Что такое общественная справедливость сочинение декабрьское
Что такое общественная справедливость? (Итоговое сочинение (декабрьское))
Что такое общественная справедливость? Я считаю, что этому понятию соответствует общая мораль и договорённость поступать в соответствии с определёнными нормами, которые были изначально сформулированы в обществе. Люди не могут вершить правосудие самостоятельно, ведь тогда был бы велик риск поступить бесчестно и некрасиво, исходя из собственной выгоды. Общественная справедливость предполагает недопущение этого, сохранение невзыскательности при принятии решения. Чтобы доказать свою точку зрения, хочу обратиться к читательскому опыту.
Общественная справедливость ярко выражается в период войн. Например, в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» мы видим, как народ решил сплотиться в борьбе против французов, возглавляемых Наполеоном. Рассмотрим поступки и намерения двух героев – Болконского и Безухова. Андрей сначала пошёл на войну из корыстных побуждений: он хотел получить признание и славу, избавиться от тягот повседневной жизни с женой.
Однако впоследствии он пересмотрел свои принципы и желания: он пошёл воевать, чтобы достичь победы для страны, которая оказалась на грани уничтожения под французским натиском. Пьер Безухов тоже отправился на войну, чтобы завоевать победу. В своих фантазиях он представлял, как убьёт главного злодея – Наполеона. Тем самым герой смог бы освободить и даже осчастливить народ. Мы понимаем, что герои объединены общей идеей: они хотят для своей Родины победы. Именно это является общественной справедливостью: когда несколько людей, движимые одной целью и схожими мотивами, отправляются на защиту того, что для них свято.
Другим примером является повести В. Г. Распутина «Живи и помни». Главный герой является дезертиром. Он бросил своих товарищей, оставил их сражаться на поле боя, а сам вернулся в деревню. Однако мужчина вынужден скрываться: если его кто-нибудь узнает, то он лишится свободы. Ведь дезертиров строго наказывали: если не убивали, то отправляли на долгие годы в тюрьму. Чтобы избежать этой участи, Андрей решает скрываться, только жене он рассказал обо всём. В чём проявляется общественная справедливость в данном случае? Люди готовы отдать на растерзание преступника против Родины. Они понимают, какой цены стоила людям победа в Великой Отечественной войне. Те, кто струсил и предал товарищей, является изменником Родины, он не имеет права находиться с другими людьми в равных условиях и одинаковом положении. Именно по этой причине люди готовы отдать его властям, чтобы те совершили над ним суд. Это и есть справедливость: зло должно быть наказано, а добро вознаграждено.
Таким образом, общественная справедливость – это общее решение считать что-то «должным», а что-то недопустимым. Люди готовы защищать те принципы, которые они установили. Это их понимание добра и правды, которые они готовы отстаивать.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Что такое общественная справедливость? — сочинение
Итоговое сочинение на тему: «Что такое общественная справедливость?»
Справедливость – понятие, которое имеет множество нюансов трактовок. Однако каждое общество стремится к тому, чтобы жить по чести. Сложно дать трактовку понятию «общественная справедливость», однако на примерах литературы это можно сделать. Но всегда будут поводы для того, чтобы обсудить многие моменты, провести дискуссии.
Настоящая справедливость ориентирована на помощь другим людям. Этот момент понимали многие русские классики.
В произведении «Матрёнин двор», написанном А.И. Солженицыным, показан образ праведницы. Матрёна потеряла мужа и всех своих многочисленных детей. И что же в результате? Она могла бы возненавидеть всех людей, но женщина так не поступает. Она понимает чувства людей, любит каждого жителя её посёлка. Матрёна помогает бескорыстно. Для неё социальная справедливость – это помощь людям.
Конечно, Матрёна не знала таких слов. Она даже не анализировала своё поведение. Матрёна просто жила так, как считала правильным, но всё равно несла добро людям. Это уникальная женщина, с которой хочется брать пример. Впрочем, в современном обществе должны действовать правила, касающиеся взаимной помощи, а не «игры в одни ворота».
Матрёна даже не обижалась на людей, которые её не просили, а просто звали идти работать. Они поступали несправедливо, но ведь это их проблема. Но и об этом не думала славная женщина. Она ставила задачи действовать. В этом и заключался смысл поступков трудолюбивой женщины.
Матрёна действовала так, как велела ей душа. Она была честна перед собой; после смерти Матрёны люди ощутили её нехватку. Труд и созидательная деятельность – основа создания справедливого общества. Этот момент нужно учитывать, говоря и оценивая общество.
Справедливость социального плана – это желание помогать (и реальные действия) другим людям. И оно должно быть искренним, чтобы судить о честном социуме.
Также под общественной справедливостью понимают жизнь в таком социуме, где действуют права и обязанности, а в случае необходимости применяют наказание к определенным лицам.
Например, в произведении «Старуха Изергиль» показан гордый и жестокий Ларра. Он убивает дочку старейшины племени, в котором люди живут по чести, знают о своих обязанностях и правах. Ларра не был убит, ведь его изгнали из общества людей. Сначала гордец радовался тому, что так «просто» всё вышло. Однако он постепенно понял, что одиночество – наказание, которое действует жёстко. Ларра не может быть с людьми, да и умереть не способен. Он страдает. Социум наказал его так, чтобы Ларра осознал свои ошибки, а другим людям был урок о том, как не нужно действовать. «Старуха Изергиль» – поучение читателям, которые могут увидеть чужие ошибки, чтобы понять многое в устройстве общества.
Социальная справедливость не может быть без наказаний, предусмотренных за нарушения законов общества. Это и было показано М. Горьким в произведении «Старуха Изергиль».
Таким образом, под понятием «социальная справедливость» подразумевают комплекс мер поощрений и наказаний, которые позволяют обществу жить по правилам. Без них социум может быть разрушен.
Итоговое сочинение: Что такое общественная справедливость?
(426 слов) Как правило, в наши дни справедливость определяется законом, который исходит от власти. Источником права является нормативный акт, который регламентирует поведение граждан. Но бывает и так, что люди не согласны с позицией официального суда, потому что даже самые передовые реформы не учитывают всех тонкостей и аспектов дела, а потому их постоянно меняют. В этом случае речь идет об общественной справедливости — точке зрения, которая опирается на мораль, а не на закон. Рассмотрим примеры, чтобы лучше разобраться в теме.
Вспомним произведение А.С. Пушкина «Дубровский». Главный герой был лишен своего имущества по приговору суда. Чиновников подкупил богатый барин, и никто не мог помочь Владимиру оспорить это решение. В ту пору закон был на стороне богатых и влиятельных. От огорчения и бесправия умер отец Владимира, и молодой герой был очень зол на тех, кто лишил его всего. Крестьяне встали на сторону того господина, которого они знали и любили. Люди объявили бунт, сожгли дом Дубровского и ушли в леса, чтобы не доставаться Троекурову. А Владимир вместе с мужской половиной деревни стал разбойничать, чтобы наказать тех, кто его обманул и ограбил. Эти действие — яркий пример общественной справедливости. С моральной точки зрения, Владимир и его крестьяне правы, они не подчинились произволу и пошли против настоящих преступников. Но с точки зрения закона, их позиция неправильная, ведь они стали бандитами и держали в страхе всю округу. В данном случае закон и справедливость были противопоставлены друг другу, потому что у общества есть свое видение ситуации.
Не менее интересный пример продемонстрировал А.К. Толстой в романе «Князь Серебряный». Когда Никита Романович возвращался домой из Литвы, он увидел ужасную картину: всадники с собачьими головами на седлах разоряли деревню. Герой принял их за разбойников и решил наказать. Но вскоре узнал, что теперь так себя ведут государевы люди. По мере приближения к Москве он стал узнавать все больше подробностей новой жизни на Руси. Простой народ, пострадавший от действий опричников, стал собираться в вооруженные отряды и давать отпор врагам. Многие герои романа потеряли невест, сестер, жен из-за неудержимой похоти и жестокости слуг царя. За это они мстили им и преуспевали в своей борьбе. С точки зрения закона, они были смутьянами и бунтовщиками. А с точки зрения морали, они были правы, ведь защищались от тех, кто на них нападал без какого-либо разумного обоснования. Это и есть общественная справедливость: люди поднялись против произвола власти, чтобы себя обезопасить, раз закон этого сделать не может.
Таким образом, общественное видение справедливости совпадает с моральными законами, которые все мы должны уважать больше, чем законы. Система права постоянно совершенствуется и подстраивается под нравственные каноны только потому, что люди проявляют неповиновение и защищают свои права. Именно так и строится гражданское общество.
Итоговое сочинение: Что такое справедливость? (2 варианта)
Многомудрый Литрекон рассуждает на тему: «Что такое справедливость?». Аргументы, вступление, заключение, тезисы — все это Вы найдете в итоговом сочинении. Приятного просвещения!
Вариант 1
(422 слова) Справедливость — это нравственный компас, который указывает человеку правильное направление в жизни. Люди, наделенные им, всегда поступают так, как велят им здравый смысл и моральный кодекс. Главный принцип справедливости: все должны получить по заслугам, ничто не остается без последствий. Его воплощение мы часто видим в литературе, а она отражает реальность.
Например, в произведении А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» наглядно показана вся суть понятия «справедливость». Старуха была злой и алчной женщиной, которой, тем не менее, повезло в жизни. Старик поймал золотую рыбку, которая в благодарность за спасение исполняла все желания героини. Она тут же забыла о муже и сконцентрировалась на власти и богатстве. Своим стариком она помыкала, не жалея грубости и унижений, а рыбку захотела видеть своей рабой. Вот до чего дошли тщеславие и властолюбие старухи! Но волшебница вернула ее с небес на землю. Героиня осталась у разбитого корыта. Это и есть ее честно заработанное место. Рыбка поступила справедливо, отняв награды у недостойной женщины, которая ее даже не спасала. Ее решение логически обоснованно: подарки судьбы развили только дурные наклонности героини и сделали несчастным старика. И вердикт рыбки имеет моральную основу: человек не должен получать то, чего не заслужил.
Таким образом, справедливость всегда определяется соответствием логике и морали. Если поступок правильный, его обоснует здравый смысл и поддержит нравственное чутье. А если он плохой, то ему не найти оправдания в этих аспектах. Всегда нужно тщательно продумывать свои действия и сверяться с совестью, которая не даст оступиться.
Вариант 2
(400 слов) «Справедливость — это истина в действии» — говорил Бенджамин Дизраэли. Данное определение полностью отражает природу явления. Когда мы совершаем то, что должно, мы выступаем в защиту правды и имеем всю ее силу. Разум всегда указывает на справедливое решение и обосновывает его, опираясь на моральные каноны. Чтобы составить наиболее полное представление о справедливости, обратимся к литературным примерам.
Вспомним сказку А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Гордая Наина отвергала любовь пастуха, а затем и предложение воина. Девушка была слишком высокомерна и тщеславна, поэтому ее сердце не было способно на любовь. Многие кавалеры пытались добиться ее руки, но она была непреклонна. Неизменно красавица любовалась собой и считала себя лучше всех остальных. Но, как известно, миловидность проходит с годами, и Наина превратилась в уродливую старуху. И тогда ее самый преданный воздыхатель отказался от нее, ведь от прелести возлюбленной не осталось и следа, пока он тщетно старался расположить ее к себе. Отказ стал ударом для героини. Одиночество и старость окончательно испортили ее характер. Но Наина получила по заслугам: одаривая всех безразличием и холодностью, она сама пострадала от этих негативных проявлений. Мир обращался к ней так же, как и она к нему. В этом равенстве положений раскрывается сущность справедливости: как ты относишься к людям, так и они отнесутся к тебе.
Правильное решение всегда соответствует моральным канонам — это важно понимать, чтобы не упустить истину. Это доказывает поучительный пример Ермила Гирина из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Герой служил бургомистром и снискал народную любовь, потому что всегда поступал по совести и не злоупотреблял служебным положением. Для многих он был образцовым человеком, слову которого можно доверять, как своему. Но один соблазн все-таки проник в душу Гирина. Его брата забирали в рекруты. Ему было жаль родственника, и он заменил его имя другим. В армию пошел другой юноша. Ермила подвела привязанность к брату. Ради нее он пожертвовал истиной. Но ведь совесть безразлична к родословной, ее не обмануть. И герой всенародно покаялся в содеянном, он просто не мог больше жить с этим. Он понял, что не может подставлять другого человека даже ради спасения родственника, потому что этот подлог противоречит его нравственным принципам и общим законам морали. Справедливость всегда отвечает требованиям совести.
Таким образом, справедливость — это моральный ориентир, который всегда указывает на истину. Чтобы жить и поступать по совести, чтобы защищать правду, нужно всегда поступать так, как велит этот нравственный абсолют. Только так в мире будет комфортно и безопасно жить, ведь честность и справедливость — самые надежные провожатые в дебрях жизни.
Возможна ли абсолютная справедливость? итоговое сочинение ЕГЭ 2021-2022
ПОДЕЛИТЬСЯ
Возможна ли абсолютная справедливость 3 примера итогового декабрьского сочинения 2021-2022 по литературе на данную тему для допуска к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями.
Возможна ли абсолютная справедливость? готовое итоговое сочинение ЕГЭ 2021-2022
Многие из нас грезят об абсолютной справедливости, но если ли она на самом деле? Ведь понятие «справедливость» придумал человек, опираясь на свое воображение. В действительности ее не существует: ни в чем не повинные дети рождаются инвалидами, хорошие люди страдают, а плохие — наживаются на этом и не получают никакой кары. Побеждает сильнейший, а не достойнейший. Поэтому говорить об абсолютной справедливости не приходится, ведь мир не переделать. Чтобы доказать это, приведу литературные примеры.
Жизнь слишком сложна, и невозможно рассудить, что справедливо, а что — нет. Это подтверждает пример из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Счастливый финал вроде бы все расставляет по своим местам: плохие герои терпят поражение, а хорошие торжествуют. Но едва ли их триумф заслужен. После войны 1812 года благоденствуют только знатные господа вроде Ростовых и Безуховых. Да, они воевали честно, но едва ли больше Тихона Щербатого или Платона Каратаева. А что получили крестьяне за свои труды? Ту же кабальную зависимость от помещиков, то же неуважение. Ведь автор ставит Николаю в заслугу, что он не бьет больше своих подчиненных. При этом он и его семья живут за счет их подневольного труда и по-прежнему толком ничего не делают. Да, они неплохие люди, но их привилегированное положение не имеет ничего общего со справедливостью. Даже при положительном исходе нет реализации принципа «глаз за глаз». Если бы она была, отмена крепостного права последовала бы сразу после войны, а все достояние помещиков было поделено между людьми, и все бы работали в равных условиях. Как видно, даже в произведениях с хорошим финалом авторы не могут показать абсолютную справедливость, ведь ее даже представить себе сложно.
В реализме авторы стеснены рамками направления, ведь нужно показывать то, что есть на самом деле. А что, если мы проанализируем фантастическое произведение, где возможно все? Рассмотрим повесть Е. Замятина «Мы». Мир под властью тоталитаризма стал воплощением идеалов равенства: все обезличены, порабощены, лишены индивидуальности. Каждый человек — лишь винтик в общей системе. У жителей государства нет имен и даже причесок — все выглядят одинаково, отличаются только номера на одежде, как в лагере смерти. Каждый принадлежит всем: на любовь можно просто взять талон. Детей воспитывает государство, а взрослые должны лишь работать и думать об общем благе. Казалось бы, в такой системе возможна абсолютная справедливость, ведь ликвидированы все социальные противоречия между людьми. Однако справедлива ли их участь? За инакомыслие герои подвергаются репрессиям, элементарные права и свободы у них отбирают, а все инновации работают над тем, чтобы лишить их последнего — фантазии. При этом правитель живет в совсем других условиях. Поэтому даже тут, в стерильной обстановке антиутопии, нет места абсолютной справедливости.
Таким образом, абсолютная справедливость — это миф, который придуман человеком, как и само понятие справедливости. В действительности нет ни того, ни другого, но чем мы ближе к этому абстрактному принципу взаимодействия, тем меньше остаётся социальных и личных противоречий. Поэтому нужно стремиться к созданию равных условий и свобод, но не утрировать это стремление, которое может превратиться в основу для жуткой антиутопии.
Пример итогового сочинения №2
Общество всегда стремится к справедливости. Но возможна ли абсолютная справедливость? На этот довольно сложный вопрос можно ответить отрицательно, поскольку понятие справедливости относительно. То, что является справедливостью для одного человека, может не являться для другого человека. Порой два человека совершают одинаковые проступки, однако по ряду причин один из них несет ответственность, а другой – нет, что является несправедливым. Справедливость не может быть абсолютной, так как мнения людей субъективны. Чтобы доказать вышесказанную позицию, можно обратиться к нескольким художественным произведениям.
В романе А.С. Пушкина «Дубровский» показано, что из-за социальной несправедливости, с которой столкнулся Андрей Гаврилович Дубровский, у которого бывший друг Кирила Петрович Троекуров отобрал имение, воспользовавшись своим социальным и материальным положением, его сын Владимир Дубровский становится разбойником. Центральный персонаж организует разбойничью шайку, которая грабила богатых и влиятельных помещиков, привыкших к вседозволенности и безнаказанности. Некоторые литературоведы и исследователи называют Владимира Дубровского «благородным разбойником», который справедливо совершал возмездие и бунтовал против несправедливой крепостнической системы. Однако шайка Владимира Дубровского совершала такое же зло, что и знатные люди, увеличивая тем самым количество зла в обществе. Казалось бы, грабительство крестьянской шайки под предводительством Владимира Дубровского справедливо, однако в то же время оно противоестественно, незаконно и аморально. Такое двоякое отношение к поступкам Владимира Дубровского и его разбойничьей шайки указывает на то, что справедливость не может быть абсолютной.
Подобная мысль выражена в повести Н.В. Гоголя «Шинель» Когда крадут шинель у «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина, у которого не было ни денег, ни связей, чтобы повлиять на процесс разбирательства, «значительное лицо», являясь представителем власти, ничего не делает для того, чтобы помочь Башмачкину найти свою шинель. «Значительным лицом» не было предпринято ни одной попытки поймать воров и наказать их, добившись справедливости. Когда же шинель крадет у «значительного лица» призрак умершего Башмачкина, тот сразу же дает полиции распоряжение поймать «мертвеца» и наказать его. Автор показывает, что в основе двух ситуаций лежит воровство, однако действия совершаются разные: «значительное лицо» делает все возможное, чтобы была справедливость по отношению к нему, но ничего не делает для того, чтобы справедливость была по отношению к Башмачкину, являющемуся представителем простого народа. О какой абсолютной справедливости может идти речь, когда в одинаковых условиях представителями власти принимаются разные решения?
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что по многим причинам абсолютной справедливости в обществе быть не может.
Пример итогового сочинения №3
Возможна ли абсолютная справедливость? Вопрос достаточно сложный и интересный. Ответить на него непросто, но мне кажется, что абсолютная справедливость невозможна, поскольку оценивать поступки других людей и свои собственные человек часто не в состоянии. Пресловутый человеческий фактор, заключающийся в предвзятости суждений, также не способствует объективности. Кроме того, любой член общества жаждет занять наиболее выгодное, с его точки зрения, место, и обычно занимают его не те, кто отличается способностями и талантом, а хитрые и изворотливые люди, желающие как можно меньше трудиться и как можно больше получать.
Достаточно вспомнить Егора Полушкина из повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Все, за что ни брался персонаж, получалось ловко и ладно. Однако, обладая по-настоящему «золотыми» руками, Полушкин не удерживался ни на одном из рабочих мест, поскольку не мог принять условий труда. Например, в плотницкой бригаде местной строительной конторы Егор долго не задержался, поскольку делать что-либо небрежно он не умел, а остальные работники торопили Полушкина, заставляя приступать к новому объекту после сдаче кое-как сделанного предыдущего.
Казалось бы, вот он, человек, который работает на совесть. Но, кроме отборной ругани и небольшой зарплаты, Егор за твой труд ничего не получил. Возникает вопрос: где же справедливость?
То, что ее не существует, доказывает и опыт жизни другого героя из этого же произведения – Федора Ипатыча Бурьянова. Не имевший никаких талантов, но обладавший корыстолюбием, хитростью и умением заводить нужные связи, этот персонаж сумел устроиться лесником и за счет самовольных вырубок леса, незаконной охоты и рыбалки отстроить прекрасный дом и весьма неплохо устроить собственную жизнь.
И в этом случае о справедливости говорить не приходится, ведь браконьер стал лесником, что само по себе абсурдно.
Таким образом, абсолютная честность и объективность невозможны, ведь, как правило, по-настоящему талантливые люди еще и скромны, а их место занимают умеющие устроиться в жизни дельцы.