Что такое общение простыми словами для детей
Что такое общение?
Презентация к уроку
“Самая большая роскошь – это роскошь
человеческого общения”.
(А. Экзюпери)
1. Организационный момент
— Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроках общения, чем эти уроки могут быть полезны для вас и сегодня, и вашей будущей жизни?
Учащиеся высказывают свои предположения. Откорректировать и обобщить ответы.
— Как вы понимаете мысль Экзюпери? (Ответы ребят).
— Что такое общение? (Ответы ребят). Обратимся к словарю. (Слайд 2)
Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. И если мы заглянем в толковый словарь В. Даля, то узнаем, что слово “общаться” означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия. Вот видите, как много синонимов в русском языке, как богат и разнообразен наш родной язык. Язык необходим, чтобы люди могли общаться.
2. Работа по теме
— Подумайте о том, как, с помощью каких средств происходит общение между людьми.
Подвести к мысли о том, что средства общения чаще всего бывают вербальными (словесными). (Слайд 3)
— Если в речи не хватает каких-то слов, она становится непонятной для слушателей. Такой пример приводит детская поэтесса А.Л. Барто в своём стихотворении “Сильное кино”:
Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
— Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Он был с ней заодно.
Ух, сильное кино!
Нет, видно я ещё мала:
Я ничего не поняла.
— Почему же не поняла сестричка рассказ брата?
Обобщить: он пытается рассказать о фильме. О действиях героев, за которых он переживал. Пробует рассказать и не может – не хватает слов (вместо глаголов употребляет слова-заменители).
— А что ещё помогает ему передать содержание? (Жесты, мимика, интонация – это невербальные средства общения). (Щелчок Слайд 3)
— Есть язык, состоящий из слов. А есть язык, состоящий из движений нашего тела. Тело человека выражает то, какой он сейчас: бодрый или усталый, весёлый или грустный, рассерженный или доброжелательный. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?
• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;
• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;
• наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.
— Хотите научиться языку без слов?
3. Практикум общения
— Выражение лица без слов рассказывает нам о чувствах и настроении человека. Этот язык лица называется мимикой.
Задание “Угадай эмоцию”
В течение 2-3 минут ребята по цепочке называют известные им эмоции, затем отгадывают. (Слайды 4-8)
— Речь могут заменять жесты. В каждом сообществе людей есть жесты, понятные всем.
— Рукопожатие выражает доброжелательные, дружеские отношения между людьми. (Слайд 11)
— Вот девочка без слов, жестами подзывает к себе малыша, и он прекрасно понимает язык её рук. (Слайд 12)
— Вот человек поднял приветственно руку. И этот жест нам понятен. (Слайд 13)
— Какие ещё общепринятые, понятные многим людям жесты вы знаете?
Задание “Угадай эмоцию” (Работа в парах)
— Догадайтесь, какое настроение, эмоциональное состояние передают жесты. Соедините чертой рисунки и походящие названия. (Проверка. Слайд 14).
Упражнение “Изобрази пословицу”
Участники работают в командах по 3-4 человека. Они задумывают пословицу и изображают её с помощью жестов и мимики. Члены других команд должны угадать.
Пословицы должны быть известными. При затруднении предложить набор пословиц.
— О чём же будут уроки общения?
— Что мы будем узнавать, чему учиться?
Литература.
1. Аржакаева Т. А., Вачков И. В., Попова А. Х. Психологическая азбука. Начальная школа. (Третий год обучения). /под ред. И. В. Вачкова – М.: Издательство “Ось-89”, 2005.
2. Левинштейн М. М. Уроки общения в 5-6 классах. Методическое пособие к курсу “Мир общения”. – Брянск: Издательство БГПУ, 1997.
3. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения / авт.-сост. Е. Д. Шваб, Н. П. Пудикова. – Волгоград: Учитель, 2008.
4. Шемшурина А. И. Этические диалоги с учениками 5-6 классов.– М.:Школа-Пресс,1998. (“Воспитание школьников”. Библиотека журнала. Вып.4).
Занятие с детьми на тему: «Общение».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Понятие: Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информаций познавательного или оценочного характера.
Задачи: обсудить признаки плохого и хорошего умения слушать; отработать умение хорошо слушать; продемонстрировать ученикам необходимость гибкости в общении.
Материалы: карточки с ключевым словом; журнальные иллюстрации, рисунки, фотографии разговаривающих людей.
Словарь: общение – это процесс, с помощью которого один человек (посылающий сообщение) что-то сообщает другому (получающему сообщение) с намерением получить ответ или передать информацию; вербальное общение – включает слова, которые мы произносим, и тон нашего голоса; невербальное общение – это язык тела: выражение лица, позы, жесты; эффективное общение – предполагает, что посылающий и получатель сообщения интерпретируют его одинаково.
Вводное упражнение «Аборигены».
Упражнение проводится по принципу детской игры «Испорченный телефон». Участвует 5–6 человек. Первому дается информация: «Аборигены островов Малайзии, отправляясь утром на охоту, заламывают ветки кустарника, полагая, что эти действия задержат солнце на небе и им удастся вернуться засветло».
Первый передает данную информацию второму, второй – третьему и т. д. Все остальные играют роль арбитров. Их задача – оценить, кто из участников упражнения наиболее точно передал информацию, на каком участнике произошел сбой в передаваемой информации. После того как последний участник воспроизвел услышанное, ведущий предлагает прослушать первоначальный вариант заданной информации, а арбитрам – оценить участников.
Рекомендации. Обсудите с учащимися высказывание: «Бог дал человеку два уха – и только один рот для того, чтобы человек слышал вдвое больше того, что говорит» (Эпиктесус Стоик, две тысячи лет тому назад).
Учитель. Люди преимущественно социальные существа и большую часть времени проводят вместе. Поэтому важно научиться ладить с людьми и уметь себя вести в различных ситуациях. Некоторые социальные навыки особенно помогают людям эффективно общаться.
Один из основных навыков общения – это умение слушать собеседника.
Упражнение «Портрет человека слушающего».
Учитель делит класс на малые группы по 2–5 человек и раздает по 5–6 картинок с изображением разговаривающих людей на группу.
Попросите учеников с помощью поз, жестов, мимики изобразить, как они слушают друг друга, учителя, родителей.
Обсудите, как выглядят люди, которые не хотят слушать собеседника.
Учитель подводит итог, записав на доске признаки плохого и хорошего умения слушать.
Признаки плохого умения слушать:
занятие посторонними делами;
взгляды на часы, в сторону, зевание и т. д.;
переход к рассказу о собственных делах;
возражения, до того как собеседник изложил все до конца.
Умение хорошо слушать включает 3 этапа:
Учитель делит учащихся на малые группы по три человека. Распределяет роли: один учащийся из группы играет роль говорящего, другой – слушающего, третий – наблюдающего за первыми двумя.
Учитель раздает каждой группе по 4–6 карточек с ключевыми словами. (Карточки готовятся заранее, на каждой из них пишется по одному слову на любую из тем: телевидение, животные, домашняя работа, спорт, еда и др.) У каждой группы могут быть одинаковые темы.
Говорящий берет карточку и рассказывает, например, о каком-то событии. Ему необходимо сказать хотя бы одно предложение по теме. Слушающий запоминает услышанное, чтобы повторить предложение. Наблюдающий решает, насколько верно по смыслу слушатель повторил предложение.
Затем по сигналу учителя члены тройки меняются ролями дважды, для того чтобы каждый из учеников побыл в роли говорящего, слушающего и наблюдающего.
Упражнение «Приглашение и отказ».
Для упражнения необходимо приготовить два чистых листа бумаги.
1-й этап упражнения.
Учитель просит учеников записать на одном листе бумаги формулировку возможного отказа на предложение поиграть.
Затем просит загнуть часть листа с ответом и отдать соседу слева, для того чтобы он добавил другой способ отказа на том листе, который только что получил.
Далее по кругу каждый записывает свой вариант отказа.
Учитель просит нескольких учащихся зачитать вслух отказы, которые написаны у них на листе.
Обсудите с учащимися, как бы они почувствовали себя, если один или несколько таких отказов были бы сказаны им.
2-й этап упражнения.
Учитель просит учеников записать на втором листе бумаги один из способов приглашения кого-нибудь поиграть.
Затем просит загнуть часть листа с ответом и отдать соседу слева, для того чтобы он добавил другой способ приглашения на том листе, который только что получил.
Далее по кругу каждый записывает свой вариант приглашения.
Учитель просит нескольких учащихся прочитать вслух, что у них в итоге получилось.
Обсудите с учащимися следующие вопросы:
Как приглашение произносится? Тепло? Дружелюбно?
Какой при этом голос? Громкий? Мягкий?
Какие слова подбираются?
Если бы люди говорили так с вами, что бы вы чувствовали?
Перед началом следующего упражнения учитель зачитывает притчу «Посещение глухим больного соседа».
ПОСЕЩЕНИЕ ГЛУХИМ БОЛЬНОГО СОСЕДА
«Зазнался ты! – глухому говорят. –
Сосед твой болен много дней подряд!»
Глухой подумал: «Глух я! Как пойму
Болящего? Что я скажу ему?
Нет выхода. Не знаю, как и быть,
Но я его обязан навестить.
Пусть я глухой, но сведущ и неглуп;
Его пойму я по движенью губ.
«Как здравие?» – спрошу его сперва.
«Мне лучше!» – воспоследуют слова.
«И слава богу! – я скажу в ответ. –
Что ел ты?» Молвит: «Кашу иль шербет».
Скажу: «Ешь пищу эту! Польза в ней!
А кто к тебе приходит из врачей?»
Тут он врача мне имя назовет.
Скажу: «Благословляй его приход!
Как за тебя я радуюсь, мой друг!
Сей лекарь уврачует твой недуг».
Так подготовив дома разговор,
Глухой пришел к болящему во двор.
С улыбкой он шагнул к нему в жилье,
Спросил: «Ну, друг, как здравие твоё?»
«Я умираю. » – простонал больной.
«И слава богу!» – отвечал глухой.
Похолодел больной от этих слов,
Сказал: «Он – худший из моих врагов!»
Глухой движенье губ его следил,
По-своему всё понял и спросил:
«Что кушал ты?» Больной ответил: «Яд!»
«Полезно это! Ешь побольше, брат!
Ну расскажи мне о твоих врачах».
«Уйди, мучитель, – Азраил в дверях!»
Глухой воскликнул: «Радуйся, мой друг!
Сей лекарь уврачует твой недуг!»
Ушел глухой и весело сказал:
«Его я добрым словом поддержал.
От умиленья плакал человек:
Он будет благодарен мне весь век».
В его душе бездонный адский мрак!»
Вот как обрел душевный мир глухой,
Уверенный, что долг исполнил свой.
Предварительно готовится список тем для интервью:
Мое домашнее животное.
Учитель разбивает учеников на пары и просит их индивидуально подготовить вопросы для интервью по выбранной теме.
Учащиеся ставятся в известность, что можно задавать как заготовленные, так и возникающие непосредственно во время интервью вопросы.
Затем в парах ученики берут интервью друг у друга по очереди.
Классная дискуссия по вопросам:
– Были ли все приготовленные вопросы использованы без изменений? Почему?
– Важно ли проводить гибкое интервью, а не следовать только заранее заготовленным вопросам? Почему?
Консультация для детей «Общение и взаимопонимание»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края
«Гулькевичский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
«Общение и взаимопонимание»
Консультация по теме: «Общение и взаимопонимание»
Цель: развивать у детей коммуникативные навыки, способность видеть и понимать других людей.
1. Расширить знания воспитанников о роли общения и взаимопонимания в жизни человека.
2. Создать благоприятную обстановку для развития навыков общения.
3. Развивать культуру общения в различных ситуациях с взрослыми и сверстниками.
Материал к консультации
Дорогие ребята! Ни для кого не секрет, что в общении ценится умение понимать друг друга, причем не только с помощью слов, но и с помощью жестов, мимики.
Любое общение начинается с приветствия и умения расположить к себе собеседника.
Что такое общение? Общение – это обмен информацией, это связь между людьми, во время которого возникает контакт. Общение необходимо человеку. Мы общается по телефону, с помощью писем, по интернету. Общаясь, мы не задумываемся, что во время общения воспринимаем человека, взаимодействие с ним при помощи слов, жестов, мимики.
Сплетня – это информация, основанная на неточных или заведомо неверных, ложных сведениях. Как вы думаете, насколько она мешает нам понимать друг друга?
Если человек ничего хорошего не может сказать о себе, а сказать хочется, он начинает говорить плохое о других.
Взаимопонимание – это согласие, то есть общие или близкие взгляды на жизнь, на отдельные ситуации, поступки и так далее. Взаимопонимание возникает тогда, когда есть желание договариваться перед тем, как действовать, стремление принимать решения совместно.
Взаимопонимание проявляется и в умении не создавать конфликтов при общении, не вызывать неприязненного к себе отношения и в желании жить без личных врагов. Взаимопонимание есть, как правило, у друзей и товарищей (по учебе и по увлечениям).
Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом. Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мёртвая?
— Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит. Если он скажет живая — я сомкну ладони, и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.
Так всё и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?»
Пристально глядя в глаза, мудрец сказал: «Все в твоих руках».
Поэтому и вам ребята хочу сказать, что все в наших руках. От того каким будет ваше общение друг с другом, насколько будете вы дружны, зависит от каждого из вас. Для того чтобы общение было приятным, интересным, приносило только радость – научитесь понимать друг друга, учитывать мнение других, учитесь слушать.
Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражаются на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
Общение детей дошкольного возраста
Людмила Кутепова
Общение детей дошкольного возраста
Определение общения необходимо, в первую очередь, потому, что сам термин широко употребляется в русской бытовой повседневной речи, где имеет интуитивно понимаемое, но научно не определенное значение. Такое определение требуется еще и потому, что в научной литературе смысл термина «общение» зависит от теоретических позиций исследователей, которые его употребляют. [5]
Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б. Д. Парыгин, И. С. Кон, психолингвистов (А. А. Леонтьев, специалистов по социальной психологии (Б. Ф. Поршнев, Г. М. Андреева, детской и возрастной психологии (В. С. Мухина, Я. Л. Коломинский). Однако разные исследователи вкладывают в понятие общения далеко не одинаковый смысл.
Так, Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу; М. С. Каган считает правомерным говорить об общении человека с природой и с самим собой.
Одни исследователи (Г. А. Балл, В. Н. Брановицкий, А. М. Довгчлло) признают реальность взаимоотношений человека с машиной, в то время как другие полагают, что «разговор об общении с неодушевленными предметами (например, с ЭВМ) имеет только метафорический смысл». Известно, что и за рубежом предложено множество дефиниций общения. Так, ссылаясь на данные Д. Денса, А. А. Леонтьева сообщает, что только в англоязычной литературе уже к 1969 году было предложено 96 предложений понятия общения. [9]
Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания. [2]
Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.
Для общения характерно также то, что здесь каждый участник выступает как личность, а не как физический предмет, «тело». [3] Обследование врачом пациента, находящегося в бессознательном состоянии, не общение. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв. На эту особенность общения обращают внимание А. А. Бодалев, Е. О. Смирнова и другие психологи. На этом основании Б. Ф. Ломов утверждает, что «общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты»,и чуть дальше: «Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект». Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Мы согласны со всеми, кто подчеркивает, что общение есть не просто действие,но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
Данный подход представлен в работах Ч. Осгуда, Дж. Миллера, Г. М. Андреевой, Ю. А. Шерковина и других. Это системно-коммуникативно-информационный подход.
Другой распространенный подход к общению, рассматривая его как психологическую категорию, мы интерпретируем его как деятельность, и потому синонимом общения является для нас термин коммуникативная деятельность.
Следовательно, существует несколько подходов к пониманию общения. Наиболее целесообразно рассматривать общение как неразрывное единство общения и деятельности. [3]
Разработано несколько неодинаковых теорий деятельности. Наибольшее признание из них получили концепции С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н Леонтьева.
Наиболее универсальное средство человеческого общения – язык и речь. Язык – это основная система, при помощи которой мы кодируем информацию, и является основным инструментом коммуникации. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самопознание личности. Язык существует и реализуется через речь.
В речевом общении имеют значение такие особенности,как:
Значение, смысл слов, фраз. Играют важную роль точность употребления слов, его выразительность, доступность, правильность произношения звуков, гибкость и выразительность интонации.
Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция голоса, тональность, ритм, тембр, интонация, дикция.
Выразительные качества голоса.
К неречевому воздействию относятся мимика, пантомимика, жесты, также расстояние, на котором общаются собеседники [24].
Монологическое общение предусматривает межличностное общение неравноправных, не обладающих равной активностью партнеров. Диалог, напротив, предполагает сопрягаемость и одновременность действий; сменяемость позиций воздействующего и отражающего, взаимную интеллектуально-волевую активность; обменный характер действий. [24]
Выделяется две разновидности монологического общения: императив и манипуляция.
Ролевое общение предполагает ту или иную форму регламентации содержания, средств общения; общение осуществляется с позиций соответствующих социальных ролей. Личностное общение возможно при знании личности партнера, умении предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение [24].
Ритуальное общение – чаще всего пролог к построению отношений,однако оно может выполнять и самостоятельные функции в жизни современного человека: укрепление психологической связи с группой, повышение самооценки, демонстрация своих установок и ценностей, то есть в ритуальном общении человек подтверждает свое существование в качестве члена общества той или иной важной группы. По своей сути оно ролевое. Отличительная особенность ритуальных отношений состоит в их безличности.
Диалогическое общение – это равноправное субъект субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению.
Отношения, на которые социальные нормы и правила оказывают не выраженное, косвенное влияние можно охарактеризовать как непосредственное, контактные, а тип общения их создающего – межличностным типом общения.
Общение мальчиков и девочек в рамках дошкольного возраста «Психолого – педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста» на тему: «Общение мальчиков и девочек в рамках дошкольного.
Активизирующее общение с детьми Активизирующее общение воспитателя с детьми Подвести детей к самостоятельному, творческому применению обогащенного реального и игрового.
Мастер-класс: Эмоционально-личностное развитие детей через общение со сверстниками и организация предметно-развивающей среды Цель: Раскрыть значение эмоционально-личностного развития детей в общении со сверстниками. Познакомить педагогов с разнообразием организации.
Общение дошкольников со сверстниками Общение дошкольников со сверстниками. В настоящее время тема общения дошкольников со сверстниками является весьма актуальной, так как в.
Общение воспитателя с родителями Структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка в игровой деятельности состоит из трех блоков:.
Общение воспитателя с родителями воспитанников Устный журнал для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов.
Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста и роль детского дошкольного учреждения в их коррекции По данным мировой статистики, в последние годы число речевых расстройств в детском возрасте растет, в связи с чем актуальность профилактики.
Система работы дошкольного образовательного учреждения по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста В Федеральном государственном стандарте основного общего образования указывается на необходимость формирования «патриотизма, основанного.