Что такое общественная аккредитация и в чем ее значение
Что такое общественная аккредитация и в чем ее значение
Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ
1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях.
2. Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.
3. Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 166-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 166-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. На основе результатов профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ организациями, которые проводили такую аккредитацию, могут формироваться рейтинги аккредитованных ими образовательных программ с указанием реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 166-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, в том числе формы и методы оценки этих образовательных программ при ее проведении, правила обращения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в организацию, проводящую указанную аккредитацию, с целью ее получить, срок, на который аккредитуются такие образовательные программы, основания лишения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные образовательные программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) выпускникам, освоившим такие образовательные программы, устанавливаются организацией, которая проводит указанную аккредитацию.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 166-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Организации, которые проводят общественную аккредитацию и профессионально-общественную аккредитацию, обеспечивают открытость и доступность информации о проведении соответствующей аккредитации и ее результатах, в том числе посредством размещения указанной информации на своих официальных сайтах в сети «Интернет».
(часть 7 в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 166-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.
9. Общественная аккредитация и профессионально-общественная аккредитация проводятся на добровольной основе и не влекут за собой дополнительные финансовые обязательства государства.
10. Формирование и ведение перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(часть 10 введена Федеральным законом от 02.06.2016 N 166-ФЗ)
Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 96 настоящего Федерального закона
1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях.
2. Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 166-ФЗ часть 3 статьи 96 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
3. Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 166-ФЗ часть 4 статьи 96 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
4. Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 166-ФЗ часть 5 статьи 96 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
5. На основе результатов профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ организациями, которые проводили такую аккредитацию, могут формироваться рейтинги аккредитованных ими образовательных программ с указанием реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 166-ФЗ часть 6 статьи 96 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
6. Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, в том числе формы и методы оценки этих образовательных программ при ее проведении, правила обращения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в организацию, проводящую указанную аккредитацию, с целью ее получить, срок, на который аккредитуются такие образовательные программы, основания лишения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные образовательные программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) выпускникам, освоившим такие образовательные программы, устанавливаются организацией, которая проводит указанную аккредитацию.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 166-ФЗ часть 7 статьи 96 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
7. Организации, которые проводят общественную аккредитацию и профессионально-общественную аккредитацию, обеспечивают открытость и доступность информации о проведении соответствующей аккредитации и ее результатах, в том числе посредством размещения указанной информации на своих официальных сайтах в сети «Интернет».
8. Сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.
9. Общественная аккредитация и профессионально-общественная аккредитация проводятся на добровольной основе и не влекут за собой дополнительные финансовые обязательства государства.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 166-ФЗ статья 96 настоящего Федерального закона дополнена частью 10, вступающей в силу с 1 января 2017 г.
10. Формирование и ведение перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Что такое общественная аккредитация и в чем ее значение
Аккредитация как форма признания образовательной деятельности существует практически во всех развитых странах мира и в большинстве из них представляет собой участие независимых структур в оценке качества образования.
Понятие общественной аккредитации в образовании появилось в российском законодательстве в 1992 году.
Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 (утратил силу)
Статья. 33.2 государственная аккредитация образовательных учреждений, научных организаций
«41. Образовательные учреждения, научные организации могут получать общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства государства. Сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации образовательного учреждения или научной организации рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации».
«… 1. Правительству Российской Федерации:
а) оказать содействие Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» в разработке и внедрении в практику механизма общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку
юридических кадров… »
«… 4. Правительству Российской Федерации совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением ученых Российской академии наук и международных экспертов представить в декабре 2014 г. предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии… »
Статья 89. Управление системой образования
«… 2. Управление системой образования включает в себя:
7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию…»
Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ
«… 3. Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность»
«… 8. Сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации»
ФГОС3++
введен в действие с 30.12.2017
«… 4.6.4 Внешняя оценка качества образовательной деятельности по программе … может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, …»
«… 1. В пункте 7 «Проведение конкурсного отбора по установлению контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки высшего образования осуществляется в соответствии со следующими показателями деятельности образовательных организаций за год, предшествующий году, в котором проводится конкурс (за исключением показателей, предусмотренных подпунктами «а», «б», «г», «д» и «к» настоящего пункта):
… дополнить подпунктом «р» следующего содержания:
«р) наличие профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по соответствующим специальностям и направлениям подготовки, срок действия которых истекает не ранее завершения учебного года, на который устанавливаются контрольные цифры приема».
Приложение № 1 к Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», с. 46
«Удельный вес числа специальностей и направлений подготовки, на которых проводятся процедуры профессионально-общественной аккредитации основных образовательных программ профессионального образования, в общем числе специальностей и направлений подготовки: в 2018 г. – 25 процентов, в 2019 г. – 27,5 процентов, в 2020 г. – 30 %».
«20. Мероприятия по сертификации и аккредитации профессионального образования и русского языка как иностранного, в том числе и на международном уровне …».
Что такое общественная аккредитация и в чем ее значение
Международная аккредитация
В сотрудничестве с:
Education International (EI) — Международное образование (ассоциация преподавателей),
BUSINESSEUROPE — Ассоциация бизнесс-объединений (союзов работодателей Европы),
European Quality Assurance Register for Higher Education (EQAR) — Европейский реестр гарантии качества в высшем образовании.
Право проводить международную аккредитацию имеют аккредитационные агентства, являющиеся полноправными членами Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA) и входящие в Европейский реестр гарантии качества (EQAR).
Включение в реестр DEQAR программ и вузов подтверждает их соответствие Стандартам и рекомендациям для гарантии качества в европейском пространстве высшего образования (ESG-2015) и является основанием для признания аккредитованных программ и вузов на всей территории ЕВПО.
Совместная аккредитация
Совместная аккредитация является одной из форм международной аккредитации и проводится совместно национальным и зарубежным аккредитационными агентствами. Такая аккредитация предполагает прохождение образовательными программами единой процедуры аккредитации, согласованной и проводимой двумя аккредитационными агентствами, на соответствие европейским стандартам ESG и по европейским правилам. Экспертиза проводится одной комиссией, в составе которой работают эксперты, номинированные агентствами-партнерами. На основании отчета по самообследованию и единого отчета по внешней экспертизе принимаются решения отдельно коллегиальными органами агентств-партнеров. В случае положительных решений вуз получает два сертификата об аккредитации образовательных программ.
Кроме того, для аккредитации совместных образовательных программ, реализуемых двумя вузами разных стран, предусмотрена процедура, которая описана в документе «Европейский подход по гарантии качества совместных программ 6 », утвержденном Конференцией министров в 2015 году в Ереване (Армения).
Профессионально-общественная аккредитация
Профессионально-общественная аккредитация – это оценка и признание качества образовательных программ на соответствие требованиям образовательных и профессиональных стандартов (при их наличии), требованиям рынка труда к специалистам и служащим соответствующего профиля. Профессионально-общественная аккредитация проводится аккредитационными агентствами, входящими в перечень организаций, проводящих такую аккредитацию, правила формирования которого установлены Министерством науки и высшего образования РФ в соответствии с Постановлением Правительства от 17.04.2017 № 431.
Основанием для проведения профессионально-общественной аккредитации является реализация вузом образовательных программ, разработанных и реализуемых с учетом профессиональных стандартов. В состав экспертной комиссии входит представитель профессионального сообщества, федерального или регионального отраслевого министерства (ведомства), крупного работодателя или ассоциации работодателей.
Что такое общественная аккредитация и в чем ее значение
Постановление от 11 апреля 2017 года №431. Утверждён порядок формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ. Благодаря этому потребители образовательных услуг получат информацию об организациях, проводящих профессионально-общественную аккредитацию. Перечень будет размещён на официальном сайте Минобрнауки России.
Документ
Постановление от 11 апреля 2017 года №431
Внесено Минобрнауки России.
Федеральным законом от 2 июня 2016 года №166-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», расширяющие перечень образовательных программ, по которым может проводиться профессионально-общественная аккредитация.
В соответствии с законодательством профессионально-общественная аккредитация – это признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших соответствующие образовательные программы, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. Профессионально-общественную аккредитацию вправе проводить работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации.
При этом установлено, что порядок формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ (далее – профессионально-общественная аккредитация), определяется Правительством России.
Подписанным постановлением утверждены Правила формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию (далее соответственно – Правила, перечень, аккредитующая организация).
В соответствии с Правилами формирование и ведение перечня осуществляются Минобрнауки России с последующим размещением перечня в открытом доступе на официальном сайте министерства. Благодаря этому потребители образовательных услуг получат информацию об организациях, проводящих профессионально-общественную аккредитацию.