Что такое общественная природа языка будагов
Лекция №17. Общественная природа языка
Общественная природа языка
1. Социолингвистика как теория:
А) возникновение социолингвистики; Б) функции языка в обществе.
2. Формы влияния общества на язык.
3. Психофизическая и социальная природа речевой деятельно
сти.
4. Общественный характер языковой нормы и формы ее реали
зации.
5. Социальные общности людей и социальные типы языков.
1. Язык и общество — одна из центральных проблем современной лингвистики, данная проблема формируется на базе более частных: общественный характер возникновения, развития и функционирования языка; природа его связей с обществом; социальная дифференциация языка в соответствии с разделением общества на классы, слои и группы; социальные различия в использовании языка в связи с многообразными сферами его применения; взаимоотношения языков в дву- и многоязычных обществах; условия приобретения одним из языков функций средства межнационального общения; формы сознательного воздействия общества на язык и т. п.
1а) Проблемы влияния общества на язык начали рассматривать еще античные философы. Однако о становлении социолингвистики как науки можно говорить начиная с XIX века. Первым сугубо социолингвистическим исследованием принято считать книгу П. Лафарга «Язык и революция» («Французский язык до и после революции», 1894 г.), в ней социальные варианты французского язы-
ка («аристократического Версаля» и «буржуазного Парижа») конца XVIII — начала XIX в. объяснялись социальными и политическими причинами, вызвавшими французскую революцию 1789 года. Французский литературный язык того времени интенсивно отражал происходящие в обществе изменения не только в лексике, но и в грамматике.
В конце XIX — начале XX в. во Франции формируется французская школа социальной лингвистики, важнейшим представителем которой является ученик и последователь Ф. де Соссюра, видный языковед А. Мейе.
Отечественное языкознание, начиная с М. В. Ломоносова, в лице своих лучших представителей всегда рассматривало язык как социальное явление, неразрывно связанное с обществом. Определяющим был тезис о тесной связи истории языка и истории народа, общества.
Ф. И. Буслаев понимал язык не только как выражение «мысли-тельности народной», но и всего быта, нравов, преданий народа. Намеченная Ф. И. Буслаевым традиция изучения языка в связи с историей народа была в дальнейшем развита А. А. Потебней, А. А. Шахматовым и др. Благодаря указанному подходу были заложены основы современной науки — лингвокультурологии.
Более глубокое исследование социальной природы языка в нашем языкознании связывается с именем И. А. Бодуэна де Куртенэ. Он не только указывал на социальную природу индивидуальных речевых актов, но и в очень оригинальной форме выдвинул идею социальной дифференциации языка: в состав языкового материала «следует отнести (. ) разговорный язык всех слоев общества данного народа, не только тех, которые ходят в сермягах и зипунах, но и тех, что носят сюртуки (. ), язык всех без исключения сословий (. ), язык разных возрастов (детей, взрослых, стариков и т. п.) и известных состояний человека». Таким образом было выдвинуто понятие многообразия социальных функций языка.
Интерес к социолингвистической проблематике в отечественном языкознании особенно обостряется в послереволюционные годы — в первой трети XX века. На конкретном материале были показаны
те изменения в лексике, которые вызываются крупными социальными явлениями, изменения, находящие отражение в различных классах общества. Был в принципе решен вопрос о причинах и условиях образования национальных языков, поставлена проблема изучения языка города с его различными профессиональными и социальными разновидностями, отличающими его от местных говоров и литературного языка.
В результате сформулировалась основная проблематика отечественной социолингвистики: 1) исследование природы языка как социального явления; 2) роль и место языка в общественном развитии; 3) разработка методов социолингвистических исследований; 4) выяснение роли социальных факторов в развитии языка; 5) изучение социальной дифференциальной языка; 6) исследование проблем развития общественных функций языка; 7) гендерные проблемы.
16) Функции языка выявляют его суть, назначение, действие. Базовые функции языка — коммуникативная (способ общения) и когнитивная (способ мышления и познания), последнюю называют еще познавательной, гносеологической. Иногда к основным относят еще эмотивную (способ выражения чувств и эмоций) и метаязыковую (способ исследования и описания языка в терминах языка).
С базовыми, основными функциями соотносятся производные (вторичные). Так, с коммуникативной функцией связана фатичес-кая (способ установления контакта), конативная (усвоения), волюн-тативная (волеизъявления, влияния) и кумулятивная, или историко-культурная (сохранение национально-культурной информации).
С когнитивной функцией соотносится репрезентативная, или номинативная, референтная функция (способ обозначения предметов и явлений внешнего мира и сознания).
С эмотивной функцией связана поэтическая или эстетическая (способ выражения и воспитания прекрасного).
2. На развитие языка влияют как внутренние (обусловленные системой языка), так и внешние (в частности — социальные) факторы. Социальные факторы, как правило, воздействуют на язык не
прямо, а опосредованно (наиболее непосредственное отражение социальные изменения получают лишь в лексике); они могут ускорять или замедлять ход языковой эволюции, но не могут изменять ее направление (Е. Д. Поливанов).
Рассмотрим формы влияния общества на язык:
1. Социальная дифференциация языка, обусловленная социаль
ной неоднородностью общества. Такова дифференциация многих
современных развитых национальных языков на территориальные
и социальные диалекты, выделение литературного языка как соци
ально и функционально наиболее значимого языкового образова
ния, существование в некоторых обществах «мужского» и «женско
го» вариантов языка и т. п.
2. Обусловленность использования языковых средств социальны
ми характеристиками носителей языка (возрастом, уровнем обра
зованности, профессией и др.), социальными ролями участников
коммуникации, ситуацией общения. Поскольку сферы использова
ния языка многообразны и специфичны (ср. науку, СМИ, быт), в
языке вырабатываются функциональные стили — свидетельство за
висимости языка от потребностей общества.
3. Языковая жизнь многоязычных обществ. Изучаются отноше
ния между обществом и функционирующими в нем языками, взаи
моотношения различных языков, процессы, связанные с выдвиже
нием одного из языков на роль государственного языка, средства
межнационального общения, приобретение некоторыми языками
статуса международных языков.
4. Языковая политика — сознательное, целенаправленное воз
действие общества и его институтов на функционирование языка в
различных сферах его применения. В последнее время к сфере язы
ковой политики стали относить совокупность политических и ад
министративных мероприятий, направленных на придание языко
вому развитию желаемого направления.
3. Речевая деятельность, т. е. процесс говорения и понимания, имеет 2 стороны — индивидуально-психическую и объективно-социальную. Речевая деятельность — коммуникативный акт. Он имеет сложный характер, так как включает в себя не только взаимоот-210
ношения собеседников, но и восприятие ими обстановки речи, языка и передаваемой информации.
Коммуникация как направление речевой деятельности говорящих предполагает порождение и восприятие речи — это психофизиологические механизмы речи.
С психофизиологической точки зрения, языковая деятельность является целенаправленной, комплексной и уровневой. Целенаправленность речевой деятельности проявляется в активности говорящего.
Выделяют 4 уровня порождения речи: мотивационный, семантический, грамматический и фонетический.
Мотивационный уровень — подготовительный, он настраивает говорящего на высказывание, в соответствии с целью которого говорящий избирает коммуникативную целеустановку, функциональный стиль и общее содержание высказывания. Это обеспечивает не только порождение речи, но и ее восприятие, поскольку собеседник улавливает этот настрой.
Семантический и грамматический уровни настолько тесно взаимосвязаны, что трудно установить, какой из них какому предшествует.
Семантический уровень порождения речи выражает единство обобщения и общения. Говорящий выбирает семантические варианты слов и конструкций, наиболее подходящие для выражения передаваемой информации, конкретной мысли говорящего. Сравним практически идентичные по содержанию высказывания: Ваши наблюдения нельзя экстраполировать на данный массив фактов. И Разве можно по одному поступку судить о человеке?
Грамматический уровень порождения речи — это оформление смысла высказывания в соответствии с грамматической системой языка и знаниями собеседников.
Фонетический уровень порождения речи состоит в артикулировании фонем. Они обеспечивают семантическое тождество и различие звуковых структур слов и слогообразования.
Перечисленные характеристики, как уже указывалось, касаются психофизической стороны речевой деятельности, с другой сто-
роны, речевая деятельность явление не индивидуальное, а социальное по своей природе и сути.
Социальная обусловленность речевого акта и речевой деятельности проявляется в следующем:
1. Речевая деятельность и речевой акт предполагают наличие ти
повых речевых ситуаций и контекста культуры, которые являются
общими для всех говорящих или группы говорящих. Структура ре
чевого акта предполагает не отдельного говорящего, а типового го
ворящего. Непременным компонентом речевого акта и речевой дея
тельности говорящего является реальный язык и общая структура
содержания информации, они социальны, так как принадлежат об
ществу. В языкознании наших дней данная проблема оформилась в
теорию речевых жанров.
2. Социальная природа речевого акта и речевой способности со
стоит в социальной обусловленности активности речевой деятель
ности говорящего. Люди говорят не для того, чтобы воспроизво
дить или демонстрировать свои речевые способности, как делают,
например, попугаи, а для того, чтобы передать внеязыковую инфор
мацию. Люди используют средства языка для выражения своих
мыслей, чувств, волеизъявлений, и эта социально обусловленная
информация воздействует на слушателя (или читателя).
3. Говорящие не могут безразлично относиться к форме выра
жения своих мыслей и чувств, к сохранению и изменению языко
вой нормы.
4. Речевая деятельность является составной частью социальной
деятельности человека и всего общества, для которого язык слу
жит орудием развития.
Подчеркнем, что целый ряд проблем социальной природы речевой деятельности рассматривается в русле современных наук линг-вопрагматики и теории коммуникации.
4. Для того чтобы могла сформироваться и окрепнуть языковая норма, необходимо утверждение в языковом сознании образованной части нации представления о том, что можно в языке, в его применении, а что нельзя. Это представление со временем должно стать общим для всех членов нации — без различия территорий, на 212
которых они живут, и рода деятельности, которой они заняты. Данное осознание не может’ появиться без влияния на языковое сознание говорящих социально авторитетных образцов. Прежде всего, их дает художественная литература. Необходима письменная фиксация образцов, без которой невозможно общее, одинаковое понимание и применение нормы.
Норма языка — явление сугубо историческое, потому что она формируется на определенном этапе развития языка, в процессе развития языка его норма развивается и совершенствуется.
Норма нужна людям, поскольку упрощает общение, создается людьми, следовательно, норма социальна. Норма принадлежит языку, поэтому она структурна. Норма предполагает устойчивость психофизиологических речевых навыков, следовательно, она психофизиологична.
Таким образом, языковая норма — это совокупность наиболее устойчивых, традиционных элементов системы языка, исторически отобранных и закрепленных общественной языковой практикой. Норма надтерриториальна, относительно консервативна, общеобязательна. Она проявляется в образцовых текстах.
Формами проявления языковой нормы являются (см., напр., В. И. Кодухов) литературный язык, функциональный стиль, узус. Литературный язык — это обработанная и образцовая форма общенародного языка. Литературный язык занимает центральное место среди всех форм существования и функционирования языка. Его назначение — объединять членов социальной общности (народности, нации, народа). Основные признаки литературного языка как главного проявления нормы таковы: 1) наличие нормализованной и кодифицированной письменной формы; 2) общеобязательность; 3) полифункциональность, т. е. использование во всех сферах жизни общества, а потому наличие функциональных стилей (детально эта проблема рассматривается в курсе стилистики).
Стиль языка — это коммуникативная и функциональная разновидность литературного языка (данная форма функционирования языка изучается в курсе стилистики).
Узус — это совокупность всех реальных употреблений языка. Он наблюдается в диалектах, в говорах, то есть там, где нет коди-
|
филированной (закрепленной в словарях, справочниках, образцовых текстах) нормы, а есть обычай, традиция употребления языка. Узуальные формы многообразны и подвижны.
5. Функционирование и развитие языка связаны с историей общества, с социальными общностями людей.
Для всякой социальной общности людей характерен языковой признак, а существование и функционирование языков обусловлены социальной общностью людей.
Основные формы общности людей — этническая группа, народность, нация. Подчеркнем, что нет четких хронологических рамок каждой из форм общности людей, они плавно переходят одна в другую. То же касается языковых признаков: они расплывчаты, подвижны. Таким образом, мы рассматриваем самые обобщенные признаки, наиболее яркие тенденции.
Основные этнические группы прошлого — племена, возникшие в родо-племенном обществе. Родовой строй предполагает наличие семьи и племени, объединяющихся на основе кровного родства. Племя отличает особый, лишь этому племени свойственный диалект.
В условиях родового общества язык племени обычно слабо отграничен от языков других (родственных) племен. На основе племенной близости может формироваться и язык племенных союзов, по отношению к которому отдельные родственные племенные языки оказываются племенными диалектами.
Выявлена закономерность: по мере внутренней консолидации форм исторической общности людей возрастает внутренняя организация и единство языка.
Народность возникает в рамках рабовладельческого строя, развивается и укрепляется в феодальном обществе. Народность имеет свое этническое имя, она формирует общие элементы культуры и общий язык, однако территориальные диалекты сохраняются, они наследуют многие признаки ушедших в прошлое диалектов племенных. Язык народности может получить письменную фиксацию, хотя это необязательно. Примечателен следующий факт: та или иная народность часто оказывалась двуязычной, то есть для религиозного культа, науки, просвещения применялся книжный нормирован-
ный язык (обычно чужой), для повседневных трудовых, торговых, бытовых нужд, для устного словесного творчества — свой, не имевший письменной фиксации и литературной нормированной формы. Указанная ситуация в период средневековья наблюдалась во многих странах Европы и Азии: в Западной Европе литературным языком была латынь, во многих странах Азии — арабский язык, на Руси функции литературного языка выполнял родственный старославянский. Отметим, что выдвижение на роль литературного языка обусловлено церковно-религиозной сферой: язык католицизма — латынь, православия — старославянский, ислама — арабский.
По мере консолидации общества, усиления государства при капитализме формируется нация. Ведущий ее языковой признак — наличие литературного языка на национальной основе, позиции диалектов ослабевают.
Для общения людей разных национальностей на определенной территории функционируют языки межнационального общения. Так, например, на постсоветском пространстве, помимо своих традиционных функций, функции языка межнационального общения выполняет русский язык: по-русски говорят между собой общественные и государственные деятели, ученые, артисты и т. д. в рамках СНГ, решая проблемы, касающиеся различных стран и народов.
В более глобальных масштабах используются международные языки. Это высокоразвитые языки, способные выразить самое разнообразное содержание, этими языками владеют миллионы людей, на них издаются документы международных организаций. Так, официальными языками ООН являются: английский, русский, французский, испанский,китайский.
6. Для упрощения общения представителей разных национальностей создавались искусственные языки (волапюк, эсперанто и т. п.), но они не получили широкого распространения. Наука, изучающая международные языки как способ коммуникации, получила название интерлингвистика.
Таким образом, социолингвистика — научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной пси-
|
хологии и этнотрафии. Социолингвистика изучает широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую играет язык в жизни общества.
По мнению А. Д. Швейцера, основными проблемами социолингвистики являются следующие: социальная дифференциация языка, язык и нация, языковая ситуация, заимствования, билингвизм, языковая норма, языковая политика и др.
Таким образом, взаимосвязи языка и общества глубоки и своеобразны, они не могут считаться изученными и требуют новых исследований.
Консультация «Язык, как общественное явление. Функции языка. Взаимодействие языка и общества»
вера авдеева
Консультация «Язык, как общественное явление. Функции языка. Взаимодействие языка и общества»
I. Язык как общественное явление
С момента возникновения, на всех этапах своего существования, язык неразрывно связан с обществом.Эта связь носит двусторонний характер: язык не существует вне общества и общество не может существовать без языка. Основное предназначение языка — служить средством общения между людьми. Язык «возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми». С развитием общества, усложнением форм общественной жизни, обогащением и развитием сознания развивается и усложняется язык. Язык используется обществом абсолютно во всех сферах деятельности. Для того, чтобы комфортно жить в обществе, разговаривать с другими людьми, продвигаться по социальной лестнице, необходимо владеть языком.
Существенным признаком, позволяющим относить язык к разряду общественных явлений, оказывается его способность обслуживать общество. Но язык обслуживает общество иначе. Тот факт, что язык служит обществу, сам по себе еще не является решающим критерием для отнесения языка к разряду общественных явлений. Обслуживать общество могут машины, и даже отдельные явления природы, поставленные на службу человеку. Весь вопрос состоит в том, как язык обслуживает общество и в какой мере он его обслуживает.
«В связи с этим, его нельзя отождествлять ни с одним из общественных явлений. Язык не является ни формой культуры, ни идеологией определенного класса, ни надстройкой в самом широком понимании этого слова. Язык обладает способностью отражать изменения в жизни общества во всех его сферах, что таким образом отличает его от других общественных явлений». Одной из наиболее характерных особенностей языка, позволяющих считать его общественным явлением, служит тот факт, что общество создает язык, контролирует созданное и закрепляет его в системе коммуникативных средств. Право создавать и формировать язык принадлежит обществу. Язык – это продукт общества, именно по этой причине он заслуживает название общественного явления в большей степени, чем какое – либо другое явление, обслуживающее общество.
II. Функции языка
1. Коммуникативная функция языка – основная социальная функция языка.
Коммуникация – это общение, обмен информацией. Язык возник и существует, для того, чтобы люди могли общаться. Информация – это сведения, доступные для понимания и важные для поведения того, кому они адресованы. Речь служит средством передачи информации от человека к человеку. Эта функция речи становится возможной для реализации потому что в речи, в используемых в ней словах может храниться информация. Обмениваясь словами, воспринимая их как понятия, которые несут в себе определенную информацию, люди, таким образом, обмениваются содержащимися в этих словах знаниями. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, чувства, душевные переживания, волеизъявления, воздействуют друг на друга в определенном направлении, добиваются взаимопонимания.
2. Когнитивная функция языка
Познание, изучение окружающего мира в значительной степени происходит с помощью языка. Общение людей предполагает определенные знания у них об окружающей действительности, а одним из универсальных и эффективных средств познания окружающего мира является язык. Тем самым язык выполняет познавательную или когнитивную, функцию.
3. Кумулятивная (аккумулятивная) функция языка.
III. Взаимосвязь языка и общества.
Раз язык существует только в обществе, он не может не зависеть от общества. Развитие общества стимулирует процесс развития языка и ускоряет или тормозит темпы языковых изменений, способствует перестройке некоторых участников языковой системы, их обогащению новыми элементами. Язык зависит от формы государства и характера экономических формаций. Каждая общественно – экономичекая формация создает определенный жизненный уклад общества, который проявляется в целом комплексе связанных между собой явлений
Общество никогда не было и не будет абсолютно однородным коллективом. В нем наблюдается дифференциация, вызываемая различными причинами.
Это может быть разделение по сословному, классовому, имущественному и профессиональному признаку, которое впоследствии отражается в языке
Социальными факторами, влияющими на развитие языка являются:
• изменение круга носителей языка,
• развитие науки, перемещение народных масс,
• создание новой государственности,
• изменение форм законодательства и делопроизводства и др.
Воздействие этих факторов на язык различно и по форме, и по силе. Проиллюстрируем сказанное примером. После Октябрьской революции происходит процесс демократизации языка: если раньше литературным языком владела в основном буржуазно – дворянская интеллигенция, то теперь к литературному языку начинают приобщаться массы рабочих и крестьян, которые привносят в систему литературного языка свойственные им речевые особенности и навыки.
Это приводит к заимствованию некоторых диалектиктизмов и арготизмов литературным словарем. (Примеры: нехватка, неполадки, смычка т. д.)Возникают новые синомические ряды: нехватка – недостача – дефицит; Связь – контакт – союз – смычка и т. д.
Столь же непрямолинейно, сложно влияние на развитие языка и других социальных факторов. Одним из важных этапов в развитии составляющих его функционально-коммуникативных систем, является переход от капиталистического общества к социалистическому. Рост культуры, развитие всеобщей грамотности, обязательного среднего образования расширяют круг носителей литературного языка, отражаются на его составе и отношениях с другими компонентами (составляющими) общенародного языка.
Социальная дифференциация языка может отражать и расслоение общества. К примеру, особая терминология, обусловленная спецификой. Внешне одинаковые слова в разных профессиях имеют разный смысл. Некоторые различия в языке могут быть связаны с полом говорящих. Так, в языке индейцев яна, живущих в северной Калифорнии (США, одни и те же предметы и явления называются по-разному, в зависимости от того, кто о них говорит — мужчина или женщина.
Влияние развития общества, конкретно-исторических условий жизни народов сказывается и на отношениях между языками. К примеру, в феодальном обществе связь между языками слаба, случаи массового двуязычия, т. е. использования народом или его значительной частью двух (и более) языков, наблюдаются в основном как столкновения языков победителей и побежденных. В капиталистическом обществе связи между носителями разных языков становятся более тесными, отмечаются факты заимствования слов из одного языка в другой, становятся частыми случаи массового двуязычия. Вместе с тем в этот период ярко проявляется неравенство языков, особенно в многонациональных государствах, где специально создаются преимущества языку господствующей нации.
В связи с развитием производительных сил общества, общей культуры науки и техники возникают новые понятия и термины, требующие языкового выражения. Некоторые старые термины нуждаются в новом толковании, расширяется область специальной лексики. Приток новой терминологии сопровождается исчезновением тех терминов, которые не отражают современный уровень развития наук.
Наряду с независящим от воли отдельных людей влияния общества на язык возможно и сознательное, целенаправленное, воздействие государства (и общества в целом) на развитие и функционирование языка. Такое воздействие носит название языковой политики. Языковая политика может касаться самых разных сторон языковой жизни данного общества. К примеру, в многоязычных странах выбор языка или диалекта, который должен стать государственным, осуществляется сознательно, при непосредственном участии власти и других социальных институтов. Сознательна и целенаправленная деятельность специалистов при разработке алфавитов и письменностей для ранее бесписьменных народов. Усовершенствование существующих алфавитов и письменностей, например, неоднократно проводившиеся реформы русской орфографии,— еще один вид вмешательства человека в жизнь языка. Развитие и усложнение языка отчетливо проявляется в развитии в его составе особых функционально-коммуникативных систем, которые обслуживают разные группы носителей языка, что приводит к выделению территориальных и социальных диалектов, литературного языка и других форм реализации языка.
Все эти формы различны и в разные исторические периоды развития человеческого общества, и в разных конкретных социально-исторических условиях существования того или иного языка. Не одинаковы их функции, внутренняя структура и отношения между ними.
Безусловно, никакое социальное воздействие на язык, стихийное или сознательное, не может отменить присущих языку внутренних закономерностей.
Биоэнергопластика. «Театр пальчиков и языка» как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста. 1) Сказка о Весёлом Язычке. Наиболее.
Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС Современный урок – урок, отвечающий требованиям ФГОС, в котором в концентрированной форме нашли отражение запросы и потребности семьи, общества.
Консультация для родителей по теме: «Влияние изучения иностранного языка на детей дошкольного возраста» Консультация для родителей по теме: «ВЛИЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Автор: Ильясова Элиза Гадживагабовна,.
Фольклор как средство сохранения и развития родного языка. Приобщение детей к этнокультурным традициям Особенности современного общества, в котором происходит радикальные перемены, обусловливают не только качественное обновление международных.
Конспект урока русского языка по развитию речи с элементами культуры речи во 2 классе «Азбука вежливости. Как писать письмо» Предмет: русский язык Тема учебного занятия: Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Часть 2. Место.
Проектная деятельность как средство развития УУД и формирования мотивации при изучении английского языка В 2015 году наша страна праздновала 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Эта победа имела огромное значение не только для русского.
Конспект урока русского языка по УМК «Перспектива» в 4 классе «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе» Учитель: Берсенева Татьяна Геннадьевна. Тема: «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе». Тип урока: урок повторения.
Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.
Welcome back! Добро пожаловать обратно или как возвращаться к изучению иностранного языка после летнего перерыва Welcome back! Добро пожаловать обратно или как возвращаться к изучению иностранного языка после летнего перерыва! Дорогие дети, родители,.