Что такое общественно полезная деятельность самопознание 8
Доклад на тему «Общественно-полезная деятельность»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цель : содействовать всестороннему развитию личности.
Его основными задачами: являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду;
— воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
— ценностное и творческое отношение к учебному труду;
-элементарные представления о различных профессиях;
-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
— мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Организуется два вида общественно полезного труда: труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу, по школе, столовой и др. труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др. В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу. Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений). В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию. Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности. Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
Главными направлениями трудовой деятельности школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, библиотеки. В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные.
Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: участие в озеленении и благоустройстве территории. Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива. Волонтерская работа. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.
Главное в организации трудовой деятельности учащихся школы – не сводить её только к усвоению программного материала. Труд в школе должен стать основой, на которой строится вся учебно-воспитательная работа. Результативность труда определяется его общественной полезностью. Однако каждое трудовое усилие должно завершаться видимым, ощутимым и для самого ученика результатом. Только при этом условии труд может стать для него потребностью. Поэтому в нашей системе воспитания исключительное значение имел общественно полезный труд.
На первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские взаимоотношения между учащимися, воспитать у них трудолюбие, самостоятельность. Научить ценить труд других.
Мы приобщаем к общественно полезной работе учащихся с первых дней их пребывания в школе.
Уже на первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские отношения между детьми, вызвать у них интерес к труду, приучить уважать труд других, воспитывать общественно-трудовые навыки.
Сначала мы организуем дежурство учеников по классу. Обычно назначаем двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу – это лишь один из видов общественно полезной работы учащихся.
Школа не может общественно полезную деятельность ограничивать только привлечением детей к дежурству (так как дежурство в сущности является для учащихся периодической обязанностью). Настоящая общественно полезная работа должна быть для каждого школьника постоянной, повседневной, систематической.
Общественно полезная работа, к которой могут быть привлечены учащиеся вспомогательной школы, многообразна. Однако воспитательная значимость всех видов такой работы неодинакова. Поэтому мы тщательно отбираем виды общественно полезной деятельности, учитывая интересы, силы и возможности учащихся.
Виды общественно полезной деятельности по годам обучения
Протереть своевременно классную доску.
Протереть своевременно парты.
Протереть своевременно подоконники, вымыть и полить цветы.
Прибрать на отдельных полках в шкафу.
Убрать после завтрака посуду, протереть столы.
Раздать и собрать тетради, альбомы, карандаши.
Выполнить обязанности санитара, старосты.
То же, что в I классе, и дополнительно:
Дежурство в столовой.
Уборка комнаты после труда.
Выполнение обязанностей помощника учителей по отдельным предметам: ритмике, рисованию, труду.
Помощь в изготовлении наглядных пособий.
То же, что во II классе, и дополнительно:
Уход за цветами в зале.
Организация классной библиотеки.
Шефство над учащимися I класса.
Забота о больных товарищах.
То же, что в III классе, и дополнительно:
Уход за цветами в школе.
Шефство в I и II классах.
Мытье полов, дверей и панелей в классе.
Участие в санитарной комиссии по школе.
Работа в составе совета дружины.
То же, что в IV классе, и дополнительно:
Шефство в I, II и III классах.
Помощь библиотеке (подбор книг, их ремонт, уборка помещения и т.д.).
Мытье окон, стен, школьной лестницы, полов в классе.
Украшение школы к праздникам.
Помощь слабым ученикам.
То же, что в V классе, и дополнительно:
Работа в библиотеке (выдача книг, их проверка).
Озеленение двора. Посадка деревьев, уход за ними и цветами.
Помощь в уборке школы.
Самостоятельный ремонт наглядных школьных пособий.
Мытье панелей в школе.
Уборка снега около двора.
То же, что в VI классе, и дополнительно:
Посадка деревьев и цветов на своих участках.
Починка парт, столов, стульев.
Организация уголка по подготовке к экзаменам.
Товарищеская помощь в подготовке к экзаменам.
Шефство над пенсионерами.
Как видно из перечисленного выше, общественно полезную работу мы постепенно усложняем из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Так, например, если ученик первого класса следил за порядком одной полки в шкафу, то во втором классе он уже отвечает за порядок всего шкафа. Если ученики второго года обучения ухаживают за цветами только своего класса, то на следующих годах обучения они ухаживают за цветами сначала в зале, затем в учительской и в других общих местах школы. Так постепенно расширяется круг обязанностей по каждому виду общественно-трудовой деятельности, увеличивается и количество поручений, выполняемых одним учеником. В старших классах эти обязанности выполняются более тщательно и самостоятельно.
Общественно полезная деятельность постепенно выходит за пределы класса, а затем и школы: дети озеленяют дворы, шефствуют над пенсионерами, помогают отстающим ученикам готовить домашние задания, собирают утильсырье и пр.
Вся общественно полезная работа продумывается, планируется нами до мелочей с учетом сил и возможностей каждого ученика. Важно также учитывать обстановку и условия работы.
Мы стремимся вызвать к жизни, мобилизовать и развить лучшие стороны личности своих учеников в процессе деятельности. Яркий пример этому – способность выпускников школы самостоятельно жить и трудиться с максимальной пользой для общества. Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе определяется той суммой навыков, которыми овладевает ученик, и степенью их прочности.
Деятельность человека
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Структура деятельности
Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:
Разберем компоненты этой схемы по порядку.
Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.
Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.
Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.
Цель деятельности — образ желаемого результата.
Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.
Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.
Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.
Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.
Субъект деятельности
Объект деятельности
Статус на рынке труда
Цель
Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату
Мотивы
Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме
Средства
Сайты поиска вакансий
Действия
Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях
Результат деятельности
Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость
Деятельность человека и активность животного
Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.
Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.
Деятельность человека
Активность животного
Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя
Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)
Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации
Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту
Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности
Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело
Деятельность человека носит созидательный характер
Активность животного носит потребительский характер
Отличительные признаки деятельности
Для деятельности характерны такие отличительные черты:
Сознательность, то есть сознательная постановка целей.
Продуктивность, то есть направленность на получение результата.
Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.
Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.
Виды (формы) деятельности
В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.
Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.
Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.
Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.
Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.
Мотивы деятельности
Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.
Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.
Социальные установки — ориентация человека на что-либо.
Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности
Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.
Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.
Классификация деятельности
В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.
В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.
Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.
Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:
познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;
ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;
прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.
Творческая деятельность
Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.
Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.
Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:
комбинировать уже существующие знаний;
создавать новые образы в сознании (воображение);
создавать яркие, сильные представления (фантазия);
получать знания неосознанно (интуиция).
Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.
Вопросы для самопроверки
Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.
Кто может быть субъектом деятельности?
Ученики 5А класса средней школы №151.
В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?
В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?
Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?
Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.
Общественно-полезная деятельность как ценность
Проявить социальную активность, социальную позицию учащийся, как и любой другой человек, может в общественно-полезной деятельности.
В рамках этой деятельности подростки овладевают способностью к социальному взаимодействию в зависимости от различных задач личности и требований социума, учатся ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в социуме. Причем важность этих способностей и навыков на конкретном возрастном этапе велика, так как, действуя в социуме, школьники не просто адаптируются к его условиям и усваивают предлагаемые обществом социальные роли и правила, но и учатся создавать нечто новое, преобразуя себя и окружающий мир. Подростку крайне важно получить со стороны других людей признание своих способностей, добиться доверия. Необходимо помочь подростку в поиске таких видов деятельности, которые имеют общественно-полезное значение и получают положительную оценку на разных социальных уровнях.
Таким образом, общественно-полезная деятельность позволяет оценить жизнь и деятельность личности с точки зрения общественных интересов, поскольку социальная значимость человека определяется тем, насколько его деятельность способствует благу общества. Когда подросток размышляет о смысле жизни, то он думает одновременно и о направлении общественного развития, и о конкретной цели собственной жизни. Для него важно «не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности» [11], определить, в какого рода деятельности в наибольшей степени раскроются его индивидуальные способности.
Ценностная ориентация на общественно-полезную деятельность имеет особое значение в связи с формированием у школьников деятельно-практического отношения к миру, которое основывается на потребности испытать собственные возможности для воздействия на окружающий мир, т.е. быть субъектом, чувствовать себя активным, деятельным, что предусматривает:
— приобщение к социально-выработанным формам активности;
— овладение способами позитивного преобразования окружающего мира;
— овладение целеполаганием, планированием, прогнозированием, оценкой своих действий и их результатов (последствий).
Опыт социального взаимодействия и участие в общественно-полезной деятельности формируют у подростков социальную компетентность, совершенствуют их способность ориентироваться в изменяющемся социуме и успешно решать проблемы социального взаимодействия.
Формирование у школьников ценности общественно-полезной деятельности будет свидетельствовать об их готовности к социальной активности как форме проявления личностной сущности и приобщения себя к социуму, стремления к социальному взаимодействию, о желании войти в круг широких общественных отношений, об осознании себя общественно значимым субъектом. Ценностное восприятие общественно-полезной деятельности означает сознательное отношение к другим людям, стремление найти свое место в социуме и играть в нем определенную роль, готовность к социальному функционированию в обществе.
Исходным педагогическим моментом в данном случае является необходимость развития у учащихся качеств, которые помогут им реализовать себя: самостоятельности и инициативности, уверенности в себе, способности к рефлексии, социальной мобильности, способности к сотрудничеству. Ценность же общественно-полезной деятельности будет свидетельствовать о способности подростков к социокультурному самоопределению, являющемуся стержневым свойством личности, свидетельствующим о готовности включиться в личностно мотивированную общественную деятельность.
Психолого-педагогическими условиями формирования ценности общественно-полезной деятельности следует считать условия, которые обеспечивают реализацию познавательных побуждений учащихся, развитие у них потребности в активных действиях, стимулируют проявление их активности в социальном взаимодействии, способствуют созданию мотивации к овладению новыми формами и средствами деятельности.
Обществознание. 6 класс
Конспект урока
Обществознание, 6 класс
Урок 8. Деятельность человека
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.
Цель – определённый результат, на достижение которого направлено действие человека.
Средства – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели.
Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность.
Объект – это то, на что направлена деятельность.
Результат – это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично).
Самореализация – процесс выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей.
Творчество – это вид деятельности, порождающий что-то качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Человек находится в постоянном движении. В течении всей своей жизни мы постоянно занимаемся какой-либо деятельностью. Деятельность человека имеет целенаправленный характер и преобразующее отношение к окружающему миру, это ее главная характеристика и отличительная черта от активности животных.
Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека включает следующие компоненты:
1. Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.
2. Цель – определённый результат, на достижение которого направлено действие человека.
3.Средства достижения цели – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели.
4. Сам процесс деятельности.
5. Результат деятельности (может быть, как положительным, так и отрицательным).
Деятельность имеет свою структуру:
Субъект деятельности и объект деятельности взаимосвязаны между собой.
Условно деятельность можно разделить на 2 вида:
По результатам деятельности выделяются:
Деятельность людей разворачивается в различных сферах жизни общества. Направления и содержание деятельности разнообразны, их можно разделить по существующим ценностям, социальным нормам на: моральную, аморальную, законную и незаконную. Существуют виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего развития. Такими видами деятельности являются: игра, общение, учение и труд.
Их условно можно представить в виде лестницы, где первая ступень «Игра», т.к. ребенок готовится к взрослой жизни. Вторая ступень – «Учеба», которая является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает её умственно и физически. И третья ступень «Труд», как основа жизнедеятельности человека. Общение, как вид деятельности присутствует.
Игра является основным видом деятельности дошкольников.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
О труде и учении, как отдельных видах деятельности, мы поговорим позже. Сегодня давайте остановимся подробнее на общении.
Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.
Различают следующие виды общения:
В деятельности происходит самореализация личности. Очень часто люди самореализовываются посредствам творческой деятельности.
Важнейшими механизмами творческой деятельности являются:
То, благодаря чему совершается любая деятельность, называется мотивом. В широком смысле под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности и тогда, мотив выступает как форма проявления потребностей. Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.
Неосознаваемые мотивы – это мотивы, выступающие в своем косвенном выражении (в форме переживаний, желаний). В таких случаях человек не отдаёт себе полного отчета в том, что именно им движет.
Деятельность людей никогда не побуждается одним мотивом, их всегда несколько.
Таким образом, можно прийти к следующим выводам:
Результат деятельности это все что сделано человеком.
Характерными чертами деятельности человека являются:
1. Сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты;
2. Продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);
3. Преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;
4. Общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Распределите особенности животного и человека по соответствующим группам.
Целесообразность в поведении
Активность животного Творческий характер
Деятельность человека Подчинение инстинкту
Сознательная постановка целей
Целесообразность в поведении
Сознательная постановка целей
Задание 2. Определите, верны ли утверждения, чтобы узнать, что называют конечным итогом, состоянием, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично).
Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.