Что такое общественная формация
ЕГЭ. Общество. Тема № 12. Формация и её типы
Одним из путей изучения общества является формационный путь.
Формация – это слово латинского происхождения, обозначает « образование, вид». Что такое формация? Какие типы формаций существуют? Каковы их особенности?
Формация
Формация – это общество на определённом этапе исторического развития, основным критерием которого является развитие экономики, способ производства материальных благ, уровень развития производительных сил, совокупность производственных отношений. Это всё составляет базис, то есть основу общества. Над ним возвышается надстройка.
Рассмотрим подробнее понятия « базис « и « надстройка», выдвинутые К.Марксом.
Базис –это различные материальные отношения в обществе, то есть производственные отношения, которые складываются в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения.
Формационный подход к изучению общества был выдвинут в 19 веке Карлом Марксом. Он же выделил типы формаций.
Формация – исторически определенный тип общества, возникающий на определенном способе производства материальных благ.
Структура формации –состоит из базиса и надстройки.
Базис (иначе он называется производственными отношениями)– совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, потребления материальных благ (отношения собственности на средства производства).
Надстройка– это все, что не входит в производство материальных благ, а именно, политические, философские, идеологические, культурные и иные отношения, а также социальные институты, связанные с ними. Тип надстройки определяется базисом, т.е. ведущим в развитии общества является базис (экономика).
Способ производства =производственные отношения (экономический базис общества) + производительные силы.
Производительные силы — люди с их умениями, навыками + средства производства (орудия труда, предметы труда средства труда).
Пять типов формаций по К.Марксу
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
ФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ
Полезное
Смотреть что такое «ФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ» в других словарях:
ФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ — (лат. формацио образование, вид) формы связи людей, выработанные в процессе социальной эволюции. Не существует логических препятствий для того, чтобы называть общественными формациями любые социальные образования от воспроизводящейся социальной… … Современный философский словарь
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономич., социальной, политич., культурной жизни и деятельности. Отд. люди вступают в О. о. именно как члены (представители) … Философская энциклопедия
Общественные отношения — многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в О. о. именно как члены… … Большая советская энциклопедия
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — – относительно устойчивые связи между социальными группами, народами, государствами и др. объединениями людей, возникающие в производственно экономической, социально политической сферах человеческой деятельности, различных видах культуры и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — взаимосвязь между людьми, включенными в те или иные социальные общности и группы в рамках данной общественной системы и складывающиеся в процессе совместной деятельности. В материалистической трактовке общественные отношения делятся на первичные… … Тематический философский словарь
СССР. Общественные науки — Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия
Культура коммунистической формации — Слово «культура» от латинского cultura возделывание, обработка, земледелие, уход, улучшение. В этом понятии отражается тесная связь культуры с человеческим трудом, с активной, преобразующей деятельностью людей. Культура это, с одной стороны,… … Научный коммунизм: Словарь
ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ — совокупность всех видов отношений данного об ва или данной формации об ва. О.о. не являются однопорядковыми, напр., с отношениями экономич. или политич., а соотносятся с ними как род с видом. В то же время каждый вид играет в общей системе этих… … Российская социологическая энциклопедия
Отношения общественные — совокупность всех видов отношений данного общества или данной формации общества … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
БАЗИС И НАДСТРОЙКА — категории исторического материализма, характеризующие структуру обществ. экономич. формации и качеств. своеобразие составляющих её обществ. отношений, процесса их диалектич. взаимодействия. По определению К. Маркса, «совокупность. … … Философская энциклопедия
Что представляет собой общественная формация в обществознании?
Содержание:
Социально-философская мысль обладает своей уникальной историей. Она многообразна, но в истории также присутствует единство, при котором отмечается пересечение двух важных подходов к развитию и формированию человечества. Это единство цивилизационного и формационного подхода. Каждый подход рассматривает общество и его развитие с определенной точки зрения.
Для формационного понимания характерно внутреннее объединение нескольких типов истории – это всемирная и общечеловеческая история становления мира. При этом выделяются универсальные стадии – формации.
Формация — это в обществознании период становления человечества, который является обязательным для любого социума. Следовательно, исторический процесс единый, так как общественные, политические, экономические этапы сменялись последовательно во всем мире.
Данную теорию представлял Карл Маркс. Он основывался на двух понятиях:
Суть цивилизационной теории отличается. Здесь смысл и цель истории, цивилизация и формация имеют другое влияние на человечество. Цивилизации постоянно сменялись на протяжении тысячелетий. Каждая смена между ними привнесла нечто новое, специфическое. Это культура, моральные и духовные ценности, материальные блага и другое. Здесь основное внимание уделяется самобытности исторического течения событий, специфичности каждой народности, нации. Теория говорит о том, что все они совершенно разные, а развитие людей в различных точках мира принципиально отличается.
На сегодняшний день большинство обществоведов, исследуя историю, не отдают исключительное предпочтение той или иной теории. Они соглашаются с тем, что различны и цивилизации, и культуры.
Что такое формация в обществознании
Общественная формация — это обществознание Маркса, которое стало определенной стадией в формировании человеческой мысли. По его мнению, существовало не более 5 формаций в истории:
Главная проблема философов в марксизме рассматривается со стороны материальных потребностей. Все основано на производственных силах, к которым относятся способности и навыки людей, производственные средства.
Типы цивилизаций – обществознание
Цивилизация — это в обществознании социум в определенный период развития. Каждая цивилизация обладала своими духовными ценностями, моральными принципами, материальными благами. У всех они уникальные, но в целом привели к формированию общества, существующего сегодня. Разделяют два типа цивилизаций:
Общественная формация и ее типы
Термин «формация» используется в различных дисциплинах – ботанике, геологии, психологии. Он имеет латинские корни (formatio – образование, вид) и в широком смысле обозначает структуру внутри какой-либо системы или строение чего-либо на определенной стадии развития. В социологии употребимо понятие общественной формации, введенное К. Марксом.
Характеристика
Формация общественная (общественно-экономическая, общественно-политическая) – конкретно-исторический тип общества, взятый в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами. Понятие возникло на базе марксистской теории развития общества – исторического материализма. Основные тезисы теории:
Исторический материализм рассматривает общественную формацию как целостную систему, структура которой состоит из базиса и надстройки. Базис – экономический строй общества, совокупность производственных отношений, складывающихся в соответствии с определенным уровнем развития производительных сил. Именно производственные отношения образуют сущность данной общественной формации. Надстройка – совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений определенного общества, включающая в себя государство, мораль, религию, философию, искусство. Надстройка оказывает влияние на формирование и изменение базиса, ускоряя или замедляя развитие общества.
Базис определяет характер, тип общественной надстройки, историческое изменение первого влечет за собой изменения во второй. Надстройка обладает относительной самостоятельностью в развитии: может отставать от базиса или опережать. В каждом обществе существуют элементы надстройки, выполняющие разрушительные функции по отношению к породившему их базису и способствующие возникновению нового базиса. Надстройка является ареной классовой борьбы.
Классификация
Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом во второй половине 19 века. Особое внимание в нем уделено рассмотрению того общего, что есть в истории всех народов – прохождению ими одних и тех же стадий в своем развитии. Выделение стадий основывается на определяющей роли экономических факторов, а движущей силой истории объявлена классовая борьба.
Исходной причиной развития общественных формаций является развитие орудий труда и форм собственности на них. Переход между формациями осуществляется в виде длительных качественных скачков – социальных революций, вызываемых совершенствованием способа производства и изменению производственных отношений. Изначально К. Маркс рассматривает 3 общественные формации:
Впоследствии концепция была расширена до 5 типов:
Общественно-экономическая формация – одна из ключевых категорий материалистического понимания истории. Формационный подход раскрывает логику исторического процесса, его сущностные черты. Он основан на определении единой основы общественной жизни и выделении стадий исторического процесса в зависимости от ее видоизменения.
Заключение
Теория К. Маркса и Ф. Энгельса об общественных формациях представляет собой универсальную схему всемирно-исторического процесса, основанную на материалистическом понимании истории. Эта теория идеалистична, является абстрактной конструкцией. Не все страны вписываются в схему и под большим вопросом создание в будущем справедливого общества, в котором не будет частной собственности, а благосостояние будет расти пропорционально стремительному развитию производительных сил. Тем не менее, это монументальное учение, обладающее широтой обобщений и глубокой связью теории и исторической практики.
План ответа по теме «Общественная формация и ее типы»
1.Термин «формация» в различных науках.
2. Понятие общественно-экономической формации. Основные тезисы теории исторического материализма.
3. Структура общественной формации. Базис и надстройка.
4. Классификация типов формации. 3 типа формации (по К. Марксу):
5. Пять типов формаций:
6. Значение теории К. Маркса и Ф. Энгельса.
Что такое общественная формация
ФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ
ФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ – категория марксизма, обозначающая ступени исторического развития общества, устанавливающая определенную логику исторического процесса. Основные характеристики общественной формации: способ производства, система общественных отношений, социальная структура и т.д. Развитие стран и отдельных регионов богаче определения их принадлежности какой-либо формации, формационные характеристики в каждом случае конкретизируются и восполняются особенностями общественных укладов – социально-политических институтов, культуры, права, религии, морали, обычаев, нравов и т.п., что находит свое выражение в категории цивилизации и цивилизационном измерении исторического процесса.
Базовыми ступенями исторического процесса выступают три большие общественные формации: первичная (общая собственность), вторичная (частная собственность) и третичная (общественная собственность). Вторичная формация является экономической общественной формацией. Ее прогрессивные эпохи – азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства. Азиатский способ производства специфичен, требует специального анализа. Другие же представляют собой общественные формации в узком смысле. Античная и феодальная формации определены на основе западноевропейской истории.
Первичная формация характеризуется архаическим синкретизмом общественных отношений. Экономический и родовой строй совпадают друг с другом. Грань между ними возникает с появлением частной собственности. Дифференциация базиса и надстройки возникает в условиях вторичной общественной формации. Особенности вторичной формации не распространяются на третичную. Существует несколько типологий общественных формаций. В догматическом марксизме выделено 5 типов: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. У самого К.Маркса можно найти схему из трех цивилизаций – докапиталистической, капиталистической и коммунистической. В современной социологии типологизация обществ (напр., традиционное, индустриальное, постиндустриальное) продолжает традиции макросоциологической теории (напр., структурный функционализм Т.Парсонса, Н.Лумана и др.).