Что такое общественная палата кратко
Что такое Общественная палата и чем она занимается?
20 декабря, в доме народного творчества «Губерния» пройдет Пермский краевой общественный форум, на котором выберут представителей общественных организаций в новый состав Общественной палаты Пермского края. Редакция Properm.ru решила узнать, чем занимаются общественники как они влияют на жизнь нашего региона.
Общественная палата Пермского края формируется сроком на три года из 36 человек. Шесть из них назначаются губернатором Пермского края, шесть — Законодательным собранием Пермского края, 24 избираются на краевой конференции общественных объединений и некоммерческих организаций. Своих кандидатов в Общественную палату могут выдвинуть любые общественные объединения кроме политических партий, и организаций уличенных в экстремизме. Не могут стать членами общественной палаты: чиновники, депутаты, лица имеющие судимость, двойное гражданство или признанные недееспособным.
Заседание Общественной палаты. Фото: пресс-служба Общественной палаты Пермского края.
Главные задачи общественной палаты:
Участие граждан в делах палаты, включая членство — добровольное занятие и осуществляется на общественных началах. Тем не менее на обеспечение деятельности палаты в бюджет региона ежегодно закладывается определенная сумма.
Работа Общественной палаты проходит в рамках пленарных заседаний, заседаний совета палаты, комиссий и рабочих групп. Заседания Общественной палаты проводятся не реже одного раза в месяц. Руководит палатой председатель, его заместители и совет палаты. Также у палат есть свои секретари и аппарат.
Главные направления в деятельности Общественной палаты Пермского края — экспертиза законопроектов и осуществление гражданского контроля. Все решения и заключение палаты носят исключительно рекомендательный характер.
Насколько эффективно работает Общественная палата?
Если посмотреть расписание деятельности Общественной палаты Пермского края, то там одни совещания, заседания, конференции, семинары и круглые столы, на которых собравшиеся обсуждают проблемы, высказывают свои мнения и пожелания. Но уходит ли это обсуждение дальше стен, есть ли реализация разговоров на практике?
По мнению председателя Общественной палаты Пермского края Дмитрия Красильникова, третий созыв поработал достойно. Он выделил несколько основных достижений в работе Палаты за прошедшие три года.
Первое достижение, это развитие системы общественного контроля в Прикамье, например контроль за ремонтом дорог. В результате проверок, некоторые дорожные участки не были приняты и несколько подрядчиков попали в реестр недобросовестных поставщиков услуг.
Второй пример — развитие общественных советов при органах государственной власти. При всех министерствах и ведомствах администрации губернатора Пермского края созданы общественные советы, которые обязаны рассматривать основополагающие вопросы в деятельности того или иного ведомства и публично отчитывать о проделанной работе в интернете.
Дмитрий Красильников, председателя Общественной палаты Пермского края:
— Общественная палата взяла на себя роль куратора деятельности общественных советов при органах государственной власти. Я очень доволен тем, что власть прислушалась к нам, губернатор и правительство Пермского края в своих нормативных документах отразили наши идеи и рекомендации по организации работы общественных советов.
Третий пункт — это содействие решению острых проблем и публичных конфликтов. Общественная палата занималась контролем за ремонтными работами в драматическом театре Кудымкара, участвовала в определении нового места для Пермской художественной галереи, выступала в качестве модератора в конфликтах связанных с музеем «Пермь 36» и Театром-Театром.
Олег Подвинцев, политолог:
— За исключением нескольких человек, внутри Общественной палаты никто особой инициативы и активности не проявляет. Если посмотреть отчет палаты за прошедшее время и сравнить его с отчетом, который был четыре года назад, то будет видно, что этот отчет абсолютно формальный. Я уверен, что большинство жителей края неподозревают о том, что Общественная палата существует и ведет какую-то деятельность.
По мнению Станислава Швецова, руководителя «Молодой Гвардии Единой России», в Пермском крае, Общественной палате и «гвардии» удалось организовать продуктивное сотрудничество.
«Я вошел в состав Палаты в декабре 2015 года от Законодательного собрания. За этот год мы смогли конструктивно поработать по нескольким направлениям. У нас был ряд законопроектов, в которых члены Палаты принимали участие как эксперты, во время обсуждения проекта на круглых столах и в рамках рабочих групп. Это законопроекты о слабоалкогольных энергетических напитках и о государственной молодежной политике в Пермском крае», — говорит Швецов.
Общественный контроль за ремонтом дорог. Фото: пресс-службы Общественной палаты Пермского края.
Он отметил, что Общественная палата принимала участие и в других проектах «гвардейцев». Например, сотрудничество в рамках «Урбании», молодежь и общественники вместе провели экспертизу дорожного полотна в регионе.
Станислав Швецов также рассказал об участии Палаты в реализации проекта «Полотно победы» — полотно длинной 15 метров, составленное из красных листов, на которых свои подписи и пожелания будущему поколению оставили ветераны ВОВ и участники боевых действий. По его словам, члены Общественной палаты регулярно участвуют в мероприятиях Молодежного парламента Пермского края, в качестве экспертов на форуме молодых парламентариев и заседали в жюри конкурса видео роликов посвященному году кино.
Дмитрий Жебелев, председатель правления благотворительного фонда «Дедморозим», член Общественной палаты Пермского края третьего созыва:
— Плюс Общественной палаты в том, что представителей государственной власти по принуждению или нет, но все-таки взаимодействуют с ней. Если у тебя есть конкретная цель и тебе действительно нужно реализовать какие-то проект и принести пользу обществу, с помощью общественной палаты сейчас это возможно.
Дмитрий пояснил, что при вынесении вопросов на комиссии или пленарном заседания туда приходят в обязательном порядке те, кого касаются эти затрагиваемые темы, независимо от занимаемой ими должности. Это могут быть начальники департаментов, министры, вице-премьеры или, в некоторых случаях, губернатор. Кроме этого, как члену Общественной палаты гораздо проще наладить контакт с чиновниками, нежели человеку «с улицы».
Однако Жебелев отметил, что на данный момент Общественная палата Пермского края не может стать мостом между общественностью и властью, как это предполагается. Одна из причин, по его мнению, в том, что не все ее члены в этом заинтересованы.
«Достаточно большое количество людей, там находятся формально. Многие люди очень заняты делами связанными с их основной деятельностью, поэтому у них недостаточно времени, чтобы заниматься чем-то конкретным в рамках Общественной палаты. Эта проблема была всегда, и она касается, к сожалению, всех консультативных органов, при органах государственной власти. Мягко говоря, здесь есть куда расти», — добавил Дмитрий Жебелев.
О существовании этой проблемы сказал и председатель Палаты. Он считает, что четвертый созыв должен обязательно рассмотреть эту проблему.
«Сейчас членство в общественной палате становится важным институтом и пунктом в карьерном продвижении. Общество в праве требовать большей активности от членов палаты. Я надеюсь, что новый состав отреагирует на эту проблему и постарается оптимизировать свою деятельность», — заявил Дмитрий Красильников.
Общественная палата РФ: история создания и принципы формирования
Общественная палата Российской Федерации была сформирована в соответствии с федеральным законом от 4 апреля 2005 года «Об Общественной палате Российской Федерации». Согласно закону, Общественная палата избирается каждые три года и осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти.
Формирование Общественной палаты проходит в три этапа. Первых 42 члена палаты своим указом назначает президент РФ. Они выбирают 42 представителя от общероссийских общественных организаций. Представители региональных и межрегиональных общественных объединений также выдвигают свои кандидатуры в члены палаты, которые принимаются уже утвержденными ранее двумя третями состава палаты.
Общественная палата формируется из граждан России, имеющих особые заслуги перед обществом и государством, и представителей общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений.
Палата решает возложенные на нее задачи путем проведения экспертизы проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, проектов нормативных правовых актов Правительства РФ, проектов нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления.
Решения Общественной палаты носят рекомендательный характер и принимаются в форме заключений, предложений и обращений.
Формирование полного состава Общественной палаты завершилось 23 декабря 2005 года. 22 января 2006 года в Георгиевском зале Кремля прошло первое пленарное заседание Общественной палаты РФ в составе 126 человек.
На первом пленарном заседании Общественной палаты была сформирована ее структура, принято решение о формировании 15 комиссий в соответствии с наиболее важными направлениями общественной жизни. В дальнейшем были сформированы межкомиссионные рабочие группы, а также созданы институты при Общественной палате. Для проведения экспертизы общественно значимых законопроектов, а также решения отдельных актуальных проблем созданы рабочие группы. Оперативным решением наиболее острых, злободневных вопросов занимается Совет Общественной палаты, в который входят председатели всех комиссий, межкомиссионных рабочих групп и руководители институтов.
Каждый член Общественной палаты является членом одной комиссии с правом решающего голоса, также по своему желанию он может входить в другие комиссии с правом совещательного голоса.
За время своей работы Общественная палата рассматривала самые разные вопросы.
При активном участии палаты общественные организации страны получили государственную финансовую поддержку на конкурсной основе.
При содействии палаты было привлечено внимание к проекту прокладки нефтепровода в природоохранной зоне озера Байкал, в результате чего проект был изменен; принято решение об ограничении игорного бизнеса, состоялись многие другие важные для страны и ее гражданского общества решения.
Во исполнение Федерального закона от 10 июня 2008 года «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» Общественная палата стала координатором работы по формированию общественных наблюдательных комиссий в субъектах Российской Федерации. К сентябрю 2009 года эти комиссии приступили к работе уже в 70 субъектах Федерации.
В целях проведения общественной экспертизы законопроектов, Общественная палата и Государственная Дума подписали Соглашение об информационном сотрудничестве и взаимодействии. В 2009 году, благодаря поправкам в законодательство, был установлен порядок, в соответствии с которым все социально значимые законопроекты в обязательном порядке проходят экспертизу Общественной палаты. С начала своей деятельности палата провела экспертизу более 150 проектов федеральных законов и правительственных нормативных актов, среди которых законы о целевом капитале, о саморегулируемых организациях, о работе с обращениями граждан, о военном призыве, о местном самоуправлении и многие другие.
Палата использует разнообразные формы своей работы: общественные слушания, круглые столы, выездные заседания и другие. Ежегодно проводится более 100 публичных мероприятий. Проводится в среднем около четырех‑пяти пленарных заседаний в год. Общественная палата РФ (ОП РФ) содействует формированию региональных Общественных палат. Члены палаты входят в общественные советы при федеральных министерствах и ведомствах.
Палата активно развивает международное сотрудничество. С 2011 года ОП РФ входит в президиум Международной Ассоциации экономических и социальных советов и схожих институтов (МАЭСССИ), подписан меморандум с Европейским социально‑экономическим комитетом, проведен ряд международных мероприятий. Делегации и представители палаты активно участвуют в установлении контактов с представителями общественных организаций зарубежных стран.
28 января 2013 года группа сенаторов внесла в Госдуму законопроект о реформе Общественной палаты, согласно которому, предполагается вдвое увеличить представительство регионов. Согласно законопроекту, предлагается, чтобы 40 человек членов Общественной палаты утверждались президентом (сейчас 42), 83 делегировались общественными палатами региона, а 43 определялись от общественных организаций в результате интернет‑голосования.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Общественная палата
Обще́ственная пала́та Росси́йской Федера́ции — совещательный орган, созданный для осуществления связи между гражданским обществом и представителями власти.
Содержание
Законодательная база
Общественная палата создана согласно Федеральному закону №32 «Об Общественной палате РФ», и опирается на него в своей работе. Закон принят Государственной Думой 16 марта 2005 года, подписан президентом России 4 апреля 2005 года и вступил в силу 1 июля 2005 года. Данный закон определяет порядок формирования Общественной Палаты, её функции, задачи и формы деятельности. Распорядок работы палаты, принятия ею решений, проведение Пленарных заседаний и тому подобное регулируется регламентом Общественной палаты.
Состав палаты
Согласно закону «Об Общественной палате Российской Федерации», состав Общественной палаты формируется следующим образом: после проведения консультаций Президент России определяет кандидатуры 42 членов палаты. Они в свою очередь должны согласиться или отказаться от предложения в течение 30 дней, после чего президент своим указом окончательно утверждает 42 членов Общественной палаты. Утверждённые члены приступают к окончательному формированию Общественной палаты.
В соответствии с поправками к закону «Об Общественной палате Российской Федерации» принятых 15 июня 2007 года не допускается выдвижение кандидатов в члены палаты организациями, в отношении которых было вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. То же требование распространяется на организации, деятельность которых была приостановлена судом в соответствии с законом «О противодействии экстремистской деятельности». [1]
Члены Общественной палаты, утверждённые указом президента
Ниже приведён список членов палаты, утверждённых указом Владимира Путина.
Состав палаты в период 2005-2007
Состав палаты в период 2008-2010 [3]
Члены Общественной Палаты, избранные общероссийскими общественными объединениями
Члены Общественной Палаты, избранные межрегиональными и региональными общественными объединениями
Комиссии Общественной Палаты
В состав Общественной палаты второго состава входят 17 комиссий, в каждой из которых состоит до 8 членов палаты и которая занимается определенной сферой общественной жизни:
Совет Общественной Палаты
В состав Совета Общественной палаты входят председатели комиссий палаты, а также Секретарь палаты и его заместитель.
Аппарат палаты
Аппарат Общественной палаты, в соответствии с законом, обеспечивает деятельность палаты и работает под общим руководством ее секретаря.
18 июля 2007 года Председатель Правительства РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение о назначении Алины Радченко руководителем Федерального государственного учреждения Аппарат Общественной палаты РФ.
Текущие события
Из прежнего состава Общественной палаты в этом списке, в частности, остались певица Алла Пугачева, бизнесмен Владимир Потанин, вице-президент «Медиасоюза» Елена Зелинская, политологи Вячеслав Никонов и Андраник Мигранян, журналист Николай Сванидзе, адвокат Генри Резник, скульптор Зураб Церетели, режиссер Карен Шахназаров, председатель «Деловой России» Борис Титов.
Общественная палата Российской Федерации (ОП РФ): общая информация, структура, функции
Эмблема Общественной палаты РФ
Управление государством сегодня невозможно без широкого привлечения к этому процессу общественных институтов, различных некоммерческих структур и неправительственных организаций.
Гражданское общество является важнейшим элементом во властной системе сдержек и противовесов. Данный факт давно поняли на Западе, поэтому различные добровольные общественные структуры есть у большинства государственных организаций.
Общая информация
Общественная палата РФ ( ОП РФ ) – совещательный орган, который обеспечивает взаимодействие активной части общества с государственной властью и местным самоуправлением.
Его члены работают бесплатно, на добровольной основе. Их выбирают из числа кандидатов с безупречной репутацией, имеющих перед народом и государством особые заслуги. Доступ в эту структуру закрыт для государственных служащих, лиц с судимостью или двойным гражданством. При этом сама палата находится на государственном обеспечении.
ОП РФ действует на основании федерального закона, аналогичные структуры функционируют на местном и территориальном уровне. Кроме того, в своей работе члены палаты руководствуются еще и собственным Кодексом этики.
Функции и структура
Решения, принимаемые палатой, носят характер рекомендаций.
Занимается Общественная палата и другими задачами:
Для решения перечисленных вопросов используются разные формы работы: семинары, круглые столы, выездные заседания, слушания. Самые актуальные проблемы выносятся на пленарные заседания органа, которые проводятся несколько раз в году.
Заседание одной из региональных Общественных палат.
На первом заседании, после формирования нового состава, члены избирают Секретаря, его заместителей и назначают комиссии. Они являются главным рабочим инструментом органа. В настоящее время в составе палаты действует 20 комиссий. Каждая из них формирует повестку по самым важным вопросам. Комиссии обычно выбирают на срок одной каденции палаты.
Аппарат ОП РФ осуществляет аналитическое, материальное, информационное, правовое и финансовое обеспечение деятельности органа. Это государственное учреждение, которое финансируется из бюджета. Глава аппарата ежегодно отчитывается о проделанной работе.
Как проходят выборы
В 2014 году численность членов органа была увеличена со 126 до 168 человек. Порядок формирования ОП РФ довольно сложен:
Ранее кандидаты от некоммерческих организаций выбирались путем интернет-голосования, но в 2017 году схема была изменена. В процессе выдвижения не могут участвовать организации, имеющие предупреждение об экстремистской деятельности.
История
Первая попытка создать независимый орган контроля общества за властью была предпринята еще в 1994 году. В 1996 году орган преобразовали в совет при главе державы. В 2000 году его распустили.
Современная ОП РФ была создана в 2005 году и полноценно заработала в начале 2006 года.
Пленарное заседание Общественной палаты. Их проводят несколько раз в год.
В 2013 году по предложению сенаторов представительство регионов было расширено – количество их кандидатов увеличилось вдвое.
В 2017 году интернет-голосование за членов от НКО отменили. Его заменила сложная система выборов, в которой участвовали старые и новоизбранные члены палаты.
В последние годы члены Общественной палаты лоббируют отказ от бесплатной работы в органе. Однако переход на официальное трудоустройство не поддерживают в Администрации президента. Там считают, что превращение членов ОП РФ в госслужащих окончательно подорвет доверие к этому органу.
В 2020 году ОП РФ заявила о массовых фальсификациях на голосовании за изменения в Конституцию.
Что удалось сделать
За время своего существования орган рассматривал самые разные вопросы, от прокладки нефтепроводов до функционирования игорного бизнеса. Экспертные решения палаты стали причиной пересмотра многих из них. К самым резонансным результатам можно отнести:
Кроме того, усилиями Общественной палаты был изменен маршрут опасного нефтепровода в районе озера Байкал.
Вероятно, что главное направление деятельности ОП РФ – это работа с обращениями граждан. Большая их часть касается «мелких» проблем: ЖКХ, выплаты пенсий и пособий, ремонта дорог, безработицы. Однако именно из них складывается жизнь простых россиян.
Отдельно следует упомянуть вопросы, связанные с пенитенциарной системой. Члены Общественного совета помогли многим заключенным уменьшить срок или добиться помилования.
Сегодня в состав палаты на постоянной основе работает комиссия, которая занимается исключительно вопросами обращений граждан. Есть горячая линия, а также сайт, где можно изложить свою проблему.
Кроме текущей работы, палата ведет несколько крупных и постоянных проектов:
Ранее ОП РФ проводила проект «Перспектива». Его целью был поиск наиболее эффективных гражданских инициатив по всей стране. Им оказывалась серьезная информационная поддержка.
За что критикуют
Последние социологические опросы показывают крайне низкий уровень поддержки Общественной палаты со стороны простых россиян. 37% респондентов вообще ничего не слышали о данной организации, еще 56% – не понимают, для чего она нужна и только 3% опрошенных оценивают работу ОП РФ положительно. Не менее критично к организации относится и экспертное сообщество.
Многие правозащитники считают работу палаты обычной имитацией. Представители Хельсинской группы отмечают, что в своих регулярных отчетах ОП РФ никогда не учитывает мнения других правозащитных организаций страны.
Лев Пономарев заявил, что ОП РФ создавалась сверху и в ней есть всего несколько человек, которых действительно интересует правозащитная деятельность. В 2020 году Шевченко назвал организацию «хором поддержки инициатив власти». С этим трудно не согласиться – в последние годы палата поддерживает практически все инициативы исполнительной власти, служит для них своеобразной «индульгенцией» со стороны мнимой общественности.
Критики отмечают, что в последние годы в ОП РФ значительно прибавилось «назначенцев» и уменьшилось количество выразителей общественного мнения или просто авторитетных людей. Кроме того, многие люди, которые прошли в этот орган на самом деле не работают в нем, а используют свое назначение для личных целей.
Голосования на пост членов палаты от некоммерческих организаций регулярно сопровождались скандалами. В 2014 году в Москве и Петербурге для проведения нужных кандидатов был задействован административный ресурс.
Неоднократно фиксировались случаи многократного голосования с одних и тех же IP-адресов. После отмены интернет-голосования скандалы на выборах прекратились.
Общественная палата Российской Федерации
Обще́ственная пала́та Росси́йской Федера́ции — организация, обеспечивающая взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях учёта потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации.
Содержание
Законодательная база
Общественная палата была сформирована в соответствии с Федеральным законом РФ «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 года № 32. Согласно Закону, Общественная палата избирается каждые два года (с 2012 — каждые три года) и осуществляет взаимодействие граждан с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учёта потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.
Распорядок работы палаты, порядок принятия ею решений, проведение Пленарных заседаний регулируются регламентом Общественной палаты.
Функции палаты
Согласно закону, деятельность Общественной палаты направлена на согласование интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя и демократических принципов развития гражданского общества в стране.
Общественная палата проводит общественную экспертизу социально значимых проектов федеральных законов, проектов законов субъектов РФ, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления.
Состав палаты
Общественная палата формируется следующим образом: после проведения консультаций Президент России определяет кандидатуры 42 членов палаты. Они, в свою очередь, должны согласиться или отказаться от предложения в течение 30 дней, после чего президент своим указом окончательно утверждает 42 членов Общественной палаты.
Вторым этапом формирования нового состава Общественной палаты является процедура конкурсного отбора в члены Общественной палаты 42 представителей от общероссийских общественных организаций. Принимают решение о приеме 42 члена Общественной палаты, назначенные Указом Президента РФ «Об утверждении членов Общественной палаты Российской Федерации» в течение 60 дней со дня своего утверждения.
Представители региональных и межрегиональных общественных объединений выдвигают свои кандидатуры в члены палаты, которые принимаются уже утвержденными ранее двумя третями состава палаты.
В соответствии с поправками к закону «Об Общественной палате Российской Федерации», принятыми 15 июня 2007 года, не допускается выдвижение кандидатов в члены палаты организациями, в отношении которых было вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, а также организациями, деятельность которых была приостановлена судом в соответствии с законом «О противодействии экстремистской деятельности».
Совет Общественной Палаты
В состав Совета Общественной палаты входят председатели комиссий палаты, а также Секретарь палаты и его заместитель.
Аппарат палаты
Аппарат Общественной палаты, в соответствии с законом, обеспечивает деятельность палаты и работает под общим руководством её секретаря.
18 июля 2007 года Председатель Правительства РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение о назначении Алины Радченко руководителем Федерального государственного учреждения Аппарат Общественной палаты РФ.
Алина Радченко окончила Нижегородский государственный университет и Московскую государственную юридическую академию. Работала в различных бизнес структурах и активно занималась общественной работой. В 1997 году возглавила Российскую межотраслевую ассоциацию сотрудничества и защиты экономических интересов производителей. В 2000-м стала координатором НП «ОПОРА РОССИИ» по Нижегородской области, а в 2003 году вице-президентом Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ». До недавнего времени являлась председателем Совета Нижегородского областного отделения Общероссийского общественного движения женщин России (основное направление деятельности — реализация социальных проектов по поддержке материнства, детства и семьи). До своего назначения руководителем Аппарата Общественной палаты Алина Радченко занимала должность советника заместителя Председателя Правительства РФ, а впоследствии — советника Управления Президента РФ по внутренней политике. [источник?]