Что такое общественно политическая деятельность
Политическая деятельность
Мотивационной основой политической деятельности выступают определенные политические интересы личности, различных социальных групп и слоев сус-пільства. В интересах концентрируется цель деятельности человека, что требует поиска соответствующих средств и методов обеспечения их.
Следовательно, политическая деятельность предполагает наличие необходимых объективных и субъективных условий и факторов, которые включают в себя субъекты и объекты деятельности и определенные отношения между ними; мотивы и способы влияния субъектов на объекты; цель и программу деятельности; осуществление соответствующих действий для достижения определенных результатов, а также контроль за самим процессом деятельности и его результатами (табл. 5).
Таблица 5. Иерархия субъектов политической деятельности
Виды субъектов
Разделение политических
субъектов по видам
и по принадлежности
Функции субъектов
Политические лидеры, властные структуры, руководящие органы политических организаций
Принятие политических решений, консолидация общества, преодоление конфликтов, организационная деятельность, борьба за самосохранение
Политические партии, движения, инициативные комитеты, общественные организации
Определение собственных интересов (самосознание), формирование общественно-политических структур, поддержание через массовые акции
субъектов по видам
и по принадлежности
Базовые (первичные) субъекты политики
Этносы, нации, классы, социальные слои, религиозные объединения, социально-демографические группы, территориальные объединения
Определение собственных интересов
(самосознание), формирование общественно-политических структур, поддержание через массовые акции
До конкретных проявлений собственно политической деятельности относят методы и средства волевиявляння субъектов политической жизни, в частности такие, как участие в избирательной кампании, действия, связанные с принятием законов и других правовых актов общегосударственного масштаба, борьба политических партий и организаций за установление определенного политического режима или формы государственного устройства, участие в национально-освободительном движении. В пределах собственно политической деятельности осуществляются управление социально-политическими процессами и институтами, дипломатическая практика и др. Политическая деятельность детерминируется интересами и потребностями человека, которые реализуются путем ее участия в различных институциональных и стихийных формах такой деятельности.
Определяющим фактором политической деятельности является политическое сознание. Принимая участие в политических процессах, люди руководствуются определенными идеями, взглядами, убеждениями, чувствами и настроениями. Политическое сознание является формой осознания групповых потребностей и интересов и средств удовлетворения их, а следовательно, она определяет организацию и развитие политической деятельности, основные формы которой в конечном счете подчинены борьбе за власть, за господство с целью удовлетворить преимущественно групповые интересы. Активная роль сознания в осуществлении политической деятельности заключается в том, что познавательная деятельность побуждает практическую деятельность. На основе определенных теоретических концепций производятся программные положения и требования, из них вытекают или ними определяются стратегические и тактические рекомендации, реализация которых приводит к разработке конкретных практически-политических планов, до провозглашения лозунгов и призывов, принятие резолюций и, наконец, до конкретных действий. Таким способом происходит связь политических идеалов с предметным политической деятельностью.
Политическая деятельность в стиле согласования интересов основывается на принципе толерантности (то есть терпимого отношения при общей несогласии, несовпадения с интересами и позиции других политических сил); на признании правомерности существования и осуществления многообразных интересов и целей, которые не противоречат правам и свободам человека (принцип плюрализма); на компромиссности политики, а это означает склонность идти на уступки, жертвовать
Политическая деятельность может быть направлена на сохранение, определенные изменения существующего общественного и государственного состояния или на улучшение роли субъектов политической деятельности на основе сохранения законов, политических и правовых норм или на основе внесения некоторых изменений в них. Здесь могут быть использованы различные средства воздействия как административного, правового, так и экономического, социального и морального характера.
В политической жизни общества граждане принимают участие в таких практических мероприятиях, как демонстрации, шествия, пикетирование, митинги, выборы представительных органов и всевозможные кампании, проводимых политическими партиями и организациями.
Своими действиями (речи, скандирование, транспаранты), даже самим фактом многочисленного собрания присутствующие пропагандируют идею, которая объединила их. При этом они теснее сплачиваются, возникает готовность немедленно и непосредственно приступить к осуществлению идеи. Митинги были одной из начальных и самых распространенных форм политического участия в период возрождения политической жизни нашего общества, начиная со второй половины 80-х годов. Синдром «митинговой демократии» является признаком ранней стадии политического развития общества, политическим деятелям которого присуща претензия на господство какой-то одной идеи, преобладание эмоционального над рациональным, замена логических аргументов силой вопли. В условиях митингового стиля политической борьбы трудно или вовсе невозможно достичь согласия. Противостоять господствующей идеи митинга может только митинг иной идеи.
Разновидностью политического функционирования является политическое лидерство. Политическим лидером может быть глава государства, руководитель политической партии, общественного движения, объединения. Признаками политического лидерства является признание большинством граждан, членами определенной политической структуры конкретного человека за высочайший авторитет, готовность подчиняться ей, выполнять ее указания.
Политика как деятельность.
Наука предлагает разные определения политической деятельности. Приведем два из них.
1. Политика — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.
2. Политика представляет собой особую разновидность деятельности, связанную с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство.
Вдумайтесь в эти определения, сравните их. В них вы сможете усмотреть, во-первых, деятельностный характер политики; во-вторых, особую роль в этой деятельности больших социальных групп, а также партий и государств; в-третьих, связь их деятельности с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти.
Политическая деятельность включает в себя государственное управление, т. е. такое воздействие на общество, на те или другие стороны социального развития, при котором требования властей поддерживаются силой закона и специальных государственных учреждений, в том числе и силовых (полиции, армии, органов госбезопасности). Она охватывает также и воздействие политических партий на ход общественных процессов и принятие государственных решений. Партии и другие политические объединения, с одной стороны, связаны с различными социальными группами, опираются на их поддержку, а с другой — выражают интересы и стремления этих групп, осуществляют давление на правительство или участвуют в выработке государственных решений.
Политическая деятельность проявляется и в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества. В ходе политической деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это может быть и сотрудничество, союз, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба.
Субъектами политики являются, во-первых, большие социальные общности, к которым относятся социальные группы и слои, классы, нации, сословия и т. п.; во-вторых, политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения); в-третьих, политические элиты — сравнительно небольшие группы, концентрирующие в своих руках власть; в-четвертых, личности, и в первую очередь политические лидеры.
Обратимся к вопросу об объектах политики. Вы знаете, что различаются политика внутренняя и политика внешняя. Каков же объект каждой из них? Нетрудно понять, что внутренняя политика имеет своим объектом общество в собственной стране, а внешняя — мировое сообщество, международные отношения, т. е. отношения с другими странами. В зависимости от объектов, на которые направлена внутренняя политика, различают экономическую, социальную, национальную, демографическую, молодежную, экологическую, культурную, кадровую политику. В свою очередь, в экономической политике выделяют научно-техническую, структурную, аграрную, инвестиционную, финансовую, внешнеэкономическую. (Вероятно, вы сами сможете назвать объекты каждого из названных направлений политики.)
Из рассмотрения объектов политической деятельности можно сделать вывод, что политика воздействует на все общество, на все стороны его жизни. Отсюда следует вывод об огромном значении политической деятельности в развитии общества.
ЦЕЛИ И СРЕДСТВА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Политическая деятельность, как и всякая иная, предполагает определение ее целей. Они подразделяются на долгосрочные (их называют стратегическими) и текущие цели. Цели могут быть актуальными, приоритетными и неактуальными, реальными и нереальными. Насколько актуальна, с одной стороны, и реальна — с другой та или иная цель, можно ответить лишь путем полного и точного анализа основных тенденций общественного развития, назревших социальных потребностей, расстановки политических сил, интересов различных социальных групп.
Особое значение имеет вопрос о наличии средств, с помощью которых можно реализовать намеченные цели. Применительно к политической деятельности этот вопрос рассматривал выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469—1527 гг.). «Излишне говорить, — писал он, — сколь похвальна в государстве верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность. Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия. Поэтому в душе он всегда должен быть готов к тому, чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны, то есть, как было сказано, по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла».
Итак, политический деятель («государь»), как считал Н. Макиавелли, «ради сохранения государства» может нарушить данное слово и вообще «не чураться и зла». И в наше время есть политические деятели, которые, рисуя светлый образ провозглашаемых целей, оправдывают использование для их достижения лжи, материалов, компрометирующих оппонентов, и иных совсем не благих средств. Особенно неразборчивы в средствах организации, приверженные к крайним взглядам и мерам. Борясь за свои политические цели, они считают возможным устраивать уличные беспорядки, захватывать административные здания, устраивать драки с политическими противниками и т. п.
Формуле «цель оправдывает средства» противостоит другой взгляд на соотношение политики и морали: подчинить политику нравственности. Однако многие ученые отмечают, что политическому деятелю нередко приходится выбирать: либо для предотвращения опасности проводить жесткие меры, не вполне соответствующие «абсолютной морали», либо своим бездействием допустить ущерб для общества. Моральный предел, который нельзя переступить, сегодня отражен в документах о правах человека, в международном гуманитарном праве.
Напомним, что всякая деятельность представляет собой совокупность действий. Политическая деятельность включает в себя самые разнообразные действия: организацию партий и принятие правительственных решений, избирательные кампании и выступления в парламенте, политические митинги и дипломатические переговоры, проведение партийных съездов и обращения к народу, разработку политических программ и референдумы, государственные перевороты и визиты правительственных делегаций. Это могут быть акции отдельного человека или группы, которые выступают как субъекты политической деятельности.
Политические действия бывают направлены на то, чтобы «сделать что-то» (например, добиться принятия какого-либо закона и т. д.), или «не допустить чего-то», или «прекратить что-то» (например, прекратить межнациональный конфликт). В связи с этим следует рассмотреть не только действие, но и бездействие. Как можно было бы оценить бездействие государственного лидера перед лицом опасности государственного переворота? Как оценить бездействие человека в отношении выборов (неучастие в выборах)? И в том и в другом случае бездействие позволяет другим участникам политических событий провести свою линию.
Действия субъектов политики могут быть рациональными и иррациональными. Рациональные — это действия осознанные, спланированные, с ясным пониманием целей и необходимых средств. Иррациональные — это действия, мотивированные главным образом эмоциональными состояниями людей, например их раздражением, ненавистью, чувством страха, впечатлениями от происходящих событий. В реальной политической жизни рациональное и иррациональное начала сочетаются, взаимодействуют.
Политические действия бывают стихийными и организованными. Стихийно возникший митинг и тщательно подготовленная партийная конференция — примеры таких действий.
Далеко не всегда политическое действие приводит к достижению поставленной цели. Например, убийство народовольцами Александра II привело к результатам, которые существенно отличались от целей борьбы «Народной воли». (Вспомните, каковы были цели этой организации. Каковы были последствия террористического акта против царя?)«Политика — это лабиринт, из которого выбраться труднее, чем войти».
У. Гладстон (1809—1898 гг.,
В последнее время возросло значение таких методов политической деятельности, как убеждение, изучение общественного мнения, конструктивный диалог различных политических сил, контроль за соблюдением правовых норм, прогнозирование последствий тех или иных политических действий. Все это требует от субъектов политики высокой политической культуры, морального самоконтроля, политической воли.
ВЛАСТЬ И ВЛАСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Поскольку политическая деятельность связана с воздействием на власть или использованием власти, рассмотрим это понятие более обстоятельно. При этом учтем, что с ним вы встречались многократно и в курсе истории, и при изучении обществоведения. Вам, конечно, знакомы слова, которые в основе имеют греческие корни «кратос» или «архи», означающие «власть», «господство»: аристократия, демократия, монархия и т. п. Вы, вероятно, знаете и то, что власть — это способность и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо: оказывать воздействие на поведение людей с опорой на авторитет, право, а если необходимо, то подчинять своей воле с помощью принуждения. В политологии существуют различные классификации власти.
Власть в сфере экономики называется экономической властью, которая распределяется между высшими государственными органами, промышленными и финансовыми компаниями, фирмами, их руководителями и владельцами. Власть военная находится в руках Верховного главнокомандующего (в России по Конституции им является Президент страны), военачальников. Духовная власть, т. е. власть идей, — это влияние на общество наиболее авторитетных писателей, ученых, журналистов, церковных деятелей, а также владельцев и руководителей средств массовой информации, которых иногда называют властью информационной. Государственную власть осуществляют органы государства и лица, облеченные высшими полномочиями согласно Конституции страны (в государственной власти выделяют законодательную, исполнительную и судебную). Различные субъекты политики стремятся овладеть властью во всех сферах жизни общества. Возможность влиять на все общество в целом дает политическая власть, которой обладает государство, а в политических партиях и движениях — их лидеры.
Политическая власть как государственная возникла около 5 тыс. лет назад. Однако еще в предшествующие тысячелетия возникла потребность регулировать взаимодействия людей, придать им организованность, подчинив общим правилам поведения. Такое регулирование на ранних этапах человеческой истории осуществлялось волей народного собрания, совета старейшин, военных вождей. Чем многообразнее становилась деятельность людей, чем заметнее было социальное неравенство, тем больше различий приобретали их интересы, тем острее была нужда в их согласовании, в особой деятельности, направленной на упорядочение, интеграцию общества, предотвращение хаоса, дезорганизации, разрушения социальных связей. Эта особая деятельность превратилась в профессиональную: появился слой людей, главным занятием которых стало управление делами общества, осуществление властных функций. Возникло государство, которое стало главным орудием реализации политической власти.
Властная деятельность — это в основном деятельность по выработке и принятию властных решений и их проведению в жизнь. Русский философ И. А. Ильин (1883—1954 гг.) так охарактеризовал эту деятельность: «Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к хотению и решению. Властвовать — значит как бы налагать свою волю на волю других, однако с тем, чтобы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется.
Минюст опубликовал свой вариант определения политической деятельности
В пятницу Минюст опубликовал законопроект, определяющий понятие «политической деятельности» в законе об НКО. Сейчас это занятие в совокупности с иностранным финансированием ставит организацию по угрозу попадания в реестр иностранных агентов.
Расплывчатость этого определения привела к тому, что под законодательство об иноагентах попало больше сотни правозащитных организаций, НКО, занимающихся экологической защитой и наблюдением на выборах.
Одним из самых больших скандалов в этой сфере стало попадание в ряды иноагентов фонда «Династия» Бориса Зимина, занимавшегося развитием науки. Из-за попадания в реестр фонд был закрыт. И это не единственный случай, когда признание иностранным агентом приводило к ликвидации организации. Такая же участь, например, постигла организацию ЮРИКС, которая занималась защитой прав человека. Ее руководитель Анита Соболева даже входит в СПЧ. Однако в деятельности организации нашли политическую составляющую, ссылаясь, в частности, на ее деятельность, связанную с делами по экологии.
Разработкой определения, опубликованного сегодня Минюстом, занималась специальная рабочая группа под руководством первого замглавы администрации президента Вячеслава Володина. Она включала в себя ряд правозащитников, представителей Общественной палаты и Госдумы.
Согласно предложенным поправкам, деятельность будет признаваться политической «в сфере государственного строительства и основ конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, обеспечения суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития РФ, функционирования политической системы, органов государственной власти и местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, на формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия».
Также в законопроекте указаны формы, в которых может осуществляться деятельность.
Сюда попадают: участие в организации публичных мероприятий; деятельность, направленная на получение определенного результата на выборах и наблюдение за ними; публичные обращения к госорганам и органам местного самоуправления; распространение оценок принимаемых государственными органами решений; деятельность, направленная на формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения и обнародования опросов общественного мнения; вовлечение граждан в такого рода деятельность и ее финансирование.
Многие общественники уже раскритиковали поправки. «Политической деятельностью предложено считать всё», — написал в своем фейсбуке руководитель Комитета по предотвращению пыток Игорь Каляпин.
«Минюст пошел по простому пути и, по сути, включил в закон все то, что суды и региональные подразделения Минюста признавали политической деятельностью. Они собрали и просто впихнули в одно место все страхи власти перед обществом и НКО», — уверен сопредседатель движения по защите прав избирателей «Голос» Григорий Мельконьянц. Впрочем, замечает эксперт, не стоит говорить об ухудшении или улучшении ситуации, по сути, сохранился статус-кво. «Большое количество форм для политической деятельности фактически будет все так же приводить к тому, что ни одна НКО не сможет прогнозировать, попадет она под это определение или нет», — поясняет он.
В случае же наблюдения за выборами Мельконьянц вообще видит «замкнутый круг».
В конце прошлого года иностранным агентам было запрещено в какой-либо форме участвовать в выборах. «А теперь за эту же деятельность ты и попадаешь в реестр», — указывает правозащитник.
Также Мельконьянцу непонятно, будут ли теперь признаваться политической деятельностью заявления руководителей и членов НКО, сказанные на сторонних мероприятиях, например на «круглых столах» или фуршетах.
Член ОП Елена Тополева-Солдунова, принимавшая участие в деятельности рабочей группы, подчеркивает, что при проработке вариантов изменений в законодательство эксперты особое внимание уделяли тому, чтобы НКО признавалась занимающейся политической деятельностью только в случае, если под определение одновременно подходят цели, сферы и формы ее деятельности.
«Пока, судя по комментариям к поправкам, я не вижу, что на это обращается внимание. Либо люди невнимательно читают закон, либо это недостаточно четко прописано, — говорит эксперт. — Потому что если бы все три эти пункта — цель, сфера и форма деятельности — совпали, то тогда да, организация занимается политической деятельностью. Если же совпадают один или два пункта, то никакой политики тут нет».
В поправках появился и новый пункт — «деятельность в сфере социально-экономического развития РФ». Тополева-Солдунова считает, что он лишний, так как «может быть расширительная трактовка».
Впрочем, появился вроде бы и положительный момент: к политической деятельности не должна относиться деятельность в сфере науки, культуры, здравоохранения, социальной поддержки, защиты растительного и животного мира и т.д. Однако и здесь прописано, что это не будет работать в случаях, если истинные цели этой деятельности будут подпадать под определение в законе. «Опять нет четкости, — замечает Мельконьянц. — И это опять наводит на мысль, что ни одна НКО не сможет однозначно сказать, что она не попадает под это определение».
Поправки эти пройдут еще много стадий, прежде чем стать законом. Так что возможности его корректировки еще есть.
Обществознание. 11 класс
Конспект урока
Обществознание, 11 класс
Урок 26. Наука «Политология». Политическая деятельность
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Политика – сфера государственной и общественной деятельности, связанная с отношениями между социальными группами внутри страны и между государствами.
Государственная власть – один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти – население страны.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
2. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Басик Н. Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Аверьянова Ю. И. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы.– М.: Просвещение, 2016 г.
Открытые электронные ресурсы::
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Политика является предметом изучения особой общественной науки – политологии. Родоначальником политической науки считается итальянский философ Н.Макиавелли. Именно он в своей работе «Государь» впервые сформулировал предмет политологии.
Политология- это наука о политической власти и управлении. Политика – сфера государственной и общественной деятельности, связанная с отношениями между социальными группами внутри страны и между государствами.
Рассмотрим подробнее политическую деятельность. Нам знакомо уже понятие деятельность. Вспомним, что в структуре любой деятельности выделяют субъекты и объекты. Субъектом политики могут стать отдельные люди, индивиды. Немецкий ученый Макс Вебер выделял три группы политиков в зависимости от степени их вовлеченности в политику:
Кроме индивидов, субъектом политики могут стать целые социальные группы, например, классы, народы, сословия и другие. Вы можете вспомнить из истории, какую роль сыграла буржуазия в буржуазных революциях в Европе 17-18 веков, рабочий класс в октябрьских событиях 1917 года в России.
Следующим субъектом политики являются политические организации, среди которых важнейшими являются государство и политические партии.
Политические элиты, то есть небольшие группы людей, сосредоточившие в своих руках значительный объем политической и власти и оказывающие наибольшее влияние на принятие политических решений, также являются важным субъектом политической деятельности.
Итак, субъектами политики выступают личности, социальные группы, политические организации, политические элиты.
В зависимости от объекта политического воздействия выделяют следующие направления политики: экономическая, социальная, молодежная, экологическая и другие.
Важнейшее место в структуре политической сферы общества занимают политические институты. Политический институт— это форма организации деятельности людей, связанная с функционированием органов государственной власти и управления. Политические институты удовлетворяют потребность общества в интеграции, общественной безопасности и порядке. Основными политическими институтами являются государство и партии.
В процессе политической деятельности люди вступают в различные взаимосвязи взаимодействия, которые называются политическими отношениями. Это могут быть отношения между государством и гражданами; между различными государствами; между государством и негосударственными институтами, например, церковью; между государственными органами, например парламентом и правительством и другие.
В определении политики ключевыми словами являются «власть» и «управление». Так что же такое власть?
Сразу на ум приходит власть родителей в семье, власть командира в военной части, руководителя в учреждении, президента в стране. Так что же общего между этими видами власти? Очевидно, что это возможность повелевать, отдавать приказы, подчинять своей воле действия других людей. Выделяют основные виды власти: это экономическая (контроль над экономическими ресурсами); социальная (возможность влиять на положение социальных слоев); информационная (контроль над СМИ); принудительная (контроль над людьми с помощью физической силы: армии, полиции, судов); и наконец, власть политическая. о ней поговорим подробнее.
Типы политической власти (по М.Веберу)
Примеры и разбор решения заданий
1)Политической деятельностью в демократическом государстве должны заниматься только профессиональные политики;
2)Деятельность, в том числе и политическая, присуща всем живым существам;
3) В политической деятельности люди могут проявить свою гражданскую позицию;
4)В переломные моменты истории большие социальные группы часто становились активным субъектом политики
Правильные ответы: 3; 4.
2. Вставьте пропущенные слова, выбирая из списка правильные ответы:
1. В зависимости от _______ политического воздействия выделяют следующие направления политики: экономическая, социальная, молодёжная, экологическая и другие.
2. Политические _________ — различные взаимосвязи взаимодействия, в которые вступают люди в процессе политической деятельности.
Правильный вариант: объекта; отношения.