Что такое общепроизводственные расходы общехозяйственные расходы

Работа с общепроизводственными расходами

Предприятие, производящее ту или иную продукцию, вкладывает в это определенные средства. Важным понятием в образовании прибыли и рентабельности деятельности предприятия является себестоимость продукции. Средства, которые вкладываются в общую организацию производства, управление им, обслуживание и т.п., составляют значительную часть формируемой себестоимости.

Рассмотрим, что входит в состав общехозяйственных расходов (ОПР), каких разновидностей они могут быть, как производить их учет, на основе чего происходит списание. Основные нюансы, касающиеся общехозяйственных расходов на производстве, проанализируем в этой статье.

Общепроизводственные расходы в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Что такое общепроизводственные расходы

Производство продукции предусматривает прямые траты (на сырье, оборудование, оплату наемного труда и т.п.), а также косвенные расходы. Помимо затрат непосредственно на изготовление продукции, средства нужно потратить на саму организацию этого процесса, им нужно непрерывно управлять, регулировать его, причем на всех производственных уровнях (руководство бригадой, цехом, отделением, участком, линией и т.п.).

Средства, затрачиваемые на организацию процесса производства и управление им во всех структурных подразделениях организации, считают общепроизводственными расходами. Ранее этот вид трат носил наименование «цеховые расходы».

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Национальная система бухучета в современной ситуации постепенно приводится к международным рыночным стандартам. С этим связан и пересмотр механизмов формирования ОПР в отечественном бухгалтерском учете. В данной статье мы рассматриваем только актуальные на сегодня положения.

Состав общепроизводственных расходов

Расходы, которые Правила бухгалтерского учета в п. 15 относят к общепроизводственным, включают в себя такие траты, входящие в конечном итоге в себестоимость продукции, как:

Виды общепроизводственных расходов

Общепроизводственные затраты можно разделить на:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Это условное деление, и в некоторых случаях расходы могут переходить из одной группы в другую. Предприятие вправе самостоятельно определять перечень тех и других затрат, фиксируя это в учетной политике.

Учет общепроизводственных расходов

Учитывать ОПР нужно отдельно по каждому структурному подразделению. Для этого необходимо сначала осуществить распределение.

Распределение ОПР

Для корректного учета нужно четко представлять, какая сумма приходится на каждый вид продукции, а также работ или услуг. Для этого необходимо:

Для распределения постоянных ОПР нужно выполнить следующие процедуры:

Нормативное значение постоянных ОПР на выбранную базовую единицу рассчитывают по такой формуле:

Далее необходимо сравнить фактический показатель с установленным нормативом. Для расчета общей суммы фактических распределенных ОПР удобно применить следующую формулу:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если сложить распределенные и нераспределенные постоянные ОПР, в сумме должна получиться их фактическая величина. Если получилось меньше рассчитанной нормы, в себестоимость закладывают фактический показатель, а не вычисленный норматив. Если расчет превысил фактические показатели, то в себестоимость войдет рассчитанная норма, то есть только часть постоянных ОПР.

Результат распределения отражается в специальной ведомости.

Коэффициент распределения

Он необходим для того, чтобы корректно рассчитать стоимость выпускаемой продукции. Для него нужно знать сумму косвенных расходов и выбранного показателя базы распределения. Вычисляется по такой формуле:

Так, если ОПР составляют 100 000 руб., а в качестве базы выбрана зарплата, которая в данном случае равна 10 200 руб., то коэффициент распределения будет 100 000 / 10 200 х 100 = 98%. Такой показатель значит, что при формировании цены на готовую продукцию нужно учитывать, что зарплата рабочих, занятых изготовлением каждой единицы, практически равна себестоимости самого изделия.

Пример

Во время отчетного периода мебельный цех выпускал тумбочки и комоды. Затраты на выпуск включают в себя:

Сумма составляет 133 700 руб.

Предприятие само решает, по какой именно базе распределить эти средства. Если выбраны материальные затраты, норматив составит 133 700 / 25 500 = 5,2. Если же выбрать базой траты на оплату труда, норматив будет 133 700 / 12 000 = 11,1.

Чтобы рассчитать сумму ОПР, включаемую в себестоимость каждого вида продукции, можно действовать двумя способами в зависимости от выбранной базы. ОПР в составе себестоимости вычисляется умножением вычисленного норматива на фактическую величину базы.

Если учитывать материальные затраты, то доля ОПР в себестоимости 5,2 х 15 000 = 78 000 — по комодам и 5,2 х 10 500 = 54 600 — по табуреткам. Соответственно, производственная себестоимость составит сумму этих величин с зарплатой и прочими прямыми расходами: по комодам — 78 000 + 9200 + 6 000 = 93 200 руб., по табуреткам — 54 600 + 7000 + 6000 = 67 600 руб.

Если за базу принять расходы на оплату труда, вычислять придется так же, но с другими показателями. ОПР в себестоимости комодов будет составлять 11,1 х 6 000 = 66 600 руб., как и табуреток. Производственная себестоимость – сумма материальных расходов, вычисленной плановой величины и прочих прямых расходов – для комодов будет 66 600 + 15 000 + 9 200 = 90 800 руб., а для табуреток 66 600 + 10 500 + 7 000 = 84 100 руб.

Как видим, себестоимость изделий может значительно отличаться в зависимости от установленной базы распределения ОПР.

Как правильно выбрать базу распределения

Поскольку от корректности выбора показателя базовой единицы в конечном итоге зависит себестоимость, нужно подходить к этому вопросу взвешенно. Если базу назначить неправильно, это может исказить суммы ОПР по отдельным отраслям деятельности или видам изделий. На выбор базы могут оказывать влияние следующие факторы:

Такой базой могут служить, в зависимости от особенностей отрасли:

Амортизационные отчисления на средства ОПР

Обычно вычисляют годовую амортизацию, хотя и начисляют ее ежемесячно: нужно определить сумму расходов, потраченных на восстановление всех основных средств производства и управленческого аппарата. Для ее вычисления правомерно применение следующей формулы:

Бухгалтерский учет и списание ОПР

Общепроизводственные расходы отражают на счете 25 «ОПР», по кредиту в зависимости от конкретного вида расходов. Когда истекает расчетный месяц, остаток на этом счете списывается по дебету:

Проводки при этом будут следующими:

Обязанности бухгалтера касательно общепроизводственных расходов

Производя бухучет по ОПР, бухгалтерия должна выполнять такие операции:

В отчетном периоде заработная плата работников производственного цеха составила 120 000 рублей, отчисления в виде страховых взносов — 37 500 рублей, затраты на электроэнергию и другие коммунальные платежи — 190 000 рублей, амортизация производственного здания — 33 500 рублей. Какие проводки сформировать в бухучете по результатам отчетного периода?
Посмотреть ответ

Налоговый учет общепроизводственных расходов

Налоговый учет ОПР зависит от системы налогообложения, применяемой на производстве:

Источник

Состав, функции и учет общехозяйственных расходов преприятия

Общехозяйственные расходы (ОХР) – затраты, не связанные непосредственно с производством продукции или другой основной деятельностью. Однако они необходимы для нормального функционирования любой организации. Это косвенные расходы, которые могут распределяться между производствами, видами продукции и списываются с учетом выбранного организацией способа. Состав ОХР, порядок учета, методика их распределения и списания, как правило, определяются видом деятельности хозяйствующего субъекта.

Общехозяйственные расходы в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Что относят к ОХР

Согласно Инструкции по применению Плана счетов (пр. 94н Минфина) к ОХР правомерно отнести:

Исчерпывающего списка ОХР нормативные акты на сегодняшний день не содержат. Главным признаком, позволяющим отнести затраты к этой категории, является тот факт, что они не связаны непосредственно с производством товаров, работ или оказанием услуг.

На заметку! При решении вопроса, считать расходы общепроизводственными или общехозяйственными, например, если у организации имеется филиал, целесообразно, кроме отношения его затрат непосредственно к процессу производства, оценить такой фактор, как участие ответственных лиц филиала в производстве продукции (управлении организацией в целом). В определенных случаях играет роль территориальная удаленность подразделения (филиала) от центрального офиса компании.

Распределение и списание ОХР

Общехозяйственные расходы в производстве по окончании учетного периода должны быть распределены, поскольку носят косвенный характер. Если организация выпускает один вид продукции, все ОХР переносятся на затраты по этому виду продукции целиком, т.е. можно сказать, что они «распределены» на него в полном объеме. Если видов продукции несколько, то ОХР распределяются на них пропорционально.

Базой распределения могут стать:

Организация самостоятельно принимает решение о выборе базы распределения ОХР и закрепляет ее в учетной политике. Одним из наиболее распространенных является распределение по заработной плате рабочих, занятых в производстве.

Пример распределения ОХР по базе – по оплате труда на производстве продукции

Распределению ОХР = ОХР периода/производственный ФОТ по периоду, где «период», как правило, — это «год», но могут быть взяты и предыдущий квартал, и полугодие.

Распределение ОХР по видам продукции А, В, С:

ОХР (А) = К * ФОТ (А),
ОХР (Б) = К * ФОТ (Б),
ОХР (С) = К * ФОТ (С).

Расчет: Пусть условно имеется субъект малого бизнеса, чьи непроизводственные затраты минимизированы, по сравнению с производственными. Сумма ОХР за период составила 200000 рублей. ФОТ производства за период – 600000 рублей, по продукции А — 300000, Б — 200000, С — 100000 рублей. Получаем:

Зная объем выпущенной продукции по видам, можно путем деления общей суммы затрат по видам на количество единиц соответствующей продукции исчислить ОХР в с/сти единицы изделия.

Аналогично ведется расчет и по другим, выбранным организацией, базам распределения.

Списывают ОХР тремя способами:

Вопрос: Может ли РСО при ежемесячном списании общехозяйственных расходов на счета учета затрат на производство распределять их по объектам калькулирования (видам оказываемых услуг) с применением установленных коэффициентов, а не пропорционально сумме прямых затрат на эти услуги? Что должно быть прописано в учетной политике для целей бухгалтерского учета?
Посмотреть ответ

Учет ОХР

Бухучет

Общехозяйственные расходы учитываются на активном счете 26. По окончании периода они переносятся на счет 20 (23) либо на счет 90. Фирмы, чья деятельность носит непроизводственный характер, могут и основные расходы собирать на счете 26, а затем переносить их на счет 90 (кроме предприятий торговли).

Аналитика по счету 26 организуется в разрезе статей затрат и подразделений:

Приведенный вариант учета — лишь один из возможных.

Налоговый учет

Несмотря на относительную свободу в вопросе разделения затрат по категориям, фискальные органы напоминают, что отнесение тех или иных затрат к косвенным законно лишь в случае, если отсутствует реальная возможность учесть их как прямые (письмо ФНС №КЕ-4-3/2952 от 24.02.2011 г. и ряд аналогичных документов).

Фирмы, оказывающие услуги, могут полностью учитывать свои затраты в текущем налоговом периоде.

Можно ли принять к вычету НДС по общехозяйственным расходам, если в налоговом периоде отсутствует реализация по основному виду деятельности?

Источник

Как вести бухучет общепроизводственных и общехозяйственных расходов

Учет общепроизводственных и общехозяйственных расходов

Затраты, которые нельзя отнести к основному виду деятельности напрямую, но без таких трат ведение хозяйственной жизни предприятия существенно затрудняется, обычно распределяют на общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Причем каждая организация самостоятельно определяет методы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Почему? Специфика деятельности и бухгалтерского учета каждой компании различны, то есть имеют ряд индивидуальных отличий. Следовательно, определить общую методику разделения состава затрат на ОХР и ОПР невозможно. Свой выбор организация закрепляет в учетной политике, руководствуясь действующими ПБУ, а также учитывая объемы производств, численность персонала, виды деятельности и прочие показатели финансово-экономической деятельности.

Существует единый критерий разделения расходов, по которому:

Учет общепроизводственных расходов

К общепроизводственным расходам относятся затраты на обслуживание и поддержание бесперебойного производственного процесса. Конкретизируем ОПР:

Совокупность этого вида издержек компании представляет собой бюджет общепроизводственных расходов.

ОПЗ следует учитывать на отдельном бухгалтерском счете 25, который является активным. Произведенные затраты аккумулируются по дебету счета с одновременным кредитованием бухсчетов по начислению заработной платы, страховых взносов, амортизационных отчислений и прочих счетов бухучета. При списании ОПЗ отражают по кредиту в корреспонденции со счетами основного или вспомогательного производств.

Типовые бухгалтерские проводки:

Начислена амортизация по основным средствам ОП нужд

Источник

Тема 8. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости

Цель изучения темы – формирование у студентов представления о сущности и составе затрат на производство продукции, работ услуг, правилах организации учета затрат, отражения их на счетах бухгалтерского учета.

Задачи:

Оглавление

8.1. Понятия «затраты», «расходы», «издержки»

Основным видом деятельности любой производственной организации является изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг с целью их последующей реализации (продажи) потребителям.

Осуществление производственного процесса требует и невозможно без наличия трех обязательных факторов производства: средств труда, предметов труда и рабочей силы. В связи с их использованием, функционированием организация несет определенные затраты.

В отечественной экономической науке и в практической деятельности предприятий, в том числе в бухгалтерском учете, используются такие понятия как «затраты», «издержки», «расходы». При этом единое общепринятое определение перечисленных понятий в настоящее время отсутствует.

Как правило понятием «затраты» определяют величину материальных, трудовых и финансовых ресурсов в денежном выражении, использованных на создание полезных ценностей, работ, услуг, обоснованную и определенную условиями производства, т. е. затраты – это стоимость ресурсов, использованных на определенные цели.

В этом определении выделяют три момента:

Считается, что «издержки» – понятие более широкое, чем «затраты». «Издержки» помимо «полезно потребленных ресурсов» включают в себя и непроизводительные потери (потери от стихийных бедствий, простоев и т. д.).

Наряду с этим существует мнение о том, что «издержки» и «затраты» – это одно и то же. При этом полагают, что термин «издержки» следует использовать тогда, когда речь идет о затратах на осуществление какой-либо производственной или обеспечивающей деятельности – издержки производства, издержки обращения. Именно такой подход обуславливает использование понятий «затраты» и «издержки» как идентичных и взаимозаменяемых.

Понятие «расходы» определяют как затраты за определенный период времени. В отечественной практике понятие «расходы» изложено в ПБУ 10/99 «Расходы организаций» и НК.

Согласно ПБУ-10/99 «расходами организации» признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества.

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности организации разделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

Расходы по обычным видам деятельности связаны с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также приобретением и продажей товаров.

В состав расходов по обычным видам деятельности включаются:

Затраты на производство, относящиеся к изготовленной продукции, формируют ее производственную себестоимость.

Затраты на производство вместе с затратами на реализацию (продажу) продукции формируют полную себестоимость проданной (реализованной) продукции.

Прочие расходы не связаны с процессом создания и реализации продукции.

8.2. Признание расходов в бухгалтерском учете

Все расходы организации (по обычным видам деятельности и прочие) признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

Если в отношении любых расходов организации не исполнено хотя бы одно из указанных условий, то в учете эти расходы признаются дебиторской задолженностью.

Амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации.

Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) и от намерения получить выручку или иные доходы.

В соответствии с допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности расходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

Не признается расходами организации выбытие активов:

Например, затраты на приобретение основных средств в отчетном периоде не будут признаны расходами – к расходам будут отнесены лишь амортизированные отчисления по приобретенным основным средствам.

Кроме того, ПБУ 10/99 предусматривает ряд условий для признания расходов в бухгалтерском учете и отчете о прибылях и убытках.

Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках:

Порядок признания расходов для целей налогового учета установлен гл. 25 НК РФ – в зависимости от используемого метода признания выручки от продажи продукции (метода начисления или кассового метода).

8.3. Классификация расходов организации

Затраты в зависимости от целей планирования, учета, контроля, анализа классифицируют по различным признакам, в том числе:

Элементы затрат – экономически однородные по своей сути затраты независимо от того, где и в связи с чем они имели место. Элемент затрат не может быть разложен на какие-либо составляющие.

Группировка затрат по элементам необходима для определения общей величины затрат, произведенных предприятием при изготовлении продукции. Данная группировка показывает, что какие именно ресурсы израсходованы предприятием для производства продукции. Группировка затрат по экономическим элементам используется ни только в бухгалтерском учете, но и в планировании, экономическом анализе, статистике. В целях планирования по экономическим элементам составляют сметы затрат.

В экономическом анализе группировка по элементам используется для определения структуры затрат на производство.

Классификация затрат по элементам является единой и обязательна для всех предприятий. Это позволяет обобщать информацию о затратах на производство в различных отраслях материального производства, что является задачей органов государственной статистики.

Перечень элементов затрат определен стандартом по бухгалтерскому учету ПБУ-10/99 «Расходы организации» и содержит 5 элементов затрат:

Как отмечалось, классификация затрат по экономическим элементам используется для составления смет затрат на производство, которые определяют общую сумму затрат предприятия в целом и его структурных подразделений, в связи с осуществлением производственно-хозяйственной деятельности.

Однако классификация затрат по элементам не позволяет определить их целевое назначение, величину затрат на производство конкретного вида продукции, работ, услуг, на осуществление какого-либо вида деятельности. С этой целью используется классификация затрат по статьям затрат или статьям калькуляции.

Статьи затрат – это разные по экономическому содержанию затраты, указывающие на их целевое назначение и место возникновения.

Перечень статей затрат зависит от вида деятельности предприятия, ее специфики и определяется отраслевыми методическими рекомендациями по учету затрат и калькулированию себестоимости. Вместе с тем существует следующая типовая номенклатура статей затрат:

Классификация затрат по статьям используется для определения себестоимости по видам продукции (работ, услуг). При этом сумма затрат по статьям с 1 по 8 составляет цеховую себестоимость продукции, по статьям с 1 по 11 – производственную себестоимость продукции, по статьям с 1 по 12 – себестоимость реализованной продукции.

Ряд статей затрат по наименованию совпадают с элементами затрат. Отличие состоит в том, что эти затраты в элементах отражают расход соответствующих ресурсов на всю хозяйственную деятельность независимо от их направления, назначения. В статьях затрат показывается расход тех же ресурсов, но непосредственно на выпуск конкретного вида продукции, работ, услуг.

Кроме рассмотренных выше группировочных признаков, затраты также классифицируют по следующим признакам.

Основные – это затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции и неизбежные при любых условиях и характере производства, вне зависимости от уровня и форм организации управления. К ним относятся затраты на сырье, материалы, топливо и энергию на технологические цели, оплату труда рабочих с отчислениями на социальные нужды, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования и др.

Накладные расходы не связаны непосредственно с технологическим процессом изготовления продукции, а образуется под влиянием определенных условий работы по организации, управлению и обслуживанию производства.

Одноэлементные – это затраты, состоящие из одного экономического элемента. К ним относят сырье и материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические цели, заработную плату производственных рабочих, отчисления на социальные нужды.

Сложные (комплексные) – это затраты, включающие несколько разнородных экономических элементов, имеющих одинаковое целевое назначение. К ним относят расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные и коммерческие расходы.

Прямыми затратами называют экономически однородные расходы, относящиеся на себестоимость конкретного вида продукции прямо, непосредственно в соответствии с обоснованными нормами и нормативами. К ним относятся расходы на сырье и основные материалы, заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды.

Косвенными затратами называют расходы, которые нельзя рассчитать по отдельным изделиям по признаку прямой принадлежности, поскольку они связаны с изготовлением нескольких видов продукции или с различными стадиями ее обработки. Их включают в себестоимость конкретных видов изделий путем распределения пропорционально какой-либо условной базе. К косвенным относятся расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, на подготовку и освоение производства, потери от брака, общепроизводственные, общехозяйственные и прочие производственные расходы.

Переменные затраты – это затраты, изменяющиеся вместе с объемом производства (материальные затраты).

Постоянные затраты – это затраты, не зависящие от объема производства (арендная плата).

Различают также условно-переменные затраты, которые в одной своей части не зависят, а в другой части зависят от объема производства (оплата услуг телефонной связи).

8.4. Организация учета затрат на производство и продажу продукции, работ, услуг (расходов по обычным видам деятельности)

Бухгалтерский учет затрат на производство продукции регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № ЗЗ н. Налоговый учет расходов регулируется гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части II НК РФ.

Организация учета затрат на производство продукции основана на следующих принципах: неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в течение года; полнота отражения в учете всех хозяйственных операций; правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам; разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальные вложения; регламентация состава себестоимости продукции; согласованность фактических показателей себестоимости продукции с нормативными и плановыми.

На основе ПБУ 10/99 и НК РФ министерства, ведомства, межотраслевые государственные объединения, концерны и другие организации разрабатывают отраслевые положения о составе затрат и методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) для подведомственных организаций.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета крупные и средние организации для учета затрат на производство продукции применяют счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 97 «Расходы будущих периодов», 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».

Малые организации для учета затрат на производство используют, как правило, счета 20 «Основное производство)», 26 «Общехозяйственные расходы», 97 «Расходы будущих периодов» или только счет 20.

Счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» целесообразно использовать в организациях, осуществляющих работы долгосрочного характера (строительных, проектных и др.), в которых расчеты производятся не в целом за законченные и сданные работы, а по отдельным этапам работ.

Синтетический учет затрат на производство продукции осуществляют по конкретной системе или схеме учета затрат, состоящей, как правило, из пяти этапов, выполняемых в определенной последовательности.

На первом этапе на счетах учета затрат на производство на основе первичных учетных и расчетных документов отражают материальные затраты, затраты на оплату труда, суммы начисленной амортизации основных средств и нематериальных активов, прочие расходы, связанные с производством продукции.

Фактически произведенные затраты группируют по видам производства (основное или вспомогательные производства), по цехам, по видам продукции, по статьям расходов (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) и др.

При этом все расходы отражают по дебету соответствующих счетов учета затрат на производство в корреспонденции со счетами учета материалов, расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов с поставщиками и подрядчиками и др.

Прямые затраты основного производства по изготовлению продукции отражают по дебету счета 20 «Основное производство» в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда.

Аналогично по дебету счета 2 3 «Вспомогательные производства» отражают прямые затраты вспомогательных производств.

Затраты, связанные с обслуживанием и управлением производства на уровне производственных подразделений, отражают по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы», а связанные с управлением организацией в целом, отражают по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы».

Расходы, произведенные за счет созданных резервов предстоящих расходов (на оплату отпусков работников, на ремонт основных средств и т. д.), отражают по дебету счета 96 «Резервы предстоящих расходов«.

Расходы будущих периодов, произведенные в отчетном периоде, отражают по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов».

На втором этапе осуществляют распределение произведенных затрат по их назначению.

Вначале распределяют фактические затраты вспомогательных производств между основным производством и обслуживающими и управленческими службами организации.

Затем распределяют расходы будущих периодов, относящиеся к данному отчетному периоду.

На третьем этапе распределяют косвенные затраты, собранные на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Распределение этих расходов осуществляют по видам продукции основного производства.

На четвертом этапе по данным счета 28 «Брак в производстве» определяют окончательные потери от брака, которые списывают на затраты основного производства.

В результате последовательного выполнения указанных четырех этапов на счете 20 «Основное производство» оказываются собранными все прямые и косвенные затраты на производство продукции за месяц.

На пятом, завершающем, этапе по данным счета 20 «Основное производство» определяют фактическую производственную себестоимость готовой продукции, произведенной за месяц и переданной из производства на склад.

Рассмотрим более подробно порядок учета затрат на вышеперечисленных счетах.

8.4.1. Учет затрат основного производства

Основными считаются производства, изготавливающие продукцию, выпуск которой является целью создания данного предприятия.

Учет затрат основного производства ведут на активном калькуляционном счете 20 «Основное производство». Аналитический учет по счету 20 «Основное производство» ведут по видам затрат и видам выпускаемой продукции (работ, услуг). По данным счета 20 «Основное производство» исчисляют фактическую себестоимость произведенной продукции (работ, услуг).

Особенность учета затрат на счете 20 «Основное производство» состоит в том, что сразу в момент возникновения на основании первичных документов по дебету счета отражают только прямые затраты, связанные непосредственно с изготовлением продукции, выполнением работ или оказанием услуг – стоимость материалов, израсходованных на изготовление продукции (работ, услуг), заработную плату, начисленную рабочим за изготовление продукции (работ, услуг), отчисления на социальные нужды с этой заработной платы.

Во многих отраслях расход сырья и материалов связан с изготовлением конкретных видов продукции (работ, услуг) и поэтому учитывается непосредственно по каждому виду продукции (работ, услуг) на соответствующих аналитических счетах.

В таких производствах в составляемых первичных документах на отпуск материальных ресурсов указываются конкретные виды продукции, заказы, переделы и т. п.

В тех отраслях, в которых из одного и того же материала изготавливаются несколько видов продукции, невозможно определить прямой расход материалов, и в связи с этим используются методы косвенного распределения материальных ресурсов по видам продукции (работ, услуг).

Наиболее распространенным методом является распределение пропорционально нормативному расходу материалов на конкретный вид продукции.

Распределение энергетических затрат (электроэнергия, пар, сжатый воздух, природный газ) по видам продукции (работ, услуг) производится либо прямым путем по показателям счетчиков или других измерительных приборов, либо косвенным путем (например, пропорционально количеству выпущенной продукции, пропорционально нормативному расходу и др.).

Заработная плата производственных рабочих на конкретные виды продукции (работ, услуг) также может списываться либо прямым, либо косвенным путем.

Заработная плата производственных рабочих, занятых изготовлением конкретных видов продукции (работ, услуг), относится на соответствующие аналитические счета на основании нарядов, маршрутных листов и других первичных документов. Заработная плата производственных рабочих, занятых изготовлением нескольких видов продукции (работ, услуг), не может быть прямо отнесена на себестоимость отдельных видов продукции и распределяется между ними пропорционально нормативной заработной плате либо другими методами.

На сумму фактически произведенных прямых затрат делают записи:

Дебет сч. 20 «Основное производство»

Кредит сч. 10 «Материалы»

Кредит сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Косвенные затраты на счете 20 «Основное производство» отражают только в конце месяца после определения их общей величины за месяц и ее распределения по видам продукции (работ, услуг). При этом делают записи:

Дебет сч. 20 «Основное производство»

Кредит сч. 25 «Общепроизводственные расходы»

Кредит сч. 26 «Общехозяйственные расходы».

Затраты вспомогательных производств списывают на счет 20 «Основное производство» также в конце месяца после их распределения. При этом делают запись:

Дебет сч. 20 «Основное производство»

Кредит сч. 23 «Вспомогательные производства».

Потери от брака, рассчитанные в конце месяца, отражают на счете 20 «Основное производство» записью:

Дебет сч. 20 «Основное производство»

Кредит сч. 28 «Брак в производстве».

По кредиту счета 20 «Основное производство» отражают:

– стоимость возвратных отходов:

Дебет сч. 10 «Материалы»

Кредит сч. 20 «Основное производство»;

– себестоимость забракованной продукции:

Дебет сч. 28 «Брак в производстве»

Кредит сч. 20 «Основное производство»;

– фактическую производственную себестоимости завершенной производством и сданной на склад продукции:

Дебет сч. 43 «Готовая продукция»

Кредит сч. 20 «Основное производство»

– фактическую себестоимость выполненных и переданных заказчику работ, услуг:

Дебет сч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»

Кредит сч. 20 «Основное производство».

Остаток по счету 20 «Основное производство» на конец месяца показывает стоимость остатков незавершенного производства.

Фактическую производственную себестоимость завершенной производством и переданной на склад готовой продукции определяют на основании данных об остатках незавершенного производства на начало и конец месяца. Расчет ведут по формуле

ФПС гп = НЗП н +ФЗ — ВО — СБ — НЗПк,

где ФПС гп – фактическая производственная себестоимость завершенной производством и переданной на склад готовой продукции;

НЗПн – остаток незавершенного производства на начало месяца;

ФЗ — фактические затраты на производство за месяц;

ВР — стоимость поступивших из основного производства и оприходованных на склад возвратных отходов;

СБ – себестоимость полученного в основном производстве брака;

НЗПк — остаток незавершенного производства на конец месяца.

Остатки незавершенного производства на начало и конец месяца определяют по данным инвентаризации.

Незавершенным производством считается продукция, не прошедшая все стадии обработки, предусмотренные технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку.

При инвентаризации незавершенного производства в организациях, занятых промышленным производством, необходимо:

В зависимости от специфики и особенностей производства перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена. Проверка заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) производится путем фактического подсчета, взвешивания или перемеривания. Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цеху, участку) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам – с указанием объема работ по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания. Забракованные детали в описи незавершенного производства не включаются, и по ним составляются отдельные описи. Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергшиеся обработке, в описи незавершенного производства не включаются и фиксируются в отдельных описях.

Пример

Затраты организации при производстве продукции А за месяц составили:

Стоимость возвратных отходов, оприходованных на склад, – 2 000 руб.

Остатки незавершенного производства при изготовлении продукции А составили на начало месяца 8000руб., на конец месяца – 11 000 руб.

Составим бухгалтерские проводки по учету указанных затрат:

Дебет

Кредит

Отпущены со склада и израсходованы материалы на изготовление продукции А

Начислена заработная плата производственным рабочим за изготовление продукции А

Начислены страховые взносы в ПФ, ФСС, ФОМС с заработной платы производственных рабочих (26 %)

Начислены страховые платежи в ФСС от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (2 % от заработной платы производственных рабочих)

Оприходованы на склад возвратные отходы, полученные при производстве продукции А

Списываются общепроизводственные расходы, приходящиеся на производство продукции А

Списываются общехозяйственные расходы, приходящиеся на производство продукции А

Оприходована на склад готовая продукция А по фактической производственной себестоимости (8 000 + 36 000 + 40 000 +10 400 + 800 — 2 000 — 11 000)

При массовом производстве продукции, когда процесс ее изготовления состоит из нескольких разнородных самостоятельных переделов (фаз) и готовая продукция получается путем переработки исходного сырья, получения полуфабриката и передачи его из одного передела в другой, организации могут вести обособленный учет полуфабрикатов собственного производства с использованием для этих целей активного счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства».

Полученный в основном производстве полуфабрикат сдается на склад.

Расходы, связанные с изготовлением сданных на склад полуфабрикатов, отражаются в учете записью:

Дебет сч. 21 «Полуфабрикаты собственного производства»

Кредит сч. 20 «Основное производство».

Передача полуфабриката со склада в дальнейшую переработку отражается записью:

Дебет сч. 20 «Основное производство»

Кредит сч. 21 «Полуфабрикаты собственного производства».

Аналитический учет полуфабрикатов собственного производства ведут по местам хранения полуфабрикатов и отдельным наименованиям (видам, сортам, размерам и т. д.).

8.4.2. Учет затрат вспомогательного производства

Вспомогательное производство – производство, предназначенное для обеспечения функционирования основного производства. Продукция и услуги вспомогательных производств, как правило, потребляются в основном производстве. Часть продукции (услуг) вспомогательных производств, так же как и продукция основных производств, может продаваться на сторону.

В большинстве отраслей промышленности к вспомогательным производствам, как правило, относятся:

В тех случаях, когда продукция (работы, услуги) потребляются внутри предприятия, в состав затрат не включаются общехозяйственные расходы. При реализации продукции (работ, услуг) сторонним организациям соответствующая доля общехозяйственных расходов включаются в их фактическую себестоимость.

Учет затрат вспомогательных производств ведется на активном калькуляционном счете 23 «Вспомогательные производства». Аналитический учет по счету 23 «Вспомогательные производства» ведется по видам производств.

По данным счета 23 «Вспомогательные производства» исчисляют фактическую себестоимость продукции (работ, услуг) вспомогательных производств.

Порядок учета затрат на счете 23 «Вспомогательные производства» аналогичен рассмотренному выше порядку учета затрат на счете 20 «Основное производство».

По дебету счета 23 «Вспомогательные производства» в течение месяца на основании первичных документов непосредственно в момент возникновения отражают прямые затраты, связанные непосредственно с выпуском продукции (работ, услуг) вспомогательным производством.

В конце месяца в дебет счета 23 «Вспомогательные производства» списывают накладные затраты, т. е. затраты, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств (общепроизводственные и общехозяйственные расходы).

На счет 23 «Вспомогательные производства» списывают также потери от брака, допущенные в этих производствах.

По кредиту счета 23 «Вспомогательные производства» отражают суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции (работ, услуг) вспомогательных производств.

Списание сумм фактической себестоимости продукции (работ, услуг) вспомогательных производств в зависимости от потребителей отражается по дебету счетов:

20 «Основное производство» – при потреблении работ, услуг в качестве основных затрат на производство;

25 «Общепроизводственные расходы» – при потреблении работ, услуг основными цехами в качестве расходов по обслуживанию производства и управления;

26 «Общехозяйственные расходы» – при потреблении работ, услуг общехозяйственными службами и службами аппарата управления;

29 «Обслуживающие производства и хозяйства» – при потреблении работ, услуг этими подразделениями;

43 «Готовая продукция» – при изготовлении продукции, предназначенной для продажи либо для собственных нужд;

90 «Продажи» – при выполнении работ, услуг для сторонних организаций;

23 «Вспомогательные производства» – при потреблении встречных работ, услуг и др.

Фактические затраты вспомогательных производств распределяются между основным производством, обслуживающими и управленческими службами организации пропорционально количеству потребленных услуг или произведенной продукции в соответствующих единицах измерения. Рассмотрим распределение затрат вспомогательных производств на примере.

Пример

В состав промышленного предприятия входят производственные цеха, администрация, столовая и вспомогательное производство – транспортный цех, услугами которого пользуются все структурные подразделения данного предприятия. В отчетном периоде затраты транспортного цеха составили 320 000 руб. Для распределения затрат вспомогательного производства между структурными подразделениями используются данные нарядов на перевозку и путевые листы автомобильного транспорта.

Общий объем оказанных транспортным цехом услуг – 1236 тонно-километров (т-км), в том числе: производственным цехам – 1187 т-км, или 96 %; администрации – 12 т-км, или 1 %; столовой – 37 т-км, или 3 %.

Распределение затрат осуществляется исходя из удельного веса транспортных услуг, оказанных каждому подразделению в общем объеме услуг, и отражается в учете по кредиту счета 23 «Вспомогательные производства» следующими бухгалтерскими проводками:

№ п/пСодержание хозяйственных операцийКорреспонденция счетовСумма, руб.

Дебет

Кредит

Списывается на затраты основного производства стоимость услуг вспомогательного производства (320 000 руб. х 0,96)

Списывается на общехозяйственные расходы стоимость услуг вспомогательного производства (320 000 руб. х 0,01)

Списывается стоимость услуг вспомогательного производства, оказанных столовой предприятия (320 000 руб. х 0,03)

Остаток по счету 23 «Вспомогательные производства» на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.

8.4.3. Учет затрат обслуживающих производств и хозяйств

Наряду с основными и вспомогательными производствами на балансе промышленного предприятия могут находиться структурные подразделения, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг промышленного характера, являющимися целью создания данного предприятия. Такими подразделениями являются: объекты жилищно-коммунального хозяйства (жилые дома, общежития, бани, прачечные и т. п.), столовые и буфеты, пошивочные и другие мастерские бытового обслуживания, детские дошкольные учреждения (ясли, сады), дома отдыха, санатории и другие учреждения оздоровительного и культурно-просветительного характера, научно-исследовательские и проектно-конструкторские подразделения.

Эти подразделения на промышленном предприятии носят название «обслуживающие производства и хозяйства».

Учет затрат обслуживающих производств и хозяйств ведется на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», к которому открываются субсчета по каждому производству и хозяйству.

По дебету данного счета отражаются затраты обслуживающих производств и хозяйств, связанные с выпуском продукции, выполнением работ, оказанием услуг; этими подразделениями в корреспонденции со счетами материально-производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств, расчетов с разными организациями и лицами и др.

Фактическая себестоимость выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг отражается по кредиту счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» в корреспонденции со счетами:

10 «Материалы» и 43 «Готовая продукция» – при выпуске материально-производственных запасов;

25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» – при выполнении работ, оказании услуг структурными подразделениями предприятия;

90 «Продажи» – при продаже юридическим и физическим лицам выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

8.4.4. Учет общепроизводственных расходов

Общепроизводственные расходы — это косвенные затраты организации, связанные с организацией и управлением производством на уровне производственных подразделений (цехов). На практике общепроизводственные расходы часто называют цеховыми расходами. К ним относятся:

Общепроизводственные расходы организации учитываются на активном счете 25 «Общепроизводственные расходы». Данный счет является собирательно-распорядительным, бессальдовым. К этому счету открываются субсчета для учета затрат общепроизводственного характера по каждому цеху основного и вспомогательного производства. Аналитический учет общепроизводственных расходов ведут по статьям расходов в соответствии с их номенклатурой.

Все перечисленные выше общепроизводственные расходы в течение месяца собирают по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы» с кредита разных счетов:

Дебет сч. 25 «Общепроизводственные расходы»

Кредит сч. 10 «Материалы»

Кредит сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит сч. 02 «Амортизация основных средств».

По окончании каждого месяца определяют величину общепроизводственных расходов за месяц, отраженных по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы», распределяют ее по видам продукции (работ, услуг) и списывают на затраты основного и вспомогательного производства записью:

Дебет сч. 20 «Основное производство»

Дебет сч. 23 «Вспомогательные производства»

Кредит сч. 25 «Общепроизводственные расходы».

Этой записью счет 25 «Общепроизводственные расходы» закрывается, сальдо он не имеет и в балансе не отражается.

Распределение общепроизводственных расходов по видам продукции (работ, услуг) производят пропорционально какой-либо базе распределения. Наиболее часто в качестве базы распределения общепроизводственных расходов выбирают прямую заработную плату основных производственных рабочих, прямые материальные затраты, общую сумму прямых затрат, выручку от реализации продукции. Выбор базы распределение общепроизводственных расходов зависит от особенностей производства, характера изготавливаемой продукции и других факторов.

Выбранный метод распределения общепроизводственных расходов между отдельными видами продукции должен быть отражен в учетной политике организации.

Пример

Общепроизводственные расходы организации за месяц составили 429 400 руб., в том числе:

Организация производит три вида продукции. Согласно учетной политике организация распределяет общепроизводственные расходы по видам продукции пропорционально заработной плата, начисленной производственным рабочим за изготовление продукции. Согласно учетным данным рабочим за месяц была начислена заработная плата:

Распределим общепроизводственные расходы за месяц по видам продукции.

Вид продукции

Заработная плата производственных рабочих

Коэффициент распределения ОПР

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

№ п/пСодержание хозяйственных операцийКорреспонденция счетовСумма, руб.