми Активизирующее общение воспитателя с детьми Подвести детей к самостоятельному, творческому применению обогащенного реального и игрового.

Мастер-класс: Эмоционально-личностное развитие детей через общение со сверстниками и организация предметно-развивающей среды Цель: Раскрыть значение эмоционально-личностного развития детей в общении со сверстниками. Познакомить педагогов с разнообразием организации.

Общение дошкольников со сверстниками Общение дошкольников со сверстниками. В настоящее время тема общения дошкольников со сверстниками является весьма актуальной, так как в.

Общение воспитателя с родителями Структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка в игровой деятельности состоит из трех блоков:.

Общение воспитателя с родителями воспитанников Устный журнал для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов.

Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста и роль детского дошкольного учреждения в их коррекции По данным мировой статистики, в последние годы число речевых расстройств в детском возрасте растет, в связи с чем актуальность профилактики.

Система работы дошкольного образовательного учреждения по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста В Федеральном государственном стандарте основного общего образования указывается на необходимость формирования «патриотизма, основанного.

Источник

Занятие с детьми на тему: «Общение».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Понятие: Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информаций познавательного или оценочного характера.

Задачи: обсудить признаки плохого и хорошего умения слушать; отработать умение хорошо слушать; продемонстрировать ученикам необходимость гибкости в общении.

Материалы: карточки с ключевым словом; журнальные иллюстрации, рисунки, фотографии разговаривающих людей.

Словарь: общение – это процесс, с помощью которого один человек (посылающий сообщение) что-то сообщает другому (получающему сообщение) с намерением получить ответ или передать информацию; вербальное общение – включает слова, которые мы произносим, и тон нашего голоса; невербальное общение – это язык тела: выражение лица, позы, жесты; эффективное общение – предполагает, что посылающий и получатель сообщения интерпретируют его одинаково.

Вводное упражнение «Аборигены».

Упражнение проводится по принципу детской игры «Испорченный телефон». Участвует 5–6 человек. Первому дается информация: «Аборигены островов Малайзии, отправляясь утром на охоту, заламывают ветки кустарника, полагая, что эти действия задержат солнце на небе и им удастся вернуться засветло».

Первый передает данную информацию второму, второй – третьему и т. д. Все остальные играют роль арбитров. Их задача – оценить, кто из участников упражнения наиболее точно передал информацию, на каком участнике произошел сбой в передаваемой информации. После того как последний участник воспроизвел услышанное, ведущий предлагает прослушать первоначальный вариант заданной информации, а арбитрам – оценить участников.

Рекомендации. Обсудите с учащимися высказывание: «Бог дал человеку два уха – и только один рот для того, чтобы человек слышал вдвое больше того, что говорит» (Эпиктесус Стоик, две тысячи лет тому назад).

Учитель. Люди преимущественно социальные существа и большую часть времени проводят вместе. Поэтому важно научиться ладить с людьми и уметь себя вести в различных ситуациях. Некоторые социальные навыки особенно помогают людям эффективно общаться.

Один из основных навыков общения – это умение слушать собеседника.

Упражнение «Портрет человека слушающего».

Учитель делит класс на малые группы по 2–5 человек и раздает по 5–6 картинок с изображением разговаривающих людей на группу.

Попросите учеников с помощью поз, жестов, мимики изобразить, как они слушают друг друга, учителя, родителей.

Обсудите, как выглядят люди, которые не хотят слушать собеседника.

Учитель подводит итог, записав на доске признаки плохого и хорошего умения слушать.

Признаки плохого умения слушать:

занятие посторонними делами;

взгляды на часы, в сторону, зевание и т. д.;

переход к рассказу о собственных делах;

возражения, до того как собеседник изложил все до конца.

Умение хорошо слушать включает 3 этапа:

Учитель делит учащихся на малые группы по три человека. Распределяет роли: один учащийся из группы играет роль говорящего, другой – слушающего, третий – наблюдающего за первыми двумя.

Учитель раздает каждой группе по 4–6 карточек с ключевыми словами. (Карточки готовятся заранее, на каждой из них пишется по одному слову на любую из тем: телевидение, животные, домашняя работа, спорт, еда и др.) У каждой группы могут быть одинаковые темы.

Говорящий берет карточку и рассказывает, например, о каком-то событии. Ему необходимо сказать хотя бы одно предложение по теме. Слушающий запоминает услышанное, чтобы повторить предложение. Наблюдающий решает, насколько верно по смыслу слушатель повторил предложение.

Затем по сигналу учителя члены тройки меняются ролями дважды, для того чтобы каждый из учеников побыл в роли говорящего, слушающего и наблюдающего.

Упражнение «Приглашение и отказ».

Для упражнения необходимо приготовить два чистых листа бумаги.

1-й этап упражнения.

Учитель просит учеников записать на одном листе бумаги формулировку возможного отказа на предложение поиграть.

Затем просит загнуть часть листа с ответом и отдать соседу слева, для того чтобы он добавил другой способ отказа на том листе, который только что получил.

Далее по кругу каждый записывает свой вариант отказа.

Учитель просит нескольких учащихся зачитать вслух отказы, которые написаны у них на листе.

Обсудите с учащимися, как бы они почувствовали себя, если один или несколько таких отказов были бы сказаны им.

2-й этап упражнения.

Учитель просит учеников записать на втором листе бумаги один из способов приглашения кого-нибудь поиграть.

Затем просит загнуть часть листа с ответом и отдать соседу слева, для того чтобы он добавил другой способ приглашения на том листе, который только что получил.

Далее по кругу каждый записывает свой вариант приглашения.

Учитель просит нескольких учащихся прочитать вслух, что у них в итоге получилось.

Обсудите с учащимися следующие вопросы:

Как приглашение произносится? Тепло? Дружелюбно?

Какой при этом голос? Громкий? Мягкий?

Какие слова подбираются?

Если бы люди говорили так с вами, что бы вы чувствовали?

Перед началом следующего упражнения учитель зачитывает притчу «Посещение глухим больного соседа».

ПОСЕЩЕНИЕ ГЛУХИМ БОЛЬНОГО СОСЕДА

«Зазнался ты! – глухому говорят. –

Сосед твой болен много дней подряд!»

Глухой подумал: «Глух я! Как пойму

Болящего? Что я скажу ему?

Нет выхода. Не знаю, как и быть,

Но я его обязан навестить.

Пусть я глухой, но сведущ и неглуп;

Его пойму я по движенью губ.

«Как здравие?» – спрошу его сперва.

«Мне лучше!» – воспоследуют слова.

«И слава богу! – я скажу в ответ. –

Что ел ты?» Молвит: «Кашу иль шербет».

Скажу: «Ешь пищу эту! Польза в ней!

А кто к тебе приходит из врачей?»

Тут он врача мне имя назовет.

Скажу: «Благословляй его приход!

Как за тебя я радуюсь, мой друг!

Сей лекарь уврачует твой недуг».

Так подготовив дома разговор,

Глухой пришел к болящему во двор.

С улыбкой он шагнул к нему в жилье,

Спросил: «Ну, друг, как здравие твоё?»

«Я умираю. » – простонал больной.

«И слава богу!» – отвечал глухой.

Похолодел больной от этих слов,

Сказал: «Он – худший из моих врагов!»

Глухой движенье губ его следил,

По-своему всё понял и спросил:

«Что кушал ты?» Больной ответил: «Яд!»

«Полезно это! Ешь побольше, брат!

Ну расскажи мне о твоих врачах».

«Уйди, мучитель, – Азраил в дверях!»

Глухой воскликнул: «Радуйся, мой друг!

Сей лекарь уврачует твой недуг!»

Ушел глухой и весело сказал:

«Его я добрым словом поддержал.

От умиленья плакал человек:

Он будет благодарен мне весь век».

В его душе бездонный адский мрак!»

Вот как обрел душевный мир глухой,

Уверенный, что долг исполнил свой.

Предварительно готовится список тем для интервью:

Мое домашнее животное.

Учитель разбивает учеников на пары и просит их индивидуально подготовить вопросы для интервью по выбранной теме.

Учащиеся ставятся в известность, что можно задавать как заготовленные, так и возникающие непосредственно во время интервью вопросы.

Затем в парах ученики берут интервью друг у друга по очереди.

Классная дискуссия по вопросам:

– Были ли все приготовленные вопросы использованы без изменений? Почему?

– Важно ли проводить гибкое интервью, а не следовать только заранее заготовленным вопросам? Почему?

Источник

Что такое общение?

Презентация к уроку

“Самая большая роскошь – это роскошь
человеческого общения”.
(А. Экзюпери)

1. Организационный момент

— Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроках общения, чем эти уроки могут быть полезны для вас и сегодня, и вашей будущей жизни?

Учащиеся высказывают свои предположения. Откорректировать и обобщить ответы.

— Как вы понимаете мысль Экзюпери? (Ответы ребят).

— Что такое общение? (Ответы ребят). Обратимся к словарю. (Слайд 2)

Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. И если мы заглянем в толковый словарь В. Даля, то узнаем, что слово “общаться” означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия. Вот видите, как много синонимов в русском языке, как богат и разнообразен наш родной язык. Язык необходим, чтобы люди могли общаться.

2. Работа по теме

— Подумайте о том, как, с помощью каких средств происходит общение между людьми.

Подвести к мысли о том, что средства общения чаще всего бывают вербальными (словесными). (Слайд 3)

— Если в речи не хватает каких-то слов, она становится непонятной для слушателей. Такой пример приводит детская поэтесса А.Л. Барто в своём стихотворении “Сильное кино”:

Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
— Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Он был с ней заодно.
Ух, сильное кино!
Нет, видно я ещё мала:
Я ничего не поняла.

— Почему же не поняла сестричка рассказ брата?

Обобщить: он пытается рассказать о фильме. О действиях героев, за которых он переживал. Пробует рассказать и не может – не хватает слов (вместо глаголов употребляет слова-заменители).

— А что ещё помогает ему передать содержание? (Жесты, мимика, интонация – это невербальные средства общения). (Щелчок Слайд 3)

— Есть язык, состоящий из слов. А есть язык, состоящий из движений нашего тела. Тело человека выражает то, какой он сейчас: бодрый или усталый, весёлый или грустный, рассерженный или доброжелательный. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?

• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

• наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

— Хотите научиться языку без слов?

3. Практикум общения

— Выражение лица без слов рассказывает нам о чувствах и настроении человека. Этот язык лица называется мимикой.

Задание “Угадай эмоцию”

В течение 2-3 минут ребята по цепочке называют известные им эмоции, затем отгадывают. (Слайды 4-8)

— Речь могут заменять жесты. В каждом сообществе людей есть жесты, понятные всем.

— Рукопожатие выражает доброжелательные, дружеские отношения между людьми. (Слайд 11)

— Вот девочка без слов, жестами подзывает к себе малыша, и он прекрасно понимает язык её рук. (Слайд 12)

— Вот человек поднял приветственно руку. И этот жест нам понятен. (Слайд 13)

— Какие ещё общепринятые, понятные многим людям жесты вы знаете?

Задание “Угадай эмоцию” (Работа в парах)

— Догадайтесь, какое настроение, эмоциональное состояние передают жесты. Соедините чертой рисунки и походящие названия. (Проверка. Слайд 14).

Упражнение “Изобрази пословицу”

Участники работают в командах по 3-4 человека. Они задумывают пословицу и изображают её с помощью жестов и мимики. Члены других команд должны угадать.

Пословицы должны быть известными. При затруднении предложить набор пословиц.

— О чём же будут уроки общения?

— Что мы будем узнавать, чему учиться?

Литература.

1. Аржакаева Т. А., Вачков И. В., Попова А. Х. Психологическая азбука. Начальная школа. (Третий год обучения). /под ред. И. В. Вачкова – М.: Издательство “Ось-89”, 2005.

2. Левинштейн М. М. Уроки общения в 5-6 классах. Методическое пособие к курсу “Мир общения”. – Брянск: Издательство БГПУ, 1997.

3. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения / авт.-сост. Е. Д. Шваб, Н. П. Пудикова. – Волгоград: Учитель, 2008.

4. Шемшурина А. И. Этические диалоги с учениками 5-6 классов.– М.:Школа-Пресс,1998. (“Воспитание школьников”. Библиотека журнала. Вып.4).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *