Что такое общественное бытие
Понятие общественного бытия и общественного сознания
Распространение принципа первичности материи по отношению к сознанию на общественную жизнь обусловливает необходимость различения в ней материальных и духовных явлений и выяснения закономерностей их взаимосвязи. Для обозначения материальных явлений общества в марксистской философии, как уже отмечалось, применяется понятие «общественное бытие», для духовных — понятие «общественное сознание».
Общественное бытие включает в себя деятельность людей по созданию необходимых для их жизни материальных благ. Эта деятельность осуществляется на основе использования орудий труда в процессе воздействия на природу с целью сделать ее пригодной для удовлетворения имеющихся у общества потребностей. В ходе трудовой деятельности людей устанавливаются соответствующие отношения их между собой и с природой.
Отношения людей с природой выражаются и фиксируются в определенных видах орудий труда, отношения же их между собой выражаются в производственных отношениях — в формах собственности на средства производства и соответствующих им формах распределения производимых материальных благ. Производственные отношения, будучи главным компонентом общественного бытия, не исчерпывают его содержания. Общественное бытие включает в себя и другие моменты, в частности материальные отношения, возникающие в семье между супругами, между родителями и детьми, некоторые (материальные) культурно-бытовые отношения и т. д.
Общественное бытие — это вся совокупность материальных отношений, в рамках которых протекает реальный процесс жизни людей, вся совокупность общественных материальных условий их существования.
Если понятие «общественное бытие» касается материальной жизни людей, условий производства материальных благ, то понятие «общественное сознание» касается их духовной жизни, особенностей духовного производства общества.
Общественное сознание — это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, материальные условия их жизни.
Общественное сознание является отражением общественного бытия так же, как сознание вообще есть отражение существующей вне и независимо от него действительности. Будучи конкретизацией общефилософского принципа об отражении сознанием существующей вне и независимо от него действительности, положение об отражении общественным сознанием общественного бытия, однако, включает в себя ряд специфических моментов, которые делают его вполне самостоятельным философским принципом, касающимся особого аспекта взаимосвязи сознания и бытия.
В самом деле, если в общефилософском плане (в плане диалектического материализма) сознание отражает действительность в том смысле, что оно является ее образом, копией, то в общесоциологическом плане (в плане исторического материализма) сознание (общества) отражает общественное бытие не в форме образов, «снимков» составляющих его частей, а в форме обусловленности содержания общественных идей, воззрений, чувств, стремлений и т. п. экономическими условиями жизни людей.
Например, признание браков по расчету нравственными в капиталистическом обществе, несомненно, отражает экономическое положение буржуа, его общественное бытие, основанное на господстве капиталистической частной собственности и товарно-денежных отношениях, но оно не является образом этого бытия, этого экономического положения, а лишь обусловлено последним, им вызвано к жизни. Или другой пример. Учение ряда древнегреческих философов о том, что одни люди по своей природе предназначены быть рабовладельцами, а другие рабами, отражает в конечном счете общественное бытие рабовладельцев, их стремление оправдать рабовладельческий строй, но данный философский взгляд не является истинным.
Говоря о том, что общественное сознание отражает общественное бытие в форме обусловленности содержания первого вторым, мы не должны думать, что этот вид отражения не может быть копией общественного бытия, не может выступать в форме объективной истины. В определенных исторических условиях содержание общественного сознания может представлять собой объективную истину.
Это бывает тогда, когда установление истинного положения вещей соответствует интересам того или иного господствующего класса и когда его интересы соответствуют потребностям исторического развития материальной жизни общества, тенденциям изменения общественного бытия. Например, общественное сознание- прогрессивных классов, выступающих против отживших свой век исторических форм бытия, как правило, содержит в себе объективную истину, в той или иной степени отражает действительное положение вещей. Так, общественное сознание буржуазии, когда она вела борьбу против феодализма, исторически изжившего себя и тормозившего дальнейшее развитие общества, в той или иной степени отражало реальное положение вещей, то есть содержало в себе элементы объективной истины.
Впоследствии же, когда капиталистическая частная собственность стала преградой развитию производительных сил, когда возникла объективная необходимость ее замены социалистической собственностью, общественное сознание буржуазии, в частности, разрабатываемые ее идеологами теории уже не могли исходить из действительного положения вещей, наоборот, они, стремясь доказать непреходящий характер капитализма, необходимость его вечного существования, стали сознательно или несознательно искажать его.
Впервые общественные, воззрения становятся последовательно научными, выражающими объективную истину лишь в тот период, когда на мировую политическую арену выходит пролетариат, заинтересованный в познании законов общественного развития для осуществления своей исторической миссии — уничтожения частной собственности и эксплуатации человека человеком и построения коммунистического общества.
Марксистско-ленинское учение об определяющем влиянии общественного бытия на общественное сознание позволяет увидеть в борьбе идей отражение материальных противоречий, борьбу классов. Действительно, если различные общественные идеи и теории возникают как отражение общественного бытия, определяются экономическим положением людей, то в классовом обществе сознание не может быть единым, надклассовым. У каждого класса формируется свое собственное сознание, понимание окружающей его действительности, которое соответствует экономическим условиям его бытия.
Общественное же бытие различных классов в антагонистическом обществе, как известно, различно и даже прямо противоположно. Антагонистическая противоречивость общественного бытия неизбежно ведет к антагонизмам и в сфере сознания, к столкновению различных идей, воззрений. И чтобы правильно сориентироваться в общественной жизни, чтобы разобраться во всем многообразии различных точек зрения, общественных идей и теорий, надо всегда иметь в виду классовую природу общественных идей, теорий.
Общественное бытие и общественное сознание
К. Маркс показал, что жизнь общества по сути своей практическая. Но само по себе признание деятельности, практики основной формой жизнедеятельности общества еще не есть материализм.
Такое признание не выводит за пределы идеалистического понимания истории, поскольку остается открытым вопрос: существует ли объективная основа сознания, направляющего и вооружающего практическую деятельность людей? Ответ на этот вопрос предполагает переход от внешней очевидности к постижению сущности средствами теории.
Ни в коей мере не отрицая огромной роли идей, вытекающей из факта целенаправленности человеческой практики, К. Маркс продолжил анализ дальше: в чем причина господства в определенные исторические периоды именно этих, а не иных взглядов? Почему со временем они перестают удовлетворять большие массы людей, которые начинают группироваться вокруг новых идей, норою принципиально отличающихся от старого строя мысли? Это обстоятельство нельзя объяснить, оставаясь только в кругу самих идей и их анализа. Но как разорвать этот круг? Где выход? Может быть, изменения общественного сознания связаны с тем, что меняется биологическая природа человека? Нет, такой путь — тупиковый: как биологический вид человек не менялся на протяжении всей известной нам истории цивилизации. Что же менялось? Радикально изменялись условия жизнедеятельности людей, а вместе с ними и на их основе и сами люди, их взгляды, системы ценностей, целевые установки, теоретические концепции.
Как уже отмечалось, Маркс следующим образом выразил основополагающую для философской теории общества зависимость сознания от бытия: «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни».
Общественное бытие людей — это и есть та объективная общественная реальность, своего рода социальная материя, которая отражается в общественном сознании, определяет его и обусловливает в конечном счете направление его движения, его «взлеты» и «падения», открытия и иллюзии. В этом смысл слов К. Маркса, что идеи не имеют собственной истории, потому что их история — это отражение в общественном сознании развития и изменения общественного бытия. Общественное сознание представляет собой осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.
Материалистическое решение вопроса о соотношении общественного бытия и общественного сознания не только противопоставляет материалистическое понимание истории идеалистическому, но и позволяет распространить на явления общественного сознания принципы социального детерминизма, причинной обусловленности явлений. А это, в свою очередь, открывает возможность последовательного научного анализа духовной жизни общества, объяснение явлений сознания из особенностей общественного бытия. Так, если в реальном бытии человек подчинен господству стихийных природных или общественных сил, если он не может из-за неразвитости общественных отношений поставить эти силы под свой контроль реально, на практике, то в общественном сознании это причудливым образом отразится в мифах, религиозных взглядах, надеждах на справедливость в потустороннем мире и т. д.
В обществе, в котором существует сословная пирамида, увенчанная высшим сословием во главе с монархом, деспотом или любым другим авторитарным правителем, это реальное положение находит отражение и закрепление в соответствующей морали, где высшими нравственными принципами считается личная преданность, послушание «детей» строгим, но справедливым «отцам общества», а также в обожествлении личности тех, кто в действительности стоит на вершине иерархической зависимости.
Итак, для понимания прошлого и настоящего, для анализа тенденции будущего надо начинать не с того, что думала и думает о себе та или иная эпоха, а с анализа общественного бытия людей этой эпохи. Изучение закономерностей и противоречий общественного бытия дает ключ к пониманию политических, правовых, философских, эстетических, религиозных взглядов и теорий, то есть всей совокупности форм общественного сознания.
Материалистическое решение вопроса об общественном бытии и общественном сознании — это исходный методологический принцип познания и тех процессов, которые происходят в нашем обществе.
Остановимся в этой связи на вопросе о таких негативных явлениях в жизни советского общества, как снижение трудовой активности и инициативы, падение дисциплины и утрата чувства хозяина; они возникли не на пустом месте. Материалистическая методология ориентирует на то, чтобы объяснять их не произвольными изменениями в сознании людей, а теми процессами, которые происходили и происходят в их реальном бытии, в сложной системе социально-экономических отношений. XXVII съезд КПСС, XIX Всесоюзная партийная конференция обнажили эти процессы, показав, что нарушение социалистического принципа распределения по труду вело к нарастанию элементов уравниловки, к падению стимулирующей роли заработной платы.
Эта объективная черта бытия людей, отразившись в их сознании, рождала равнодушие, вела к снижению инициативы, утрате заинтересованности в качественных результатах труда. Сложившаяся административно-бюрократическая система управления экономикой деформировала процесс функционирования социалистической собственности как собственности самих трудящихся. Соответственно в сознании людей этот реальный факт создавал представление об общественной собственности как «ничьей» и отражал соответствующее к ней отношение.
Прямым следствием, основывающимся на материалистическом подходе к анализу общества, является вывод, что для изменения сознания, ценностных ориентации, установок людей необходимо менять, совершенствовать их бытие. Нисколько не принижая роли воспитательной работы, следует все же иметь в виду, что сознание общества изменяется прежде всего в ходе и на основе практической деятельности людей, включения их в реальный процесс перестройки всех сторон жизни общества. Именно так был поставлен вопрос на XXVII съезде КПСС: «Было бы наивно представлять, будто чувство хозяина можно воспитать словами. Отношение к собственности формируется прежде всего теми реальными условиями, в которые поставлен человек, возможностями его влияния на организацию производства, распределение и использование результатов труда».
Может возникнуть вопрос: но кто же, как не сами люди, и каким образом будут менять это наличное, существующее бытие, мешающее развитию инициативы, утверждению заинтересованного, хозяйского отношения к делам общества? Не попадаем ли мы в замкнутый круг, из которого нет выхода?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо учесть сложную взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания. Передовые идеи возникают не на пустом месте: они отражают реальные противоречия бытия и объективную необходимость его практического преобразования. В этом смысле они вторичны и зависимы от бытия. Но в такой зависимости и таится сила этих идей: именно потому, что они отражают объективную потребность, идеи распространяются, утверждаются, развиваются. Они просветляют и окрыляют людей, становятся могучими факторами деятельности, силой, преобразующей как индивида, так и общество. Изменившийся индивид, осознавший свое положение в данной общественной системе, свои потребности и интересы, включается в практическую деятельность но гуманизации существующих порядков.
Общественное сознание относительно самостоятельно. Оно не только подчинено внешним детерминантам, но имеет и внутреннюю логику своего развития, связанную с преемственностью идей, с тем, что на появление нового в сознании активное влияние оказывает накопленный ранее мыслительный материал. В результате получается, что, хотя в основе своей логика идей определяется логикой «вещей», логикой реальных процессов, между общественным бытием и общественным сознанием нет жесткой однозначной связи. Эта связь носит сложный диалектический характер.
Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется и в форме его активности. Иначе говоря, оно способно взаимодействовать с другими общественными явлениями, обратно влиять на породившее его общественное бытие. С фактом активности общественного сознания прямо связан вопрос о роли идей, сознательного начала в общественном развитии. Этот вопрос решается в марксистской философии в пользу признания важной роли идей, субъективного фактора вообще в реальных процессах общественной жизни. Поскольку люди руководствуются идеями в своей деятельности, постольку чем большая масса людей встанет под знамя тех или иных идей, тем сильнее будет их воздействие на общество. Очевидно, что влияние идей на массы зависит от характера самих идей, их соответствия интересам масс, а также от того, насколько подготовлена историческая (социальная) почва для их восприятия и реализации в деятельности масс.
Руководствуясь этими общими положениями теории, можно оценить процессы, происходящие в сознании советского общества в условиях перестройки. Необходимость обновления социализма исторически назрела, но для ее осуществления требуется осознание того, что по-старому жить уже нельзя, что нужен новый взгляд и на собственное развитие нашего общества, и на его отношения с окружающим миром, и на международное развитие в целом. Этот новый взгляд формируется на основе выработанной партией концепции и стратегии перестройки. Речь идет о глубоких изменениях в общественном сознании, отказе от сложившихся стереотипов, устаревших идеологических установок, традиций и методов работы, о формировании нового мышления, включая приоритет общечеловеческих ценностей. Поэтому можно с полным основанием сказать, что перестройка означает не только революционное преобразование экономической и политической системы советского общества, но и представляет собой подлинную революцию в общественном сознании.
Жизненность и силу идеям перестройки дает их соответствие насущным потребностям развития социализма и то, что они получают всенародную поддержку. Успех перестройки, размах и основательность преобразований зависят от превращения идей перестройки в активные практические действия широких масс народа. И сейчас в полной мере остается в силе ленинское положение о том, что без революционной теории не может быть и революционного движения. Таким образом, будучи отражением реальных противоречий бытия на современном этапе развития советского общества, идея перестройки, овладевая массами, соединяясь с организованной практикой, сама превращается в величайшую силу преобразования.
Итак, вторичность общественного сознания и его относительная самостоятельность — таковы две наиболее фундаментальные закономерности развития общественного сознания.
Категории «общественное бытие» и «общественное сознание» предельно абстрактны. В этом не только их ограниченность, но и сила: с их помощью удается провести первый логический разрез общественного организма, необходимый для его дальнейшего всестороннего исследования средствами как философии, так и других общественных наук.
Вместе с тем надо учитывать ограниченность этих абстракций. Было бы величайшей ошибкой полагать, что, выучив опре деления данных категорий, человек получит универсальную отмычку на все случаи жизни. Чтобы знать историю, надо ее изучать; чтобы постичь законы экономики, надо знать экономику. Рассматриваемые категории не избавляют от необходимости конкретных исследований общественной жизни. Они дают исследователю только общие контуры правильного подхода к изучению общественных проблем.
Общественное бытие и общественное сознание
Общественное бытие людей, по Марксу, есть реальный процесс их жизни. Люди живут и действуют в различных отраслях общественной жизни. Это и есть их общественное бытие. В основе общественного бытия людей лежит их экономическая деятельность. Ведь для того, чтобы жить и работать, люди прежде всего должны есть, пить, одеваться и т.д. А это все обеспечивается людьми в процессе общественного производства, экономической жизни.
Но люди в обществе не только живут, производят и развивают формы своей общественной жизни, но и отражают в своем сознании данное бытие, размышляют о нем, воссоздают его в виде образов, идей и теорий. Если общественное бытие есть жизнь непосредственная, то мысли об этой жизни есть жизнь опосредованная, отраженная в сознании.
Вот эта сторона общественной жизни людей – жизнь, опосредованная сознанием, производная, духовная – является областью общественного сознания. Общественное сознание есть сознание общественных отношений, отражение общественного бытия.
Так, литература и искусство описывают, изображают лишь то, что уже существует в жизни, или то, что в жизни зарождается. Политические и моральные идеи суть отражения в головах людей потребностей жизни общества. Общественное бытие первично, а общественное сознание вторично, производно.
Люди, живя и действуя в обществе, вырабатывают, создают различные представления и идеи о своей общественной жизни.
В этой связи нужно различать сознание как свойство каждого разумного существа и сознание как понимание сущности общественных отношений, в которых человек живет и действует. В первом смысле человек всегда действует сознательно, во втором же смысле, когда имеется в виду общественное сознание, он может действовать бессознательно, стихийно.
Сознание как свойство человеческой деятельности может относиться к сфере удовлетворения личных, будничных интересов человека. Маркс называл такое сознание обыденным.
Первичность общественного бытия в отношении общественного сознания состоит не только в том, что явления общественного бытия возникают раньше, чем они отразятся в общественном сознании людей, и состоит не только в том, что общественное бытие является независимым от общественного сознания, но еще и в том, что общественное бытие определяет общественное сознание.
Если общественное бытие людей различно, то различны и их взгляды на бытие. Л.Фейербах говорил: “В хижинах думают иначе, чем во дворцах”.
Общественное бытие и общественное сознание.
Над тайнами своего бытия люди стали задумываться с тех пор, как вообще возникло человеческое общество. Общественное бытие – это материальная (объективная) основа человеческой жизнедеятельности. В структуру общественного бытия входят:
1) технико-технологические отношения (отношения человека к природе), выражением которых является уровень развития производительных сил;
2) производственные отношения (отношения производства, распределения, обмена, потребления);
3) воспроизводство самого человека как социального существа;
4) материальные отношения людей вне производственной деятельности (быт, семья).
Общественное сознание – это вся совокупность общественных идей, взглядов, теорий, чувств, настроений, мнений людей: отражение общественного бытия + общ. сознание оказывает на общество обратное воздействие. Предметом социальной философии является познание общества как целостной системы, анализ взаимодействия всех ее структурных элементов и выяснение их роли в этом взаимодействии.
Сюда входят:
1) вопросы устройства общества, т.е. выяснение того, из каких «комплектующих» оно складывается и как они взаимосвязаны;
2) вопросы закономерностей общественного развития;
3) проблемы направленности исторического процесса;
4) проблемы периодизации истории;
5) вопросы источников и движущих сил развития общества.
Формы общественного сознания.
По мере развития общественного бытия возникают и обогащаются познавательные способности человека, которые существуют в следующих основных формах общественного сознания: моральной, эстетической, религиозной, политической, правовой, научной, философской.
Мораль — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.
Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и целостных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества.
Право — это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Правосознание — это знание и оценка права. На теоретическом уровне правосознание предстает в виде правовой идеологии, которая является выражением правовых взглядов и интересов больших социальных групп.
Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов.
Религия — это форма общественного сознания, основой которой становится вера в сверхъестественное. Она включает в себя религиозные представления, религиозные чувства, религиозные действия.
Философское сознание — это теоретический уровень мировоззрения, наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и всеобщем методе их познания, духовная квинтэссенция своей эпохи.
Научное сознание — это систематизированное и рациональное отражение мира в специальном научном языке, опирающееся и находящее подтверждение в практической и фактической проверке своих положений. Она отражает мир в категориях, законах и теориях.
Культура и цивилизация: философский аспект.
Интерес к проблемам культуры и цивилизации не утихает вот уже два столетия. Понятие культуры возникает в античности. А идея культуры возникает в 18 веке. Противопоставление понятий культуры и цивилизации стало обсуждаться в конце 19 – начале 20 веков.
Культура рассматривается философией как творческая деятельность людей во всех сферах бытия и сознания. Она также может рассматриваться как совокупность накопленных в данном обществе знаний, умений, навыков и правил поведения, социальных норм и ценностей. Важнейшими составляющими культуры являются язык, знаковые системы, используемые людьми для общения и взаимодействия друг с другом. Усвоение культуры осуществляется с помощью обучения. Культура создается, культуре обучаются.
В философии принято различать понятия «культура» и «цивилизация».Это различие встречается уже в работах немецкого философа к. XVII – нач. XIX вв. Канта. Кант считал, что цивилизация начинается с установления человеком правил жизни и поведения. Цивилизованный человек воспитан, вежлив и внимателен. Культура же – это не просто образцы поведения. Она предполагает определенную степень нравственности. Культурный человек следует «золотому правилу» этики: «Не делай другому того, чего не желаешь, чтобы сделали тебе».